Необходимость наличия и предъявления по требованию инспектора ГИБДД страхового полиса ОСАГО обусловлена не только правилами дорожного движения, но и Федеральным законом №40. Этот документ принципиально отличается от других видов страховки, поскольку он обязателен, а другие – по желанию автовладельца, на добровольной основе. Ежегодно, начиная с момента анонсированной реформы, цель которой усовершенствование автострахования, в законодательстве происходят изменения. Страховка автомобиля ОСАГО в 2022 году будет оплачиваться дифференцированно.
Трансформации законодательства о страховке авто
Право выбирать страхового агента или организацию сохраняется за владельцем транспортного средства, несмотря на обязательность этого процесса. Для осуществления договора можно обратиться по любому адресу, где это право закреплено официально. Разброс цен – основная причина, по которой нужно ответственно отнестись к выбору страхового брокера или агентства.
Базовые тарифы на ОСАГО регулируются Центробанком РФ. Стоимость полиса не может ни занижаться, ни завышаться, компания не вправе делать скидки даже самым постоянным и выгодным клиентам. Однако стоимость все равно выходит разная, и водители иногда пребывают в недоумении по поводу ценового разброса. В наступающем, 2022 году страховка автомобиля по ОСАГО будет рассчитываться по новым правилам, и водителям, у которых в багаже есть нарушения ПДД, будут начисляться большие суммы. Приобретение полиса для них станет более невыгодным предприятием, чем для тех, кто водит аккуратно.
Есть и другие, не менее важные нововведения:
- власти намерены отказаться от бумажных носителей, а оформление документов между страховщиком и водителем, проводить в электронном формате;
- это позволит не тратить время на сбор подтверждающих документов, что немаловажно для владельца ТС, оказавшегося в аварийной ситуации;
- тем, кто проживает в удаленной местности, адресовано мобильное приложение, для отправки данных фото- и видеофиксации;
- это означает, что полис можно получить на их основании и автомобиль не обязательно везти на ежегодный ТО.
Комментарий эксперта. В. Яковлев, юрист с многолетним стажем работы:
«Вопрос, подорожала ли в наступающем году страховка, поставлен некорректно: в ней просто произошли важные изменения. Это сделано в рамках продолжающегося реформирования системы страхования. Аналитики и эксперты уверены, что нововведения просто сделают расценки более справедливыми и для водителей, и для страховщика. У аккуратного автовладельца риски минимальные. Человек, который перманентно является участником ДТП, вынуждает к большему расходу на возмещение убытков. Разумной представляется дифференциация по водительскому стажу и категории автомобиля. Нет нужды объяснять, что суммы выплат на дорогое ТС неминуемо окажутся значительнее».
Что изменилось в расчетах при страховании автомобиля
Начиная с момента введения обязательного страхования (а это произошло почти 19 лет назад), при заключении договора страховки автомобиля, стоимость ОСАГО-2022, определялась несколькими факторами – местом проживания (регионом регистрации авто), возрастом и стажем вождения автовладельца, мощностью двигателя.
Центробанк принял решение постепенно расширять коридор базовых ставок, они увеличились и в сторону уменьшения, и в направлении увеличения на 30%. Дальнейшее расширение направлено на возможность корректировать стоимость для аккуратных водителей и тех, кто регулярно становится участником дорожно-транспортных происшествий.
Интересно! Профессиональный уход за вашим любимым автомобилем
Регулятор – инстанция, в обязанности которой входит повышение правовой и финансовой грамотности населения. Поэтому намерение увеличивать и уменьшать базовые ставки, было анонсировано в сообщении от Пресс-службы ЦБ. В нем говорилось:
- на сегодняшний день минимальная БС по ОСАГО для физлиц составляет 2,471 тыс. руб., максимальная – в размере 5,436 руб.;
- это не относится к таксистам и юрлицам, для которых установлены отдельные ставки;
- в стране наблюдается высокий уровень аварийности, одной из причин которого является разница между уровнем подготовки и профессионализмом водителей;
- тарифы, по мнению регулятора, существенно недооценены, особенно, для физлиц, которые заняты перевозкой пассажиров, поэтому повышение коснется таксистов;
- эта мера позволит демократизировать ставки для водителей, которые не принимали участие в ДТП, и не столько за счет профессиональной подготовленности, сколько благодаря своему ответственному стилю вождения.
Теперь страховка автомобиля ОСАГО без техосмотра – вполне реальна, она не привязана к этому процессу, вопрос об обязательном осмотре и выявлении неисправностей будет регулироваться другими методами. Это правило работает только для личных автомобилей, которые находятся во владении физического лица. Второе важное изменение – сокращение сроков вступления договора в действие. Ранее до этого должно было пройти трое суток, с момента заключения в электронной форме. За страховщиками осталось право устанавливать временной лимит до старта, поэтому при оформлении страховки этот момент необходимо обязательно уточнить.
Дополнительная информация
В стадии тестирования пока находится еще одно нововведение, которое, видимо, вступит в полную силу с момента перехода на электронную форму, без бумажных носителей. Интересно, что теперь страховые компании вправе самостоятельно устанавливать часть индивидуальных факторов для определения базовой ставки. Ограничения в этом наборе касаются только дискриминации по религиозному или национальному признаку.
Интересно! Lexus продолжает создавать отличный имидж бренда
В. Чистюхин, зампред Центробанка, сообщил, что в стенах регулятора не видят смысла устанавливать точный перечень факторов, которые могут повлиять на оценочные суждения страховой компании. Он уверен, что использоваться будут критерии, наработанные зарубежными коллегами. Там оценивают стиль вождения владельца авто, обращают внимание на наличие у него семьи и недвижимого имущества. Считается, что такие люди водят автомобиль более взвешенно, не прибегая к неоправданным рискам и меньше склонны нарушать общепринятые правила.
Он уверен, что цена страховки ОСАГО на автомобиль в 2022, даже с учетом нововведений, будет разумной, и завышать тарифы не позволит не только существующая конкуренция, но и борьба за клиента, который не представляет особенных рисков. На всякий случай все же установлен потолок, превышать который страховая компания не может. Это – базовый тариф по региону, умноженный на три. В Москве водитель может заплатить максимально 22,8 тыс. руб., минимально – в районе 2 тысяч в национальной валюте. Впрочем, самый низкий порог – для пожилых водителей, у которых нет за плечами аварий, а автомобиль – малолитражка.
Методы расчета страховки ОСАГО
Эксперты уверены, что теперь, в 2022, самостоятельно рассчитать страховку ОСАГО на автомобиль, водителю будет затруднительно, если не невозможно. Решение проблемы несколько облегчит электронная форма оформления документов. Теперь заняться поисками подходящего варианта, можно не выходя из дому и не тратя бензин на поездки. На сервисах ОСАГО-онлайн приводят сразу несколько коэффициентов, которые необходимо учитывать. Они сгруппированы в таблицы, и в некоторые внесены изменения.
Так, например, по стажу и возрасту автовладельцев теперь делят на 58 категорий, а региональные коэффициенты тоже планируется трансформировать в рамках реформы, но позднее. Хотя по этому вопросу проведены статистические исследования и выявлено, что место проживания почти не влияет на обращение с машиной и соблюдение дорожных правил.
В основные коэффициенты теперь входят:
- регион проживания, который оценивают не по густоте заселенности и климатическим условиям, а по уровню аварийности;
- бонус-малус, или количество аварий у каждого водителя за расчетный период;
- стаж вождения и возраст автовладельца (если ТС находится в эксплуатации у нескольких граждан, принимается во внимание минимальный возраст и опыт управления транспортным средством);
- предыдущее обстоятельство дает возможность использовать еще один коэффициент – количество водителей, минимальный – для того, кто ни с кем не делит свое ТС;
- страховку может существенно утяжелить мощность двигателя, если она свыше 150 л. с. применяется максимальный К – 1,6.
Официальный расчет страховки ОСАГО в 2022, на автомобиль, оформленный на короткий срок иностранцем, включает КП – непродолжительность пребывания и, соответственно, страхования. У граждан России, которые тоже оформляют полис менее, чем на год, есть понижающий коэффициент.
При расчете водителю придется учитывать не только все эти нюансы, но и то, что изменилось с января 2022 года – изменение БТ, их рост для нарушителей, отвязку приобретения полиса от прохождения ТО (теперь за это будет отдельное административное денежное взыскание, в крупных городах нарушителей будут выявлять камеры фото- и видеофиксации), небольшие трансформации в коэффициентах городов.
Самое простое, что можно сделать, чтобы получить не предварительный результат (который, возможно, окажется больше или меньше, чем получилось у автовладельца) – обратиться к онлайн-калькулятору, который сейчас можно найти на разных сайтах. Там же можно убедиться, что предлагаемая страховыми брокерами самая дешевая страховка на автомобиль 2022 – не предел мечтаний и у добросовестного страховщика стоимость ОСАГО может быть и ниже.
Что потребуется для оформления страхового полиса
Особенных изменений в списке не произошло, но все же стоит убедиться, что документы для страховки автомобиля ОСАГО 2022 собраны полностью перед тем, как обращаться за оформлением полиса даже в электронном формате. В подробных инструкциях по этому поводу упоминается, что страхование жизни водителя входит в обязательную страховку и водитель вправе от него отказаться, если страховая компания включает его в стоимость ОСАГО. Заявление писать заранее не нужно, оно заполняется в страховой компании или на сайте. Далее строго по списку:
- нужен паспорт или другое удостоверение личности заявителя, но водительское таковым не является;
- обязательно потребуется свидетельство о регистрации авто;
- если автомобиль еще не зарегистрирован – то паспорт ТС;
- удостоверение водителя или всех, кто управляет конкретным автомобилем.
В августе требовали еще диагностическую карту ТО, но в свете произошедших изменений она уже не нужна. Эксперты советуют предварительно позвонить в несколько компаний и выбрать самый бюджетный вариант. Если потребуют личного визита, откажитесь от услуг такого страховщика – в новом году все должны предоставлять услугу в виртуальной реальности.
Размышляя над необходимостью оформления страховки, стоит вспомнить, что по закону она непременно должна быть у каждого участника дорожного движения. Даже если полис еще действующий и по недоразумению оставлен дома, придется заплатить штраф в 500 рублей. Просроченный полис приравнен к его отсутствию, придется заплатить 800 руб.
Через небольшой промежуток времени может снова потребоваться документ, и если его нет, то снова последует начисление штрафа. Если человек аккуратен в вождении и у него скромный автомобиль, штрафные санкции в сумме со временем превысят стоимость страховки.