Железная дорога своими руками

Как сделать макет железной дороги в миниатюре

Хобби бывают разными: кто-то тихо и спокойно собирает марки или фантики, вмещая всю свою коллекцию в толстый альбом в верхнем ящике стола, кто-то играет в гольф по субботам, а кто-то выбирает в качестве увлечения целое направление искусства и посвящает ему всю свою жизнь.

Именно так можно сказать о любителях и фанатах железнодорожной или жд миниатюры, ведь для создания поделки подобного рода мало одного желания – потребуется немало времени, усилий, тщательного сбора информации, иногда и ресурсов, и финансовых вложений, а также, несомненно, умения, чтобы в результате у вас получилась настоящая собственная железная дорога в миниатюре.

Особенности и виды жд моделизма

Железная дорога в миниатюре – предмет интереса не только детей, но и взрослых, причем взрослых даже больше и чаще. Практически у каждого ребенка была детская игрушка в виде жд станции с рельсами, паровозами и вагонами, а если она стоила подороже, то в комплект входили различные железнодорожные знаки, семафор, фигурки машинистов и другие интересные детали.

Играть в такое интересно, но всегда хотелось большего, к примеру, чтобы жд сеть была развитее и содержала множество разветвлений и поворотов рельсов, чтобы модельки поездов были инерционными или двигались сами по себе, а вы могли управлять ими с помощью пульта, чтобы было много дополнительных элементов: тоннели, мосты, дороги с транспортом, деревья, люди и т. д.

Чтобы сделать такую игрушку, вернее, уже не игрушку, а настоящий макет железной дороги своими руками, необходимо здорово потрудиться, а не у всех детей есть такая возможность, поэтому наверняка понадобится помощь родителей. Хорошо, если они разделят ваше увлечение жд миниатюрой и помогут в создании поделки. Взрослому любителю жд моделизма, конечно же, в этом плане легче.

Что касается направлений, в которых существует хобби жд в миниатюре, то их разделяют несколько:

  • одни просто коллекционируют только игрушечные рельсы, поезда и все сопутствующие им аксессуары;
  • другие тоже коллекционируют, но уже масштабные модели;
  • третьи – занимаются именно изготовлением железных дорог в миниатюре, воссоздавая целые исторические станции и вокзалы, прокладывая настоящую железнодорожную сеть из разных направлений путей, занимаясь фактической реконструкцией определенных объектов;
  • кто-то старается сделать миниатюрные копии реально существующих или существовавших локомотивов и поездов в малейших деталях;
  • а еще один интересный вид жд моделизма – парковая или садовая железная дорога, для создания которой используются весьма крупные масштабы, поэтому такой макет железной дороги можно использовать даже в качестве аттракциона и перевозить в нем людей.

Немного истории

Железная дорога в миниатюре – совсем не дань моде и не новое явление, ведь история жд миниатюры и моделизма насчитывает уже более ста пятидесяти лет. Впервые макет железной дороги появился, как игрушка, в девятнадцатом веке (во второй его половине). Обеспечение необходимых промышленных объемов взяла на себя Германия в лице фирмы — производителя Märklin. Их железные дороги в миниатюре были так качественны и хороши, что даже царская семья заказала себе такой макет для Зимнего Дворца.

Основываясь на масштабах жд, представленных в миниатюре германского производства, позже были приняты стандарты масштабирования для железнодорожного моделизма. К концу девятнадцатого столетия к делу подключилась и Америка, впервые в мире выпустив на рынок электрическую модель железной дороги (производитель – фирма Carlisle&Finch).

Практически до середины прошлого века и обычная игрушка в виде жд рельсов с поездом, и идеально точная копия или железная дорога в миниатюре воспринимались одинаково, однако, после игрушки перестали вызывать такой ажиотаж, а моделизм стал формироваться, как серьёзное увлечение, постепенно находя все больше и больше поклонников.

Поэтому производители старались угодить и своим новым почитателям – взрослым, которые жаждали собирать полноценный миниатюрный макет железной дороги. Для этого они стали выпускать более усовершенствованные модели, где рельсы можно было складывать в полноценное жд полотно в миниатюре, где у локомотивов и вагонов было много деталей и элементов, куда также входили различные здания, дорожная атрибутика и знаки, семафор и т. д.

В наше время уже практически не осталось фирм-гигантов мирового масштаба, которые бы занимались подобным производством, однако существует немало маленьких успешно функционирующих компаний, специализирующихся на выпуске определенных моделей поездов или дополнительных аксессуаров, без коих невозможна железная дорога в миниатюре.

Масштабы, комплектующие и другие нюансы

Чтобы сделать макет железной дороги, вы должны разбираться во многих нюансах, к примеру, в каких масштабах обычно выполняется железная дорога в миниатюре, какого вида наборы и конфигурации поделки могут получиться, нужна ли схема и где ее взять, как быть с комплектующими, необходимыми деталями и различными аксессуарами и т. д.

Стандарты масштабов и размеров для жд моделизма бывают самые разные. Наиболее распространенными являются типоразмеры, носящие условное обозначение ТТ и НО.

Типоразмер ТТ – от английского Table-top trains– означает, что макет железной дороги выполняется масштабом один к ста двадцати (1:120) с шириной колеи в двенадцать миллиметров. Такая железная дорога в миниатюре еще носит название двенадцатимиллиметровой. Также в ней делаются все подвижные модели поездов – это осуществляется посредством подведения электричества по рельсам, хотя можно и подключить через контактную сеть электровоз.

Большое количество моделей и всевозможных аксессуаров для сборки жд миниатюры этого типоразмера выпускают:

  • немецкие компании Berliner TT Bahnen, Tillig;
  • небольшой выбор есть у европейских производителей Roco и Piko;
  • компания Jago радует поклонников раритетными моделями старинных локомотивов;
  • русские фирмы «Пересвет» и «ТТ-модель»;
  • американские PossumValleyModels, GoldCoast(некоторые модели вагонов и локомотивов).

Другой распространенный типоразмер – НО. Название происходит от английского сокращенного HalfZero или половинка нуля. Макет железной дороги в этом случае производится в масштабном соотношении один к восьмидесяти семи (1:87). Существует еще типоразмер 0, в котором масштаб берется вдвое больше, то есть, 1 к 45. А здесь получается половина нуля, но используется латинская буква О вместо него в обозначении.

Железная дорога в миниатюре в таком масштабе считается наиболее популярной и широко распространенной в мире за счет того, что ее можно сделать, не используя сложные приспособления, к тому же эти модели железных дорог и достаточно крупные для детализации, но в то же время вполне удобные и компактные для размещения макета в доме или квартире.

Железная дорога в миниатюре этого типоразмера тоже является подвижной: энергия поставляется от контактной сети или по рельсам (в случае наличия электрических двигателей в моделях локомотивов). Плюс – у вас есть возможность использовать и дополнительные интересные элементы при создании поделки:

  • устройство дымогенератора, который будет работать на масле и создавать дымовой эффект над тепловозами или паровозами;
  • установка звукового декодера в подвижной состав – сможете воспроизводить любые звуковые файлы, имитирующие шумы и звуки движения поездов и т. д.;
  • устройства СЦБ, что расшифровывается, как сигнализация, централизация и блокировка.

Существуют и различные другие типоразмеры. К примеру, масштабный стандарт G, разработкой и выпуском которого занималась с 1968 года и занимается до сих пор немецкая компания LGB. Это ярчайший пример садовой железной дороги, предназначенной для расположения под открытым небом. А вообще, чем больше выбирается масштаб, в котором выполняется железная дорога в миниатюре, тем детальнее должен повторяться прототип, учитываться мельчайшие подробности и элементы.

Сделать своими руками или купить?

Сегодня можно найти немало тематических форумов, специальных изданий, посвященных железнодорожному моделизму. Вы можете приобретать различные элементы по отдельности и собирать их потом воедино, монтируя собственный макет железной дороги.

Однако прежде всего вам понадобится определиться с доступным свободным пространством. Сможете ли вы выделить для расположения макета половину или даже целую комнату? Если нет, то придется сначала заняться сооружением подмакетника или оборудованием специального места. Для этого можно задействовать хотя бы отдельный стол либо сделать выдвижную / откидную столешницу, которая будет использоваться только для вашего проекта и больше ни для чего другого, а значит, вам не придется каждый раз складывать и убирать макет.

Есть еще варианты модульных макетов, которые состоят из отдельных блоков, консольных конструкций (вы можете прикрепить подмакетники к стенам, словно полки) и подъемных (легко убирается под потолок).

Масштаб для квартиры тоже лучше брать соответствующий, к примеру, с типоразмером 1:87 вы много не сделаете, ведь вам по минимуму понадобится пространство один на три метра. Лучше остановиться на масштабах 1:120 или 1:160, так как проектировка макета в еще более мелком типоразмере Z (1:240) потребует очень больших умений, усилий и финансовых вложений.

Для создания собственной миниатюрной железной дороги вам понадобится придумать и продумать до мельчайших подробностей ее будущий вид. Возможно, начать стоит с самой простой схемы, к примеру, сделать только одно рельсовое кольцо и локомотив с несколькими вагонами. Со временем будете добавлять к проекту дополнительные пути, составы, семафор и знаки, вокзал и здания, фигурки людей и т. д.

Опытные мастера уже умеют создавать целые подробные ландшафты – горы и равнины, мосты и тоннели, леса и поля, миниатюрные улицы, многочисленные развилки путей, депо и прочие интересные штуки.

Даже для самого простого проекта лучше сделать схему. Просто попробуйте нарисовать, что именно вы хотите создать. Если в ваших планах создание железной дороги определенной исторической эпохи, то понадобиться досконально изучить всю доступную информацию по этой теме, найти архивные фотографии, срисовать их и т. д.

Также подробная схема понадобится для изготовления моделей паровозов и вагонов. Вы можете воспользоваться схемой-чертежом определенной машины, разыскав ее фото. Просто поделите реальные размеры того или иного поезда на нужный вам масштаб и у вас будет готовый план постройки.

Пошаговый план работы

  1. Обеспечиваете пространство для проекта и делаете подмакетник (простую конфигурацию можно разместить даже на фанерном листе).
  2. Переносите на подмакетник схему будущей жд миниатюры (рисуйте, как будут проходить рельсы, размечаете развилки и повороты, дороги, где вы разместите здания или строения). Для сложного рельсового расположения схему можно проектировать на компьютере в специальной программе.
  3. Прокладываете рельсы. Рельсовый материал можно купить в специализированном магазине или сделать их самостоятельно. Поскольку по рельсам в подвижных дорогах проходит ток, мастера делают их из толстой медной проволоки, прокатывая ее до прямоугольного сечения на ручном станке. Шпалы выполняются из тонких брусочков, которые тоже вырезаются на станке. Пути прикрепляются двумя способами: либо приклеиваются, либо прибиваются маленькими гвоздиками к основанию, к этим же гвоздикам потом можно припаивать рельсы или тоже приклеивать рельсы к шпалам.
  4. Для подвижной модели нужно дополнительно разрабатывать электрическую схему, а после монтировать ее уже на макете. В качестве источника питания обычно берутся самодельные блоки, можно взять и заводской. Не забывайте о правилах безопасности – напряжение на выходе не может быть высоким, используйте БП до шестнадцати вольт, а если модель небольшая, то достаточно будет и шести-девяти вольт. Электромотор для поезда можно приобрести в радиомагазине или вынуть с какой-либо игрушки. Проведите к двигателю электричество от двух рельс. Чтобы развести электричество по всему основанию, запаситесь разъемами и медными проводами. Продумывайте все детали до разводки – где будут располагаться семафоры и светофоры, шлагбаумы, будут ли гореть фонари и т. д.
  5. Проведите отсыпку и укладку балласта, подобрав его по размеру среди аквариумных грунтов или каких-либо бытовых сыпучих материалов.
  6. Продумайте и изготовьте рельеф и ландшафт. Чтобы ваш макет был похож на настоящий, обязательно оформите красивый ландшафт. Можно использовать профессиональные материалы, как шпатель-массу, лесную подстилку, луговую присыпку, разные слои земли, щебень, песок, гравий и прочие интересные аксессуары от известных производителей. Если выбирать более бюджетные варианты, то для имитации гор вполне можно обойтись строительной пеной, которую потом легко окрасить в любой нужный цвет. Холма, поля, растительность и прочий декор тоже можно воссоздать из фанеры, строительного гипса, стеклоткани, папье-маше, дерева и других отделочных материалов. Чтобы покрасить детали, используйте акриловые краски.
  7. Если нет времени и желания так заморачиваться, то многие элементы можно взять на макет и в готовом виде, к примеру, из игрушечных наборов, в которых есть и фигурки деревьев, и муляжи травы или кустиков, животные, машинки, знаки, люди.
  8. Со зданиями та же ситуация – либо воспользуйтесь готовыми вариантами, либо сооружайте самостоятельно из картона, дерева, фанеры, папье-маше. В качестве образцов используйте фотографии реальных вокзалов и других зданий.
  9. Добавляйте необходимые составляющие: наносите автодороги, покрасьте траву, расположите фигурки людей и поставьте составы на рельсы.

Увлечение жд моделизмом может начаться с подаренного набора с железной дорогой и поездами. Такое хобби хоть и требует немалых усилий и затрат, но несомненно помогает развиваться, думать, творить и не стоять на месте.

Смотрите похожие мастер-классы: Делаем костюмы железного человека.

На тему о том как сделать макет железной дороги своими руками написано немало статей, но я решил написать свою и ниже я поясню почему…

Скажу сразу, у меня до недавнего времени не было опыта по постройке макета железной дороги. Поиск необходимой информации на просторах интернета дал мало. Одни статьи «обходили азы» и сразу «перепрыгивали на сложности» такие как: «а теперь будем делать горы».., или же предлагаемые макеты были сверхсложными: сразу же предлагалось овладеть программой Autocad. В других статьях акцент был сделан на какие-то пустяки вроде: «Вам понадобится молоток…», вот и вся ценная информация. Все найденные статьи не соответствовали нашим целям и задачам. Пришлось самому все очно спрашивать и выпытывать в магазинах и конечно же у любителей.

Семейная традиция

Вернемся на 12 лет назад. На фото внизу, в Питерской коммуналке я играю с сыном Алешей в железную дорогу, которую мне подарил мой отец много-много лет назад, когда я еще учился в начальной школе!

Очень много лет назад в питерской коммуналке

Да, ничего не скажешь, качество и надежность PIKO было проверено временем. Ведь почти каждые выходные мы с сыном собирали-разбирали-конструировали… А когда наша семья переезжала в очередной раз, то каждый раз коробка с подарком моего отца стояла первая в списке вещей для переезда. Только уезжая из России в Канаду нам пришлось ее оставить… и опять же у моего отца в деревне, она цела и по сей день!

Цели и задачи нашего будущего макета

Основная цель: психомоторное развитие ребенка.

Поэтому копийность, красота (да такая чтобы руками нельзя было трогать) и излишняя сложность отходят на второй план. Но это не значит, что мы должны сделать «простой круг» и «тупо гонять» по этому кругу паровозик… Другими словами, нужно сделать макет максимально функциональным и интересным для ребенка.

Наши задачи:

  • развитие мелкой моторики: сцепление и расцепление вагонов, загрузка и разгрузка, строительство разных объектов на самом макете и много других мелких операций;
  • развитие мышления и решение задач: это что-то вроде головоломки, например нужно убрать из середины состава какой-либо вагон (не просто руками конечно, а маневрами) и оставить его на запасных путях (чтобы не мешал) или на загрузку-разгрузку. Кажется элементарно, но поверьте, такая задача иногда и взрослого может немного «напрячь»;
  • взаимодействие ребенка с другими играющими: например ребенок управляет поездом, останавливает поезд и просит другого игрока переключить стрелку. Или ребенок подгоняет поезд точно к место загрузки, ждет пока другой игрок загрузит вагон и потом транспортирует этот груз;
  • получение знаний: дать понятие о различных видах транспорта и о их взаимодействии. Транспортировка разных грузов (для людей мы будем использовать пассажирский вагон, для крупногабаритных грузов — платформу итд). «Комбинированная» транспортировка, например мы будем что-то грузить в контейнер (прямо внутрь этого контейнера), далее перевозить сам контейнер и затем разгружать его на месте прибытия.

Этот список конечно можно бесконечно продолжать…

Основа

Очень коротко поговорим об основе: рельсах, локомотиве, вагонах и блоке питания.

Самым распространенным и удобным масштабом является H0 или 1:87 (∼ 90-95% всех железнодорожных моделей). Имейте ввиду, что его могут писать как буква «H» и ноль (более правильно), но также, как буква «H» и буква «О». Ширина колеи составляет 16,5 мм. Запомните, масштаб «H0» — ищите, спрашивайте, покупайте только этот масштаб!

Есть еще одна деталь. Как Вы знаете, есть рельсы прямые, а есть и изогнутые. Так вот, эта «степень кривизны» измеряется радиусом. Т.е. если мы соберем из изогнутых рельсов круг, то мы можем измерить радиус. Если Вы планируете использовать только маленький двухосный локомотив, то никаких проблем нет. Но если Вы будете использовать большой шестиосный (две тележки по три оси), то он не сможет проехать при маленьком радиусе. Это все равно что грузовик с длинным прицепом не может проехать по дороге с резкими поворотами. Не буду забивать Вам этим голову, т.к. у разных изготовителей может быть разная маркировка «кривизны». Надо просто об этом помнить.

Хорошо если Вы приобрели готовый набор, и из него можно собрать не просто «круг» или «овал», и в нем есть стрелки, тупики… А как быть, если нужно собрать самому с нуля? Для начала Вам нужно решить какой будет размер макета (см ниже). После чего нужно сделать на бумаге его набросок. А потом чертеж можно сделать в натуральную величину. И если у вас есть уже рельсы, собираете их прямо на чертеже и обрисовываете. С этой огромной «картинкой» уже можно ходить и выбирать недостающие рельсы, просто прикладывая их к чертежу! Кстати, сейчас в продаже есть гибкие рельсы, гнете как хотите, т.е. можно одну такую положить вместо 4-6 обычных и самое главное, что эта длинная рельса может быть по Вашему желанию как прямой, так и изогнутой, точно повторяя все Ваши фантазии на чертеже!

Самой простой и более дешевой является аналоговая модель железной дороги. Тут все просто: по рельсам пускаем ток (на одной рельсе минус, на другой плюс) и локомотив едет, т.к. в нем электрический двигатель. Прекратили подачу тока — локомотив остановился, поменяли полярность — локомотив поехал в другую сторону. С недавнего времени появилось цифровое управление. В этом случае рельсы все время находятся под током, но особенностью является то, что локомотиву отправляется команда (по тем же рельсам), чтобы например включился двигатель, или свет итп. Каждому локомотиву присваиваться свой уникальный код. Если стоят два локомотива (даже рядом), то можно управлять одним из них, другой не будет реагировать на эти команды. Другими словами, можно управлять независимо разными составами. Такая система намного сложней и ее стоимость на порядок выше.
Для наших целей и задач простого, старого и надежного аналогового управления с недорогим блоком питания более чем достаточно.

Где купить

На многих сайтах, описывающих постройку макета, предлагают сразу купить стартовый набор. Если у Вас «денег куры не клюют» и Вам лень что-то делать своими руками, то это не проблема (вместо Вас всё сделают, и кстати… что Вы тут забыли?). Нужно иметь ввиду, что ребенок может что-то сломать в процессе игры. Другими словами, макет не должен быть «дешевкой», но и не должен быть чрезмерно дорогим, чтобы ребенок на него мог только смотреть. Кроме этого, нам не нужны только одинаковые вагоны, нам нужно разнообразие: платформа, вагон в котором открывается дверь (для загрузки), пассажирский вагон, какая-нибудь цистерна итд. Поэтому для старта, я бы посоветовал поискать б/у наборы, а уже дополнять их по необходимости как новыми объектами так и б/у. На самом деле такие наборы «валяются» у многих. В Монреале, где мы живем, их можно купить на Marché aux puces . Там я купил стартовый набор всего за 20 долларов при обычной цене — 100 CAD! Здесь я также видел много хороших предложений: kijiji.ca. Но будьте осторожны, часто необоснованно заламывают цены! Очень хорошие цены в магазине Udisco. Также можно покупать через интернет, например по ebay.com , но это в основном для дополнения. Кстати, когда жили в Санкт-Петербурге, очень много чего я видел на рынке Юнона .

Макет железной дороги своими руками

Можно играть на полу, но сама сборка железной дороги будет занимать от 30 — 40 минут, после этого Вам уже не останется сил на саму игру с ребенком. Потом постоянно будут где-то разъединяются рельсы, при этом вагоны будут сходить с них.. Нужно будет бесконечно ставить все обратно! Также будет часто терятся контакт, нужно будет искать где же не контачит. Ребенок будет ходить, наступать на рельсы, сметать построенные им объекты или даже может наступить на состав… А вот Вы все это время будете ползать на четвереньках (как я на фото вверху). Я через это уже прошел и меня это «доконало»…

Размер макета

К параметрам макета требования были следующими:

  • чтобы мог легко проноситься в дверь,
  • чтобы можно было ставить к стене (когда не играем),
  • чтобы во время игры можно было ходить вокруг макета,
  • чтобы макет был максимально большим,
  • чтобы ребенок мог спокойно играть «как на столе»,
  • чтобы мы, взрослые, не ползали на четвереньках и чтобы не надо было записываться к массажисту после таких игр.

Итак, мы с Александрой измерили пару комнат где планировалось играть в железную дорогу, прикинули и пришли к выводу, что размер приблизительно 1,5х2 метра подойдет. Чтобы не усложнять конструкцию макета, пока решили во время игры просто ставить его на четыре табуретки.

Начнем строительство

Я купил 8 мм фанеру. Проверяя еще раз, собрал на ней все рельсы и отпилил до нужных размеров.

Перед тем как обрезать, нужно собрать рельсы на столе для проверки

На фото внизу Вы видите как собрана будущая железная дорога. Таким же образом я собирал рельсы на фанере перед тем как придать ей нужный размер. Железную дорогу надо сделать как можно насыщенной и интересной (по возможности), а не просто «круг» или «овал». Запланируйте различные ответвления, запасные пути. Конечно хочется, чтобы «железной дороги было больше», но по краям нужно оставить некоторое расстояние, чтобы локомотив или вагоны не падали на пол при схождении с рельс. Кроме того, ребенку легче что-то конструировать и играть на краю макета, он там может строить разные объекты, там может быть дорога итд.

Сборка рельс на будущем макете

Такая большая фанера будет деформироваться как за счет своей силы тяжести, так и за счет того, что ребенок будет опираться на нее во время игры. А при деформации фанеры будут деформироваться рельсы. В связи с этим с обратной стороны нужно сделать усиление. Кстати, это усиление также поможет защитить провода, если Вы захотите поставить какие либо дополнительные электрические объекты (как светофоры, огни или сделать стрелки чтобы они переключались дистанционно).

Вид стола снизу

Я долго думал, чем покрыть весь этом макет. Сначала хотел просто покрасить краской, но выглядело бы это не очень красиво. Сами профессионалы, которые строят сложные макеты железной дороги, покрывают все клеем ПВА, а сверху сыпят специальную «траву». Но я остановился на специальном виниловом мате (Woodland scenics), который увидел в магазине. Не думаю что это идеал, возможно даже что лучше подойдет какая-нибудь ткань, НО имейте ввиду, что эта ткань не должна накапливать статическое электричество!

Мат для поверхности макета

Меня заверили, что этот мат хорошо клеится и посоветовали определенный клей. Видя перед собой продавца преклонных лет, с серьезно-профессиональным выражением лица, я конечно же ему поверил. «Крутой» научный клей оказался в нашем понимании простым ПВА! И как потом оказалось, пластик нормально не приклеился. Так что будьте осторожны, перепроверяйте советы, даже если они даются с серьезным видом 🙂

Приклеивание мата к столу

Я дополнительно прибил скобками край мата к рейкам. Кроме этого, мат будет удерживаться рельсами, т.к. мы укладываем рельсы на мат и прибиваем их через него к фанере.

Сейчас рассмотрим как мы будем укладывать рельсы, почему-то этот важный момент все игнорируют. Можно рельсы сразу прибить на макет, но при этом может усиливаться вибрация от поезда, тем более у нас фанера, которая не будет ее эффективно гасить и легкие вагоны могут сходить с рельс. Поэтому под рельсы подкладывают этакую подстилку в виде насыпи. Эту «подложку под рельсы» называют балластом. Кстати, я сначала думал что это исключительно для красоты, пока мне не объяснили. Балласт часто делают из пробки, в моем случае балласт состоял из двух половинок, что облегчило задачу. Сначала мы собираем все рельсы на макете, как положено соединяя их контактными клеммами. Стараемся чтобы стыки были как можно незаметней. И потом насаживаем их специальными гвоздиками через специальные отверстия в шпалах (см фото внизу).

Насаживаем рельсы гвоздиками

Затем мы приподнимаем рельсы, как на фото внизу…

Приподнимаем рельсы…

И подсовываем балласт под рельсы. Далее мы наносим ПВА на макет (но не на рельсы) где будет балласт и аккуратно укладываем его шаг за шагом, повторяя конфигурацию полотна. И пришпиливаем его булавками. Осторожней с клеем, у меня он попал на стрелку, пришлось ее очень долго переключать, чтобы не заклеилась! 🙂

Укладка балласта

Далее также важный момент. Уложив какой либо участок, мы придавливаем аккуратно (!!!) рельсами и забиваем гвоздик. ОЧЕНЬ ВАЖНО: шляпка гвоздика не должна быть плотно прижата к шпале! Между шляпкой гвоздика и шпалой должно быть очень маленькое расстояние, приблизительно с толщину ватмана или плотной бумаги.

В следующей статье мы покажем Вам этот макет в игре и расскажем о дальнейших планах.

  1. PIKO — немецкая компания, выпускающая все для железнодорожного моделизма, была организована еще в ГДР и остается до сих пор одной из ведущих в мире.
  2. «Копийность» — термин … Многие люди делают макеты железных дорог очень похожими на их прототип, т.е. копию. При этом собирают составы так, чтобы локомотив и вагоны подходили друг к другу по времени использования, месту использования…
  3. Помните, что дети могут играть между собой (или со взрослыми), начиная где-то с четырех лет, имеется ввиду взаимодействие, например один ребенок «подъехал» на машине, подождал, пока другой ее загрузил и «поехал» дальше. До этого они играют «параллельно», можно выразиться так: «в одной песочнице, но не друг с другом».

Тут расказано о базовом макете железной дороги HO.
Мы сделали новый макет. Продолжение темы .

Приветствую вас, читатели блога моей мастерской. Этот пост должен был появится так или иначе, чтобы вы поняли откуда она взялась, та самая деревянная железная дорога. Было бы очень приятно, если эти строки сначала прочтет покупатель комплекта жд, как бы вникнет в историю создания.

Все началось с идеи, а точнее с мечты, в детстве был у меня небольшой набор железной дороги, в него входил круг, паровозик с электродвигателем, и 2 вагончика пассажирских. А да еще была стрелка, то есть разветвление. Если не ошибаюсь производитель был Piko. Ооо… сейчас их модели не из дешевых и только для фанатов и коллекционеров, а для ребенка маленького дорогая такая игрушку. Сколько времени я проводил возле нее, из разных коробочек делал станции, придумывал деревушки, строил из подручного материала целые деревни, и соединял их жд путем сообщения… И был я тогда в 4 классе…

Модели жд Piko

Сколько приятных воспоминаний. Да в то время в магазинах не было отдельно в продаже жд составов, да и магазины тогда были далеко от нас, и время не из легких… в общем моя фантазия меня выручала. Бумага, ножницы, краски и смекалка, на свет появлялись аэропорты, порты, две деревни с водонапорной башней, и все их связывало жд — полотно,по которому курсировал паровоз с двумя вагончиками. Каждый день что-то новое, новые истории и происшествия. В ход шли самолетики, машинки…. Родители были на работе, а я после школы приходил и уходил с головой в свой мир игр.

Конечный вариант ЖД

Вот я и повзрослел, появился у меня сыночек, шкодный пацан получился 🙂 весь в меня, тут и появилась идея создать деревянную железную дорогу. В которой было бы много преимуществ: экологическая, трудно ломаемая, но если и получится что-то отломать,то легко ремонтируемая, доступна по цене, и еще куча всяких интересностей… Такие грандиозные планы и поставлены были они в начале этого 2015 года. Задумка появилась, теперь надо придумать как реализовать. Вот тут и начались проблемы… Все уперлось в цене изготовления… А точнее само жд полотно… оно получалось по времени изготовления больше чем сам паровозик. И я долго искал решения и способы как удешевить и при этом не потерять в функциональности жд полотно. Как говорил один умный человек имени не помню 🙂 если хочешь придумать что — то свое, то уже поздно, за тебя уже придумали. Я решил не париться сначала, думаю погляжу,что сейчас имеется в продаже из деревянных жд. Само собой я сразу наткнулся на Брио и Икеевские дороги, немного их изучил и был очень удивлен, что за такую цену они продают такие мелкие изделия. А все наверное потому,что это бренд и за него покупателю то же платить приходится. Ну вот их полотно шириной около 4.5 см, длина полотна разная. Но оно делается из цельного материала, в разных наборах либо береза, либо бук.

Брио жд полотно

Сразу скажу все полотна делает автомат, не ручками, все фрезерует и шлифует. Мне тягаться с ними нет смысла так, как изготовление таких полотен вручную выйдет дороже, но я и не ставлю целью стать им конкурентов, не… я придумаю лучше и круче. Во — первых меня не устроил размер полотна, маленький, во -вторых вагончики, они на столько скучные что даже наклейки не помогают… возможно для очень маленьких сойдет, но чуть по старше… не, мои вагоны должны быть рукотворные, и более детализированные. И в — третьих это цена набора. А тут мне посчастливилось подержать их в руках… на фото смотрятся круче конечно, они маленькие …. Мое полотно шириной 9 см, вагон размером 11 см длиной и шириной 5 см. Реально больше икеевской,но и сравнивать не стоить, у нас разные способы изготовления и задумки тоже. Так что параллели проводить не будем.

Конечный вариант Жд полотна

Ух… сколько же потратил я времени на разработку жд полотна… Вагоны и поезда я точно смогу сделать, но удешевить полотно как это сделал брио и в тридорога продает, я так не мог… Сложности появлялись одна за другой, вроде уже рабочая идея, все и технологию продумал, а нет тяжелая получается… вес тоже для меня играет большую роль, и я оооооочень хотел что бы были видны шпалы, без них это не жд. В общем в подробности не буду вникать скажу,что разработал жд полотно благодаря общему конструктивному мышлению связав его сразу и с технологией изготовления жд составов. Все взаимосвязано при технологии сборки. И главное все собирается ВРУЧНУЮ! К каждой детальке я прикасаюсь своими руками, отшлифовываю, проверяю, устанавливаю. Вы сами видите деталей в моей дороги ооочень много. Иногда глаза на лоб лезут от процесса. Но все это для меня интересно и конечно на этом не буду останавливается. Большую часть задуманного я уже реализовал в дороге. Она стала легче по сравнению с первой версией, стала более реалистичней, ее легко ремонтировать, нужен просто клей, под нее я могу делать составы любой сложности, она собирается так же легко.

Тепловоз для моей ЖД

А теперь отдельный разговор по поводу разукрашивания. Некоторые ни раз говорили, что лучше бы смотрелась если покрасить. Да я не спорю, но это очень повлияет на стоимость. Если вы думаете, что это очень просто, сбрызнул баллончиком и все, то ошибаетесь, после такой покраски и активной игры ребенка он весь будет в краске. Брать более дорогую краску опять отразится на цене, но не это главное, а сама технология покраски, очень много времени уходит на сушку и повторное покрытие, я уже молчу на первые слои грунтовки,чтобы красящий слой хорошо сцепился с деревом. После любого грунта нужно делать повторную шлифовку изделия, вы посмотрите сколько мелких деталей, я одну маленький комплект недели две делать буду… Поэтому я решил позиционировать дорогу свою,как полностью деревянный эко — конструктор, если желание разукрасить? Берите любую краску и кисточку и распишите ее, как вам душе угодно. Возьмусь разукрасить только если попросит заказчик.

Ой что то много я написал, утомил вас. Благодарю, что уделили мне время и прочитали. Это не последняя статья о моих изделиях. Много интересного буду в будущем писать, так что заглядывайте на мой сайт.

GRANDMASTA ›
Блог ›
Дачная, садовая железная дорога с действующим паровозом, своими руками!

Перенос своей записи из сообщества.
Здравствуйте.
Хочу рассказать об одном прекрасном хобби, одного нашего односельчанина Павла Чилина.

Многие мечтали в детстве о ГДРовской железной дороге, но не многие родители могли себе позволить…
Те мальчишки, кому посчастливилось её получить на новый год или ДР до сих пор вспоминают свои неописуемые ощущения радости и восторженные взгляды друзей! Собирались всем двором что бы покрутить ручку трансформатора и увидеть эту магию, как маленький локомотив тащил за собой множество миниатюрных вагончиков!
Многое было тяжёлое, частично железное…чувствовалось что вещь стоящая, да и цены не малой. Как и сейчас, тогда это стоило хороших денег.
Те чья мечта не осуществилась в детстве, в последствие покупали себе эти наборы для использования и коллекции. Они и сейчас пользуются спросом!
Но кто то пошёл ещё дальше в своих увлечениях! Вы знаете, в этом и состоит смысл жизни просто жить, иметь достаточно большое количество времени на превращения своей мечты в реальность! Да конечно, работа, дом, бытовые дела…мы все пляшем под дудку «надо», «должен», каждый день похож на предыдущий и будущее распланировано на годы вперёд… и только немногие вырываются из этого бесконечного «дня сурка»!
Посреди дачного участка Павла Чилина расположилась настоящая узкоколейка с вагонами и локомотивами!
И самый главный локомотив!

Рядом с домом есть депо, где осуществляется техническое обслуживание подвижного состава. В данный момент видно дрезину и локомотив с бензиновым двигателем.

Выезд из депо.
Имеется большое количество путей, стрелок и ответвлений.
Прекрасный кольцевой участок с ёлочками и берёзками.

Всё функциональное, управляется в ручную как и изначально.
В конце путей есть тупики.
И самое интересное инженерное решение это конечно мосты!
Маленькие.

Средние!

И большие, с возможностью установки ограждений в последующем. Возможно клёпаных…как на старых мостах, только в миниатюре.
Конечно есть длинные прямые участки, на которых возможен небольшой разгон в пределах разумного.
Всё Павел изготавливал своими руками. Пропитанные спец составом шпалы и гнутые из прямоугольного прутка рельсы!
Но венцом его творения, на данный момент является настоящая самодвижущаяся паровая машина! Попросту паровоз!)

Эта идея родилась сразу, как были начаты работы по строительству дороги. Проект был на стадии разработки и реализации до сегодняшнего результата без малого 7 лет! Всё абсолютно сделано с чистого листа, по чертежам подвергшимся тщательному расчёту. Все расчёты и многие работы выполнялись мастером, который обслуживает настоящие, большие рабочие паровозы! В СПБ некоторые экземпляры до сих пор трудятся на Московской сортировочной и в ближайших депо.

И вот буквально недавно была произведена сборка, пусконаладка и первый пробный выезд!
Увидев присланное фото я конечно же напросился на это мероприятие!
Подъехав к дому я увидел это чудо инженерной мысли.
Что я почувствовал когда увидел это с дымом из трубы, накрытое ватниками для лучшего нагрева? Да последний раз такой восторг я чувствовал только в далёком детстве!)

Вот несколько фото.
Многое временно собрано на струбцинах, прсото что бы проверить работоспособность, выявить недостатки для дальнейшей доработки.
Абсолютно всё с нуля, по образу и подобию больших братьев!

А какое ощущение когда ты слышишь это «чух чух чух!» ) Оно пыхтит и едет!

Я приехал когда уже первый пуск свершился и агрегат готовился ко второму запуску. Для лучшего разогрева понадобилась мощная турбина в виде пылесоса вихрь.

Собственно на фото Сергей, главный конструктор и разработчик данного агрегата! Он имеет огромный опыт в работе и обслуживанию больших паровозов. Таких специалистов сейчас просто единицы.

Все принимали участие в повторном запуске аппарата. на фото Сергей, Виталий и Павел.
Мне доверили набирать воду из пруда для заправки бака, после её фильтрования)

Долго разогревали, всё ждали нужного давления пара, которое для езды должно быть хотя бы 5 очков.

Пока ждали разогрева прикрутили гудок!) Удалось немного посвистеть, но что то пошло не так, но в принципе ожидаемо при пуско-наладке.

На 5 очках паровоз разгоняется как мотоцикл, но возможное его рабочее давление 10. Не представляю что будет на 10!) Бак кстати испытан на давление в 28!
Уже стемнело, когда наконец нужное давление появилось и мне удалось даже заснять технику в движении.

Ох как меня пробрало о радости…это просто магия! Да, я слежу за новинками в мире технике, в новых разработках авто, разными электронными примочками, тюнингом…в пол глаза, не трогает уже ничего. А тут душа просто запела, видимо от техники и людей создавших это идёт какая то особая техническая энергия, что сразу хочется бросить все свои бесполезные дела и творить, творить!
Конечно это хобби требует вложений не одного миллиона …один только паровоз на данной стадии… Но сколько стоит мечта? Она без ценна!
Больше, ещё больше, масштабнее!) Хочу видеть творения людей, а не корпораций, полёт фантазии людей, а не движения маркетинга, людей не потребленцев, а творцов !
Всем спасибо. Возможно моя запись поможет расширить чьи то области сознания и возможно увидеть реализацию собственной мечты!)
Многие жалуются на сиськи и попки в ленте… Так поделитесь с подписчиками, пусть люди посмотрят, что и как можно творить на собственно дачном участке!
Автор паровоза и железной дороги не рекламирует сам себя, он скромный да и не нужно ему это… Но это нужно обществу, что бы оно не думало что всё сейчас только ради денег… Не перевелись ещё идейные, творческие люди.

Akademik-k ›
Блог ›
Поезда в миниатюре созданные своими руками

Продолжаю вялотекуще описывать плоды своей работы. Все модели выполнены вручную в масштабе 1:87. Аналоги этих моделей промышленно не производятся, поэтому своими силами я стараюсь заполнять эту нишу по мере своих возможностей. Многие из этих моделей могут самостоятельно передвигаться и управляться со смартфона посредством приложения и вай-фай.

Ранее я писал о модели электровоза ЭП20.
Электровоз ЭП20 — российский двухсистемный скоростной шестиосный пассажирский электровоз, спроектированный «Трансмашхолдингом» с использованием ряда технических решений французской компании Alstom в рамках совместного предприятия «Технологии рельсового транспорта». ЭП20 задуман как головной проект масштабной программы разработки широкого ряда российских электровозов нового поколения с асинхронным тяговым приводом. Электровоз серийно выпускается на Новочеркасском заводе.
Электровоз предназначен для вождения пассажирских поездов на железных дорогах с шириной колеи 1520 мм, электрифицированных на однофазном переменном токе промышленной частоты 50 Гц с номинальным напряжением 25000 В и на постоянном токе с номинальным напряжением 3000 В. Отдельный интерес к этой модели представляет его экипажная часть. Он имеет 3 двухосные тележки, на подобии как у электровозов ВЛ15 и ВЛ85. Для сравнения, большинство современных локомотивов как правило имеют по 2 трехосные тележки.

Модель состоит более чем из 400 мелких деталей, выполненные различными современными технологиями обработки материалов, такие как:
— Фрезеровка на ЧПУ-оборудовании
— Литье из полимерных материалов
— Химическое фототравление листовой латуни
— Плоттерная резка на виниловой пленке.
Одна только крыша модели состоит из 250 деталей, на ней располагается 45 изоляторов, которые имеют 12 разных конфигураций. Чтобы разобраться в этом всем фарше я специально караулил этот электровоз на мосту и фотографировал крышу, когда он проезжал подо мной.

Полный размерСплотка из элекровозов ЭП20

Полный размерМодели электровозов ЭП20, изготовленные по реальным прототипам

Электровоз должен что-то таскать, поэтому не так давно я создал к нему модель двухэтажного купейного вагона, который изготавливается в данное время на Тверском вагоностроительном заводе. Описание прототипа:
Пассажирский двухэтажный вагон модели 61-4465.
Скорость 160 км/ч
Число мест с двухместными купе 30
Число мест с четырехместными купе 64

Модель двухэтажного вагона, также как и другие мои модели, создана комбинированным способом применения и обработки материалов. Кузов вагона изготовлен из травленой латуни и собран методом пайки. Внутренние перегородки вагона выполнены из фрезерованного полистирола. Рама и тележки — отлиты из жидких полимеров. Тележки оснащены латунными ребрами жесткости. Это сделано с целью усиления конструкции, так как сам вагон имеет достаточно большой вес.

Полный размерСостав из двухэтажных вагонов под электровозом ЭП20

Полный размерПоезд Москва-Адлер… Или Москва-Питер

Следующая модель — электропоезд серий ЭП2Д и ЭП3Д. Эти электропоезда в данное время изготавливаются на Демиховском машиностроительном заводе.

(Электропоезд Пригородный, 2-й тип, Демиховский) — электропоезд постоянного тока производства Демиховского машиностроительного завода (ДМЗ), являющийся модифицированной версией электропоездов ЭД4М 500-х номеров.

Первый электропоезд (ЭП2Д-0001, опытный образец) был выпущен в четырёхвагонной составности и проходил испытания на экспериментальном кольце в Щербинке. В целях сертификации электропоезда с вагонами всех четырёх типов один из его головных вагонов был выпущен в исполнении моторный головной, другой прицепной немоторный; промежуточные вагоны также были построены разными — промежуточный моторный, промежуточный немоторный. Головной моторный вагон создан для формирования поездов малой составности из 2-4 вагонов, которые могут использоваться на линиях с малым пассажиропотоком. Возможно формирование поездов любой составности от двух до 12 вагонов.

Полный размерПервая партия моделей электропоездов ЭП2Д и ЭП3Д

Полный размерМодель электропоезда ЭП2Д на модульном макете железной дороги

Полный размерМодель электропоезда ЭП2Д на модульном макете железной дороги Полный размерМодель электропоезда ЭП2Д на модульном макете железной дороги Полный размерМастер-модель электропоезда в процессе изготовления Полный размерИнтерьер одного из вагонов Полный размерПервые пассажиры 🙂 Полный размерПервые пассажиры 🙂 Полный размерГоловные моторные вагоны электропоезда ЭП2Д. Они интересны тем, что на них расположено крышевое оборудование и пантографы. Обычная компоновка советского/российского электропоезда подразумевает немоторные головные вагоны, которые не имеют пантографов и крышевого оборудования. Минимальная составность при этом может быть от 4 вагонов. С головным моторным вагоном эта составность может быть от 2 вагонов

ЭП3Д (Электропоезд Пригородный, 3-й тип, Демиховский) — электропоезд переменного тока производства Демиховского завода (ДМЗ), являющийся модифицированной версией электропоездов ЭД9Э последней модификации номеров 0028-0032 и конструктивно аналогичной электропоездам постоянного тока ЭП2Д.

Первый тираж моделей электропоездов серий ЭП2Д и ЭП3Д выполнен всего лишь за полтора-два месяца, включая разработку, создание комплекта деталей мастер-моделей и их тиражирование. На саму сборку и покраску комплектов деталей было отведено всего 2 недели. Спешу заметить, сроки нереальные для такого. Для их создания мною было обработано множество материалов и чертежей, а также лично изучена их конструкция в цехах. Первая часть партии моделей состояла из 6 поездов в окраске ЦППК. Остальные модели имели корпоративную окраску РЖД. Помимо это выпущена модель модификации ЭП3Д, конструктивно схожей с ЭП2Д, но кардинально с разным оборудованием под вагонами и на крыше. Составность ЭП2Д включает в себя головной моторный и головной немоторный вагоны. Составность ЭП3Д включает в себя головной немоторный и промежуточный моторный вагоны. Модели выполнены строго по заводским чертежам с высокой степенью детализации. Внутри вагонов выполнены интерьеры с перегородками и сиденьями. У моторного вагона ЭП2Д интерьер выполнен повышенной комфортности, согласно прототипу. Один вагон состоит более чем из 200 деталей.

Полный размерКрышевое оборудование на вагонах электропоезда ЭП2Д в процессе сборки Полный размерДля сравнения крышевое оборудование вагона ЭП3Д, оно еще сложнее и интереснее. Полный размерМодели электропоездов ЭП2Д и ЭП3Д в сувенирной версии на буковой подставке. Деталировка и проработка ничем не отличается от моделей, созданные для себя и коллег-коллекционеров. Полный размерМодели электропоездов ЭП2Д и ЭП3Д в сувенирной версии на буковой подставке. Деталировка и проработка ничем не отличается от моделей, созданные для себя и коллег-коллекционеров. Полный размерМодели электропоездов ЭП2Д и ЭП3Д в сувенирной версии на буковой подставке. Деталировка и проработка ничем не отличается от моделей, созданные для себя и коллег-коллекционеров.

По сути дела этот электропоезд конструктивно является сильно усовершенствованной модификацией его предка — электропоезда серий ЭР1/ЭР2/ЭР9, но даже не смотря на это, как пассажиру поездка в нем намного комфортнее. Пишу свои впечатления именно как простой пассажир, ведь электрички я люблю только снаружи и только когда они маленькие и ездят по макету.

Полный размерЭлектропоезд ЭП3Д на модульном макете железной дороги

В качестве заключения кадр с моделью вагона метро серии Е. Эти вагоны я изготавливаю в разобранном виде, как конструктор для самостоятельной сборки, чтобы дать возможность сделать наше дорогостоящее хобби хоть немного доступнее.

Полный размерСостав из вагонов метро серии Е Так этот конструктор выглядит в разобранном виде. Это комплект для сборки вагона серии 81-717

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *