Валеолог, это кто?

Валеология: понятие и главные принципы

Вы хотите оставаться по-настоящему здоровым человеком? Для этого недостаточно не иметь вредных привычек, не курить сигареты, не принимать алкоголь. Даже если вы будете заниматься спортом и часто гулять, внешняя среда настолько негативно влияет на вас, что приводит к серьезным заболеваниям. Вы не сможете спрятаться от ее воздействия: повышенного радиационного фона, городского шума, смога, уберечься от стрессов. Что же вам делать?

Для того чтобы помочь найти ответ на этот вопрос, появилось новое учение валеология. Впервые это название применил профессор Израиль Ицкович Брехман. Он использовал латинское слово valeo, что переводится «быть здоровым». Советский ученый призвал к созданию такой науки, которая займется исследованиями в этой важной для человека области.

Немного о валеологии

Валеология — это наука, изучающая внутренние резервы человеческого организма, пути их увеличения. Она заботится о сохранении здоровья во вредных условиях. В этом ее отличие от медицины, которая занимается только лечением больных людей или, в лучшем случае, профилактикой заболеваний.

Молодое учение подверглось резкой критике со стороны академической науки и церковных служителей. А затем, когда его включили в качестве учебного предмета в систему образования, это вызвало сильный общественный резонанс и неприятие. Это было связано с рядом ошибок: не было единой концепции преподавания, опытных преподавателей.

В настоящее время учение набирает все большую популярность, хотя преподавание в качестве учебной дисциплины, к сожалению, остается до сих пор только на факультативной основе и лишь в некоторых учебных заведениях в нашей стране.

Четкой грани между валеологией и другими медицинскими науками нет. Более всего ее интересы взаимосвязаны с гигиеной, санологией и патологией. Так как она является довольно-таки молодой научной дисциплиной, ее структура находится еще в стадии формирования. Но все же можно выделить общую и специальную валеологию .

Общая валеология включает в себя цели, задачи, методы, историю создания. Специальная — это медицинская, педагогическая, профессиональная, семейная, социальная, экологическая валеология.

Отрасли валеологии

В валеологию пришли ученые из других наук, что привело к ее дифференциации, т.е. появлению новых направлений развития.

Медицинская валеология разрабатывает методы устранения болезни с помощью внутренних резервов, определяет, по каким критериям оценивать уровень здоровья. При этом обязательно учитывается возрастная категория и социальное положение пациента. Кроме того, выявляются факторы, которые могут спровоцировать возникновение болезни, разрабатываются соответствующие рекомендации. И, конечно же, основной фокус внимания направлен на профилактические меры.

Педагогическая валеология занимается воспитанием человека, у которого будет сформирована установка на здоровый образ жизни. Эта отрасль валеологии развивается быстрее других, так как общество нуждается в ней особенно остро. Потому что необходимо срочно принимать экстренные меры по устранению негативного влияния образовательной среды на здоровье детей. Сейчас для оздоровления населения планеты важно воспитывать культуру здорового образа жизни.

Семейная валеология наблюдает за состоянием всей семьи в целом и поведением каждого ее члена, а затем дает нужные рекомендации. Это направление имеет большое будущее, потому что роль семьи в воспитании верного и осознанного отношения к здоровью нельзя переоценить.

Задачей социальной валеологии является разобраться, как влияют на уровень здоровья взаимоотношения с другими людьми, с обществом, поведение отдельного человека в социуме.

Экологическая валеология изучает, каким образом на человека оказывают влияние природные факторы, катаклизмы, изменения климата. С одной стороны, она исследует влияние измененной среды, а с другой – разрабатывает рекомендации по оптимальному поведению людей в плохих экологических условиях.

Профессиональная валеология изучает, как влияют на здоровье работников производственные и профессиональные факторы. Используя тесты по профессиональной ориентации, учитывая индивидуальные свойства личности, она определяет трудовую деятельность, подходящую для конкретного человека, и, при необходимости реабилитации, соответствующие средства.

Действующие принципы валеологии

Основными принципами, на которых базируется учение, являются:

  1. Структурность, так как человек – открытая биосоциальная система, поэтому для его оздоровления нужен системный подход.
  2. Энергетический и информационный принципы, потому что человека нельзя рассматривать отдельно от биосферы Земли, он является ее частью.
  3. Принцип познаваемости, т.е. сведения, полученные в результате исследований, не прошедшие достаточную проверку временем, используются таким образом, чтобы не навредить.
  4. Детерминизм нацелен на выявление факторов устойчивости организма, распознавание и устранение всевозможных рисков.
  5. Принцип развития отслеживает, как меняется стратегия здорового образа жизни от полученных результатов, а также от меняющейся внешней среды.
  6. Изучение основных законов здоровья с помощью анализа исторического опыта прошлого человечества является принципом историзма.
  7. Принцип интегративности включает объединение опыта ученых всех стран и методов различных наук.
  8. Сохранение здоровья вопреки вредным внешним изменениям с помощью принципа гомеостаза – способности обеспечивать стабильность внутренней среды.
  9. Человек приспосабливается к внешним изменяющимся условиям за счет своих ресурсов – так действует принцип адаптивности. Но если резервных возможностей организма не хватит, это может сломать адаптационный механизм.

Насколько ценным для вас является здоровье? Безусловно, иметь хорошее здоровье – это действительно важно. Но вы задумывались о том, насколько это зависит от вас самих? Валеология — это наука, которая учит быть ответственными за свой образ жизни, принимать активное участие в сохранении и укреплении своего здоровья. И мы думаем, это научное направление имеет полное право на существование и развитие.

Ключевые слова:1Когнитивистика

Сущность, специфика, структура и основные понятия валеологии. Педагогическая валеология: общая характеристика

Валеология (la vale – стандартная для Древнего Рима форма приветствия «будь здоров»), наука или концепция о здоровом образе жизни.

Термин «валеология» был предложен для использования в современной образовательной и медицинской практике в начале 80-х гг. ХХ столетия И.И. Брехманом. Валеология изучает уровень, потенциал и резервы физического и психического здоровья, а также методики, средства, технологии сохранения и укрепления здоровья. Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека.

В большинстве исследований отмечается, что валеология – это наука о генетических и физиологических резервах организма, обеспечивающих устойчивость физического, биологического, психологического, социокультурного развития и сохранения здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся факторов внешней и внутренней среды.

Предметом валеологии является индивидуальное здоровье человека как категория качества жизни, здоровый образ жизни.

Валеология обучает качествам, необходимым для здоровой и успешной повседневной жизни. В этом состоит специфика валеологии, одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.

Объект валеологии – практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования. Имея дело со здоровым или находящимся в группе риска человеком, валеология использует функциональные резервы человеческого организма для сохранения здоровья преимущественно через приобщение к здоровому образу жизни.

Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.

Методом валеологии является качественная и количественная оценка здоровья и резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения, которое включает в себя поиск средств, методов и технологий формирования мотивации на здоровье, приобщение к здоровому образу жизни и т.д. В социально-педагогической практике используется ряд методов валеологии, самым распространенным среди которых является аутогенная тренировка. Адаптационное, социально-коррекционное и реабилитационное направления в социальной педагогике напрямую связаны с валеологическими знаниями и подходом.

Основная цель валеологии – максимальное использование унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне адаптации организма к условиям внутренней и внешней среды.

Основные задачи валеологии:

1. Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.

2. Формирование установки на здоровый образ жизни.

3. Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни.

Основные понятия, определяющие закономерности здорового бытия человека, следующие: жизнь, гомеостаз, адаптация, генотип и фенотип, здоровье и болезнь, здоровый образ жизни.

Жизнь – высшая, по сравнению с физической и химической, форма существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Живые объекты отличаются от неживых обменом веществ – непременным условием жизни, способностью к размножению, росту, активной регуляции своего состава и функций, различными формами движения, раздражимостью, приспособляемостью к среде и т. д.

Гомеостаз – свойство организма поддерживать свои параметры и физиологические функции в определенном диапазоне, основанное на устойчивости внутренней среды.

Адаптация (приспособление, приспособительные реакции) – развитие новых биологических свойств у организма, обеспечивающих жизнедеятельность биосистемы при изменении условий внешней среды или параметров самой биосистемы. В проблеме здоровья понятие адаптации следует считать центральным. Их взаимозависимость можно сформулировать следующим образом: здоровье есть состояние равновесия между адаптационными возможностями организма (потенциалом человека) и постоянно меняющимися условиями среды.

Генотип – наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в хромосомах.

Фенотип – это совокупность всех признаков и свойств организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. Фенотип определяется взаимодействием генотипа, то есть наследственной основы организма, с условиями среды, в которых протекает его развитие.

Здоровье индивида – это процесс сохранения и развития психических, физиологических, биологических особенностей человека, его оптимальной трудовой способности, социальной активности при максимальной продолжительности активной жизни.

Болезнь – нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными или морфологическими изменениями.

Здоровый образ жизни – способ жизнедеятельности человека, направленный на сохранение и укрепление его здоровья.

Валеология – интегральное образование, рожденное на стыке медицины, физиологии, биологии, гигиены, физической культуры, психологии, экологии, диетики и других наук о человеке, его организме, внутреннем мире и жизненной среде. Рассмотрим связь валеологии с другими науками с помощью схемы.

Рис. 1. Взаимодействие валеологии с другими науками.

Находясь на стыке ряда наук, валеология претерпевает дифференциацию, в результате которой в настоящее время в ее структуре выделяют следующие основные направления.

Общая валеология представляет собой основу, методологию валеологии как области знания. Она определяет место валеологии в системе наук о человеке, предмет, методы, цели, задачи, историю ее становления.

Медицинская валеология определяет различия между здоровьем, болезнью и их диагностику, изучает способы внешнего поддержания здоровья и предупреждения заболеваний, разрабатывает методы и критерии оценки состояния здоровья населения и отдельных социально-возрастных групп и методы использования резервных возможностей организма для устранения начавшейся болезни.

Педагогическая валеология изучает вопросы обучения и воспитания человека, имеющего прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных возрастных этапах развития.

Возрастная валеология изучает особенности возрастного становления здоровья человека, его взаимоотношения с факторами внешней и внутренней среды в различные возрастные периоды и адаптацию к условиям жизнедеятельности.

Дифференциальная валеология занимается исследованием индивидуально-типологических особенностей здоровья, построенных на генетической и фенотипической оценке индивида; разрабатывает методологию построения индивидуальных программ изменения количества и качества здоровья.

Профессиональная валеология изучает вопросы, связанные с проблемой профессионального тестирования и профессиональной ориентации, построенных на научно обоснованных методах оценки индивидуальных типологических особенностей личности. Кроме того, она рассматривает особенности влияния профессиональных факторов на здоровье человека, определяет методы и средства профессиональной реабилитации как в процессе трудовой деятельности, так и в течение всей жизнедеятельности.

Специальная валеология исследует влияние различных особых, опасных и экстремальных факторов для здоровья человека и критерии безопасности этих факторов, определяет методы и средства сохранения и восстановления здоровья в течение и в результате воздействия таких факторов. Специальная валеология тесно связана с дисциплиной «Основы безопасности жизнедеятельности».

Семейная валеология изучает роль и место семьи и каждого из ее членов в формировании здоровья, разрабатывает рекомендации путей и средств обеспечения здоровья каждого из поколений и всей семьи в целом.

Экологическая валеология исследует влияние природных факторов и последствий антропогенных изменений в природе на здоровье человека, определяет поведение человека в складывающихся условиях внешней среды с целью сохранения здоровья.

Социальная валеология ставит своей целью изучение здоровья человека в социуме, в его отношениях социального характера с людьми и обществом. В сфере интересов социальной валеологии находится и изучение состояния здоровья в социальных группах (постоянных или временных), как в целом (коллективы, группы), так и каждого из ее элементов.

На современном этапе ряд ученых уделяют особое внимание теории и практике оздоровления подрастающего поколения – педагогической валеологии. Цель педагогической валеологии – сохранение и укрепление физического и духовного здоровья учащихся; формирование у них системы валеологических знаний и умений заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, содействие осознанию школьниками необходимости следовать здоровому образу жизни. Таким образом, педагогическая валеология – это направление валеологии, предусматривающее формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся педагогическими средствами.

Сейчас эта отрасль валеологии развивается наиболее динамично, что обусловлено следующими обстоятельствами: 1) потребностью общества в срочных мерах по оздоровлению человека с возможностью наиболее быстрой отдачи; 2) относительной дешевизной введения и реализации валеологических программ в образовательном процессе для находящегося в тяжелых финансовых и экономических условиях государства.

В педагогической валеологии определены два направления:

1. Педагогические аспекты валеологического образования.

2. Валеологические основы общего образования.

Педагогическая валеология опирается на ряд принципов здоровьесозидающего образования. Ведущим из них является принцип природосообразности. На основе этого принципа система воспитания и образования должна строиться в соответствии с природой ребенка, с законами его развития. В этом случае образование и воспитание необходимо строить, исходя из реализации трех базовых потребностей, присущих человеку. Это:

Ø потребность в поиске смысла жизни (эта потребность является основой духовности человека);

Ø потребность человека в другом человеке (это основа бесконфликтного существования общества);

Ø потребность в творческом самоутверждении (смысл человеческого бытия – в стремлении к раскрытию заложенных в каждом из нас внутренних возможностей и в признании их другими людьми).

В основе педагогики здоровья должны также находиться принципы целостности, системности, комплексности, интегративности, междисцип-линарности.

Основными понятиями педагогической валеологии являются «валеологическое образование», «валеологическое обучение», «валеологическое воспитание», «валеологическая культура».

Валеологическое образование — это часть общекультурного образования, основанного на медико-психолого-педагогических знаниях о различных аспектах здоровья, способах индивидуальной стратегии и тактики сохранения и развития здоровья путем выработки личностных установок на самореализацию и здоровьесозидающее поведение. Можно определить следующие задачи валеологического образования:

• обеспечить реализацию базисных потребностей личности на каждом этапе индивидуального развития;

• научить методикам самодиагностики, самооценки, самокоррекции, самоконтроля и саморазвития индивидуальных резервных возможностей («познай и сотвори себя»);

• сформировать ценностные установки и жизненные приоритеты на здоровье, культурный образ жизни и самореализацию личности;

• сформировать осознание единства личности и Вселенной — антропо-экологический подход.

Валеологическое образование должно базироваться на следующих принципах: индивидуальность; комплексность (системность, многоуровневость); непрерывность; последовательность; научность; прагматичность; креативность; междисциплинарность; активность; сознательность; востребованность; открытость; историчность; гуманистичность.

Основная цель валеологического образования — сохранение и укрепление индивидуального здоровья путем развития личностных, духовных, психических и физических возможностей, необходимых для успешной самореализации и адаптации к изменяющимся социальным и экологическим условиям.

Валеологическое обучение есть процесс формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладение умениями сохранения и совершенствования личного здоровья, оценки формирующих его факторов; усвоения знаний о здоровом образе жизни и умений его построения, освоения методов и средств ведения пропагандистской работы по здоровью и здоровому образу жизни.

Валеологическое воспитание есть процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения.

Валеологические знания есть совокупность научно обоснованных понятий, идей, фактов, накопленных человечеством в области здоровья и представляющих собой исходную базу для дальнейшего развития науки и самого валеологического знания.

Результатом валеологического образования должна стать валеологическая культура человека, предполагающая знание им своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития своего здоровья, умения распространять валеологические знания на окружающих (Э. Н. Вайнер, 1998).

Задачи педагогической валеологии достаточно обширны. К основным из них следует отнести:

• организацию личностно-ориентированного обучения с учетом индивидуальных психофизиологических и социальных возможностей индивидуума;

• организацию системы рекреационных, коррекционных и реабилитационных мероприятий для учащихся и педагогического коллектива;

• диагностику индивидуальных психосоматических, конституцио-нальных и социально-духовных показателей личности – мониторинг здоровья и адаптации;

• выбор оптимальных педагогических технологий, учебных программ с учетом возраста, пола, психотипа, среды (здоровьесберегающие технологии);

• формирование индивидуальных потребностей личности и профессиональной ориентации на основе знаний индивидуальных особенностей и возможностей;

• оптимизацию социально-гигиенических условий жизнедеятель-ности учащихся и учителей;

• формирование духовно-нравственных и социальных ориентиров, определяющих здоровье и благополучие личности на каждом этапе онтогенеза;

• повышение валеологической грамотности учителей и родителей.

Педагогическая валеология утверждает, что негативные результаты воспитания и образования можно преодолеть путем формирования у ребенка ответственного отношения к самому себе: к своему телу, душе и разуму на уровне готовности быть здоровым. Эта готовность должна складываться из потребности (хочу) быть здоровым; из способности (могу) строить отношения с самим собой и окружающим миром; и решимостью (буду) жить по природосообразным законам.

Педагогическая валеология может помочь переосмыслить весь учебно-воспитательный процесс с позиции здоровьесозидания. Для этого все педагоги должны владеть технологиями управления процессами сохранения, пополнения и укрепления здоровья, должны стать «учителями здоровья».

Педагогическая валеология учит ребенка строить отношения с самим собой (своим телом, душой и разумом), отношения с людьми, отношения со всем своим окружением. Она подходит к здоровью индивида с позиции «само» (самоосознание, самопознание, самооздоровление, самосовершен-ствование). Следовательно, предметом педагогической валеологии является процесс здоровьесозидания, который строится на знании, как педагогами, так и учащимися законов человеческого здоровья, на знании педагогами и учащимися особенностей и возможностей своего организма, на владении умениями и технологиями сохранения, поддержания и улучшения собственного здоровья.

В современном мире оставаться здоровым человеком стало достаточно модно. Однако не всегда здоровый образ жизни и отказ от вредных привычек заключается в хорошем самочувствии, так как внешние факторы очень сильно влияют на эмоциональное состояние человека. Если человек регулярно пребывает в подавленном состоянии, а также испытывает стресс, его здоровье может резко пошатнуться.

Что же нужно делать, чтобы максимально уберечь себя от воздействия шумного города, радиации и других факторов? Для решения этих проблем была создана целая наука, которая обрела название валеология. Впервые такой термин использовал российский ученый Израиль Брехман.

Наука валеология

Валеология была создана, чтобы изучать внутренние резервы человеческого организма. Основная ее цель заключается не только в том, чтобы максимально изучить эту область, но и разобрать пути их увеличения. Основа науки состоит в том, чтобы предотвратить ухудшение человеческого здоровья, а не просто вылечить, как это делается в медицине.

Сразу после появления этого учения, оно столкнулось с критикой со стороны церковных служителей и профессоров. Несмотря на то, что валеологию включили в ряд дисциплин, которые преподавались в учебных заведениях, никто не мог создать единую концепцию преподавания.

На сегодняшний день данная наука изучается всего в нескольких университетах на факультативах, однако, с каждым годом она становится все более популярной. Никаких четких граней с другими дисциплинами, изучающие здоровье человека, валеология не имеет, но она является достаточно молодой наукой и методы ее преподавания еще находятся в стадии разработки.

Саму валеологию можно легко разделить на общую и специальную. В общую входит история создания науки, ее задачи и методы по отношению к объекту, а также какие цели в себя включает наука. Специальная валеология подразумевает более узкоспециализированный вид, например, связанная с медициной, семейная, педагогическая и другие виды.

Отрасли науки

Валеология начала существенно развиваться в других отраслях после того, как ее начали изучать ученые, пришедшие из других наук. Так, например, медицинская валеология направлена на изучение состояния организма, а также ее задача состоит в том, чтобы устранить болезнь при помощи внутренних резервов. Во внимание берется также социальное положение пациента и его возраст. Выявляются основные факторы, которые способствуют ухудшению состояния и даются необходимые рекомендации.

Педагогическая валеология направлена на воспитание человека для формирования установки относительно здорового образа жизни. Внешняя среда дает негативный отпечаток на воспитании детей в вопросах здоровья, поэтому данная отрасль пользуется наибольшей популярностью.

Семейная валеология изучает поведенческие нормы всей семьи в целом, а также каждого его члена по отдельности. В соответствии с этим, создаются индивидуальные рекомендации, помогающие в воспитании правильного отношения к здоровью.

Профессиональная валеология рассматривает состояние работников различных сфер производства. Принцип действия науки в данном вопросе состоит в изучении влияния определенных факторов на здоровье человека. Используя тесты, можно определить к какому типу трудовой деятельности относится каждая личность, и что именно ей подходит.

Принципы валеологии

Валеология базируется на определенных принципах, среди которых:

  • системный подход к каждому человеку для максимального его изучения;
  • принцип познаваемости, который заключается в изучении сведений, которые не навредят личности;
  • принцип развития направлен на отслеживание изменения сознания касательно здорового образа жизни в зависимости от полученных результатов;
  • принцип историзма, направленный на изучение здоровья прошлого человечества;
  • принцип интегративности заключается в обмене опытом ученых со всех стран.

Безусловно, здоровье – самое ценное, что есть у каждого человека. Однако за его сохранность отвечает и несет всю ответственность сам человек.

Заботясь о себе, не стоит забывать и о когнитивном здоровье. Короткие тренировки помогут поддерживать продуктивность мозга и улучшить память, внимание, мышление.

Медицинская валеология

Опубликовано в журнале:
Медицинская картотека «» № 8’98

МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Кафедра валеологии, рефлексотерапии и мануальной медицины.
Зав. кафедрой, д.м.н., д.ф., академик РАМТН Татаринцева Р.Я.
Российский Университет дружбы народов.
Факультет повышения квалификации медицинских работников.

Медицинская валеология — это интегративная наука, изучающая и объединяющая духовное, психическое и физическое здоровье человека и его связь с окружающей средой, с социумом. Особая роль отводится духовной, психической и телесной гармонии, поэтому на нашей кафедре совместно работают священник и врач. Только при таком подходе мы получаем наилучшие клинические результаты.

Прикладной, практический аспект нашей работы состоит в применении различных методов: мануальной терапии, рефлексотерапии, духовно-ориентированной психотерапии, цветоимпульсной терапии, фитотерапии, гомеопатии, диетотерапии, применении сорбентов, фито- и органопрепаратов с их индивидуальным подбором по авторской методике электрорефлексодиагностики по микроакупунктурным системам Р.Я. Татаринцевой, иридодиагностики и др.

Одним из основных направлений в работе кафедры является мягкотканевая физиологическая мануальная терапия, мало известная в России и ближнем Зарубежье. Теоретически эти методы были разработаны группой профессоров Мичиганского Университета. Один из авторов мягкотканевой мануальной терапии профессор Роберт Вуд из Вашингтонского университета (США) является нашим научным консультантом. В Европе эти методы получили распространение благодаря работе Генерального секретаря Международной ассоциации мануальной медицины профессора Й. Фоссгрина (Дания), у которого прошли обучение и получили сертификаты все врачи нашей кафедры. Профессор Й. Фоссгрин также является научным консультантом нашей кафедры.

Методы мягкотканевой мануальной терапии применяются при многих острых и хронических заболеваниях, т.к. дают возможность коррекции дисфункций
а)опорно-двигательной системы: костей таза, позвоночника, лицевого (в частности, косметическая мануальная терапия костей носа) и мозгового черепа,
б) внутренних органов — школа авторская, не имеющая аналогов,
в) органов зрения, слуха и др.

Кафедра широко использует в своей работе методы рефлексотерапии, в частности, рефлексотерапию по микроакупунктурным системам кисти и стопы, а также классическую корпоральную акупунктуру, которую мы рассматриваем больше с позиций современной физиологии, чем с позиций восточной медицины.

В РУДН на базе кафедры созданы сертификационные комиссии по специальностям: мануальная терапия, рефлексотерапия и психотерапия, в которые вошли ведущие отечественные и зарубежные специалисты, проводятся сертификационные циклы и экзамены по выдаче сертификата специалиста.

Кафедра сотрудничает в области психотерапии с Российской Ассоциацией психодрамы и ролевого тренинга. Преподают психотерапию специалисты, прошедшие подготовку по международной программе подготовки психотерапевтов под руководством доктора психологии Иви Лотце (США), являющиеся сертифицированными специалистами.

Совмещая медицинскую помощь с психологической, кафедра тесно сотрудничает с Русской православной церковью не только в лечебной практике, но и в последипломном образовании медицинских работников. В частности, авторы и руководители учебного цикла «Духовно-ориентированная психотерапия и психологическая помощь» — протоиерей Владимир (Бороздинов) — настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Никольское-Трубецкое (г. Балашиха) и доктор медицинских наук иеромонах Анатолий (Берестов) — руководитель направления «духовно-ориентированная психотерапия» для верующих слушателей и пациентов и руководитель Душепопечительского (Реабилитационного) центра во имя святого и праведного Иоанна Кронштадтского для оказания помощи жертвам тоталитарных сект, пострадавшим от экстрасенсов, колдунов, магов.

Руководитель программы духовно-ориентированной психотерапии и один из ее авторов психотерапевт, психодраматист, сотрудник Душепопечительского Центра во имя святого и праведного Иоанна Кронштадтского Ильин В.А.

Нами разработаны и утверждены Ученым Советом ФПКМР учебные программы по профилактике заболеваний, оказанию само- и взаимопомощи методами традиционной медицины, по здоровому образу жизни для лиц без медицинского образования (в частности, ГАИ, МВД, спасатели МЧС и другие специалисты, работающие в условиях повышенного психоэмоционального напряжения), студентов, старших и младших школьников и их родителей «Здоровье без лекарств: профилактика заболеваний, оказание само- и взаимопомощи методами традиционной медицины», «Веселые минутки», «Помоги себе сам», программы для подготовки школьных валеологов и педагогов и многое другое.

Мы являемся сторонниками безмедикаментозных методов лечения и заинтересованы в их широком распространении как в различных регионах России, так и за рубежом.

Кафедра проводит выездные семинары по обучению врачей в регионах. Окончившим выездные курсы выдается международно-признанный государственный диплом или сертификат Университета дружбы народов, дающий право на применение методов мануальной терапии, рефлексотерапии, психотерапии и др. как специальности и как метода в своей основной врачебной специальности. Дипломы и сертификаты РУДН являются государственными, подлежат лицензированию в РФ. РУДН является членом ЮНЕСКО и ООН, подписаны соглашения со 114 государствами о подготовке для них специалистов, поэтому мы можем готовить специалистов по традиционной медицине (в том числе и с духовным образованием) не только для России и СНГ, но и для других государств. Выездные циклы мы совмещаем с лечебно-консультативной помощью, поскольку все наши сотрудники являются практикующими врачами. Планируем выездные учебные циклы и оказание лечебно-консультативной помощи в отдаленных регионах: Республика Саха, Коми, Архангельская область и др.

Перечень учебных циклов:

  • Психотерапия и медицинская психология (руководитель — д.м.н. иеромонах Анатолий) 300 у.ч. и 150 у.ч.
  • Актуальные вопросы психотерапии и медицинской психологии (руководитель — д.м.н. иеромонах Анатолий) 84 у.ч.
  • Психотерапия, медицинская психология и биоэтика. Духовность и здоровье нации. Тоталитарные секты и оккультизм и психическое здоровье людей (руководитель — д.м.н. иеромонах Анатолий) 40 у.ч. (или 4 семинара по 10).
  • Актуальные вопросы психотерапии и медицинской психологии. Духовно-ориентированная помощь больным с психическими заболеваниями (семинар 6 дней или 4 семинара по 2 дня — по договоренности) руководитель — д.м.н. иеромонах Анатолий — 40 у.ч.
  • Мануальная терапия — первичная специализация (заочно-очная форма обучения) — 600 у.ч.
  • Мануальная терапия — тематическое усовершенствование для узких специалистов 300 у.ч.
  • Мануальная терапия — тематическое усовершенствование — 150 у.ч.
  • Мягкотканевая физиологическая мануальная терапия — семинары «выходного дня». Цикл из 6 тем по 30 часов каждая (180 у.ч.) .
  • Микроакупунктурные системы — 150 у.ч.
  • Цветоимпульсная терапия (семинар 2 и 3 дня).
  • Иридодиагностика и цветоимпульсная терапия — 144 у.ч.
  • Заочный семинар по цветоимпульсной терапии
  • Электрорефлексодиагностика и современная безинструментальная и приборная диагностика с основами диетотерапии и фитотерапии — 84 у.ч.
  • Электрорефлексодиагностика с основами рефлексотерапии — 84 у.ч.
  • Эфферентная терапия (очистка организма, Полисорб) 84 у.ч.
  • Принципы рационального питания (диетотерапии) с основами электрорефлексодиагностики — 84 у.ч.
  • Принципы рационального питания (диетотерапии) с основами фитотерапии и бальнеотерапии — 84 у.ч.
  • Здоровье без лекарств: профилактика заболеваний, оказание само- и взаимопомощи методами традиционной медицины — 150 у.ч., 84 у.ч.
  • Комплексная оздоровительная система с использованием методов традиционной медицины — 150 у.ч., 84 у.ч.

Для популяризации новых безмедикаментозных методов лечения и лечебных специальностей: психотерапия, мануальная терапия и рефлексотерапия, утвержденных Минздравом РФ, планируем организацию и проведение факультативных занятий для студентов дневных и вечерних отделений медицинских вузов России силами сотрудников кафедры.

В планах работы кафедры оказание помощи православным братствам и сестричествам: обучение сестер милосердия, консультации специалистов — и помощь уже существующим (Марфо-Мариинская обитель сестер милосердия, сестричество Валаамского подворья и т.д.) и обучение медицинским навыкам оказания помощи сотрудников хосписов.

В настоящее время идет подготовка и оформление документов для создания факультетского Православного Храма на базе кафедры валеологии, рефлексотерапии и мануальной медицины силами сотрудников кафедры, часть из которых имеют высшее медицинское образование, ученые степени и являются священнослужителями Русской Православной церкви.

Наше решение основано на том, что:

  • подписано Соглашение между Министром здравоохранения и Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II об оказании совместной помощи пациентам (врачом и священнослужителем ),
  • отмечено за короткий промежуток времени работы кафедры появление большого интереса у отечественной и зарубежной научной общественности к научно-педагогической и лечебной работе кафедры по духовно-ориентированному направлению (зав. кафедрой валеологии д.м.н., д.ф. Татаринцева Р.Я. и зам. заведующего кафедрой д.м.н. иеромонах Анатолий (Берестов), представляющий православную церковь, сотрудничающую с нашей кафедрой по духовно-ориентированной медицине, по экспертизе лечебных и обучающих программ, приглашены Президентом Всемирного Совета по Психотерапии — WCP — Dr. Alfred Pritz для совместной работы в Совете по этому направлению), врачи из ФРГ, объединенные в «Общество друзей Бруно Гренинга» (филиалы в 24 странах) проявили большой интерес к программам кафедры по духовно-ориентированной медицине, ими предложены совместные научные и образовательные проекты,
  • проявляется интерес к работе кафедры Российских и международных средств массовой информации. Опубликованы статьи о работе кафедры (газета «Трибуна», альманах «Не может быть», «Татьянин день», журнал «Русский дом» и др.), телевидением Южной Кореи снят научно-популярный фильм о кафедре,
  • получено благословение священноначалия Русской Православной церкви.

Учитывая интернациональный характер учащихся и пациентов создается комитет по связи с религиозными конфессиями (руководители д.м.н., д.ф. Татаринцева Р.Я. и д.м.н. иеромонах Анатолий (Берестов А.И.) для оказания верующим пациентам и слушателям факультета духовной помощи представителями других конфессий. Для реализации проекта открытия храма получены предложения о благотворительной помощи строительными материалами и рабочей силой от командиров Российской Армии, желающих принять добровольное участие в создании храма, а также других организаций (в частности — Международной Экологической женской Ассамблеи — члена ЮНЕСКО и ООН, ЗАО Научно-производственный комплекс «Прагма»), и частных лиц.

Учитывая тот факт, что в нашей стране возрождаются духовные и культурные традиции, растет интерес к православию, мы считаем целесообразным и полезным создание в одном из помещений кафедры валеологии, рефлексотерапии и мануальной медицины ФПКМР ЦОППС РУДН Православного Храма. С его созданием была бы реализована традиция создания церквей при медицинских учреждениях.

Это помещение мы планируем использовать как для проведения православных обрядов и таинств, так и для проведение учебных циклов по духовно-ориентированной психотерапии и оказания психотерапевтической помощи (духовно-ориентированного направления) врачами кафедры, являющимися одновременно священнослужителями Православной Церкви.

Этот проект при его реализации несомненно способствовал бы росту популярности РУДН и распространении информации о новом направлении психотерапии, которое уже сейчас вызывает большой интерес, в том числе и на международном уровне. Осуществляемые и планируемые проекты будут способствовать созданию духовно-ориентированной медицины, учитывающей духовные и психологические потребности верующих пациентов и слушателей различных религиозных конфессий, улучшению качества научно-педагогической и лечебной работы факультета.

В настоящее время решается вопрос об открытии постоянно действующих выездных учебных курсов в г.г. Омске, Краснодаре, Ставрополе, Ноябрьске и др., контактные телефоны будут сообщены дополнительно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *