Перед покупкой автомобиля каждый водитель задумывается о том, что лучше выбрать: автомат или вариатор. Далее рассмотрим отличительные черты и принцип работы каждого.
Автоматическая коробка передач
Для начала нужно знать, как заводить машину-автомат. Благодаря автоматической коробке передач транспорт определяет передаточное движение самостоятельно. Таким образом, водителю будет гораздо легче выполнить задачу, которая заключается в троганье с места.
Польза от автомата:
- Надежность. Эта конструкция существует более полвека. За все время ей пришлось пройти массу доработок и изменений. И теперь устройство наделено высокой безопасностью.
- Легкость в управлении. Благодаря гидромеханической коробке можно более точно дозировать тягу. Кроме этого автомат хорошо справляется на разгонах, когда нужно совершить маневр или обгон.
- Простота в обслуживании. Потребуется специальная жидкость для гидротрансформатора. Водители часто допускают большую ошибку, называя ее «маслом». Но, стоит отметить ее доступную цену. Да и заменять ее потребуется не так часто. В современных автоматах намного меньше электронных компонентов, чем в вариаторе.
Недостатки автомата:
- Высокий расход топлива. Он всегда будет выше, чем на автомобилях с другими видами трансмиссий.
- Мало динамики. Безусловно, нынешние автомобили наделены плавностью и скоростью. Но, все заключается в потерях гидротрансформатора и разрывов потоков мощности. А на динамические характеристики это оказывает большое влияние.
- Низкий КПД. На него влияют потери мощности и крутящегося момента в гидротрансформаторе. Коэффициент полезного действия силовой установки не такой высокий, как у машин с вариатором или механической коробкой передач.
Принцип работы
В гидромеханической автоматической трансмиссии есть два основных элемента: редуктор и гидротрансформатор. Первый элемент содержит в себе все шестерены в постоянном зацеплении, а второй служит заменой сцеплению. Благодаря такой конструкции получается компактный и законченный механизм.
Вариатор
Благодаря ему крутящийся момент передается от двигателя к колесам. Кроме этого, вариатор плавно меняет передаточное отношение. Оно может производиться не только автоматически, но и вручную.
Польза от вариатора:
- Экономность. Благодаря высокому коэффициенту полезного действия эффективность значительно повышается. По сравнению с автоматом затраты на топливо будут значительно меньше.
- КПД. Он на 10 процентов выше, чем у остальных типов автоматических передач.
- Динамичность разгона. Переключений передач в вариаторе нет. За счет этого можно забыть о разрыве потока мощности. Вследствие этого разгон становится динамичнее.
- Плавный ход. Именно за счет отсутствия переключения хода значительно увеличивается.
Недостатки вариатора:
- Большие затраты за обслуживание. Все дело в том, что в устройстве применяются специальные материалы для смазки. При обслуживании они требуют замены. У таких трансмиссий не большой межсервисный интервал, но масло стоит довольно дорого. Если использовать дешевые аналоги, понадобится дорогостоящий ремонт, так как они зачастую приводят к серьезным поломкам.
- Сложность электроники. Во всех вариаторах установлена управляющая электроника со сложным программным обеспечением. Иногда оно может выйти из строя. В таких случаях понадобится прошивка.
- Трудности при ускорении. Так как переключения отсутствуют, управление тягой двигателя при разгоне будет сложнее.
Что лучше?
Все зависит от целей и задач, которые стоят перед автомобилем. В случае, когда главную роль играет экономия и динамика, значит отличным вариантом будет вариатор. Но, если требуется высокая надежность, следует приобрести гидромеханический автомат.