Учреждения культуры

22. Культурно-досуговые учреждения. Понятие и назн

Культурно-досуговое учреждение — это организация, основной деятельностью которой является предоставление населению разнообразных услуг социокультурного, просветительского, оздоровительного, развлекательного характера, создание условий для развития любительского художественного творчества. Оно создается учредителем в целях удовлетворения общественных потребностей в развитии традиционного народного художественного творчества, социокультурной активности населения, организации его досуга и отдыха.
Культурно-досуговые учреждения предоставляют услуги всем гражданам вне зависимости от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.
Культурно-досуговые учреждения могут являться юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Направления деятельности учреждений культуры:
1. Деятельность, связанная с гражданским воспитанием.
2. Деятельность, связанная с трудовым воспитанием.
3. Деятельность, связанная с дополнительным образованием.
4. Деятельность, связанная с эстетическим воспитанием.
5. Деятельность, связанная с рекреационной функцией.
6. Деятельность, связанная с экологическим воспитанием.
7. Деятельность, связанная с укреплением здорового образа жизни.
Назначение КДУ
1. культурное просветительство,
2. художественное творчество,
3. развитие эстетических чувств,
4. отдых,
5. развлечение.
В туризме наиболее популярны следующие типы учреждений культуры.
1. Музеи – тип учреждения культуры, осуществляющий собирание, экспонирование материальных и духовных ценностей, ведет культурно-просветительскую работу. Организуют лекции, экскурсии, устраивают выставки, распространяют специальную литературу, занимаются научно-исследовательской работой. Основное назначение музеев – собирание, изучение и экспонирование материальных и духовных ценностей. Большое место в деятельности музеев занимает проведение культурно-просветительной и научно-исследовательской работы.
Интеграция музеев в сферу досуга оказывается в следующих формах:
— создание в музейных учреждениях функциональных помещений для проведения мероприятий досуга — концертных залов, клубных комнат, смотровых площадок, аттракционов, игровых уголков;
— проникновение индустрии досуга в музеи — открытие магазинов, сувенирных лотков, кафе, аренда музейных помещений для проведения рекреационных и развлекательных мероприятий;
— использование в музейной деятельности таких форм работы, как кружки, хобби-группы, театральные, музыкальные, литературные студии, организация праздников, тематических вечеров, конкурсов, фестивалей, творческих лабораторий
Методами активизации участия населения в культурно-развлекательных мероприятиях являются:
— организация дней культуры, художественных фестивалей, городских праздников;
— организация выставок живописи, истории, архитектуры;
— создание медиатек;
— систематические трансляции художественных радио- и телепередач;
— совершенствование маркетинговой деятельности музеев;
— активизация участия молодежи через образовательные, культурно-художественные, разрешительные проекты;
— реализация образовательных и культурных программ для взрослых;
— создание условий для доступа к музейных ценностей инвалидов — предоставление системы льгот для волонтеров
2. Парки культуры и отдыха – природные объекты познавательного и просветительского характера, имеющие возможности развлечений для эмоциональной разрядки и снятия утомления. Деятельность осно-вана на платной основе, что дает возможность для самостоятельного хозяйственного развития. Как и клубы, парки являются комплексными многофункциональными учреждениями культуры. Но, в отличие от клубов, свою деятельность парки организуют в условиях живой природы под открытым небом. Специфика парков позволяет им проводить самые разнообразные формы работы, удовлетворять потребности самой разнообразной аудитории: от площадок для детей и тихих уголков для людей старшего возраста, до танцевальных залов и самых разнообразных аттракционов для молодежи и т.п.
3. Библиотеки – тип учреждений культуры, осуществляющих собирание книг и других печатных изда-ний, их специальную обработку, пропаганду и организующую массовую работу с читателями (сельские, рай-онные, городские, областные, краевые, республиканские). Областная библиотека помимо названных функций выполняет разработку теоретических и методических вопросов библиотековедения и библиографии, осуществление научно-методического руководства всеми массовыми библиотеками. В последние годы наблюдается тенденция образования на базе библиотек информационных учреждений нового типа. Так, появились медиатеки, объединяющие различные, и прежде всего, электронные носители информации о произведениях искусства. Реальностью наших дней стало появление интернет-центров, интернет-салонов и интернет-кафе. Так, например, на базе Центральной городской публичной библиотеки им. Некрасова (г. Москва) создается новый библиотечно-информационный комплекс столицы.
Большое внимание массовые библиотеки уделяют проведению культурно-досуговых мероприятий для различных категорий населения, все в большей степени используя разнообразные формы клубной работы.
4. Дома и дворцы культуры. Проводит широкую культурно-досуговую деятельность среди населения, ведет большую работу по оказанию методической помощи всем учреждениям культуры района. Универсальное учреждение в организации досуга народа. Одними из самых массовых учреждений культуры в настоящее время остаются учреждения клубного типа (клубы, дома и дворцы культуры). По своему характеру клубные учреждения являются многофункциональными комплексными учреждениями культуры. Их назначение – предоставлять максимум услуг для различных категорий населения в сфере досуга и рекреации, образования и творчества.
Основными направлениями в деятельности клубных учреждений являются: информационно-просветительная; художественно-публицистическая; содействие развитию социальных инициатив; сохране-ние и развитие традиционной народной культуры, проведение праздников и ритуалов; развитие художест-венного и технического творчества; культурно-развлекательная; физкультурно-оздоровительная работа, туристическая деятельность; экскурсионное обслуживание и др.
5. Кинотеатры – тип учреждения культуры, предназначенное для осуществления показа кинофильмов населению. бывают стандартные и передвижные.
6. Центры досуга – тип учреждения культуры, занимающийся созданием оптимальных условий для массового, группового, семейного и индивидуального развития творческих способностей, общения, отдыха, развлечений, восстановления духовных и физических сил на основе изучения культурных запросов и интересов различных категорий населения.
7. Культурные комплексы – комплексы, создающиеся на принципах добровольного слияния учрежде-ний культуры, независимо от их ведомственной принадлежности, в пределах одного или нескольких хозяйств и объединения материальных средств местных органов, собственных доходов и ассигнований хозяйства из фонда социально-культурных нужд и спонсорской помощи.
8. Культурно-спортивные комплексы – новый тип учреждения культуры направленный на культурное обслуживание населения на основе интеграции культуры и спорта и всех видов управления сферой досуга.
9. Молодежные центры досуга и кафе. Могут заниматься культурно-досуговой деятельностью для ор-ганизации досуга и отдыха молодежи.
10. Культурно-развлекательные комплексы (магазины, кафе, рестораны, боулинг, кинотеатр, салоны красоты, детские площадки и т.д).
Однопрофильные учреждения взяли курс на многопрофильность и многофункциональность (наряду с просветительными задачами стало больше внимания уделяться решению рекреационных проблем).

Основные типы и виды учреждений культуры.

⇐ Предыдущая123

Учреждения делятся на: Бюджетные, Внебюджетные (самоокупаемые, хозрасчетные)

Типы учреждений:

1 тип Клубные учреждения

— сельский – городской – ведомственный — по месту жительства (клуб юного техника) и т.д. — дом культуры

— дворец культуры

2 тип Театрально – зрелищные учреждения

— театр всех видов – Кинотеатры — Цирковое искусство — Концертные залы, площадки, организации

3 тип Музеи

— отраслевые — мемориальные – краеведческие — музеи-заповедники — музеи-усадьбы (ясная поляна)

— галереи- военно-патриотические музеи (Куликово поле)- музеи диковинок (кунскамеры) и т.д.

4 тип Библиотечные учреждения

5 тип Парки культуры и отдыха

— городские ПКиО- центральные ПКиО — сады- скверы

Появляются новые типы учреждений культуры.

Этнокультурное образование: сущность, функции, понятия, и социальный аспект. Технологии этнокультурного образования в условиях региональной культурной политики

Этнокультурные технологии: технологии, основанные на народной (фольклорной) культуре, культурных традициях, ремесленничестве, промыслах, декоративно-прикладных формах творчества.

Этнонаправленные технологии. Технологии создания межнациональных программ развития и сохранения культуры и досуга; международных контактов и взаимного обмена в социокультурной сфере; программы возрождения социальной и культурной самобытности народа и отдельных социальных групп.

Уровни международного сотрудничества в этнокультурных технологиях: государственный, городской, отдельных предприятий и социальных институтов, частных фирм и организаций.

Картография как исследовательский метод отправной пункт разработки этнокультурных проектов и программ. Процедура социального картографирования этнокультурного явления и процессов, протекающих в территориально-поселенческом обществе. Характеристика социально-экономической ситуации: наличие и преобладание промышленности, частных форм экономической деятельности, формы селькохозяйственной деятельности. Данные о миграции населения и их причины.

Изучение социально-культурной сферы региона: сеть научных, исследовательских, образовательных центров и учреждений; учреждения культуры, искусства, досуга, спорта; развитость профессионального искусства и художественной самодеятельности, народных промыслов и ремесел; характеристика и описание местных народных обычаев, верований, обрядов.

Виды и типы карт моделей: единичные модели, электронные сайты, дифференцированные модели по функциональной направленности: видам фольклора, народных ремесел, промыслов; праздники, обряды.

Использование информационно-целевого контент-анализа прессы, телевидения, радио; мониторинг результатов опросов, рейтингов выступлений коллективов, различных самодеятельных групп населения.

Этнокультурные технологии — основа возрождения национальных культурных традиций, фольклора, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел.

Этнонаправленные технологии — инструмент межнационального и международного культурного обмена и сотрудничества.

Основные направления социально-культурного взаимообмена и сотрудничества между странами на уровне государственных и общественных институтов, городов-побратимов, отдельных областей, краев и республик, совместных предприятий и фирм, детских, молодежных и других организаций. Проведение совместных акций (фестивалей, праздников, караванов мира и др.).

Технология развития туристско-экскурсионных маршрутов на базе историко-культурных объектов. Технология краеведческой работы

Технология краеведческой работы Понятие «краеведение» зародилось в 1761 г. (М.В.Ломоносов пытался проводить краевые исследования с участием местного населения, в т.ч. и детей). За время существования понятия «краеведение» в него вкладывали различное содержание: в 20-е годы XX в. его рассматривали как метод синтетического изучения какой-либо определенной, относительно небольшой территории; в 30-е годы краеведение определяли как общественное движение, объединяющее местное трудовое население, активно участвующее в социалистическом строительстве всего края на основе всестороннего его изучения; в настоящее время под краеведением понимают всестороннее изучение определенной части страны, города или других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Всестороннее изучение предполагает исследование природы, истории, хозяйства, населения, его культуры и быта.

По содержанию краеведение может быть: историческим; литературным; этнографическим; биологическим; географическим.

В процессе становления краеведения сложился комплекс его направлений: государственного (находится в ведении краеведческих музеев, управлений и отделов культуры при мэриях), общественного(краеведов-общественников, туристов, общественных организаций) и школьного(учащиеся под руководством учителей).

Краеведение – это форма общественной деятельности; школа познания; школа воспитания культуры и истории; школа экологического образования; школа патриотического воспитания; школа общения разных поколений.

Методы краеведческого исследования «своего края»

К методам краеведческого исследования «своего края» относятся: литературный (работа с литературными источниками); картографический (используются картографические материалы); статистический (статистико-экономические показатели); метод полевых наблюдений; зарисовки, фотографирование и видеосъемка объектов; анкетирование местных жителей.

Работа с литературными источниками предполагает использование разного рода печатных изданий об изучаемой территории. Они включают монографии, справочники, сборники статей, учебные пособия, а также периодические издания (особенно местные), посвященные данному району и конкретной теме.

Картографический метод связан с изучением имеющихся карт данной местности и служит одним из основных источников сведений о своей местности.

Статистический метод заключается в отборе количественных показателей и их обработке, особенно при изучении погоды, климата, населения и хозяйства местности.

Метод полевых наблюдений включает изучение природных условий, которое осуществляется ландшафтными методами. Сущность этих исследований заключается как в анализе отдельных природных компонентов (геологическое строение, формы рельефа, воздух, воды, почва, растительность и животный мир), так и в выявлении и характеристике природно-территориальных комплексов.

Метод анкетирования местного населения и личных бесед с краеведами, старожилами помогает установлению исторических и бытовых фактов, уточнению уже известных сведений.

Зарисовка, фотографирование и видеосъемка – неразрывные краеведческие исследования. Результаты фотографирования типичных объектов могут дать материал для краеведческой экспозиции и использоваться как наглядный материал.

Технологии развития туристско-экскурсионных маршрутов на базе историко-культурных объектов Индустрия туризма занимает важное место в политике, экономике и культуре современной России. Из многообразия видов туризма (культурный, деловой, лечебно-оздоровительный, учебный, шип-туризм и др.) наиболее распространенным является культурно-познавательный или культурно-просветительный туризм, занимающий более 60% группового туризма.

Туристов привлекают памятники истории и культуры, составляющие культурное наследие народа. Памятники материальной культуры, гражданской и культовой архитектуры, архитектурно-ландшафтные ансамбли и мемориальные комплексы раскрывают историю культуры определенного региона или местности. Туристов различных социальных групп и возрастов привлекает возможность познать неведомое, расширить свой кругозор, знания и интеллект.

В культурно-познавательном туризме можно выделить две формы организации работы: экскурсионная и культурно-досуговая.

Экскурсия как туристическая услуга обеспечивает эстетические, духовные и информационные потребности туристов. Экскурсия отличается многообразием функций: функция информации; функция познания; функция культурного досуга; функция отдыха; функция общения.

Экскурсия отличается процессом наглядного познания культурно-исторических памятников определенного региона и способствует удовлетворению эстетических и морально-психологических потребностей туристов, которые возникают по восприятии экскурсионных объектов и влияют на факторы рекреационной деятельности как комплексная оценка экскурсий и тура в целом; реализация рекреационных ожиданий; создание имиджа туристического маршрута и его популярности; создание эмоционального настроя от экскурсии (отрицательные или положительные, удовлетворение, возмущение и т.д.).

Экскурсия представляет собой и эффективную форму обучения в педагогическом процессе, что позволяет привить экскурсантам навыки самостоятельного наблюдения и анализа полученных знаний и впечатлений. Экскурсия представляет из себя и культурно-досуговую работу, связанную с посещением культурно-массовых мероприятий, концертов, спектаклей.

Управление в социально – культурной деятельности

Становление менеджмента

Управление является одной из важнейших сфер обеспечения жизнедеятельности организации, но оно в значительной мере зависит от квалификации, профессионализма, психологических качеств менеджеров. Это и вызывает обоснованное высокое внимание специалистов к анализу места и роли менеджеров в процессе обеспечения эффективности работы организации.

Роль менеджера в деятельности организации следует рассматривать как непосредственное, персонифицированное выражение процесса менеджмента, как его важнейшую структурную часть.

Изучение теории и практики социокультурного менеджмента, тех форм, методов и систем управления, которые стремительно развиваются в российской действительности, не будет эффективным, если не обратиться к истории и механизмам их формирования.

Не детализируя исторические факты и события становления и развития менеджмента как такового, отметим два принципиально важных положения:

1) в каждом конкретном виде деятельности, будь-то промышленное производство, торговля, бытовой сервис, социальная, социально-культурная сферы, культура и т.д., менеджмент имеет свои характерные особенности и специфические признаки;

2) характер и тип менеджмента связаны с ментальностью людей различных эпох, с системами религиозных верований, с формами правления и видами законодательства, типами производственных отношений.

Первые письменные документы, раскрывающие формы организации труда, уходят в глубокую историю.

Организация труда в средневековых христианских монастырях, в мастерских средневекового европейского ремесленника, труда и быта в домашнем хозяйстве Древней Греции описана в Домострое Ксенофонта, Домострое средневековой Руси, политическая организация общества и система управления им — в Законах и Государстве Платона, в работе О граде Божьем Аврелия Августина, в работе Государь Николо Макиавелли.

Процесс развития менеджмента часто группируют в определенные этапы, которые называют революциями в менеджменте. Таких революций выделяется пять.

Первую стадию как начало зарождения менеджмента можно связать с цивилизацией Древнего Египта и в большей степени со священнослужителями (начало III тыс. до н.э.). Во многих культурах Древнего мира известны отдельные человеческие жертвоприношения, связанные с особыми просьбами к богам при закладке храмов, дворцов и крепостей, в случаях стихийных бедствий и т.д.

В качестве дара в первобытном обществе и в Древнем мире могли использоваться люди, ритуально умерщвляемые, а позже могли использоваться и материальные ценности, которые безвозвратно уничтожались в огне, воде, разбивались, зарывались в землю. Данная процедура поднесения богам даров не могла приносить храмам и жрецам каких-либо богатств.

Не будучи какими-то хозяйствующими субъектами жрецы, тем не менее, выполняли ряд функций руководителей, которые определялись статусом посредников между людьми и богами. Истолковывая людям причины различного рода несчастий как божественное наказание, а необычные природные явления как знаки и сообщения богов, жрецы имели возможность манипулировать общественным сознанием, направляя деятельность людей в нужном им направлении, регулировать нормы социальной жизни и правила поведения.

Эта деятельность характеризовалась в большей степени как социально-политический менеджмент, нежели как экономический. Но жрецы не были единственными руководителями, так как наряду с религиозной существовала и светская власть, в лице императоров, царей, вождей, которые зачастую выполняли и религиозные функции, выдавая себя за наместников богов. И при светских властителях жрецы служили в роли советников, учителей, но не в качестве хозяйственных руководителей.

Начало активной хозяйственной деятельности жрецов связано с укреплением храмов и превращением их в крупные хозяйственные субъекты. Храмы играли огромную роль в экономическом управлении государств, в их хозяйственной деятельности устанавливались твердые меры веса, расстояния, объема, размеры процентов по займам и беспроцентные ссуды. Можно сказать, что хозяйственная деятельность храмов стала прародительницей первых функционеров-управляющих, по своей сути, предков нынешних менеджеров.

Вторая стадия накопления признаков менеджмента связана с появлением светских вариантов управления и возникновением первых формальных систем организации и регулирования отношений между людьми. Это обусловлено, например, изданием Кодекса царя Хаммурапи (начало второго тыс. до н.э.), законов 12 таблиц в Древнем Риме (III в. до н.э.), законов Солона в Афинах и законов Ликурга в Спарте (I в. до н.э.) и др.

И если Кодекс царя Хаммурапи, состоявший из 285 законов, в основном еще указывал на обязанности людей перед богами и храмами и делил общество на знатных людей, свободных простолюдинов и рабов, закреплял социальное неравенство между людьми, то в более поздние периоды писанные законы становились формально обязательными для всех, но для других этносов в этих же странах имели силу и неписаные законы.

Таким образом, в большинстве древних и в средневековых цивилизациях на определенных стадиях развития появляются своды писанных законов, которые служили основной формально признанной формой организации и регулирования отношений в обществе.

Третья стадия управленческих нововведений относится к VI-V тыс. до н.э. и связывается с деятельностью царя Нового Вавилона Навуходоносора II, который вводит системы производственного контроля на текстильных фабриках и в зернохранилищах путем маркировки выпускаемой продукции.

Примерно в этих временных рамках в Древнем Риме, Египте внедряется система территориального управления и административная организация Римской католической церкви, с выделением административно-хозяйственных округов, военных административных округов во главе с сатрапами (губернаторами) и военачальниками.

С зарождением капитализма, началом индустриальных революций, появлением наемных менеджеров как особого слоя управленцев, не являющихся собственниками, связана четвертая стадия формирования менеджмента XVII-XVII1 вв.

Они занимались сбором налогов, строительством храмов и дворцов, следили за состоянием дорог, ирригационных сооружений, надзирали за работой крестьян на царских и государственных землях, мастерских, но теперь этот тип работников начинает формироваться в самостоятельную касту управленцев, незаменимую в крупных частных и государственных хозяйствах, в первую очередь земледельческих.

Это было характерно и для России, когда собственники крупных имений, заводов и фабрик далеко не всегда сами занимались хозяйственной деятельностью и, проживая в крупных культурных центрах страны, нанимали для ведения всех хозяйственных и производственных дел управляющих.

Пятая стадия, которую можно назвать революцией, характеризуется бурным развитием акционерного, промышленного, банковского и корпоративного капитала. В сфере управления появляется административный работник, который осуществляет контроль за деятельностью людей на производстве в интересах частной и государственной собственности. Собственник, в силу масштабности производства, уже не в состоянии выполнять управленческие функции и вынужден передавать их наемным менеджерам.

Таким образом, истоки менеджмента берут свое начало в религиозно-культовых отношениях и хозяйственных, организованных формах деятельности людей.

Социальные, хозяйственно-производственные, товарно-денежные отношения составляют природную основу менеджмента, который в процессе развития цивилизации постепенно приобретает черты социального, хозяйственного, административного, экономического, социально-культурного и других типов менеджмента.

Наиболее четкие и научно обоснованные представления о менеджменте как профессии, опирающейся на достижения междисциплинарных наук и практики, сформулированы в начале XX века в концепциях научного управления Ф. Тейлора, идеальной бюрократии М. Вебера, науки администрирования А. Файоля, которые предложили модель жесткого рационализма в управлении. Однако рационализм в менеджменте, при всех его достижениях, оказался далеко не единственным, а во многих случаях не лучшим методом управления.

Уже в 30-е годы того же столетия ограниченность рационализма управления в науке и практике уступает место другому направлению — поведенческому, включающему в качестве новых механизмов управления психологические, социальные, культурологические факторы, что называется человеческие отношения, человеческий фактор.

Углубление и расширение персонифицированных ролевых функций менеджмента дает возможность повысить эффективность управления как в отдельных организациях, так и в более сложных социальных системах. В зарубежном менеджменте появился, в связи с этим, специальный термин управление по бестселлерам, то есть управление по целям или управление по отклонениям.

Специфика социокультурного менеджмента

Социально-культурная деятельность относится, как известно, к непроизводственной сфере, то есть в ней не производятся материальные продукты, формирующие национальный экономический потенциал страны, но она производит особый вид продукта, который имеет потребительское свойство.

Нематериальное производство в социально-культурной деятельности, скорее всего, можно представить как духовное производство или производство культурных, духовных и социальных ценностей и продуктов.

Но эти ценности и продукты не являются только нематериальными, часть из них относится к материальным ценностям и продуктам, так же, как сама культура несет в себе духовные нематериальные начала (знания, интеллект, нравственность, эстетика, мировоззрение, способы и формы общения людей и т.д.) и материальные (памятники истории и культуры, картины, скульптура, шедевры письменности, музейные ценности и т.д.).

В основе материальной и духовной культур, находящихся в органическом единстве, лежит, конечно, развитие материального производства. Однако материальные ценности культуры не относятся напрямую к экономической категории материальных продуктов, формирующих, как отмечалось, экономику страны, но представляют собой высшую ценность — культурное и национальное достояние общества.

Духовные и материальные продукты культуры имеют характерные ценностно-эмоциональные качества, благодаря которым формируются и удовлетворяются культурные, духовные потребности людей.

Экономические и политические преобразования в стране, появление частной собственности и рыночных отношений подтолкнули предприятия и организации к коммерческой деятельности.

Коммерциализация коснулась и социально-культурной сферы. При этом статус некоммерческих социокультурных организаций в рыночном хозяйстве подтверждается при условии их деятельности в целях: социальных, культурных, благотворительных, образовательных, научных, удовлетворения духовных потребностей, развития физической культуры и спорта, охраны здоровья, управленческих и т.д. Естественно, что статус некоммерческой организации получили все субъекты, входящие в социокультурную систему.

Вместе с тем, некоммерческим организациям, в том числе и социокультурной сферы, разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, но только в рамках тех целей, для которых они созданы. Кроме того, доходы, получаемые этими организациями от платных видов деятельности, имеют строго регламентируемый характер использования. В данном случае не следует путать такие экономические категории, как доход и прибыль.

Доход является источником получения средств для повышения эффективности деятельности учреждения и полностью направляется на обеспечение развития предопределенных целями некоммерческой организации видов деятельности и не может быть отнесен к категории прибыли и распределен между работниками учреждения.

Доход клубного учреждения используется на укрепление материально-технической базы, приобретение сценических костюмов и реквизита, музыкальных инструментов, технических средств и т.д.

Доход от платных видов деятельности полностью реинвестируется на развитие целевых задач организации.

Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций, таким образом, является разрешенным благом лишь наполовину. Получаемый доход может быть использован только во благо самой организации.

Но непосредственные организаторы и инициаторы предпринимательской деятельности фактически отделены от доходов предпринимательской деятельности. Их заработная плата по-прежнему начисляется в размерах государственной тарифной сетки занимаемой должности, иногда с небольшой доплатой из небюджетных средств.

Усеченность предпринимательской деятельности в части использования заработанных средств не способствует закреплению кадров, низкий уровень зарплаты, плохие материальные условия работников культуры закрепляют в целом низкий социальный статус и престижность этой профессии.

Механизм предпринимательской деятельности в социокультурной сфере работает не в полную силу, рыночные отношения и предпринимательская деятельность в этой сфере исключают личную заинтересованность работников в расширении латных видов деятельности, получении большего размера доходов.

Механизмы менеджмента в социокультурной сфере оказываются расчлененными на разрозненные фрагменты планирования, контроля, отчетов. Отсутствие целостной системы механизмов менеджмента, рассогласованность задач, отсутствие целевой установки и гарантированной оплаты труда, размер которой соответствовал бы трудовому вкладу каждого конкретного работника, существенно сдерживают развитие нормальных рыночных отношений и необходимых управленческих механизмов

⇐ Предыдущая123

Дата добавления: 2016-11-24; просмотров: 6283 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Значение словосочетания &laquoдом культуры»

  • Дом культуры (Дворец культуры, ДК) — клубное учреждение, центр культурно-массовой и просветительской работы.
    В СССР имела место следующая классификация домов культуры:
    территориальные, находившиеся в ведении Министерства культуры;
    дома культуры профсоюзов предприятий, учреждений, учебных заведений и т. п. организаций;
    дома культуры интеллигенции: дом актёра, дом учителя и подобные;
    дома культуры колхозов и совхозов;
    дома офицеров Советской армии;
    дворцы и дома пионеров и школьников;
    дома народного творчества.
    Управление Домами культуры (Дворцами культуры) в условиях командно-административной системы в СССР осуществлялось и осуществляется поныне в постсоветском пространстве посредством администраций Домов культуры (Дворцов культуры), назначаемых вышестоящими органами муниципального и государственного управления, что серьёзно сдерживает на сегодня превращение Домов культуры (Дворцов культуры) в подлинные центры самого широкого и государством неангажированного самодеятельного народного творчества, в массовые школы демократии и самоуправления, в материально-технический базис гражданского общества.
    Массовое развитие подобных клубных учреждений началось в СССР с ноября 1920 года, когда декретом Совнаркома в системе Наркомпроса РСФСР был образован Главполитпросвет. Российские народные дома, появившиеся со второй половины 1880-х годов, были преобразованы тогда в рабочие клубы и дома культуры. Первым «дворцом культуры ВЦСПС» (впервые в стране возведённым на средства профсоюзов, к юбилейной дате 8 ноября 1927 года) стал Дворец культуры имени А. М. Горького в Ленинграде. Первые дворцы и дома пионеров и школьников в СССР были открыты в 1923—1924 годах в Москве.
    Клубные учреждения того же типа были воссозданы в послевоенный период в культурно-политической жизни и других стран социализма. В большинстве случаев они носили и аналогичные названия (в переводах на местные языки), хотя есть исключения: например, в Болгарии сохранилось также прежнее наименование — Читалиште — для общественных клубных учреждений, которые, подобно российским народным домам, известны с конца XIX века.
    В новейший период для некоторых из таких стран (как и стран бывшего СССР) характерен отход от терминов «дом (или дворец) культуры», ассоциирование их с предыдущей эпохой, нередкое переименование (например, в «культурные центры», «концерт-холлы», «дворцы конгрессов» и т. п.). В то же время, в целом ряде других стран той же категории — этого не происходит, наименование «дом культуры» прочно остаётся частью нейтральной в «политическом» отношении лексики, своего рода национальным синонимом для принятых во всём мире понятий.
    Следует заметить, что явление, практически аналогичное не только по названию, но и по сути, развивалось помимо стран социалистического лагеря — в рамках целого ряда других национальных культур. Так, широкое распространение получили общественно-культурные центры, тоже традиционно называемые «домами культуры» — в испаноязычном мире (см. исп. — Casa de la Cultura и статью Centro cultural). Прежде всего — в Латинской Америке, а также и в самой Испании.
    С другой стороны, во франкофонных странах (во Франции и позднее Канаде) сходный (и аналогично называющийся) тип учреждений широко и массово развивается с 1960-х годов (вероятно, не без влияния и «советского опыта»: см. фр. — Maison de la Culture), благодаря первоначальной инициативе Андре Мальро на посту министра по делам культуры в правительстве де Голля. Несмотря на то, что в отдельные периоды этот проект подвергался критике и частичным перепрофилированиям и переименованиям, а после 1991 года «дома культуры» были объединены с клубными учреждениями иных типов в рамках «театральных» задач, но и в новом столетии учреждения под типовым названием «Дом Культуры» (фр. Maison de la Culture) функционируют во множестве французских городов, в зданиях, специально для них спроектированных выдающимися архитекторами. Что касается франкоговорящей Канады, то в одном лишь Монреале сегодня работает 12 «Домов культуры» французского типа (см. фр. — Maisons de la culture de Montréal).
    Во Франции, Бельгии и канадском Квебеке

Источник: Википедия

Учреждения культуры. Их виды и функции

Классификация учреждений культуры

учреждение культура массовый информация

В соответствии с гражданским законодательством РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Следовательно, учреждения культуры это организации, созданные собственником для осуществления социально-культурных функций не коммерческого характера, финансируемые им полностью или частично.

Многообразие культурных потребностей общества, социальных групп, отдельных индивидов определяет появление достаточно разнообразных видов организаций социально-культурной сферы, способных эти потребности удовлетворять.

Сфера культуры является наиболее сложной областью регулирования. В основных направлениях государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года и плане действий по их реализации, подчеркнута необходимость сохранения и развития единого культурного и информационного пространства России, которая обусловлена неоднородностью обеспечения населения услугами организаций культуры в силу географических особенностей страны и ряда факторов экономического характера. Такая ситуация порождает социальное неравенство в творческом развитии детей и молодежи, социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями и в целом оказывает негативное влияние на социальное самочувствие населения.

Каждая страна имеет свою модель регулирования культуры, обусловленную, экономическим развитием, а так же содержанием понятия культуры, подлежащей государственному регулированию. В мире наблюдается тенденция к переходу к косвенным методам управления сферой культуры, перекладывание задач на различные деловые и общественные институты.

В СССР объекты и учреждения культуры находились под контролем государства, управление и финансирование осуществлялось им же, перевод организаций культуры на коммерческую основу не допускался. Разгосударствление сферы культуры связано с переходом к рыночной экономике. Проявляется это в ослаблении от контроля со стороны государственных органов, в свободе творчества и удовлетворения социально-культурных потребностей общества. С переходом к рыночной экономике возникает предпринимательская деятельность. Развитие её в сфере культуры необходимо рассматривать в контексте развития рыночных отношений, охватывающих сферу производства культурных благ и услуг в силу того, что в ней используются экономические ресурсы, а ее результаты поступают в экономический оборот.

Исходя из статьи 4 Основ законодательства Российской Федерации о культуре в сферу услуг оказываемых организациями культуры можно включить следующие направления :

  • · выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;
  • · художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;
  • · художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;
  • · самодеятельное (любительское) художественное творчество;
  • · музейное дело и коллекционирование;
  • · книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;
  • · телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;
  • · эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области;
  • · научные исследования культуры;
  • · международные культурные обмены;
  • · производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;
  • · иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

По классификации Е. Дискина существует 18 видов организаций культуры, осуществляющих производство и реализацию продуктов, а также три вида предприятий, участвующих в создании материально-технической базы культуры:

  • · культурно-просветительные учреждения (клубы, библиотеки, музеи, парки, зоопарки, досуговые центры);
  • · выставочные залы;
  • · театрально-зрелищные организации (театры, концертные организации, цирки);
  • · базы и конторы проката;
  • · киностудии;
  • · издательства;
  • · редакции газет и журналов;
  • · киносеть (кинотеатры, киноустановки, видеотеки);
  • · высшие и средние специальные учебные заведения (консерватории, институты культуры, кинематографии, хореографические училища);
  • · учебные заведения внешкольного эстетического образования (детские музыкальные, художественные школы, школы искусств, хореографические школы); предприятия полиграфической промышленности;
  • · учреждения книжной торговли;
  • · телеграфные и информационные агентства;
  • · редакции радио, телевидения и радиодома;
  • · телестудии и телевизионные технические центры;
  • · студии звукозаписи;
  • · предприятия по производству компакт-кассет и компакт-дисков.

Кроме того, к сфере культуры и искусства им были отнесены:

  • · специализированные реставрационные предприятия и мастерские;
  • · предприятия по производству киноаппаратуры, музыкальных инструментов, свето- и звукотехники, аттракционов, специализированного технологического оборудования для оснащения учреждений культуры, досуга, средств массовой информации;
  • · предприятия народных художественных промыслов.

В связи с тем, что спектр услуг социально-культурной сферы имеет тенденции к расширению, приведенный перечень культурных услуг можно дополнить, следующим:

  • · организации туризма и экскурсионного обслуживания;
  • · новые организации шоу-бизнеса;
  • · организации игрового и игорного бизнеса;
  • · модельные агентства;
  • · рекламные мастерские и агентства.

При этом к высшим и специальным учебным заведениям следует отнести институты театрального и циркового искусства и вузы, готовящие специалистов по специальности «социально-культурный сервис и туризм».

Перечень предприятий, создающих производственные и информационные средства культуры, надо дополнить фирмами по выпуску игровых автоматов, компьютерных технологий.

К группе предприятий народных художественных промыслов следует добавить предприятия, занимающиеся сувенирным производством.

Не менее важным представляется рассмотрение возможных подходов к классификации учреждений культуры. В качестве основания классификации могут быть положены следующие признаки:

  • а) форма собственности;
  • б) вид продукта (результат труда);
  • в) основные направления деятельности (функциональный признак);
  • г) способ хозяйственной деятельности.Рассмотрим предложенные признаки более подробно.

Классификация по формам собственности

Учреждения культуры до 1995 года разделялись по формам собственности и ведомственной принадлежности как государственные, кооперативно-колхозные и собственность общественных организаций (ВЦСПС, ВЛКСМ, КПСС). При этом государственная форма собственности преобладала среди театрально-зрелищных организаций, учебных заведений внешкольного эстетического образования, высших и средних специальных учебных заведений, выставочных залов, киностудий, контор проката, телеграфных и информационных агентств, предприятий книжной торговли, редакций радио и телевидения, студий звукозаписи, производства пластинок и пр.

Культурно-просветительные учреждения относились к разным собственникам и ведомствам. Например, различались государственные дома и дворцы пионеров, государственные, профсоюзные и колхозные клубы библиотеки, дворцы и дома культуры. Некоторые культурно-досуговые учреждения являлись собственностью КПСС и ВЛКСМ.

Различная форма собственности была присуща и предприятиям туризма и экскурсионного обслуживания (ВЛКСМ «курировал» молодежный зарубежный туризм через «Спутник», профсоюзы через Центральный совет по туризму и экскурсиям и региональные советы — внутренний туризм, государство в лице «Интуриста» — зарубежный туризм: въездной и выездной).

В период перестройки господствующее значительный период времени закрепление учреждений культуры за конкретной формой собственности и ведомственной принадлежностью претерпело существенные изменения. Была разрушена государственная монополия практически на все виды социально-культурной деятельности; профсоюзы и другие общественные организации потеряли контроль над большинством подведомственных им учреждений, часть из них стала муниципальной собственностью, часть была приватизирована.

Одновременно в социально-культурной сфере наблюдалось появление организаций, имеющих частную или смешанную форму собственности (казино, ночные клубы, туристические, рекламные, модельные, журнальные агентства).

В настоящее время, классифицируя учреждения культуры по форме собственности, можно выделить следующие:

  • — Государственные — учредителями выступают федеральные и региональные органы власти;
  • — Муниципальные — учредителями выступают местные органы власти;
  • — Частные — учредителями выступают граждане РФ или юридические лица.

Как правило, преобладающее число учреждений культуры является государственными или муниципальными, т.е. их учредителями выступают различные государственные органы и муниципальные образования. Создавать учреждения может не только государство в лице своих органов, но и другие предприятия, объединения и организации, в том числе и коммерческие. В силу этого в настоящее время появляется все большее количество учреждений культуры, собственниками которых являются юридические лица и граждане РФ, к примеру, продюсерские центры, количество которых год от года растет.

Так как круг учреждений сферы культуры достаточно широк, то их правовой статус определяется многими законами и иными правовыми актами. Законодательство не устанавливает единых требований к учредительным документам этих предприятий. Некоторые учреждения действуют на основании устава, другие — на основании типового положения о данном виде организаций, а некоторые — в соответствии с положениями, утвержденными собственником (учредителем).

Учреждения культуры, в отличие от остальных видов некоммерческих организаций, не являются собственником своего имущества. Собственником имущества учреждения является его учредитель. Учреждения обладают ограниченным правом на переданное им имущество — правом оперативного управления. Учреждения, имеющие имущество на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника, а также в соответствии с назначением имущества .

Классификация по виду продукта (результату деятельности)

Данный признак обусловлен разнообразием продуктов, создаваемых и реализуемых учреждениями культурной сферы. Используя его, можно выделить организации:

  • 1. производящие материальные продукты;
  • 2. оказывающие материальные услуги;
  • 3. предоставляющие услуги, имеющие возможный материальный (в том числе финансовый) результат;
  • 4. предоставляющие преимущественно нематериальные услуги;
  • 5. осуществляющие преимущественно торговлю предметами и средствами культуры.

К первой группе следует отнести фирмы по производству компакт-дисков и компакт-кассет; художественные студии и мастерские; фабрики народных промыслов и сувениров; типографии; киностудии, а также мастерские по производству театрального реквизита и декораций, кино- и видеоаппаратуры, музыкальных инструментов, игровых автоматов и т.п.

Ко второй группе относятся специализированные реставрационные предприятия и мастерские; студии аудио- и видеозаписи, фотостудии.

Третья группа включает в себя все организации игорного и игрового бизнеса: казино, тотализаторы, залы бильярда, игровых автоматов и компьютерных игр.

Четвертая группа достаточно многообразна. В ней можно выделить четыре подгруппы в зависимости от следующих видов нематериальных услуг: культурных, образовательных и информационных.

К первой подгруппе относятся: театры, музеи, филармонии, выставочные залы, клубы, центры досуга.

Ко второй — внешкольные учебные заведения эстетического образования, средние специальные и высшие учебные заведения.

К третьей — библиотеки, архивы, рекламные и информационные агентства.

В четвертую группу следует включить художественные салоны и магазины, антикварные магазины и лавки; магазины по продаже музыкальной техники, дисков и кассет; книжной торговли и т.п.

Следует отметить, что классификация организаций по данному признаку и их отнесение к той или иной группе (или подгруппе) предполагает выделение основного продукта, ибо для многих организаций данной сферы характерным является разнообразие продуктов, например, музеи могут быть отнесены ко второй группе — если имеют реставрационные мастерские, способные осуществлять сторонние заказы, к пятой группе — если осуществляют торговлю сувенирной продукцией, каталогами, буклетами и пр. Преобладание культурно-просветительной деятельности музеев (собирание коллекций, организация экспозиций и выставок, методическая работа, проведение экскурсий, организация лекториев) позволяет относить их к четвертой группе.

Классификация по целевым направлениям деятельности (по функциональному признаку)

Данный признак очень важен и касается, в основном, области нематериальных услуг. Существуют различные классификации видов социально-культурной деятельности. Одна из них включает искусство, творческую (художественную) деятельность, исполнительство, концертную деятельность, развлечения, досуг, этнографические искусства и ремесла, детское творчество, любительство. Другая — культурное просвещение; театрально-концертную и цирковую деятельность; кино- видеозапись и тонзапись; изобразительное и декоративно-прикладное искусство; реставрационную деятельность; историко-архивную деятельность и краеведение; радио- и телевещание.

Представляется, что перечисленные выше направления социально-культурной деятельности можно укрупнить, выделив только две группы:

  • 1. культурное просветительство и художественное творчество;
  • 2. отдых и развлечения.

Подобное укрупнение целесообразно, если принять во внимание, с одной стороны, наиболее значимые функции учреждений культуры и искусства, с другой, наиболее важные культурные потребности населения, которые они призваны удовлетворять. При этом под культурным просветительством подразумевается деятельность архивов, библиотек, лекториев, образовательная деятельность различных специальных учебных заведений, соответствующая клубная работа, некоторые виды познавательного туризма.

Под художественным творчеством понимают деятельность учреждений искусств (театров, концертных организаций, филармоний, цирков), творческую деятельность профессиональных художников, скульпторов, мастеров художественных народных промыслов, любительское творчество (детей, подростков, взрослых) и пр.

В свою очередь преимущественно отдыхом и развлечениями населения занимаются организации шоу-бизнеса, игорного и игрового бизнеса и другие досуговые учреждения.

Данный подход, возможно, носит не всеобщий характер, однако подобное разделение представляется важным. Значимость функций, взятых за основу классификации, может быть по-разному оценена как государством, иметь разные механизмы регулирования, так и потребителями.

Классификация по способу финансирования

Бюджетным учреждением по российскому законодательству признаются государственные (муниципальные) учреждения, финансовое обеспечение которых, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. Уровень финансирования в бюджетных (муниципальных) учреждениях зависит от уровня учредителя и может быть:

  • — Федеральным;
  • — Региональным;
  • — Местным.

Бюджетные учреждения могут иметь различные организационно-правовые формы. С 2006 года утвержден новый тип учреждений культуры — автономные. Автономными учреждениями признаются некоммерческие организации, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Это новый тип муниципального учреждения, обладающего большей финансово-хозяйственной самостоятельностью и большой степенью ответственности за результаты своей деятельности .

Отличия автономного учреждения от бюджетного учреждения:

  • 1. Увеличивается объем прав по распоряжению имуществом.
  • 2. Увеличивается объем прав и упрощается порядок распоряжения бюджетными средствами.
  • 3. Увеличивается объем прав и возможностей по привлечению и использованию внебюджетных источников.
  • 4. Повышается ответственность учреждения перед внешними партнерами.
  • 5. Изменяется система административного управления учреждением и формы взаимодействия с учредителем.

Автономное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться движимым (за исключением особо ценного) и недвижимым имуществом (за исключением имущества, переданного учредителем), вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам, земельный участок, необходимый для выполнения автономным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования. .

Цель перехода в форму АУ — получение большей финансово-хозяйственной самостоятельности и экономической мобильности и как результат — повышение доходности деятельности, повышение качества услуг.

Преимуществами автономного учреждения является самостоятельное определение и корректировка направлений расходов бюджетных средств; возможность объединения финансовых потоков от внебюджетных источников и бюджетных средства; получение дополнительных доходов за счет размещения средств на депозитных счетах; получение кредитов самостоятельное распоряжение собственными доходами и имуществом (за исключением переданных учредителем).

Данное деление стало применимо с 2006 года после принятия Федерального закона РФ об автономных учреждениях.

Классификация по способу хозяйственной деятельности

Данный признак в классификации учреждений культуры чрезвычайно важен для понимания определенных различий в экономическом механизме, специфики их финансово-хозяйственной деятельности, обусловленных приоритетом экономического или содержательного аспектов.

Мы предлагаем различать:

  • · коммерческий тип хозяйствования;
  • · некоммерческий тип хозяйствования.
  • · смешанный тип хозяйствования.

Эта классификация позволяет относить конкретные учреждения культуры к определенному типу хозяйственной деятельности, обусловленному преобладающими целями и задачами.

Коммерческий тип хозяйствования основан на принципах рыночной экономики; главная цель при этом — извлечение прибыли из производства и реализации конкретного продукта. Достижение значимого экономического эффекта является определяющим при формировании основных направлений деятельности, ценовой политики, финансового планирования и прогнозирования. Содержательная же сторона, т. е. социально-культурная значимость неизбежно уходит на второй план, и, в конечном счете, определяется потребительским спросом на конкретный продукт (товар или услугу).

Некоммерческий тип хозяйствования обусловлен преобладанием в иерархии целей содержательного аспекта деятельности: сохранение художественных ценностей и традиций, поддержание престижа нации, государства, города; эстетическое и нравственное воспитание населения, в особенности детей и подростков; развитие искусства и других видов культурной деятельности как «самоценных областей общественной жизни». Некоммерческий тип хозяйствования слабо увязывается с рыночными интересами, ибо, в частности, предполагает максимальную доступность самых широких слоев населения (в том числе — малоимущих) к результатам своей деятельности, что на практике означает предоставление услуг потребителям либо бесплатно, либо на льготной основе. Следствие этому — убыточность, то есть неспособность компенсировать имеющиеся затраты за счет получаемых доходов, и дотационность. Учреждения культуры и искусства, относящиеся к данному типу хозяйствования, являются либо бюджетными и часть своих доходов получают из бюджетов различных уровней, либо содержатся за счет средств различных ведомств, общественных организаций и фондов, частных пожертвований и прочих источников.

Существующие сегодня формы хозяйствования позволяют различать коммерческие организации культуры, в которых преобладает первый тип хозяйствования (туристские организации, ночные клубы, антрепризы, прокатные конторы, частные художественные галереи и др.) и некоммерческие организации СКС, в которых преобладает второй тип хозяйствования (архивы, библиотеки, образовательные учреждения).

Смешанный тип хозяйствования предполагает, что некоммерческие по своим целям и задачам предприятия осуществляют предпринимательскую деятельность, а доходы, получаемые от этой деятельности, направляют на свое развитие. То есть, по сути, не получают прибыль, а перераспределяют дополнительные средства внутри предприятия.

Классификация организаций культуры

Инфраструктура культуры

Отрасль «культура» включает в себя организационную структуру управленияи инфраструктуру.

Инфраструктура (лат. строение) – внутреннее строение отрасли.

Инфраструктура культуры:
Организации культуры Промышленные предприятия, специализирующиеся на выпуске товаров культуры Учебные заведения Научные центры

Классификация организаций культуры

1. на основе социальных функций

Виды организаций культуры
Организации культуры Организации искусства (театрально – концертные организации) Образовательные организации
Учреждения культуры клубного типа Театры драмы, комедии, кукол, оперы и балета, музыкальной комедии, для детей, молодежи и т.д. Учебные заведения высшего и среднего профессионального образования культуры и искусства
Библиотеки Филармонии Учебные заведения дополнительного образования (детские музыкальные, художественные школы, школы искусства, учреждения системы повышения квалификации)
Музеи и выставки Творческие коллективы
Парки

2.Типология организаций культуры на основе форм собственности

Федеральные организации культуры Государственные (областные) организации культуры Муниципальные организации культуры Общественные организации культуры Частные организации культуры

3.Классификация организаций культуры на основе организационно – правовой формы

учреждения фонды общественные организации некоммерческие партнерства ассоциации союзы автономные некоммерческие организации

I Виды организаций культуры (на основе социальных функций)

1. Организации культуры.Их цель — распространение среди населения различных знаний, умений и навыков и организация содержательного досуга.

Социальная функция библиотексостоит вреализации конституционных прав каждого гражданина РФ на образование, пользование достижениями культуры и отдых. Эта функция осуществляется посредством индивидуальной работы читателя с предоставляемыми библиотекой книжными , журнальными, газетными фондами, а также путем других видов культурных услуг.

«Библиотека – информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предъявляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам: библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации».

По своему целевому назначению библиотеки подразделяются на массовые (публичные), учебные, научно – технические, специальные (исторические, медицинские, сельскохозяйственные и т.д.), юношеские, детские.

Социальная цель музеев и выставок– накапливание, хранение, научная обработка, демонстрация и популяризация памятников истории и культуры, природы, произведений искусства.

«Музей – некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления предметов музейных коллекций».

Музейные учреждения выполняют как просветительские, так и научно – исследовательские функции. Музеи могут размещаться не только в специальных зданиях, но и под открытым небом (музеи – заповедники). Среди музеев выделяют: краеведческие, историко – архитектурные, исторические и военно – исторические, литературно – мемориальные, естественно – научные, художественные, отраслевые (музей авиации, музей театрального искусства, музей книг и т.д.).

Парки культуры и отдыхаслужат для организации отдыха и досуга населения в условиях природной среды. В парках созданы условия для различных видов отдыха: коллективного и индивидуального, организованного и неорганизованного. Культурные услуги предоставляются здесь в комплексе, отдых сочетается с активными формами досуга.

Учреждения культуры клубного типа.История клуба имеет глубокие корни. 17 в., Англия – клубы британской аристократии, позднее во Франции – клубы буржуазии. В России в 19 – начале 20 вв. – образуются дворянские клубы, строившиеся по типу английских, купечество имело свои собрания и клубы, в конце 19 в. появились первые рабочие клубы, цеховые собрания. В советское время клубные учреждения – «опорные базы» КПСС, ролью которых явл. распространение идеологических установок, пропаганда и разъяснение политики коммунистической партии.

Клуб – самый массовый вид учреждений культуры. В России их около 54 тысяч (50,9% отчисла учреждений культуры).

Под клубным учреждением понимается организация, основной деятельностью которой является изучение, предоставление населению разнообразных услуг социально – культурного, просветительского, оздоровительного характера, создание условий для занятий любительским художественным творчеством.

Приоритетами клубов являются:

— создание условий для более полного удовлетворения запросов и интересов личности; для развития художественных способностей, самодеятельного творчества;

— поддержка и развитие традиционных форм культуры и искусства, народного творчества;

— возрождение народных праздников и обрядов;

— сохранение и возрождение национальных культур;

— обеспечение высокого художественно – творческого уровня всего процесса деятельности клубного учреждения.

Характерной тенденцией в развитии клубных учреждений является интеграция, концентрация и специализация различных типов учреждений. Различают:

— полифункциональные (многопрофильные);

— монофункциональные (специализированные) учреждения;

2. по профилю деятельности (социально – культурные, художественно – эстетические, культурно – оздоровительные и т.д.).

3. по социальной ориентации (детские, молодежные, студенческие, семейные и т. д.).

Традиционные универсальные типы клубных учреждений: сельские дома культуры и клубы, районные дома культуры.

Новые типы клубных учреждений: объединения клубных учреждений, организационно – методические центры, «клуб – библиотека», дома творчества, дома досуга, центры и дома ремесел и т. д.

2. Организации искусства(театрально – концертные организации). Их цель – эстетическое и духовное развитие личности. Специфической особенностью театрально – концертной деятельности является высокий профессионализм и специальная подготовка исполнителей.

К театрально – концертным организациям относятся: театры (драмы, комедии, кукол, оперы и балета, музыкальной комедии, оперетты, для детей и моложеди и т.д.), филармонии и творческие коллективы.

3. Образовательные организациипредставлены учебными заведениями высшего и среднего профессионального образования культуры и искусства и учебными заведениями дополнительного образования (детские музыкальные, художественные

II Организации культуры на основе форм собственности

1. К федеральным организациямкультуры относятся те, которые имеют особую культурную ценность для России: Государственный Эрмитаж, музейное объединение «Третьяковская галерея», Государственный академический Большой театр, театр «Сатирикон» им. А.Райкина, Московский академический камерный хор, Российская государственная библиотека, государственный ансамбль танца под рук. И.Моисеева и др.

2. К областным организациямкультуры относятся тем, которые финансируются из бюджета области. (музеи, театры, образовательные организации, филармония, библиотеки).

III Классификация организаций на основе организационно – правовой формы

(на основании «Гражданского кодекса РФ», Закона РФ «О некоммерческих организациях»).

Организации культуры сегодня могут создаваться в форме учреждений, фондов, общественной организации, некоммерческого партнерства, ассоциации, союза, автономной некоммерческой организации.

Фонд – это не имеющая членства некоммерческая организация, которая создается на основе добровольных имущественных взносов юридических лиц.

Некоммерческое партнерство. Им признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами или юридическими лицами.

Автономная некоммерческое пратнерство. Им признается основанная на членстве некоммерческая организация, созданная на основе добровольных имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц.

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) – некоммерческие организации, созданные в целях координации их деятельности, а также представления и защиты общих интересов.

Учреждение (самая распространенная форма в отрасли) – это некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально – культурных и иных функций и финансируемая им.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *