Православие виды

Какие бывают храмы и как они устроены?

В преддверии большого праздника Введения Богородицы во Храм хотелось бы поговорить о центре нашей духовной жизни — о храме.

Икона Введение во храм
Пресвятой Богородицы

В воскресные дни и в дни церковных праздников, а у кого есть возможность и чаще, православные люди посещают храм. Здесь на Божественной литургии совершается великое Таинство причащения. Здесь же мы исповедуемся, венчаемся, крестим детей, отпеваем усопших, соборуемся во время болезней. Храм является основой и центром нашей духовной жизни. Неслучайно это место называют «Божиим домом», ведь оно наполнено удивительной благодатью, находясь здесь, человек духовно очищается и укрепляется.

Стоя в православном храме или находясь вблизи него, мы невольно восхищаемся красотой и величественностью таких сооружений. Но, наверное, не все знают, как устроен храм, а потому давайте побеседуем на эту интересную тему.

К слову, первый храм-палатку (скинию) соорудил пророк Моисей за полторы тысячи лет до Рождества Христова. Таким образом, многое в обустройстве храма было дано свыше и основывается на многовековой традиции.

Скиния — походный храм у древних евреев

Формы православных храмов.

По своей форме храмы бывают:

— в форме Корабля. Церковь, как Корабль, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном;

Храм Святого Равноапостольного князя

Владимира в Сочи

— в форме Креста, так как Спаситель своей крестной жертвой открыл нам дверь в Жизнь Вечную;

Храм Христа Спасителя в Москве

— восьмиугольные символизируют Вифлеемскую Звезду. Церковь, подобно путеводной звезде, ведет верующего;

Собор Покрова Пресвятой
Богородицы
(храм Василия Блаженного)
в Москве

— круглые (ротонда) – знак вечной Церкви;

Церковь Рождества Богородицы в
с. Подмоклово Московской области

— четверик – в основе простой четырехугольник — символ полноты мира, собранного в Церкви.

Церковь Покрова на Нерли

Также встречаются храмы смешанных типов.

Архитектурное устройство православного храма.

Итак, перед нашими глазами храм. Какие архитектурные составляющие мы можем увидеть? Нужно сказать, что не все храмы имеют одинаковое устройство и не у всех есть те или иные элементы, тем не менее, расскажем обо всех по порядку.

Паперть — открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, строится на некотором возвышении от земли, обычно к нему ведут ступени.

Вход в соборный храм святого благоверного

великого князя Игоря Черниговского и

Киевского в Переделкине

Над входом в храм, а иногда рядом с ним, строится колокольня или звонница, башня, на которой висят колокола. Испокон веков благовестом, совершаемым одним большим колоколом, созывали верующих на молитву и сообщали о важных событиях. Перезвоном (когда звонят поочередно в разные колокола, начиная от самого большого) и трезвоном (когда звонят во все колокола сразу) возвещают о праздниках.

Колокольня храма Софии
Премудрости Божией
в Москве
Трапезная — часть храма, пристройка с западной стороны церкви, ранее служила местом проповеди, общественных собраний, а также местом, где братия принимала пищу. Сегодня обычно стоит в стороне от храма и находится в отдельном здании.

Куб — основной объем храма.

Портал — архитектурно оформленный вход в здание.

Неф — часть здания, ограниченная с одной или с обеих сторон рядом колонн или столбов.

Пилястра (лопатка) — конструктивный или декоративный продольный выступ на поверхности стены. Часто выполняется в виде колонн.

Неф и пилястры

Фронтон (фриз) — завершение фасада здания, огражденное скатами крыши и карнизом у основания.

Закомара — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания. Обычно повторяет очертания расположенного за ней свода.

Фронтон и закомара с барельефами святых

Апсида — алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, в нем размещается алтарь.

Апсида храма Трех Святителей
в пос. Воскресенское г. Москвы

Барабан — цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол. Барабан может быть глухим (без окон) и световым (с оконными проемами).

Купол и барабан
Исаакиевского собора
в Санкт-Петербурге

Купол — церковная глава, символизирует небо, сверху на куполе ставится крест.

Купола бывают различными по форме.

Шлемовидные (византийские) купола — символ

духовной брани, которую ведет Церковь с силами

зла и тьмы.

Луковичные (русские) купола — символ

горящей свечи — обращение нашей души

к Богу.

Граненый (зонтичный) купол

Римский купол (свеча)

Также купола могут быть разного количества:

один купол знаменует единство Бога;

две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

три главы — в честь Святой Троицы;

пять глав символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов;

семь глав — семь таинств и семь Вселенских Соборов;

девять глав — девять ангельских чинов;

тринадцать глав воплощают Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Иногда строят и большее количество глав, например, тридцать три — по количеству земных лет Иисуса Христа.

Храм Троицы Живоначальной
в Останкино

Таковы основные виды и архитектурные элементы православного храма. В дальнейшем мы поговорим о внутреннем убранстве храма и его символике.

Чем отличается храм, церковь, собор и часовня?

05.12.2018 Часто люди задаются вопросом: чем отличается храм от церкви? А ведь есть еще и другие сооружения, куда ходят православные верующие, например, собор или часовня. В чем их отличие?
Помните, в нашей статье «Какие бывают храмы и как они устроены?» мы писали о том, как выглядят православные храмы снаружи, а также упоминали о прообразе современного храма – походном храме-палатке скинии у древних евреев, устройство которой было дано свыше пророку Моисею.

Походный храм древних евреев — скиния

Первые христиане посещали иудейские храмы. Однако Таинство Евхаристии (освящение хлеба и вина, вкушение Святых даров, чтобы «соединиться с Богом во Христе»), которое заповедовал совершать Господь Иисус Христос на Тайной Вечере, последователи Христа проводили сначала в своих домах, а после, когда начались гонения на христиан, в катакомбах (подземельях).

В 313 году был подписан Миланский эдикт между императорами Константином и Лицинием. Тогда все религии Римской империи, в том числе и христианство, уравнялись в правах, т.е. язычество потеряло роль официальной религии и гонения на христиан прекратились. С этого времени начинается повсеместное строительство христианских сооружений.

Первые христианские храмы строились по типу базилик — прямоугольных зданий с нечетным количеством нефов, отделенных друг от друга колоннами (базилика Сан-Витале, Равенна)

Храм

Итак, начнем с храма.

Слово «храм» произошло от старославянского «хоромы» («храмины»). Слово это обозначало большое, величественное помещение. Сегодня храмом называют строение, где проводятся богослужения, а также совершаются церковные Таинства. В храме служит штат священников и там разрешается проводить литургию (несколько раз в день, если в храме есть несколько престолов).

По своим архитектурным особенностям, храм обычно имеет один или несколько куполов, несколько приделов (они могут пристраиваться к храму), и в каждом приделе есть алтарь.

Храм святого благоверного Игоря Черниговского в Переделкино

Церковь

Церковь переводится с греческого Κυριακη как «дом Господа». Стоит сказать, что это слово употребляется в двух смыслах. С одной стороны Церковью называют все наше христианское сообщество. Одному из первых своих учеников Петру Господь Иисус Христос сказал: «Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф. 16:18).

С другой стороны, церковью называют храм. То есть храм и церковь как религиозное архитектурное сооружение – это одно и то же.

Церковь Покрова на Нерли в Боголюбово

Собор

Слово «собор» произошло от однокоренного слова «собрание». Это слово тоже имеет несколько значений. Собором назывались собрания (съезды) высшего духовенства, а также в православном календаре отмечаются праздники – Соборы святых.

Обычно собор как сооружение отличает масштабность и великолепие постройки, это центральный храм в городе или монастыре. В соборе всегда несколько приделов (алтарей), служат в них несколько священников, иногда в штате собора бывает 12 священников и настоятель (подобно Иисусу Христу и 12 апостолам).

Статус собора присваивается храму раз и навсегда.

В соборе служит высшее духовенство — то есть архиереи (патриарх, митрополит, архиепископ, епископ). Если в соборе находится кафедра правящего архиерея, то такой собор называется кафедральным.

Главный кафедральный собор Русской православной церкви — храм Христа Спасителя

Часовня

Часовня обычно возводится в честь какого-то события. Этимология слова происходит от «час», «часы» (Часы — это краткие церковные службы). Часовня это небольшое сооружение для чтения Часов, а также канонов, акафистов и других молитвословий. В часовне нет алтаря, там не служат Литургию, и нет настоятеля.

Часовня в честь Матроны Московской в Радонеже

Скажем еще, что неважно, где ты находишься на службе: в величественном соборе или в скромной деревенской церкви, главное — причастность к Церкви Христовой, наша горячая молитва и приобщение к Таинствам.

Какие есть церкви?

Если ваш друг или подруга ходят в другую церковь, то наверняка, вы будете задавать ей или ему вопросы относительно различий в ваших церквях. Но часто люди не знают о том, какие есть церкви, и каковы различия между ними.

Какие существуют церкви

В первую, очередь следует знать, что католики и протестанты, тоже являются христианами. Христианство в свою очередь разделяется на 3 главных течения: католичество, православие и протестантизм. Однако единой Протестантской Церкви не существует, протестантских деноминаций по всему миру насчитывается несколько тысяч, а в Православную Церковь входит несколько Церквей независимых друг от друга.

Кроме Русской Православной Церкви, существует Грузинская, Греческая, Сербская, Румынская Православные Церкови и прочие. Православные Церкви управляются патриархами, архиепископами и митрополитами. Стоит отметить, что не у всех Православных Церквей имеются общие молитвы и таинства, а некоторые вообще не хотят признавать друг друга истинными церквями.

В самой Российской Федерации Православных Церквей несколько, кроме Русской Православной Церкви, существует еще и Русская Зарубежная Православная Церковь и прочие. Из этого можно сделать вывод, что у мирового православия нет единого руководства. Но, тем не менее, православные считают, что само единство Православной Церкви заключается во взаимном общении, в ее таинствах и едином вероучении.

Католичество представляет собой одну Вселенскую Церковь. Поэтому все ее части во всех странах мира разделяют единое вероучение, общаются между собой и признают своим главой Папу Римского. В Католической Церкви существует деление на обряды. Так, например, общины внутри Католической Церкви, отличаются друг от друга церковной дисциплиной и формами литургического поклонения. Поэтому существуют католики римского обряда, византийского обряда и прочие, но все они являются прихожанами одной Церкви.

Отличия церквей

Основным отличием между Католической и Православной Церквями является различное понимание единства Церкви. Так, православные разделяют одну веру и таинства, в то время как католики кроме этого имеют единого главу Церкви – Папу, который является главенствующей фигурой в вопросах морали и веры, управления и дисциплины, православные же не признают главенства Папы. Также обе церкви отличаются своим пониманием кафоличности или вселенскости. По утверждению православных, Вселенская Церковь «воплощена» в любой поместной Церкви, которая возглавляется епископом. Однако католики добавляют, чтобы относиться к Вселенской Церкви, любая поместная Церковь должна общаться с поместной Римско-католической Церковью. У Католической Церкви есть догмат, что брак заключается на всю жизнь и разводы запрещены, Православная Церковь в некоторых случаях допускает разводы.

Если рассматривать виды церквей, их различия, то особняком стоит, Протестантская Церковь. Протестантизм представляет собой совокупность многочисленных и самостоятельных общин и церквей, связанных общим вероисповеданием Мартина Лютера. Своими корнями он уходит в раннее христианство. Основным отличием протестантизма является, то, что в качестве основы христианской жизни принимается исключительно Священное Писание, то есть Библия. Остальные же предания, которые возникли позднее, признаются полезными для изучения, однако по статусу не являются неоспоримыми основами веры. Протестантизм разделяет общехристианские верования о бытии Бога, его триединстве, об аде и рае, бессмертии души, однако отвергает католическое представление о чистилище. Теперь вы знаете, какие бывают церкви, и каковы их основные различия, и возможно решите в какую церковь ходить, если ваша вас в чем-то не устраивает. Кроме этого, вышеописанные сведения помогут вам, не попасть впросак при человеке, который ходит в совершенно другую церковь, поскольку будете корректны в своих высказываниях.

Ветви христианства. Суть различий (стр. 1 из 3)

I. Христианство как наиболее распространенная мировая религия.

Христианство – наиболее распространенная мировая религия и одна из самых развитых религиозных систем мира. На начало третьего тысячелетия это самая многочисленная религия мира. И хотя христианство в лице своих последователей встречается на всех континентах, а на некоторых абсолютно господствует (Европа, Америка, Австралия), это как раз та единственная религия (если не считать ее разделения на многочисленные церкви, вероисповедания), которая характерна для западного мира в противовес восточному с его множеством различных религиозных систем.

Общее число ее последователей составляет около 2 миллиардов человек. Христианство – это собирательный термин для характеристики трех основных направлений: православия (Россия, Болгария, Румыния), католицизма (Италия, Испания, Франция, Португалия, Ирландия, Хорватия, Словения, Австрия, Польша, страны Латинской Америки, Венгрия, США) и протестантизма (Германия, Англия, США, Швейцария, скандинавские страны, Финляндия). В реальности христианство никогда не представляло собой единой организации. В многочисленных провинциях Римской империи оно приобретало свою специфику, приспосабливаясь к условиям каждого региона, к местной культуре, обычаям, традициям.

II. Суть и различия христианских ветвей.

1. Разделение христианства на православное и католическое.

Политическое и культурное разделение Римской империи уже в III– IV веках привело к обособлению восточных и западных церквей. Фактически раскол христианства на два основных направления – православие и католицизм – произошел после распада Римской империи в начале Vв. на Восточную и Западную. Уже к началу Vв. между образовавшимися двумя религиозными центрами – в Риме и Константинополе – практически исчезает административная связь, выявляются и углубляются различия в догматике, обрядах, организационной структуре. Православие сформировалось в Восточной части Римской империи. Католицизм – в Западной части Римской империи.

Причины раскола церкви коренились в разных социально-экономических условиях Византии и Западной Европы, а также во влиянии специфических культурных традиций античной Греции на восточную церковь и Рима – на западную.

Одним из формальных предлогов разделения церкви стал спор о филиокве – исхождении святого духа как от бога-отца, так и от сына, на чем настаивала западная, католическая церковь. Восточная же, православная, церковь считает, что святой дух исходит лишь от бога-отца. Данное разногласие долгое время рассматривалось приверженцами католической и православной церквей как одно из главных и непримиримых.

2. Православие.

Православие в прямом смысле слова есть в отличие от ложного правильное (правое) вероучение. Именно в этом значении это слово употребляется с эпохи Вселенских Соборов (IV-VIII вв.), когда представители всех церквей, ограждая христианское учение от искажающих его идей (религиозных и философских), доктрин, формулировали положение изначальной веры.

a) Священное предание.

Хотя все христианские исповедания основываются на Библии, понимание ее и христианского учения в целом различно у христиан разных ветвей. Критерием верного понимания Священного Писания для католиков является слово папы, для протестантов – убеждение основателя данной конфессии, того или иного богословия и даже личное мнение самого верующего, для православных единственно достоверным критерием является так называемое Священное предание. Священное Предание – это традиция духовной жизни, передаваемая из поколения в поколение и из века в век, и соответствующее ей понимание Библии, всех основных истин веры и принципов христианской жизни. Именно Священное Предание позволило православию сохранить верность изначальному христианству.

b) Спасение.

Основная идея христианской религии – спасение человека от того, что порождает несчастья, страдания, болезни, войны, смерть, все зло в мире. Христианство утверждает, что спасение открыто Иисусом Христом, который, будучи Сыном Божиим, воплотился и стал Человеком, через добровольные страдания на Кресте умертвив греховность природы человека и воскресив ее для вечной жизни. Спасение – в вере в него. Это общее христианское положение различно интерпретируется в разных христианских исповеданиях: православии, католичестве, протестантизме. Различия относятся к следующим трем главным положениям в учении о спасении: искуплению или значению крестной жертвы Иисуса Христа; Царству Божию как цели спасения человека; духовной жизни как условию спасения человека.

c) Полицентризм православной церкви.

Православные церкви сохраняют ранние христианские традиции полицентризма, т.е. принадлежат к нескольким церквям. В настоящее время насчитывается 15 автокефальных (самостоятельных) православных церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская (греческая), Румынская, Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская. Для всех православных церквей является общим вероучение, культ и каноническая деятельность.

d) Символ веры.

Основу православного вероучения составляет Никео-Царьградский символ веры, принятый на первых двух Вселенских соборах. Последующие пять соборов вносили определенные уточнения и разъяснения в формулировку Никео-Царьградского символа веры. Этот символ веры был утвержден в виде 12 членов (параграфов), содержащих догматические формулировки основных положений вероучения о Боге как творце, о его отношении к миру и человеку, о триединстве Бога, боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, спасающей роли церкви.

e) Догматическое вероучение.

Православные верят в единого Бога, сотворившего весь мир, в том числе и человека. Этот Бог, по православным понятиям, представляет собой тождество трех равноправных лиц: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого; в первородный грех, который совершили первые люди Адам и Ева; во второе пришествие Иисуса Христа – Бога Сына, который вочеловечился (т.е. принял человеческий облик, родившись путем непорочного зачатия от Девы Марии) и добровольно принес себя в жертву за грехи человечества и придет снова во второй раз в силе и славе, чтобы судить живых и мертвых и установить свое вечное царство на земле, как и на небе. Православные верят в бессмертие души. Они считают, что в загробной жизни души людей в зависимости от того, как прожил человек земную жизнь, попадают в рай или ад, где пребывают души умерших до страшного суда. По православному вероисповеданию добиться спасения можно только в рамках церкви, которая является «мистическим телом Иисуса Христа», посредником между Богом и человеком.

f) Таинства.

В православии с догматическим вероучением тесно связана система культовых действий. Основы этих культовых действий составляют семь главных обрядов – таинств: крещение, причащение, покаяния, миропомазание, брак, елеосвящение, священство.

1. Таинство крещения совершается над всеми, кто становится христианином. Крестящегося три раза погружают в освященную воду. (В исключительных случаях допускается крещение не при помощи погружения, а в виде обливания водой.) В православной церкви таинство крещения традиционно проводится над младенцами, но не запрещается крещение и взрослых людей.

2. Таинство миропомазания совершается после крещения. Ароматическим маслом (мирром) крестившемуся смазывают лоб, глаза, уши и другие части тела.

3. Таинство покаяния совершается в форме исповеди – подробного рассказа о совершенных грехах.

4. Таинство причащения является центральным событием в ходе литургии, во время которого верующие вкушают тело и кровь Иисуса Христа (под видом хлеба и вина).

5. Таинство брака было установлено для освящения семейной жизни и благословения супружеского союза Церковью. Оно совершается во время обряда венчания.

6. Таинство елеосвящения производится над больными для того, чтобы на них снизошла исцеляющая благодать. При елеосвящении (соборовании) читаются молитвы и освященным маслом (елеем) смазывают лоб, щеки, губы, руки и грудь больного.

7. Таинство священства связано с возведением верующего в сан священнослужителя.

Помимо совершения таинств православная культовая система включает в себя молитвы, поклонение кресту, иконам, реликвиям, мощам и святым.

3. Католицизм.

Наиболее крупной, самой массовой разновидностью христианства является католицизм. Согласно данным ООН приверженцами католицизма являются более 900 миллионов человек, что составляет более 18% всех жителей планеты. Это намного превышает число последователей других направлений христианства.

Католическая (с греч. – универсальная) церковь – это латинская традиция западного христианства. Во главе этой церкви стоит римский папа – так с III– IVвв. стали называть себя епископы Рима. Римские епископы, называющие себя «наместниками Бога на земле», поставили себя в привилегированное положение, претендуя на первенство среди всех христианских церквей.

a) Догматика и символ веры.

Существенными отличительными чертами латинской вероучительной традиции христианства являются следующие. Католицизм развивает свою догматику на 21 Вселенском соборе (в отличие от православия, которое принимает решения только первых семи соборов). Поэтому основу вероучения католицизма составляет не только Священное Писание, но и Священное Предание, которое образуют постановления соборов, а также официальные документы главы католической церкви – Римского папы. Также католическая церковь принимает за канонические библейские книги, считающиеся в Восточной церкви неканоническими: Варуха, Товита, Юдифь, Премудростей Соломона и другие.Уже в 589 г. на Толедском собрании католическая церковь вносит дополнение к символу веры в виде догмата о филиокве (буквально, и от сына). В этом догмате дается своя оригинальная трактовка взаимоотношения лиц Божественной троицы. Согласно Никео-Царьградскому символу веры, Святой Дух исходит от Бога-Отца. Католический догмат о филиокве утверждает, что Святой Дух исходит и от Бога-сына.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *