Воля определение

воля

ВО́ЛЯ, способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Специфический акт, несводимый к сознанию и деятельности как таковой. Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти непосредственно испытываемых потребностей, импульсивных желаний: для волевого акта характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен», осознание ценностной характеристики цели действия. Волевое поведение включает принятие решения, часто сопровождающееся борьбой мотивов (акт выбора), и его реализацию.
* * *
ВО́ЛЯ (лат. voluntas, англ. will, ит. volontа, нем. Wille, франц. volonte), специфическая способность или сила, не вполне тождественная разуму или отличная от него. В истории европейской философии понятие воля имело два основных значения: 1) способность разума к самоопределению (в том числе моральному) и порождению специфической причинности (классическая рационалистическая традиция, исторически более влиятельная и не прерывающаяся от античности до настоящего времени); 2) фундаментальное свойство сущего (предшествующее разуму) и основа всех объяснительных моделей (волюнтаристическая традиция 19—20 вв., представленная преимущественно Ф. В. Шеллингом (см. ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм), Шопенгауэром (см. ШОПЕНГАУЭР Артур), Э. Гартманом (см. ГАРТМАН Эдуард), Ф. Ницше (см. НИЦШЕ Фридрих) и отчасти А. Бергсоном (см. БЕРГСОН Анри)). В психологии концепции воли делятся соответственно на гетерогенетические и автогенетические.
Развитие понятия воли в классической традиции
В классической традиции воля выступает как относительно самостоятельная функция или акциденция разума. «Конфликт разума и воли» здесь почти непредставим, а противоположность «волевого» иррациональному, напротив, разумеется сама собою. В метафоре «воля» выделяется прежде всего интеллектуально-императивный аспект, смысл твердого разумного намерения, деятельной мысли, стремящейся к осуществлению цели.»Волевая» проблематика начала оформляться в рамках проблемы свободы воли (см. СВОБОДА ВОЛИ), и первоначально не имела отчетливых онтологических коннотаций, замыкаясь на сферах этики, гносеологии и психологии. Понятие «воля» не сразу получило нормативный терминологический эквивалент (поэтому грекам порой ошибочно отказывали во всяком представлении о воле). У Платона «волевое» впервые становится особым предметом рефлексии и понимается как синтез разумной оценки и «стремления» (причем последнее выделяется в отдельную способность души: Symp. 201 dе; Phaedr. 252 b sq.). Аристотель (см. АРИСТОТЕЛЬ) разработал «анатомию» волевого акта, рассматривая волю как специфическую причинность, отличную от «чистой» интеллектуальной сферы (созерцательный разум) и от «чистых» аффектов. Фундаментальной способностью души является стремление; воля — единственный вид стремления, который зарождается в разумной части души и является «синтезом» разума и стремления. Сфера воли соответствует «практическому» разуму, размышляющему о деятельности и направляющему на нее: чисто интеллектуальный акт отличается от акта целеполагания, в котором момент стремления акцентирован более заметно. Аристотель оформил классическую традицию терминологически, очертив смысловую сферу «волевой» лексики («воля», «выбор», «решение», «произвольное», «цель» и т. д.). Теория Аристотеля и содержательно, и терминологически почти не претерпела изменения в эллинистическую эпоху. Лишь ранние стоики (особенно Хрисипп (см. ХРИСИПП)), говоря о стремлении разума, отождествляли разумно-оформленное стремление, или волю, противоположное страсти, с суждением. Неоплатонизм, не предложив принципиальных новшеств в области волевой проблематики, переместил ее в сферу онтологии. Парадигматический трактат Плотина VI 8 «О произволе и желании Единого» подчеркнуто-метафизичен: речь идет о «чистой» волевой проблематике вне ее психологических и антропологических приложений. Воля — специфическая способность разума, проявляющаяся до всякого действия (VI 8,5; 9): «Воля — это мышление: ведь волей может называться лишь то, что сообразно с разумом» (VI 8,6,36). Поскольку воля есть также «тяготение» ума к себе и к Единому, она имеет два основных измерения — энергийно-онтологическое и «эротическое».
Уже с 3 в. до н. э. классическая традиция обрела внутреннюю цельность и в рамках самой античности не получила реальных волюнтаристических альтернатив (эпикурейская версия атомизма предложила лишь иное основание для конечного самоопределения разума: программный, но поверхностный индетерминизм). Однако в рамках единой традиции ясно заметен процесс «эмансипации воли», в результате которого воля как способность к действию получает известную самостоятельность по отношению к разуму и к аффекту. Так было положено начало пути к будущей «метафизике воли», к акцентированию момента влечения (особенно в патристике (см. ПАТРИСТИКА)). Но в рамках классической традиции «эмансипация» воли имеет ограниченные пределы: в крайнем случае воля ставится рядом с разумом, но никогда явно не противопоставляется ему и тем более не притязает на господство над ним. Смысл процесса — перенесение акцента на динамический момент воления; принципиальное значение интеллектуального момента этим не умаляется (особенно в моральной сфере), хотя он может отходить на задний план. Термин voluntas заметнее акцентирует динамический момент воли и аккумулирует максимальное количество «волевых» смыслов. Наряду с voluntas имел хождение термин liberum arbitrium, акцентирующий момент выбора. Кроме того, с довольно ранних времен в латиноязычной традиции заметно стремление «разводить» и даже довольно четко разграничивать разум и волю.
Христианство утвердило примат над-рациональной веры и любви, ограничив сферу компетенции разума еще и в пользу возвышенного аффекта. Это ускорило эмансипирование воли в отдельную способность, повышение статуса динамически-«эротического» момента, и в соединении с онто-теологической перспективой неоплатонизма привело к возникновению своеобразной «метафизики воли», особенно ярко проявившей себя на латинском Западе начиная с 4 в. В тринитарном учении Мария Викторина (см. МАРИЙ ВИКТОРИН) воля понимается не только психологически или функционально, а прежде всего субстанциально: в Боге воля совпадает с бытием и является чистой потенцией (см. ПОТЕНЦИЯ), способностью к самореализации Абсолюта; Сын есть воля Отца. За Викторином шел в своем тринитарном учении Августин (см. АВГУСТИН Блаженный), выделяя динамически-психологический момент воления на общем «онто-теологическом» фоне. Любой аффект свидетельствует о некоем волевом стремлении: «Ведь воля, конечно, присуща всем ; мало того, все они суть не что иное, как воля» (Civ. D. XIV 6), то есть «стремление ничем не принуждаемой души чего-то не лишиться или что-то приобрести» (De duab. an. 10,14). «Тринитарная» структура разума подразумевает субстанциальное единство ума, памяти и воли: ум сам на себя обращает направленность воли (intentionem voluntatis — De Trin. X 9,12): воля есть такая же непосредственная очевидность, как бытие и знание о нем (De lib. arb. I 12,25; Conf. VII 3,5). Благодаря этой «интенции» ум постоянно обращен на себя, то есть всегда себя знает, всегда желает, всегда любит и помнит (De Trin. X 12,19): «память, рассудок и воля… суть, следовательно, не три субстанции, но одна субстанция» (ib. X 11,18).
Восточные авторы от гностиков (см. ГНОСТИЦИЗМ) (Iren. Adv. haer. I 6,1) до Дамаскина (см. ДАМАСКИН) (Exp. fid. 36) придерживались традиционной (в основе своей — аристотелевской) схематики.
Средневековая проблематика воли не выходила за рамки августинизма, аристотелизма и их возможных комбинаций. Примером умеренного августинизма может служить позиция Ансельма Кентерберийского (см. АНСЕЛЬМ Кентерберийский). Аристотевские мотивы превалируют у Альберта Великого (см. АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ) и Фомы Аквинского (см. ФОМА АКВИНСКИЙ). Для Альберта воля — «причина самой себя», способность самоопределения разума (I 7,2); воля и разум — разные, но тесно связанные способности души. Фома сочетает тезис Аристотеля с августиновскими реминисценциями: воление есть по преимуществу акт интеллектуального самоопределения (S.th. I q.83,4); ум прежде и выше воли (I q.82,3): «разум мыслит волю, а воля желает, чтобы разум мыслил» (I q.16, 4 ad 1). У Оккама (см. ОККАМ Уильям) воля и разум — два взаимосвязанных способа активности души (In sent. II q. 24 cf. I d.1 q.2). Самый «радикальный» вариант августинизма предполагает не онтологический, а обычный динамический примат воли над разумом. Для Дунса Скота структура ментального акта задается волей как первичной интенцией: «Воля, повелевающая умом, является более высокой причиной с точки зрения ее действия» (In I sent. IV 49,4).
Доминирующее положение классической традиции сохраняется в Новое и Новейшее время. У Декарта (см. ДЕКАРТ Рене) понятие воли несколько шире понятия разума, но по сути своей воление — модус мышления (Первоначала философии, I 34—35; 65). Для Спинозы (см. СПИНОЗА Бенедикт) воля и разум — одно и то же, ибо разум познает причинную связь вещей и идей (Этика, ч. II): человек определяется к действию познанием. С точки зрения Лейбница, (см. ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм) основание всякой воли коренится в разуме (Рассуждение о метафизике, 2), то есть, воление определяется разумом, хотя (в моральной плоскости) и не детерминируется им полностью (Новые опыты…, кн. II, гл. XXI 5 сл.; Теодицея, 310 сл.). У Канта (см. КАНТ Иммануил) воля есть способность желания, определяющее основание которой находится в разуме , или способность определять самое себя к действию сообразно представлению о законах (Основы метафизики нравственности. Разд. II. – Там же, 4 (I). с.268.), или «вид причинности живых существ, поскольку они разумны» (там же, Разд. III, с. 289). Цель действия есть объективное основание для самоопределения воли; цель — предмет произвола разумного существа, посредством представления о котором произвол определяется к соответствующему действию . По Гегелю (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих), «различие между мышлением и волей — лишь различие между теоретическим и практическим отношением, но они не представляют собой двух способностей — воля есть особый способ мышления: мышление, как перемещающее себя в наличное бытие, как влечение сообщить себе наличное бытие» (Философия права. Введ. 4. Прибавл. – Философия права. М., 1990, с.68—69 ср. 21; Энциклоп. филос. наук 468; 476). У Фихте (см. ФИХТЕ Иоганн Готлиб) воля выступает как равноправная способность наряду с разумом «внутри» субъекта, причем акт воли (как у Дунса Скота (см. ДУНС СКОТ Иоанн)) обладает логическим первенством в процессе самоопределения разумного «Я» (Наукоучение, 1794 г. 1). Новейшим образцом классической схематики может служить «эдейтико-феноменологическая» концепция Рикера, (см. РИКЕР Поль) понимающего волю как «фундаментальную способность» —интеллектуальную интенцию, содержащую «проект» действия, то есть стремление к цели (см. ЦЕЛЬ), не совпадающее с «чистым» мышлением, хотя «сила (force)» воли — «это аспект cogito»: «желать значит мыслить» (Philosophie de la volonte. T.1. Le volontaire et l»involontaire. Paris, 1950).
Развитие понятия воли в волюнтаристической традиции
Основой «волюнтаристической» традиции являются онтологическое понимание воли и тезис: не воля есть акциденция (см. АКЦИДЕНЦИЯ (в философии)) разума, а разум — акциденция воли. «Волюнтаристический» потенциал классической традиции был в полной мере реализован Августином (см. АВГУСТИН Блаженный), Дунсом Скотом (см. ДУНС СКОТ Иоанн) и Фихте (см. ФИХТЕ Иоганн Готлиб), которые вплотную подходили к границе, отделяющей эту традицию от ее противоположности. Элементы собственно волюнтаристической традиции можно найти у Беме (см. БЕМЕ Якоб) (благая или злая воля — онтологическая характеристика сущего: «Аврора», II 2 сл.) и Мен де Бирана (см. МЕН ДЕ БИРАН Мари Франсуа Пьер), но как цельная позиция она не встречается раньше Шеллинга (см. ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм) и особенно Шопенгауэра. (см. ШОПЕНГАУЭР Артур) Переход к ней был достаточно постепенным: у Шеллинга рудиментарная классическая схематика присутствует внутри волюнтаристической. С одной стороны, воля впервые выступает в рамках креационистской модели как иррациональная подоснова сущего, из которой выделяется «сознательная» воля («Философские исследования о сущности человеческой свободы…»), но разум остается «волей в воле» (там же), то есть интеллектуальное измерение воли как самоопределения разума еще не утратило своего прежнего парадигматического значения («Система трансцендентального идеализма»). Лишь Шопенгауэр впервые окончательно порывает с классикой. Воля имеет онто-космический статус и выступает как лишенная субъективного начала иррациональная сила, не требующая достаточного основания, но сама являющаяся всеобщим основанием как «воля к жизни», то есть как универсальное метафизическое начало и вместе с тем объяснительная модель («Мир как воля… кн. II 17 сл.; «Дополнения» гл. 28). Комбинация идей Шеллинга и Шопенгауэра присутствует в «Философии бессознательного» Э. Гартмана (см. ГАРТМАН Эдуард), а у Ницше (см. НИЦШЕ Фридрих) шопенгауэровская «воля к жизни» преобразуется в столь же онтологичную «волю к власти». На этом взлет волюнтаристической традиции резко обрывается: она имеет лишь косвенное продолжение в иррационалистической концепции «жизненного порыва» А. Бергсона (см. БЕРГСОН Анри).
Для целого ряда важнейших философских течений 20 в. «чистая» волевая проблематика не представляет самостоятельного интереса, — например, для аналитической философии (см. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ) (где воля понимается как специфический предмет психологии — Витгенштейн, (см. ВИТГЕНШТЕЙН Людвиг) Логико-философский трактат, 6.432), экзистенциализма (см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ), структурализма (см. СТРУКТУРАЛИЗМ), постмодернизма (см. ПОСТМОДЕРНИЗМ).

Воля — что это в психологии

Воля это в психологии основное качество, позволяющее добиться успеха. Чтобы получить хороший результат в будущем, нужно порой напрячься в настоящем. Без развитых волевых качеств это сделать сложно.

Прикладывать волевые усилия порой очень тяжело

Понятие «воля человека» психология не рассматривает в отрыве от эмоций. Все психические процессы человека связаны. Что понимать под этим термином и как развить силу воли, чтобы добиваться желаемых результатов?

Воля определение в психологии

В психологии воля – это способность человека обдумывать существующие варианты решений, выбирать правильное и следовать ему. Также ее можно рассматривать как психический процесс, позволяющий делать то, что не хочется. Нередко воля понимается как способность контроля своего поведения и мобилизации себя на достижение целей.

Качество, способное вознести человека

Важно! С этим понятием тесно связано волевое усилие – непосредственно акт совершения действия, несмотря на сиюминутные желания. Его особенность заключается в том, что сначала нужно осознать их, а потом уже прикладывать усилие для подчинения психики уму.

Проблема воли в психологии

Изначально это понятие начало формироваться в рамках философии. Там оно понималось, как способность человеческого ума самостоятельно определять дальнейшие действия. Тогда оно имело четко выраженный моральный аспект, но потом психологи назвали это высшей психической функцией, так это качество стало считаться исключительно человеческим.

Справедливости ради, ряд ученых психологической науки опровергает этот тезис, поскольку в результате опытов над животными было обнаружено: они также могут иногда откладывать удовольствие на потом для получения большего.

Девушка движется вперед, несмотря на усталость

В любом случае в психологии воля определяется, как способность человека сознательно управлять собой. Направлена она на два разных вектора:

  1. Совершение нежелаемого поступка;
  2. Отказ от желаемого действия.

Волевой акт, описанный выше, – это центральное понятие воли. Немаловажную роль в характере протекания этого психического процесса играют ценности личности. Вкратце структура воли состоит из таких уровней:

  1. Постановка целей;
  2. Возникновение побуждения;
  3. Борьба мотивов;
  4. Принятие и исполнение решения.

Важно! Основная характеристика явления волевого акта заключается в том, что на каждом из его этапов может проявляться усилие, выраженное в нервно-психическом напряжении.

Волевые качества человека

Есть ряд черт, свойств характера, обеспечивающих умение отказываться от сиюминутных выгод в пользу будущему персональному или общему благу. К таким относятся:

  1. Целеустремленность – направленность действий личности на определенный результат. Специалисты выделяют две разновидности этого качества. Стратегическая целеустремленность – это способность человека действовать, исходя из своих ценностей. Тактическая – это постановка целей и сосредоточение на них.
  2. Инициативность. Чтобы совершить активное действие, необходимо волевое усилие. Это качество, направленное на преодоление инертности.
  3. Самостоятельность. Это способность человека удерживаться от влияния внешних стимулов, в результате чего он может критически подходить к чужим советам и ориентироваться на свои взгляды и убеждения в процессе принятия решений.
  4. Выдержка – умение затормозить вредные для целей человека побуждения.
  5. Смелость – способность игнорировать страх и разумно рисковать.
  6. Решительность – умение быстро ориентироваться в ситуации и принимать на ее основе решения, которые немедленно исполняются. Если это качество выражено чрезмерно, оно превращается в импульсивность, когда решение принимается без анализа ситуации, или нерешительность (человек только обдумывает проблему, не предпринимая никаких действий).
  7. Настойчивость – способность в течение длительного времени бороться с трудностями на пути к цели. При чрезмерной выраженности может перерасти в упрямство, когда волевые усилия прикладываются в ущерб поставленной задаче.
  8. Организованность и дисциплинированность. Способность упорядочивать, планировать свои действия и подчинять их созданному распорядку.

Важно! Главное качество волевого человека, лежащее в основе всех остальных, – самоконтроль. Это способность делать то, что нужно для выполнения задачи.

Виды воли в психологии

Легко понять, как работает воля, на примере страха. Если человек бежит, к примеру, от собаки, то это инстинктивное решение. Если он осознанно идет в зону боевых действий, чтобы помочь раненым военным, то оно становится волевым. Существует несколько видов воли в психологии.

Свободная воля

Тесно связана с инициативностью – умением человека самостоятельно задавать себе цели и следовать им. Сам процесс сознательного формирования таких задач – проявление свободной воли. В науке все еще идут споры касаемо того, существует ли она действительно. Две противоположные позиции следующие:

  1. Метафизическая. Свободная воля возможна.
  2. Детерминизм – человек является рабом внешних обстоятельств, он только реагирует на сиюминутные стимулы.

Преодоление трудностей

Истина, как говорится, посередине. С одной стороны, привычки и инстинкты толкают человека совершать определенные действия. Но, с другой, он всегда может пойти наперекор им в нужной ситуации..

Естественная воля

Эта концепция больше относится к христианской, присущей Богу. Основное отличие естественной божественной воли от человеческой заключается в том, что принятию решения не предшествует длительный период обдумывания, поскольку он осуществляется при недостаточности знаний. Цель этого процесса – получить новую информацию из имеющихся фактов. Бог все знает, поэтому способен моментально принимать правильное решение.

Вынужденная воля

Это разновидность воли, при которой человек идет наперекор своим желаниям, но под внешним давлением. Типичный пример – приближение дедлайна. Человек не прикладывает никаких волевых усилий до тех пор, пока ни появится реальная опасность. Даже в такой ситуации ему приходится заставить себя садиться за неприятное дело.

Освобождение от зависимости от сиюминутных стимулов

Как развить силу воли

Сила воли подобна мышце. Если она не накачана, то тяжело будет тянуть на себе сложные задачи. Поэтому развитие силы воли – всегда последовательный процесс. Каждый день нужно прикладывать малейшие краткие усилия. Когда это будет делать проще, можно усложнять задачу. Например, отказаться от сладкого хотя бы один раз или прекратить работать по первому требованию ума, но не сразу, а через 10 минут.

Также хорошо помогает развивать силу воли медитация, потому что она тренирует те участки мозга, которые отвечают за это качество.

Одним из важнейших качеств личности является способность к сознательной регуляции поведения, то есть воля. Именно она дает нам возможность идти к намеченной цели, преодолевая, казалось бы, непреодолимые препятствия. Она же заставляет нас сдерживать яростные, необузданные порывы и загонять глубоко в подсознание дикие первобытные инстинкты. Воля – это то, что делает человека хозяином своей судьбы, и в то же время воля – это одно из самых сложных психических явлений, прошедших длительный путь эволюции.

Что такое воля

Это человеческое качество привлекает к себе внимание философов и психологов не одну сотню лет, о нем спорят, пытаются доказать независимость воли человека от высших сил и найти способы, которые помогли бы управлять волевыми процессами. Но до сих пор волевая сфера значительно меньше изучена, чем познавательная и эмоциональная.

Любая активность человека – как внешняя, так и внутренняя – имеет два вида: непроизвольный и произвольный.

  1. Непроизвольный, спонтанный, импульсивный вид активности управляется преимущественно рефлексами – психическими реакциями нашего организма на внешние воздействия или внутренние изменения. К такому виду активности относится, например, непроизвольное внимание, когда человек оборачивается на звук хлопнувшей двери или на вспышку света. К непроизвольному или импульсивному поведению относятся также резкое отдергивание руки от горячей сковородки или плач обиженного ребенка.
  2. Второй вид, или высший уровень активности, которую в этом случае называют деятельностью, носит произвольный характер. Это означает, что совершение действий требует волевых усилий, то есть осознанного напряжения для преодоления внешних препятствий или внутреннего сопротивления: слабости, сомнений, нерешительности, трусости, лени и т. д. Иногда эти усилия могут быть незначительными и даже незаметными для самого человека. Например, для того чтобы прилечь на диван отдохнуть, серьезных волевых усилий не требуется. А если для этого надо оторваться от интересного дела, прервать общение в Сети, потому что уже поздно и пора спать? Тогда, видимо, потребуются определенные усилия. А в иных случаях приходится преодолевать серьезное внутреннее сопротивление, принимая непростое решение в ситуации сложного выбора.

Произвольное или волевое поведение, так же как и сама воля, не является врожденной способностью человека. До 5-6-летнего возраста у ребенка преобладает непроизвольная активность, но постепенно его способность к сознательному регулированию своего поведения развивается, и воля становится важной частью жизни.

Волевые действия, их виды и структура

Воля связана с потребностями личности. По сути, именно потребности побуждают человека прилагать усилия для их удовлетворения, то есть совершать волевые действия. В данном случае в понятие «действие» включается и отказ от совершения поступка, так как он требует подчас даже более значительных волевых усилий, чем его совершение.

Виды волевых действий

Все волевые действия делятся:

  • на простые;
  • сложные.

Простые волевые действия предполагают целенаправленную активность человека, четко понимающего и свою цель, и способ ее достижения. Главное отличие простого волевого действие – отсутствие сомнений, раздумий, отсутствие противоречивых желаний и борьбы мотивов. С точки зрения волевых усилий, совершение подобного действия может быть совсем непростым, но колебания и нерешительность в нем все равно отсутствуют. Например, когда человек, не раздумывая, бросается в воду, чтобы спасти тонущего ребенка.

В сложном волевом действии мы видим некий конфликт человека с самим собой, для разрешения которого тоже требуются усилия. Основной причиной этого внутреннего конфликта является столкновение понимания необходимости достижения цели и нежелания прилагать усилия для этого.

Возникает одна из самых тяжелых психологических ситуаций – ситуация борьбы мотивов, когда одни желания толкают индивида к достижению цели, а другие препятствуют этому. Например, человека не устраивает его работа: платят мало, спрашивают много, начальник придирается. То есть логично поменять сферу деятельности, но человек не решается это сделать, так как нужно прилагать усилия и искать новую работу, расставаться с нелюбимым, но привычным делом и т. д.

А еще сложные волевые действия возникают в ситуации выбора путей достижения цели. Например, когда есть легкий, но не слишком честный путь и вполне честный, но значительно более трудный.

Структура волевого действия

Сложные волевые действия имеют свою структуру и состоят из нескольких этапов:

  • Принятие цели и осознание необходимости ее достижения. У человека одновременно имеется множество различных желаний и потребностей. Удовлетворить их все нереально, вот выбор одного, наиболее важного в данный момент желания и есть принятие цели. И даже на первом этапе может возникнуть борьба мотивов, не только связанная с проблемой выбора, но и с оценкой значимости цели. В этом случае мы часто задаем себе вопрос: «А мне это точно нужно?»
  • Размышление над возможностью достижения цели и осознание различных путей и способов. На этом этапе происходит оценка собственных ресурсов и возможностей, а также анализ соответствия выбранных средств убеждениям и ценностям.
  • Совершение окончательного выбора в ситуации борьбы мотивов. Это ключевой этап сложного волевого действия, требующий максимального напряжения. На этом этапе отчетливо проявляется сила воли человека, ведь легкий путь не всегда бывает нравственным. И на данном этапе еще не поздно отказаться от поступка вообще.
  • Принятие решения. Человек, сделав окончательный выбор, испытывает облегчение, напряжение спадает. Ощущение освобождения от тяжкого груза принятия непростого решения дает личности возможность заняться планированием достижения цели.
  • Выполнение решения. Последний этап волевого действия тоже требует нередко весьма значительных усилий. Бывает, что человек, столкнувшись с трудностями, начинает сожалеть о принятом решении. И в этом случае тоже спасает только воля, которая поддерживает активность.

Особенностью волевых действий является то, что они имеют двойной результат. Во-первых, собственно, достижение цели, успеха. Во-вторых, осознание человеком своих сил, возможностей, извлечение уроков на будущее. Успешные волевые действия, особенно требующие серьезных усилий, повышают самооценку человека и придают ему сил для будущих свершений.

Функции воли

Проявляясь во всех сферах жизни человека, воля выполняет 3 основные функции: побудительную, стабилизирующую и тормозную или сдерживающую.

  • Побудительная функция проявляется в активизации деятельности человека. Воля побуждает личность преодолевать препятствия, в том числе внутренние конфликты, слабости, нерешительность, и идти к поставленной цели, добиваясь успеха. Волевые усилия требуют серьезного напряжения всех сил, но они лишь вершина айсберга. Принятие решения зачастую дается значительно труднее.
  • Стабилизирующая функция – это поддержание активности человека. Даже приняв решение и начав двигаться к цели, можно остановиться на полпути, повернуть назад, испугавшись трудностей и требуемых жертв. Воля помогает сохранить высокий уровень активности, невзирая на усталость, страх, боль и банальную лень.
  • Сдерживающая функция не менее важна, чем побудительная. В ряде случаев сдержать себя от совершения поступка гораздо сложнее, чем заставить что-то сделать.

Наряду с основными тремя функциями, думаю, можно выделить еще одну – воспитательную. Воля играет важную роль в развитии личности и в формировании характера, таких качеств, как самоуважение, высокая самооценка, целеустремленность.

Мы обещаем себе начать новую жизнь с понедельника: бегать по утрам, перестать есть мучное, победить лень. Но почему-то единицам из тысяч удается сдержать свои обещания. Такие люди обладают непоколебимой волей. О том, что такое сила воли и как она работает, поговорим в статье.

Что такое сила воли

Воля человека – способность контролировать свою сознательную деятельность, преодолевать трудности на пути к цели. Существует мнение, что сила воли и характер это одно и то же. Слабохарактерными называют безвольных, мягких людей. С точки зрения психологии это не совсем верно.

Воля: психология

В психологии воля относится к высшим психическим процессам. Она отвечает за многие способности психики: самоконтроль, выдержка, стрессоустойчивость. Воля также выполняет 2 функции:

  • побудительную – способность сделать что-то полезное вопреки лени;
  • тормозную – сила сдержаться от вредной привычки;

Психологи единодушно утверждают, что самоконтроль можно и нужно развивать.

Какая бывает сила воли

Разберемся подробнее, что значит сила воли в широком понимании. Сила воли делится по степени осознанности:

  • отсутствие (бесхребетность);
  • слабая;
  • устойчивая;
  • сильная;

Отсутствие воли означает, что человек не может сказать «нет» самому себе. Он поддается на уловки и манипуляции. Слабовольная личность откажет в случае большой нужды. Устойчивая сила воли человека характеризуется четкими пониманиями своих желаний, умением действовать в своих интересах. Сильная воля – это когда вы с легкостью можете отказаться от любой прихоти.

Для чего нужна сила воли человеку

Исследования силы воли, начавшиеся в 1960-70 годах, длились более 40 лет. Была отобрана группа детей, за которыми наблюдали всё время. Им предлагали 2 варианта: либо они получают одну зефирку сейчас, либо 2 спустя 15 минут. Наблюдения показали, что «бесхребетные» дети, которые выбрали зефир сразу, были менее успешны, чем те, кто согласился ждать.

Эксперимент показал, что воля оказывает значительное влияние на качество жизни, уровень заработной платы и успешность в достижении целей.

Наследственные ли волевые качества – остается под вопросом. Психологи утверждают, что не генетика, а правильная мотивация играет ключевую роль в развитии самоконтроля. Отсюда вопрос: где взять силу воли?

Что влияет на развитие волевых качеств

На волевые психические процессы влияют 2 фактора: биологический и моральный. Соотношение примерно 30 на 70. Если вы устали, голодны, не выспались – вам тяжелее дается самоконтроль. Но большую роль играет мотивация и внутренние установки.

Волевые качества личности

Черты характера, регулируемые силой воли:

  • терпеливость;
  • решительность, отважность;
  • самостоятельность;
  • дисциплинированность;
  • ответственность;

Обладатели таких личностных качеств – люди с огромной силой воли. Слабые волевые навыки характеризуются такими чертами:

  • трусость;
  • непостоянство;
  • импульсивность;

Обратите внимание: черты характера, связанные с силой воли, можно представить в виде ползунков, где железная сила воли проявляется положительными чертами, слабая – негативными.

Вывод: чтоб избавиться от многих негативных черт характера разом, надо развить свою волю.

Откуда берется сила воли

Исторически сила воли появилась с зарождением родоплеменного строя. Выживание коллектива зависело от способности индивида принимать верные решения. Например, отдать последний кусок мяса ребенку, а не съесть самому. Вступить в схватку с диким зверем, несмотря на угрозу смерти и возможность сбежать.

Почему этот слаженный механизм сейчас дает сбои? Воля возникла позднее, чем инстинкты и базовые потребности человека. С тех пор, как мы принимаем первые осознанные решения, наша психика ведет борьбу мотивов. Мы ежечасно выбираем между «мне нужно» и «я хочу».

Как проверить силу воли

Для проверки волевых качеств личности, психологи разработали специальный тест. Ответьте на 5 вопросов:

  1. Легко ли вам подняться рано утром?
  2. Можете ли вы закончить монотонную работу, если есть возможность отдохнуть и отложить на потом?
  3. Вам назначена диета в связи с болезнью. Мама приготовила ваши любимые пирожные, не зная о диете. Удержитесь?
  4. Всегда ли вы сдерживаете свое обещание?
  5. Вы с легкостью контролируете себя во время несправедливых упреков, ссоры?

Результаты:

Если ответов больше «да», чем «нет»: у вас хорошая сила воли. Вы смело принимаете лучшие решения, невзирая на обстоятельства.

Если больше «нет», чем «да»: потренируйте свои волевые качества, чтоб получить больше выгод от жизни. О том, как развить силу воли и мотивировать себя к правильным поступкам, читайте в следующей статье.

  • Сила воли (самоконтроль)
  • Свобода воли

Воля (психология) в Викицитатнике

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *