Признаки живых организмов

Содержание

Помогите решить тест!! А1. Для всех живых организмов характерно: а) образование органических веществ из неорганических, б) поглощение из почвы растворённых в воде минеральных веществ, в) активное передвижение в пространстве, г) дыхание, питание, размножение. А2. Рефлекс – это: а) ответ на раздражение мышцы или другого органа, б) изменение работы одних органов под влиянием других, в) ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая с помощью нервной системы, г) путь, по которому проходят нервные импульсы. А3. Гуморальная регуляция функций организма осуществляется с помощью: а) химических, биологически активных веществ, поступающих в кровь, б) нервных импульсов через нервную систему, в) жиров, поступающих в организм с пищей, г) витаминов в процессе обмена веществ. А4. Гормоны попадают из железы непосредственно: а) кишечник б) кровь в) нервные клетки г) тканевую жидкость А5. Автотрофные организмы неизвестны среди: а) низших растений, б) высших растений, в) грибов, г) бактерий. А6. Солнечный свет является источником энергии для процесса: а) дыхания, б) деления клеток, в) транспорта веществ, г) фотосинтеза. А7. Транспорт воды в растении с нераспустившимися листьями происходит за счет: а) фотосинтеза, б) испарения воды, в) корневого давления, г) газообмена. А8. По сосудам у позвоночных животных движется: а) вода с растворенными минеральными веществами, б) гемолимфа, в) тканевая жидкость, г) кровь. А9. Жизненное свойство, связанное с увеличением численности организмов и их расселением, называется: а) движением, б) ростом, в) развитием, г) размножением. А10. Дочерний организм получает признаки обоих родителей при размножении: а) вегетативном, б) бесполом, в) половом, г) почкованием. А11. У цветковых растений мужские половые клетки образуются в: а) пестиках, б) тычинках, в) семязачатках, г) в пальцевой трубке. А12. Определите, какие из утверждений верны о процессе дыхания: А. Животные вдыхают кислород, а выдыхают углекислый газ. Б. Растения вдыхают углекислый газ, а выдыхают кислород. а) верно утверждение А б) верно утверждение Б в) верны оба утверждения г) оба утверждения неверны В1. Выберите три верных утверждения. Вегетативное размножение растений а) осуществляется благодаря наличию цветка, б) в природе встречается очень редко, в) происходит очень медленно, г) обеспечивает полную передачу признаков материнского организма, д) является бесполым размножением, е) происходит при участии всего одного организма. В2. Установите соответствие между внешним строением плодов и семян и способом их распространения. ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПЛОДОВ И СЕМЯН СПОСОБ РАСПРОСТРАНЕНИЯ А) наличие крючков 1) животными Б) наличие парашютиков 2) ветром В) кожура яркой окраски Г) сочный околоплодник Д) наличие крылатки В3. Установите соответствие между процессом и его характеристикой. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕСС А) происходит во всех живых клетках 1) дыхание Б) происходит в хлоропластах 2) фотосинтез В) поглощается кислород Г) поглощается углекислый газ Д) синтезируются органические вещества Е) расходуются органические вещества

Помогите Пожалуйста! В каком году родился Гамлет? ​ 8. Агшин, работая отдельно, выполняет некоторую работу за 5 часов, а работая вмесеПарвиз – за 4 часа. За какое время выполнит эту работу Парвиз, работ ая отдельно?( решение нужноМатематикаА) за 10 часовВ) за 9 часов С) за 18 часовD) за 20 часов​ Срочно,биология Выбери три характеристики полового размножения. (Запиши в ответе последовательность цифр в порядке их возрастания. Пример: 246.) 1. Ге нотип передаётся потомству без изменений. 2. Происходит слияние половых клеток. 3. Достигается быстрое увеличение числа особей. 4. Генотипы дочерних организмов различаются. 5. Отсутствует комбинативная изменчивость. 6. Происходит перекомбинация генов. 7. Нет необходимости в поиске партнёра. Дыхание у планарии осуществляется: а) через выделительные поры на переднем конце тела б) через порошицу в) через выделительные поры на брюшной поверхн ости г) через всю поверхность тела Нижний, прилегающий к Земле слой атмосферы называется _________ В нем температура с высотой ____________. Самые верхние слои атмосферы называются __ ____и ___________, в которых возникает очень красивое явление природы ____________. Наука, которая изучает строение и свойства земной атмосферы, называется ___________ Міні проект на темуОрганізми і середовища існування т 1. Какие компоненты входят в структуру биогеоценоза?2. Какие функции в экосистеме осуществляет круговорот веществ3. Какое значение для природного сооб щества имеет его ярусноеОтветьте на вопросыстроение?ярус биогеоценоза?4. Каковы особенности растений, составляющих самый верхних5. Что обусловливает устойчивость природного сообщества?6. С чего начинается смена биогеоценоза?1. Каковы особенности растений, обитающих в самом нижнем яру-се биогеоценоза?8. Отличаются ли условия обитания организмов в естественномбиогеоценозе от условий их обитания в агроценозе?9. Какова роль человека в смене биогеоценозов?​ Які заходи передбачаються для охорони грунтів? Распределите данные биологические объекты на 4 группы: аналоги, гомологи, атавизмы и рудименты. 1. Корень и корневище 2. Конечности крота и медведки 3 . Крыло птицы и бабочки 4. Лапы тигра и крота 5. Усики гороха и винограда 6. Клешни речного рака и краба 7. Ловчие листья росянки и напестеса 8. Жабры рака и рыбы 9. Колючки боярышника и барбариса 10. Крылья летучей мыши и рука человека 11. Тазовые кости китов 12. Трехпалость лошадей 13. Волосатый человек 14. Недоразвитфе глаза крота 15. Отсутствие зубов у муравьеда 16. Хвост у человека 17. Аппендикс у человека 18. Многососковостьу человека 19. Крылья у не летающей киви 20. Тазовые кости у змей Что надо делать если при решении цитогенетических задач встречается стоп-кадон, например иРНК АЦЦ-УАГ-ГЦЦ? Как найти АКвБ?

ВИДЕОУРОК

Биологическая система

– целостная система компонентов, выполняющих определенную функцию в живых системах. К биологическим системам относятся сложные системы разного уровня организации: биологические макромолекулы, субклеточные органеллы, клетки, органы, организмы, популяции.

Признаки биологических систем

– критерии, отличающие биологические системы от объектов неживой природы:

1. Единство химического состава. В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы. Однако соотношение различных элементов в живом и неживом неодинаково. В неживой природе самыми распространенными элементами являются кремний, железо, магний, алюминий, кислород. В живых же организмах 98% элементарного (атомного) состава приходится на долю всего четырех элементов: углерода, кислорода, азота и водорода.

2. Обмен веществ. К обмену веществ с окружающей средой способны все живые организмы. Они поглощают из среды элементы питания и выделяют продукты жизнедеятельности. В неживой природе также существует обмен веществами, однако при небиологическом круговороте они просто переносятся с одного места на другое или меняют свое агрегатное состояние: например, смыв почвы, превращение воды в пар или лед и др. У живых же организмов обмен веществ имеет качественно иной уровень. В круговороте органических веществ самыми существенными являются процессы синтеза и распада (ассимиляция и диссимиляция – см. дальше), в результате которых сложные вещества распадаются на более простые и выделяется энергия, необходимая для реакций синтеза новых сложных веществ.
Обмен веществ обеспечивает относительное постоянство химического состава всех частей организма и как следствие – постоянство их функционирования в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.

3. Самовоспроизведение (репродукция, размножение) – свойство организмов воспроизводить себе подобных. Процесс самовоспроизведения осуществляется практически на всех уровнях жизни. Существование каждой отдельно взятой биологической системы ограничено во времени, поэтому поддержание жизни связано с самовоспроизведением. В основе самовоспроизведения лежит образование новых молекул и структур, обусловленное информацией, заложенной в нуклеиновой кислоте – ДНК, которая находится в родительских клетках.

4. Наследственность – способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Наследственность обеспечивается стабильностью ДНК и воспроизведением ее химического строения с высокой точностью. Материальными структурами наследственности, передаваемыми от родителей потомкам, являются хромосомы и гены.

5. Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства; в ее основе лежат изменения материальных структур наследственности. Это свойство как бы противоположно наследственности, но вместе с тем тесно связано с ней. Изменчивость поставляет разнообразный материал для отбора особей, наиболее приспособленных к конкретным условиям существования, что, в свою очередь, приводит к появлению новых форм жизни, новых видов организмов.

6. Рост и развитие. Способность к развитию – всеобщее свойство материи. Под развитием понимают необратимое направленное закономерное изменение объектов живой и неживой природы. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, изменяется его состав или структура. Развитие живой формы материи представлено индивидуальным развитием (онтогенезом) и историческим развитием (филогенезом). Филогенез всего органического мира называют эволюцией.
На протяжении онтогенеза постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организмов. В основе этого лежит поэтапная реализация наследственных программ. Индивидуальное развитие часто сопровождается ростом – увеличением линейных размеров и массы всей особи и ее отдельных органов за счет увеличения размеров и количества клеток.
Историческое развитие сопровождается образование новых видов и прогрессивным усложнением жизни. В результате эволюции возникло все многообразие живых организмов на Земле.

7. Раздражимость – это специфические избирательные ответные реакции организмов на изменения окружающей среды. Всякое изменение окружающих организм условий представляет собой по отношению к нему раздражение, а его ответная реакция является проявлением раздражимости. Отвечая на воздействия факторов среды, организмы взаимодействуют с ней и приспосабливаются к ней, что помогает им выжить.
Реакции многоклеточных животных на раздражители, осуществляемые и контролируемые центральной нервной системой, называются рефлексами. Организмы, не имеющие нервной системы, лишены рефлексов, и их реакции выражаются в изменении характера движения (таксисы) или роста (тропизмы).

8. Дискретность (от лат. discretus – разделенный). Любая биологическая система состоит из отдельных изолированных, то есть обособленных или отграниченных в пространстве, но тем не менее, тесно связанных и взаимодействующих между собой частей, образующих структурно-функциональное единство. Так, любая особь состоит из отдельных клеток с их особыми свойствами, а в клетках также дискретно представлены органоиды и другие внутриклеточные образования.
Дискретность строения организма – основа его структурной упорядоченности. Она создает возможность постоянного самообновления системы путем замены износившихся структурных элементов без прекращения функционирования всей системы в целом.

9. Саморегуляция (авторегуляция) – способность живых организмов поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов (гомеостаз). Саморегуляция осуществляется благодаря деятельности нервной, эндокринной и некоторых других регуляторных систем. Сигналом для включения той или иной регуляторной системы может быть изменение концентрации какого-либо вещества или состояния какой-либо системы.

10. Ритмичность – свойство, присущее как живой, так и неживой природе. Оно обусловлено различными космическими и планетарными причинами: вращением Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси, фазами Луны и т.д.
Ритмичность проявляется в периодических изменениях интенсивности физиологических функций и формообразовательных процессов через определенные равные промежутки времени. Хорошо известны суточные ритмы сна и бодрствования у человека, сезонные ритмы активности и спячки у некоторых млекопитающих и многие другие. Ритмичность направлена на согласование функций организма с периодически меняющимися условиями жизни.

11. Энергозависимость. Биологические системы являются «открытыми» для поступления энергии. Под «открытыми» понимают динамические, т.е. не находящиеся в состоянии покоя системы, устойчивые лишь при условии непрерывного доступа к ним веществ и энергии извне. Живые организмы существуют до тех пор, пока в них поступают из окружающей среды энергия и вещества в виде пищи. В большинстве случаев организмы используют энергию Солнца: одни непосредственно – этофотоавтотрофы (зеленые растения и цианобактерии), другие опосредованно, в виде органических веществ потребляемой пищи, – это гетеротрофы (животные, грибы и бактерии).

Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»

Вариант 1.

1! Из клеток состоят:

а) растения

б) грибы

в) люди

г) горные породы

2! Питание – это поступление в организм:

а) воды

б) любых веществ

в) веществ, необходимых для роста

г) веществ, необходимых для жизни

3. Ядовитые, ненужные и лишние вещества организмы удаляют с помощью:

а) дыхания

б) выделения

в) питания

г) движения

4! В течение всей жизни растут:

а) люди

б) животные

в) грибы

г) растения

5! Найдите верные утверждения:

а) бактерии состоят из одной клетки

б) животные растут всю жизнь

в) животные двигаются всю жизнь

г) растения выделяют кислород

6! О развитии можно говорить, если:

а) семя превратилось в растение

б) щенок вырос в собаку

в) листья повернулись к свету

г) маленькое дерево стало большим

Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»

Вариант 2.

1! Внутри много маленьких клеток у:

а) кошки

б) рябины

в) змеи

г) телевизора

2! Благодаря пище живые организмы получают:

а) энергию для жизни

б) вещества для «строительства» тела

в) вещества для «ремонта» тела

г) только вещества, необходимые для роста

3!* Ответные действия называют:

а) дыханием

б) реакцией

в) движением

г) раздражимостью

4! Найдите верные утверждения:

а) все живые организмы состоят из клеток

б) растения питаются готовыми органическими веществами

в) все живые организмы размножаются

г) основной источник кислорода на Земле – растения

5. Животные больше двигаются чем растения потому, что:

а) им нужно больше пищи

б) им нужно больше энергии

в) они должны свою пищу поймать или найти

г) они состоят из клеток и размножаются

Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»

Вариант 3.

1! Из невидимых глазом клеток построены:

а) Луна

б) ваши родители

в) кочан капусты

г) деревянная скамейка

2!* Живые организмы получают энергию благодаря:

а) питанию

б) движению

в) дыханию

г) выделению

3! Двигаться могут:

а) микробы

б) растения

в) животные

г) только листья растений

4! Найдите ошибочные утверждения:

а) бактерии состоят из одной клетки

б) животные растут всю жизнь

в) животные двигаются все время

г) растения выделяют кислород

5! Выделение помогает организму избавиться от:

а) лишних питательных веществ

б) ядовитых веществ

в) непереваренных веществ

г) лишней энергии

6. Найдите верные утверждения:

а) если двигается, то живое

б) дышат только животные

в) к выделению отходов способны только животные

г) если размножается, то живое

Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»

Вариант 4.

1! Из клеток состоят:

а) горные породы

б) растения

в) люди

г) грибы

2! Питание – это поступление в организм:

а) веществ, необходимых для жизни

б) веществ, необходимых для роста

в) любых веществ

г) воды

3. Ядовитые, ненужные и лишние вещества организмы удаляют с помощью:

а) выделения

б) дыхания

в) питания

г) движения

4! В течение всей жизни растут:

а) грибы

б) животные

в) люди

г) деревья

5! Найдите верные утверждения:

а) бактерии состоят из одной клетки

б) растения выделяют кислород

в) дышат только грибы

г) животные растут всю жизнь

6! О развитии можно говорить, если:

а) маленькое дерево стало большим

б) семя превратилось в растение

в) листья повернулись к свету

г) щенок вырос в собаку

Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»

Вариант 5.

1! Внутри много маленьких клеток у:

а) окуня

б) рябины

в) телевизора

г) змеи

2! Благодаря пище живые организмы получают:

а) только вещества, необходимые для роста

б) энергию для жизни

в) вещества для «ремонта» тела

г) вещества для «строительства» тела

3!* Ответные действия называют:

а) реакцией

б) движением

в) раздражимостью

г) дыханием

4! Найдите верные утверждения:

а) растения питаются готовыми органическими веществами

б) все живые организмы размножаются

в) все живые организмы состоят из клеток

г) основной источник кислорода на Земле – растения

5. Животные больше двигаются чем растения потому, что:

а) им нужно больше пищи

б) они должны свою пищу поймать или найти

в) они состоят из клеток и размножаются

г) им нужно больше энергии

Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»

Вариант 6.

1! Из невидимых глазом клеток построены:

а) ваши родители

б) Луна

в) клубень картофеля

г) волк

2!* Живые организмы получают энергию благодаря:

а) питанию

б) дыханию

в) движению

г) выделению

3! Двигаться могут:

а) растения

б) только листья растений

в) насекомые

г) бактерии

4! Найдите ошибочные утверждения:

а) животные растут всю жизнь

б) бактерии состоят из одной клетки

в) растения выделяют кислород

г) вирусы имеют клеточное строение

5! Выделение помогает организму избавиться от:

а) непереваренных веществ

б) лишней энергии

в) лишних питательных веществ

г) ядовитых веществ

6. Найдите верные утверждения:

а) клетки растений имеют ядро

б) дышат только животные

в) к выделению отходов способны только животные

г) грибы способны активно передвигаться

Ответы:

вариант

1

2

3

4

5

6

в-1

а, б, в

в, г

б

в, г

а, г

а, б

в-2

а, б, в

а, б, в

б, г

а, в, г

в

в-3

б, в, г

а, в

а, б, в

б, в

б, в

г

в-4

б, в, г

а, б

а

а, г

а, б

б, г

в-5

а, б, г

б, в, г

а, в

б, в, г

б

в-6

а, в, г

а, б

а, в, г

а, г

а, г

а

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого

Разнообразие живой природы

Когда мы го­во­рим об от­ли­чи­ях живой и нежи­вой при­ро­ды, по­лез­но пред­ста­вить ка­мень и кошку или со­ба­ку. От­ли­чия есть, и они оче­вид­ны. Как же их опре­де­ля­ет наука?

К осо­бен­но­стям жи­во­го су­ще­ства она от­но­сит сле­ду­ю­щие при­су­щие прак­ти­че­ски всем живым ор­га­низ­мам про­цес­сы: пи­та­ние, ды­ха­ние, вы­де­ле­ние, раз­мно­же­ние, по­движ­ность, раз­дра­жи­мость, при­спо­соб­лен­ность, рост и раз­ви­тие.

Без­услов­но, ка­мень может быть по­движ­ным, если его бро­сить, может раз­мно­жить­ся, если его раз­бить, может даже вы­рас­ти, если он имеет кри­стал­ли­че­скую при­ро­ду и на­хо­дит­ся в на­сы­щен­ном со­ле­вом рас­тво­ре (рис. 1).

Рис. 1. Действия с камнем

Для этого нужно внеш­нее воз­дей­ствие, при этом ка­мень вряд ли нач­нет пи­тать­ся, раз­дра­жать­ся и взды­хать от такой неспра­вед­ли­во­сти. В осо­бен­но­стях жи­во­го и нежи­во­го на­хо­дят от­ра­же­ние свой­ства жи­во­го, ко­то­рые уже ни с чем не пе­ре­пу­та­ешь. Что же это за свой­ства?

Общие свойства живых организмов

1. В ор­га­низ­мах и их клет­ках со­дер­жат­ся те же хи­ми­че­ские эле­мен­ты, что и в телах нежи­вой при­ро­ды. Но в клет­ках живых су­ществ есть еще и ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства, ко­то­рые по­лу­чи­ли такое на­зва­ние, по­то­му что впер­вые были вы­де­ле­ны из живых су­ществ, из ор­га­низ­мов. Это белки, жиры, уг­ле­во­ды и нук­ле­и­но­вые кис­ло­ты. Эти ве­ще­ства об­ра­зу­ют упо­ря­до­чен­ные струк­ту­ры (рис. 2).

Рис. 2. Молекула ДНК

Но толь­ко на­хо­дясь в клет­ке, ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства обес­пе­чи­ва­ют про­яв­ле­ния жизни. При­чем важ­ней­шая роль в жиз­не­де­я­тель­но­сти ор­га­низ­мов от­во­дит­ся в первую оче­редь нук­ле­и­но­вым кис­ло­там и бел­кам. Они обес­пе­чи­ва­ют са­мо­ре­гу­ля­цию всех про­цес­сов в ор­га­низ­ме, его са­мо­вос­про­из­ве­де­ние, а зна­чит, и саму жизнь.

За­пом­ним: белки, жиры, уг­ле­во­ды и нук­ле­и­но­вые кис­ло­ты – ос­нов­ные ком­по­нен­ты жи­во­го.

2. Ос­нов­ной струк­тур­ной и функ­ци­о­наль­ной еди­ни­цей почти всех живых ор­га­низ­мов яв­ля­ет­ся клет­ка. Почти, по­то­му что на Земле пре­крас­но чув­ству­ют себя ви­ру­сы, ко­то­рые пред­став­ля­ют собой некле­точ­ную форму жизни. В ор­га­низ­мах, в ко­то­рых много кле­ток – мно­го­кле­точ­ных, из кле­ток фор­ми­ру­ют­ся ткани, ткани об­ра­зу­ют ор­га­ны, ко­то­рые в свою оче­редь объ­еди­ня­ют­ся в си­сте­мы ор­га­нов (рис. 3).

Рис. 3. Объединение клеток в систему органов

Такая упо­ря­до­чен­ность стро­е­ния и функ­ций ор­га­низ­мов обес­пе­чи­ва­ет устой­чи­вость и нор­маль­ное про­те­ка­ние жизни.

3. Обмен ве­ществ – это со­во­куп­ность всех хи­ми­че­ских ре­ак­ций, всех пре­вра­ще­ний ве­ществ, по­сту­па­ю­щих в ор­га­низм из внеш­ней среды в про­цес­се пи­та­ния и ды­ха­ния. Бла­го­да­ря об­ме­ну ве­ществ со­хра­ня­ет­ся упо­ря­до­чен­ность про­цес­сов жиз­не­де­я­тель­но­сти и це­лост­ность са­мо­го ор­га­низ­ма, под­дер­жи­ва­ет­ся по­сто­ян­ство внут­рен­ней среды в клет­ке и в ор­га­низ­ме в целом. Т. е. обмен ве­ществ и энер­гии обес­пе­чи­ва­ет по­сто­ян­ную связь ор­га­низ­ма со сре­дой и под­дер­жа­ние его жизни (рис. 4).

Рис. 4. Связь организма со средой

4. Раз­мно­же­ние. Живое все­гда по­яв­ля­ет­ся от жи­во­го. По­это­му во­прос «Что было рань­ше: ку­ри­ца или яйцо?» для общей био­ло­гии нева­жен. В ко­неч­ном итоге ку­ри­ца все равно вос­про­из­во­дит ку­ри­цу, а че­ло­век вос­про­из­во­дит че­ло­ве­ка. По­это­му жизнь можно рас­смат­ри­вать как вос­про­из­ве­де­ние себе по­доб­ных су­ществ или са­мо­вос­про­из­ве­де­ние (рис. 5). И это очень важ­ное свой­ство жи­во­го, ко­то­рое обес­пе­чи­ва­ет непре­рыв­ность су­ще­ство­ва­ния жизни.

Рис. 5. Размножение

5. Если ударить ка­мень, он не от­ве­тит и никак не от­ре­а­ги­ру­ет. С со­ба­кой этот фокус не прой­дет: на агрес­сию хищ­ник от­ве­тит агрес­си­ей. По­то­му что живые су­ще­ства ак­тив­но ре­а­ги­ру­ют на дей­ствия фак­то­ров внеш­ней среды, про­яв­ляя, таким об­ра­зом, раз­дра­жи­мость. Имен­но раз­дра­жи­мость (рис. 6) поз­во­ля­ет ор­га­низ­мам ори­ен­ти­ро­вать­ся в окру­жа­ю­щей среде и, сле­до­ва­тель­но, вы­жи­вать в из­ме­ня­ю­щих­ся усло­ви­ях. Даже рас­те­ния, ко­то­рые, ка­за­лось бы, ли­ше­ны по­движ­но­сти, могут ре­а­ги­ро­вать на из­ме­не­ния. Мно­гие спо­соб­ны раз­во­ра­чи­вать ли­стья в сто­ро­ну солн­ца, чтобы по­лу­чить боль­ше света, а неко­то­рые, на­при­мер ми­мо­за стыд­ли­вая, сво­ра­чи­ва­ют ли­стья, если к ним при­кос­нуть­ся. Это тоже про­яв­ле­ния раз­дра­жи­мо­сти.

Рис. 6. Раздражимость

6. При­спо­соб­лен­ность. Если об­ра­тить вни­ма­ние на внеш­ний вид жи­ра­фа, можно уви­деть, что он иде­аль­но при­спо­соб­лен к су­ще­ство­ва­нию в усло­ви­ях аф­ри­кан­ской са­ван­ны. Длин­ная шея по­мо­га­ет до­бы­вать ему еду там, где ее никто не может до­стать, длин­ные ноги – быст­ро бе­гать и от­би­вать­ся от хищ­ни­ков (рис. 7).

Рис. 7. Приспособленность жирафа

Но в Арк­ти­ке жираф не вы­жи­вет, зато там себя пре­крас­но чув­ству­ют белые мед­ве­ди (рис. 8).

Рис. 8. Приспособленность белого медведя

7. При­спо­саб­ли­вать­ся ор­га­низ­мы могут мил­ли­о­ны лет, и это на­зы­ва­ет­ся эво­лю­ция. Эво­лю­ция – это еще одно важ­ней­шее свой­ство жи­во­го.

8. Живые ор­га­низ­мы с те­че­ни­ем вре­ме­ни из­ме­ня­ют­ся, чаще всего необ­ра­ти­мо. Эти из­ме­не­ния на­зы­ва­ют раз­ви­ти­ем.

Раз­ви­тие, как пра­ви­ло, со­про­вож­да­ет­ся ро­стом, уве­ли­че­ни­ем массы тела или его раз­ме­ра, свя­зан­но­го с по­яв­ле­ни­ем новых кле­ток.

Эво­лю­ция – это тоже раз­ви­тие, но не од­но­го от­дель­но­го ор­га­низ­ма, а всего жи­во­го мира в целом. Раз­ви­тие обыч­но идет от про­сто­го к слож­но­му и к боль­шей при­спо­соб­лен­но­сти ор­га­низ­ма к среде оби­та­ния. Так обес­пе­чи­ва­ет­ся то мно­го­об­ра­зие живых су­ществ, ко­то­рое мы можем на­блю­дать се­год­ня.

Мы рассмотрели различия жи­вой природы от нежи­вой, по­зна­ко­ми­лись с об­щи­ми свой­ства­ми живых ор­га­низ­мов. В сле­ду­ю­щий раз мы по­го­во­рим о мно­го­об­ра­зии живых су­ществ на нашей пла­не­те и об уров­нях ор­га­ни­за­ции жи­во­го.

Список литературы

Признаки живых организмов

Обмен веществ

Каждый живой организм получает необходимые вещества из внешней среды и выделяет в него продукты жизнедеятельности. К процессам обмена веществ принадлежат питания, дыхания, выделения.

За автотрофного питания живые организмы синтезируют органические вещества из неорганических.
К фототрофных организмов относятся зеленые растения и цианобактерии (царство Дроб’янки), которые содержат зеленый пигмент хлорофилл. С помощью хлорофилла под действием солнечных лучей фототрофні организмы в сложных процессах биосинтеза из воды и углекислого газа образуют органическое вещество — глюкозу, которая затем переходит в крахмал. Побочным продуктом фотосинтеза является кислород, который выделяется в атмосферу.
За хемотрофного питания (железобактерии, нітрифікувальні бактерии, сіркобактерії) органические вещества синтезируются из неорганических на основе энергии химических связей.
Гетеротрофне питания свойственно животным, грибам, к паразитическим растениям, многим бактериям. Эти организмы потребляют готовые органические вещества, превращая их в процессах пищеварения и биосинтеза.
Примером организмов с міксотрофним (смешанным) питанием являются одноклеточные водоросли (хламідомонада, хлорелла), что в чистой воде питаются как фототрофи, а в воде с большим количеством органических веществ — как гетеротрофы. Эти водоросли используются для очистки сточных вод.
Аэробные организмы используют для дыхания кислород (растения, животные, грибы, большинство бактерий).
Анаэробные организмы имеют бескислородное дыхание (некоторые бактерии).
Выделение — выведение из организма продуктов жизнедеятельности.

Движение


За активного движения организмы перемещаются из одного места в другое с помощью органов передвижения. У многоклеточных организмов формируется опорно-двигательная система, состоящая из мышц и скелета. У одноклеточных организмов, в том числе и бактерий, есть специальные жгутики. Активное движение присущ подавляющему большинству животных (среди них есть и прикрепленные формы: кораллы, моллюски).
За пассивного движения организмы переносит течение воды (планктон), ветер; у растений отдельные органы (побеги, листья) в течение дня меняют положение в пространстве.

Рост


Организмы с неограниченным ростом растут в течение всей жизни. К ним относятся растения и грибы. Организмы с ограниченным ростом достигают определенных размеров и прекращают расти. К ним относятся животные и бактерии.
На рост влияют условия внешней среды. Для растений важны такие факторы, как: свет, температура, вода, минеральные вещества, состав почвы.
На рост животных сильно влияет характер питания — употребление достаточного количества органических веществ и микроэлементов. Например, недостаток йода в пище и воде приводит к замедлению роста. Низкорослыми остаются люди, которые испытали дефицита белков в детстве.

Развитие

Развитие — становление функций организма в процессе его роста. Человеку присущ не только физическое, но и умственное развитие.

Раздражимость

Раздражимость — способность живых организмов реагировать на изменения условий внешней среды. У многоклеточных животных формируется нервная система с рефлекторным принципом работы. Рефлекс — реакция организма на внешнее раздражение, осуществляемая при помощи нервной системы.

Примеры безусловных рефлексов: моргание, дыхание, реакция на звуки (ориентировочный рефлекс), коленный рефлекс. Безусловные рефлексы сохраняются всю жизнь.
Примеры условных рефлексов: выделение пищеварительных ферментов (чувство голода) в то время, когда происходит обычное приема пищи; выполнение собакой команд по определенным сигналам. Условные рефлексы формируются в процессе обучения и воспитания и могут меняться в течение жизни. Они помогают животным и человеку приспособиться к изменяющимся условиям окружающей среды.

Размножение


Половое размножение осуществляется с помощью половых клеток — гамет. Женские гаметы называются яйцеклетками, мужские — сперматозоидами.
От обычных соматических (неполовых) клеток гаметы отличаются тем, что содержат в ядрах половинные наборы хромосом.

Смерть

Смерть — это прекращение процессов жизнедеятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *