Соната

Что такое соната, история сонаты

История мировой музыкальной культуры тесно связана с беспрерывной эволюцией человека. Музыка с древних времён в жизни людей играла важную роль. Она помогала выражать разные эмоции, развивать воображение и воспитывать эстетический вкус, то есть являлась одним из ценнейших средств формирования личности. Это побуждало род человеческий к изобретению новых музыкальных инструментов, а также к созданию и совершенствованию самых разнообразных вокальных и инструментальных жанров. Так, например, в результате усердных изысканий, для претворения творческих замыслов композиторов, более трёх столетий назад зародилась «соната», которая и в нынешнее время считается одной из самых гибких и универсальных музыкальных форм.

Что такое соната?

Соната. Данным итальянским словом, произошедшем от латинского «sonare» и в переводе означающим «звучать», именуется один из ведущих жанров камерной инструментальной музыки. Соната представляет собой многочастную композицию, состоящую из контрастирующих по темпу и характеру разделов, тем не менее связанных между собой единым художественным замыслом. Произведение может быть написано композитором как для одного, так и нескольких музыкальных инструментов. Доминирующую позицию в данном жанре занимают сочинения для фортепиано, хотя весьма немало «сонат» создано и для других инструментов, например скрипки, виолончели, флейты, гобоя, кларнета, валторны. При этом необходимо отметить, что все они исполняются в сопровождении фортепиано.

Чаще всего сонаты представляют собой трёх или четырёхчастные циклические произведения, однако композиторы также писали одно, двух и пятичастные композиции, а образцом тому могут служить сочинения Скарлатти, Листа, Скрябина, Прокофьева и Брамса.

Какова же классическая схема построения сонатного цикла?

Как правило, динамичная первая часть произведения, пишется в форме «сонатного аллегро», которая являясь одной из самых развитых форм инструментальной музыки, включает в себя такие разделы, как экспозиция, разработка и реприза. Впрочем, бывают исключения и иногда композиторы сонатную форму заменяют на вариационную.

Вторая, медленная часть композиции обычно отображает какой — либо природный пейзаж или возвышенные человеческие чувства. Её форма может быть сложной трёхчастной или сонатной, но сокращённой, то есть без разработочного раздела.

Если «соната» имеет четыре части, то далее следует грациозный менуэт или оживлённое скерцо, написанные в сложной трёхчастной форме.

Заключительная часть произведения – это жизнеутверждающий, оптимистичный, а иной раз драматический финал, который обычно заключён в форму рондо, рондо-сонаты, а иногда вариаций.

Необходимо отметить, что композиторы, в зависимости от художественного замысла произведения, довольно часто делали вариантные перестановки частей, не соответствующие классической модели «сонаты». Примером тому является «Лунная» соната великого Бетховена, а также вторая соната Шопена, включающая знаменитый «Траурный марш».

Популярные сонаты

Людвиг ван Бетховен. Соната для фортепиано No14 до-диез минор, «Лунная». Произведение было написано в 18001 году и посвящено юной возлюбленной Бетховена графине Джульетте Гвиччарди. Такое поэтическое наименование соната получила после кончины композитора. Так её назвал немецкий литератор Людвиг Рельштаб в своей статье, посвящённой творчеству гениального маэстро.

Людвиг ван Бетховен. Соната для фортепиано No14 до-диез минор, «Лунная» (слушать)

Людвиг ван Бетховен. Соната для фортепиано № 8 до минор, «Патетическая». В композиции, созданной великим музыкальным гением в 1799 году, отображены два совершенно противоположных мира. Это грёзы и мечтания лирического героя, а также злая, реальная действительность, которая бесцеремонно вторгается в воображаемый мир героя и окрашивает его в сумрачные тона.

Людвиг ван Бетховен. Соната для фортепиано № 8 до минор, «Патетическая» (слушать)

Фредерик Шопен. Соната для фортепиано №2, си-бемоль минор. Эту композицию называют самым мрачным произведением в жанре сонаты. Она начинается угрюмыми аккордами, а далее, в третьей части, звучит музыка, впоследствии ставшая самым знаменитым «похоронным маршем».

Фредерик Шопен. Соната для фортепиано №2, си-бемоль минор. (слушать)

Вольфганг Амадей Моцарт. Соната для фортепиано №11, Ля мажор. Особую популярность произведение получило из-за финальной части, которую в народе называют «Турецким маршем». Оно было создано великим композитором в 1783 году. Моцарт любил исполнять эту композицию на концертах, так как она всегда вызывала бурный восторг у публики.

Вольфганг Амадей Моцарт. Соната для фортепиано №11, Ля мажор. (слушать)

Йозеф Гайдн. Соната для фортепиано Соль мажор. Этот прекрасный образец юношеского творческого периода композитора, был написан Гайдном в 1754 году. Он пленяет своей эмоциональностью и жизнерадостностью, а отличительной особенностью данной композиции является то, что все её части написаны в одной тональности.

Йозеф Гайдн. Соната для фортепиано Соль мажор. (слушать)

История сонаты

Соната. Впервые этот термин начал применяться ещё во времена далёкого Средневековья, которое в истории мировой музыкальной культуры величают «эпохой вокальной музыки». Уже было создано множество самых разнообразных инструментов, однако главным их предназначением было сопровождение пению, танцам, торжественным приёмам и театральным представлениям, а словом «соната» в ту пору именовали вокальные композиции, исполняемые под аккомпанемент того или иного инструмента. Затем в процессе развития музыкального искусства, когда поэтапно стали формироваться различные инструментальные жанры, данный термин стали употреблять в ином значении. Например, в XVI веке на заглавном листе популярных тогда небольших музыкально-поэтических произведений, как правило, лирического содержания, именуемых мадригалами, делалась подписка «da cantare e sonare», то есть для пения и игры, а вскоре все музыкальные композиции стали разграничивать двумя терминами: «кантата» — это вокальное и «соната» — инструментальное произведение.

В следующем XVII столетии «сонаты» стали вполне самодостаточными сочинениями, сформировавшимися, как самостоятельный жанр. Изначально это были пьесы только полифонического склада, которому затем на смену пришёл гомофонно-гармонический способ изложения музыкального материала. Количество частей в данных произведениях варьировалось от одной до пяти, а музыкальная форма, применяемая авторами, в нынешнее время получила наименование «старинная сонатная».

Необходимо подчеркнуть, что «сонаты» эпохи барокко отличались большим разнообразием. В их числе были клавирные произведения, а также пьесы для солирующих инструментов, например, флейты, скрипки, виолончели. Причём эти композиции исполнялись как с аккомпанементом, так и без него. Следующим видом сочинений данного жанра, заслуживающим особого внимания, были пьесы для трёх инструментов — «трио-сонаты», которые поначалу разделялись на церковные (sonata da chiesa) и светские (sonata da camera). Церковные «трио-сонаты» исполнялись во время богослужения и обычно представляли собой четырёхчастные полифонические циклы с продолжительными разделами, следующими в определённом контрастном темповом порядке. Светские или камерные «трио-сонаты», весьма напоминающие сюиты, были предназначены для домашнего музицирования. Они включали в себя, располагающиеся в свободной последовательности небольшие танцевальные номера. Важно также отметить, что помимо перечисленных видов, в эпоху барокко «сонатами» называли произведения для различных ансамблевых составов, а иной раз увертюры к операм, вступления к кантатно-ораториальным произведениям и начальные разделы крупных инструментальных сочинений сюитного строения. Упомянутые выше произведения есть в творческом наследии Иоганна Себастьяна Баха, Антонио Вивальди, Георга Фридриха Генделя, Алессандро и Бенедетто Марчелло, Джованни Легренци, Доменико Скарлатти, Джузеппе Тартини, Жан-Мари Леклер, Жан-Фери Ребель, Арканджело Корелли, Георга Телемана.

Во второй половине XVIII века, то есть в период венского классицизма, слово «соната» воспринимается, как один из самых богатейших и в то же время сложнейших жанров камерной музыки, который по праву начинает занимать ведущее положение. С появлением молоточкового фортепиано особый расцвет получили клавирные «сонаты», но от них не отставали произведения и для других солирующих инструментов. А вот в названии ансамблевых пьес с двумя или более инструменталистами данный термин появлялся уже не часто, то есть фортепианное трио, например, со скрипкой и виолончелью, «сонатой» именовался значительно реже.

Нельзя оставить без внимания, что особый вклад в развитие жанра «сонаты» внесли Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Муцио Клементи. В своих композициях они тщательно оттачивали форму «сонатного allegro», а само произведение всё чаще создавали в виде трёхчастного, реже четырёхчастного цикла с быстрыми крайними разделами.

   

Важнейшее место в сонатном цикле того времени занимала подвижная первая часть, которая практически всегда композиторами сочинялась в форме «сонатного аллегро». В следующем разделе произведения, который своим лирическо-созерцательным характером и соответственно более спокойным темпом контрастен первой части, авторы были более свободны в выборе структуры и довольно часто в качестве второй части вводили менуэт. Заключительный раздел «сонаты», самый быстрый и активный в цикле, сочинялся в форме рондо, рондо-сонаты и иногда вариаций.

Высочайшего пика в своём развитии «соната» достигла в творчестве великого Людвига ван Бетховена, которого и сегодня считают законодателем в данной сфере. Он создал тридцать две сонаты для фортепиано, десять для скрипки и пять для виолончели, значение которых переоценить невозможно. Им присущи особая глубина содержания, широкий круг образов, яркая конфликтность, симфоническая масштабность и размах. Музыкальный язык в сонатах композитора, которые всё чаще представляют собой четырёхчастный цикл, становится более сложным. Нередко вся драматическая нагрузка с первой части переносится в финал, а вводящиеся связки между разделами, объединяют произведение в единое целое.

В наступившую затем эпоху романтизма, несмотря на то, что набирали популярность такие малые формы инструментальной музыки, как ноктюрн, песня без слов, прелюдия и этюд, жанр «сонаты» продолжал своё интенсивное развитие. Композиторы, осознанно стремившиеся продолжать классические традиции, всё же переосмысливали и обогащали жанр, насыщая его новыми образами, характерными для романтической поэмности. В произведениях, пропитанных созерцательной лирикой, ярко проявилось мелодическое начало, в основу которого легли народно-песенные элементы. Появились новые приёмы выразительности, подчёркивающие особую красоту мелодического и гармонического языка, а для достижения большего единства в сонатных циклах, нередко имеющих программное содержание, которое отображалось в названии сочинений, стал прямо применяться принцип монотематизма.

Именно в романтический период были созданы самые знаменитые «сонаты», а авторство этих превосходных шедевров принадлежит Францу Шуберту, Феликсу Мендельсону, Фредерику Шопену, Роберту Шуману, Ференцу Листу, Иоганнесу Брамсу, Эдварду Григу, Сезару Франку.

В двадцатом веке «соната» продолжала оставаться актуальным жанром, к которому обращались практически все известные композиторы, сочиняющие академическую музыку. При этом, предлагая своё прочтение и трактуя данный музыкальный жанр в духе нового времени, они давали «сонате» совершенно иной облик. Из зарубежных композиторов, насытивших жанр новыми образами и своеобразными средствами выразительности, необходимо особо отметить Габриеля Форе, Поля Дюка, Мориса Равеля, Клода Дебюсси, Макса Регера, Венсан д Энди, Кароля Шимановского, Камиля Сен-Санса, Бела Бартока, Кшиштофа Пендерецкого.

Нельзя оставить без внимания вклад в развитие жанра «сонаты» русских и советских композиторов. Замечательными художественными достоинствами отмечаются сочинения Антона Рубинштейна, Сергея Рахманинова, Николая Метнера, Николая Мясковского, Анатолия Александрова, Сергея Прокофьева, Родиона Щедрина, Дмитрия Шостакович, Дмитрия Кабалевского, а Александра Скрябина именуют композитором, который перекинул мост от романтической к современной «сонате».

Интересные факты

  • Некоторые музыковеды — исследователи творчества великого Бетховена, утверждают, что «Лунная соната» предвосхитила творчество композиторов-романтиков, и этот шедевр даже именуют самым первым ноктюрном.
  • Бетховен стал насыщать свои произведения особым драматизмом после того, как понял, что на него надвигается страшный недуг. К моменту сочинения «Патетической сонаты» он практически уже ничего не слышал.
  • Франц Шуберт за свою творческую жизнь написал двадцать три сонаты, однако наивысшую оценку, то есть величайших творческих достижений композитора, получили три последние сонаты. Он написал их практически перед самой свой кончиной в 1828 году.
  • Одним из самых плодовитых композиторов в жанре сонаты считается итальянский композитор эпохи барокко Доменико Скарлатти. В его творческом арсенале пятьсот пятьдесят пять сонат, которые в нынешнее время записаны на 34 CD-дисках.
  • Знаменитый «Похоронный марш» является третьей частью сонаты си-бемоль минор великого Фредерика Шопена. Композитор был первым, кого провожали в последний путь под эту музыку.
  • Свою первую сонату Моцарт сочинил в 1762 году, когда маленькому гению было всего шесть лет. Это было произведение для скрипки. Через два года зальцбургский вундеркинд был автором уже десяти подобных композиций.
  • До недавнего времени считалось, что от авторской рукописи Ля мажорной сонаты Моцарта, которая знаменита своим финалом, то есть «Rondo alla turca», уцелела лишь последняя страница. Однако в 2014 году заведующему архивом Национальной библиотеки города Будапешта в запасниках удалось обнаружить ещё четыре авторские страницы этого произведения. Как драгоценная рукопись оказалась в Венгрии до сих пор остаётся загадкой.

Соната. Этот удивительный музыкальный жанр, возникнув триста лет назад, не ушёл в прошлое, а успешно существует и поныне. Претерпев значительные изменения, сегодня он предстаёт перед слушателями во всём богатстве вариантов, ведь по своему содержанию это не только многосоставная, но и самая сложная музыкальная форма, которую сопоставляя с литературными произведениями можно сравнить не только с повестью, но и с романом.

Соната

Эта статья — о жанре инструментальной музыки. Об остальных значениях слова см. Sonata (значения). Часть оригинального манускрипта фортепианной сонаты си минор S.178 Ференца Листа (1852-53).

Сона́та (итал. sonare — звучать) — жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта. Ряд инструментальных пьес, написанных для многих оркестровых составов, принято называть не сонатой, а большим концертом (итал. concerto grosso). Также словом «соната» может называться собрание пьес в одно целое, потому что некоторые из этих пьес написаны в сонатной форме.

Название «соната» произошло от итальянского глагола «sonare», что переводится как «звучать». Соната состоит из трех частей. Классическая (самая общая) схема сонаты такова: первая часть обычно быстрая, написанная в форме сонатного аллегро, то есть с определенным типом развития музыкального материала и соотношения тем; вторая, наоборот, выдержана в медленном темпе; ей на смену приходит заключительная часть (конец), которой присущ быстрый темп. Однако встречается много исключений из этого правила: например, из десяти сонат Скрябина ни одна не является трехчастной.

От сюиты соната отличается тесной взаимосвязью частей, которые, однако, построены по принципу контраста (конфликтности), как и музыкальный материал сонатного аллегро.

Энциклопедичный YouTube

Соната один из основных жанров сольной или камерно – ансамблевой инструментальной музыки. Классическая соната, как правило, многочастное произведение с быстрыми крайними частями (первая в так называемой сонатной форме) и медленной средней; иногда в цикл включается так же менуэт или скерцо, за исключением старых разновидностей (трио-сонаты). Соната, в отличие от некоторых других камерных жанров ( трио, квартета, квинтета и другие), предполагает не более 2 исполнителей.

Появление термина «соната» восходит ко времени формирования самостоятельных инструментальных жанров. Первоначально сонатой назывались вокальные пьесы с участием инструментов или самостоятельное инструментальное сочинение, которые, однако, были ещѐ тесно связаны с вокальной манерой письма и являлись преимущественно простыми переложениями вокальных пьес. Как обозначение инструментальной пьесы термин «соната» встречается уже в 13 веке. Более широко называется «sonata» или «sonado» начинает применяться лишь в эпоху Позднего Ренессанса (16 век) в Испании, а затем и в Италии. К концу 16 века в Италии утверждается понимание термина «соната», как обозначение самостоятельной инструментальной пьесы. При этом особенно в конце 16 в – начале17 века., термин » соната» применялся к самым разнообразным по форме и функциям инструментальным сочинениям. К началу 17 века (раннее барокко) сформировалось 2 типа сонаты: sonata da chiesa ( церковная соната), sonata da camera(камерная, придворная соната). В раннекласстческий период ( середина 18 в) соната осознатся как самый богатый и сложный жанр камерной музыки.

Тематизм раннеклассической сонаты сохраняет черты имитационно – полифоничекого склада. Нормы классической сонаты окончательно складываются в творчестве И. Гайдна, В.А Моцарта, Л.Бетховена. Типичным для сонаты становится 3-частный цикл с крайним быстрыми частями и медленной серединой. Ведущее место в цикле занимает первая часть. Она почти всегда пишется в сонатной форме – самой развитой из всех классических инструментальных форм.

Высочайшего расцвета жанр сонаты достиг у Бетховена. В творчестве Бетховена обогащается образное содержание, заостряется конфликтное начало. Наряду с отточенностью формы и концентрированностью выражения, свойственными искусству классицизма, в сонатах Бетховена заметны и черты, воспринятые и развитые впоследствии композиторами- романтиками. Бетховен часто пишет сонаты в виде 4-частного цикла. В последних бетховенских сонатах усиливается тенденция к тесной слитности цикла и большой свободе его трактовки. Вводятся связки между частями, осуществляются непрерывные переходы от одной части к другой. Первая часть порой теряет свое ведущее положение в цикле, центром тяжести нередко становится финал.

В творчестве композиторов – романтиков происходит дальнейшее развитие и трансформация классического типа сонаты, насыщение его новой образностью. Характерным становится большая индивидуализация трактовки жанр, истолкование его в духе романтической поэмности. Большой вклад в развитие сонаты внесли Ф. Мендельсон, Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф.Лист, И.Брамс, Э .Григ. В их сонатах выявляются новые возможности жанра в отражении жизненных явлений и конфликтов. Заостряется контрастность образов сонаты – и внутри частей и в их отношении к друг другу.

Сказывается и стремление композиторов к большому тематическому единству цикла, хотя в общем композиторы романтики придерживаются классического трхчастного. В фортепианных сонатах Листа одним из объединяющих факторов становится программность.

Своеобразные черты жанр сонаты обретает в начале 20 века во французской музыке. Из французских авторов сонат особо выделяются Г. Форе, К. Дебюсси –эти композиторы насыщают монату новой в том числе и импрессионистической образностью, оригинальными приѐмами выразительности (использование экзотических элементов , обогащение ладово-гармонических средств).

Так же следует отметить место сонаты в творчестве русских композиторов: заметный вклад в развитие сонаты внесли: Д.Д. Шостакович, популярностью пользуются фортепианные сонаты и сонатины Д.Б. Кабалевского и А. И .Хачатуряна.

В 50-60 годы в области сонатного творчества возникли новые характерные явления. Появляются сонаты не содержащие в цикле ни одной части ни одной части в сонатной форме и лишь притворяющие некоторые принципы сонатности. Таковы сонаты П. Булеза и Дж.Кейджа – авторы этих произведений трактуют сонату в основном как инструментальную пьесу. Аналочигные тенденции отразились в творчестве ряда советских композиторов Б. И. Тищенко, Т. Е. Мансуряна.

LiveInternetLiveInternet

https://zen.yandex.ru/media…?from=feed

Франсуа Бонвен. Дама за спинетом
Подавляющая часть самых-самых популярных классических хитов — это, как правило, надёрганные из крупных сочинений фрагменты. Но культурный человек всё же должен знать, для какого художественного проекта классики писали все эти популярные мелодии.
1. Вольфганг Амадей Моцарт. Соната № 11 ля мажор
Эту сонату нельзя не знать, потому что её финал (3 часть) — самый популярный из всех моцартовских хитов: тот самый Турецкий марш.
Вообще вся соната — это такая нарядная и хитроумно устроенная музыкальная безделушка, забавная коллекция трёх национальных стилей. В первой части (она тоже очень известна) причудливо варьируется мелодия итальянской песенки, во второй — французский менуэт, а в третьей — изображение бравого турецкого марша с имитацией янычарских инструментов: большого барабана, медных тарелок и флейты.
Моцарт имел большой успех у публики, когда играл её на своих академиях (авторских концертах по подписке).
Даниэль Баренбойм не только знаменитый дирижёр, но и блестящий пианист.

2. Людвиг ван Бетховен. Соната №14, до-диез минор («Лунная»)
Нет такого человека, который не узнал бы первую часть этой сонаты с трёх первых звуков. Её постигла печальная судьба самого заигранного сочинения музыкальной классики. Ещё при жизни Бетховена она была так популярна, что вызывала раздражение автора.
Естественно, что со временем соната обросла всяческими легендами и мифами. Кстати, название тоже прицепилось случайно, Бетховен к нему отношения не имеет.
Снова Баренбойм. Бурная третья часть (с отметки 9.14) расставляет в этой истории все точки над «i».

3. Людвиг ван Бетховен. Соната №17, ре минор
Некоторые темы Бетховена обладают каким-то загадочным очарованием. Например, популярная мелодия третьей части Семнадцатой сонаты.
Эту сонату называют «Буря», но это название, как и «Лунная», тоже не имеет к воле автора никакого отношения. Просто якобы когда-то кому-то Бетховен намекнул, что эта соната навеяна ему шекспировской «Бурей». Так что не стоит считать, что финал этой сонаты есть именно картина какого-то природного катаклизма или штрома, как многие и полагают. Это было бы совсем уж примитивно.
У великого Григория Соколова в этой части точно никакой бури нет.

4. Фридерик Шопен. Соната №2, си-бемоль минор
Нет более мрачной сонаты в классической музыке. Она мрачно начинается, мрачно продолжается, и заканчивается смертью с последующим полным забвением. Если что светлое и мелькнёт в этом мраке, то только чтобы попрощаться с миром навеки.
Именно в этой сонате звучит знаменитый «похоронный марш Шопена» — это её третья часть (всего в сонате 4 части). Интересно, что у человека должно быть на душе, чтобы написать такую музыку в 27 лет?
Первый, кого похоронили под музыку этого марша, был сам Шопен. А дальше марш вообще отделился от сонаты и превратился в совершенно утилитарную вещь — ритуальную музыку для духового оркестра. Примерно такая же судьба постигла Свадебный марш Мендельсона из музыки к шекспировскому «Сну в летнюю ночь». Но, учитывая контекст использования, Мендельсону повезло чуточку больше)
Владимир Горовиц играет этот марш совсем уж инфернально.

культшпаргалка Серия сообщений «музыка»:
Часть 1 — Наргиз Закирова
Часть 2 — Четыре популярные фортепианные сонаты, которые нельзя не знать
Часть 3 — Диана Арбенина сделала «криминальное заявление»
Часть 4 — Натура для «Травиаты»
Часть 5 — 8 классических вальсов, которые должен знать каждый
Часть 6 — Отечественные романсы, которые должен знать каждый
Часть 7 — Что пела Дива Павалагуна в «Пятом элементе»

Темпы в музыке: медленные, умеренные и быстрые

Классическое определение гласит, что темп в музыке – это скорость движения. Но что под этим подразумевается? Дело в том, что в музыке есть своя единица измерения времени. Это не секунды, как в физике, и не часы-минуты, к которым мы привыкли в жизни.

Музыкальное время больше всего напоминает биение человеческого сердца, мерные удары пульса. Эти удары и отмеряют время. И как раз от того, какие они – быстрые или медленные, зависит темп, то есть общая скорость движения.

Когда мы слушаем музыку, мы не слышим этой пульсации, если, конечно, она специально не показывается ударными инструментами. Но каждый музыкант скрыто, внутри себя обязательно ощущает эти удары пульса, именно они помогают играть или петь ритмично, не отклоняясь при этом от основного темпа.

Вот вам пример. Все знают мелодию новогодней песни «В лесу родилась елочка». В этой мелодии движение музыкального ритма идет, в основном, восьмыми длительностями нот (иногда встречаются и другие). Одновременно бьется пульс, просто так его не слышно, но мы его специально озвучим с помощью ударного инструмента. Послушайте данный пример, и вы начнете ощущать биение пульса в этой песне:

https://muz-teoretik.ru/wp-content/uploads/2016/01/v-lesu-rod.mp3

Какие бывают темпы в музыке?

Все темпы, какие только есть в музыке, можно поделить на три основные группы: медленные, умеренные (то есть средние) и быстрые. В нотной записи темп принято обозначать специальными терминами, большая часть из которых являются словами итальянского происхождения.

Так к медленным темпам относятся Largo и Lento, а так же Adagio и Grave.

К темпам умеренным причисляют Andante и производное от него Andantino, кроме того — Moderato, Sostenuto и Allegretto.

Наконец, перечислим быстрые темпы, это: веселое Allegro, «живые» Vivo и Vivace, а также быстрое Presto и наибыстрейшее Prestissimo.

Как установить точный темп?

Можно ли измерить музыкальный темп в секундах? Оказывается, можно. Для этого используется специальный прибор – метроном. Изобретателем механического метронома является немецкий физик-механик и музыкант Иоганн Мельцель. Ныне музыканты в своих повседневных репетициях пользуются как механическими метрономами, так и электронными аналогами – в виде отдельного прибора или приложения на телефоне.

Каков принцип действия метронома? Этот прибор после специальных настроек (передвинуть грузик по шкале) отбивает удары пульса с определенной скоростью (например, 80 ударов в минуту или 120 ударов в минуту и т.п.).

Щелчки метронома напоминают громкое тиканье часов. Та или иная частота биения этих ударов соответствует одному из музыкальных темпов. Например, для быстрого темпа Allegro частота будет примерно 120-132 удара в минуту, а для медленного темпа Adagio – около 60 ударов в минуту.

В зависимости от музыкального размера можно также настроить метроном так, чтобы он отмечал особыми знаками (звоночком, например) сильные доли.

Каждый композитор определяет темп своего сочинения по-разному: одни указывают его лишь приблизительно, одним термином, другие – устанавливают точные значения по метроному.

Во втором случае это обычно выглядит так: там, где должно быть темповое указание (или рядом с ним), стоит четвертная нота (удар пульса), далее знак равенства и число ударов в минуту по метроному Мельцеля. Пример можно посмотреть на картинке.

Таблица темпов, их обозначений и значений

В следующей таблице будут обобщены данные об основных медленных, умеренных и быстрых темпах: итальянское написание, произношение и перевод на русский язык, примерное (около 60, около 120 и т.п.) количество ударов в минуту по метроному.

Темп Транскрипция Перевод Метроном
Медленные темпы
Largo лярго широко ок. 45
Lento ленто протяжно ок. 52
Adagio адажио медленно ок. 60
Grave граве важно ок. 40
Умеренные темпы
Andante анданте не спеша ок. 65
Andantino андантино неторопливо ок. 70
Sostenuto состэнуто сдержанно ок. 75
Moderato модерато умеренно ок. 80
Allegretto аллегретто подвижно ок. 100
Быстрые темпы
Allegro аллегро скоро ок. 132
Vivo виво живо ок. 140
Vivace виваче живо ок. 160
Presto престо быстро ок. 180
Prestissimo престиссимо очень быстро ок. 208

Замедление и ускорение темпа произведения

Как правило, темп, взятый вначале произведения, сохраняется до его конца. Но нередко в музыке встречаются такие моменты, когда требуется замедление или, наоборот, ускорение движения. Для обозначения таких «оттенков» движения также существуют специальные термины: accelerando, stringendo, stretto и animando (это все для ускорения), а также ritenuto, ritardando, rallentando и allargando (эти — для замедления).

Чаще употребляются оттенки для замедления в конце произведения, особенно в старинной музыке. Постепенное или внезапное ускорение темпа больше характерно для романтической музыки.

Уточнение музыкальных темпов

Нередко в нотах рядом с основным обозначением темпа стоит одно или несколько дополнительных слов, которые уточняют характер нужного движения или характер музыкального произведения в целом.

Например, Allegro molto: аллегро – это просто быстро, а аллегро мольто – это очень быстро. Еще примеры: Allegro ma non troppo (быстро, но не слишком) или Allegro con brio (Быстро, с огнем).

Значение таких дополнительных обозначений всегда можно узнать с помощью специальных словарей иностранных музыкальных терминов. Однако наиболее часто употребляемые термины вы можете посмотреть в специальной шпаргалке, которую мы для вас приготовили. Ее можно распечатать и всегда иметь при себе.

ШПАРГАЛКА ТЕМПОВ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ – СКАЧАТЬ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *