Референдум – что это?

Референдум – это процесс прямого волеизъявления народа, который осуществляется непосредственно путем личного голосования, а не через избранного представителя.

Референдумы в разных формах являются распространенной процедурой для решения местных, региональных или национальных вопросов. Как правило, к данной мере волеизъявления прибегают в тех случаях, когда возникает важный и острый вопрос, требующий непосредственной оценки от населения.

Обычно референдумы организовываются по инициативе правительства, но иногда они могут проводиться по запросу граждан. Это значит, что гражданин или группа граждан имеет право подать петицию с требованием о проведение референдума по поводу того или другого вопроса. Следует отметить, что как проведение самого референдума, так и его порядок, регламентируется законодательством конкретной страны. Существуют страны, в которых вообще отсутствует законодательная возможность проведения любых референдумов. Как правило, возможность проведения референдума свидетельствует о демократичной направленности правительства страны.

Требования к референдуму.

Важным фактором является подход и законные рамки в отношении инициации и проведению референдума. Как правило, подобные способы волеизъявления имеют очень длинный период подготовки. Это сделано специально для того, чтобы все граждане смогли ознакомится, с агитацией и аргументацией сторонников и противников определенного решения. При этом правительство не вмешивается и не ограничивает свободы одной или другой стороны.

Признание результатов референдума регулируется законами государства. Иногда, для того, чтобы считать результат положительным, достаточно просто большинства положительных ответов. Иногда, для этого должен быть конкретный процент. Также, следует отметить такой немаловажный фактор, как явку граждан. Для того чтобы референдум считался состоявшимся, явка должна соответствовать установленным законом нормам.

Все «за» и «против».

Сторонники референдумов утверждают, что сама возможность прямого волеизъявления народа, гарантирует возможность влияния на процессы в государстве. Критики, обычно апеллируют к таким понятиям как компетентность граждан и возможность манипуляций социальными настроениями. Исходя из вышесказанного, можно понять, что референдумы, это полезный инструмент в формировании демократического общества. Но и подводных камней в нем хватает.

Референдум

Рефере́ндум (лат. referendum) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.

Референдум — важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум — это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.

Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран.

Плебисцит

Плебисци́т — (лат. plebiscitum, от лат. plebs — плебс (простой народ) и лат. scitum — решение, постановление) — опрос граждан, как правило, с целью определения судьбы соответствующей территории или других вопросов локального характера.

В конституционном праве термин «плебисцит» сильно различен с наименованием «референдум»: по вопросам регионального и местного значения тоже могут проводиться референдумы (например, при объединении регионов).

В некоторых странах (например, во Франции) считается синонимом референдума.

Виды референдумов

В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет референдума — проект закона), обязательный референдум или факультативный.

При обязательном референдуме проект соответствующего акта подлежит ратификации всем или большей частью избирательного корпуса.

Инициатива проведения факультативного референдума может исходить от избирательного корпуса (Италия), отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция).

Референдумы бывают признанные, непризнанные, частично признанные различными политическими силами, странами.

От референдума следует отличать широкомасштабные опросы населения, проводимые в формах, близких к референдуму. Эти, так называемые консультативные референдумы, юридической силы не имеют.

Древний Рим

В Древнем Риме референдум (плебисцит) — постановление, принимаемое собраниями плебеев (до 417 года до н. э. по куриям, потом по трибам).

Возник в начале V века до н. э. в период сословной борьбы патрициев и плебеев. Плебисцит не утверждался сенатом, и сначала его соблюдение было обязательным только для плебеев.

Превращение плебисцита в постановление, обязательное для всего народа, связывают с законом Валерия и Горация (449 год до н. э.), с законом Публия (339 год до н. э.) или с законом Гортензия (287 год до н. э.).

С III века до н. э. понятие «плебисцит» постепенно выходит из употребления и заменяется понятием «закон».

Некоторые примеры референдумов, проводившихся в различных государствах мира

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Акты волеизъявления населения стран по результатам референдумов могут игнорироваться их властями, например, результаты Всеукраинского референдума 2000 года, когда проголосовали около 30 млн украинцев.

Референдумы в России

Впервые понятие всенародного опроса появилось в Конституции СССР 1936 года — в ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».

Единственный в СССР всесоюзный референдум состоялся 17 марта 1991 года. На него был вынесен вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». В референдуме приняло участие 75,44 % граждан СССР, имеющих право голоса. За сохранение СССР высказалось 76,4 % участников опроса. Это, однако, не помешало распаду СССР уже в декабре того же года.

В тот же день — 17 марта 1991 года прошёл первый всероссийский референдум о введении поста президента Российской Федерации. В нём приняло участие 75,09 % граждан РСФСР, из них 69,85 % поддержало это предложение. Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом Российской Федерации был избран Борис Ельцин.

25 апреля 1993 года, во время противостояния президента и Верховного Совета Российской Федерации, прошёл референдум, на который были вынесены четыре вопроса. В референдуме приняли участие 64,51 % избирателей. На вопрос «Доверяете ли вы президенту РФ Борису Ельцину?» ответило «да» 58,66 % голосовавших, на вопрос «Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом и правительством РФ с 1992 года?» — 53,04 %. За досрочные выборы президента высказалось 49,49 %, за досрочные выборы народных депутатов — 67,16 % от числа проголосовавших, но менее половины от общего числа избирателей. В итоге внеочередных выборов не проводилось, а Верховный Совет РФ был распущен в соответствии с указом президента Бориса Ельцина № 1400 от 21 сентября 1993 года, что привело к развитию кровопролитных столкновений между сторонниками Верховного совета и сотрудниками правоохранительных органов, гибели людей на улицах Москвы, как военных, так и случайных жертв и последующему штурму Дома Советов России 4 октября 1993 года с применением бронетехники.

12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Госдуму первого созыва, прошло всенародное голосование по проекту Конституции России. В голосовании участвовало 54,79 % избирателей, из них 58,42 % поддержало новый Основной закон, который действует по настоящее время.

Конституция Российской Федерации

Действующая Конституция РФ говорит о референдуме как высшем непосредственном выражении власти народа наряду со свободными выборами (статья 3, часть 3).

Конституция не ограничивает применение референдума определённым кругом вопросов. Наряду с общефедеральным Конституция предусматривает и местный референдум как важный институт местного самоуправления. Проведение референдума на уровне субъектов федерации может быть предусмотрено их конституциями и уставами. В главе о конституционных поправках и пересмотре Конституции предусмотрена возможность референдума для принятия новой Конституции (статья 135, часть 3).

Закон России о референдуме

В октябре 1995 года в России был принят Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», в котором установлено, что инициатива по проведению референдума принадлежит не менее чем 2 млн граждан с охватом многих субъектов федерации; на основании этой инициативы Президент с согласия Конституционного Суда РФ назначает дату референдума.

Референдум нельзя проводить одновременно с выборами, а также при чрезвычайном или военном положении. Референдум не проводится в последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа. Проведение повторного референдума, то есть референдума по вопросу (вопросам), имеющему (имеющим) по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос (вопросы), голосование по которому (которым) проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов. Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины избирательного корпуса. Результаты определяются по большинству голосов участников референдума.

На данный момент на референдум не могут быть вынесены вопросы:

  1. об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;
  2. о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
  3. об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
  4. о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
  5. об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  6. о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
  7. отнесённые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Практика проведения референдумов в современной России на федеральном и региональном уровнях

На федеральном уровне после принятия Конституции Российской Федерации референдумов не проводилось. Различные политические силы — коммунисты, правые, экологи — выдвигали инициативы проведения референдумов по различным вопросам, но все эти инициативы были остановлены на стадии выдвижения.

Согласно федеральному конституционному закону от 18 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации» вопрос об образовании нового субъекта Российской Федерации подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации. Так, в 2003—2007 в ряде регионов прошли референдумы об объединении регионов.

Попытка граждан РФ, живущих в Хабаровском крае, провести референдум для оценки изменений границы края (передачи КНР островов Тарабаров и Большой Уссурийский); и о доверии губернатору края, давшему письменное согласие на передачу островов; и о доверии президенту, подписавшему соглашение, была организована в строгом соответствии с законом (май 2005 г.). Законодательная Дума края отказалась рассматривать документы; а при их повторном направлении отказала в разрешении проводить его.

Попытка организации референдума с целью принятия закона, повышающего ответственность выборных должностных лиц перед избирателями (обязательная оценка их деятельности по завершении срока работы — при проведении выборов нового должностного лица) не удалась. Сначала действия группы активистов были квалифицированы как экстремизм на основании одной из листовок. Затем организацию распустили. Так как потребность в таком законе была велика, параллельную работу выполняла группа других граждан — и после запрета деятельности Армии воли народа активные участники перешли в ИГПР «ЗОВ» (созданную задолго до запрета АВН). Однако судья Тверского суда г. Москвы счёл, что переход в другую организацию является прикрытием продолжения экстремистской деятельности, выявленной ранее (хотя единственная листовка, признанная экстремистской, не переиздавалась) — и приговорил трёх активистов к разным срокам лишения свободы.

Референдумы на местном (муниципальном) уровнях

В 2010-е годы референдумы на муниципальном уровне в России проводились часто. Этому способствовало Постановление Правительства Российской Федерация № 1578 «О внесении изменений в правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ», которое установило следующее:

  • Каждый муниципалитет с населением свыше 20 тыс. человек для получения федерального финансирования своего проекта благоустройства парка (сквера) должен вынести его на референдум.

Порядок организации и проведения местного референдума утверждается муниципальными правовыми актами (почти везде был просто принят без существенных изменений проект порядка, разработанного Минстроем России). В Единый день голосования 18 марта 2018 года голосование прошло в большинстве регионов России. Обычно голосование проходило на избирательных участках, но в отдельных помещениях, в некоторых регионах с предварительной регистрацией избирателей на рабочем месте.

Референдумы в Швейцарии

Референдум в Швейцарии является инструментом прямой демократии. Используя этот инструмент, швейцарцы могут влиять на политические процессы в своей стране. При помощи голосования швейцарские граждане могут высказать свое мнение по законам, уже принятым парламентом. Собрав 50 тысяч заверенных подписей в течение 100 дней со дня публикации закона, их необходимо передать в руки Федеральной канцелярии в Берне. Для успеха референдума необходимо простое численное большинство граждан страны.

Как работает народная инициатива

Идею новой народной инициативы вначале предлагают на рассмотрение властям, которые должны убедиться, что она не нарушает другие законы. После стартует агитационная кампания. Собрав в течение 18 месяцев сто тысяч подписей под законопроектом, инициаторы имеют право вынести его на референдум. Законодательная инициатива может касаться вопросов на уровне Конфедерации, кантона, общины. Граждане Швейцарии могут потребовать внести поправки в конституцию страны или даже полностью пересмотреть основной закон государства. Однако прежде, чем вступить в силу, народная законодательная инициатива должна преодолеть целый ряд непростых барьеров.

В случае, если народная законодательная инициатива признается действительной, то есть если делается вывод, что она в своей субстанции в целом не противоречит национальному и международному законодательству, Федеральный совет обсуждает суть законодательной инициативы, а затем передает ее на рассмотрение палат парламента. Как правило, палаты парламента, рассмотрев суть законодательной инициативы, вырабатывают свое контрпредложение, которое потом выносится на референдум вместе с изначальным вариантом предложенной инициативы. Избиратели получают, таким образом возможность выбрать для реализации один из предложенных вариантов инициативы. Для своего успеха народные инициативы должны получить на референдуме «двойное большинство»: большинство голосов избирателей в целом по стране, а также большинство голосов избирателей в каждом из кантонов.

Обязательный референдум

Обязательному вынесению на общенациональный референдум подлежат важные акты международной политики и дипломатии, например, решение правительства и парламента о вступлении в те или иные наднациональные организации и институты многосторонней международной политики.

Факультативный референдум

Факультативный (необязательный, но возможный) референдум можно организовать против любого закона, принятого парламентом. Этот инструмент можно использовать и для внесения изменений в действующие законодательные акты.

История

Методы прямой демократии применяются в Швейцарии на федеральном уровне с конца 19 века. Начиная с 1891 года до стадии референдума дошли 196 законопроектов. В период с 1983 года на референдум было вынесено более 100 инициатив, но только 14 были приняты избирателем.

Важные референдумы в истории Швейцарии

Референдум 28 февраля 2016 года

63% граждан Швейцарии приняли участиве в голосовании. В среднем по стране эта цифра обычно на 20% ниже. Причиной высокого интереса избирателей к референдуму стали вынесенные на него вопросы: порядок высылки из страны иностранных граждан, нарушивших закон, перспективы строительства второго автомобильного туннеля под перевалом Сен-Готард. Референдум 28 февраля 2016 года.

Референдум 25 сентября 2016 года

Швейцарский народ отказался от увеличения пенсионных выплат. «Швейцарцы не хотят повышать себе пенсию».

Референдум 27 ноября 2016 года

Народ Швейцарии примет решение по народной законодательной инициативе «О поэтапном отказе от ядерной энергии» Atomausstiegs-Initiative, требующей отказаться от строительства новых АЭС, ограничив срок деятельности уже существующих реакторов 45 годами. «О поэтапном отказе от ядерной энергии» (нем. Atomausstiegs-Initiative).

Референдум 12 февраля 2017 года

На этом национальном референдуме граждане решали три вопроса: формат натурализации внуков мигрантов, создание «Фонда развития национальной дорожной сети и транспортной мобильности в границах городских агломераций» и реформа налогообложения холдингов. «ДОСЬЕ: Референдум 12 февраля 2017 года».

Как часто проходят референдумы

В среднем швейцарцы голосуют на референдумах три-четыре раза в год. Причиной такой ситуации является особенность политической системы страны. Во-первых, любое изменение, вносимое в основной закон, федеральную конституцию, должно получить одобрение как большинства народа, так и численного большинства кантонов (принцип так называемого «двойного большинства»).

См. также

  • Референдумы о независимости
  • Агитация по вопросам референдума

Примечания

  1. Федеральный конституционный закон о референдуме Российской Федерации
  2. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации»
  3. Шетилов А.А. Выступление на семинаре-совещании / Беляков О.Б. Материалы семинара-совещания председателей избирательных комиссий субъектов РФ, 30 июня — 1 июля, 2005 г.. — Совершенствование правоприменительной практики при подготовке и проведении выборов и референдумов. Повышение эффективности использования ГАС «Выборы». — Москва: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, 2005. — С. 123—124. — 149 с. — 5000 экз.
  4. Анастасия Курилова. Для журналиста запросили четыре года колонии (рус.) = Александр Соколов обвиняется в экстремизме по делу о референдуме // Издательский дом «Коммерсантъ» «Коммерсантъ».. — Москва, 2017. — 17 июля. — ISSN 1563-6380.
  5. 1 2 3 4 В регионах пройдут референдумы по бордюрам, клумбам и разметке футбольных полей. Власти придумали новый способ контроля явки

В Викисловаре есть статья «референдум»В Викисловаре есть статья «плебисцит»

Литература

Ссылки

Референдум на Викискладе

Референдум в Викиновостях

  • Референдум о независимости Токелау в 2007 г.
  • Актуальные референдумы в Швейцарии. Официальный сайт на 4 национальных языках.
  • Законодательная инициатива и референдум.
  • Сайт министерства EDA. Политическое устройство Швейцарии (на рус. яз.)

См. также: Плебисцитарная демократия

Плебисци́т — (лат. plebiscitum, от лат. plebs — плебс (простой народ) и лат. scitum — решение, постановление) — опрос граждан, как правило, с целью определения судьбы соответствующей территории или других вопросов локального характера.

В конституционном праве термин «плебисцит» сильно различен с наименованием «референдум»: по вопросам регионального и местного значения тоже могут проводиться референдумы (например, при объединении регионов).

По мнению некоторых авторов, разница между референдумом и плебисцитом, состоит в том, что референдум принимается по вопросам принятия конституции или законов или по вопросам их отмены, тогда как плебисцит принимается по всем остальным вопросам. Французские авторы придерживаются мнения, что плебисцит принимается по вопросам наделения какого-либо лица верховной властью. Так, мероприятие по предоставлению Наполеону Бонапарту императорского титула, во французской литературе XIX века, именовалось плебисцитом.

В некоторых странах (например, во Франции) считается синонимом референдума.

  • Референдумы о независимости
  • Агитация по вопросам референдума

Что такое референдум и для чего он проводится?

Самые важные вопросы, относящиеся к общественной или политической жизни государства, могут быть вынесены на референдум. Так называется форма волеизъявления граждан, выраженная в виде голосования.

Подобный способ узнать мнение жителей страны используется достаточно редко, поэтому многие люди даже не знают, что такое референдум и для чего он необходим.

Что означает слово «референдум»?

Термин «референдум» связан с латинским глаголом refero, который переводится как «то, что следует вернуть». Он имеет тот же смысл, что и плебисцит, и в современном понимании ведет свою историю от существования Римской республики, в которой проводились так называемые Плебейские советы.

В наше время «референдум» и «плебисцит» обычно используются как синонимы, хотя в некоторых странах эти два термина имеют разные обозначения в зависимости от их правовых последствий.

Что такое референдум?

Референдум – это всенародное голосование и важный демократический институт, который указывает на прямое правотворчество жителей данного государства. Он позволяет гражданам стать непосредственными участниками в принятии решений, касающихся судьбы страны в целом и каждого человека в отдельности.

Условия проведения референдума закреплены в Конституции и нормативных актах, а его характер может быть обязательным (императивным), принимаемым к исполнению законодательными органами, или в форме опроса (консультативным) – для выяснения позиции граждан.

Иногда бывает так, что волеизъявление народа не исполняется властью. Например, во время референдума в 1991 году, когда решался вопрос о сохранении Советского Союза, 76% жителей страны высказались за его дальнейшее существование, однако правящая верхушка СССР не посчитала необходимым выполнить народную волю на законодательном уровне.

Какие бывают виды референдума?

В зависимости от вопроса, который выносится на голосование, референдум бывает двух видов – законодательный и конституционный. Во время законодательного опроса людям предлагают выразить свое мнение относительно каких-либо проектов законов.

При конституционном референдуме граждане должны выразить свою волю в отношении поправок в действующую Конституцию или принятия ее нового проекта. В частности, в России подобное голосование проходило в 1993 году, в результате чего более 58% жителей государства поддержали новый Основной закон.

Согласно российскому законодательству, дополнительно на референдум могут выноситься вопросы, касающиеся досрочного прекращения либо продления полномочий президента, принятия срочных мер по безопасности граждан, изменения состава органов власти в федеративных округах и некоторые другие.

Исходя из места проведения выделяют общенациональный референдум, в рамках которого вопрос задается всем жителям страны, и местный, относящийся только к проживающим на определенной территории – в федеративном округе, области, другой административной единице.

В последнем случае свое волеизъявление могут выражать только те люди, которые являются жителями именно этого субъекта государства. Так, примером местного референдума вступает голосование в Крыму в 2014 году, во время которого решался будущий статус полуострова.

Независимо от вида голосования, вопрос, который задается на референдуме, должен быть четко сформулированным и не подразумевать двоякого ответа.

Для чего проводится референдум?

Часто бывает так, что правящие власти разделяются во мнениях относительно дальнейшей жизни страны. В этом случае точку в вопросе может поставить народ.

Иногда референдум позволяет избежать спекуляций со стороны отдельных политиков, особенно если на голосование ставятся вопросы, касающиеся органов исполнительной и законодательной власти.

Конституционный референдум обеспечивает чистоту и прозрачность Основного закона, а это, в свою очередь, гарантирует его исполнение жителями страны. Кроме того, референдум дает возможность добиться согласия в обществе, ведь граждане государства сами определяют, как они хотят жить.

Что называют референдумом?

Одной из форм осуществления демократии является проведения референдумов. Они представляют собой процесс голосования граждан какой-то конкретной страны или же ее части по поводу некоторых важных общественных либо политических вопросов.

Проводиться данное волеизъявление должно в соответствии с законами и конституционными основами определенного государства, где этот процесс проходит. Важно понимать, что референдум – это очень сложный процесс, особенности которого существенно отличаются друг от друга в зависимости от страны проведения.

Этимология слова

Произошел термин «референдум» от латинского слова «refero». Этот глагол в переводе на русский язык означает «то, что следует вернуть». Существует данный термин со временем Древнего Рима. В современном мире он отчасти является синонимом такого понятия, как плебисцит. Это обусловлено тем, что Римской республике существовали так называемые Плебейские советы.

На сегодняшний день законодательство некоторых стран разграничивает такие понятия, как референдум и плебисцит. Это связанно с тем, что они могут иметь совершенно разные последствия своего проведения.

Обозначение референдума

Референдум представляет собой один из типов всенародного голосования, являющийся важным демократическим институтом. Он свидетельствует об осуществлении прямого правотворчества граждан государства. Таким способом жители страны могут стать непосредственными участниками принятия тех или иных решений, которые напрямую влияют на их жизнь в целом и в частности.

Условия проведения референдумов, как правило, закрепляются в конституциях государств. Дополнительно некоторые особенности проведения таких плебисцитов описаны в соответствующих нормативно-правовых актах или же законах.

Референдумы могут быть, как императивными, так и консультативными. В первом случае их решение носит обязательный характер выполнения, в другом же – нет. Проведение консультативного волеизъявления осуществляется преимущественно только лишь для того, чтобы выяснить мнение граждан страны по тому или иному вопросу, который является важным для государства или же его граждан.

В зависимости от вопросов, которые решаются на референдумах, они могут быть следующих типов:

  1. Законодательные референдумы. В этом случае гражданам страны необходимо выразить свое мнение по поводу принятия тех или иных законов, которые могут существенно повлиять на жизни в государстве и на них конкретно.
  2. Конституционные референдумы. В данной ситуации речь идет о внесении парламентом определенных поправок в основной закон страны – ее Конституцию. Чаще всего речь идет о новом ее проекте, если в этом нуждается государство вследствие тех или иных факторов.

В России в последний раз конституционный референдум проводился в 1993 году. В то время гражданам страны необходимо было решить вопрос о поддержке нового Основного закона. По результатам волеизъявления, было принято решение о смене Конституции, так как 58% жителей государства, участвующих в плебисците, выразили свою поддержку изменениями.

В законодательстве каждой страны определен список вопросов, которые могут выноситься на референдум. Чаще всего не допускается организовывать волеизъявления, результаты которого могут нарушать территориальную целостность государства, ее суверенитет и другие важные аспекты.

В некоторых странах существуют местные и национальные референдумы. Первые из них проводятся лишь на определенной ограниченной территории, вторые же – по всей территории государства.

Причины проведения референдумов

Независимости от того, какой тип референдума проводится, вопрос на него должен иметь четкий ответ. Это связано с тем, что по итогам волеизъявления нельзя было манипулировать результатами.

Чаще всего причиной референдумов становятся разногласия, которые царят среди правящих партий в одной стране. Если чиновники не могут решить тот или иной очень важный для государства вопрос, точку в нем должен поставить народ посредством плебисцита.

В некоторых ситуациях референдумы проводятся с целью избегания манипуляций и спекуляций по поводу тех или иных законов. Чаще всего это касается тех случаев, когда политики пытаются внести определенные изменения в работу исполнительной либо же законодательной ветки власти.

Конституционные же референдумы осуществляются для того, что обеспечить полную прозрачность Основного закона государства. В данной ситуации граждане добиваются гарантирования исполнения собственных прав высшей политической верхушкой страны. К тому же волеизъявление позволяет найти согласие между различными группами людей в государстве, если между ними существуют споры по тому или иному поводу.

Президент России Владимир Путин во время оглашения послания Федеральному собранию предложил внести несколько важных поправок в Конституцию РФ, а также провести по ним всенародное голосование. О чем раньше власти спрашивали граждан на референдумах — в материале “Ъ”.

Впервые понятие всенародного референдума появилось в Конституции СССР 1936 года. В ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного совета СССР… производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».

Единственный в СССР всесоюзный референдум состоялся 17 марта 1991 года. На него был вынесен вопрос «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». В референдуме приняло участие 75,44% граждан, имеющих право голоса. За сохранение СССР высказалось 76,4% участников опроса, однако в декабре того же года Союз прекратил существование.

17 марта 1991 года прошел всероссийский референдум о введении поста президента РФ. В нем приняло участие 75,09% россиян, из них 69,85% поддержало это предложение. Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом РФ был избран Борис Ельцин.

25 апреля 1993 года, в разгар противостояния президента и Верховного совета РФ, прошел плебисцит о доверии этим органам власти, на который были вынесены четыре вопроса. Бюллетени получило 64,51% избирателей. На вопрос «Доверяете ли вы президенту РФ Борису Ельцину?» ответило «да» 58,66% голосовавших, на вопрос «Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом и правительством РФ с 1992 года?» — 53,04%. За досрочные выборы президента высказалось 49,49%, за досрочные выборы народных депутатов — 67,16%. В итоге никаких внеочередных выборов не проводилось, а съезд народных депутатов РФ был распущен 21 сентября 1993 года указом президента.

12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Госдуму первого созыва, прошло «всенародное голосование» по проекту Конституции РФ. Назвать этот плебисцит всенародным голосованием потребовалось, чтобы обойти требование закона «О референдуме РСФСР» об изменении Конституции лишь большинством от общего числа избирателей. В голосовании участвовало 54,79% избирателей, из них 58,42% поддержало новый Основной закон, который действует по настоящее время.

Больше федеральных референдумов в России не было. На региональном уровне проходили голосования о переносе столицы (в Республике Коми), о местном времени (в Волгоградской области), о поправках в региональную конституцию (в Чечне и Туве), об объединении регионов (в Красноярском крае, Пермской области, Забайкальском крае и других субъектах).

В 2018 году сразу несколько инициативных групп, включая КПРФ, пытались инициировать всероссийский референдум о повышении пенсионного возраста. Но Центризбирком отказал им из-за нарушений с документами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *