Выросли цены

Нас ждёт рекордное подорожание: какие продукты станут роскошью

О росте закупочных цен торговые сети предупредили поставщики продуктов питания. Самое большое подорожание — на 20% — ждёт чай, кофе и какао. Это связано с тем, что эти товары в основном импортируются в Россию, а доллар, извините, растёт. В диапазоне от 5 до 15% производители предложили увеличить стоимость закупки макаронных изделий, а также пересмотреть цену хлеба и других товаров, при изготовлении которых используются мука и зерно. В ближайшее время буханка белого или чёрного, — кто какой любит, — может вырасти на 5–7%.

«Что касается повышения цен, есть достаточно объективные причины сейчас, и их много, — рассказывает генеральный директор агентства по анализу потребительского рынка Иван Федяков. — Они влияют на то, что цены будут расти. От этого нам никуда не деться. И в ближайшее время нужно быть просто готовыми к тому, что этот рост цен будет происходить».

Причина номер один: ослабление рубля, который заползает под плинтус вслед за нефтью — экспортёры к консенсусу по сокращению добычи пока не пришли и котировки не поправили. А раз рубль хилеет, импортные продукты, которые закупаются за валюту, становятся дороже. Среди них отвоевавшие у гречки и туалетной бумаги любовь покупателей имбирь, чеснок и лимоны. Даже если какой-нибудь йогурт производится в России, оборудование, комплектующие для этого оборудования и даже закваска всё равно зарубежного производства. Это к слову о тотальном импортозамещении и полной независимости продовольственного рынка. В этом же нас долгие годы убеждали с трибуны чиновники?

Причина номер два: повышенный потребительский спрос. По последним опросам, только 11% населения считают необходимым запасаться впрок продуктами питания. И половина из них запасы уже сделала. Былого ажиотажа — того, что наблюдался две недели назад, — нет, однако повышенный спрос сохраняется.

«Действительно, спрос вырос на большое количество товаров, — подтверждает эксперт розничной торговли Вадим Корсунский. — Люди не едят, как раньше, в ресторанах и офисах ввиду того, что они остаются дома. Больше потребности готовить дома, больше покупки ингредиентов, которые до этого покупались в ограниченном количестве. Спрос вырос, а вслед за ним и цена. Товар больше не лежит и не ждёт, пока его кто-то захочет купить».

Причина номер три: остановка работы некоторых российских предприятий из-за режима самоизоляции. Тут действует простой экономический закон: чем дефицитнее товар, тем он дороже. Это хорошо видно на примере медицинских масок и дезинфекторов, цены на которые устремилась в стратосферу.

Причина номер четыре: закрытие из-за пандемии границ и перебои с доставкой продукции. Здесь всё то же самое: меньше ананасов — дороже ананасы. Ну и, наконец, причина номер пять: необоснованное повышение цен самими ретейлерами. Не лобовое повышение — сегодня рис стоит 80 рублей, а завтра уже 100, — а деликатное. Магазины просто урезают скидочные программы.

«Зачем мне давать дополнительную скидку, если покупатели и так товар купят, — задаёт риторический вопрос Вадим Корсунский. — Это разбазаривание денег с точки зрения доходности. Количество акций снижается, соответственно, скидки становятся менее глубокими и они не так часто встречаются. И поэтому есть ощущение, что цены тоже выше, потому что средняя цена проданной штуки любого товара начинает расти».

Главный вопрос — что делать? И здесь у правительства и связки «производители — поставщики — ретейлеры» разные подходы к решению проблемы. Чиновники предложили отсрочку по уплате кредитов, но их всё равно придётся гасить вместе с набежавшими процентами. Вторая мера поддержки — налоговые каникулы, но опять же налоги никто отменять не собирается. То есть эта помощь заключается лишь в оттягивании проблемы. Производители же предлагают решать сложную ситуацию здесь и сейчас. Из наиболее ярких мер — отмена платы по системе «Платон», что сократит издержки на перевозку. И снижение либо полное обнуление НДС по некоторым товарным группам.

У нас есть группа товаров, которая облагается не 20%, а 10%, — продолжает генеральный директор агентства по анализу потребительского рынка Иван Федяков. — Есть группы товаров, которые не облагаются НДС, и эти группы товаров можно было бы расширить в условиях того, что сейчас и население находится в тяжёлой ситуации, — им необходима поддержка, и доступность товаров должна быть обеспечена максимально. Ну и предприятия, которые производят социально значимые товары, сейчас, по сути дела, включили режим выживания, и им такая поддержка нужна.

Эти предложения пока отвергаются, а значит, ждать нам повышения цен. За всё в конечном счёте платит покупатель — нищающий и часто теряющий работу покупатель. Казалось бы, где вирус, где нефть и где еда? Но все они рядом, в одной связке, которая и называется кризисом.

Расписание на завтрак

Больше всего снизились показатели сбора зерновых. На середину октября намолочен всего 101 миллион тонн зерновых. Это почти на 20 процентов меньше, чем в прошлом году. Сахарной свеклы тоже собрали меньше почти на 13 процентов. Производство картофеля снизилось почти на один процент, а овощей — на 3,8 процента.

Вроде бы хорошо складывается ситуация в животноводстве. Мяса сельхозживотных и птицы в живом весе произвели на 3,3 процента больше. Вот только поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах на конец сентября снизилось почти на один процент, а птицы — на 1,6 процента.

Производство зерна, сахарной свеклы, других овощей, картофеля снизилось из-за погоды. Кроме того, зерно, сахар, растительное масло идут на экспорт. На зарубежных рынках цены растут, поэтому они могут подскочить и внутри страны. «На работу отрасли влияют самые различные факторы, производство постоянно подстраивается под рынок», — пояснил «Российской газете» аналитик аграрного рынка, доктор экономических наук Леонид Холод.

На стоимость продовольствия влияет также ситуация внутри страны. Например, на фоне рекордных урожаев 2016 и 2017 годов цены на гречневую крупу в стране заметно снизились. Но продавать гречиху по новой стоимости производители были не готовы и сократили ее посевы. В результате в этом году гречихи соберут меньше, так что в следующем году цены на крупу могут расти, поясняет заместитель генерального директора Института конъюнктуры аграрного рынка Ирина Глазунова.

Также возможно повышение цен на пшено. Эта крупа с начала года уже подорожала на 40 процентов. А вот стоимость риса для российских потребителей будет зависеть от нового урожая и конъюнктуры мирового рынка, добавляет эксперт.

Возможен рост цен и на мясную продукцию. «Себестоимость производства мяса птицы уже выросла за последнее время на 10-12 процентов. Наверное, будет компенсационный прирост цен за счет подорожания кормов», — говорит вице-президент Международной программы развития птицеводства (UIPDP) Альберт Давлеев. Но повышение стоимости курятины в рознице будут сдерживать торговые сети, чтобы не потерять покупателей. Так что в итоге цены могут повыситься на 4-5 процентов, добавляет эксперт.

«Есть общая фоновая инфляция и инфляция издержек. Она заставляет производителей и продавцов постоянно стремиться к повышению цен на продукцию. Но ограничителем является платежеспособный спрос населения», — отмечает Леонид Холод. В итоге сельхозпроизводство перестраивается.

С рынка уходят нерентабельные сельхозпредприятия, но оставшиеся повышают интенсивность производства, увеличивают привесы и надои

С рынка уходят нерентабельные предприятия. «За последние полтора года закрылось немало небольших птицефабрик, прежде всего, в тех регионах, где нет собственных кормов. Доставлять корма становится очень дорого», — приводит пример Альберт Давлеев. Зато оставшиеся крупные предприятия увеличивают привесы и надои, то есть работают более эффективно, добавляет он.

У нас пока существует значительный потенциал для увеличения объемов потребления продовольствия, говорит Леонид Холод. Производство будет расти с повышением доходов населения. А чтобы сдерживать рост продовольственных цен в стране, нужно строить больше овощехранилищ, удобных транспортных путей и предприятий по переработке сельхозпродукции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *