В нирване

нирвана

В Википедии есть страница «нирвана».

Русский

В Викиданных есть лексема нирвана (L134585).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. нирва́на нирва́ны
Р. нирва́ны нирва́н
Д. нирва́не нирва́нам
В. нирва́ну нирва́ны
Тв. нирва́ной
нирва́ною
нирва́нами
Пр. нирва́не нирва́нах

нир-ва́-на

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -нирван-; окончание: -а.

Произношение

  • МФА: ед. ч. , мн. ч.

Семантические свойства

Значение

  1. религ. основное понятие буддисткой религиозной философии — конечная цель человеческого существования, осуществление которой равнозначно окончательному уничтожению страдания, исчерпанности притоков аффектированного сознания, прекращению перерождения и переходов от одной сферы существования к другой (сансара) и действия механизмов «закона кармы» ◆ Буддист понимал и понимает своё отношение к бесконечному так, что он, переходя из одной формы жизни в другую, неизбежно страдает, страдания же происходят от страстей и желаний, и потому он должен стремиться к уничтожению всех страстей и желаний и переходу в нирвану. Л. Н. Толстой, «Что такое религия и в чём сущность её?», 1902 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Если нирвана есть нечто большее, чем затухание, а истина — нечто большее, нежели просто преходящая тень, тогда индивидуальность не есть абсолютное небытие, но смесь бытия и небытия, и авидья — не столько неправда, сколько отсутствие знания. С. Радхакришнан, «Индийская философия», Том I / перевод с английского, 1956 г.
  2. перен., разг. высшее наслаждение, удовольствие ◆ Дай мне испить блаженство нирваны из кубка твоих уст, о ты, моя лучшая тифлисская чурчхела! А. И. Куприн, «Яма», 1915 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Одна лишь нирвана у синего моря, под музыку… сиртаки? Д. И. Рубина, «Окна», 2011 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. экстаз

Антонимы

  1. сансара
  2. ад

Гиперонимы

  1. состояние
  2. состояние

Гипонимы

  1. паринирвана
  2. ?

Родственные слова

Ближайшее родство

  • прилагательные: нирванический

Этимология

Происходит от санскр. निर्वाण «угасание, прекращение, задувание», из ni- (ni, nis, nih) «отрицание» + vâ «дуновение».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    в буддизме

    • Английскийen: nirvana, nirwana
    • Белорусскийbe: нірвана ж.
    • Вьетнамскийvi: niết bàn
    • Греческийel: νιρβάνα ж.
    • Грузинскийka: ნირვანა (nirvana)
    • Датскийda: nirvana
    • Испанскийes: nirvana м.
    • Китайский (упрощ.): 涅槃
    • Монгольскийmn: нирваан
    • Немецкийde: Nirwana
    • Палиpi: nibbāna
    • Сингальскийsi: නිර්වාණ
    • Тайскийth: นิพพาน
    • Украинскийuk: нірвана ж.
    • Хорватскийhr: nirvana ж.
    • Японскийja: 涅槃

    наслаждение

    Анаграммы

    • равнина, рванина

    Библиография

      В болг. Википедии есть страница «нирвана».

      Болгарский

      нирвана

      Существительное, женский род.

      Корень: —.

  1. нирвана (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  1. ?
  1. ?
  1. ?

Ближайшее родство

Происходит от санскр. निर्वाण «угасание, прекращение, задувание», из ni- (ni, nis, nih) «отрицание» + vâ «дуновение».

      Статья нуждается в доработке.

      Это незаконченная статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
      В частности, следует уточнить сведения о:

      • морфологии
      • произношении

      (См. Общепринятые правила).

      В сербск. Википедии есть страница «нирвана».

      Сербский

      нирвана

      Существительное, женский род.

      Корень: —.

  1. нирвана (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  1. ?
  1. ?
  1. ?

Ближайшее родство

Происходит от санскр. निर्वाण «угасание, прекращение, задувание», из ni- (ni, nis, nih) «отрицание» + vâ «дуновение».

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо}}
      • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}

      Состояние нирваны: как его достичь? Виды нирваны

      Понятие нирваны встречается во многих учениях и верованиях. Оно означает свободу от мучений. В общепринятом употреблении нирваной называется состояние, где отсутствуют страсти, мучения, а присутствует высочайшее счастье и умиротворение. Это непознанное чувство постоянного покоя и радости.

      Нирвана выступает разрывом в цепочке реинкарнаций. Это остановка перевоплощений, постоянный и нерушимый покой. Нирвану сложно определить. Что касается ее понимания, то между исследователями буддизма постоянно ведутся дискуссии. В понимании индуистов и последователей брахманизма нирвана – это соединение с Брахмой.

      Каким образом в буддизме можно достигнуть нирваны и что это значит?

      По верованию Будды, невзирая на мучения, что пронизывают каждый этап существования в Сансаре, существует состояние без мучений, и его возможно достичь. Им выступает состояние транса или нирвана. Вхождение в данное состояния в учении Будды обозначают термином амата, то есть достижение души, что разрушает цепь кармического существования.

      Что такое нирвана? По определению – это состояние души, свобода от мирских забот и привязанностей, полное просветление и познание Истины

      В сутра-питаке обозначают нирвану в качестве читты (освобожденного разума), что не испытывает никаких чувств. Оазум не отождествляется больше с феноменом жизни, он постоянен, вечен, потому освобожденный. Нирвана – это конец незнания (авидья), что погружает разум в постоянную цепочку реинкарнаций, сансару (жизнь в зависимостях). В точном обозначении нирвана не считается четким местом или состоянием. Она выступает познанием Истины.

      Что такое нирвана?

      Постараемся понять, что же такое нирвана, откуда происходит это понятие. В частности, что означает слово нирвана в философии? Кратко – это конечная высшая цель существования людей. Данный термин считается схожим по значению с расслабленным и блаженным состоянием. Но в 60-е годы данное понятие в искривленном виде вошло в лексикон людей, употребляющих наркотики. Считать нирвану состоянием эйфории грубая ошибка. Данное состояние считается сложнейшим в буддизме. Его не смог четко охарактеризовать даже Будда Шакьямуни.

      нирвана в философии – это конечная высшая цель существования людей

      Всем знакома фраза «впасть в нирвану». Под ней подразумевают что-то очень приятное, своеобразный пик наслаждения, чувство постоянного блаженства. В нирвану можно впасть по разным поводам: от невероятного блюда, красивой музыки, от интимных наслаждений. Но в реальности подобное понимание целиком ошибочно.

      В учении Будды нирваной называется верховное счастье, но его здесь не стоит понимать в качестве радости, доступной в мирской жизни. Последователи Будды под счастьем подразумевают свободу от страданий, испытываемых в мире каждый день. Шакьямуни говорил, что нирваной выступает окончание мучений, затуманивания разума, привязанности. Проблема в том, что он не давал подобному понятию никакого «положительного» определения. Упоминая только то, что нирваной считать нельзя.

      Религиовед и исследователь Е.Торчинов замечал, что проблема нирваны является одной из тех, о которых Будда не говорил. Нирвана расположена далеко за рамками сферы эмпирических знаний, а также такого языка описания.

      В среде исследователей и последователей учения Будды до сих пор ведутся споры о правильности понимания состояния нирваны

      В буддизме его описывают как что-то в противовес Сансаре. Последняя выступает миром страсти, привязанности, ложных представлений, мучений. Если очиститься от этого, то просветленный человек достигнет нирваны и освободится, не только от тела, а от влечений и сознания. Разница с брахманизмом в том, что в учении Будды она не является соединением с абсолютом или богом, поскольку это соединение означает продолжение существования.

      Получается, нирвана – это абсолютное небытие? Не совсем так. Хотя ученые и учителя буддизма до настоящего времени ведут споры об адекватности трактовки подобного термина. Многие все же сходятся во мнении, что это полная очистка мира от живых существ. Это покой души, где нет разногласий, мучений и страсти. Другие учителя трактуют это состояние так: в нем нет жизни, как понимается в Сансаре, но существует жизненный потенциал и энергия.

      В учении Будды нирваной называется верховное счастье, то есть свободу от страданий

      Все, о чем говорилось выше, стоит отнести к великой нирване. Она называется еще нирваной пребывания. Те, кто достигает ее, находятся в абсолютном покое. В учении Будды различают другие виды – нирвана непребывания. Люди, достигшие состояния нирваны, называются Бодхисаттвом. Они отказываются от абсолютного покоя и ухода из-за того, чтобы помочь остальным живым и направить их на данный путь. Все потому, что они смогли возродить в собственной душе великое сострадание, они готовы помогать всем, кто обращается к ним. Бодхисаттв отмечают при чтении молитв, их рисуют на танка.

      Известнейшим Бодхисаттвом является Авалокитешвара. По легенде, когда он вошел в состояние просветления, заметил, какие страдания испытывают существа, живущие в Сансаре. Его это так поразило, что от боли голова Авалокитешвары разбилась на 11 частей. Но остальные просветленные помогли, и они восстановили голову. С того момента Авалокитешвара помогает остальным уйти от страданий и познать нирвану.

      Есть несколько разновидностей нирваны. В разных учениях она трактуется по-своему. Нельзя однозначно сказать, что именно означает это состояние

      Есть ли шанс достичь нирваны у остальных живых существ? Как уйти в нирвану? Дать ответ на вопрос сложно. Считается, что данный путь для каждого долгий, и длится он бесчисленное количество реинкарнаций, пока карма не очистится от омрачений целиком.

      Типы нирваны

      Выделяют различные типы нирваны. В учении Будды это:

      • непознанное состояние постоянного покоя и абсолютное удовлетворение;
      • разрушение цепочки перерождений, окончание перерождений, полный, нерушимый покой;
      • она не поддается какому-либо определению;
      • в среде ученых и буддистов до сих пор ведутся споры о правильном понимании нирваны.

      Существуют разные типы нирваны по различным учениям

      Но из разных источников выделим деление на 3 вида нирваны:

  1. ментальная. Является коротким состоянием, что случалось с любым человеком. Каждый иногда ловил момент невероятного покоя, а также просветления. Это и называют ментальным проявлением нирваны;
  2. жизненная. Эта нирвана может быть достигнута человеком, если его душа еще пребывает в теле. Это дает шанс прервать цепь перерождений и приводит человека к новому виду;
  3. вечная. Те, кто смог достичь предыдущего типа нирваны после гибели тела, т.е. после смерти, постигает ее.

В тхераваде есть 2 вида нирваны:

  • «с остатком». В данном состоянии пребывает святой в буддизме, прежде чем выйти из цепи реинкарнаций. Остатком называется тело, оно носит имя «последнего»;
  • «без остатка». В этом случае у буддийского святого «успокаивается» полный набор дхарм, а сам он навсегда прекращает существование.

Как впасть в нирвану?

Проблема, как попасть в нирвану, войти в ее жизненную форму, волнует всех последователей Будды. Ведь это выступает целью их жизни. Нельзя достичь свободы после, если не получилось достижение нирваны в течение этой жизни. В противном случае придется прожить другую, с новыми перипетиями и страстями.

Изначально стоит осознать само понимание свободы, что постигается в состоянии нирваны. Это освобождение от любой зависимости. Мирские привязанности добавляют нам уязвимости, это обречение на страдания. Мы непременно теряем то, что нам дорого, а перед моментом потери всегда приходит страх.

Чтобы достичь нирваны, потребуется научиться жить в настоящем моменте и отключаться от мыслей и привязанностей внешнего мира

Медленное затухание мирских желаний возможно достичь использованием многих практик из учения Будды и из других. Те, кто достиг нирваны, утверждают, что это можно сделать разнообразными методами. Гипноз, медитация, молитва – у каждого собственный путь. Никакой из них не даст гарантию просветления, только человек сумеет разорвать постоянный круг перерождений. Многим не нравится мысль о «бесчувственности». А что значит «я ушел в нирвану»? Это, прежде всего, готовность освободиться от всего мирского. По этой причине вам придется прийти к такому решению спокойно и осознанно, дабы твердой рукой перерезать цепь бесконечной реинкарнации. Итак, рассмотрим технику вхождения в нирвану:

  1. Находитесь в позе лотоса и дышите. Дыхание является одной из немногих постоянных в жизни, оно с нами всегда. Прочувствуйте, как поток воздуха проходит через вас. Дышать необходимо через нос, так как вдохи и выдохи ртом только увеличат сердечный ритм и повысят тревожность. Если вы дышите через нос, то это принесет расслабление. Сосредоточьте внимание на выдохах. В процессе выдоха ничего не случается, все лишнее исчезает, вы расслабляетесь. По этой причине при дыхании концентрируйтесь на выдохе.
  2. Спросите у себя, что вы сейчас делаете. Возможно, в текущий момент вы пытаетесь читать, но где витают мысли в реальности? С чем они связаны? Что делает ваше тело? Если в настоящий момент вы желаете читать, то делайте это. У нас слишком много забот в мире. Нет ничего странного в том, что жизнь настоящим непостижима из-за них.
  3. Выступайте свидетелем. Это означает наблюдение и осознание того, что происходит с человеком каждую секунду. Обращайте на это внимание, отстраняйтесь, тогда прошлое отступит. Не стоит концентрировать разум на одном моменте, в противном случае вы окажетесь в ловушке.
  4. Отпустите все. Если внутри живет свидетель, он обращен к настоящему, то отпустите все, чего нет в данный момент. Останьтесь здесь и сейчас.
  5. Дышите опять. Если мысли и мир опять вмешиваются и забирают вас из текущего момента времени, возвращайтесь к осознанному дыханию.

Техника вхождения в нирвану начинается с позы лотоса и ровного дыхания

Таким образом, достижение нирваны возможно путем осознанного дыхания, отключения мыслей о привязанностях и проблемах внешнего мира, мирской жизни. Невозможно достичь нирваны, не отпустив прошлое и будущее. Знак нирваны – это здесь и сейчас. Как только вы научитесь через медитацию разрывать связь с миром, вы ступите на путь достижения данного состояния просветления, вы освободитесь от страданий. Последователи Будды отдают этому пути всю жизнь, это выступает их главной целью бытия. У каждого из нас собственный путь, чтобы войти в нирвану и познать истину.

Нирвана — что это в разных смыслах

24 октября 2019

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В нашем языке есть множество интересных слов, значение которых на деле оказывается либо вовсе не таким, как мы его воспринимали, либо гораздо глубже и содержательнее, чем мы думали.

И речь не о многозначных словах, а о простых понятиях, присутствующих в нашей с вами повседневной жизни. Одно из таких слов – «нирвана».

Его изюминка в том, что однозначно оно может восприниматься лишь в соответствующем контексте, а когда таковой отсутствует или же его содержание неопределенное и расплывчатое, слушатель начинает теряться в догадках, что имел в виду его собеседник.

Вот здесь-то и начинается самое интересное…

Нирвана – это…

Самое первое звено в ассоциативной цепочке, связанной с этим словом, – это Курт Кобейн и основанная им в 1988 году рок-группа с «приятным и красивым» названием «Nirvana» (по выражению самого Курта).

Выбор был непростым: новообразованная команда долго металась между «Skid Row» и «Ted Ed Fred», потом рассматривалось название «Pen Cap Chew», но когда обсуждалось близкое по смыслу «Bliss» («блаженство, нега»), само собой всплыло название «Nirvana».

Возможно, этот голубоглазый 21-летний паренек с соломенной копной воплотил хотя бы в названии свою мечту о том, чего искал свою недолгую жизнь, столь трагическим образом оборвавшуюся через шесть лет.

Но за это время он успел сформировать невероятно ценное и столь богатое наследие, что его с лихвой хватило на несколько поколений молодых людей.

Теперь эти люди – мы с вами, те, кто взрослел не прекращая слушать экстраординарные гранж-композиции «Нирваны», те, кто восхищался новой подачей рока, основанного на «грязном гитарном звучании».

С тех пор рок-направление претерпевало водовороты одного модного течения за другим, но хоть что-нибудь от музыки Кобейна непременно в них присутствовало. Ну а фирменная динамика Курта в духе «громко/тихо», щедро сдобренная депрессивными переливами и нуарными всплесками, не устаревает и сейчас.

Его песня «Запах юности» крутится в чартах до сих пор, а полностью лишенная любых красивостей «В утробе» все еще активно раскупается, словно драгоценная реликвия, будучи выпущенной на пластинках-«сорокапятках».

Воодушевленное лицо Кобейна улыбается нам с миллионов футболок и постеров, а его звучное имя, больше известное как «голос поколения», заслуженно пополнило список прославленных музыкантов из числа тех, кто ушел из жизни в молодые годы:

  1. Джон Леннон;
  2. Боб Марли;
  3. Дженис Джоплин;
  4. Йен Кертис;
  5. Джимми Хендрикс;
  6. Денс Уилсон;
  7. Джим Моррисон;
  8. Кит Мун.

«Nirvana» же, получившая в большинстве СМИ того времени еще одно название – «Флагман поколения Х», – стала синонимом нового стиля, замешанного на мотивах гаражного рока, неприглаженного металла и откровенно резкого панка с грубым и зачастую истеричным вокалом.

После гибели Курта его группа, сверкавшая на замаранном небосводе шоу-бизнеса как чистая и яркая звездочка, перестала существовать. Звезда взорвалась, но ее свет все еще достигает тех, кто в нем нуждается. А значит, дискография продолжается…

Нирвана в буддизме

Зная непростую судьбу Кобейна, можно предположить, что он вполне осознанно и закономерно выбрал для своей группы именно такое название. Он хотел иметь то, чего у него ни в детстве, ни во взрослой жизни никогда не было – не то чтобы особого блаженства, но хотя бы элементарного человеческого счастья и банального покоя.

А «буддистская» нирвана как раз это и сулит. В буддизме вся жизнь представляется постоянно вращающимся колесом, ни начало, ни конец которого определить невозможно.

Этот бесконечный круговорот страданий и улучшений называют сансарой, а ее воплощение – бхавачакрой (кругом бытия).

И в этом круге каждая душа обязательно проходит сквозь множество перерождений, суть которых меняется в зависимости от «заработанной» в текущей жизни кармы.

И это беспрерывное движение никогда не прекращается: даже когда человек умирает, его душа перемещается в новое тело и проходит через все сегменты круга мучений заново, но уже в своей следующей жизни.

Однако если все так фатально, каков тогда вообще смысл жизни? Должны ли мы безропотно принимать эти закономерности или, пока живем, можно попытаться что-то изменить, улучшить карму?

Философы, ученые и мудрецы в буддизме говорят, что самое естественное стремление любого человека – это безмятежность. Не менее характерно для человека и стремление к бесконечности и блаженству.

Цель каждой души – разорвать круг сансары (то есть избавиться от страданий) и достичь нирваны.

Но что это означает? Как обрести свободу от тягот сущего мира?

Нирвана — что это за понятие и в чем его суть

Стоит европейцу только услышать слово «нирвана», как он представляет себе не что иное, как райское блаженство – такое себе абстрактное удовольствие, сплошные развлечения. Однако для последователей Будды это понятие имеет совершенно другое значение, включая содержательность и философскую окраску.

В переводе с санскрита нирвана означает «прекращение, избавление, угасание». Стоит сразу оговориться, что понимание этого значения у Запада и Востока абсолютно разное.

Так европеец при слове «угасание» представит бесславное и пустое затмение, забытье, увядание или исчезновение. Буддисты же в это определение вложили более глубокое содержание, в своей подоплеке подразумевающее освобождение.

В этом и заключается суть просветления, когда человек скидывает с себя тягостные оковы мира. Его больше не касаются проблемы, страсти, потребности, обязанности. Человек, пребывающий в состоянии нирваны, освобождается от горестей, страданий, всевозможных бед и неизбежной жизненной борьбы. То есть обретает полную душевную свободу.

Достичь нирваны – значит окунуться в состояние безмятежности.

Более однозначного и точного определения понятию «нирвана» пока что не смог дать ни один мудрец. Даже сам Будда Шакьямуни – единственный, кому удалось разорвать круг сансары и достичь просветления, – лишь вскользь касался этой темы. Он никогда не уточнял, что такое нирвана, а когда его спрашивали, давал несколько обобщенные представления.

Важно отметить тесную связь этого термина с древневосточной философией. Понятие нирваны – центровое в учении буддизма.

Второй момент: нирвана является противоположностью сансары.

Человеческая душа проживает жизни одну за другой. Она множество раз проходит через смерти, множество раз возрождается, но никогда не может выбраться из замкнутого круга.

Тем не менее это возможно:

если человек, независимо от статуса, будет благочестив, добродетелен и милосерден, он сможет в новой жизни сначала переместиться в улучшенный сегмент колеса сансары, а потом, в какой-то другой новой жизни, – достигнуть просветления.

Таким образом, можно резюмировать, что именно на желании этого своеобразного рая у приверженцев буддизма строится все их понимание мироздания. Стремление достичь этого блаженного (просветленного) состояния поддерживает моральные и нравственные нормы общества.

Разновидности нирваны

Поскольку в цивилизованном мире до сих пор нет конкретного определения для состояния блаженства, мудрецы по-разному представляют свой «рай». Так, можно говорить о различных видах нирваны:

  1. ментальная (или временная) – состояние краткосрочного покоя, озарение, которого достигает человек, но лишь на определенное время;
  2. жизненная – означает просветление, которое достигается только при жизни. После смерти круг сансары просто прерывается, а душа не попадает в другой сегмент круга, а полностью исчезает;
  3. вечная – состояние, которого может достичь человек только после смерти.

Люди, не сведущие в восточной философии, воспринимают нирвану как получение удовольствия и переживание исключительно приятных эмоций.

Для буддистов и приверженцев джайнизма погрузиться в нирвану – значит достичь особого состояния, в котором полностью отсутствуют бренности жизни (тревоги, хлопоты, беспокойства, всевозможные переживания и страдания).

Отсюда – простой вопрос: можно ли достичь нирваны по желанию?

Как погрузиться в нирвану

Если получение и обретение безмятежного состояния – цель и смысл существования каждой души, то закономерным будет еще один вопрос: как это сделать?

Принято считать, что за всю историю человечества достичь просветления удалось только Будде Шакьямуни, которого затем и прозвали Просветленным.

Несмотря на это, монахи, мудрецы не оставляют надежд. Они же дают советы тем, кто жаждет обретения просветления:

  1. Контроль над дыханием. Первое, что должен сделать человек, – контролировать свой разум. Основная «пища», необходимая мозгу, – это кислород. Значит, человеку нужно попытаться почувствовать, как кислород проходит по всему организму, насыщает его. Таким образом тело отдыхает, очищается и готовится к грядущей «работе».
  2. Концентрация. Если человек занимается каким-то делом, то должен сосредоточиться именно на нем, а не отвлекаться на другое. Нужна полная фокусировка на единой деятельности и цели.
  3. Следование времени. То, что было, уже прошло, и прошло невозвратно. Жить нужно здесь и сейчас, а если вы будете зацикливаться на прошедшем времени, никогда не выйдете из «мучительного» сегмента круга сансары.
  4. Регулярный духовный тренинг. Для этого необходимо лишь одно – частые медитации в соответствующей позе. От расположения тела мало что зависит, но это по-своему организует человека. Например, известная всем поза лотоса. Мудрецы говорят, что она наиболее благоприятна для освобождения от тревог и обретения просветления.

Есть еще один основополагающий момент. Достичь блаженного состояния совершенно невозможно, если не иметь правильных намерений и не вести себя соответственно правильным воззрениям.

На пути к нирване нужно развивать в себе правильную систему убеждений и формировать модели поведения, соответствующие этому кредо.

Что еще может потребоваться на этом нелегком пути – узнайте из этого видео:

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка

Если сравнивать религии мира с архитектурными строениями различных стилей: барокко, готика, классицизм, модерн,эклектика, ар-де… То очевидно, что отличается лишь их форма и внешний вид, но у строения любого стиля, есть несущая конструкция, крыша и фундамент.

В контексте религии, под несущей конструкцией можно подразумевать архитектуру и убранство храмов, визуализацию божеств и святых, символику, атрибутику, ритуальную практику — все что связано с внешними проявлениями определенной религии.

Под крышей подразумевается мировоззрение: заповеди, постулаты, наставления, обеты, священные тексты, молитвы, методы духовной практики. Все, что связано с внутренними процессами трансформации последователей религии.

Фундамент – это вера, основа для несущей конструкции и крыши в данном контексте. Это и мистический опыт, который переживают люди, углубляясь в определенную религию. Это и все те благодатные плоды, что они обретают, взаимодействуя с ней.

Ты — высшая сфера Бытия, Ты — тайна всех тайн.

Ты — бездна величия, счастья, блаженства и радости.

Ты — радость радости.

Ты — счастье всех счастливых, блаженство всех блаженств.

Ты — мудрость всех мудрых.

(с) Свами Вишнудевананда Гири “Мысли влюбленного в Бога”

  • Но где та Сердцевина, без которой невозможен ни фундамент, ни крыша, ни несущая конструкция, ни религия как таковая?
  • Где То, о чем говорят все пророки, святые и духовные учителя?
  • В честь кого создаются религии, разные по стилям, но единые по смыслу?
  • Ведь смысл любой религии только в одном – сблизить душу с Этим, так что же Это?

Разумеется, это Бог, изначальная истина. Ничем непоколебимая, чистая и вечно блаженная реальность, которая объединяет и наполняет все. Которая довлеет над пространством и временем, находясь в истоках бытия. Из которой вышли все индивидуальные “Я”, чтобы играть лишь для Нее и Ей отдавать себя. Именно к Ней, разные религии, каждая в своем стиле и великолепии протаптывают путь длинною в вечность.

Может ли человеческий ум объять, хотя бы микроскопическую часть этой вечности? Скорее нет, чем да.

Но мы можем наблюдать, что все религии говорят об одном и том же. В каждой религии есть определение некой тонкой божественной реальности, которая пронизывает и наполняет все. Она как экран, фон, бэкграунд для любых вселенских процессов, от квантовой неопределенности до создания новых Галактик.

Тайная, загадочная, манящая своей сакральной глубиной, кристальной чистотой, блаженным величием и бесконечным могуществом, это потрясающая божественная реальность… На какие только обеты, аскезы и ограничения не идут духовные искатели, чтобы сблизиться с Ней хоть немного…

В данной статье мы также постараемся с Ней сблизиться, мы рассмотрим, как трактуют и понимают Ее в разных религиях мира.

В Иудаизме и Христианстве – это Святой Дух

Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.

Молитва царя Давида из Ветхого Завета

Термин “Святой Дух” очень часто встречается в Иудаизме и Христианстве. В первом Святой Дух трактуется, как движущая сила и дыхание Бога Иеговы (Яхвы). Во втором – это часть Святой Троицы, где есть Бог Отец – создатель, Бог Сын – творение и Святой Дух – сакральная сила, через которую Бог Отец и Бог Сын взаимодействуют.

В ортодоксальном Христианства, Святой Дух совместно с Отцом и Сыном являются творцами всех видимых и невидимых миров.

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

(с) (Быт. 1:1-2)

Святой Дух в истории Христианства не раз нисходил на отдельных личностей с целью одарить их духовным опытом и сверх-способностями: на священников, пророков, апостолов, праведных иудейских царей, всех святых и христианских мучеников. Также Христиане верят, что благодаря Святому Духу рождается Бог-Сын – Иисус Христос. А если копнуть глубже, то каждый человек может получить снисхождение Святого Духа и второе рождение в качестве Сына Божьего. Это подтверждает Евангелие от Луки:

Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

С проявлением Святого Духа, христиане также связывают следующие религиозные понятия: плоды Святого Духа, крещение Святым Духом, дары Святого Духа.

Плоды Святого Духа – это добродетели, которыми Бог наделяет верующих в соответствии с их заслугами и усилиями. Феофилакта Болгарского толкует это так:”От нас дается семя, то есть произволение, но чтобы стать ему плодом – это зависит от Бога”. Плоды перечисляются апостолом Павлом в пятой главе его послания к Галатам:

Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.

Крещение Святым Духом в исторической церкви подразумевает миропомазание, что совершает священник во время крещением водой. Но пятидесятники и многие другие представители иных христианских направлений верят, что крещение Духом Святым доступно всем верующим после дня Пятидесятницы, и помимо обряда является личным духовным переживанием, связывающим душу с Богом.

Я крестил вас водою, а Он (Иисус) будет крестить вас Духом Святым.

(с) Евангелия от Марка

Дары Святого Духа – это сверхъестественные проявления Святого Духа в верующих людях. Эта тема подробно раскрывается апостолом Павлом в его первом послании Коринфянам, 12-14 главы. Ключевым здесь считается вступительное слово:

Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.

Таким образом можно сделать вывод, что Святой Дух в контексте Христианства и Иудаизма – это и есть та высшая божественная истина – источник милости и благодати для всех последователей этой религии. А все святые, апостолы и монахи лишь проводники Духа Святого.

В Исламе – это Аллах

Аллах — это арабское слово, которое переводиться, как единственный Бог, создатель мира и господин Судного дня. Аллах предстает перед людьми в облике своих творений, которые несут им определенную мудрость и знамения, одним из таких творений является Коран.

В Коране постоянно упоминается, что Аллах наделен всемогуществом, Он совершенен и величественен. Все в мире подчинено Ему и пронизано Им, ничто не происходит без Его ведома и воли. Он милосерден и милостив ко всем живым существам, Он опекает все свои творения, Он всепрощающий.

Не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один.

© Аль-Ихля́с – сто двенадцатая сура Корана. Сура мекканская.

Коран призывает осознать бесконечное величие и могущество Аллаха и полностью отдать себя в Его руки. Слово “Ислам” означает “покорность”. Принять Ислам, в прямом смысле означает стать покорными Аллаху, всегда Ему верить, полагаться только на Его волю и милость. Также в Мусульманстве есть еще один термин – “Таква”, что означает “богобоязнь”. Это некое состояние где мусульманин осознает, что все его слова, мысли и поступки открыты взору Аллаха. Принять Ислам и Такву, означает начать создавать неразрывную связь с Аллахом.

В Коране Аллах выступает, как единственный Бог творец, создавший всё сущее, включая человека и весь его быт. Аллах творит, поддерживает и разрушает все вокруг своей волей. Он же наказывает грешников и воздает по заслугам праведникам. Если в Христианстве есть Святая Троица – Бог-отец, Бог-сын и Святой Дух, то в Исламе все это заменяет Аллах.

Таким образом можно провести четкую аналогию между Аллахом в Исламе и Святым Духом в Христианстве, они завуалированы различными религиозными и культурными догмами, но даже невооруженным глазом видно, что здесь речь идет об одной и той же Высшей Божественной Сущности.

В Буддизме – это Нирвана или Дзен

Нирвана в Буддизме – означает некое божественное сакральное состояние, в котором ощущаешь свою неразрывную связь и единство со всем сущим. Это высшая цель буддистов, которая достижима после искоренения всех привязанностей и омрачений. Нирвана – это слияние с Богом. В палийский канон входит «Махапариниббана сутта» о великом переходе Будды в покой нирваны\ниббаны. Там как и в других текстах палийского канона нирвану характеризуют, как не созданную, неопределимую, блаженную, свободную от привязанностей…

Согласно Учению Будды, несмотря на смерть и страдание, что пронизывают все уровни человеческого существования, есть некое сакральное божественное состояние, где смерти и страданий больше нет. Это и есть нирвана и она достижима для всех. Переживание нирваны в буддизме часто характеризуется с абсолютной духовной реализацией, освобождением от кармы и сансары (цепочки смертей и перерождений).

Также Будда избегает говорить о «вечности» или «не-вечности» а контексте нирваны, говорить о наличии у постигшего её «личностных качеств» или отсутствии таковых. Он описывает Нирвану просто, как окончание незнания (авидьи), что и есть причина погружающая ум в бесконечную цепочку перерождений и ограниченного – сансару. Нирвана является и необусловленной реальностью, и благородным умом, постигшим Истину одновременно.

Нагарджуна в своём трактате “Драгоценные строфы наставления царю” изрек:

Неверно, что нирвана есть небытие. Но разве можно представить её бытие? Прекращение раздумий о бытии и небытии. Называется нирваной.

Достижение нирваны и реализация Дзен фактически одно и тоже!

Сутью Учения Дзен является «невыразимое», то что невозможно изучить, как священную доктрину и разъяснить теоретически. Бодхидхарма определяет Дзэн, как: “Непосредственный переход к пробуждающемуся сознанию, минуя традицию и священные тексты”. Шестой патриарх Хуэйнэн в одном из своих высказываний трактует Дзэн, как: “познание и прозрение своей собственной природы”.

В Чаньской школе существует множество парадоксальных ответов на вопрос: “Что такое Чань (Дзен)?” Ответ Гуру может выражаться в виде безумного смеха, крика или указывания на какой-то несуразный процесс, например скрежет сверчков или кваканье жаб. Мастер Энго, отвечая на вопрос: “Что такое дзэн?”, выразился так:

Он непосредственно перед вами в это мгновение, я передаю его вам во всей полноте. Для умного человека одного слова достаточно, чтобы направить его к истине, но даже в этом случае может вкрасться ошибка. Это возможно тогда, когда истина эта выражена посредством пера и бумаги, либо облечена в форму софизма; в этих случаях она ещё дальше ускользает от нас. Великая истина Дзэна живёт в каждом. Загляните внутрь и ищите её там, не прибегая к чьей-либо помощи.

Ещё один Гуру Дзэн ответил на этот же вопрос так:

Есть рис, пить чай, естественно проводить время, любоваться горами, любоваться потолком. Какое безмятежное чувство и спокойствие!

К попыткам дать более четкое, теоретическое определение Дзен, многие наставники относятся с некоторой долей иронии и юмора.

Так учитель Хуанбо Сиюнь, однажду заметив записи ученика об основах Дзен, спросил его:

Что от нашего учения может быть в этих следах туши на бумаге?

Вывод: если христиане и мусульмане больше делают акцент, на придание Божественной реальности некой формы и личностных качеств, то буддисты сразу пытаются с ней контактировать напрямую без каких либо определений. Но по сути это ничего не меняет, Божественная реальность для тех и других остается одна и та же.

В Индуизме – это Турья

Турья в индуизме – это сакральное состояние сознания, где нет субъектно-объектного разделение, то есть за пределами таких понятий, как “Это я”, “Это не я”, “Это он”, “Это мое”, “Это его” и т.д. Турья – это божественная область чистого сознания, лежащая в основе трёх состояний нашего ума: бодрствование (джаграта), сон (свапна), сушупти (сон без сновидений).

Считается, что наше сознание – это некий постоянный свидетельствующий фактор, что не зависит от присутствия или отсутствия объектов. В то время как вся реальность представлена сознанию, само сознание не представлено ничему, оно самодостаточно и не требует демонстрации перед другими, оно лежит в основе объекта и субъекта, в основе бодрствования, сна и сна без сновидений. И вот четвёртое состояние сознания, которое не схвачено другими тремя называется Турья. Турью сравнивают с самим Богом Творцом — Брахмой.

В Мандукья Упанишаде об этом сказано так:

Не имеет частей четвёртое состояние – неизреченное; растворение проявленного мира, приносящее счастье, недвойственное.

А вот, как Святой Гуру Свами Вишнудевананда Гири трактует состояние Турьи в своих божественных откровениях:

Ты, тот, кого я так люблю,есть Абсолют – Брахман Веданты, Парама-Шива индуистов; «Трансцендентная самость» – Атман упанишад; Вместе Рожденная исконная мудрость осознавания – «сахаджа» тантристов;

Не-ум — «аманаска» йогов-сиддхов, Даттарейя адвайтистов;Великая Мать, Шакти, Богиня Тара тантристов и шактистов; «нирвана» Будды.Ты — «чистая субстанция» Спинозы, сфера-вместилище всех «эйдосов» Платона,

Сущность «чистого разума» Канта, «Божественный дух» пантеистов, разлитый и существующий в природе, «Чистое существование» экзистенциалистов.

Никто не может полностью постичь Тебя, Никто не знает целиком Тебя, кроме Тебя самого. Ты — это самое непостижимое, непознаваемое, трансцендентное и одновременно — самое близкое, родное, ближе чего не может быть никто и ничто.

(с) Свами Вишнудевананда Гири “Мысли влюбленного в Бога”

То есть мы можем наблюдать явное сходство Турьи, Святого Духа, Аллаха, Дзен, Нирваны и еще многих духовных и философских течений. И в завершение рассмотрим Дао.

В Даосизме – это Дао

Дао в Даосизме понимается, как первопричина вселенной, лежащая в основе мироздания таинственная, непознаваемая закономерность, от которой зависит целостность жизни. Даосы понимают Дао, как основополагающий вселенский принцип, недоступный для рационального объяснения и умственного постижения. Поэтому последователи Дао стараются, как можно меньше своим сознательными действиями и стремлениями мешать этому принципу проявлять себя, они стараются жить более интуитивным образом.

Пренебрегать интуицией и следовать по пути разума – значить быть врагом Дао, а враг Дао неминуемо наносит вред и себе, и окружающему миру. Его сравнивают с тем, кто плывет против сильного течения, рано или поздно он истощает свои силы и приходит к гибели. Следовать путем Дао, означает: понимать, чувствовать, видеть, ощущать окружающею реальность и плыть по волнам, не сопротивляясь ее течению.

Всемирную славу Дао получило благодаря древнему философскому трактату Дао Дэ Цзин, автор Лао-цзы. Трактат наряду с Бхагавад-гитой и Библией – один из самых переводимых на иностранные языки текстов в мире, это памятник Китайской литературы. Ниже приведена вырезка из этого текста, описывающая Дао:

Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао. Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя.

Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем – мать всех вещей. Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну Дао, а кто имеет страсти, видит его только в конечной форме.

Оба они одного и того же происхождения, но с разными названиями. Вместе они называются глубочайшими. Переход от одного глубочайшего к другому – дверь ко всему чудесному.

(с) «Дао дэ цзин», книга 1, глава 1

По постулатам Даосизма задача каждого практикующего даоса добиться слияния души с вселенским порядком Дао. Как можно достичь этого слияния? Все просто, нужно изучать и практиковать Дао.

Вывод: каждая религия по своему трактует и определяет Бога, но Бог для всех религий один и тот же. Он существует независимо от разногласий и споров между представителями разных религиозных конфессий, по мотиву: “Моя вера единственно правильная, а твоя нет!”. Принцип божественной реальности остается неизменен, Он сполна присутствует в любой религии и постигается везде одинаково: усердной духовной практикой, верой, преданностью и тотальной самоотдачей.

Бог остается для всех одним и тем же – вечно блаженным и всеблагим домом всех душ, он словно пронизывает нас нитью единства и говорит: “Поклоняйся кому угодно, практикуй, что угодно, применяй любую религию… главное верь в Меня, будь всецело Мне предан и ты станешь со Мной одним целым!”

Ты можешь отразиться в любом облике –Божестве, святом человеке, райской птице, божественном дереве, волшебном цветке, магическом камне, И в этом — твоя непостижимая игра.

Так утверждает философия отражения –бимба-пратибимба-вада.

Как сказал Спиноза в своей теореме:

«Нет нужды придавать Ему имена и формы, Но нет нужды и лишать его способности быть сутью всех имен и форм». А потому я могу использовать и язык, и мысли, и логику, мотивы обращаться к Тебе как к подобному себе и любить Тебя, как что-то очень близкое и знакомое. Видеть Тебя в Твоих отражениях.

Но используя их, Я понимаю Твое отношение к ним, их реальность и иллюзорность одновременно. Они — твоя спонтанная игра. Но как же она завораживающе прекрасна!

(с) Свами Вишнудевананда Гири “Мысли влюбленного в Бога

Нашли ошибку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *