Романтизм в литературе

Что такое романтизм: кратко и понятно

Важное место в мировом искусстве занимает эпоха романтизма. Это направление просуществовало достаточно небольшое количество времени в истории литературы, живописи и музыки, но оставило большой след в формировании тенденций, создании образов и сюжетов. Предлагаем подробнее ознакомиться с этим явлением.

Определение и значение термина

Романтизм – это художественное направление в культуре, характеризующееся изображением сильных страстей, идеального мира и борьбы личности с обществом.

Само слово «романтизм» вначале имело значение «мистический», «необычный», но позже приобрело несколько другой смысл: «иной», «новый», «прогрессивный».

История возникновения

Период романтизма приходится на конец XVIII века и первую половину XIX века. Кризис классицизма и излишняя публицистичность Просвещения привели к переходу от культа разума к культу чувства. Связующим звеном между классицизмом и романтизмом стал сентиментализм, в котором чувство становилось рациональным и естественным. Он стал своеобразным истоком нового направления. Романтики пошли дальше и полностью погрузились в иррациональные размышления.

Истоки романтизма стали зарождаться в Германии, в которой к тому времени было популярно литературное движение «Буря и натиск». Его приверженцы высказывали достаточно радикальные идеи, что послужило становлению среди них романтического бунтарского настроя. Развитие романтизма продолжилось уже во Франции, России, Англии, США и других странах. Основоположником романтизма в живописи считается Каспар Давид Фридрих. Родоначальником в русской литературе – Василий Андреевич Жуковский.

Основными течениями романтизма стали народно-фольклорное (основано на народном творчестве), байроническое (меланхолия и одиночество), гротескно-фантастическое (изображение нереального мира), утопическое (поиск идеала) и вольтеровское (описание исторических событий).

Основные черты и принципы

Главной характеристикой романтизма является преобладание чувства над разумом. Из реальности автор переносит читателя в идеальный мир или сам томится по нему. Отсюда еще один признак – двоемирие, создающееся по принципу «романтической антитезы».

Романтизм по праву можно считать экспериментальным направлением, в котором фантастические образы умело вплетаются в произведения. Эскапизм, то есть уход от реальности, достигается мотивами прошлого или погружением в мистику. В качестве средств для ухода от реальности автор выбирает фантастику, прошлое, экзотику или фольклор.

Отображение эмоций человека через природу является ещё одной особенностью романтизма. Если говорить о своеобразии в изображении человека, то часто он предстает перед читателем одиноким, нетипичным. Появляется мотив «лишнего человека», бунтаря, разочаровавшегося в цивилизации и сражающегося против стихии.

Философия

Дух романтизма был пропитан категорией возвышенного, то есть созерцанием прекрасного. Приверженцы новой эпохи пытались переосмыслить религию, объясняя ее, как ощущение бесконечности, и ставили идею необъяснимости мистических явлений выше идей атеизма.

Суть романтизма заключалась в борьбе человека против общества, преобладанием чувственности над рациональностью.

Как проявил себя романтизм

В искусстве романтизм проявился во всех сферах, кроме архитектуры.

В музыке

Композиторы романтизма по-новому смотрели на музыку. В мелодиях звучал мотив одиночества, большое внимание уделялось конфликту и двоемирию, с помощью личного тона авторы для самовыражения добавляли в произведения автобиографичность, использовались новые приемы: например, расширение тембровой палитры звука.

Как и в литературе, здесь появился интерес к фольклору, а в операх добавились фантастические образы. Основными жанрами в музыкальном романтизме стали ранее непопулярные песня и миниатюра, перешедшие из классицизма опера и увертюра, а также поэмные жанры: фантазия, баллада и другие. Самые известные представители этого направления: Чайковский, Шуберт и Лист. Примеры произведений: Берлиоз «Фантастическая история», Моцарт «Волшебная флейта» и другие.

В живописи

Эстетика романтизма имеет свой неповторимый характер. Самый популярный жанр в картинах романтизма — пейзаж. Например, у одного из самых известных представителей русского романтизма Ивана Константиновича Айвазовского это бурная морская стихия («Море с кораблем»). Один из первых художников-романтиков, Каспар Давид Фридрих, ввел в живопись пейзаж от третьего лица, показав человека со спины на фоне таинственной природы и создав ощущение, что мы смотрим глазами этого персонажа (примеры произведений: «Двое, созерцающие луну», «Скалистые берега острова Рюгин»). Превосходство природы над человеком и его одиночество особенно чувствуется в картине «Монах на берегу моря».

Изобразительное искусство в эпоху романтизма становилось экспериментальным. Уильям Тёрнер предпочитал создавать полотна размашистыми мазками, с почти незаметными деталями («Метель. Пароход у входа в гавань»). В свою очередь, предвестник реализма Теодор Жерико также писал картины, мало похожие на изображения реальной жизни. Например, на картине «Плот Медузы» умирающие от голода люди выглядят, как атлетически сложенные герои. Если говорить о натюрмортах, то все предметы на картинах постановочно расставлены и вычищены (Чарльз Томас Бейл «Натюрморт с виноградом»).

В литературе

Если в эпоху Просвещения за редким исключением отсутствовали лирические и лироэпические жанры, то в романтизме они играют главную роль. Произведения отличаются образностью, оригинальностью сюжета. Либо это приукрашенная реальность, либо это вовсе фантастические ситуации. Герой романтизма обладает исключительными качествами, оказывающими влияние на его судьбу. Книги, написанные два века назад, до сих пор пользуются спросом не только среди школьников и студентов, но и среди всех интересующихся читателей. Примеры произведений и представители направления представлены ниже.

За рубежом

Среди поэтов начала XIX века можно назвать Генриха Гейне (сборник «Книга песен»), Уильяма Вордсворта («Лирические баллады»), Перси Биши Шелли, Джона Китса, а также Джорджа Ноэла Гордона Байрона — автора поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда». Большую популярность получили исторические романы Вальтера Скотта (например, «Айвенго», «Квентин Дорвард»), романы Джейн Остин («Гордость и предубеждение»), поэмы и рассказы Эдгара Аллана По («Ворон», «Падение дома Ашеров»), рассказы Вашингтона Ирвинга («Легенда о Сонной Лощине») и сказки одного из первых представителей романтизма Эрнеста Теодора Амадея Гофмана («Щелкунчик и Мышиный король», «Крошка Цахес»).

Также известны произведения Сэмюэла Тейлора Колрижда («Сказания старого морехода») и Альфреда де Мюссе («Исповедь сына века»). Примечательно, с какой лёгкостью читатель попадает из реального мира в вымышленный и обратно, вследствие чего они оба сливаются в одно целое. Отчасти это достигается простым языком многих произведений и непринужденным повествованием о столь необычных вещах.

В России

Родоначальником русского романтизма считается Василий Андреевич Жуковский (элегия «Море», баллада «Светлана»). Со школьной программы всем знакома поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри», где особое внимание уделяется мотиву одиночества. Поэта не зря называли русским Байроном. Философская лирика Федора Ивановича Тютчева, ранние стихотворения и поэмы Александра Сергеевича Пушкина, поэзия Константина Николаевича Батюшкова и Николая Михайловича Языкова, — всё это оказало большое влияние на развитие отечественного романтизма.

Раннее творчество Николая Васильевича Гоголя также представлено в этом направлении (например, мистические повести из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»). Интересно, что романтизм в России развивался параллельно с классицизмом и иногда эти два направления не слишком резко противоречили друг другу.

Даниил Шишкин

Основные черты романтизма в литературе

Мировосприятие, художественные открытия и выдающиеся представители романтизма

Романтизм — направление в искусстве и литературе, возникшее в конце 18 века в Германии и распространившееся по Европе и Америке.

Признаки романтизма:

— Подчеркнутое внимание к человеческой личности, индивидуальности, внутреннему миру человека.

— Изображение исключительного характера в исключительных обстоятельствах, сильной, бунтарской личности, непримиримой с миром. Это человек не только свободен духом, но еще особенный и необычный. Чаще всего это одиночка, которого не понимает большинство других людей.

— Культ чувств, природы и естественного состояния человека. Отрицание рационализма, культа разума и упорядоченности.

— Существование «двух миров»: мира идеала, мечты и мира действительности. Между ними существует непоправимое несоответствие. Это приводит художников-романтиков в настроение отчаяния и безнадежности, «мировой скорби».

— Обращение к народным сюжетам, фольклору, заинтересованность в историческом прошлом, поиски исторического сознания. Активный интерес к национальному, народному. Поднятие национального самосознания, нацеленность на самобытность среди творческих кругов европейских народов.

— В литературе и живописи становятся популярны развернутые описания экзотической природы, бурных стихий, а также образы «естественных» людей, «не испорченных» цивилизацией.

Романтизм напрочь отказался от использования сюжетов об античности, популярных в эпоху классицизма. Он привел к возникновению и утверждению новых литературных жанров — песенной баллады, основанной на фольклоре, лирической песни, романсов, исторических романов.

Выдающиеся представители романтизма в литературе: Джордж Гордон Байрон, Виктор Гюго, Уильям Блейк, Эрнст Теодор Амадей Гофман, Вальтер Скотт, Генрих Гейне, Фридрих Шиллер, Жорж Санд, Михаил Лермонтов, Александр Пушкин, Адам Мицкевич.

Подобные материалы

Краткая характеристика барокко в искусстве и литературе

Краткая характеристика культуры Средневековья

Романтизм и реализм в литературе 19 века

Эстетические принципы классицизма

Что такое романтизм — основные черты, признаки и особенности, представители романтизма в литературе, музыке и живописи

14 апреля 2020

«Студент всегда отчаянный романтик!
Хоть может сдать на двойку романтизм».
Эдуард Асадов, советский поэт

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Романтика ассоциируется с любовью, страстными порывами, звездным небом и туристическими походами по нехоженым тропам.

Сама суть романтизма в том, чтобы чувства переполняли, душа звала на подвиги (это что?), а ты ощущал себя частью удивительной природы. Так было в XIX веке, ничего не изменилось и сейчас.

Романтизм — это культурное течение, возникшее на стыке XVIII и XIX веков как оппозиция классицизму (что это такое?). На смену разуму просветителей пришли чувства романтиков.

Романтизм с реализмом (что это?) — еще и два основных творческих метода XIX века в искусстве, которые до сегодняшнего времени не сдают позиций, и в этом раскладе вряд ли что-то поменяется.

«В жизни много больших романтических моментов. И ради них стоит жить. Но есть одна проблема: моменты проходят. И из-за угла этих моментов уже выглядывает жестокий, небритый засранец, имя которому — реальность».
«Как я встретил вашу маму», американский сериал

История и определение термина «романтизм»

В словаре Даля, который был составлен в середине XIX века, дано определение романтизма «по горячим следам» — так, как его понимали живые участники событий:

«Романтизм, романтический говорится об изящных сочинениях: вольный, свободный, не стесненный условными правилами, подражающий быту, либо природе, противоположное: классицизм, классический».

Любопытно, что романтизм Даль не выводит отдельной словарной статьей, а дает вместе со словами РОМАН, РОМАНИСТ, РОМАНС.

Французское слово romantisme корнями уходит к средневековой итальянской героической песне-романсу и к понятию «роман» — так в XVII веке называли легкое чтиво, написанное на романских языках, в противовес настоящей литературе на классической латыни и древнегреческом.

Рождение нового культурного течения связано с грандиозной перестройкой общества, которая началась во время Великой французской революции 1789–1794 гг. и сотрясала Европу всю первую половину XIX века.

Романтики — мечтатели, люди с активной гражданской позицией — хотели борьбы, перемен, не могли мириться с существующим положением вещей, стремились к свободе.

*Эжен Делакруа, Свобода ведущая народ, 1830 г.

«Романтики перекраивают мир, а реалисты думают только о своей утробе».
Ирвинг Стоун, американский писатель

Особенности, признаки и черты романтизма в искусстве

Романтизм в разных национальных культурах проявляет себя по-своему, тем не менее прослеживаются общие черты, характерные для этого направления:

  1. интерес к противоречивому внутреннему миру человека;
  2. отказ от иерархии стилей, полная свобода творческого воображения;
  3. романтический герой — одиночка, бунтарь, дикарь с трагическим восприятием мира;
  4. единение человека и природы;
  5. томление героя по идеальному миру и свободе, неприятие обыденной жизни;
  6. сильные эмоции.

Основная идея романизма — противостояние человека и общества, причем настоящий романтический герой одинок, не принимается социумом, витает в высоких мирах, стремится оторваться от скучной рутины обыденной жизни.

Романтику не интересна простая жизнь вокруг, его мятежная душа «ищет бури», пытается вырваться из оков повседневности. Душевный надлом, сильные переживания, даже психические расстройства становятся предметом искусства.

В живописи расцветает портретный жанр, где наиболее остро выражен интерес к личности человека.

*Теодор Жерико, Старуха, страдающая манией зависти, 1822-23 гг.

Представители романтизма в попытках бегства от действительности пошли в противоположную от классицизма сторону. Если классики искали идеал в античности, то романтики черпают вдохновение в фольклоре (что это такое?), средневековом искусстве, рыцарской культуре, мистике.

Легенды, предания, народные песни, баллады (что это?), а особенно сказки становятся популярными жанрами произведений романтизма.

На этой волне Амадей Гофман пишет свои знаменитые сказки «Крошка Цахес», «Щелкунчик, или Мышиный король», Вильгельм Гауф «Каменное сердце», «Калиф-аист», «Маленький Мук».

*Иллюстрация к сказке Гофмана «Щелкунчик, или Мышиный король»,
Петер Клар Гайслер, 1840 г.

Еще одной манящей реальностью становится мир востока. В начале XVIII века французский востоковед Антуан Галлан издает свой перевод сборника арабских сказок «Тысяча и одна ночь».

*Джон Фредерик Льюис, Иллюстрация к «Тысяче и одной ночи», 1857 г.

В XIX веке книга неимоверно популярна, переводится на другие европейские языки, становится предметом фальсификаций (это что?) и подражаний. К тому же романтики обожают путешествовать, и многие самостоятельно открывают для себя экзотику восточных стран.

Что такое романтизм в литературе

Романтизм в литературе — это, во-первых, литературное направление начала XIX века, пришедшее на смену классицизму и подавленное позже реализмом, и, во-вторых, художественный метод, который особым образом переосмысливает и изображает действительность.

Романтический метод напоминает юношеский максимализм. Мир романтика, как и мир подростка, полярен и замешан на борьбе противоположностей.

Бог и дьявол, возвышенное и низменное, истина и ложь, свобода и зависимость, исключительность и обыденность — у романтика нет золотой середины, он стремится к идеалу, но идеал этот абсолютен, а поэтому недостижим.

Трагедия романтика в том, что он не может примирить идеальный замысел с неидеальным воплощением. На этом строится двоемирие романтизма.

Рождение романтизма связано с немецким городом Йеном. Здесь в 1798–1802 годах образовался кружок молодых писателей: братьев Шлегелей, Новалиса, Вильгельма Вакенродера, Людвига Тика. На их взгляды повлияли философские концепции (что это такое?) идеализма Фихте и Шеллинга (см. что такое идеализм).

«В понятии человека заложено, что его последняя цель должна быть недостижимой, а его путь к ней — бесконечным».
Иоганн Готлиб Фихте, немецкий философ

Вторая волна немецкого романтизма делала ставку на фольклор. Гейдельбергская школа знаменита собирателями народных сказок братьями Вильгельмом и Якобом Гримм. Жанр сказки взлетает на немыслимые доселе высоты.

*Братья Гримм

Поздний романтизм в Германии — это налет безысходности и ощущения внутреннего разлада. Мечта об идеале вдребезги разбивается о суровую реальность.

Яркие представители позднего романтизма в немецкой литературе драматург и автор новелл (что это?) Генрих фон Клейст, сказочники Эрнст Теодор Амадей Гофман, Вильгельм Гауф, Адельберт фон Шамиссо.

Черты романтизма в английской литературе намечаются в мистической поэзии Уильяма Блейка, в готических романах Горация Уолпола, но не выстраиваются в однородную систему.

Английский романтизм — это и воспевание простых чувств, красоты природы Уильяма Вордсворта, и настроения протеста Джорджа Байрона, и средневековые исторические сюжеты Вальтера Скотта.

Во Франции романтизм сложился позднее, т.к. традиции классицизма здесь были наиболее сильны. Французский романтизм опирается на философию Жан-Жака Руссо с его культом чувств и страстей «естественного человека».

Самые громкие имена французских писателей-романтиков — Шатобриан, Жермена де Сталь, Виктор Гюго, Жорж Санд.

Романтизм в русской литературе развивался на фоне бурной деятельности разнообразных литературных кружков и объединений. Первыми поэтами-романтиками становятся В.А.Жуковский и К.Н.Батюшков, хотя их поэзию трудно сравнивать, настолько отличается она по темпераменту.

Меланхоличный (это какой?) и лирический Жуковский близок к сентиментализму (что это?), а взрывной Батюшков отдается сильным чувствам, причем как радостным, так и печальным. Видимо, это его и сгубило — поэт в 35 лет сошел с ума.

*Константин Батюшков

Романтические идеи были близки раннему Пушкину, но работая над «Евгением Онегиным», он становится реалистом, а Ленского — символ поэта-романтика — безжалостно убивает, показывая читателю, что у романтизма нет будущего.

Повести Гоголя имеют яркие черты романтизма:

  1. мистичность,
  2. полярность добра и зла,
  3. стремление к мечте,
  4. тоска одиночества,
  5. обращение к национальной культуре.

Кульминация (что это?) романтизма в России — творчество М.Ю.Лермонтова, недаром его называют «русским Байроном», хотя сам поэт попытался откреститься от этого звания в своем стихотворении-пророчестве:

«Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой…»
1832 г.

Закат литературного направления романтизма в России связан с философской поэзией Ф.М.Тютчева.

Романтизм в живописи

Основоположник романтизма в живописи — французский художник Теодор Жерико (1791–1824). Он рано погиб, упав с лошади, и при жизни не получил признания. В его картинах остро чувствуется характерные признаки романтизма — конфликтность мира и глубина человеческих переживаний.

*Самая известная картина Теодора Жерико «Плот «Медузы» стала символом Франции, переживающей одновременно и надежду, и отчаяние

Чтобы понять, что такое романтизм в изобразительном искусстве, нужно обратить внимание на два жанра, наиболее ярко раскрывшихся в этот период — портрет и пейзаж.

Романтический портрет всегда предпочитает внешней красоте внутренний огонь, духовное богатство человека. Это не просто замершая фигура, в ней чувствуется динамика внутренней жизни.

*Франсиско де Гойя, эскиз к картине «Портрет Карла IV с семейством», 1789–1800 гг.

Пейзаж в романтизме отражает душу самого мироздания, и она тоже дается в динамике. Природа для романтика — это стихия, изменчивая и непокорная.

*Каспар Давид Фридрих, «Прогулка в сумерках», 1837–1840 гг.

Она отражает внутреннее состояние героя или призвана вызвать сильные эмоции у зрителя. Художник-романтик любит в красках живописать бури, грозы, шторма. Милые сердцу любого романтика иррационализм и мистика находят отражение в ночных пейзажах.

Романтизм в музыке

Романтики боготворили музыку, считая ее высшим видом искусства, так как именно она наиболее полно выражает чувства и движения души.

И если в литературе и живописи романтизм вытесняется реализмом к середине XIX века, то в музыке он обосновался до самого конца столетия.

Музыка романтизма — это:

  1. мотив одиночества;
  2. напряженный конфликт личности с окружающим миром;
  3. двоемирие;
  4. автобиографичные темы;
  5. образы лирической любви;
  6. новый подход к фантастическим и сказочным сюжетам.

Композиторы-романтики тоже обращаются к фольклору — народные песни, баллады, эпос (что это за жанр?) обогатили авторские музыкальные произведения.

*Франц Шуберт (1797–1828), первый композитор-романтик

Романтизм связан с именами величайших композиторов.

Шуберт, Лист, Григ, Вагнер, Брамс, Мендельсон, Штраус, Паганини, Верди, Бизе, Берлиоз, Шопен, Мусоргский, Чайковский, Римский-Корсаков — музыка этих композиторов-романтиков до сих пор собирает полные залы и не теряет популярности.

Новый романтизм

В 2011 году австралийский художник Люк Тернер заявил о рождении новой эпохи метамодернизма, которая идет на смену приевшемуся постмодернизму. Художник вводит новый термин, объясняющий идею и настроение эпохи, — «новый романтизм».

Его суть в обращении к одной из основных черт романтизма XIX века — уходу от реального мира в мир фантазий и прошлых времен.

Эстетика (что это значит?) неоромантизма распространяется на кинематограф, музыку и жанр музыкального клипа, живопись, моду и литературу.

*Питер Дойг, «Lunker» (Большая рыба)

К неоромантикам можно отнести режиссера Уэса Андерсона (фильм «Королевство полной луны», 2012 г.), писательницу Диану Сеттерфилд (роман «Тринадцатая сказка», 2006 г.), художника Питера Дойга. Романтизм на наших глазах переживает второе рождение.

Автор статьи: Елена Румянцева

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка

Эпоха Романтизма

На рубеже XVIII и XIX веков европейская и, в том числе американская, культура переживали зарождение, совершенно отличного от периода размышлений и философии Просвещения, — этапа Романтизма. Вкрапляясь постепенно из Германии в культуру и искусство Англии, Франции, России и других европейских стран, Романтизм обогащал художественный мир новыми красками, сюжетными линиями и смелостью обнаженной натуры.

Название свежего течения родилось из тесного переплетения нескольких значений однозвучных слов разных стран — romantisme (Франция), romance (Испания), romantic (Англия). Впоследствии имя направления укоренилось и дошло до наших дней как romantique — нечто живописно-странное, фантастически-красивое, существующее тольк в книгах, но не в действительности.

Общая характеристика

Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины, паровоза,парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке.

Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. То есть романтисты хотели показать необычного человека в необычных обстоятельствах. Одним словом, романтисты противостояли прогрессивной цивилизации.

Глубина собственных личных переживаний и мыслей — вот что передают живописцы через свой художественный образ, который сделан с помощью цвета, композиции и акцентов. В различных европейских странах существовали свои особенности в трактовке романтического образа. Всё это связано с философским течением, а также общественно-политической обстановкой, на которое единственным живым откликом было искусство. Не была исключением и живопись.

Германия того времени была раздроблена на маленькие герцогства и княжества и переживала суровые публичные потрясения. Живописцы не изображали героев-титанов, не делали монументальных полотен, в данном случае энтузиазм вызывал глубокий духовный мир человека, нравственные искания, его величие и красоту. Потому в наибольшей степени романтизм в живописи Германии представлен в пейзажах и портретах.

Традиционный эталон этого жанра — это Работы Отто Рунге. В портретах этого живописца, через обработку черт лица и глаз, через контраст тени и света передаётся рвение художника продемонстрировать противоречивость личности, ее глубину и мощь чувствования. Благодаря пейзажу гиперболизированное и в меньшей степени умопомрачительное изображение деревьев, птиц и цветов. Отто Рунге также пытался открывать многоплановость человеческой личности, её схожесть с природой, неопознанной и различной.

Автопортрет «Ми втроем», 1805, Филипп Отто Рунге

Во Франции романтизм в живописи развивался по иным принципам. Бурная общественная жизнь, а также революционные потрясения проявляются в живописи тяготением живописцев к изображению умопомрачительных и исторических сюжетов, также, с «нервным» возбуждением и патетикой, которые достигались ослепительным цветовым контрастом, некоторой хаотичностью, экспрессией движений, а также стихийностью композиций.

В творчестве Т.Жерико наиболее ярко представлены романтические идеи. Живописец создавал пульсирующую глубину эмоций, профессионально воспользовавшись светом и цветом, изображал возвышенный порыв к свободе и борьбе.

«Дерби в Эпсоме», 1821, Теодор Жерико «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку», 1812

Свое отражение эпоха Романтизма также нашла в полотнах художников, обличающих внутренние страхи, порывы, любовь и ненависть в четких контрастах света, тени и полутонов. Выбеленные тела Г.И.Фюсли наряду с фантасмагорией вымышленных чудовищ, обнаженные трогательные женские тела Э.Делакруа на фоне мрачных обломков и дыма,картины, написанные магической силой кисти испанского живописца Ф. Гойя, свежесть штиля и мрачность шторма И.Айвазовского — вытянули из глубины веков Готики и Возрождения на поверхность то, что ранее так умело маскировалось общепринятыми канонами.

Кошмар, 1781, Иоганн Генрих Фюсли Свобода, ведущая народ, 1830, Эжен Делакруа Радуга, Иван Айвазовский

Если живопись XIII и XIV веков была скупа на эмоции, а в последующее трехсотлетие становления искусства Раннего и Высокого Возрождения, с его преодолением религиозности и слепой веры в иное или периода Просвещения, положившего конец «охоте на ведьм», то художественное отображение на полотнах Романтизма позволило заглянуть в мир отличный от реального.

Для передачи страстей художники прибегали к использованию сочных красок, ярких мазков и насыщению картин «спецэффектами».

Бидермейер

Одним из ответвлений романтизма в живописи является стиль бидермейер. Основная черта бидермейера — идеализм. В живописи преобладают бытовые сценки, а в других жанрах картины носят камерный характер. Живопись стремится найти черты идиллической привлекательности в мире маленького человека. Эта тенденция уходит корнями в особенности национального немецкого быта, в первую очередь бюргерства.

Книжный червь, ок. 1850, К. Шпицвег

Один из наиболее крупных представителей живописи бидермейера, Карл Шпицвег, писал чудаков-обывателей, как их называли в Германии, филистеров, каким он был и сам.

Конечно, его герои ограничены, это — маленькие люди провинции, поливающие розы на балконе, почтальоны, кухарки, писари. В картинах Шпицвега есть юмор, он посмеивается над своими персонажами, но беззлобно.

Постепенно понятие «бидермейер» распространилось на моду, прикладное искусство, графику, интерьер, мебель. В прикладном искусстве наибольшее развитие получают роспись фарфора и стекла. К 1900 году это слово стало также обозначать «старые добрые времена».

Бидермейер — стиль провинциальный, хотя в этом стиле работали и столичные художники, в Берлине и Вене. Проник бидермейер и в Россию. Его влияние есть в работах русских мастеров, А. Г. Венецианова и В. А. Тропинина. Выражение «русский бидермейер» существует, хотя и звучит нелепо.

Спящий пастушок, 1823—24, А. Г. Венецианов Семейный портрет графов Морковых, 1813, В. А. Тропинин

В России бидермейер — это пушкинские времена. Мода бидермейера — мода пушкинских времен. Это редингот, жилет и цилиндр у мужчин, трость, узкие брюки со штрипками. Иногда — фрак. Женщины носили платья с узкой талией, широкими декольте, широкими юбками в форме колокола, шляпки. Вещи были просты, без сложных украшений.

Для интерьеров в стиле бидермейер характерны интимность, сбалансированность пропорций, простота форм и светлые цвета. Помещения были светлые и просторные, отчего интерьер воспринимался в меру простым, но психологически комфортным. Стены комнат с глубокими оконными нишами, окрашивали в белый или другие светлые тона, оклеивали тиснёными полосатыми обоями. Рисунок на оконных занавесках и мебельной обивке был одинаковым. Эти матерчатые детали интерьера были цветными и содержали рисунки с изображением цветов.

Появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни. Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приема гостей. Дополнительный уют жилому интерьеру придавала окрашенная в тёплые тона мебель и настенные акварели, гравюры, а также большое число украшений и сувениров. Как и в случае со стилевыми предпочтениями, практичный бидермейер отбирает только те предметы меблировки, которые соответствуют его представлению о функциональности и комфорте. Никогда еще мебель настолько полно не отвечала своему предназначению, как в эту эпоху, — декоративность отходит на второй план.

В начале XX века бидермейер стал оцениваться негативно. Его понимали как «пошлый, мещанский». Ему действительно были присущи такие черты, как интимность, камерность, сентиментальность, поэтизация вещей, что и привело к такой оценке.

Противостоял романтизм эпохе Просвещения и в словесном плане: язык романтических произведений, стремясь быть естественным, «простым», доступным для всех читателей, представлял собой нечто противоположное классике с ее благородной, «возвышенной» тематикой, характерной, например, для классической трагедии.

Романтический герой — личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Романтиков интересовали все страсти, и высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу. Высокая страсть — любовь во всех ее проявлениях, низкая — жадность, честолюбие, зависть. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души — характерные черты романтизма.

У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится «болезнью века». Героям многих романтических произведений (Ф.Р.Шатобриана, А.Мюссе, Дж.Байрона, А.Виньи, А.Ламартина, Г.Гейне и др.) свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Тема «страшного мира», свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом «черном жанре», а также в произведениях Байрона, К.Брентано, Э.Т.А.Гофмана, Э.По и Н.Хоторна.

В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», — прежде всего идеях свободы. Разочарование романтизма — это разочарование в действительности, но прогресс и цивилизация — лишь одна ее сторона. Неприятие этой стороны, отсутствие веры в возможности цивилизации предоставляют другой путь, путь к идеалу, к вечному, к абсолюту. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. Это путь к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (А.Де Виньи).

Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В.А.Жуковский). У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы. (Дж.Байрон, П.Б.Шелли, Ш.Петефи, А.Мицкевич, ранний А.С.Пушкин). Общим же было то, что все они видели в человеке единую сущность, задача которой вовсе не сводится лишь к решению обыденных задач. Напротив, не отрицая повседневности, романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству.

Кстати, именно благодаря Жуковскому в русскую литературу входит один из любимейших жанров западноевропейских романтиков — баллада. Благодаря переводам Жуковского русские читатели познакомились с балладами Гете, Шиллера, Бюргера, Саути, В.Скотта. «Переводчик в прозе есть раб, переводчик в стихах — соперник», эти слова принадлежат самому Жуковскому и отражают его отношение к собственным переводам.

Сообщение о романтизме расскажет Вам об идейном и художественном направлении конца XVIII – начала XIX века.

«Романтизм» сообщение кратко

Что такое романтизм?

Романтизм является идейным и художественным направлением, которое возникло в американской и европейской культуре конца XVIII века — начале XIX века, в качестве реакции на эстетику классицизма. Вначале романтизм сложился в 1790 –тые годы в немецкой поэзии и философии, позже распространился во Франции, Англии и остальных странах.

Особенности романтизма

В искусстве романтизма новыми критериями стали повышенное внимание к неповторимым, индивидуальным чертам человека, свобода самовыражения, искренность, раскованность и естественность. Представители нового течения отвергали практицизм и рационализм, прославляя вдохновение и эмоциональность выражения.

Молодежь особенно поддалась влиянию романтизма, ведь она получила возможность много читать и учиться. Молодые люди вдохновились идеями самосовершенствования и индивидуального развития, идеализации личной свободы, которые сочетались с отвержением рационализма. Символом воплощения новых романтических идей в Европе стала картина «Странник над морем тумана».

В живописи романтизма преобладали объемная пространственность, динамичность композиции, светотень и насыщенный колорит. Среди художников-романтиков выделяют Жерико, Тернера, Делакруа, Мартина и Фузели. Излюбленные мотивы – старинные руины и пейзажи.

В литературе романтики обратились к загадочному, таинственному, ужасному: сказкам и народным поверьям. Среди новых возникших литературных движений были «Буря и натиск» (Германия), примитивизм (Франция). Особенной популярностью пользовался готический роман, баллады и старые романсы.

Главные черты романтизма в литературе:

  • Полная свобода творчества
  • Разнообразие жанров
  • Личное, лирическое начало произведений
  • Необыкновенные и фантастические события
  • Перемещение героев в острые ситуации
  • Характер главных героев был ярким
  • Очень часто действия книги происходили в далеких странах с диковинными условиями

В философии же романтиками себя объявили братья Новалис и Шлегель, Колридж . Они «проповедовали» трансцендентальную философию Фихте и Канта, основанную на творческих возможностях разума. Философские новые идеи широко распространились во Францию и Англию и оказали влияние на дальнейшее развитие американского трансцендентализма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *