Жанр в литературе

Виды (жанры) литературы

Жанры литературы – это исторически складывающиеся группы произведений литературы, которые объединяет совокупность формальных и содержательных свойств основанных на формальных признаках.

Басня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль.

Баллада — это лиро-эпическое произведение, т. е. рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора.

Былины — это героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII веков; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности.

Видения — это жанр средневековой литературы, который характеризуется, с одной стороны, наличием образа «ясновидца» в центре повествования и загробным, потусторонним, эсхатологическим содержанием самих зрительных образов, явленных ясновидцу, — с другой.

Детектив — это преимущественно литературный жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки.

Комедия — вид драматургического произведения. Отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества.

Комедия нравов (комедия характеров) — это комедия, в которой источником смешного является внутренняя суть характеров и нравов высшего света, смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток). Очень часто комедия нравов является сатирической комедией, которая высмеивает все эти человеческие качества.

Лирическое стихотворение (в прозе) — вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.

Мелодрама — вид драмы, действующие лица которой резко делятся на положительных и отрицательных.

Миф — это повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

Очерк — самый достоверный вид повествовательной, эпической литературы, отображающий факты из реальной жизни.

Песня, или Песнь — самый древний вид лирической поэзии; стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева. Песни подразделяются на народные, героические, исторические, лирические и т. д.

Научная фантастика — жанр в литературе, и других видах искусства, одна из разновидностей фантастики. Научная фантастика основывается на фантастических допущениях (вымысле) в области науки, включая различные виды наук, такие как: точные, естественные, и гуманитарные науки.

Новелла — это основной жанр малой повествовательной прозы, более краткая форма художественной прозы, нежели повесть или роман. Автора рассказов принято именуют новеллистом, а совокупность рассказов — новеллистикой.

Повесть — средняя форма; произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя.

Ода — жанр лирики, который представляет собою торжественное стихотворение, посвященное какому-либо событию или герою, или отдельное произведение такого жанра.

Поэма — вид лироэпического произведения; стихотворное сюжетное повествование.

Послание (эпистолярная литература) — это литературный жанр, в котором используется форма «писем» или «посланий» (эпистол).

Рассказ — малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа.

Сказка — это жанр литературного творчества, чаще всего в сказках присутствует волшебство и различные невероятные приключения..

Роман — большая форма; произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц, чьи судьбы переплетаются. Романы бывают философские, приключенческие, исторические, семейно-бытовые, социальные.

Трагедия — вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть.
Фольклор — вид народного искусства, который отражает общие закономерности общественного развития народов. В фольклоре существует три рода произведений: эпические, лирические и драматические. При этом эпические жанры имеют стихотворную и прозаическую форму (в ли­тературе эпический род представлен только прозаическими произведениями: рассказ, повесть, ро­ман и т. д.). Особенностью фольклора является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).

Эпопея — произведение или цикл произведений, изображающих значительную историческую эпоху либо большое историческое событие.

Элегия — лирический жанр, который содержится в свободной стихотворной форме какую-либо жалобу, выражение печали, или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.

Эпиграмма — это небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

Эпос — это героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев-богатырей.

Эссе — это литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции.

Направления и жанры кино. Краткий гид

Кинемато́граф – отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений.
Существует с начала XX века и часто характеризуется как синтез всех других видов искусств. Всего за один век кино проделало огромный путь от простого запечатления времени до создания нечто абсолютно удивительного и уникального.
В зависимости от длины ленты выделяют фильмы короткометражные – до 22 минут; среднеметражные — от 22 до 55 минут и, собственно, кино – более 55 минут – в среднем 90-132 минуты.

4 основных направления кино

Кино делится на 4 основных направления:

Документальное кино (non fiction) – прародитель всех видов кинематографа – вид киноискусства, материалом которого являются съемки подлинных событий и лиц.

Художественное кино (игровое, постановочное) – вид киноискусства, создаваемый на основе сценария и воплощаемый режиссером-постановщиком средствами актерской игры, операторского мастерства, монтажа, озвучивания и т. д.

Научное кино: научно-исследовательское, научно-популярное, учебное. Основная цель этого направления киноискусства – дать знания, научить, исследовать.

Мультипликационное кино – вид кино ориентированный в основном на детскую аудиторию. Это может быть экранизация старой народной сказки или новой, специально написанной для мультфильма.

Жанры кино

Внутри каждого направления сложилась своя система жанров – распределение фильмов по определённым типам на основе их стиля, формы или содержания.

Исследователи отмечают, что чёткой системы жанрового кино в настоящее время не существует. Исследователь Дэниел Чандлер даже называет эту проблему «минным полем теоретика». Киновед Бордвелл обращает внимание на то, что широкая публика и кинопроизводители не уделяют внимания академическим исследованиям в области теории киножанра, а применяют собственные жанровые ярлыки, которые являются не жанрами в строгом смысле слова, но расхожими определениями групп фильмов.

Самые популярные жанры кино

Авангардное кино

Это кино, предназначенное не столько для зрителей, сколько для самовыражения режиссёров. Подразумевает использование всевозможных нестандартных и экспериментальных приёмов и не рассчитано на коммерческий прокат. Термин «Авангард» иногда используется как синоним понятия «Экспериментальный кинематограф».Тем не менее, часто такие фильмы показывают на разнообразных фестивалях.

Авторское кино

Своеобразное название для типа кино, противопоставляемого кино, создаваемому корпорациями, крупными студиями, особенно такому, как продукция Голливуда. Главную роль здесь играет личность и индивидуальный стиль режиссёра.

Арт-хаус

Арт-хаус — жанровое направление в кино, которое претендует на новаторство в кинематографе. Это может быть использование новых технических средств, необычный сюжет.

Также, как авангард, подразумевает, что фильм не предназначен для широкого проката и массовой аудитории, а рассчитан на «искушённых» зрителей.

Блокбастер

Не совсем жанр, однако довольно популярный на сегодняшний день термин. Происходит от англ. blockbuster — бомба большого калибра. Так называют фильмы, обладающие очень большим бюджетом (обычно более 100 млн. долларов). Они имеют очень высокие кассовые сборы, попадают в топ-рейтинги. С характерной высокой зрелищностью — взрывы, спецэффекты, экшен.

Боевик

Один из самых прибыльных жанров киноискусства, в котором основное внимание уделяется дракам, боям, погоням и т.п. Также для обозначения этого распространённого жанра используется термин «экшен» (англ. action — действие). Классический западный боевик отличается наличием несложного сюжета, противостояния между хорошим и плохим героем (героями), акцентом на зрелищность, обилием трюков и спецэффектов.

Вестерн

Это фильм на тему «освоение Дикого Запада (в США)». Как самостоятельный жанр, его, естественно, создали, американцы, но снимали вестерны и в других странах, например, Италии и Германии.

Военный

Реалистичный фильм о войне, с целью передать атмосферу событий, судьбы героев, с основанным на действительных фактах или вымышленным сюжетом.

Детектив

Основу сюжета здесь так же, как и в соответствующем литературном жанре, составляет расследование преступления. Элементы детектива часто используются и в фильмах других жанров (например, триллер).

Драма

Как известно, в классическом театре (со времён Древней Греции) существует три жанра — комедия, трагедия и драма. Особенность драмы в том, что главное внимание уделяется жизненным ситуациям, взаимоотношениям между персонажами, их внутренним психологическим переживаниям. При этом жанр драмы имеет огромное число поджанров. К числу поджанров драмы относятся, например, мелодрама и триллер.

Исторический

Понятно, что основная цель этого фильма — воспроизведение тех или иных исторических событий. Разброс уклонов в жанре исторических фильмов очень велик — от фильмов, похожих на документальные, до фильмов, похожих на боевики, в которых исторические события — лишь фон и антураж.

Комедия

Жанр кино, изображающий смешные, юмористические ситуации и персонажей. Очень распространённый жанр, который не только развился одним из первых, но и по сей день продолжает пользоваться огромной популярностью. При этом элементы комедии часто присутствуют и в фильмах других жанров.

Мелодрама

Здесь акцент делается на ярких внутренних, в первую очередь, чувственных и эмоциональных переживаниях героев, с изображением ярких ситуаций эмоциональных контрастов – любовь-ненависть и т. п. Как поджанр мелодрамы, в свою очередь, можно выделить мыльную оперу – сентиментальный фильм (очень часто сериал) о семейных проблемах.

Мистика

Мистика —популярный жанр кино, в котором идет речь о сверхестественных явлениях и сверхестественных силах, и где присутствуют элементы духовной практики, направленной на связь с потусторонним миром.

Мюзикл

Фильм с обилием музыки, песен и танцев, которые играют в нём основную, а не вспомогательную роль и лёгким, часто комедийным сюжетом.

Приключения

Фильм с увлекательным сюжетом (действие часто происходит в отдалённой исторически/географически от обыденной обстановки реальности), при котором герой попадает в различные нестандартные ситуации, из которых вынужден выпутываться благодаря своим качествам и умениям.

Семейный фильм

Фильмы, предназначенные для просмотра всей семьёй, ориентированные на детскую аудиторию. В связи с этим часто лишены сцен насилия, включая в себя элементы комедии с незамысловатым юмором.

Сериал

Фильм, в котором сюжет растягивается на несколько (иногда много) серий.

Сказка

Фильм-сказка как совершенно самостоятельный жанр существовал и был популярен в СССР и странах соцлагеря. Сюжет строился на основе сказки или, ещё чаще, по типу «старая сказка на новый лад». На Западе похожие фильмы входят в жанр «семейное кино».

Триллер

Главное место в триллере занимает создание сильной атмосферы напряжённости и волнения. Также акцент делается на изображении ярких психологических моментов, внутренних переживаний героев.

Ужасы

Хороший фильм ужасов — это фильм, способный хорошо напугать зрителя, вызвать в нём самые разнообразные явные и тайные страхи и т. п. В отличие от триллеров, фильм ужасов отнюдь не старается создать реалистическую атмосферу и сюжет, в нём могут быть представлены инопланетяне, вампиры, мутанты и т. п.

Фантастика

Фантастика подразумевает использование вымышленных реалий, событий, технологий и т. п., однако таких, которые могут, в принципе, восприниматься зрителем как потенциально, гипотетически реальные или возможные. Этим они отличаются от фильмов в жанре фэнтези (с квазиреалистичным, но сказочным сюжетом, мистики и т. п.).

Фэнтези

Фэнтези — представляет собой вид искусства (литературного, художественного, кинематографического и др. ) с элементами волшебства, мифологии и сказок. Действие в фэнтези обычно происходит в выдуманном мире, где главные герои встречаются с нереальными существами и явлениями. Фэнтези фильмы обычно представлены борьбой добра и зла или света с тьмой и часто сняты по мотивам аналогичных литературных произведений.

Существует еще много других киножанров, например: гангстерский фильм (на тему 30-х годов в США), криминальный фильм (о преступниках), карате-фильм (драки в стиле восточных единоборств), биографический фильм, фильм-катастрофа, эротика и другие.

Мы видим насколько разнообразны жанры кинематографа: всего насчитывают около 60 видов и подвидов и их количество увеличивается со временем. Однако чёткого и ясного разделения фильма по жанрам и определения самих жанров: это скорее условное разграничение: один фильм может соединять в себе нескольких жанров, а также переходить из одного жанра в другой.

Стоит также учитывать, что кинематограф, как и другие виды искусства, не стоит на месте. Например, в последнее время крайне популярен такой жанр как трагикомедия, а с развитием VR технологий, появилось такое новое направление как интерактивное кино. Развитие киноискусства происходит непрерывно, открывая перед нами всё новые стили, жанры и направления, и делая тем самым мир кино ещё более многообразным и увлекательным.

Поэтика торжественной оды как ораторского жанра. Понятие одического канона

По своей природе и способу своего бытования в культурном контексте современности торжественная ода Ломоносова является. ораторским жанром в той же мере, что и литературным. Торжественные оды создавались с установкой на чтение вслух перед адресатом; поэтический текст торжественной оды рассчитан на то, чтобы быть звучащей речью, воспринимаемой на слух. Типологические признаки ораторских жанров в торжественной оде – те же самые, что и в проповеди, и светском ораторском Слове. Прежде всего, это прикрепленность тематического материала торжественной оды к определенному «случаю» – историческому происшествию или событию государственного масштаба. Ломоносов начал писать торжественные оды с 1739 г. – и его первая ода посвящена победе русского оружия – взятию турецкой крепости Хотин. До 1764 г. – даты последней его торжественной оды – он создал 20 образцов этого жанра – по одной в год, и посвящены эти оды таким крупным событиям, как рождение или бракосочетание наследника престола, коронация нового монарха, день рождения или восшествия на престол императрицы. Уже сам масштаб одического «случая» обеспечивает торжественной оде статус крупного культурного события, своего рода культурной кульминации в национальной духовной жизни: таким образом, в отличие от сатиры, целиком связанной с частной бытовой жизнью, ода сразу же обнаруживает тяготение к идеальным бытийным сферам.

Композиция торжественной оды также обусловлена законами риторики: каждый одический текст неизменно открывается и завершается обращениями к адресату. Текст торжественной оды строится как система риторических вопросов и ответов, чередование которых обусловлено двумя параллельно действующими установками: каждый отдельный фрагмент оды призван оказывать максимальное эстетическое воздействие на слушателя – и отсюда язык оды перенасыщен тропами и риторическими фигурами. Что же касается последовательности развертывания одического сюжета (порядок следования отдельных фрагментов и принципы их соотношения и последовательности), то она обусловлена законами формальной логики, облегчающей восприятие одического текста на слух: формулировка тезиса, доказательство в системе последовательно сменяющихся аргументов, вывод, повторяющий начальную формулировку. Таким образом, композиция оды подчиняется тому же зеркально-кумулятивному принципу, что и композиция сатиры, и их общего протожанра – проповеди.

И лишь изредка эта строгая логическая схема разнообразится ассоциативным поэтическим переносом, так называемым «одическим порывом» или, по словам самого Ломоносова, «сближением далековатых идей», который удерживает торжественную оду в границах лирического рода при всем ее ораторском потенциале.

Единообразие формальных признаков, которыми торжественная ода обладает как поэтический текст – так называемый «одический канон» – тоже свидетельствует о близком родстве торжественной оды с ораторскими жанрами, твердо подчиненными системе чисто формальных предписаний. В понятие «одического канона» входят устойчивый метр и устойчивая строфика. Все торжественные оды Ломоносова написаны четырехстопными ямбами, и очень многие – чистыми, т.е. без пиррихиев. Все они состоят из десятистишных строф с определенной, почти не варьирующейся, системой рифмовки: аБаБввГддГ. Одическим каноном обеспечено формальное единообразие жанра в его структурных и содержательных элементах. Этим торжественная ода как жанр уподобляется столь же устойчивой жанровой структуре сатиры Кантемира, с которой ода оказывается сложно соотнесена в своей поэтике.

По аналогии ода и сатира соотносятся как жанры, имеющие общий ораторский генезис и общие ораторские формально-структурные признаки, а также как «старшие жанры», лежащие у истоков новой русской литературы. По противоположности же ода и сатира соотносятся как жанры, имеющие противоположные установки (отрицательная в сатире, утвердительная в оде), связанные с разными сферами реальности (сатира с материальным бытом, ода с идеальным бытием), и, наконец, как воплощение полюсов жанрово-стилевой иерархии классицизма: сатира – эталон низкого стиля, ода – высокого. Но эта противоположность имеет и точки пересечения: противоположные жанровые модели создаются на одних и тех же уровнях поэтики, которыми являются слово и особенности словоупотребления, типология художественной образности, мирообраз.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Виды жанры литературных произведений

4.Как известно, все литературные произведения в зависимости от характера изображаемого относятся к одному из трёх РОДОВ : эпосу, лирике или драме. Литературный род — это обобщённое название группы произведений в зависимости от характера отображения действительности.
ЭПОС (от греч. «повествование»;-) — это обобщённое название произведений, изображающих внешние по отношению к автору события.
ЛИРИКА (от греч. «исполняемое под лиру»;-) — это обобщённое название произведений, в которых нет сюжета, а изображаются чувства, мысли, переживания автора или его лирического героя.
ДРАМА (от греч. «действие»;-) — обобщённое название произведений, предназначенных для постановки на сцене; в драме преобладают диалоги персонажей, авторское начало сведено к минимуму.
Разновидности эпических, лирических и драматических произведений называют видами литературных произведений.
Вид и жанр — понятия в литературоведении очень близкие.
Жанрами называют вариации вида литературного произведения. Например, жанровой разновидностью повести может быть фантастическая или историческая повесть, а жанровой разновидностью комедии — водевиль и т.д. Строго говоря, литературный жанр — это исторически сложившийся тип художественного произведения, содержащий определённые, свойственные данной группе произведений структурные черты и эстетическое качество.
ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:
эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, легенда.
ЭПОПЕЯ – крупное художественное произведение, повествующее о значительных исторических событиях. В древности – повествовательная поэма героического содержания. В литературе 19-20 веков появляется жанр роман-эпопея – это произведение, в котором становление характеров главных героев происходит в ходе их участия в исторических событиях.
РОМАН – большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, в центре которого – судьба личности.
ПОВЕСТЬ – художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом по объему и сложности сюжета. В древности повестью называли всякое повествовательное произведение.
РАССКАЗ – художественное произведение небольшого размера, в основе которого – эпизод, случай из жизни героя.
СКАЗКА – произведение о вымышленных событиях и героях, обычно с участием волшебных, фантастических сил.
БАСНЯ (от «баять» — рассказывать) – это повествовательное произведение в стихотворной форме, небольшого размера, нравоучительного или сатирического характера.
ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:
ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание.
ОДА (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня.
ГИМН (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера.
ЭПИГРАММА (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э.
ЭЛЕГИЯ – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания». Слово «элегия» переводится как «тростниковая флейта» или «жалобная песня». Элегия возникла в Древней Греции в 7 веке до н. э.
ПОСЛАНИЕ – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание, признание.
СОНЕТ (от провансальского sonette – «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Сонет зародился в Италии в 13 веке (создатель – поэт Якопо да Лентини), в Англии появился в первой половине 16 века (Г. Сарри), а в России – в 18 веке. Основные виды сонета – итальянский (из 2-х катренов и 2-х терцетов) и английский (из 3-х катренов и заключительного двустишия).
ЛИРОЭПИЧЕСКИЕ ВИДЫ (ЖАНРЫ):
поэма, баллада.
ПОЭМА (с греч. poieio – «делаю, творю») – крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему.
БАЛЛАДА – сюжетная песня драматического содержания, рассказ в стихах.
ВИДЫ (ЖАНРЫ) ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:
трагедия, комедия, драма (в узком смысле).
ТРАГЕДИЯ (с греч. tragos ode – «козлиная песня») – драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу сильных характеров и страстей, которое обычно заканчивается гибелью героя.
КОМЕДИЯ (с греч. komos ode – «веселая песня») – драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.
ДРАМА («действие») – это литературное произведение в форме диалога с серьезным сюжетом, изображающее личность в ее драматических отношениях с обществом. Разновидностями драмы могут быть трагикомедия или мелодрама.
ВОДЕВИЛЬ – жанровая разновидность комедии, это лёгкая комедия с пением куплетов и танцами.
ФАРС – жанровая разновидность комедии, это театральная пьеса лёгкого, игривого характера с внешними комическими эффектами, рассчитанная на грубый вкус.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *