Раздел педагогики

Педагогика

ПЕДАГОГИКА

многозначный термин, обозначающий: 1. различные идеи, представления, взгляды (религиозные, общественные, народные и др.) на стратегию (цели), содержание и тактику (технологию) воспитания, обучения, образования; 2. область научных исследований, связанных с воспитанием, обучением, образованием; 3. специальность, квалификацию, практическую деятельность по воспитанию, обучению, образованию; 4. учебный предмет в составе среднего и высшего профессионального и послевузовского педагогического образования; 5. искусство, виртуозность, мастерство, маневры и тонкости воспитания. П. как область научных дисциплин о воспитании и обучении, образовании человека раскрывает закономерности педагогического процесса, а также становления и развития личности в педагогическом процессе. П. познает свой объект — растущего, развивающегося человека — в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального в нем; в его сущности, становлении, свойствах и деятельности. Эти проблемы решаются в современной П. на основе философских концепций человека, данных социально-психологических, психологических и психофизиологических исследований. Состав педагогических научных дисциплин. Эволюцию и современное состояние педагогических систем, институтов и целей изучает история педагогики. Историю современности изучает также сравнительная педагогика, сопоставляющая образовательные системы различных стран и регионов мира. Теория педагогического процесса, его возможность, необходимость и пути реализации составляют предмет общей педагогики, а также философии П. Общая П. неразрывно связана с историей П. Последняя изучает эволюцию и современное состояние П. с тех или иных общепедагогических позиций, которые, в свою очередь, вырабатываются с учетом данных о реальной филиации идей и институтов. В предмет общей П. входит и то положение, которое представители аналитической философии называют прояснением и оправданием педагогических высказываний (утверждений и их обоснований). Но предмет П. шире. Он распространяется на ценностные суждения и взаимные отношения теории и практики педагогики. В Новое и Новейшее время заботой философов педагогики стало изучение соотношения между формальным и неформальным (спонтанным, социализационным) научением, учением и обучением. Общая П. включает в свою проблематику все виды опыта, которые влияют на рост и развитие личности, сознательно и плодотворно участвующей в жизни общества (чему и как научается личность у общества, что и как она вносит в общий багаж социального прогресса). Теория образования (дидактика) — дисциплина, в основном изучающая содержание и методы преподавания и учения в школах и других образовательных учреждениях, отличных от институтов спонтанной социализации (семья, просвещение, приятельские группы и т.д.). Теория образования изучает также функции и подготовку учителя. Те же вопросы, но применительно к различным областям знания и практики, изучают методики преподавания отдельных предметов. Разделам общей П. соответствуют аналогичные разделы в специальных ответвлениях педагогики: военной, музыкальной, врачебной, театральной, коррекционной, исправительно-трудовой П. и т.д. Состав и номенклатура областей исследования в сфере современной П. в различных странах отличаются друг от друга. Так, проблемы традиционного для России школоведения, куда гл.о. входят школьное законодательство, вопросы положения учителей, их обеспечения в старости и т.п., за рубежом и ныне в Рос. Федерации изучаются рядом дисциплин: образовательное право, школьная архитектура, управление образованием и др. В ряде стран, сохраняющих верность германской традиции, в частности в Рос. Федерации, дидактика дополняется относительно самостоятельной дисциплиной «теория воспитания». Во франко- и англоязычных странах теория воспитания не выделяется из П. как таковой. Основные теории и подходы. В фундаменте педагогических теорий лежат идеи о природе человека, его воспитуемости, обучаемости, созревании, росте, развитии, а также о природе различных групп людей. Эти фундаментальные знания о человеке и обществе являются основанием для решения вопроса о природе воспитания, обучения, образования. Наконец, из знаний о природе воспитательных и образовательных процессов формируются утверждения о природе педагогического знания, т.е. о природе П. Педагогические науки исследуют вопросы о объекте и предмете П., общественных, познавательных, идеологических и практических задачах и методах их решения; о соотношении П. как теории с П. как практикой. В зависимости от способа решения этих проблем различаются следующие осн. типы педагогических теорий. 1. Опытным путем в течение мн. веков были накоплены средства и приемы воспитания и обучения, которые сохранились в народной педагогике и позднее частично вошли в научную П. Вершиной воспитательного искусства в древнем мире была деятельность Конфуция и Сократа. 2. Структуралистские теории восходят к идеям Пифагора, который считал гармонию одним из осн. начал всего существующего и распространил это представление на человека. Привести в гармонию различные душевные движения, достигнуть надлежащего равновесия между телесной и душевной стороной человеческого существа — задача воспитания. Чтобы не вредить гармонии, Пифагор советовал не действовать на честолюбие питомца, а также не прибегать к наказаниям. Лучшим средством для достижения гармонии служит привычка. Платон также высшую цель человеческой деятельности видел в познании идей. Все воспитание должно давать необходимую подготовку к этому познанию. По Платону, важно воспитание в раннем детстве, когда закладывается основа последующему развитию. Период ухода, как только ребенок научится говорить, сменяется периодом игр и сказок. Игры — незаменимое средство воспитания в этом возрасте; благодаря им дитя незаметно приобретает ряд элементарных знаний. С 7-го года начинается систематическое обучение гимнастике и музыке, грамоте и поэзии, математике и военным упражнениям. В современном виде структуралистские идеи в П. разработаны представителями гештальтпсихологии, Ж. Пиаже, Н. Хомским и их последователями. В основе этой дисциплины лежит категория опыта, обладающего свойствами структурированной целостности. Ментальные и языковые структуры являются врожденными. Образование и воспитание суть приобретение нового опыта. Педагогический процесс начинается с относительно неструктурированного и несистематического ознакомления с тем, что учащемуся кажется важным и ценным. Затем происходит переструктурирование ранее накопленного опыта. Ментальные структуры усваивают новый опыт с помощью ассимиляции и аккомодации. Далее может следовать (но не обязательно) этап проб и ошибок, случайный поиск. Инсайт становится постепенно все более структурированным и достигает, наконец, стадии понимания или решения проблемы. 3. Сенсуалистские теории зародились в Европе (Аристотель, Квинтилиан) и исходят из того факта, что способность к образованию дана человеку от рождения. Дать образование может, однако, не всякий, а только тот, кто знаком с необходимыми для этого приемами, а также с условиями психической жизни питомца. Школьное воспитание следует предпочитать семейному, т.к. только в школе могут развиваться социальные чувства. Аристотель, соглашаясь с Платоном, что интересы государства неразрывно связаны с задачами школы, подчеркивал значение общего образования, учитывающего строй того общества, в котором питомцу придется действовать. Аристотель различал физическое, нравственное и умственное воспитание. Орудием нравственного воспитания служит привычка, умственного — подражание. Он указывал на образовательное значение грамматики, риторики (в связи с мнемоникой), диалектики, математики, графики (рисования) и политики (в современной системе знаний — политология и социология). Образовательный курс Квинтилиана состоял из семи свободных искусств, составляющих энциклопедию. Квинтилиан остался авторитетом по вопросам воспитания и в Средние века, и в эпоху Возрождения. В Новое время Ф. Бэкон требовал, чтобы преподавание, как и наука, шло от частного к общему, от примера к правилу, от более близкого и знакомого к более отдаленному. Полным выразителем новых требований стал Я.А. Коменский. Золотым правилом для учителей Коменский сделал наглядность. Образование должно начинаться в материнской школе и продолжаться в народной, латинской и университете. Введя в школу массу знаний о природе и человеке, Коменский явился основателем современного направления в содержании образования. Для современной педагогики не менее важны идеи и учебники Э. Кондильяка и К.А. Гельвеция. Они проложили путь натурализму в П., сделав его фундаментом т.н. опытничества (эмпиризма) Л.Н. Толстого, Дж. Дьюи, С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко. Педагогический процесс есть постепенное осознание учащимися их чувственного опыта, в результате чего появляется и развивается внимание, память, способности сравнения и суждения. Подчеркивается значение индукции в формировании понятий. Устанавливает 4. Томистский подход в воззрениях Блаженного Фомы Аквинского синтезировал разум и веру, философию и теологию, деятельность и созерцание. Он начинал с посылок, основанных на Откровении, и переходил к философскому исследованию человека и природы. Его модель педагогического процесса подчеркивала значение интеллектуальной дисциплины. Жестко дисциплинированная рациональность дает человеку возможность стать на путь нравственного совершенствования. Фома Аквинский отдавал в иерархии ценностей существенное место практическим приложениям разума. Но мн. томисты в П. оставались в рамках сугубо схоластического интеллектуализма. Для Фомы Аквинского важнейшим агентом педагогического процесса являлся учащийся, цель которого в обретении способности к самообразованию. Интеллектуально независимый, он должен сам управлять своими исследованиями и открытиями. Однако и современная римская католическая церковь чаще всего ставит учащегося под жесткое руководство учителя. 5. Гуманистические теории с возрождением наук и искусств снова привлекли внимание к воспитательным идеалам древности. Воспитать человека для жизни в обществе, человека со здоровым духом и телом — такова задача гуманистической педагогики, имеющей мн. представителей в 14-15 вв. (П. Верджерио и др.). Х.Л. Вивес указывал на необходимость заводить благоустроенные школы, с хорошими учителями и с новыми программами. Ему же принадлежит и первое по времени довольно обширное сочинение, посвященное женскому образованию. Мн. гуманисты примкнули к Реформации и стали деятельными помощниками М. Лютера в устройстве школ. Первое место здесь принадлежит Ф. Меланхтону, написавшему несколько учебников, составившему первый школьный устав и подготовившему много дельных педагогов. Ряд ценных трудов был посвящен воспитанию принцев и княжеских детей. В начале 20 в. гуманистическая П. пережила новый взлет (Э. Кей, Г. Гаудиг, А. Нил и др.). В современной П. гуманистический подход опирается на идеи психологов А. Маслоу, К. Роджерса и их школы. 6. Апперцептивная теория заложена в трудах Д. Локка, развита И. Гербартом, экспериментально обоснована Пиаже. Обучение базируется на ассоциации идей и элементов опыта. Мышление детерминирует распределение идей между сознанием и подсознательным с помощью апперцепции. Новые идеи вступают в ассоциативную связь с имеющимися идеями, образуя понятийную матрицу (апперцептивную массу). Установившаяся масса апперцепций нуждается в аккомодации к новому опыту. Это предполагает как интеллектуальное лидерство учителя, так и спонтанную творческую активность учеников. 7. Исторические корни теории К. Маркса уходят в логические построения Платона, И. Канта, Г. Гегеля и А. Смита. В отличие от множества различных марксистских интерпретаций педагогических идей Маркса, ее подлинное содержание глубоко гуманистично и прогрессивно. Для собственно человеческого роста и полного созревания необходима благоприятная среда, разумно устроенное общество. Оно ведет человека к воспитанию самостоятельной, социально активной и ответственной личности. Свобода личности достигается не бегством ее от социальных связей, а благодаря им. Образование должно преодолевать отчуждение личности. Вмешательство государства в образование сводится к демократическому расширению доступа к нему, но воспроизведение собственно человеческого в человеке есть задача каждого отдельного индивида. 8. Бихевиористская теория в наиболее развитой форме представлена Б.Ф. Скиннером (см.Бихевиоризм). Подчеркивались возможность и необходимость управления социально позитивным поведением человека с помощью научно организованного педагогического процесса. Управление поведением, для которого нет альтернативы, предполагает создание условий для успешного усвоения знаний и умений. Отсюда — программированное обучение и операционально определяемая таксономия целей педагогического процесса. 9. Педоцентристский подход восходит к идеям и практике Сократа, который исходил из убеждения, что добродетель есть знание и что ей поэтому можно учиться. Сократ создал особый метод преподавания, носящий его имя. Ряд наводящих вопросов помогает мысли родиться в голове учащегося. Учитель играет роль «акушера» мысли. Педоцентристский подход нацелен на адаптацию школы к ребенку, а не только ребенка к школе. В современном виде этот поход отчетливо изложен Ж.Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци. В 19 в. в Америке поддержан Ф.У. Паркером, в России К.Д. Ушинским. В 20 в. педоцентризм (детоцентризм) опирается на педагогическую антропологию, педологию, психоанализ. Педагоги создают обучающую, воспитывающую и развивающую культурную среду, исследуя которую дети самообразуются и самоопределяются (М. Монтессори, Ж.О. Декроли, К.Н. Вентцель, Шацкий и др.). Роль педагога при этом сводится к консультированию и помощи в самообразовании, саморазвитии. 10. Когнитивные теории обучения (проблемное обучение) в трудах Пиаже и его последователей, развивая апперцептивную теорию, предпосылали обучению возбуждение интереса, затем давали материал для предварительного усвоения условий задачи (проблемы). Далее следовал этап формулирования гипотезы, отбор необходимых для решения идей (понятий), проверка правильности этих идей. Согласно этой концепции, обучение ведет за собой интеллектуальное развитие. Педагогическая ситуация моделирует последовательность мыслительного акта как такового. Содержание образования дает посильный для учащихся материал, на котором они тренируют и развивают умственные способности. В России эффективные методы образования выросли на почве когнитивной теории Выготского и его учеников (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). В концеп- ции подчеркивается значение дедукции в формировании понятий. Технологии проблемного обучения разработали М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер и др. 11. Экзистенциалистский подход представлен моделями педагогического процесса С. Кьеркегора, М. Бубера, Н.И. Пирогова и др., основанными на понимании процесса выбора и принятия решения. Экзистенциальная ситуация задается здесь и теперь, и в ее исходе важны не только традиции и принципы. Для самоопределения как единичной, отдельной, неповторимой личности, а не только как члена к.-л. группы, необходимо также установление отношений растущего человека с другими «Я» и с «Ты» (Богом). Главное в педагогическом процессе — диалог личности с миром, в ходе которого вырастает и укрепляется ответственность личности за себя и за мир. Положительный результат этого процесса зависит от степени истинности личности («быть, а не казаться»). Между жизненным потоком и обучением есть преемственность, поэтому оторванное от жизнедеятельности знание не может быть ни целью, ни содержанием образования. Материал обучения пропитывается внутренним духом учащегося. Теории и научные подходы в П. не имеют взаимоисключающего характера; они скорее дополняют друг друга. Как в теории, так и в практике педагогическое мышление есть особый вид осуществления диагностики, профилактики нарушений и терапевтической тактики. Суть педагогического мышления, как и мышления медика, в том, что всеобщеобязательные принципы при любом их практическом применении модифицируются. Конкретизируясь, теоретическое знание приспосабливается к неповторимо индивидуальной ситуации и (или) случаю. Оно преобразуется, пересматривается, видоизменяется. Педагогическая практика выливается в формы ученичества, воспитания, перевоспитания, производственного обучения, военной подготовки, общего образования, профессионального образования, профессионально-технического образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, непрерывного образования, просветительской деятельности и др. Педагогический компонент присутствует в пропаганде, агитации, рекламе, социальной работе, психологическом консультировании, управлении на всех его уровнях. В качестве учебного предмета П. входит в структуру гуманитарных курсов и нацелена на развитие природных дарований человека, прежде всего таланта самообразования и самовоспитания. Одновременно курсы педагогики служат самоопределению личности: пониманию себя и других, адекватной оценке мира. П. раскрывает природу становления и созидательного, и разрушительного типа поведения. П. как общеобразовательный предмет нужна будущим и актуальным родителям и членам разных по объему и характеру коллективов. — наука, имеющая в качестве своего предмета систему, которая сводится к развитию личности, процессуальному развитию личности с помощью педагогического процесса (процесса воспитания, процесса образования, процесса обучения) механизмами развития личности (совместная деятельность, взаимодействие, отношение, сотрудничество, общение). (Бисько А.Т. Совершенствование совместной деятельности педагога и учащегося в современной общеобразовательной школе. — Тамбов, 2002. ).

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

Разделы педагогики

Выделение разделов в педагогике

Педагогика развивается в соответствии с социально-экономическими условиями жизни нашего общества, потребностями деятельности и жизни людей, достижениями научно-технического прогресса современности, логикой преобразований изучаемых ей феноменов. Это постоянно ставит перед педагогикой новые проблемы, решить которые можно максимально эффективно используя внутренние возможности самой науки. Поэтому педагогика постоянно видоизменяется, в ней регулярно выделяются новые отрасли и составные части.

Выделяют разделы педагогики по отдельным аспектам педагогического исследования и процесса. К основным разделам педагогики относятся:

  • дидактика или теория педагогики;
  • история педагогики;
  • методология;
  • теоретическая педагогика;
  • практическая педагогика.

Дидактика

Определение 1

Дидактика — раздел педагогики, занимающийся разработкой и изучением вопросов обучения и образования.

Дидактика, по сути, является педагогической теорией обучения, дающей научное обоснование его содержанию, методам и организационным формам. Она должна отвечать на вопрос: «Чему и как учить?».

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Разделы педагогики 400 руб.
  • Реферат Разделы педагогики 280 руб.
  • Контрольная работа Разделы педагогики 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Знание дидактики требуется любому педагогу, потому что в педагогической работе невозможно решать практические задачи обучения, не опираясь на теоретические знания и науку.

Дидактика также разрабатывает различные способы прогнозирования последствий введения в практическую деятельность новых методов и учебных материалов.

Следует отметить, что дидактика не дает практике окончательного и универсального решения всех вопросов. Она не разрабатывает однозначных рекомендаций, а лишь дает общее направление, позволяющее педагогу, учитывая специфические факторы, конструировать свою работу, сопоставлять результаты и цели, оптимизируя процесс обучения.

История педагогики

Определение 2

История педагогики – раздел педагогики, раскрывающий ее прошлое для оптимизации настоящего. Предметом исследования истории педагогики является объективный процесс зарождения и развития методов, принципов, форм воспитания и обучения в различные периоды истории.

Задачи истории педагогики заключаются в следующем:

  • определение зависимости целей, а также содержания педагогического процесса от различных условий;
  • изучение возникновения, развития методов и форм обучения и воспитания;
  • исследование связи педагогики с другими отраслями науки в историческом аспекте;
  • определение закономерностей в развитии педагогической практики и теории;
  • изучение взглядов и деятельности педагогов прошлого, оценка их вклада в развитие теоретической и практической педагогики;
  • обеспечение преемственности в непрерывном педагогическом процессе.

Методология

Определение 3

Методология педагогики – раздел педагогики о методах, который описывает внутренние механизмы педагогического процесса, логику его движения и организации.

Основывается она на научных идеях, которые определяют смысл педагогической работы в целом, способы самоопределения субъектов педагогического процесса в постоянно изменяющейся социальной и культурной ситуации.

Теоретическая педагогика

Определение 4

Основная цель теоретической педагогики заключается в исследовании сущности различных педагогических явлений, формулировке закономерностей и законов учебно-воспитательного процесса. Основной категорией теоретической педагогики является научный закон или закономерность.

Теоретическую педагогику не должно беспокоить, будут ли ее разработки применены в практической деятельности, так как ее цель – это познание истины. Поэтому не имеет смысла критиковать теоретическую педагогику за её отрыв от практической педагогической работы.

Практическая педагогика

Определение 5

Практическая педагогика применяет достижения теории для организации более эффективного педагогического процесса. Это отражается в создании и практическом применении более совершенных технологий. Основной категорией практической педагогики является технология.

Проблема современной практической педагогики заключается в отрыве от передовых теоретических разработок. Наукой о человеке сделаны огромные шаги в исследованиях, но эти достижения до сих пор мало известны педагогам и не находят необходимого отражения в педагогических технологиях. В современной практической педагогике продолжается деятельность, базирующаяся на педагогической интуиции, педагогическом искусстве и мастерстве.

Педагогика

Педагог и ученики на уроке

Педаго́гика (др.-греч. παιδαγωγική «искусство воспитания» от παῖς «ребёнок» → παιδος «подросток» + ἄγω «веду») — наука о воспитании и обучении человека, прежде всего в детско-юношеском возрасте.

Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности. Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Историческая справка

Слово «педагогика» происходит от др.-греч. παιδαγωγική, что означает буквально «детоведение».

В Древней Греции педагог — раб (часто — неспособный к физическому труду), наблюдающий за ребёнком (παιδος – подросток, мальчик), отвечающий за посещение им школы. Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского. К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.

Другие определения

Педагогика (трактовки разных авторов):

  • наука о специально организованной, целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения, передачи социального опыта от педагога к ученику;
  • наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности;
  • наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека (Л. В. Мардахаев);
  • наука об образовании и искусство воспитательной практики по формированию и развитию личности (И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович);
  • наука об образовании человека, то есть о развитии его жизненного опыта (Новиков, Александр Михайлович, Основания педагогики);
  • наука и одновременно отрасль человековедения, то есть отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы (Е. С. Рапацевич);
  • наука о воспитании человека (Г. М. Афонина, И. П. Подласый);
  • особая, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества (П. И. Пидкасистый);
  • наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов (Н. В. Бордовская, А. А. Реан, С. И. Розум);
  • теоретическая наука и педагогическая деятельность, искусство (И. Ф. Харламов);
  • наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека (В. И. Андреев);
  • осмысление воспитания (С. И. Гессен);
  • воспитание, то есть та сторона образования, которая связана с присвоением человеком ценностей, ценностного отношения к жизни. (Н. Д. Никандров, С. Н. Гавров);
  • искусство превращения человека в Человека, знания и умения, необходимые для развития в человеке заложенных в нём от природы возможностей и сил. Помогая стать Человеком другому человеку, воспитатель и сам становится Человеком. (В. И. Слуцкий).

Педагогика в ряду других наук о воспитании и обучении

Педагогические науки исследуют вопросы об объекте и предмете педагогики, общественных, познавательных, идеологических и практических задачах и методах их решения; о соотношении педагогики как теории с педагогикой как практикой (Б. М. Бим-Бад).

Педагогика — единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые изучают образовательную деятельность (В. В. Краевский, А. В. Хуторской).

Педагогика — одна из общественных наук, которая исследует процесс воспитания человека, то есть её предметом является воспитание: как из ребёнка в ходе его общения и взаимодействия с общественными коллективами (семья, учебные, воспитательные, производственные, уличные сообщества и т.д.) складывается (воспитывается) личность — существо социальное, сознательно и ответственно относящееся к окружающему миру, преобразующее этот мир (начиная прежде всего с себя и своим примером). Этот процесс протекает по свойственным ему законам, то есть в нём проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями, определённые изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика. Одно из практических направлений педагогики — неформальное образование.

Методология педагогики — система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы.

Задачи научной педагогики

Научная педагогика по проф. В. В. Кумарину ставит перед собой следующие задачи:

  1. Воспитание человека, т.е. выработку в нём устойчивых привычек поведения, таких как честность, порядочность, трудолюбие и т. д. Цель воспитания — не только знание о том, что такое честность, но именно устойчивая привычка быть честным. Эта задача является первоочередной и ей целесообразно отдавать предпочтение — ещё Ушинский К. Д. писал о том, что при дурном воспитании дополнительные знания сделают такого человека только более опасным для общества (и приводил в качестве примера Чичикова).
  2. Выявление состава и величины природных (т. е. не поддающихся изменению педагогическими средствами) дарований (способностей) и тесно связанных с ними потребностей данного человека, в значительной степени определяющих возможности к его обучению в том или ином направлении.
  3. Выявления состава и величины общественных потребностей к обучению и воспитанию в данном месте и в данное время. При этом понятие места и времени также имеет достаточно сложный (иерархичный) характер.
  4. Создание условий и осуществление гармоничного удовлетворения личных и общественных потребностей в воспитании и обучении с учётом потребностей и возможностей (способностей) как иерархии общественных коллективов (от семьи до государства в целом и даже на международном уровне), так и обучаемого.

Примечания

  1. Педагогика // Большой Энциклопедический словарь. 2000.
  2. Сергей Крутько. Великая дидактика. Блог 4brain.
  3. Сергей Крутько. «Пампедия» Коменского. Блог 4brain.
  4. Педагогика // БСЭ. 1969—1978.
  5. цитата из Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике, 2006 г. по http://didacts.ru
  6. Образование в процессе социализации личности. Вестник УРАО, 2008. № 5. С. 21. Архивировано 16 июня 2013 года.
  7. Кумарин В. В. Педагогика стандартности или почему детям плохо в школе. М., 1996

Литература

Этот раздел нуждается в переработке. слишком много ненужной литературы при плачевном состоянии статьи
Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.

Ссылки

Педагогика в Викисловаре

Педагогика в Викицитатнике

Педагогика в Викитеке

Педагогика на Викискладе

Педагогика в Викиновостях

  • Онищенко Э. В. «Круглый стол» «Современная педагогика: иллюзии и реалии» // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 1. — С. 181-185.
  • Клименко В. В. Как воспитать вундеркинда. Критический взгляд на современную педагогику.
  • Данные базы Научной электронной библиотеки (РИНЦ) по числу цитирований ученых Российской Федерации по разделу «Народное образование. Педагогика» (всего по данному разделу в базе данных Российского индекса цитирования — РИНЦ зарегистрировано 11 тысяч российских ученых в области педагогических наук) по состоянию на 6.05.2013

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4044302-4 · NDL: 00567145

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.
  • Проверить достоверность указанной в статье информации.
  • Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей.
  • Викифицировать статью.

Раздел педагогики.

дидактике Коменского свойственны весьма существенные недочеты: это дидактика метода, представленного в виде какого-то внешнего механического орудия; в этой дидактике еще нет речи о развитии обучением способностей учащихся…

На беду композитора Екатерина сама сочинила либретто оперы «Начальное управление Олега», где поучительная дидактика переплеталась с политикой ее времени, «иначе, — писал историк Н.

Художественная дидактика Кольера, как и разоблачение им нормативных шаблонов,- явление особого свойства.

Поэты, не верущие в поэзию, у которых ум противоречит вдохновению и которые думают, что истина есть только одна механика,- такие поэты или должны быть неискренни, или же, отдаваясь поэтическому чувству, должны воздерживаться от всякой мысли, что не всегда возможно и не всегда полезно; когда же они начинают рассуждать, у них выходит отвлеченная и мертвая дидактика, вовсе не нуждающаяся в «языке богов».

А дидактика с назидательностью – мало, что народом справедливо не любимы, так ведь еще и самоуверенны до безнравственности.

Во всяком случае, я объяснил очень и очень красивой молодой итальянке, как работают эти странные часы, а для этого пришлось пересесть к ней, сесть очень тесно рядом с ней, как того требовала дидактика.

Позднее этот термин появился в работе чешского ученого, педагога Яна Каменского «Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему».

Воспитание, как раздел педагогики

Воспитание является одним из главных разделов педагогики.

Определение 1

Под воспитанием понимается процесс формирования интеллектуальных, физических и духовных сил человека.

Воспитание человека может иметь не целенаправленный характер, а происходить под влиянием среды и стихийно складывающихся ситуаций. Но такой вариант воспитания вернее назвать как отсутствие целенаправленного воспитания. Поэтому в узком смысле воспитание представляет системное и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемого. Воздействие это направлено на создание у воспитуемого конкретных личностных качеств.

Определение сущности воспитательного процесса и ряда закономерностей воспитания является ключевым направлением в педагогике. Развитие данного я возможно только при применении результатов ряда антропологических наук. Важно отметить, что непосредственно педагогике, а также ряду практических задач воспитания необходимо определять конкретные цели исследований в психологии, медицине и других антропологических науках. Если перед нами стоит задача получить совершенно новые знания в системе воспитания, которая учитывает соотношение индивидуальных социальных и генетических аспектов, нам необходимо обозначить цели и задачи исследований медицинской генетики, молекулярной биологии и социологии.

Процесс образования в педагогике

Определение 2

Образование является процессом приобретения определенных знаний, навыков, умений, которые вместе с результатом обучения представляют особо важный аспект уровня развития человека.

Роль разных методов образования в современном мире все время меняется, так, например, особое значение приобретают различные варианты самообразования и виды заочного образования.

Определение 3

Обучение является целенаправленным двусторонним процессом, подразумевающим передачу и получение знаний.

Сегодня этот процесс выглядит как единая многошаговая процедура диалога между педагогом и учеником.

Методическая основа педагогики заключается в дидактических подходах.

Определение 4

Под дидактикой подразумевается теория обучения, которая включает в себя комплекс приемов и методов обучения, воспитания, создания моральных, нравственных, социально значимых норм и качеств.

Дидактика в виде отрасли педагогики основывается на глубоких знаниях характерных черт психологии восприятия данных, особенностей и типов мышления учеников, строения личности, типов характера, темперамента, различных способностей и мотиваций.

Разные области психологии изучают такие категории личности, как внимание, восприятие, память, эмоциональную и мотивационную структуру личности, характер. Основные же разделы педагогики изучают практическую реализацию формирования личности, воспитание и образование индивида. Важно отметить, что эффективное воспитание и образование, осуществляемое педагогом, возможно только при высоком уровне знаний в области категорий личности, изучением которых занимается психология.

Замечание 1

Знания в области закономерностей функционирования и организации психических процессов являются ключевыми в правильном осуществлении педагогического процесса.

Изучая процессы запоминания и переключения внимания, важно помнить, что корректность организации данных процессов в ходе обучения является основой успешного педагогического результата. А изучая процессы осуществления эмоционального и мотивационного поведения, мы закладываем основу правильной организации ряда процессов личной заинтересованности ученика в приобретении новых умений, знаний и навыков. Изучая же индивидуальную специфику процессов мышления и восприятия, а также ряда особенностей творческих и интеллектуальных способностей человека, мы закладываем основу правильной организации обучения, которое имеет индивидуально ориентированный характер и осуществляет воспитание человека.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Основные направления педагогики

Существует ряд основных ветвей педагогики.

Определение 5

Общая педагогика является одним из основных направлений в педагогической науке, которое занимается вопросами изучения фундаментальных законов обучения и воспитания.

Данное направление занимается вопросами исследования и создания принципов, методов и форм воспитания и обучения, которые применимы для любых возрастных групп и всех видов учебно-воспитательных учреждений. Общая педагогика включает в себя следующие разделы: теория и практика обучения и воспитания, теория управления и организации системы образования.

Определение 6

Возрастная педагогика – это группа отраслей, которая включает в себя дошкольную, весь перечень школьной педагогики, педагогику профессионально-технического образования, высшего образования и педагогику «третьего возраста».

Возрастной подход позволил осуществить определенную классификацию различных направлений педагогики.

Определение 7

Дошкольной педагогикой является раздел педагогики, которая занимается изучением закономерностей воспитательного и образовательного процесса детей дошкольного возраста.

Особенности дошкольной педагогики заключаются в уровне созревания физических, интеллектуальных, эмоциональных и мотивационных возможностей и способностей ребенка. Только определив закономерности развития психики ребенка, можно сформировать практические и теоретические положения дошкольной педагогики.

Также существуют области, которые занимаются изучением содержания, методов, форм воспитания и образования молодежи и детей определенного возраста. Это направления школьной педагогики, педагогики профессионально-технического и среднего специального образования, педагогики высшей школы. Основной принцип обучения и воспитания данных направлений, как и в большем количестве других видов педагогики, заключается в знаниях закономерностей возрастной психологии.

Следует отметить, что в данных направлениях есть особая разница в предметных и методических особенностях. Так, педагогика общеобразовательной школы работает в направлении освоения учениками большого базисного набора знаний, а педагогика специального образования ставит перед собой задачи освоения методов, основ и навыков профессиональной деятельности. Формированием специалистов в ряде отдельных областей народного хозяйства занимается педагогика высшей школы.

Систематизация направлений педагогики по возрасту – не единственный способ классификации. Также существует систематизация направлений педагогики на основе педагогической деятельности. Классификация по этому принципу выделяет целый ряд новых направлений. К примеру, сегодня широко изучаются разделы практической педагогики. Это производственное, инженерное, театральное, музейное, военное, раздел специальной педагогики и другие направления педагогики.

Пример 1

Как пример можно рассмотреть раздел военной педагогики, изучающий особенности методов обучения и воспитания, людей, которые ориентированы на получение умений, навыков и знаний повседневной работы в экстремальных ситуациях. Это направление педагогики нацелено на то, чтобы дать ученикам знания, которые касаются специальных предметных областей, глубокие знания в вопросах социальных, моральных и нравственных стандартов, которые лежат в основе жизнедеятельности общества и человека.

Еще один пример, это дефектология, специальная педагогика, которая занимается изучением вопросов развития, обучения и воспитания детей, имеющих физические или психические отклонения. На основе нарушений, которые есть у ребенка, выделяют ряд направлений дефектологии. Так, тифлопедагогика занимается изучением особенностей принципов воспитания детей, которые имеют слабое зрение или слепых детей. Сурдопедагогика изучает принципы воспитания и образования глухих и слабослышащих детей. Логопедагогика занимается разработкой методов коррекции речи у детей и подростков. Олигофренопедагогика направлена на выявление методов общения, обучения, воспитания, а также социальной адаптации детей, имеющих умственную отсталость.

Вместе с разделом практической педагогики сегодня широкое изучение получили направления педагогики, изучающие научные основы дидактики, проблемы воспитания, историю педагогики, социальную и информационно-социальную педагогику, социологию образования. На расширение и уточнение круга задач современной педагогики влияет стремительное развитие научных основ педагогики и ряда практических направлений. Разветвление круга задач выдвигает перед педагогикой ряд новых проблем познания процессов обучения и воспитания.

Задачи современной педагогики

Основные цели изучения основополагающих закономерностей обучения и воспитания напрямую зависят от задач анализа и обобщенных результатов практической педагогики. Важную роль играет задача организации полной системы прикладных, теоретических, а также практически ориентированных исследований. На выявление данной задачи влияет увеличение количества исследований в науках, близких к педагогике, а также лавинообразный рост компьютерных способов восприятия, запоминания и переработки данных. И при таких обстоятельствах особое место занимают задачи, направленные на совершенствование механизма всех уровней системы образования. Не стоит при этом откидывать задачи, направленные на развитие системы переподготовки и повышения квалификации сотрудников.

Задачи, направленные на развитие и совершенствование организационно-методических процессов обучения и воспитания приобретают в настоящее время особую актуальность.

Замечание 2

При этом особое внимание следует уделить вопросам разработки новых педагогических технологий, которые выведут образование и воспитание на новый эффективный уровень. Данные технологии должны быть связаны с компьютерными и информационными системами.

И тут, нельзя не отметить, что особую роль необходимо выделить задачам, направленным на разработку систем дистанционного обучения в направлении возможностей, которые предоставляются нынешней информационной средой. Под такими возможностями, прежде всего, подразумевается наличие быстрой и индивидуально ориентированной связи между педагогом и учеником, а также масса методов, которые связаны с осуществлением деятельности ученика и преподавателя в интерактивном диалоговом режиме.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *