Россия с кем граничит

С какими государствами граничит Россия?

Наша страна занимает огромную площадь, поэтому неудивительно, что ее граница такая протяженная – 60 932 км. Большая половина этого расстояния приходится на морскую – 38 807 км. Чтобы узнать, с какими государствами граничит Россия, нужно посмотреть на политическую карту Евразии. Список наших соседей насчитывает 18 стран, причем с двумя из них Россия не имеет общих сухопутных границ.

Страны, граничащие с Россией по суше

В этот список входят 6 стран. Рубежи между ними и Россией проходят не только по суше, но и по озерам и рекам.

  • Латвия (столица – город Рига) – небольшое государство западнее России, которое прилегает к Псковской области. Протяженность рубежа между странами составляет – 270,5 км. Примерно половина этой длины приходится на речные границы (127,5 км), и лишь малая часть составляет озерную – 5,8 км.

  • Южнее Латвии расположилась Белоруссия (столица – город Минск). Здесь граница более протяженная – 1 239 км. Белоруссия соседствует с тремя областями – Брянской, Псковской и Смоленской. Примечательно, что с 1995 по 2017 годы между странами не было пограничного контроля, и пересекать границу можно было в любом месте. Россияне могут выезжать в Белоруссию, имея на руках только свой внутренний паспорт.

  • С юго-запада к России прилегает Грузия (столица – город Тбилиси). Здесь общая граница длиной в 572,5 км проходит по 6 республикам нашей страны – Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской, Северной Осетии, Ингушетии, Чеченской, Дагестану. Эти границы даны без учета таких республик, как Южная Осетия и Абхазия, которые Грузия по-прежнему считает частью своей территории.

  • Южная Осетия (столица – город Цхинвал) – это республика в Закавказье, независимость которой признана определенным кругом стран. Ее граница с Россией (республика Северная Осетия) протяженностью всего 70 км.

  • С Китаем (столица – город Шанхай) у нашей страны одна из самых длинных границ – целых 4 209,3 км, причем основная ее часть (3 489 км) проходит по рекам Уссури, Амур и Аргунь. Этот рубеж также прерывается: западнее, в районе Республики Алтай, расположен относительно небольшой участок границы, а восточнее КНР граничит с Забайкальским краем, Амурской областью, Еврейской автономной областью, Хабаровским и Приморским краями.

  • С Монголией (столица – город Улан-Батор) у России третья по своей протяженности граница – 3 485 км. Она разделяет Монголию и 4 субъекта нашей страны – республики Алтай, Тыва, Бурятия и Забайкальский край.

Страны, граничащие с Россией по суше и морю

Это самая обширная категория. Здесь список насчитывает 10 стран.

  • Самая северная граница нашей страны проходит между Норвегией (столица – город Осло) и Мурманской областью. Общая протяженность составляет 195,8 км, из которых на морскую часть приходится 23,3 км. В течение нескольких десятилетий между Россией и Норвегией шли территориальные споры о границе на шельфе, но они были урегулированы в 2010 году.

  • Финляндия (столица – город Хельсинки) граничит с тремя субъектами РФ – Мурманской и Ленинградской областями, а также Республикой Карелия. Длина сухопутной части границы – 1 271,8 км, морской – 54 км.
  • Эстония (столица – город Таллин) граничит всего с двумя областями – Ленинградской и Псковской. По суше длина границы — 324,8 км, по морю примерно в два раза меньше – 142 км. Примечательно, что основную часть сухопутной границы составляют речной (по реке Нарва – 87,5 км) и озерный (Чудское озеро – 147,8 км) рубежи.

  • Между Литвой (столица – город Вильнюс) и Калининградской областью также очень мало собственно сухопутных границ. На их долю приходится всего 29,9 км. В основном, разграничение идет по озерам (30,1 км) и рекам (206 км). Кроме того, между странами есть и морские границы – их протяженность составляет 22,4 км.

  • Польша (столица – город Варшава) также граничит с Калининградской областью. Длина сухопутной границы — 204,1 км (из которых на озерную часть приходится всего 0,8 км), а морской – 32,2 км.
  • Как известно, с Украиной (столица – город Киев) у нашей страны в данный момент непростые отношения. В частности, до сих пор правительством Украины не признаны права России на Крымский полуостров. Но так как этот участок с 2014 года признан субъектом Российской Федерации, границы между этими странами следующие: сухопутные – 2 093,6 км, морские – 567 км.
  • Абхазия (столица – город Сухум) – это еще одна республика, которая отделилась от Грузии. Она граничит с Краснодарским краем и Карачаево-Черкесской Республикой. По суше граница имеет протяженность в 233 км (из них 55,9 км приходится на речную часть), а по морю – 22,4 км.
  • Азербайджан (столица – город Баку) граничит лишь с одной республикой РФ – Дагестан. Именно на этом рубеже расположена самая южная точка нашей страны. Протяженность сухопутной границы здесь составляет 327,6 км (в том числе по рекам – 55,2 км), морской – 22,4 км.
  • Граница между Казахстаном (столица – город Астана) и Россией по своей протяженности занимает лидирующую позицию. Она разделяет Казахстан и целый ряд субъектов нашей страны – 9 областей (от Астраханской до Новосибирской), Алтайский край и Республику Алтай. Длина сухопутной границы составляет 7 512,8 км, морской — 85,8 км.
  • С КНДР (столица – город Пхеньян) у нашей страны самая короткая граница. Она пролегает по реке Туманная (17,3 км) и отделяет КНДР от Приморского края. Морская граница составляет 22,1 км.

Страны, граничащие с Россией по морю

Есть всего 2 страны, которые имеют с Россией только морские границы.

  • Рубеж между Японией (столица – город Токио) и Россией проходит через проливы, которые отделяют о. Сахалин и Курильские острова от о. Хоккайдо, а его длина составляет 194,3 км.
  • Еще одна не очень длинная граница – между нашей страной и США (столица – город Вашингтон). Она пролегает по Берингову проливу и имеет протяженность 49 км.

С какими государствами граничит Россия – это вопрос, который приходится периодически пересматривать. Историческое прошлое нашей страны богато событиями. Границы России менялись в результате распада империй и различных военных конфликтов. Поэтому можно смело предположить, что данный список, скорее всего, будет видоизменен в будущем.

Границы России

Российская граница

Протяженность границ

Протяженность российских рубежей составляет более 60,9 тысячи километров, которые охраняют примерно 183 тысячи пограничников. Более 10 тысяч военнослужащих погранвойск расположены на границе Таджикистана и Афганистана, оперативные группы Федеральной пограничной службы России охраняют границу Киргизии и Китая, Армении, Ирана и Турции.

Современные границы России с бывшими советскими республиками в международно-правовом отношении оформлены не до конца. Например, граница между Российской Федерацией и Республикой Украина до сих пор так и не демаркирована, хотя делимитация сухопутной границы была завершена давно.

Россия граничит с 16-ю государствами

  • Длина границы с Норвегией составляет 219,1 километра,
  • с Финляндией— 1325,8 километра,
  • с Эстонией— 466,8километра,
  • с Латвией — 270,5 километра,
  • с Литвой (граница с Калининградской областью) — 288,4километра,
  • с Польшей (граница с Калининградской областью)— 236,3 километра,
  • с Белоруссией — 1239километров,
  • с Украиной — 2245,8километра,
  • с Грузией — 897,9 километра,
  • с Азербайджаном— 350 километров,
  • с Казахстаном — 7 598,6 километра,
  • с Монголией — 3 485 километров,
  • с Китаем — 4 209,3 километра,
  • с КНДР — 39,4километра,
  • с Японией — 194,3 километра,
  • с США — 49 километров.

Сухопутные границы России

На суше Россия граничит с 14-ю государствами, 8 из которых — бывшие союзные республики.

Длина сухопутной границы России

  • с Норвегией составляет 195,8 километра (из них 152,8 километра — граница, проходящая по рекам и озерам),
  • с Финляндией — 1271,8 километра (180,1 километра),
  • с Польшей (граница с Калининградской областью) — 204,1 километра (0,8 километра),
  • с Монголией — 3 485 километров,
  • с Китаем — 4 209,3 километра,
  • с КНДР — 17 километров по рекам и озерам,
  • с Эстонией — 324,8 километра (235,3 километра),
  • с Латвией — 270,5 километра (133,3 километра),
  • с Литвой (граница с Калининградской областью) — 266 километров (236,1 километра),
  • с Белоруссией— 1239 километров,
  • с Украиной — 1925,8 километра (425,6 километра),
  • с Грузией — 875,9 километра (56,1 километра),
  • с Азербайджаном — 327,6 километра (55,2 километра),
  • с Казахстаном — 7 512,8 километра (1 576,7 километра).

Калининградская область представляет собой полуанклав: территорию государства, со всех сторон окруженную сухопутными границами других государств и имеющую выход к морю.

Западные сухопутные границы не привязаны к каким-либо природным рубежам. На участке от Балтийского до Азовского моря они проходят по заселенным и освоенным равнинным территориям. Здесь границу пересекают железные дороги: Санкт-Петербург-Таллин, Москва-Рига, Москва-Минск-Варшава, Москва-Киев, Москва-Харьков.

Южная граница России с Грузией и Азербайджаном проходит по горам Кавказа от Черного до Каспийского моря. Железные дороги проложены по кромке берегов, через центральную часть хребта проходят две автодороги, которые зимой часто закрываются из-за снежных заносов.

Самая протяженная сухопутная граница — с Казахстаном — проходит по степям Заволжья, Южного Урала и юга Сибири. Граница пересекается множеством железных дорог, связывающих Россию не только с Казахстаном, но и со странами Средней Азии: Астрахань-Гурьев (далее в Туркмению), Саратов-Уральск, Оренбург-Ташкент, Барнаул-Алма-Ата, небольшой участок Транссибирской магистрали Челябинск-Омск, Среднесибирская и Южносибирская магистрали.

Вторая по протяженности — граница с Китаем — проходит по протоку реки Амур, его притоку реке Уссури, реке Аргунь. Она пересекается Китайско-Восточной железной дорогой (КВЖД), построенной еще в 1903 году, и магистралью Чита-Владивосток, проложенной по китайской территории, чтобы кратчайшим путем связать Дальний Восток и Сибирь.

Граница с Монголией проходит по горным районам Южной Сибири. Монгольскую границу пересекает ответвление Транссибирской магистрали — Улан-Удэ-Улан-Батор-Пекин.

Через границу с КНДР проходит железная дорога на Пхеньян.

Морские границы России

По морю Россия граничит с 12-ю государствами.

Длина морской границы России

  • с Норвегией составляет 23,3 километра,
  • с Финляндией — 54 километра,
  • с Эстонией — 142 километра,
  • с Литвой (граница с Калининградской областью) — 22,4километра,
  • с Польшей (граница с Калининградской областью) — 32,2 километра,
  • с Украиной — 320 километров,
  • с Грузией— 22,4 километра,
  • с Азербайджаном — 22,4километра,
  • с Казахстаном— 85,8 километра,
  • с КНДР — 22,1километра.

Только морскую границу Россия имеет с США и Японией. Это узкие проливы, которыми отделяются Южные Курилы от острова Хоккайдо и остров Ратманова от острова Крузенштерна. Длина границы с Японией — 194,3 километра, с США — 49 километров.

Самая протяженная морская граница (19 724,1 километра) проходит вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского. Круглогодичное судоходство без ледоколов возможно только у северных берегов Кольского полуострова. Все северные порты кроме Мурманска работают только во время короткой северной навигации: 2–3 месяца. Поэтому северная морская граница не имеет большого значения для связей с другими странами.

Вторая по протяженности морская граница (16 997 километров) проходит вдоль побережья морей Тихого океана: Берингова, Охотского, Японского. Юго-восточное побережье Камчатки выходит непосредственно к океану. Главные незамерзающие порты — Владивосток и Находка.

Железные дороги выходят к побережью лишь на юге Приморского края в районе портов и в Татарском проливе (Советская гавань и Ванино). Приморские территории тихоокеанского побережья слабо освоены и заселены.

Протяженность морского побережья Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов невелика (126,1 километра и389,5 километра соответственно), но используется с большей интенсивностью, чем побережья северных и восточных рубежей.

В СССР большие порты в основном строились в прибалтийском регионе. Сейчас Россия может использовать их мощности только за плату. Самый крупный морской торговый флот страны — Санкт-Петербург, в Финском заливе ведется строительство новых портов и нефтеналивных терминалов.

В Азовском море морская граница проходит от Таганрогского залива до Керченского пролива, а затем вдоль Черноморского побережья Кавказа. Главные порты Черноморского побережья — Новороссийск (самый большой порт России) и Туапсе. Азовские порты — Ейск, Таганрог, Азов мелководны и недоступны для крупных судов. К тому же Азовское побережье ненадолго замерзает и судоходство здесь поддерживается ледоколами.

Морская граница Каспийского моря точно не определена и оценивается российскими пограничниками в 580 километров.

Приграничное население и сотрудничество

В приграничных регионах России и сопредельных государствах проживают представители почти 50 национальностей. Из 89-ти субъектов Российской Федерации 45 представляют приграничные регионы страны. Они занимают 76,6 процента всей территории страны. В них проживает 31,6 процента населения России. Население приграничных районов — 100 тысяч человек (по состоянию на 1993 год).

Под приграничным сотрудничеством обычно понимается государственно-общественная структура, включающая в себя Федеральные ведомства, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, деятельность населения, общественные инициативы.

В развитии приграничного сотрудничества заинтересованы как старые приграничные регионы, так и новые. В последних периодически возникают проблемы, связанные с внезапным разрывом налаженных связей соседних регионов. В ряде случаев граница «разрывает» ресурсные (водные, энергетические, информационные и др.) коммуникации экономических объектов (например, энергозависимость Омской области от Казахстана). С другой стороны, в новых приграничных регионах постоянно увеличивается поток грузов, который может принести немало выгод, при условии больших вложений в соответствующую инфраструктуру.

Таким образом, приграничные регионы государств нуждаются в совместном социально-экономическом развитии, совместном использовании источников ресурсов, налаживании информационной инфраструктуры и восстановлении коммуникаций между населением.
Базой успешного развития приграничного сотрудничества являются добрососедские отношения сторон на государственном уровне, развитая законодательная база (рамочные соглашения о сотрудничестве, законодательное регулирование таможенных правил, отмена практики двойного налогообложения, упрощение процедуры перемещения грузов) и желание регионов участвовать в развитии сотрудничества

Проблемы сотрудничества в граничных районах

Несмотря на несовершенство федерального законодательства России в отношении приграничного сотрудничества ее регионов, на уровне муниципального и местного самоуправления, оно, так или иначе, осуществляется во всех 45 приграничных регионах.

Не налаженные добрососедские отношения со странами Балтии не дают возможности для широкого развития приграничного сотрудничества на региональном уровне, хотя его необходимость остро ощущается населением приграничных районов.

Сегодня на границе с Эстонией для приграничного населения применяется упрощенный порядок пересечения границы. Но с 1 января 2004 года Эстония перешла на жесткий визовый режим, установленный Шенгенским соглашением. Латвия отказалась от упрощенного порядка еще в марте 2001 года.

Что касается регионального сотрудничества, то еще в июле 1996 года в Пылве (Эстония) был создан Совет по сотрудничеству приграничных регионов, вкоторый вошли представители Выруского и Пылвского уездов Эстонии, Алуксненского и Балвского районов Латвии, а также Палкинского, Печерского и Псковского районов Псковской области. Основными задачами Совета являются разработка совместной стратегии приграничного сотрудничества и реализация проектов в вопросах совершенствования инфраструктуры и охраны окружающей среды. На территории Псковской области действует более двухсот предприятий с участием эстонского и латвийского капитала.

Литва ввела визы для граждан России, следующих транзитом через ее территорию. Это решение затрагивает интересы жителей российского полуанклава, Калининградской области. Экономические проблемы у области могут возникнуть также из-за введения визового режима со стороны Польши. Большие надежды на решение визовых вопросов власти Калининградского региона связывают с только что ратифицированной Россией Европейской рамочной конвенцией о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей.

На договорной основе Калининградская область взаимодействует с семью воеводствами Польши, четырьмя уездами Литвы и округом Борнхольм (Дания).

В 1998 году область присоединилась к многостороннему приграничному сотрудничеству в рамках еврорегиона «Балтика», а три ее муниципальных образования — к работе по созданию еврорегиона «Сауле» (с участием Литвы и Латвии). Во второй половине 90-х годов подписан ряд соглашений по линии межрегионального сотрудничества Калининградской области и Клайпедского, Паневежисского, Каунасского, Мариямпольского уездов Литвы.

Довольно напряженные отношения установились в кавказском регионе России и Грузии. В 2000 году были введены ограничения по перемещению между Грузией и Россией, что ощутимо ударило по жителям обеих республик Осетии. Сегодня на региональном уровне районы Северной Осетии установили приграничные связи с Казбекским районом Грузии, с августа 2001 года их жители могут пересекать границу без оформления виз.

Ситуация на дагестанском участке границы обстоит лучше: в 1998 году усилиями правительства Дагестана были сняты ограничения по пересечению государственной границы России с Азербайджаном, что способствовало снижению напряженности и активизации хозяйственных связей. Во исполнение межправительственного соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Дагестаном и Азербайджаном подготовлено отраслевое соглашение — о сотрудничестве в агропромышленном комплексе.

Расширение сотрудничества соседних регионов Казахстана и России связывается с вопросами окончания процессов делимитации и демаркации границ. Например Алтайский край активно сотрудничает с Китаем, Монголией и среднеазиатскими республиками СНГ (Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан). Основные партнеры в приграничном сотрудничестве Алтайского края — Восточно-Казахстанская и Павлодарская области Республики Казахстан. Объем внешнеторгового оборота Алтая с Казахстаном составляет около трети всего внешнеторгового оборота края. В качестве необходимой правовой базы для развития такого рода приграничного сотрудничества Россией рассматриваются двусторонние Соглашения о сотрудничестве между администрацией края и регионами Казахстана.

Характер приграничных связей РФ с Монголией определяется неразвитостью западных аймаков Монголии. В торговле с Монголией преобладают мелкие контракты. Перспективное направление в приграничном сотрудничестве России с Монголией — освоение месторождений рудных ископаемых, разведанных на западе страны. В случае реализации проектов прямого транспортного сообщения, возможного строительства газопровода между Россией и Китаем через Монголию создадутся необходимые энергетические и инфраструктурные условия для участия сибирских регионов в освоении сырьевых ресурсов Монголии. Этапом в развитии отношений стало открытие в феврале 2002 года Генерального консульства Монголии в Кызыле.

На приграничное сотрудничество регионов России и Японии влияет интерес японской стороны к островам Южной Курильской гряды. В 2000 году на государственном уровне была подписана «Программа японо-российского сотрудничества в области развития совместной хозяйственной деятельности на островах Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи».

Бывшие жители островов и члены их семей — японские граждане могут посещать острова по упрощенному визовому режиму. Уже много лет существуют безвизовые обмены между сторонами. МИДом Японии организуются курсы японского языка.

Объективные сложности связаны с тем, что японцы не признают острова российскими. Помощь японской стороны в строительстве электростанций иполиклиник можно рассматривать как акт доброй воли, а не как сотрудничество равноправных сторон.

Наиболее активными в развитии сотрудничества являются северо-западное и юго-восточное направления — «старые» приграничные регионы.

Сотрудничество в российско-финляндском пограничном регионе

Мурманская и Ленинградская области, Республика Карелия — участники приграничного сотрудничества с регионами финской стороны. Существует несколько программ сотрудничества: программа Совета министров Северных стран, программа Интеррег и Северное Измерение. Основополагающими документами являются Договоры об установлении дружественных связей между регионами и двусторонние планы сотрудничества.

В 1998 году на международном семинаре «Внешние границы ЕС — мягкие границы» в Йоэнсуу (Финляндия) правительство Республики Карелия предложило создать еврорегион «Карелия». Идея была поддержана лидерами приграничных региональных союзов и одобрена на высшем уровне обоих государств в том же году.

Цель проекта — создание новой модели трансграничного сотрудничества между региональными союзами Финляндии и Республикой Карелией. Задача — снятие барьеров, существующих в сотрудничестве между территориями, в первую очередь, развитие общения между жителями сопредельных регионов.

В структуре экономики еврорегиона «Карелия» основной отраслью является сфера услуг, как на территории финляндских региональных союзов, так и в Республике Карелия (по меньшей мере две трети работающего населения заняты в этой сфере). Вторыми по величине отраслями идут промышленность и строительство, затем сельское и лесное хозяйство.

Слабыми сторонами российской части региона, которые могут негативно повлиять на сотрудничество и должны непременно учитываться при тесном взаимодействии с финской стороной, являются сырьевая направленность промышленности, слабое развитие коммуникаций, локальные экологические проблемы и низкий уровень жизни.

В октябре 2000 года Карелия приняла «Программу приграничного сотрудничества Республики Карелия на 2001–2006 годы».

Правительство Финляндии одобрило и направило в ЕС Программу «Интеррег-III A-Карелия» на территории Финляндии. Тогда же, в2000году, была одобрена общая Программа действий на 2001–2006 годы и план работы на следующий год, в соответствии с которым для реализации намечено 9 приоритетных проектов. В их числе строительство Международного автомобильного пропускного пункта, развитие научного сотрудничества, развитие пограничных территорий Беломорской Карелии.

В январе 2001 года деятельность еврорегиона получила поддержку по линии программы ЕС Тасис — Еврокомиссия выделила 160 тысяч евро на проект еврорегион «Карелия».

На российско-финской границе существует упрощенный визовый режим.

Сотрудничество в российско-китайском пограничном регионе

Приграничное сотрудничество на российско-китайском участке границы имеет многовековую историю.

Юридической базой для межрегиональных связей является подписанное10 ноября 1997 года Соглашение между правительствами РФ и КНР о принципах сотрудничества между субъектами России и провинциями, автономными районами и городами центрального подчинения КНР. Развитию приграничной торговли способствуют значительные льготы, предоставляемые Китаем ее участникам (снижение импортного тарифа на 50 процентов).

В 1992 году Госсовет КНР объявил четыре сопредельных с Россией города (Маньчжурия, Хэйхэ, Суйфэньхэ и Хуньчунь) «городами приграничного сотрудничества». С этого времени китайская сторона активно ставит вопрос о совместных «зонах свободной торговли» на границе в районе основных пунктов пропуска.

В 1992 году был введен упрощенный порядок пересечения китайско-российской границы.

В конце ноября 1996 года открылись китайские торговые комплексы на границе, куда по спецпропускам доставляются российские граждане (списки составляются местной администрацией).

Для облегчения индивидуальной коммерческой деятельности жителей приграничных районов России в феврале1998 года путем обмена нотами заключено российско-китайское Соглашение об организации упрощенного пропуска российских граждан в китайские части торговых комплексов.

1 января 1999 года вступило в силу Положение о новых правилах регулирования приграничной торговли, в частности, жителям приграничных районов разрешается беспошлинно ввозить в Китай товары на три тысячи юаней (ранее — на одну тысячу).

Среди перспективных проектов — развитие сотрудничества в области лесопромышленного комплекса, строительства инфраструктурных объектов, строительства трубопроводных сетей по межгосударственным проектам и т. д.

Сотрудничество между приграничными регионами России и Китая развивается и по линии программ ЮНИДО, ПРООН. Наиболее известным является региональный проект ПРООН развития экономического сотрудничества в районе бассейна реки Туманная (Tumen River Area Development Program) с участием России, Китая, КНДР, Республики Корея и Монголии. Основные направления сотрудничества — развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры.

В прошлом году два крупнейших банка сторон Внешторгбанк России и Промышленно-торговый банк Китая заключили соглашение о расчетах по приграничной торговле двух стран. Соглашение предполагает возможность проведения двусторонних расчетов по приграничной торговле в течение одного дня на базе взаимно установленных кредитных линий.

На государственном уровне проводится политика культурного сближения стран-соседей: в Хабаровске открыто Генеральное консульство КНР, в средних и высших учебных заведениях преподается китайский язык, проводятся фестивали, научные конференции, двусторонние встречи региональных властей и экономических партнеров.

Основной проблемой региона является опасение российской стороны демографического давления со стороны китайского населения. Плотность заселения приграничных районов с российской стороны крайне низка в абсолютных и относительных значениях по сравнению с плотностью заселения китайской стороны.

Из истории взаимоотношений приграничного населения

Российско-китайский и российско-корейский участки границы.

Хозяйственно-экономическая деятельность и торговля на границе Китая и Российской империи регулировалась следующими основными документами:

  • Айгуньский договор — разрешал взаимную пограничную торговлю проживающих по рекам Уссури, Амуру и Сунгари подданным обоих государств.
  • Пекинский договор — разрешал свободную и беспошлинную меновую торговлю на протяжении всей приграничной линии подданным России и Китая.
  • «Правила для сухопутной торговли между Россией и Китаем», подписанные на правительственном уровне в 1862 году на 3 года и подтвержденные затем в1869году, установили беспошлинную торговлю на расстоянии 50 верст по обе стороны русско-китайской границы.
  • Петербургский договор 1881 года подтвердил все статьи о «Правилах русско-китайской торговли на Дальнем Востоке», которые были зафиксированы в прежних договорах.

К концу XIX века приграничная сухопутная торговля являлась основной формой экономических отношений русского населения Дальнего Востока и Маньчжурии. Она, особенно в начальный период освоения края, играла исключительно важную роль. Первые поселенцы нуждались в самых насущных предметах личного и хозяйственного обихода. Казаки получали из Маньчжурии табак, чай, просо, хлеб, сбывая, в свою очередь, сукно, ткани. Китайцы охотно приобретали меха, посуду, серебро в монетах и изделиях.

Торговый оборот русского Дальнего Востока с Маньчжурией в 1893–1895 годах составлял 3 миллиона рублей и распределялся соответственно по областям: Амурская — один миллион рублей, Приморская — 1,5–2 миллиона рублей, Забайкальская — не более 0,1 миллиона рублей.

Установленный в приграничной полосе режим порто-франко (режим беспошлинной торговли), наряду с положительными моментами способствовал развитию контрабанды, которую китайские купцы широко использовали в своей деятельности. Ежегодно контрабандная утечка золота в Маньчжурию в конце XIX века равнялась100 пудам (что составляло 1 344 тысячи рублей). Стоимость контрабандного вывоза пушнины и других товаров (кроме золота) равняласьприблизительно 1,5–2 миллионам рублей. А на территорию Дальнего Востока из Маньчжурии контрабандой доставлялась китайская водка ханшин и опиум. В Приморскую область основной ввоз шел по реке Сунгари. Например, в 1645 году в Приморскую область было завезено 4 тысячи пудов опиума на сумму до 800 тысяч рублей. Контрабанда спирта из Приамурья в Китай в 1909–1910 годы оценивалась приблизительно в 4 миллиона рублей.

В 1913 году Российское правительство продлило Петербургский договор (1881) на 10 лет, исключив статью, предусматривающую беспошлинную торговлю в пределах 50-верстной приграничной полосы.

Помимо приграничной торговли казаки сдавали в аренду китайцам и корейцам земельные паи. Происходило взаимовлияние земледельческих культур китайцев, корейцев и русских. Казаки научились выращивать сою, бахчевые культуры, кукурузу. Китайцы использовали казачьи мельницы для помола зерна. Еще одна форма сотрудничества — наем в казачьи хозяйства китайских и корейских сельскохозяйственных работников, особенно в сезонные периоды с/х работ. Отношения между хозяевами и работниками были хорошие, бедные китайцы охотно использовали возможности для заработков в казачьих хозяйствах. Это тоже формировало добрососедские отношения по обе стороны границы.

Казаки, проживавшие на границе, имели крепкие, экономически развитые войсковые, станичные и поселковые хозяйства, хорошо налаженные хозяйственные, торговые и культурные связи с населением сопредельной территории, что позитивно сказывалось и на общей обстановке в русско-китайском приграничье, и на самой границе. Многие уссурийские и амурские казаки хорошо говорили на китайском языке.

Добрососедские отношения проявлялись в совместном праздновании русских, православных и китайских праздников. Китайцы приходили в гости к своим знакомым казакам, казаки ходили праздновать китайский Новый год. Особых проблем с посещением знакомых на сопредельной стороне не было, граница в этом плане была больше условной, все посещения были под контролем казачьего населения и местного начальства.

Конечно, на местном уровне возникали и конфликты. Известны случаи воровства скота, сена, использования сенокосных угодий другой стороной. Отмечались случаи контрабандного провоза спирта казаками на сопредельную территорию и сбыта его через своих знакомых. Нередко возникали споры по рыбной ловле на реке Уссури, озере Ханка. Конфликты разбирались атаманами и станичными правлениями или через пограничного комиссара Южно-Уссурийского края.

Все данные о протяженности государственной границы по информации Федеральной пограничной службы РФ.

Сухопутные и морские границы России

Согласно нормам международного права государственной территорией является часть поверхности Земли, включая внутренние и территориальные воды, недра под ними и воздушное пространство, на которую распространяется власть (юрисдикция) данного государства.

Государственной границей является реальная линия на местности (территории, акватории), определяющая пределы государственной территории.

Общая протяженность границ Российской Федерации составляет 60 тыс. 932 км, из них 22 тыс. 125 км — сухопутные (в том числе 7616 км — по рекам и озерам), 38 тыс. 807 км — морские (около 2/3). Государственные границы определяются с помощью двух процедур — делимитации и демаркации. Делимитация представляет собой договор государств о прохождении государственной границы, демаркация — обозначение государственной границы на местности, закрепление ее пограничными знаками.

После распада СССР в России существует следующие разновидности границ:

1. Старые границы совпадают с границами бывшего СССР (унаследованные от СССР), большая часть которых закреплена международными договорами (граница с государствами дальнего зарубежья — Норвегией, Финляндией, Польшей, Китаем, Монголией, КНДР).

2. Новые границы с ближним зарубежьем:

  • бывшие административные, оформленные как государственные границы со странами СНГ (граница с Белоруссией, Украиной, Казахстаном, Грузией, Азербайджаном);
  • границы со странами Балтии (Эстония, Латвия, Литва).

По всем международным правилам границы России определены на протяжении 10 тыс. км. На Россию приходится более 2/3 всех внешних границ СНГ. Из стран СНГ общей границы с Российской Федерацией не имеют Молдова, Армения, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан и Кыргызстан. После распада СССР Россия лишилась 40% оборудованной границы.

Россия является уникальной страной, так как имеет «вынесенные» на рубежи бывшего СССР таможенные и другие границы. После распаде СССР Россия и другие страны СНГ встали перед трудноразрешимой проблемой. С одной стороны, разные темпы экономических реформ, несогласованность финансовых и законодательных систем объективно толкали их к закрытию своего экономического пространства. С другой стороны, когда новые государственные границы не совпадают с границами этническими и культурными, общественное мнение не приемлет введения пограничных ограничений, а главное, Россия была не в состоянии быстро обустроить новые границы в инженерно-техническом отношении (1 км обустройства государственной границы требует 1 млрд руб. в ценах 1996 г.). Остро стояла проблема учреждения таможенных пунктов. При этом интеграционные процессы в СНГ развиваются слабо вопреки мировым процессам. В настоящее время действует только таможенный союз (Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан).

Северная и восточная границы России — морские (12 морских миль), западная и южная границы — преимущественно сухопутные. Большая протяженность государственных границ России определяется размерами ее территории и извилистостью очертаний береговых линий морей Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов, омывающих ее берега.

Характер сухопутных границ на западе и востоке страны различный. Границы, проведенные в дореволюционной России, чаще всего проходят по естественным рубежам. При расширении государства его границы нужно было четко фиксировать. На малонаселенных территориях границы должны были быть легкоузнаваемы. Это обеспечивалось четкостью самих границ: река, горный хребет и т.д. Такой характер в основном сохраняет восточная часть южной границы.

Современные западные и юго-западные границы России возникли другим путем. Эти границы были ранее внутригосударственными, то есть разделяли отдельные субъекты на территории страны. Границы эти часто изменялись произвольно, то есть в значительной мере это административные границы. Когда такие внутригосударственные границы превратились в межгосударственные, они оказались почти не связанными с природными объектами. Таким образом сформированы границы России с Финляндией и Польшей. Еще в большей мере это относится к границам, возникшим при распаде Советского Союза.

Западная граница России

Западная граница практически на всем своем протяжении не имеет отчетливо выраженных природных рубежей. Граница начинается на побережье Баренцева моря от Варан гер-фьорда и проходит вначале по всхолмленной тундре, затем по долине реки Паз. На этом участке Россия граничит с Норвегией (с 1944 года) на протяжении 200 км (район Печенга — Никель-Петсамо). Норвегия предлагает отодвинуть западную границу России в Баренцевом море на восток и со своей стороны принять под юрисдикцию более 150 тыс. км2 акватории. С Норвегией отсутствует договоренность о разграничении континентального шельфа, который является одним из наиболее перспективных районов мира по запасам нефтегазового сырья. Переговоры по этому вопросу ведутся с 1970 г., норвежская сторона настаивает на принципе равного отстояния границ от островных владений двух стран. Сухопутная граница оформлена соответствующими документами и демаркирована (первая русско-норвежская граница установлена в 1251 г.).

Южнее Россия граничит с Финляндией (1300 км). Граница идет по возвышенности Манселькя (пересекает реки Лотга, Нота, Вуокса), по сильно заболоченной и заозеренной территории, по склону невысокой гряды Саль- поуселькя и в 160 км юго-западнее Выборга подходит к Финскому заливу Балтийского моря. С 1809 по 1917 г. Финляндия входила в состав Российской империи. С Финляндией заключен договор о государственной границе, подписаны документы о ее демаркации. Дополнительно потребуется оформить стык морских границ России, Финляндии и Эстонии. В аренду Финляндии в 1962 г. сроком на 50 лет переданы советская часть Сайменского канала и остров Малый Высоцкий для обеспечения перевозки грузов из внутренних районов Финляндии с возможностью их перегрузки или складирования.

На крайнем западе, на берегу Балтийского моря и его Гданьского залива расположена Калининградская область, которая граничит с Польшей (250 км) и Литвой (300 км). БОльшая часть границы Калининградской области с Литвой проходит по реке Неман (Нямунас) и его притоку — реке Шешупа. Договор с Литвой о демаркации границ подписан в 1997 г., но еще остались определенные разногласия между странами о проведении границы в районе оз. Виштинец, на Куршской косе и в районе г. Советск. Между Россией и Польшей пограничных проблем нет.

От Финского залива граница идет по р. Нарва, Чудскому и Псковскому озерам и далее преимущественно по низким равнинам, пересекает Витебскую (Западная Двина), Смоленско-Московскую возвышенности (Днепр, Сож), южные отроги Среднерусской возвышенности (Десна, Сейм, Псёл, Ворскла), Донецкий кряж (Северский Донец, Оскол) и выходит к Таганрогскому заливу Азовского моря. Здесь соседями России являются Эстония, Латвия, Белоруссия и Украина.

С Эстонией протяженность границы составляет более 400 км. По Нештатскому мирному договору Эстония входила в состав России с 1721 по 1917 г., а также была в составе СССР с 1940 по 1991 г. Россия провела в одностороннем порядке демаркацию границ. Эстония претендовала на Печорский район Псковской области (1500 км2) — бывшие четыре волости Петсеримасского уезда Эстонии, включенные в состав Псковской области в 1944 г., часть Кингисеппского района Ленинградской области и Иван- город. Эти территории были переданы Эстонии в 1920 г. 18 мая 2005 г. министрами иностранных дел подписан договор о границе между Россией и Эстонией в Финском и Нарвском заливах.

Протяженность границы с Латвией составляет 250 км. Латвия выступала за возврат под ее юрисдикцию Пыта- ловского и Палкинского районов Псковской области (1600 км2). В Латвии считают антиконституционным Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 августа 1944 г. об образовании Псковской области.

Протяженность границы с Белоруссией составляет около 1000 км. Между Россией и Белоруссией пограничных проблем нет.

С Украиной протяженность границ составляет около 1300 км. Работы по установлению государственной границы между Россией и Украиной только проводятся, при этом между странами имеются достаточно серьезные проблемы. В 1930-е гг. из состава Украины в состав РСФСР была передана восточная часть Донбасса, включая г. Таганрог. Западные районы Брянской области (г. Новозыбков, Стародуб и др.) раньше относились к Черниговской области. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 г. Севастополь был выделен в самостоятельный административно-хозяйственный центр с особым бюджетом и отнесен к городам республиканского подчинения. Данный указ при передаче в 1954 г. Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР не был признан утратившим силу и до настоящего времени не отменен. Если Крымская область была передана недостаточно конституционно, то решения о передаче Севастополя вообще не существовало. Спорным является вопрос о прохождении государственной границы по акватории Азовского моря и Керченского пролива. Россия считает, что Азовское море с Керченским проливом должно считаться внутренним морем России и Украины, Украина же настаивает на его разделе. Выход к Азовскому и Черному морям Российская империя приобрела в результате многолетних военных действий против Турции в XVI-XVIII вв. В 1925 г. у основания 11-километровой косы Тузла на крайнем западе Таманского полуострова был прорыт мелководный канал для прохождения рыбацких лодок. В январе 1941 г. Президиум Верховного Совета РСФСР изменил в этом месте границу (тогда административную), передав теперь уже «остров» Тузла из состава Темрюкского района Краснодарского края в состав Крымской АССР. В 1971 г. эта «согласованная административная граница между Краснодарским краем и Крымом» была еще раз подтверждена. В результате, после провозглашения независимости России и Украины, единственный судоходный Керчь- Еникалинский фарватер полностью оказался на территории Украины, так же как и примерно 70% акватории Азовского моря. Украина взимает плату за проход российских кораблей через Керченский пролив.

Южная граница России

Южная граница преимущественно сухопутная, начинается от Керченского пролива, соединяющего Азовское и Черное моря, проходит по территориальным водам Черного моря до реки Псоу. Здесь начинается сухопутная граница с Грузией и Азербайджаном. Граница проходит по долине Псоу, а далее преимущественно по Главному, или Водораздельному хребту Большого Кавказа (горы Эльбрус, Казбек), переходит на Боковой хребет на участке между Рокским и Кодорским перевалами, затем вновь идет по Водораздельному хребту до горы Базардюзю. Далее граница поворачивает к северу до реки Самур, по долине которой доходит до Каспийского моря. Таким образом, в районе Большого Кавказа граница России четко фиксируется природными рубежами. Это обусловлено тем, что природа ограничивала возможности расселения народов Кавказа его крутыми высокими горными склонами. Протяженность границы России по Кавказу составляет более 1000 км.

На Северном Кавказе Россия граничит с Грузией и Азербайджаном. Здесь существует целый «букет» пограничных проблем. Установление государственной границы в первую очередь связано с разрешением конфликтов между Грузией и «непризнанными образованиями» — Абхазией и Южной Осетией. Во время Великой Отечественной войны в связи с депортацией некоторых народов Северного Кавказа (карачаевцев, балкарцев, чеченцев) их национально-территориальные образования были ликвидированы, а территории «распределены» между соседями, в том числе и Грузией. Воссоздание ранее ликвидированных образований и изменение границ произошло в 1957 г.

Далее граница России проходит по акватории Каспийского моря. В настоящее время действуют российско-иран- ские соглашения о разделе Каспийского моря. Но новые суверенные Прикаспийские государства — Азербайджан, Туркменистан и Казахстан — требуют раздела Каспия и его шельфа, исключительно богатого нефтью. Азербайджан, не дожидаясь окончательного определения статуса Каспийского моря, уже приступил к разработке недр.

От побережья Каспийского моря вблизи восточной окраины дельты Волги начинается сухопутная, самая протяженная граница России с Казахстаном. Граница идет по пустыням и сухим степям Прикаспийской низменности (озера Баскунчак, Эльтон, реки Малый и Большой Узеиь; Общий Сырт, реки Урал, Илек), проходит в районе сочленения Мугоджар с Уралом, далее — по Зауральскому плато и южной степной части Западной Сибири (Барабинская низменность, Кулундинская равнина) и по горам Алтая.

Граница России и Казахстана самая протяженная (свыше 7500 км), но почти не фиксируется естественными рубежами. Например, по территории Кулундииской равнины на расстоянии около 450 км граница идет с северо-запада на юго-восток практически по прямой, параллельной направлению течения Иртыша. Всё же около 1500 км границы проходит по рекам Малый Узень (При- каспий), Урал, его левому притоку — реке Илек, по Тоболу и его левому притоку — реке Уй (наиболее протяженная речная граница с Казахстаном), а также по ряду более мелких притоков Тобола. Восточная часть границы с Казахстаном, проходящая по Алтаю (гора Белуха), отчетливо выражена. Граница проходит по хребтам, отделяющим бассейн Катуни от бассейна Бухтармы — правого притока Иртыша (Коксуйский, Холзунский, Листвяга, на небольших участках — Катунский хребет и Южный Алтай).

Между Россией и Казахстаном существует весьма условная старая «межреспубликанская» граница. Границы Северного Казахстана были провозглашены еще в 1922 г. — различные общественные организации поднимали вопрос об изменении границы между Россией и Казахстаном, официально пока не оформленной. Предлагалось передать Казахстану части пограничных с республикой областей России (Астраханской, Волгоградской, Оренбургской, Омской, Курганской и Алтайского края), с другой стороны, речь идет о передаче в состав России северных районов Казахстана (Северо- Казахстанской, Кокчетавской, Целиноградской, Куста- найской, Восточно-Казахстанской, прииртышской части Павлодарской и Семипалатинской, северных частей Уральской и Актюбинской областей). По данным переписи населения 1989 г., на юге России проживало около 470 тыс. казахов, а на северо-западе, севере и северо- востоке Казахстана — более 4,2 млн русских. В настоящее время Россией и Казахстаном подписан договор о делимитации государственной границы.

Почти вся граница России от Алтая до Тихого океана проходит по горному поясу. В районе сочленения хребто в Южный Алтай, Монгольский Алтай и Сайлюгем находится горный узел Табын-Богдо-Ула (4082 м). Здесь сходятся границы трех государств: России, Китая и Монголии.

Граница с Монголией проходит по хребту Сайлюгем (хребты Западный Танну-Ола, Восточный Танну-Ола, Сенгилен, Восточный Саян — гора Мунку-Сардык, 3492 м), северной окраине Убсунурской котловины, горным хребтам Тувы, Восточного Саяна (Большой Саян) и хребтам Забайкалья (Джидине кий, Эрмана и ряд других). Протяженность границ составляет около 3000 км. Между Россией и Монголией подписаны договор о границе и соглашения по демаркации.

Граница с Китаем идет по р. Аргунь (Нерчинский хребет), Амур (Борщовочный хребет, Амурско-Зейская равнина, город Благовещенск, река Зея, Зейско-Буреинская низменность, река Бурея, город Хабаровск, Нижнеамурская низменность), Уссури и ее левому притоку — реке Сунгача. Более 80% российско-китайской границы проходит по рекам. Государственная граница пересекает северную часть акватории озера Ханка (Приханкайская низменность), проходит по хребтам Пограничный и Черные горы. С КНР Россия граничит на протяжении 4300 км. Западный участок российско-китайской границы делимитирован, но не демаркирован. Только в 1997 г. была завершена демаркация российско-китайской границы на восточном участке, несколько пограничных островов на р. Аргунь и Амур общей площадью 400 км2 было оставлено в «совместном хозяйственном пользовании», в 2005 г. практически все острова в пределах акваторий рек были демаркированы. Притязания Китая на российскую территорию (тогда территорию СССР) в их максимальном объеме были заявлены в начале 1960-х гг. и охватывали весь Дальний Восток и Сибирь.

На крайнем юге Россия граничит с Северной Кореей по р. Туманная (Тумыньцзян). Протяженность границы составляет всего 17 км. По долине реки российско-корей- ская граница выходит к побережью Японского моря южнее залива Посьет. Россия и КНДР подписали соглашение и демаркации границ и разграничении морского пространства.

Восточная граница России

Восточная граница России морская. Граница проходит по акватории Тихого океана и его морей — Японского. Охотского, Берингова. Граница с Японией проходит по проливам Лаперуза, Кунаширскому, Измены и Советскому, которые отделяют российские острова Сахалин, Кунашир и Танфильева (Малая Курильская гряда) от японского острова Хоккайдо.

Япония оспаривает у России острова Малой Курильской гряды (Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряда Хабомаи общей площадью 8548,96 км2), называемые «северными территориями». Спор идет о государственной территории и акватории Российской Федерации общей площадью 300 тыс. км2, включая экономическую зону островов и моря, богатую рыбой и морепродуктами, и шельфовую зону, обладающую запасами нефти. В 1855 г. заключен договор с Японией, по которому к Японии отошли острова Малой Курильской гряды. В 1875 г. все Курильские острова переходят Японии. В результате русско-японской войны по Портсмутскому договору 1905 г. Россия уступила Японии Южный Сахалин. В сентябре 1945 г. после подписания Японией акта о безоговорочной капитуляции Курильские острова и остров Сахалин вошли в состав СССР, но Сан-Францис- ский договор 1951 г., изъявший Курильские острова у Японии, не определил их новой государственной принадлежности. По утверждению японской стороны, Южные Курильские острова всегда принадлежали Японии и никак не связаны с договором 1875 г., являются частью не Курильской гряды, а Японских островов, поэтому не подпадают под действие Сан-Францисского договора.

Граница с США расположена в Беринговом проливе, где находится группа островов Диомида, и проходит по узкому (шириной 5 км) проливу между российским островом Ратманова и американским островом Крузенштерна. Пограничные проблемы с США урегулированы. В 1867 г. Российская империя во время правления Александра II продала Аляску за 7 млн долларов. Имеются определенные сложности в окончательном установлении морской границы России и США в Беринговом проливе («зона Шеварнадзе»). Граница России и США является самой длинной морской границей в мире.

Северная граница России

Северная граница России, как и восточная, морская и проходит по морям Северного Ледовитого океана. Российский сектор Арктики ограничен условными линиями, идущими на западе от полуострова Рыбачий и на востоке от острова Ратманова к Северному полюсу. Смысл понятия «полярные владения» раскрывается в Постановлении Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) и Совета Народных Комиссаров (СНК) СССР от 15 апреля 1926 г., принятом на основании Международной концепции о разделе Арктики на секторы. В Постановлении провозглашено «право СССР на все острова и земли в арктическом секторе СССР». Ни о какой принадлежности акваторий этого сектора России речи не идет. Вдоль северного побережья и островов Арктики России принадлежат только ее территориальные воды.


Где и как заканчивается граница России?

«Граница России нигде не заканчивается». В.В. Путин

Инженерно-техническое обустройство государственной границы и организация ее охраны.

Статус государственной границы Российской Федерации понятие многогранное, включающее режим государственной границы Российской Федерации, взаимодействия и полномочия органов, осуществляющих ее защиту и охрану, правовое регулирование данной области и т.д. Но без инженерного обустройства и создания приемлемо-комфортных условий ее охраны он превращается в фиктивную декларацию намерений.

Согласно нормам международного права, государственной территорией является часть поверхности Земли, включая внутренние и территориальные воды, недра под ними и воздушное пространство, на которую распространяется власть (юрисдикция) данного государства.

Государственной границей является реальная линия на местности (территории, акватории), определяющая пределы государственной территории.

Государственная граница Российской Федерации самая протяжённая в мире – 60 932 км, из них 22 125 км – сухопутные (в том числе 7 616 км — по рекам и озерам), 38 807 км – морские (около 2/3).

Большая протяженность государственных границ России определяется размерами ее территории и извилистостью очертаний береговых линий морей Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов, омывающих ее берега.

Понятие государственной границы определяется тремя критериями: фактическим, юридическим, техническим.

Фактический критерий — это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории Российской Федерации, т. е. пространственный предел действия ее государственного суверенитета.

Юридическая граница России закрепляется международными договорами, законодательными актами Российской Федерации и бывшего СССР, Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации».

Технический критерий – это обозначение соответствующей линии на местности, обустройство границы, организация ее охраны.

Охрану государственной границы осуществляет Пограничная служба ФСБ России, а обустройством пограничных пунктов до 2016 года ведало Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации. Ныне эти обязанности возложены на Министерство транспорта РФ.

Государственные границы определяются с помощью двух процедур – делимитации и демаркации.

Делимитация представляет собой договор государств о прохождении государственной границы.

Демаркация (инженерное обустройство) – обозначение государственной границы на местности, закрепление ее пограничными знаками.

Государственная граница выполняет две основные функции: обеспечивает безопасность страны и служит передовой линией контактов с другими странами, способствует установлению добрососедских отношений с ними.

Из истории государственной границы СССР

По общему мнению Государственная граница СССР была самой непреодолимой в мире. Всю ее сухопутную часть опоясывали ряды колючей проволоки, в особо опасных местах стояли минные ловушки, вся она была перепахана контрольно-следовой полосой, которую регулярно патрулировали наряды бойцов в зеленых фуражках.

В непосредственной близости и к Госгранице были обустроены укрепленные районы (УРЫ), в фортификационном отношении основательно оборудованные.

Когда-то погранвойска находились в непосредственном подчинении Лаврентия Берии. Он заставил личный состав заниматься боевой подготовкой с утра до ночи и вооружал пограничников самым современным по тому времени оружием. Если армия к автоматам даже накануне войны относилась с неким пренебрежением, то для пограничников это было совершенно привычное оружие, так же, как и самозарядные винтовки.

Педантичные немцы отводили на взятие застав часы, а то и минуты. Но «увязли» в кровопролитных боях почти везде на многие сутки. Великолепная боевая подготовка и высочайший моральный дух, готовность к самопожертвованию ради защиты Государственной границы, которая понималась именно с большой буквы – были отличительными чертами пограничных войск Союза ССР.

Пришло время перемен, а за ним – безвременье. И в защите государственных границ вновь образованной Российской Федерации появились настоящие «черные дыры».

Современные границы Российской Федерации

После распада СССР в России существует следующие разновидности границ:

1. Старые границы совпадают с границами бывшего СССР (унаследованные от СССР), большая часть которых закреплена международными договорами (граница с государствами дальнего зарубежья — Норвегией, Финляндией, Польшей, Китаем, Монголией, КНДР).

2. Новые границы с ближним зарубежьем:

  • бывшие административные, оформленные как государственные границы со странами СНГ (граница с Белоруссией, Украиной, Казахстаном, Грузией, Азербайджаном);
  • границы со странами Балтии (Эстония, Латвия, Литва).

По всем международным правилам границы России определены на протяжении 10 тыс. км. На Россию приходится более 2/3 всех внешних границ СНГ. Из стран СНГ общей границы с Российской Федерацией не имеют Молдова, Армения, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан и Кыргызстан. После распада СССР Россия лишилась 40% оборудованной границы.

В связи с этим одной из самых проблемных стала граница с Казахстаном – хотя об этом никогда особенно не говорилось, чтобы не омрачать очень дружественных взаимоотношений Москвы с Алма-Атой, а потом и с Астаной.

Однако люди, жившие на бывших, никем не охраняемых административных границах между различными областями двух союзных республик, сначала просто не могли понять, что стали друг для друга иностранцами. Сообразив, стали активно заниматься примитивной (и не очень) контрабандой, переправкой наркотиков, оружия, золота, а то и откровенным бандитизмом.

Северная и восточная границы России – морские, западная и южная границы – преимущественно сухопутные.

Характер сухопутных границ на западе и востоке страны различный. Границы, проведенные в дореволюционной России, чаще всего проходят по естественным рубежам. При расширении государства его границы нужно было четко фиксировать. На малонаселенных территориях границы должны были быть легкоузнаваемые. Это обеспечивалось четкостью самих границ: река, горный хребет и т.д. Такой характер в основном сохраняет восточная часть южной границы.

Современные западные и юго-западные границы России возникли другим путем. Эти границы были ранее внутригосударственными, то есть разделяли отдельные субъекты на территории страны. Границы эти часто изменялись произвольно, то есть в значительной мере это административные границы.

Когда такие внутригосударственные границы превратились в межгосударственные, они оказались почти не связанными с природными объектами. Таким образом сформированы границы России с Финляндией и Польшей. Еще в большей мере это относится к границам, возникшим при распаде Советского Союза.

Основная территория Российской Федерации граничит по суше с 14 государствами и двумя частично признанными государствами (Абхазия и Южная Осетия).

Ещё с двумя странами, Литвой и Польшей, граничит полуанклав Калининградская область. Небольшой анклав Саньково-Медвежье, входящий в состав Брянской области со всех сторон окружён границей с Белоруссией.

По морю Россия граничит с 12-ю государствами

С США и Японией Россия имеет только морскую границу. С Японией это узкие проливы: Лаперуза и Кунаширский пролив, отделяющие Сахалин и южнокурильский остров Кунашир от японского острова Хоккайдо.

А с США – это Берингов пролив, граница, проходящая по нему отделяет остров Ратманова от острова Крузенштерна. Длина границы с Японией примерно 194,3 километра, с США – 49 километров.

Если западные границы, а также рубежи с КНР и Монголией продолжали охраняться, можно сказать, по-советски, то среднеазиатское и закавказское направления оказались, по сути, открытыми. Конечно, были заключены межгосударственные соглашения, согласно которым получившие полную самостоятельность новые страны СНГ обязывались защищать свои внешние границы столь же тщательно, как и прежде, но реальных сил, а часто и желания это делать у них не было.

С 2004-го границу охраняют не по линейному принципу, то есть по всей ее протяженности при едином командовании, а по регионально-объектовому. Такая структура, как считается, придает больше гибкости при охране столь протяженной границы. Существует семь пограничных управлений, по числу округов, и отдельное Арктическое региональное пограничное управление ФСБ. В 2005-м образована Береговая охрана погранслужбы ФСБ.

Стратегические цели и задачи обустройства государственной границы Российской Федерации

Под обустройством государственной границы РФ понимается система мероприятий, направленных на создание условий функционирования инфраструктуры государственной границы РФ.

Основными проблемами в сфере обустройства государственной границы РФ являются:
несовершенство нормативного правового регулирования;

  • низкий уровень развития и эксплуатации инфраструктуры на государственной границе РФ, а также недостаточные темпы ее модернизации;
  • несоответствие существующей системы пунктов пропуска потребностям государства, обусловленным темпами социально-экономического развития РФ;
  • неурегулированность вопросов права собственности в отношении объектов недвижимого имущества инфраструктуры на государственной границе РФ.

Стратегические цели, задачи и приоритеты обустройства границы опираются на Правила определения пределов пункта пропуска через государственную границу РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 253.В соответствии с этим документом под пределами пункта пропуска понимаются границы территории (акватории) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного (озерного) порта, аэропорта (аэродрома), военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также специально выделенного в непосредственной близости от государственной границы участка местности, где в соответствии с законодательством РФ осуществляется пропуск через государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Территория (акватория) пункта пропуска, установленного в пределах морского, речного (озерного) порта или аэропорта, может состоять из одного или нескольких отдельных участков.

Пределы пункта пропуска не могут выходить за пределы (границы) территории железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, аэропорта (аэродрома), военного аэродрома, территории и акватории морского, речного (озерного) порта.

В пределы пункта пропуска включаются специально оборудованные участки территории, здания, сооружения и отдельные помещения (часть помещений), а в морских, речных (озерных) портах также акватории, необходимые для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля.

Пределы пункта пропуска определяются на основе утвержденной в установленном порядке землеустроительной и проектной документации на строительство (реконструкцию), оборудование и техническое оснащение зданий, сооружений и помещений, необходимых для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля.

Пределы пункта пропуска на специально выделенном в непосредственной близости от государственной границы РФ участке местности определяются в границах этого участка на основе данных государственного кадастрового учета.

Для определения географических координат пределов пункта пропуска проводятся геодезические измерения и сверка результатов измерений с данными землеустроительной и проектной документации на строительство (реконструкцию), оборудование и техническое оснащение зданий и сооружений, необходимых для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля, или данными государственного кадастрового учета.

Совершенствование пограничная инфраструктуры

Организация проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, мест пересечения государственной границы Российской Федерации, объектов, необходимых для осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации с 2016 года возложена на Министерство транспорта РФ.

Условно весь объем работ по обустройству границы можно разделить на три части.

Первая и основная – служебно-бытовая. Она касается условий службы и быта самих пограничников. Заново построено более 300 застав, оснащенных всеми бытовыми удобствами по самым высоким требованиям. К 2020 году планируется построить около 100 застав и модернизировать весь служебный и жилой фонд всех для погранзастав, погранотрядов и пограничных управлений.

Самая сложная и самая неотложная проблема, которую предстоит решить до 2020 года – создание максимально комфортных условий для пересечения границы гражданами и транспортными средствами. Ежегодно нашу госграницу пересекает свыше 100 миллионов человек и 17 миллионов транспортных средств.

И это основная головная боль как для пересекающих, так и для охраняющих границу, включая таможенников. Совершенно недопустимо, чтобы люди томились в многочасовых очередях, ожидая, когда подойдет их время получить отметку в паспорте. Автомобилисты порой, вообще днями живут на обочинах дорогах, застряв в километровых пробках на пропускных пунктах.

Значительные объемы финансирования были и будут направлены на возведение служебного жилья. За последнее десятилетие, условия службы и жизни пограничников качественно изменились. Казармы остаются я в прошлом. На новых заставах строят общежития с проживанием по 2-3, максимум 4 человека в комнате. На каждые две комнаты предусматриваются душ и туалет, на каждую – телевизор. Для офицеров и прапорщиков, естественно, построят квартиры.

Инновационно развивается оборудование Госграницы средствами связи. Всегда с ней были большие проблемы и сейчас они в основном решены.

Теперь же в пограничных управлениях появились единые информационно-телекоммуникационные системы, в служебном обиходе получивших наименование «пограничного Интернета».

Для этого в регионах развернуто необходимое количество станций и узлов космической связи. Благодаря им видеокамеры непосредственно с линии границы смогут передать картинку в реальном времени в пограничное управление и даже в специальный технический центр на Лубянку.

Третье – модернизируются технические средства охраны границы и инженерные сооружения.

На смену колючей проволоке приходят высокие технологии – видеокамеры, тепловизоры, новейшие радиолокационные системы, сейсмические датчики и другие технические новшества, объединенные в единые автоматизированные системы поиска, обнаружения, распознавания и отображения целей.

Заключение

Процесс обретения страной государственности включает процесс обретения границ. Любое государство обеспечение своей безопасности начинает с государственной границы.

Охрана государственной границы – важное условие защиты политических, экономических интересов и безопасности России. Ее эффективность зависит от умелого использования юридического инструментария, закрепления надежного режима охраны, выделения для этого необходимого количества средств, создания специальных служб (пограничной, таможенной, карантинной, ПВО и др.), успешно взаимодействующих между собой и другими государствами, муниципальными службами.

От имени профессионального сообщества поздравляю всех пограничников с праздником! Мы твердо уверены, что у пограничников все получится – ведь они как были, так и остались лучшими из лучших стражей своего Отечества.

Борис Скупов

Список государств, граничащих с Россией, состоит из 18 стран. Соседями на западе являются скандинавские государства в лице Норвегии и Финляндии. Чуть южнее проходит граница с балтийскими государствами, в которые входят Литва, Латвия, Эстония, там же расположилась Беларусь, Украина и Польша. На юге – азиатские республики, Азербайджан и Грузия. В восточной части это Япония и США. Север страны – побережье, которое омывает океан. Еще Россия соседствует с Южной Осетией и Абхазией, которые признаны лишь частично. Безопасность границ регулируется специальной погранслужбой РФ, а также ПВО и ВМФ. Их закрытие обусловлено соответствующими требованиями. Контроль осуществляется пограничниками. Крайне актуальным является расположение таможенных пунктов.

Общая протяженность границы России

Российская Федерация является крупнейшей страной, занимающей практически наполовину материк (Европу и Азию). Граница России определяет пределы государства. Ее общая протяженность составляет 60932 километра, что превышает длину линии экватора примерно в полтора раза. На карте можно увидеть, что граница России проходит по Северно-Ледовитому океану. Восточный рубеж представлен Тихим океаном. Юг –бесчисленными лесами и степями, а запад – Восточно-Европейской равниной.

Сухопутные границы РФ

Длина сухопутных границ составляет свыше 22000 километров. 7615 км простираются по рекам и озерам. Страны, граничащие с Россией по суше, представлены 16 государствами за исключением Японии и США. После Казахстана (7512 км) самой длинной границей является Китай с протяженностью 4209 километров, большую часть которой занимает река Амур, далее идет Монголия (3484 км), Украина (2093 км), Белоруссия (1240 км). Наиболее короткий соседний промежуток у РФ с КНДР: его длина составляет всего 17 километров.

Карта мира показывает, что российско-казахстанская граница является самой протяженной. Она простирается непосредственно по суше почти на 6000 километров, а также по рекам и озерам еще на 1600 км.

Россия граничит с Китаем по большей части через Амур. Чуть менее протяженная межгосударственная линия у РФ с Монголией. Длина границы с кавказскими государствами составляет примерно 1000 километров. Среди соседей полностью признанными являются Азербайджан и Грузия. Западная граница России весьма обширна. Самый длинный рубеж здесь с Финляндией.

Морские границы РФ

Морские границы России растянулись более чем на 38800 километров, что превышает сухопутную линию между 16 государствами. Водный (морской) рубеж проходит между РФ и США с Японией. Россию и Японию отделяют многочисленные проливы по разным сторонам от Курил до азиатского острова Хоккайдо. С США Чукотский автономный округ соединяет Берингов пролив.

Территориальные споры

За многие годы своего существования граница территорий России неоднократно претерпевала значительные изменения. История знает как ряд урегулированных споров на данный момент, так и открытых до сих пор.

Урегулированные

Довольно длинной является история линии между РФ и КНР. В начале прошлого века граница России и Китая была намного более протяженная, так как в состав последнего входила Монголия. В 50-х годах ХХ века Советский союз отправил КНР карты с собственным видением линии между странами, на что не получил замечаний с китайской стороны. Однако в середине 50-х стали появляться территориальные споры, вылившиеся в конфликт на КВЖД, который закончился разгромом войск КНР, а также в конфликт на острове Даманском, завершившийся передачей территории Китаю. Полная демаркация границ между РФ и КНР свершилась только в 2005 году. По решению обеих сторон примерно 337 квадратных километров территории было передано Китаю.

Юг России долгое время вызывал множество вопросов. Граница с Азербайджаном простирается на 327 километров. Она была окончательно установлена после подписания совместного договора в 2010 году, когда стороны обменялись ратификационными грамотами. Но ранее между государствами возникали разнообразные споры, которые долгое время не могли быть урегулированы. В начале 1950-х годов столица поручила начать строительство гидроузла для Азербайджана на территории Дагестана. После распада Советского Союза территория была отдана южному соседу, хотя располагалась в пределах России. В начале 90-х вновь остро встал вопрос об определении четких границ. Местоположение нынешних границ не оспаривается.

Российско-эстонская граница является далеко не самой протяженной, однако и она в свое время вызвала немало споров. Так, например, Эстония хотела заполучить один из районов приграничной Псковской области и правый берег Нарвы. В середине «нулевых» государства подтвердили ранее установленную границу времен СССР. Также планировалось передать Эстонии небольшой участок взамен на получение иных территорий, но стороны так и не определились с требованиями. На протяжении нескольких лет вопрос об определении границ висел в воздухе, и лишь в 2014 году стороны подписали договор об отсутствии взаимных претензий.

На некоторые территории России после распада СССР претендовала и другая балтийская республика – Латвия. Руководство страны желало заполучить Пыталовский район, расположенный в Псковской области. Впрочем, требование балтийского государства не было принято, и после подписания в 2007 году соглашения, определяющего границы между странами, данный конфликт был исчерпан.

Открытые на текущий момент

Конфликт между Россией и Украиной не утихает до сих пор, оттого все еще актуальным остается вопрос границы между двумя государствами. В 2014 году Россией был сделан важный политический шаг в виде присоединения полуострова Крым. Украинская сторона считает данную территорию оккупированной РФ, однако Российская Федерация определила границы своего государства в рамках полуострова. Протяженный отрезок имеет длину примерно 735 километров. После вхождения региона в состав Российской Федерации, Украина, не признающая его принадлежность России, ввела специфический закон, создающий особую экономическую зону на территории полуострова. Контурный отрезок границы все еще является спорным, перспектива выглядит туманной, а на территории континентальной Украины находится пограничный пункт.

Разногласия России и Японии относительно владения Курильскими островами идут не один год. Одним из итогов Второй мировой войны стало присоединение Курил к Советскому Союзу. Тем не менее, Япония оспаривает принадлежность трех крупнейших островов (Итуруп, Шикотан, Кунашир), так как считает, что их присоединение не имело юридических оснований. В свою очередь Россия настаивает на правомерном владении южными Курилами. На данный момент вопрос остается открытым, что препятствует подписанию мирного договора между государствами. Сейчас сложно предположить, когда напряженный период начнет проходить.

Границы исключительных экономических зон

Положение в виде Федерального закона указывает, что исключительная экономическая зона – это район моря и прилегающие объекты, которые расположены за границами территориальных вод страны. К такому району применяется особый правовой режим. Кроме того, к ИЭЗ закон относит ряд островов государства, не подходящих для проживания на них людей. Закон подчеркивает, что граница ИЭЗ составляет чуть более 370 километров от линий, являющихся началом отсчета ширины территориальных вод.

В пределах исключительных экономических зон осуществляется разведка, уход за природой и использование соответствующих ресурсов. Также на такой территории допускается создание исследовательских центров и лабораторий. Государство тщательно контролирует, сколько, например, вылавливается рыбы. Таким образом, в случае угрозы исчезновения того или иного вида местный закон позволяет ввести запрет на поимку и реализацию подобных природных ресурсов.

В целом ряде морей Россия имеет границы ИЭЗ. Они проходят между РФ и Норвегией, Турцией, Японией, США, Украиной и другими странами. Представители соседствующих государств должны учитывать приоритетное право России на совершение тех или иных действий на территории исключительной экономической зоны.

Все приграничные территории Российской Федерации выполняют особые функции. На них проживает свыше 50 различных национальностей. В общей сложности почти 76% территории России находится в приграничных субъектах, в которых проживает треть населения страны. Население районов, расположенных на границе, составляет свыше 100 тысяч человек. Многие из них являются важными составляющими в осуществлении приграничного сотрудничества.

Государственный интерес в таком виде сотрудничества проявляется в целом ряде сфер:

  • торговля;
  • переработка сырья;
  • формирование совместных предприятий;
  • улучшение транспортного сообщения;
  • рациональное использование ресурсов природы;
  • строительство;
  • образование;
  • и т.д.

То, с какими странами граничит Россия, обуславливает успешность взаимоотношений между государствами. Приграничное сотрудничество призвано улучшить состояние этих территорий, а также укрепить взаимоотношения между соседствующими государствами. Пересечение общих потребностей сотрудничества во многом определяется схожими характеристиками стран в плане правовой системы, уровня социально-экономического положения и общей близости народов. Соответственно, несоблюдение этих условий грозит стать серьезным барьером во взаимоотношениях между государствами. В этом плане России действительно важно, с кем граничить.

Помимо неоспоримых плюсов приграничного сотрудничества, следует выделить определенные риски, возникающие при неправильной работе выделенных сфер. К ним относят:

  • переход людей с приграничных территорий;
  • угроза возникновения радикального национализма;
  • террористическая опасность;
  • нелегальная миграция.

Все это может произойти, если поверхностно подходить к вопросу приграничного сотрудничества и халатно осуществлять контроль над ним. К сожалению, сейчас многие приграничные территории России находятся не в самом лучшем состоянии. Об этом свидетельствуют показатели развития выделенных территорий, которые на 70-90% уступают средним цифрам по стране. Серьезно уступает количество инвестиций, доходы населения, есть убыточные предприятия. Поэтому России следует внимательным образом изучать международный зарубежный опыт (в частности, обратить внимание на Запад) в сфере приграничного сотрудничества, так как именно он способен вывести отстающие регионы из сложившейся ситуации.

На данный момент в РФ приграничное сотрудничество осуществляется посредством создания особых экономических зон. Они привлекают финансовые ресурсы в соответствующие регионы, так как имеют особый юридический статус. После принятия закона об ОЭЗ в 2005 году было создано шесть таких зон (город Зеленоград и др.), сконцентрированных в центральной и северо-западной части страны. Позже особые экономические зоны появились в Сибири и на Юге. То, с кем и где граничит Россия, определяет направленность подобных зон. С каждым годом их количество растет, что, безусловно, положительно влияет на развитие приграничного сотрудничества и позволяет иметь больше перспектив в экономической сфере.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *