Про ислама

слам

Смотреть что такое «слам» в других словарях:

  • слам — СЛАМ, а, м. Добыча, взятка, прибыль. Слам с операции. У него свой слам. Каждому треть со слама. Возм. от уг. «слам», «слом» в том же зн., Ср. «слам, слом на антихриста (на выручку, на наплюжника, на карман, на крючка, на мента, на фараона)»… … Словарь русского арго

  • слам — взятка, прибыль, добыча Словарь русских синонимов. слам сущ., кол во синонимов: 4 • взятка (21) • добыча … Словарь синонимов

  • СЛАМ — муж. слаз отсталого, срыв за то, чтобы отстать, не набивать цену, передать взятую работу и пр. Взять сламу. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

  • ісламізм — іменник чоловічого роду … Орфографічний словник української мови

  • ісламіст — іменник чоловічого роду, істота … Орфографічний словник української мови

  • СЛАМ — Дрянной слам. Жарг. угол. Доля добычи за продажу наркотиков. ТСУЖ, 163. Растырбанивать слам. Жарг. угол. Делить краденое. Максимов, 363. Слам на антихриста (на каплюжника, на лягавого, на мента, на фараона). Жарг. угол. Взятка милиции. СРВС 2, 58 … Большой словарь русских поговорок

  • іслам — у, ч. Магометанська релігія; мусульманство … Український тлумачний словник

  • ісламізм — у, ч. Релігійна система ісламу … Український тлумачний словник

  • ісламіст — а, ч. Прибічник ісламу … Український тлумачний словник

  • слам — (анг. slum) 1. дел од град населен со најбедна сиромаштија 2. нечиста, зафрлена улици што е на лош глас … Macedonian dictionary

Кратко о мировых религиях. Ислам

Ислам: определение

Ислам — одна из мировых религий, которые придерживаются монотеизма, то есть веры в одного Бога. Как и для христиан, ислам для его приверженцев — это гораздо больше, чем религия. Ислам это:

  • Образ жизни;
  • Основа семейных и правовых отношений;
  • Свод традиций и обычаев.

В переводе с арабского Ислам означает «покорность».

Основные принципы, суть ислама

Ислам считается самой молодой из мировых религий. Он зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII в. в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основателем Ислама стал пророк Мухаммед (570-632 гг.). Он создал общину, которая легла в основу государственного устройства – Арабского халифата.

Среди принципов Ислама — единобожие: «нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха».

Согласно Исламу, Аллах передал Мухаммеду через ангела Коран, который стал священным писанием для мусульман.

Священная книга мусульман — Коран состоит из 114 глав (сур). Суры называются по принципу самой яркой фразы из главы, ставшей афоризмом или главной темы суры.

Еще один источник вероучения — Сунна – рассказы о жизни Мухаммеда и его высказывания в виде хадисов (сказаний).

Православие и ислам: диалог в колонии

Главные предметы веры в Исламе:

  • Вера во Всевышнего
  • Вера в ангелов Всевышнего
  • Вера в Писание Всевышнего
  • Вера в Пророков и Посланников Всевышнего
  • Вера в предопределение Всевышнего
  • Вера в жизнь после смерти

Столпы Ислама:

  1. чтение шахады («нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха»);
  2. пять обязательных молитв в день («намаз»), выполняемые на арабском языке с соблюдением строго определенного обряда;
  3. соблюдение постов в течение месяца рамадан, когда мусульмане обязаны воздерживаться от любой пищи и питья от восхода до заката;
  4. паломничество («хадж») в Мекку по меньшей мере раз в жизни мусульманина;
  5. пожертвования нуждающимся и на нужды общины («закят»).

Течения ислама

Ислам делится на два основных течения:

  1. Сунниты
  2. Шииты

Подавляющее большинство мусульман — Сунниты. Сунниты придерживаются принятого ими свода хадисов, религиозной практики и правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях, называя этот свод сунной. Это не просто обычай, а жизненный принцип, на основании которого строится вся жизнь человека, который исповедует Ислам.

Шииты в свою очередь считают, что власть в общине должна принадлежать только потомкам пророка Мухаммеда (то есть детям Фатимы, его дочери, и Али, его двоюродного брата), а не тем, кого выбирают, как это происходит у Суннитов. Они не принимают сунну безоговорочно и дополняют ее наставлениями имамов, которых считают посредниками между человеком и Аллахом.

Ислам и православие

Православие и Ислам: возможности диалога

Несмотря на то, что Ислам, как и христианство — монотеистическая религия, мы не можем говорить о том, что верим в одного Бога, потому что Бог не обезличен. Иисус в Исламе считается лишь пророком, но не Богом. Ислам относит христиан к «людям Писания» и не отрицает личности Иисуса, но в Исламе Спаситель — только пророк Аллаха.

Здание для коллективных молитв мусульман называется мечетью; флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты. Согласно шариату, для мусульманской молитвы, в том числе и коллективной, может использоваться любое помещение, кроме бань и туалетов. В христианстве храм — центр богослужения, там совершаются Таинства, религиозные браки. Ритуалы бракосочетания и похорон традиционно в Исламе совершаются вне мечети.

В Исламе очень много внимания уделяется исполнению традиций и внешних постановлений, христианство придерживается несколько других принципов, которые можно описать как «не человек для субботы, но суббота для человека».

Богословие Корана также значительно отличается от Библейского.

Согласно учению Ислама душа умершего существует в трупе, где грешников мучают ангелы, а праведники пребывают в покое.

Диалог между Исламом и православием возможен, но, миссионерствуя важно не забывать, что Господь никого не призывал принимать Свою сторону насилием или яростными спорами и, кроме дара убеждения и примера праведной достойной жизни, молитв у нас нет другого оружия.

ислам

ислам

Мечеть-медресе султана Хасана и мечеть Рифаи на площади Салах-ад-Дина. Каир.

исла́м, одна из мировых религий, её последователи — мусульмане.

Ислам возник в Западной Аравии, в Хиджазе, в начале VII в. Основателем ислама считается житель Мекки Мухаммед (570—632). В возрасте 40 лет (около 610) Мухаммед объявил себя посланником единого Бога — Аллаха, продиктовавшего ему свою волю. В этот период каждое из арабских племён имело своих богов, но по мере концентрации власти у некоторых племён стали выделяться главные боги. Мухаммед призывал своих соотечественников отказаться от поклонения многочисленным племенным богам, верить только в Аллаха, вести праведную жизнь и готовить себя к грядущему Божьему суду. Основным догматом вероучения Мухаммеда стало признание единым Богом Аллаха и Мухаммеда — «посланником Аллаха» («ля иляха илля-ллах ва Мухаммедун расулюллах»).

Учение ислама распространилось среди арабов не сразу, и даже не все из родного племени курейшитов поддержали Мухаммеда. Среди первых его последователей были его жена Хадиджа, его дядя по отцу Абу Талиб и двоюродный брат Али, сын Абу Талиба. Со своими сторонниками Мухаммеду пришлось переселиться из Мекки в Ясриб (позднее — Медина); со времени этого переселения — хиджры, которое произошло в 622, начинается летосчисление ислама.

На формирование ислама оказали влияние как политеистические представления, так и давно существовавшие на территории Аравии монотеистические религии — иудаизм и христианство.

Вероучение ислама изложено в священной книге мусульман — Коране. Согласно исламской традиции, Коран был прочитан Мухаммеду ангелом Джибрилом (Джабраилом) по вечному оригиналу, находящемуся на небе.

Коран при жизни Мухаммеда существовал в устной форме, и было немало людей (кари, мн. ч. курра), которые могли читать весь Коран или его бо́льшую часть наизусть. Однако со временем какие-то части Корана могли выпасть из памяти, другие приобрести новую редакцию. Первая попытка записать Коран была предпринята вкругу ближайших сподвижников Мухаммеда после его смерти, но как рукописная книга и канонический текст Коран стал доступен лишь при третьем халифе — Османе (644—656).

Коран делится на 114 глав, именуемых сурами, расположенных в порядке убывания их объёма, кроме первой — Фатихи, которая включает краткое содержание основных догматов ислама, читается при совершении практически всех мусульманских обрядов и широко используется для надписей на культовых зданиях. Хотя суры расположены не в хронологическом порядке, их делят на «мекканские» (до хиджры) и «мединские» (после хиджры) соответственно периодам пребывания Мухаммеда в Мекке и Медине.

В «мекканских» частях Корана Мухаммед говорит о будущем воскресении из мёртвых и существовании единого Бога, осуждает языческий обряд погребения заживо новорождённых девочек; на первых порах ведущей мыслью Мухаммеда было не единобожие, а близящийся Cтрашный суд. Суры «мекканских» откровений делятся на три группы. В сурах первой группысодержатся наставления и призывы поразмыслить о спасении; эти откровения соответствуют начальным четырём годам деятельности Мухаммеда и другие.внейшей считается 96-я сура. Во вторую группу входят суры пятого и шестого года деятельности Мухаммеда, предсказание о Страшном суде как бы отступает на задний план перед провозглашением единобожия. Содержатся и сказания о предшествующих пророках. В третьей группе откровений (шестой год до хиджры) таких сказаний становится больше. Аллах упоминается как Рахман (Милостивый), но в позднейших сурах это слово исчезает.

Суры «мединского» периода содержат множество культовых, юридических и этических предписаний, намёки на некрые происходившие события, призывы уважать пророка и его семью, восхваление тех, кто умирает «на пути Божьем», выпады против лицемеров, фарисеев ислама, и против христианской Троицы; встречаются также выпады против евреев. Деятельность Авраама (Ибрахима) Мухаммед стал связывать только с арабами и, согласно Корану, он со своим сыном Исмаилом создал не только мекканское святилище, но и чистую первоначальную религию, ту самую, которую стремится восстановить Мухаммед и которую исказили евреи и христиане. В «мединских» сурах нет какого-либо специального кодекса законов, и мусульмане не ведут судопроизводства по Корану, однако более 500 стихов (суры 2, 4, 5) содержат предписания по религиозным, гражданским и уголовным делам и ясно излагают обязанности образцового мусульманина (например, 2: 172).

Каждый мусульманин должен следовать пяти основным «столпам» — обязанностям религии. Главный догмат ислама кратко изложен в 112-й суре Корана: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Скажи: Он — Аллах — един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!».

Первая обязанность мусульманина — вера в то, что Аллах — единственное божество, а Мухаммед — его посланник; троекратное произнесение шахады («ля иляха илля-ллах ва Мухаммедун расулюллах») является главной частью ритуала принятия ислама.

Вторая обязанность — пятикратная молитва (салят, намаз), которую ежедневно нужно совершать в любом ритуально чистом месте, однако в пятницу мусульмане должны совершать коллективную молитву в соборной мечети, которая в то же время является центром религиозного обучения и общественных собраний.

Третьей ритуальной обязанностью является пост (саум) в месяц рамадан. Согласно традиции, первое откровение было ниспослано Мухаммеду в месяц рамадан, поэтому пост в месяц рамадан воспринимается как телесная форма служения Богу. В течение светового дня верующий не должен есть, пить, воскурять благовония, развлекаться и только, когда «белую нитку невозможно отличить от черной», с заходом солнца разрешается пить, есть, однако и ночное время рекомендуется посвящать благочестивым размышлениям, чтению молитв. Особенно приветствуются коллективная молитва, рассказы о деятельности Мухаммеда и его сподвижниках. От соблюдения поста освобождаются больные, немощные старики и маленькие дети, путники, воины, участвующие в боевых действиях (хотя традиционно на время поста заключается перемирие), и др. Невыполненный пост освобождёнными от него может быть соблюдён в другое время или возмещён соответствующим образом.

Четвёртой обязанностью мусульман является закят — обязательный налог на имущество и доходы, который должен расходоваться на нужды общины и её прихожан. Этот принцип распределения как бы утверждает людей в представлении, что все верующие равны, для Аллаха нет бедных и богатых и всё имущество распределяется в равной мере между верующими; кроме того, верующие должны делать добровольные пожертвования — садака.

Пятой обязанностью мусульман является совершение паломничества в Мекку (хаджж), прежде всего в «Священную мечеть» аль-Масджид аль-Харам, где находится главная святыня ислама Кааба, здание с вмурованным «чёрным камнем» в восточном углу. Существует очень строгий ритуал совершения этого паломничества в месяц зу-ль-хиджжа, который соблюдается на протяжении всего существования ислама. Желательно, чтобы хаджж совершил каждый мусульманин хотя бы раз в своей жизни (при условии физических и материальных возможностей); в этом случае он получает звание хаджи и уважение соплеменников.

Иногда к обязанностям мусульман причисляют джихад — полную отдачу всех сил, включая священную войну, для торжества ислама — как свидетельство благочестия, гарантирующего доступ в рай.

По мере распространения ислама среди неарабских народов, стоявших на разных ступенях развития, для решения различных проблем гражданского общества предписаний Корана оказывалось недостаточно. Обратились к «прецедентам», то есть действиям и поступкам пророка (сунна), древним обычаям Медины, собственному чувству справедливости (рай). Сунна — свод обычаев и правил поведения древней общины, практика и теория мусульманского правоверия — была зафиксирована в хадисах (рассказах о поступках и высказываниях Мухаммеда и его сподвижников), кодифицирована в IX в. и вошла наряду с Кораном в священную литературу. Сунна фактически приобрела большее значение, чем Коран — памятник начального ислама. Мусульманскими правоведами было объявлено, что сунна может обойтись без Корана, но Коран не может обойтись без сунны. Правоверные мусульмане получили название ахль ас-сунна — «люди сунны», «сунниты».

Дальнейшее развитие мусульманского общества потребовало развития правоведения — фикха. Его основными корнями у суннитов наряду с Кораном и сунной были признаны иджма (согласное мнение авторитетных учёных) и кыяс (суждение по аналогии). Правоведы-факихи составили своды или кодексы мусульманского права — шариат. Обычное право — адат, которое регулировало различные отношения у завоёванных арабами народов и племён, в какой-то мере было согласовано с шариатом и даже приравнено к нему. Во второй половине VIII—XIX вв. выработка норм мусульманского права была завершена. При этом сунниты разделились на последователей четырёх правоверных мазхабов (религиозно-правовых школ) — ханафитов, маликитов, шафиитов, ханбалитов. Основателями этих до настоящего времени существующих школ были Абу Ханифа (около 699—767), Малик ибн Анас (708/715—795), аш Шафии (767—820) и Ибн Ханбаль (780—855). Они были признаны непререкаемыми авторитетами, применявшими иджтихад — самостоятельное, не зависимое от других толкование религиозного права. После них «двери иджтихада» были закрыты и применение мусульманского права к новым общественным и политическим явлениям стало производиться при помощи фетв (официального суждения высшего религиозного авторитета).

Уже в первое столетие существования ислама в нём произошёл раскол: выделились, кроме суннитов, шииты — сторонники Али, мужа дочери пророка — Фатимы и двоюродного брата Мухаммеда, которые признавали исключительное право Али на верховное руководство мусульманской общиной — имамат. Первоначально это были арабы, но затем к ним примкнули мусульмане Ирана. Шииты считают, что имам не избирается и не назначается людьми, а является таковым по своей сущности, благодаря таинственной эманации «божественной благодати», переходящей от одного имама к другому, и, таким образом, признают принципы наследственной власти и непрерывности пророчества. Кроме этих двух основных направлений — суннизма и шиизма — в исламе существует множество различных течений, однако среди всех мусульман существует довольно стойкое представление об их принадлежности к единой общности людей, объединённых общей верой, общими традициями, общей историей и общими интересами в современном мире.

Самыми распространёнными праздниками мусульман являются следующие.

Наиболее почитаемый праздник — жертвоприношения (ид аль-адха, курбан-байрам), отмечается на 70-й день после окончания поста в месяц рамадан (10 зу-ль-хиджжа). Праздник связывается с библейским преданием о пророке Аврааме (Ибрахиме), который хотел принести в жертву Богу своего сына Исаака (у мусульман — Исмаила). В последнюю минуту Бог послал ангела (Джибрила) с барашком и спас тем самым его сына. В память об этом дне каждый мусульманин должен, выполнив определённый ритуал, принести в жертву овцу, корову или верблюда. Считается, что жертвенное животное перенесёт верующего через тонкий, как волос, мост Сират в рай. К празднику, который продолжается три-четыре дня, готовятся долго и тщательно, заранее выбирают и выкармливают жертвенное животное; обычно в эти дни посещают могилы предков и делают различные пожертвования и благодеяния.

Праздник разговения — ид аль-фитр приходится на начало следующего за рамаданом месяца, то есть 1 шавваля. Праздник очень весёлый, верующие ходят в гости, устраиваются гуляния, совершаются различные богоугодные дела. Считается, что, если кто-то не успел совершить обещанное за время поста, должен поспешить с выполнением в дни праздника.

В период рамадана мусульмане особенно торжественно отмечают последние три ночи, так как они считаются наиболее священными. Существует поверье, будто в эти ночи происходят чудеса, знамения, исключительные события, свидетели которых могут получить расположение «высших сил». Наиболее почитаемая — ночь на 27 рамадана — ночь предопределения — лайлат аль-кадр. Эта и другие.гие ночи, предшествующие празднику разговения, называются ночами бодрствования, когда мусульмане обращаются к Всевышнему с просьбой о милостях. Кроме того, считается, что именно в ночь на 27 рамадана было ниспослано первое откровение пророку Мухаммеду; в эту ночь Всевышний даёт ангелам «определения», относящиеся к миру в целом и к каждому человеку отдельно на целый год, и ничто не сможет их изменить.

Праздник мирадж посвящён чудесному ночному путешествию пророка Мухаммеда на быстром, как молния, коне Бураке из Мекки в Иерусалим, а также вознесению его на небо, которое случилось 27 раджаба. Пророк предстал перед престолом Аллаха, во время беседы с которым произнёс 99 тыс. слов. Всё это произошло столь мгновенно, что из случайно опрокинутого сосуда для омовения не успела пролиться даже капля воды.

Праздник маулид ан-наби (мавлюд) установлен в честь дня рождения Мухаммеда — 12 раби аль-авваля; сопровождается он чтением молитв и проповедей в мечети и домах верующих, подношениями духовным лицам, торжественными процессиями с зажжёнными фонарями и изображениями матери пророка — Амины.

Кроме этих праздников, общих для всех мусульман, у шиитов существует множество торжественных дат, связанных с почитанием имамов-мучеников, когда проводятся траурные церемонии и оплакивания. Это прежде всего ашура (шахсей-вахсей) — в память о мученической кончине имама Хусейна, сына Али, внука Мухаммеда.

Мусульмане мира объединены в ряд организаций, важнейшие из которых следующие: Организация «исламский конгресс», созданная в 1969 и объединяющая свыше 40 мусульманских государств; Всемирный исламский конгресс (создан в 1926); Лига исламского мира (создана в 1962); Афро-Азиатская исламская организация, образованная в 1964 и в 1970 переименованная во Всемирную исламскую организацию.

В Албании, Боснии и Герцеговине, Югославии мусульманами являются в основном представители коренного населения (в Югославии главным образом албанцы Косова), во Франции, Германии, Великобритании, Италии — это в подавляющем большинстве иммигранты. Во Франции ислам исповедуют преимущественно арабы из Северной Африки и Юго-Западной Азии, а также выходцы из стран Западной Африки, в Германии — главным образом турки, курды, арабы, так называемые славяне-мусульмане (из Боснии и Герцеговины), в Великобритании — в первую очередь выходцы из Пакистана и часть выходцев из Индии, в Италии — арабы, сомалийцы, выходцы из Эритреи.

В Америке действительно крупная группа мусульман имеется только в США. Оценки численности приверженцев ислама в этой стране сильно колеблются: от 1,2 млн. до 6 млн. человек. Наиболее правдоподобная цифра — 4,5 млн.(менее 2% населения). По национальной принадлежности — это арабы, персы и другие.гие выходцы из зарубежных стран, а также принявшие ислам афроамериканцы США (по некоторым оценкам — около 1/3 всех мусульман страны).

Б.-Р. Логашова, П. И. Пучков

Город Мазари-Шариф. Афганистан.

Минарет мечети в Самарре. Иран.

Мечети в Куме. Иран.

Мечеть-мавзолей имама Аббаса в Кербеле. Ирак.

Вид на цитадель Салах-ад-Дина и мечети ан-Насер Мухаммед и Мухаммеда Али.

Паломники в Мекке.

Освящение новой мечети в Набережных Челнах.

Пятничное моление в мечети. Уфа.

Молитва в мечети. Санкт-Петербург.

Чётки у мусульман.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *