Ритория – что это?

Что изучает риторика и чему стоит научиться вам, чтоб с успехом выступать публично

0 голосов

Всем привет!

Как вы думаете, какое умение объединяет всех преуспевающих бизнесменов, известных политиков и общественных деятелей? Правильно, умение эффективно общаться и убеждать людей. Этому обучает дисциплина риторика. Приглашаю вас к разговору о том, что изучает риторика, насколько актуальна эта наука в наше время, и кому она будет полезна.

Понятие риторики

Ораторское искусство – самая древняя из отраслей человеческой деятельности, об этом искусстве знали еще в Древнем Египте и Вавилоне. Создателями риторики считаются древние греки. В V веке до н.э. греческими философами-софистами был составлен первый учебник по ораторскому мастерству, где были систематизированы знания об искусстве выступлений. К сожалению, до нас он не дошел.

По мнению греков, искусный оратор – это человек, который умеет убеждать, посредством хитроумных заключений он может предоставить наихудший аргумент в самом выгодном свете.

Риторика – это наука, изучающая методы гармоничной и технически правильной речи, убеждающей слушателя и побуждающей к действию. Речь оратора должна соответствовать лексическим нормам языка и быть уместной в данной ситуации.

В грамматических школах Древнего Рима мальчиков учили сначала читать, потом писать, а затем обучали высшему искусству – умению выступать перед публикой. Римляне считали, что настоящий оратор – это тот, кто умеет говорить красиво и образно, придерживаясь в своей речи определенного слога.

В современном мире риторика воспринимается как научная дисциплина, объединяющая в себе методы гармоничной речи, умение убеждать аудиторию, побуждать к действию. Речь оратора должна соответствовать лексическим нормам языка и быть уместной в данной ситуации.

Риторика подразделяется на частную и общую.

Общая риторика: как составить текст?

Здесь рассматриваются общие правила и методы составления текста выступлений, опираясь на закономерности человеческого общения. Готовится ли учитель к проведению урока в школе или прокурор пишет обвинительную речь для суда, а может, тамада готовит свадебную речь – все они должны учитывать принципы речевого поведения.

Общая риторика гласит, что любая ораторская речь должна соответствовать четырем основным правилам:

  1. Правило общения со слушателем – построение активного диалога с аудиторией.
  2. Навигационное правило – выступающий должен вести слушателя за собой, выстраивая свое выступление в логичной и понятной последовательности.
  3. Правило чувств – речь должна быть объемной, эмоциональной.
  4. Правило успешности – оратор будет иметь успех тогда, когда будет учитывать вкусы и интересы публики.

Разделы общей риторики

Риторику принято делить на несколько разделов, соответствующих разным сферам человеческой деятельности:

  • Риторический канон (этапы);
  • Техника ораторского выступления;
  • Искусство словесного поединка (полемика);
  • Искусство коммуникации (беседа);
  • Невербальные способы общения (жесты, поза, мимика);
  • Этнориторика – раздел, изучающий вопросы речевого поведения у представителей разных народов.

Риторический канон

Подготовка к любому выступлению на публике состоит из пяти этапов:

  • Подбор материала, осознание темы;
  • Составление структуры будущего выступления;
  • Проработка деталей речи, вставка художественных образов;
  • Запоминание текста;
  • Собственно выступление.

Такая последовательность работы над речью была известна еще древним грекам, это они изобрели античный риторический канон, которым мы и пользуемся до сих пор. Канон состоит из инвенции (изобретения), диспозиции (порядок), элокуции (красота), меморио (запоминание), акцио (выступление). В одной из статей мы разберем с вами эти этапы подробно.

Частная риторика: когда и где выступить?

Существует целый ряд профессий, так или иначе связанных с выступлениями перед аудиторией. Рекламный менеджер должен уметь представить товар лицом, священнику нужно так говорить свою проповедь, чтобы вызывать у прихожан слезы радости и умиления, адвокат должен выстроить свое обращение таким образом, чтобы суду стало ясно, подсудимый невиновен.

В каждом конкретном случае к речь у оратора будет своя, отвечающая определенным требованиям и правилам. Изучением особенностей ораторских выступлений в той или иной профессиональной сфере как раз и занимается частная риторика.

Виды речи

Ораторская речь подразделяется на виды:

  • Академическая – отличается строгим стилем и логичностью, в процессе выступления используется специальная терминология. К академической речи относятся доклад, обзор, диссертация, а также педагогические виды выступлений: лекция, урок, реферат.
  • Судебная – выступление в суде, например, обвинительная речь прокурора, защитительная речь адвоката. Основные признаки этого вида – объективность, аргументированность и доказательность.
  • Богословско-церковная – религиозная проповедь, прозносимая служителями церкви. Как правило, в ней отсутствует четкая аргументация и не соблюдаются законы логики, на первый план выступают эмоциональность и образность.
  • Социально-политическая – ораторское выступление на экономическую или политическую тематику, агитаторская и дипломатическая деятельность. Примеры: круглый стол, диспут, военно-патриотическая речь.
  • Социально-бытовая – это речь, подчеркивающая семейные и социальные отношения. Сюда относят тост, свадебную и поминальную речь, поздравление для юбиляра.

Жанры речи

В зависимости от того, кому адресована ораторская речь и по какому случаю она произносится, выступление оратора делится на жанры. В каждом жанре свой набор выразительных языковых средств и приемов, своя цель, учитывается степень осведомленности слушателя, его вкусовые пристрастия и интересы.

На сегодняшний день в риторике существуют сотни жанров, вот некоторые из них:

  1. Информационная цель – жанры инструктаж, отчет, доклад, самопредставление, рекомендация, лекция;
  2. Эмоционально-воодушевляющая (эпидейктическая) цель – поздравление, вступительное слово, представление гостя, приветствие;
  3. С целью убеждения в чем-то – обвинительная речь, прения, дебаты, совещание;
  4. Призыв к действию – рекламная агитация, гражданское обращение, воззвание.

Взаимодействие с другими дисциплинами

Риторика, как искусство ораторских выступлений и искусство эффективного общения, следует двум направлениям:

  • Логическое – убедительность выступающего, наличие аргументации и доказательной базы;
  • Художественное – красота и образность изложения, пышность и витиеватость слога.

Основные задачи риторики: правильность речи, убедительность и целесообразность выступления. Отсюда вытекают три основных понятия ораторского искусства: этос – уместность, нравственность; логос – логичность рассуждений и пафос – чувственность.

С какими дисциплинами соприкасается риторика?

  • Лингвистика. Оратора, не владеющего нормами и правилами русского языка, просто невозможно себе представить.
  • Стилистика. Эффективность речи определяется ее выразительностью, соответствием определенному стилю.
  • Логика. Оратор последовательно выстраивает цепочку событий, убеждая аудиторию.
  • Культура речи. Уровень духовного и интеллектуального развития выступающего напрямую влияет на качество речи.
  • Психология. Оратор в процессе выступления активно использует средства вербального и невербального воздействия на публику.

Зачем нужна риторика?

Ну, хорошо, скажет читатель, риторика нужна юристу, рекламному менеджеру, руководителю компании или проповеднику пригодится. А зачем изучать риторику человеку, чья профессия совсем не связана с общением?

В повседневной жизни нам часто приходится общаться с друзьями, с семьей, с коллегами по работе, обсуждать текущие проблемы, принимать совместные решения. Согласитесь, сколько людей, столько и мнений? И порою многие проблемы решаются методом дискуссий, прений, взаимных убеждений и доводов.

Последнее слово стоит за тем человеком, кто сумел убедить всех остальных. Убеждать – значит обосновывать и аргументировать свое решение так, чтобы всем участникам спора это решение показалось очевидным. Я вас убедил? J

Выводы

Надеюсь, я вас не сильно утомил научными терминами. Большое их количество говорит о том, что риторика – наука непростая. Риторика изучает способы изобретения и формирования живой убеждающей речи, а также методы результативного взаимодействия с аудиторией. Предмет риторики – рождение действенного слова, способного повлиять на мышление окружающих.

Риторика является практической наукой. Простого чтения греческих трактатов по ораторскому искусству недостаточно, чтобы научиться говорить логично и красиво. Требуются часы и годы практики, постоянной работы над собой.

Те, кто хочет изучить все хитроумности и заумности данной науки самостоятельно, следите за новыми статьями, обо всем расскажу весьма подробно. Можете заглянуть и в этот бесплатный курс.

На этом я прощаюсь. Подписывайтесь на новости, не забывайте нажать на кнопочку, поделиться с друзьями в сетях.

Всего доброго! Всегда ваш Юрий Окунев.

риторика

В Википедии есть страница «риторика».

Русский

В Викиданных есть лексема риторика (L158517).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. рито́рика рито́рики
Р. рито́рики рито́рик
Д. рито́рике рито́рикам
В. рито́рику рито́рики
Тв. рито́рикой
рито́рикою
рито́риками
Пр. рито́рике рито́риках

ри-то́-ри-ка

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -риторик-; окончание: -а .

Произношение

  • МФА: ед. ч. , мн. ч.

Семантические свойства

Значение

  1. теория красноречия, наука об ораторском искусстве ◆ Ведь мы все знаем, что то, что считалось исключительно наукой и делом очень важным у римлян, чем они гордились, без чего считали человека варваром, была риторика, т. е. такое упражнение, над которым мы теперь смеёмся и считаем не только не наукой, но пустяками. Л. Н. Толстой, «Неделание», 1893 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ А впрочем, ближе к непосредственной цели софистов был вопрос о связной речи как средстве убеждения; риторика равным образом ведёт свое происхождение от них и, специально, от Горгия. Ф. Ф. Зелинский, «История античной культуры», 1914 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. перен. излишняя, фальшивая приподнятость изложения, напыщенность в сочетании с бессодержательностью ◆ Её риторика, ленивая мораль, вздорные, ленивые мысли о погибели мира — всё это мне глубоко ненавистно. А. П. Чехов, «Дядя Ваня», 1897 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Всё это только риторика на почве истерии… поверь мне! Максим Горький, «Дачники», 1904 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  3. истор. в старину — название младшего класса духовной семинарии ◆ Преподавались: 1) грамматика, разом с географией и историей; 2) арифметика и геометрия; 3) логика; 4) риторика и стихотворное учение; 5) физика с краткой метафизикой; 6) политика Пуффендорфова; 7) богословие. Н. И. Костомаров, «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей», 1862—1875 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. фразёрство, пустословие

Антонимы

Гиперонимы

  1. наука
  2. речь

Гипонимы

  1. этнориторика

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: ритор, риторизм, риторичность, риторство
  • прилагательные: риторический, риторичный, риторский
  • глаголы: риторствовать
  • наречия: риторически

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    наука об ораторском искусстве

    • Английскийen: rhetoric
    • Испанскийes: retórica ж.

    напыщенность в сочетании с бессодержательностью

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
      • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

      Слово «риторика» имеет древнегреческое происхождение и в переводе означает «ораторское искусство». Главными действующими лицами в риторике считаются ритор и оратор. Ритор – человек, который прекрасно владеет и разговорным языком, и теорией, часто является преподавателем этой дисциплины. Слово «оратор» (лат.говорить, молиться) имеет два значения: 1) человек, произносящий речь, выступающий с докладом; 2) человек, мастерски владеющий искусством слова. Красноречие – синоним риторики.Классическая античная традиция рассматривала риторику как «искусство находить способы убеждения относительно каждого данного предмета» (Аристотель), «искусство хорошо (достойно) говорить (ars bene et ornate dicendi – Квинтилиан). В русской традиции риторика определяется как «учение о красноречии» ”. В первой неизданной рукописи “Риторики” 1743 года М.В. Ломоносов определяет: “Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать”.

      В 1748 году М.В. Ломоносов вводит слово “красноречие”, назвав свое сочинение “Краткое руководство к красноречию”. Так Ломоносов утвердил в русской науке слово “красноречие”, под которым понималось искусство убеждать, говорить красиво и уместно о всякой материи, предложенной ритору. Риторика же понималась как теория – “учение о красноречии вообще”, “наука изобретать, располагать и выражать мысли”.

      Можно ли ставить знак равенства между красноречием и ораторским искусством? А. Ф. Кони различал эти термины. Под красноречием он понимал «дар слова, волнующий и увлекающий слушателей красотой формы, яркостью образов и силою метких выражений». Ораторское же искусство, по утверждению А. Ф. Кони, представляет собой умение говорить грамотно и убедительно. А. Ф. Кони полагал, что красноречие-природное дарование, развиваемое трудом, а ораторскому искусству можно учиться и человеку, лишенному природного дарования. Определение «ораторского искусства» как искусства звучащего слова, устной речи, как искусства убеждать и побуждать к действию массы слушателей подтверждает обоснованность того, что при исследовании ораторской речи на первый план выдвигается проблема управления деятельностью людей посредством речи, ибо ораторская речь — это речь, создаваемая с целью убеждения. Искусство и мастерство подготовки убедительной и эффективной речи — неотъемлемая черта современного юриста.. Ораторское искусство, по его мнению, «всегда есть напряженное эмоционально-интеллектуальное творчество, воплощаемое посредством звучащего слова». Думается, что следует согласиться с данным мнением, ведь ораторское искусство предполагает определенный дар слова, определенные способности, талант к ораторству. Однако если к ораторству нужно иметь талант, то можно ли будущего юриста научить произносить яркие и убедительные судебные речи? Нельзя отрицать того, что хороший оратор должен изначально иметь способности к публичным выступлениям, но тем не менее, каждого человека можно научить строить речь целесообразно и логично, точно и убедительно выражать мысли, проявлять в публичной речи индивидуальность.

      Одной из разновидностей ораторского искусства является судебное красноречие, которое представлено жанрами: 1) речи представителей истца и ответчика в гражданском и арбитражном процессах, 2) обвинительная и защитительная речи в уголовном процессе, 3) реплика, 4) напутственное слово председательствующего в суде присяжных. Эти выступления произносятся в сугубо официальной обстановке и выражают одностороннюю позицию судебных ораторов.

      На разных этапах развития общества понятие риторики менялось, конкретизировалось с учетом социальных и экономических особенностей, убеждений и взглядов. Современный подход к риторике как творческому процессу обусловлен тем, в основе лежат законы мышления и речи, правила создания текста (речевые жанры) устного и письменного (виды речи). Ораторство — это специфическая сфера творческой деятельности по подготовке и произнесению публичной речи. Это высокая степень мастерства публичного выступления, искусное владение словом. В современном понимании риторика – наука о способах убеждения, эффективных формах влияния через слово на слушателя или аудиторию с учетом особенностей речевой ситуации; наука, изучающая законы и правила ведения речи в разных видах и жанрах современной словесности. Поэтому в центре изучения этого воздействия находятся категории утверждения, убеждения, эмоциональной оценки, методы наиболее эффективного воздействия на аудиторию.Изменения в жизни человечества ставят перед наукой новые задачи, требуют разработки новых методик. Говоря о риторике прошлого, настоящего и будущего, следует помнить, что воздействовать с помощью слов можно по-разному. Приказ, закон, обман, пропаганда – все это случаи принудительного словесного воздействия на слушателя. Все они формулируются и звучат прямо и конкретно с опорой на силу и общественное признание. Более того, обман, реклама, пропаганда – это манипулирование, где принуждение к подчинению чужой воле скрыто.

      В случае манипулирования говорящий не проясняет слушателю ситуацию, а запутывает ее. Сообщая неточную или неполную информацию. В случае использования внушения оратор отрезает слушателя от независимых источников информации, знакомит только с одним мнением, подталкивает к ложным выводам. Следует помнить, что манипулирование — оружие обоюдоострое. Не составляет труда обернуть его против манипулятора, опираясь на одну из задач риторики – прояснение обсуждаемой проблемы, в данном случае прояснение самой речевой ситуации. Рано или поздно оратору придется поднимать вопрос этики и морали, взывать к нормам общества. Можно оказаться в положении, когда обман вскроется или против него самого будут использованы те же принципы. Важным субъективным условием возможного манипулирования является наличие в аудитории слушателей с некритическим мышлением (как правило, с низким культурным уровнем и социальным положением), а объективным условием – отсутствие независимых источников информации. Однако знание уловок и приемов манипулирования (по-другому их можно определить как полемические уловки, речь о них пойдет в главе 5) позволяет другим ораторам обратить на это внимание, продемонстрировать аудитории скрытые или искаженные факты, тем самым нейтрализовав манипулятора. Искусство же красноречия должно приводить к добровольному согласию с оратором. Манипулирование сознанием, психологически «тяжелая» обработка словом для риторики не основное направление, однако необходимо знать и это. Знание приемов «черной риторики» научит выявлять, разгадывать и устранять ее влияние.

      По определению, данному А.А. Волковым, «риторика- это классическая наука о целесообразном и уместном слове, которая востребована в наши дни как инструмент управления и благоустройства жизни общества, формирования личности через слово». Однако сегодня нет единственного подхода к определению риторики. Мы остановимся на определении, предложенном А.К. Михальской: «Риторика — это теория и мастерство целесооб­разной, воздействующей, гармонизирующей речи».

      Проанали­зируем это определение.

      Риторика действительно представляет собой теорию, так как содержит в себе закономерности возникновения, функ­ционирования и развития способов убеждающего воздей­ствия.

      В то же время, риторика — это и мастерство рече­вого взаимодействия разных собеседников, потому, что включает в себя конкретные речевые акты каждой из сторон, кото­рые нельзя закрепить в какой-то алгоритм.

      Взаимодей­ствие всегда ситуативно и требует от каждого из собесед­ников личного мастерства в эффективном использовании способов убеждения по тому или иному предмету беседы, публичного выступления, спора и т.д.

      Что касается целесообразности речи, то это означает ее соответствие цели говорящего, речевому намерению.

      Риторически грамотная и мастерски построенная речь всегда способна пробудить чувства и мысли любого слуша­теля, принуждая его сначала прислушаться к своему собе­седнику, а затем создаст в его мыслях тот образ предмета речевого взаимодействия, который предложит ему говоря­щий. Такая речь способна заставить собеседника не только проявить чувства сопричастности с говорящим, но и под­вигнуть его на активные действия в пользу последнего, а иногда даже изменить свой образ жизни. Мы с уверенностью можем говорить о том, что риторика в практическом воплощении обладает определенной силой воздействия на собеседника.

      Риторика для говорящего — это еще и возможность достижения им гармонизирующей речи. Современная риторика, ориентируясь на обеспечение наилучшего взаимопонимания между людьми, конструк­тивное разрешение возникающих противоречий, в первую очередь решает задачу объединения участников обще­ния. В связи с этим в качестве непременного требования к успешной речи для взаимодействующих сторон вводится еще одно условие — гармонизация отношений говорящего и его собеседника.

      Риторически грамотная речь должна быть сформирована в соответствии с имеющимися у адресата чертами и свойствами его мышления, как костюм по мер­кам заказчика, иначе она не будет успешной. Каждому ясно, что и с законопослушным гражданином, и с правона­рушителем следует говорить о законности и правопорядке, но разговор следует вести по-разному, разными гармонизи­рующими речами, чтобы можно было достичь положитель­ного результата.

      Сегодня риторика – это и наука, и учебный предмет. Это комплексная дисциплина, использующая знания философии (как формы мировоззрения), логики, психологии (наука, изучающая закономерности психики, обеспечивающие взаимодействии человека с окружающей средой), психолингвистики (наука о речевом поведении людей), социологии (наука об обществе), социолингвистики (отрасль языкознания, изучающая вопросы общественного существования и развития языка) и конечно же, филологии. Правилами и нормами речевой деятельности ведает ортология, включающая орфографию (отрасль языкознания, изучающая правильное написание слов), пунктуацию (отрасль языкознания, изучающая правильное выделение синтаксических конструкций), орфоэпию ( отрасль языкознания, изучающая произношение). Для риторики знание правил и владение нормами языка обязательно. Поскольку ни одна сфера человеческой деятельности не обходится без речевой коммуникации, то можно считать риторику универсальной дисциплиной. Она необходима во всех отраслях общественно-политической и культурной жизни страны. Риторика как наука и учебная дисциплина, опираясь на сведения о языке, полученные нормативной граммати­кой, использует эти знания для усиления воздействия речи на мышление человека, его поведение. Очевидно, что соз­дание красивой речи невозможно и без обращения к лек­сикологии и семасиологии. Точность и логичность речи, как и ее коммуникативные качества, не могут быть правильно поняты без описания лексических значений слов, их соот­несенности с миром вещей и миром идей. Лексическими значениями слов обосновывается их семантическая, смыс­ловая сочетаемость, которая прямо соотносится с логично­стью речи. Риторика непосредственно связана и с учением о стилях, стилистикой. В ней заключены знания о средствах речевой выразительности, закономерностях функциони­рования языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием языковых единиц в зависимости от содер­жания высказывания, целей, ситуации и сферы общения

      Поскольку риторика является наукой, у нее есть предмет и объект.

      Предмет риторики- законы, нормы, правила, приемы создания речевого высказывания в процессе общения. Объект риторики- речевое взаимодействие двух и более собеседников, включающее в себя множество компонентов этого взаимодействия.

      Актуальность риторики как учебной дисциплины продиктована универсальностью и феноменальностью ее составляющей – языка. Речевая деятельность представляет широкие возможности: от простого общения до создания художественных шедевров. Речь определяет индивидуальность человека, объединяет с коллективом, моделирует поступки, позволяет реализовать идеи. Как часто успех задуманного зависит от речевых навыков человека! Однако к словам следует приложить профессионализм и дисциплинированность.

      Общепринято выделять общую риторику (с использованием данных психологии, лингвистики, логики излагаются риторические правила работы над содержанием и композицией речи, приемами публичного выступления) и частные риторики (рассматриваются правила речи применительно к определенной области человеческой деятельности: политической, юридической, научной, педагогической, дипломатической и т.п.).

      Роды и виды красноречия. Мы видим, что слово сопровождает все формы общественной жизни. В соответствии с тем, где оно звучит и целью воздействия, выделяю следующие роды и виды риторики.

  1. Общественно-политическое красноречие: его предмет – проблемы экономического характера, социально-политического. Это политические речи, митинговые, дипломатические, парламентские выступления, международное обозрение.
  2. Академическое красноречие предназначено для узкого круга специалистов. Для этого рода риторики характерна информационная насыщенность, научный стиль речи. К видам можно отнести научный доклад, лекция, семинар, диспут, полемика.
  3. Судебное красноречие: одно из древних родов риторики. Опираясь на законодательство и отстаивая интересы общества, с.к. имеет целью защиту прав и интересов граждан. Для юридической речи характерны как устная (переговоры в управленческой, коммерческой деятельности), так и письменная (техника юр. письма).

Умение говорить публично издавна считается необходимым профессиональным качеством юриста. Достаточно вспомнить такие российские имена. Как Анатолий Федорович Кони, Федор Никифорович Плевако, Николай Платонович Карабчевский, Михаил Григорьевич Казаринов, Сергей Аркадьевич Андреевский, Александр Иванович Урусов. Суд – это та инстанция, где от умения опровергать, аргументировать, доказывать порой зависит судьба человека. «Судебные ораторы знают цену слова»,- А.Е. Михневич.

  1. Социально-бытовое красноречие – самый распространенный род риторики, который используется в процессе вербального общения людей в форме беседы, обсуждения, диалога, юбилейной речи (эпидейктической) произносится по поводу юбилейного события, в связи с презентацией).
  2. Богословско-церковное красноречие (Гомилетика) представляет собой совокупность правил составления церковных проповедей. Яркой фигурой в гомилетике был церковный деятель Иоанн Златоуст (334-407), который разработал методику построения и произнесения церковных проповедей. Риторика всегда была обязательным предметом в христианских богословских учебных заведениях.

Понимание специфики каждого рода и вида красноречия дает возможность сделать конкретное выступление адекватным речевой ситуации по форме и стилю.

Изучение особенностей каждого жанра риторики составляет задачу частных риторик.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *