Сонары, что это такое?

Vitall1970 ›
Блог ›
Сонары. Для чего они?

В моей комплектации Тойота Королла Аксио имеет два боковых сонара, расположенных по бокам переднего бампера. Вот здесь:

Полный размер

сонар

В начале эксплуатации авто у меня всегда возникал вопрос: почему не издается никаких звуков при приближении к препятствию? Если нет звукового предупреждения, то для чего нужна данная опция? Как ее включить?
На дроме нашел вот такую тему:
forums.drom.ru/toyota-cor…er-carib/t1151375280.html

Но ясности она не внесла. В результате пришлось переводить соответствующие страницы мануала:

Полный размер

стр.94

Полный размер

стр.95

После перевода и преобразования результатов в разумный русский язык я пришел в выводу, что сонары в данной комплектации выполняют роль помощника при использовании парк-ассиста. Это их единственная функция. По прямому назначению, а именно информирование о приближающем препятствии их использовать невозможно.
Может быть данная информация будет кому-нибудь полезна.
Всем удачи, не забудьте выполнить свой гражданский долг!

СОНАР , 1) гидролокация. 2) Гидролокатор. Термин «сонар» встречается в переводной научно-технической литературе.
Гидролока́тор, или сона́р, (англ. sonar, аббревиатура от SOund Navigation And Ranging) — средство звукового обнаружения подводных объектов с помощью акустического излучения. В Великобритании до 1948 г. использовалось название «асдик» (англ. ASDIC, аббревиатура от Allied Submarine Detection Investigation Committee).
По принципу действия гидролокаторы бывают:
Пассивные — позволяющие определять место положения подводного объекта по звуковым сигналам, излучаемым самим объектом (шумопеленгование) .
Активные — использующие отражённый или рассеянный подводным объектом сигнал, излучённый в его сторону гидролокатором.
Активный гидролокатор «Асдик» в его первоначальной примитивной форме был изобретён в конце первой мировой войны. Основной принцип его действия остался неизменным до настоящего времени. Однако за прошедшие годы эффективность гидролокатора значительно возросла, расширились масштабы его использования, а также увеличилось число классов кораблей, с которых он мог применяться для проведения поиска и атак подводных лодок противника.
Основу составляет приёмопередатчик, который посылает звуковые импульсы в требуемом направлении, а также принимает отражённые импульсы, если посылка, встретив на своём пути какой-либо объект, отразится от него. Эти посылки и отражённые сигналы после преобразования звучат очень похоже на то, как произносится слово «пинг» . Поэтому его стали называть «пингсетом» (англ. ping set), работу на нём назвали «пингинг» (англ. pinging), а офицера-специалиста по противолодочной борьбе — «пингер» (англ. pinger).
Вращая приёмопередатчик подобно прожектору, можно определить по компасу направление, в котором послан «пинг» , а следовательно, и направление объекта, от которого «пинг» отражён. Заметив промежуток времени между посылкой импульса и приёмом отражённого сигнала, можно определить расстояние до обнаруженного объекта.

Как работает сонар (эхолот). Наличие сонара (AKA «Fish-Finder») на вашей лодке не гарантирует, что вы действительно найдете рыбу!

Как и все остальное, сонар — это инструмент и чем больше у вас опыта работы с сонаром, тем лучше вы будете использовать его для поиска и ловли рыбы.

В этой статье я буду использовать снимки сонара этого сезона и сезона 2018 года.

Чтобы поделиться тем, что я знаю об эффективном использовании сонара.

Этот пост будет полезен для вас, если у вас есть сонар, но я не уверен на 100%.

Установка преобразователя.

Я воочию понял важность правильной установки сонара, когда был подростком.

Тогда я попытался установить сонар Raymarine на мой скиф и мне удалось сделать.

Тем не менее, я поместил датчик в неправильном месте на транце.

Это привело к появлению большого количества «шума» и показаний кавитации на моем гидролокаторе всякий раз, когда я совершал круиз с высокой скоростью.

Мне было жалко отдавить 100 долларов, морскому механику, который установил сотни и сотни гидролокаторов на всевозможных корпусах.

Размещение преобразователя в оптимальном месте на транце невероятно важно, если вы хотите четкие показания.

Существуют альтернативные способы установки датчика, такие как прохождение через корпус.

Однако большинство людей будут устанавливать датчик на транце.

Вот как выглядят мой транец и преобразователь.

Существуют альтернативные способы установки преобразователя, такие как прохождение через корпус.

однако большинство людей будут устанавливать преобразователь, как им будет удобно.

А я получаю четкие показания, на скорости до 27 миль в час.

Регулировка чувствительности и вида.

В настоящее время я использую Humminbird 798c SI, который был снят с производства.

Однако Humminbird 698ci — то же самое, только немного меньше.

Чувствительность.

Первое, что я делаю со своим гидролокатором при поездке на рыбалку, ставлю чувствительность установлена ​​на 9.

Чувствительность 9 позволяет мне путешествовать на высокой скорости и при этом получать хорошие оценки.

Чем выше настройка чувствительности, тем больше деталей будет записывать ваш сонар.

Это может быть полезно, если вы хотите отметить очень мелкую приманку, пятна морских водорослей и т. д.

Однако количество деталей может загромождать экран гидролокатора, особенно во время крейсерской поездки.

Качество картинки.

Мне также нравится настраивать вид.

Если я нахожусь в 50 метрах воды, я регулирую, чтобы сонар показывал максимум 55 метров.

Или, если я нахожусь в 200 метрах воды и все рыбы плавают между 0 и 40 метрами, я установлю максимальную глубину в 45 метров.

Если вы ловите рыбу на дне, вы можете сосредоточиться только на дне.

Еда на вынос — выберите настройку чувствительности, которая дает вам четкие и легко видимые отметки.

Выберите вид, который дает вам наиболее подробный обзор под вашей лодкой.

Маркировка рыбы при плавании.

Если ваш датчик установлен правильно, а ваши чувствительность и обзор настроены хорошо, вы можете легко пометить рыбу, путешествуя с высокой скоростью.

Стая рыб будет отображаться в виде вертикальной отметки, при крейсерской поездке, с высокой скоростью.

Как показано ниже на датчике на транце.

Вот как выглядят мой транец и преобразователь.

Это можно довольно легко пропустить, если вы не обращаете внимания на экран сонара.

Может показаться незначительным, но эта маленькая отметка с высокой скоростью может на самом деле быть очень крупной рыбой.

Любой след, при крейсерской, скорости стоит исследовать.

Если вы думаете об этом, даже небольшая отметка может быть подсказкой, что присутствует большая стая рыб.

Если луч эхолота смотрит только на мелкую рыбу, вы можете записать только очень маленькую отметку на экране вашего сонара.

Тем не менее, эти маленькие отметки являются лишь крошечной частью гораздо более крупной школы рыб.

Вот почему я обычно останавливаюсь, чтобы исследовать даже самые маленькие отметки.

Я верю, что мой луч гидролокатора, возможно, взглянул на край большой школы.

Интерпретация маркировки сонара.

На большинстве эхолотов полосатый окунь, тунец и другие крупные рыбы и животные будут красного или оранжевого цвета.

Приманка и водоросль окрашиваются в более сине-зеленый цвет.

В основном, чем крупнее и плотнее объект, тем более красным он будет выглядеть в цвете.

В приведенном ниже снимке сонара я указал на окуня и то, что я думаю, это своего рода приманка, которой питаются окуни.

Красные стрелки указывают на часть окуня, а желтые стрелки указывают на некоторых приманок:

На следующем снимке сонара вы можете видеть, как окунь крепко прижимается к дну в канале, прямо в впадинах, когда песчаные угри проходят над течением.

И на этом снимке желтая стрелка указывает на сорняки, растущие на дне.

Красная стрелка указывает на небольшую группу окуней, держащуюся близко ко дну.

Понимание кавитации.

Я думаю о кавитации как о маленьких пузырьках, которые разрушают показания сонара.

Кавитация может быть вызвана вашим двигателем, двигателями близлежащих лодок.

Я чувствую, что важно знать о кавитации, потому что ее легко спутать с рыбой.

Последнее, что вы хотите сделать, это потратить час на рыбалку на то, что вы считаете рыбой, а на самом деле это просто куча пузырьков!

На фотографии ниже синяя стрелка указывает на кавитацию, вызванную струей воды по выступу.

Опять же, это не рыба-приманка, а кавитация, вызванная движущейся водой.

Единственный способ узнать, рыбу или кавитацию, — это понять ситуацию, в которой вы находитесь.

Вода проходит через много движущейся воды — это кавитация.

Маркировки остаются в одном и том же точном месте и никогда не меняют положение.

Или, если вы запускаете двигатель, резко меняете скорость, поворачиваете лодку в ту или иную сторону.

Все эти действия могут вызвать кавитацию.

Вес лодки, которая может привести к тому, что двигатель поднимется и опустится, также может вызвать кавитацию.

Ещё советы по выбору сонара вы можете прочитать в нашей предыдущей статье .

Все о радаре и сонаре

Иногда, когда соблюдены определенные условия, Вы можете услышать собственное эхо. Если Вы крикните «Привет!», звук может отразиться от большого объекта, и Вы услышите собственный голос. Это и называется эхо. Радар и сонар – это электронные устройства, которые используют принцип эхо для обнаружения и локализации объекта.

Оба устройства — и радар, и сонар — определяют объект по эхо-сигналу, который отразился от объекта. Радар использует радиоволны, которые являются типом электромагнитной энергии. Сонар использует принцип эхо, посылая звуковые волны под воду или сквозь человеческое тело. Звуковые волны — это тип акустической энергии. Из-за различия типов энергии, используемых в радаре и сонаре, каждый из них имеет своё собственное применение.

Что такое радар?

Слово «Радар» («Radar») было образовано от английского словосочетания «radio detection and ranging»(«радиообнаружение и дальность»). Радиоволны представляют собой тип электромагнитного излучения (микроволновые печи, рентгеновские лучи и световые волны другого типа). Это основа данной технологии. Дальность означает измерение расстояния до цели от РЛС (устройство, которое отправляет радиосигнал и принимает обратно его отражение).

Радар использует радиоволны. Похожая система называется «оптический радар» или «лидар» («lidar» — от англ. «light detection and ranging» — «световое обнаружение и дальность»), которая основывается на том же принципе, что и радар, но использует световые волны.

Как радар работает

РЛС (также называемые радиолокационными станциями) бывают разных размеров, в зависимости от тех целей, где их используют. Но все они состоят из четырех основных частей: передатчика, антенны, приемника и дисплея. Передатчик испускает радиоволны. Когда радиоволна доходит до объекта, например самолета, она отражается обратно к станции. Антенна обнаруживает отраженный сигнал и отправляет на приемник, который его увеличивает и усиливает. Затем, сигнал отправляется на дисплей как изображение.

Выглядит изображение, обычно, как схематичная карта типа «вид сверху». На дисплее отображаются яркие пятна, назовем их всплески. Всплески показывают участки суши, а также различные объекты — такие как самолеты, корабли и т.д. Оператор может выбрать эти объекты, так как они находятся в движении, тогда как земля неподвижна.

Основной тип радара — импульсный радар. Он отправляет радиоволны короткими очередями или импульсами. Расстояние до цели определяется временем, за которое сигнал доходит до цели и возвращается обратно. Скорость радиосигнала сравнима со скоростью света и составляет 300 000 км/с. Соответственно, если сигнал возвращается за 1/1000 секунды, проходит расстояние в 300 км, то цель должна быть на половине пройденного расстояния, т.е. в 150 км удаленности.

Импульсная передача позволяет определить расстояние более точно. Почему это так? Представьте себе, как Вы кричите, чтобы услышать эхо. Если Вы кричите продолжительное время, то первые слова вернутся прежде, чем Вы закончите, и Вы не сможете услышать все предложение. Но если Вы крикните что-то короткое, то без проблем распознаете свое эхо.

Расположение цели по отношению к РЛС определяется немного иначе. Радарная антенна отправляет импульсы узким лучом, примерно как светит фонарь. Антенна и, соответственно, луч вращается медленно и проходит через все возможные препятствия в поисках целей. Сигнал отражается от корабля или какой-либо другой цели, только если луч задел её. Возвращенный сигнал усиливается приемником и отображается на мониторе, где показывается расстояние и направление до цели.

Применение радара

Радар применяется как в военных, так и в гражданских целях. Наиболее распространенное применение в гражданских целях — это помощь в навигации для морских и воздушных судов. РЛС, установленные на судах или в аэропорту, собирают информацию о других объектах, чтобы предотвратить возможные столкновения. На море собирается информация о буях, скалах и т.д. В воздухе РЛС помогают заходить на посадку воздушным судам, в условиях плохой видимости или неисправности.

Также радары используются в метеорологии, при прогнозировании погодных условий. Синоптики, как правило, используют их в сочетании с лидаром (оптическим радаром) для изучения штормов, ураганов и других погодных катаклизмов. Доплеровский радар основывается на принципе эффекта Доплера – т. е. изменение частоты и длины волны для наблюдателя (приемника) из-за движения источника излучения или наблюдателя (приемника). Анализируя изменения частоты отраженных радиоволн, доплеровский радар может отслеживать движение штормов и развитие торнадо.

Ученые используют радары, чтобы отслеживать миграцию птиц и насекомых, определять расстояние до планет. Потому как он может показать в каком направлении и как быстро движется объект, радар используется полицией для определения нарушений скоростного режима. Подобные технологии используются в спорте, например в теннисе, чтобы определить скорость подачи. Радар используют спецслужбы, чтобы сканировать объекты. В военных целях радары, в большей степени, применяют в качестве поиска целей и управления огнем.

История радара

История радарной технологии началась с экспериментов с использованием радиоволн немецким физиком Генрихом Герцом в 1887 году. Он обнаружил, что волны могут проходить через одни объекты, но отражаться другими. В 1900 году Никола Тесла заметил, что крупные объекты могут отражать достаточно сильные сигналы. Он понял, что волны были отраженными радиосигналами, и предсказал, что они могут быть использованы для поиска положения и направления судов в открытом море.

Впервые импульсный радар был представлен в США в 1925 году. В 1935 году радар был запатентован в британском патентном бюро как результат исследований во главе с шотландским физиком Робертом Александром Уотсон-Уоттом. Этот запатентованный радар был применен в радарных системах, которые оказались эффективны против немецкой авиации во время воздушных налетов на Великобританию, в период Второй мировой войны.(1939-1945 г.г.) Термин «радар» был впервые использован учеными ВВС США во время этой войны.

Прогресс в сфере радарных технологий продолжается до сих пор, усилия направлены на улучшение качества изображения, точности размера и снижения стоимости.

Что такое сонар?

Слово «сонар» происходит от англ. «sound navigation and ranging». Сонар может обнаруживать и определять местоположение объектов в толще воды при помощи эхо, аналогично дельфинам и другим морским животным, которые используют принцип эхолокации.

Как сонар работает

Есть два типа сонара: активный и пассивный. Активный отправляет импульсы и затем принимает отраженный сигнал эхо. Пассивный принимает сигнал, без отправки собственного. В активных гидроакустических системах звуковые сигналы намного мощнее, чем обычные звуки. Каждый импульс длится доли секунды.

Некоторые сонары излучают звуки, которые Вы можете услышать. Другие сигналы настолько высоки, что человеческое ухо не в силах их воспринять. Такие сигналы называются ультразвуковыми волнами (за пределами звука). У сонара имеется собственный приемник, который способен принять возвращенный эхо-сигнал. Положение объектов под водой можно определить по разнице между отправкой и приемом звукового сигнала.

Сонар имеет множество применений. Подводные лодки используют сонар для обнаружения других судов. Технологию применяют для измерения глубин (эхолот). Эхолот измеряет время, необходимое для звукового импульса, чтобы достичь дна водоема и вернуться обратно. Рыболовные суда используют эхолот или гидролокатор для поиска стай рыб.

Океанографы используют сонар, чтобы отобразить контуры дна водоема. Звуковые сигналы могут пробивать толщу дна сквозь ил и песок и отрисовать слой породы под ними. Сигнал затем возвращается, давая расстояние до твердой поверхности.

Тот же принцип используется при поиске нефти на суше. Сонар отправляет импульс сквозь землю, импульс отражается с различной частотой от разных слоев почвы, и геологи могут определить какие виды грунта и пород присутствуют в почве. Это помогает определить места бурения, которые, скорее всего, содержат природные ресурсы. Это называется сейсморазведка.

Особый вид сонара используется в медицине и называется УЗИ (ультразвуковое исследование) или эхоскопия. Звуковые волны разной частоты производят различное эхо при отражении от разных органов тела. Врачи научились использовать эти сигналы, чтобы определять заболевания или контролировать развитие ребенка в утробе матери.

Звуковые волны очень высокой частоты используют в медицине и промышленности для чистки поверхностей от мельчайших инородных частиц.

История сонара

Сонар изобрела природа, задолго до того, как об этом задумался человек. Например, летучие мыши летают в темноте. Обходя препятствия и находя добычу при помощи ультразвуковых волн, которые человек услышать не в состоянии.

В 1906 году, американский военно-морской архитектор Льюис Никсон изобрел первый сонар для поиска айсбергов. Во время Второй мировой войны интерес к этой технологии возрос, т.к. возникла необходимость в обнаружении подводных лодок противника. В 1915 году такую первую действующую модель изобрел французский физик Поль Ланжевен. Первые приборы могли только слушать сигналы, но не могли излучать. Но уже к 1918 году Великобритания и Соединенные Штаты произвели образцы, которые могли отправлять сигнал и получать его обратно. Так же, как и с радарными технологиями, технологии сонаров постоянно совершенствуются и по сей день. Например, в 2000-х годах ВМС США ввели в оборот сонары, которые чистили военные мины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *