Табу это, что значит?

Значение слова табу. Табу у аборигенов Полинезии, у Фрейда и в наши дни

Табу — это строгий запрет определенных действий, слов, предметов. Ударение ставится на последний слог: табý. Слово пришло из языка полинезийских аборигенов, которые верили, что табу — запрещенные действия — неминуемо караются сверхъестественной силой.

В переносном смысле табу — нечто запретное, чего нельзя касаться, обсуждать, пытаться изменить. Например: «Для него разговоры о деньгах — табу».

Табу — это не обязательно что-то плохое. Наоборот, табуированы могут быть священные вещи. Скажем, имена богов, которые нельзя произносить, а нужно заменять эвфемизмами.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд рассматривал табу как основу культуры, которая начинается с запрета на убийство и кровосмешение.

Табуированный — это значит запрещенный. Например, табуированная лексика в русском языке — это мат.

Табуировать — налагать запрет на что-либо. Аноним — снять табу, то есть разрешить.

Табу у аборигенов Океании

Впервые слово «табу» записал английский капитан Джеймс Кук на островах Тонга в 1771 году. У жителей Полинезии — от Гавайских островов до Новой Зеландии — система запретов-табу регламентировала важнейшие стороны жизни человека, заменяя одновременно религиозные, моральные и юридические нормы. Например, табу запрещали браки между близкими родственниками, употребление определенной пищи, покушение на чужую собственность.

Соблюдение табу отчасти охранялось репрессивными мерами — вплоть до смертной казни — или страхом перед высшими силами. «Бывали случаи, когда люди, имевшие несчастие нарушить табу, умирали скоропостижно от одного страха перед неминуемой карой небесной», — утверждалось в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.

С одной стороны, табу — это нечто священное. Так, тело, жилище и имущество правителя считались преприкосновенными, а его имя нельзя было называть. В противоположном смысле табу — что-то нечистивое, запрещенное. Все, что связано со смертью, становилось табу — человек, побывавший на похоронах, сам на несколько дней становился табу.

Табу — странное, страшное, священное слово. Новозеландец, подобно всем другим полинезийцам, больше всего на свете боялся табу. Табу могла быть гора, лес, пища, река, человек, животное — все, что угодно. Если гора табу — на нее нельзя взбираться, если табу лес — в нем нельзя охотиться, если табу пища — ее нельзя есть, если табу человек — его нельзя убить, его нельзя трогать, и он сам ни к чему не может прикоснуться, потому что все оскверняет своим прикосновением… По обычаю, на воина после татуировки налагалось трехдневное табу.

Н.К. Чуковский. «Матрос Рутерфорд в плену у новозеландцев»

Европейцам порой сложно было понять разницу между двумя видами табу. К примеру, и вождь, и отверженный человек, попавший под табу, не могли есть из собственных рук — их кормил кто-то из близких.

Тохунга, соблюдающий табу. Готфрид Линдауэр, картина конца XIX века

Многие табу были иррациональны — не имели логики и смысла даже с с точки зрения самих полинезийцев. Тем не менее, сила табу настолько велика, что эти запреты все равно соблюдались.

На Сандвичевых островах, как и на многих других остро­вах Южного моря, важную роль играли религиозные запре­ты, так называемые табу. Лица, объявленные табу, счита­лись неприкосновенными. Если табу накладывалось на учас­ток земли, на него никто не имел права ступить, если на животных — их нельзя было убивать или преследовать, пока запрет не будет снят.

Отто Коцебу. «Новое путешествие вокруг света в 1823-1826 гг.»

Сегодня в этнографии термином «табу» обозначают любые религиозные запреты.

Обществознание рассматривает табу как простейшую форму социальной регламентации в первобытной культуре. По мере развития общества на смену табу приходят нормы морали, религии, права. Отмечается, что христианское понятие грех или мусульманское харам — тоже в определенное степени продолжения табу.

Сериал «Табу» с Томом Харди

«Табу» (Taboo) — британский телесериал 2017 года с Томом Харди в главной роли. Действие происходит в 1814 году. Англичанин Джеймс Делейни, которого считали погибшим, после 12 лет в Африке и смерти отца возвращается в Лондон с украденными алмазами. Там Делейни плетет интриги против правительства и Ост-Индской компании, чтобы создать собственную торговую империю.

Том Харди в сериале «Табу»

Табу. Примеры употребления

Учитель, какой бы он негодяй ни был, всегда прав, потому что он учитель или особа священная, что-то вроде новозеландского табу; трактирщик же всегда виноват, потому что он трактирщик и кулак.
А.П. Чехов. «Именины» (1888)

Изумление и страх пред женщиной сохранились и до нашего времени, в «табу» диких племен.
Максим Горький. «Жизнь Клима Самгина» (1925)

Пусть мутный и тусклый жаргон станет табу для всех педагогов-словесников.
К.И. Чуковский. «Живой как жизнь (разговор о русском языке)» (1962)

О Лере старались не упоминать. Эта тема была табу.
Юрий Трифонов. «Утоление жажды» (1959-1962)

Разумеется, есть и в эстонской литературе категорические табу — национальный вопрос, к примеру.
Сергей Довлатов. «Ремесло» (1976)

Потому и существует языковое табу, что требуются сильные, запредельные, невозможные выражения для соответствующих чувств при соответствующих случаях.
Михаил Веллер. «Ножик Сережи Довлатова» (1997)

Для каждого из нас табу необходимо. Если мы дадим возможность проявлению животного начала в себе, мы перестанем быть людьми.
Владимир Шахиджанян. «1001 вопрос про ЭТО» (1999)

К числу табуированных тем чуть ли не до конца 1980-х годов принадлежали и принудительные миграции в СССР.
Павел Полян. «В далекие края. Книги о репрессивных принудительных миграциях в СССР» (2002)

табу

В Википедии есть страница «Табу (значения)».

Русский

В Викиданных есть лексема табу (L168403).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. табу́ табу́
Р. табу́ табу́
Д. табу́ табу́
В. табу́ табу́
Тв. табу́ табу́
Пр. табу́ табу́

та-бу́

Существительное, неодушевлённое, средний род, несклоняемое (тип склонения 0 по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -табу- .

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. в первобытном обществе — запрет, налагаемый на какое-либо действие, слово, выражение, имя, на какой-либо предмет, вид пищи, употребление или упоминание которых неминуемо карается сверхъестественной силой ◆ Первобытному человеку мир представляется наполненным всевозможными невидимыми сущностями, духами, которые выступают как причины явлений; чтобы задобрить или изгнать духов, существуют заклинания, ритуальные танцы, жертвоприношения, строго соблюдаемые запреты (табу) и т. п. 〈…〉 Известны случаи, когда люди, случайно нарушившие табу, умирали, когда узнавали об этом. 〈…〉 Основное свойство тоталитарного человека — это наличие для него определённых запретов, табу, нарушить которые он не в состоянии. В. Ф. Турчин, «Феномен науки», Кибернетический подход к эволюции, 1970 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Как считается, нарушение табу навлекает бе́ды на весь род независимо от того, кто совершил его. О. Г. Дробницкий, «Моральное сознание и его структура» // «Вопросы философии», № 2, 1972 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. перен., разг. вообще запрет, запрещение ◆ Одно время развитие трансплантологии застопорилось из-за религиозных табу. Анна Маева, «Дар на всю жизнь» // «Здоровье», 1999 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  3. перен. о чём-либо запретном, запрещённом, чего нельзя касаться, пытаться изменить, осмыслить и т. п. ◆ Для нормального функционирования нашего социалистического общества нужна критика, и притом критика решительная, критика, не останавливающаяся перед бесчисленными «табу», критика, охватывающая все стороны нашей действительности и все уровни нашего государственного руководства. Рой Медведев, «Пути разрядки», О некоторых выступлениях А. Солженицына и А. Сахарова, 1976 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. частичн.: запрет, недозволенность
  2. частичн.: вето
  3. ?

Антонимы

Гиперонимы

  1. запрет
  2. ?
  3. ?

Гипонимы

  1. ?
  2. ?
  3. ?

Родственные слова

Ближайшее родство

  • глаголы: табуировать, табуизировать

Список всех слов с корнем «-табу-»
  • существительные: табу; табуирование; табуизирование; табуизация
  • прилагательные: табуативный; табуированный (нетабуированный); табуизированнный (нетабуизированнный)
  • глаголы: табуировать (табуироваться); табуизировать (табуизироваться)
  • наречия: табуированно (нетабуированно); табуизированно (нетабуизированно)

Этимология

Происходит от тонганского tapu «запрет».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    запрет, налагаемый на какое-либо действие, слово, выражение, имя, на какой-либо предмет, вид пищи, употребление или упоминание которых неминуемо карается сверхъестественной силой

    • Английскийen: taboo (en)
    • Шведскийsv: tabu (sv)
    • Японскийja: タブー

    вообще запрет, запрещение

    о чём-либо запретном, запрещённом, чего нельзя касаться, пытаться изменить, осмыслить и т. п.

    Анаграммы

    • Бату, бута, Бута, туба, Туба

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

      Казахский

      См. также табув.

      та-бу

      Глагол.

      Корень: —.

      • МФА:
  1. находить ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  1. ?
  1. ?
  1. ?

Ближайшее родство

  • глаголы: тапты

Происходит от ??

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо}}
      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
      • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»

      Смерть, коровы и инцест: откуда взялось понятие табу и почему оно оказалось таким живучим

      Священные запреты, или Как правильно убегать от тещи

      Лекция. 30 октября 2018 года. Культурный центр ЗИЛ. В рамках цикла «Табу. Ликбез»

      Ксения Колкунова

      Кандидат философских наук, доцент ПСТГУ, религиовед

      Табу — ключевое понятие для религиоведения. В этой лекции речь пойдет о его эволюции, осмыслении термина в западной науке. В современные языки слово «табу» вошло как минимум в трех контекстах, трех способах употребления. Можно говорить о табу как о специфическом явлении полинезийской религиозности, с которого начинается размышление о табу в Европе, затем понятие расширяется и начинает применяться уже ко всем религиозным системам. Мы можем говорить о табу в широком смысле — как о любом священном запрете, религиозных предписаниях, ограничивающих поведение человека. Наконец, можно рассуждать о табу в переносном смысле: так мы говорим в повседневной речи, что какие-то вещи являются запретными, и это уже максимально уводит нас от полинезийцев, с которых все когда-то начиналось.

      Антропология. Джеймс Кук и аборигены

      В 1777 году печально известный капитан Джеймс Кук впервые на английском языке опубликовал истории об аборигенах, которые поразили его своим поведением. Он обнаружил, что у жителей маленьких островов Тонга невероятно строгие нравы и предписания и для их обозначения они используют слово «табу» (точнее, «тапу» — но сейчас они уже и сами говорят «табу», потому что заимствовали общепризнанное произношение). Впоследствии филологи и лингвисты выяснили, что слово «тапу» означает «особым образом отмеченное, помеченное, выделенное» и даже о самих островах местные жители говорят, что это «тапу» — священные запретные южные острова. Так Кук задает нам первую точку отсчета: табу — то, что под запретом.

      В XVIII–XIX веках важным источником знаний об аборигенах были записки путешественников. Произошло окончательное оформление колониальной системы, и именно из дневников очевидцев складывалось европейское представление о происходящем на этих загадочных островах, в Африке и Южной Америке. Так постепенно формировалось то, что мы называем антропологией, — изучение бесписьменных народов. Как дисциплина она начинается с Эдуарда Тайлора, который в 1871 году публикует книгу «Первобытная культура».

      Психология. Джеймс Фрэзер и Зигмунд Фрейд

      В XIX веке классики антропологии и религиоведения считали, что есть некоторая универсальная сущность человека (примерно одна и та же у диких аборигенов на островах Тонга и у высокоинтеллектуальных французов) и изучать ее лучше всего по самым простым и диким племенам. В Новое время в принципе была установка, связанная с общим рационализмом эпохи, что у всех религиозных явлений должна быть естественная причина, научное объяснение.

      Британский ученый Джеймс Фрэзер, который сам никуда не ездил и работал с записками путешественников, в 1890 году опубликовал работу «Золотая ветвь: Исследование магии и религии». Он заметил, что пищевые табу островитян часто связаны с семейными преданиями (например, какой-то предок перед смертью сказал, что может перевоплотиться в банановое дерево, поэтому его потомки не едят бананы), и счел, что психологические табу являются порождением фантазии.

      Аборигены интересовали и Зигмунда Фрейда. Ему казалось, что на примере дикарей можно изучать формирование психики современного человека. В «Тотеме и табу» он описывает (также по второисточникам) различные практики аборигенов. Фрейда интересуют отношения между полами, и из всего многообразия примеров он выбирает табу, запрещающие отношения между тещей и зятем, тестем и зятем, невесткой и свекром, невесткой и свекровью. У некоторых племен существуют ограничения на любые контакты между тещей и зятем: они не то что разговаривать, даже видеться не должны. Фрейд из этого радостно делает вывод, что такие запреты связаны с потенциальной привлекательностью тещи для зятя, поскольку она, предположительно, похожа на его жену. Чтобы исключить этот инцестуозный соблазн, общество создает регулирующее табу. Другой вариант объяснения — мужчину может испугать то, какой станет его жена. Получается, что у Фрейда, с одной стороны, психологизм, а с другой — привнесение если не личного опыта, то, во всяком случае, каких-то европейских культурных кодов.

      Религия. Эмиль Дюркгейм и Рудольф Отто

      Фрэзер считал, что корни религиозного мировоззрения можно найти в магии, Фрейд искал первоначальные формы религии в тотемизме — в целом тогда многие ученые пытались построить систему развития религии, начинающуюся с некоторой минимальной формы. Как, например, Эмиль Дюркгейм, который разрабатывал теорию минимума религии.

      Работа Дюркгейма «Элементарные формы религиозной жизни» (1912), посвященная тотемистической системе в Австралии, создает каркас, который будет часто заимствоваться исследователями для разговора о табу. Ученый пишет, что религия — это институциональное и практическое оформление системы отношений, подразумевающее наличие священных и профанных предметов.

      Священные предметы вызывают сильные эмоциональные переживания и одновременно воспринимаются как несущие потенциальную угрозу.

      Ситуация, в которой зять видит тещу, должна быть исправлена с помощью каких-то ритуалов, символического очищения, физического наказания.

      Похожую психологическую теорию религии создает немецкий теолог Рудольф Отто, который в 1917 году публикует книгу «Священное». Он тоже утверждает, что священный, нерациональный опыт вызывает два базовых переживания — благоговение и ужас.

      Табу для всех и для каждого

      Насколько запреты, существующие в разных религиях, попадают в область табу? Если следовать представлениям о том, что табу — это все, что касается одновременно священного и опасного, требующего определенной подготовки для контакта, то вполне можно отнести к табу пищевые запреты в иудаизме или специфическое отношение к коровам в Индии. Корова — это не только то, что нельзя есть и бить, но это еще и источник очистительной практики. Если кто-нибудь нарушил табу, его можно очистить с помощью коровьей мочи — такой у коровы в Индии сакральный статус. Это встраивается в определенную теологическую систему: так, бог Кришна, согласно индуистским верованиям, на определенном этапе своей божественной жизни был пастухом.

      Любая типология табу обречена на провал из-за многих уровней, в которых эти запреты могут существовать. Самое базовое деление — индивидуальные и коллективные. Если начать думать как авторы XIX века, табу — не только полинезийское явление, и можно эту модель применить к другим религиозным традициям, например кельтам: в их сагах описаны гейсы. Гейсы можно интерпретировать как индивидуальные табу, регулирующие жизнь конкретного деятеля. Чем важнее герой, тем больше у него гейсов. Например, с Кухулином ситуация была весьма печальная: он великий герой, у него очень много гейсов, и в какой-то момент они начали противоречить друг другу, из-за чего он и погиб.

      Индивидуальные табу связаны с выдающимся лицом, но в них всегда попадают и запреты, связанные с родом, местом, профессией и с какими-то другими социальными маркерами. Поэтому в конечном счете эпические персонажи оказываются наделены не только индивидуальными табу. Когда мы говорим о табу в религиозных системах, мы в основном имеем дело с коллективными табу.

      Дюркгейм выделяет другой базовый тип табу — запреты, связанные с каким-то контактом. Например, пищевые запреты — на еду, приготовленную определенным образом. Другая форма контактного табу — это табу-избегание. Избегать можно все ту же тещу или людей, обладающих некоторыми специфическими свойствами.

      В некоторых традиционных культурах, например, близнецы могут восприниматься как обладающие сакральной природой и приносящие остальным удачу, но иногда это табуированные люди, которые могут принести заразу племени. У индейцев Южной Америки есть племя, где мать даже выгоняют за такое безобразие.

      Существуют запреты, связанные с поведением человека: табу на какие-то жесты, позы, действия или слова. Табуированная лексика часто связана с религией или профессией. Например, в среде охотников Архангельской губернии в конце XIX века нельзя было упоминать название животного, на которого охотишься, нужно было использовать эвфемизмы: «пошел за косым» и т. п.

      Есть много табу, связанных с кровью, в том числе менструальной. В каких-то культурах эти запреты встраиваются в теологическую систему. Библейское представление о том, что кровь содержит душу, в дальнейшем приводит к запрету на переливание крови у свидетелей Иеговы. Кровь оказывается табуированной и, например, в синтоистской культуре в Японии, где женщина во время менструации уходит из деревни и не возвращается, пока не пройдет процедуру очищения.

      Табу как статус

      Существует два базовых источника табу. Во-первых, запреты часто связаны с «антисоциальными» явлениями: табуированными становятся вожди, колдуны, кузнецы (занимаются странными вещами) и узкие специалисты (специфический круг знаний, от них лучше держаться подальше).

      Кстати, для тех, кто и так стоит вне социума, некоторые табуированные действия оказываются не такими уж табуированными. Например, у индейцев Гавайев, как практически у всех человеческих культур, запрещен инцест; человек, нарушивший это табу, может быть очищен только смертью. Но есть исключение — вождь: для него инцест не только возможен, но и крайне желателен, потому что дети, рожденные от такого брака, воспринимаются как неприкасаемые, как будущие вожди.

      Синтоизм главным источником скверны считает смерть. Доходило до того, что в Средние века императорам приходилось издавать указы, запрещавшие выкидывать трупы в лесу: их не устраивало, естественно, что империя оказывается какой-то беспорядочной свалкой трупов, но люди считали, что труп — это антисоциальный элемент, поэтому его надо выкинуть и сделать вид, что ничего не было.

      Во-вторых, «антисоциальными» оказываются люди в состоянии перехода из одного статуса в другой. Антрополог и фольклорист Арнольд ван Геннеп в книге «Обряды перехода» (1909) пишет, что любой обряд, связанный со сменой состояния (инициация или, например, свадьба), построен на принципе отделения: человек, переживающий переход, отделен (географически или символически) от основной части группы, и только когда он пройдет определенные практики, сможет вернуться и, получив новое имя, уже в новом статусе стать полноценным членом общества. На Андаманских островах считается неправильным употреблять имя умершего человека до окончания траура: так можно помешать процессу его перехода из состояния «живой» в состояние «мертвый». Леви-Стросс пишет, что в Австралии табуируется не только имя умершего, но и все однокоренные слова. Распространенный вариант табу — когда ребенка не называют именем умершего родственника. У калифорнийских индейцев есть ограниченный ряд имен, и носить двум людям одинаковые имена нельзя: если в племени лимит имен исчерпан, дети будут ходить безымянные, пока кто-нибудь не умрет и имя не освободится.

      Современные табу — социальные, а не сакральные

      Сегодня не только религиозные системы, но и повседневные суеверия несут отпечаток первобытных табу. Профессиональные запреты есть у рыбаков, пастухов, у творческих людей (наверняка все слышали про актерское пожелание сломать ногу) и практически у всех представителей профессий, сопряженных с опасностью для жизни, например у спортсменов: очень тонкая грань отделяет их от неудачи, и поэтому они держатся за возможность эту удачу сохранить. Мы называем это профессиональными суевериями — но что это, если не табу?

      Табу в их первобытном смысле, не дававшие людям выйти за рамки социального, никуда не делись, просто вместо племен у нас теперь субкультуры и информационные круги.

      Любая из социальных сред формирует правила, которые можно или нельзя нарушать. В фитнес-клубе тоже есть табу — если ты их нарушишь, на тебя все косо посмотрят, потому что эта маленькая среда хочет остаться стабильной. Здесь уже не остается момента сакральности и речь идет исключительно о социальном измерении.

      То же самое и в Океании, с которой все начиналось. В XVIII веке к полинезийцам приехал Кук, узнал про табу и увез это знание в Европу. Европейцам очень понравилась идея табу, они начали употреблять это слово. А пока они развивали антропологию, в Полинезии рухнула колониальная система и табу (точно так же, как и у нас) постепенно лишилось сакрального смысла. На Гавайях словом «капу» (табу) теперь подписывают общественные памятники, а во Французской Полинезии табу обозначает любую частную собственность. Я считаю, что такое переосмысление понятия табу — это наследие нашего колониального визита и того, что мы забрали термин, расширили до нерелигиозных смыслов и импортировали его обратно в среду возникновения, где он приобретает новые смыслы.

      Литература

      ТАБУ

      Значения в других словарях

      1. табу — ТАБУ, нескл., ср. 1. В первобытном обществе: запрет, налагаемый на какое-н. действие, слово, предмет, употребление или упоминание к-рых неминуемо карается сверхъестественной силой. 2. перен. Вообще запрет, запрещение. Наложить т. на что-н. Толковый словарь Ожегова
      2. табу — ТАБУ — магический запрет у людей, находящихся на родоплеменной стадии общественного развития. В своей «классической» форме система Т. была обнаружена путешественниками и этнографами в Полинезии, а затем ее аналоги были выявлены в культурах др. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
      3. Табу — Полинезийское слово, обозначавшее предметы или живые существа, к которым нельзя прикасаться. Понятие Т. было введено S. Freud (1913) в психоанализ, как противоположное «обычному», «общедоступному». Толковый словарь психиатрических терминов
      4. ТАБУ — ТАБУ (полинезийск.) — в первобытном обществе система запретов на совершение определенных действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов и т. п.) — нарушение которых карается сверхъестественными силами. Большой энциклопедический словарь
      5. Табу — (полинез. – запрет) – священные запреты, налагаемые на определенные действия и предметы в первобытной культуре. 1) у первобытных народов – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т. Словарь по культурологии
      6. ТАБУ — ТАБУ (от полинезийского слова, означавшего — запрет) — негативные предписания (категорические запреты) на различные действия людей, нарушение которых должно повлечь соответствующие санкции. Новейший философский словарь
      7. табу — Табу́, нескл., с. Морфемно-орфографический словарь
      8. Табу — См. Языковое табу Словарь социолингвистических терминов
      9. табу — (полинез. tapu). Означает особо (всецело) отмеченный (выделенный). Образовано в полинезийском из двух корней: ta – отмечать, pu – всецело: tapu>tabu. Запрет на слова, которые обозначают почитаемые или, напротив, «плохие» явления и понятия. Словарь лингвистических терминов Жеребило
      10. табу — орф. табу, нескл., с. Орфографический словарь Лопатина
      11. Табу — (полинезийский) распространённая в доклассовом обществе система запретов, нарушение которых якобы карается сверхъестественными силами. Обычай Т. впервые был описан Дж. Куком у аборигенов островов Тонга (Полинезия) в 1771. Большая советская энциклопедия
      12. ТАБУ — (полинез.) — широко распространенная в доклассовом обществе система запретов на совершение определенных действий, нарушение к-рых по суеверным представлениям карается сверхъестеств. силами. Обычай Т. был впервые (1771) описан Дж. Куком у аборигенов… Советская историческая энциклопедия
      13. табу — – 1) у первобытных народов – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т. п., нарушение которого будто бы неминуемо влечёт жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны фантастических духов и богов; 2) заповедные, запрещённые предметы, вопросы, мнения и т.п. Большой словарь иностранных слов
      14. табу — ТАБУ ср. несклон. у дикарей Океании: запрет, наложенный на что-либо, завет, заповедь, говорят и у нас. Скоромное постнику табу. У нас табачная торговля табу. Толковый словарь Даля
      15. табу — нескл., ср. У первобытных народов: запрет, налагаемый на какое-л. действие, слово, предмет, нарушение которого, по суеверным представлениям, карается сверхъестественными силами. || перен. Какой-л. запрет, что-л. запретное. Малый академический словарь
      16. Табу — Термин, заимствованный из религиозно-обрядовых учреждений Полинезии и ныне принятый в этнографии и социологии для обозначения системы специфических религиозных запрещений — системы, черты которой под различными названиями найдены у всех народов… Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
      17. табу — ТАБ’У, нескл., ср. (полинезийское). У первобытных народов — запрет, налагаемый на какое-нибудь действие, слово, предмет. Толковый словарь Ушакова
      18. табу — Заветное (священное), запретное (намек на табу в Океании — относительно лиц, обрядов, вещей) Ср. Скоромное постнику табу. Ср. Если и было оскорбление, то во всяком случае взаимное… Но у нас на первом плане стоит всегда не лицо, не факт, а фирма и ярлык. Фразеологический словарь Михельсона
      19. ТАБУ — ТАБУ (от полинезийск. — запрет) — англ. taboo; нем. Tabu. Запрет. Социологический словарь
      20. табу — ТАБУ неизм.; ср. У первобытных народов: запрет, налагаемый на какое-л. действие, слово, предмет, нарушение которого, по суеверным представлениям, карается сверхъестественными силами. Обычай т. // О чём-л. Толковый словарь Кузнецова
      21. табу — табу нескл. ср. 1. Любой строгий запрет на что-либо (в том числе и на употребление каких-либо слов или выражений). 2. устар. Религиозный запрет, налагаемый на какое-либо действие, слово и т.п., нарушение которого — по суеверным представлениям — каралось сверхъестественными силами. Толковый словарь Ефремовой
      22. табу — (полинезийское слово) словесное. Слово, употребление которого запрещено или ограничено под влиянием внелингвистических факторов (суеверия, предрассудков, стремления избежать грубых выражений и т. п.). Хозяин, мохнач, Потапыч (вместо медведь в языке промысловых охотников). Словарь лингвистических терминов Розенталя
      23. табу — ТАБУ нескл., ср. tabou <�полинезийское. У первобытных народов — запрет, налагаемый на какое-л. действие, слово, предмет, нарушение которого по суеверным представлениям карается сверхъестественными силами. БАС-1. Вознамерясь ехать на берег .. Словарь галлицизмов русского языка
      24. табу — сущ., кол-во синонимов: 6 вето 5 воспрещение 5 закрытая тема 6 запрет 16 запрещение 17 обсуждению не подлежит 5 Словарь синонимов русского языка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *