Поминки что готовить

Что готовят на поминальный обед после похорон дома

Христиане готовят на поминки в день похорон блюда согласно правилам, обычаям, традициям. Поминальное меню должно иметь определенный перечень продуктов: кутья, кисель, блины и другое.

Примерное меню на поминки дома

Заключительной частью проведения похоронного обряда является поминальный обед. Люди, провожающие в последний путь покойного, приглашаются на трапезу. Трапеза имеют застольный этикет.

На поминки ходят по приглашению:

  1. За столом размещается дополнительная посуда для усопшего. Ставится его фотография с черной траурной лентой. Возле фото можно поставить икону.
  2. Поближе к пустому прибору рассаживаются родственники. Далее, друзья, знакомые, коллеги.
  3. Придя с кладбища после похорон, моют руки.
  4. Недопустимо громко говорить, смеяться, рассказывать веселые истории.
  5. Начинаются поминки с зажжения свечи возле фотографии умершего человека. Перед началом трапезы читается молитва.
  6. Нельзя проливать много слез о покойном, душа умершего будет тяготиться, застряв между небом и землей.

Меню поминок должно отвечать традициям, учитывать православные дни поста.

Традиционные блюда

Издавна после похорон на поминки готовили сытные, незамысловатые блюда. Изысканных яств готовить не принято. Традиционно подают коливо, которое несет ритуальное значение.

Коливо – блюдо из пшеницы или риса (рисовой крупы) с медом, которое имеет отношение к поминкам. В разных регионах его называют: кутья, канун, сочиво. Готовить в день похорон принято по устоявшемуся рецепту. Кашу приправляют большим количеством меда, сливочным маслом. Исходя из традиций прихода могут подавать коливо с маком, курагой, изюмом, грецкими орехами.

Цельные зерна каши, являются символом бессмертной души, а мед – сладость жизни при царстве небесном.

Кушают кутью перед основной трапезой по-особенному. При классическом выполнении обряда, каждому присутствующему на поминках кладут в ладонь ложечку кутьи. После прочтения священником молитвы, каша из пригоршни съедается без использования столовых приборов. По русской традиции кашу насыпают в вафельные тарталетки. Ставят полную тарталетку каждому приглашенному на тарелку.

Традиционное меню на поминки в день похорон дома предполагает подачу:

  1. Блинов. Круглые символизируют восход солнца следующего дня. Традиция готовить блины в день похорон берет свое начало из языческих обрядов.
  2. Киселя. Раньше готовили ржаной, овсяный или пшеничный густой кисель с молоком. Его разрезали ножом, подавая как сладкое блюдо. Кисель символизировал благодать, которую получала душа после смерти тела.
  3. Яиц. Их можно подавать фаршированными или вареными, как часть салата или закуски. Считается, что яйца, символизируют бессмертие и дальнейшее перерождение души.


Закуски и салаты

Меню в день похорон готовят из традиционных продуктов, без деликатесов. Список блюд для проведения поминок:

  1. Рыбу или блюда из нее: жареная, соленая или заливная.
  2. Пирожки с творогом, капустой, мясом. Ими заменяют блины.
  3. Салаты: винегрет, оливье, шуба, мимоза, из свежей капусты, с помидорами, огурцами.
  4. Соления, квашеные овощи: маринованные грибы, квашеная капуста, соленые огурцы, помидоры.
  5. Свежие овощи по сезону: огурцы, помидоры, зеленый лук, болгарский перец.
  6. Бутерброды или гренки: со шпротами, сырок+чеснок, паштет, форшмак.
  7. К столу подают мясные копчености, сырные нарезки, деликатесные продукты.
  8. Фрукты: бананы, виноград, апельсины, яблоки, киви.
  9. Сладкое: пироги со сладкой начинкой, печенье, конфеты.

Нуждаетесь в совете специалиста? Получите консультацию эксперта онлайн.
Задайте свой вопрос прямо сейчас! Задать бесплатный вопрос Посмотреть все вопросы

Родственники, чтобы достойно провести умершего, готовят постный поминальный стол в день похорон. Готовят постное меню из следующих яств:

  • кутья без сливочного масла;
  • блины без яиц на воде;
  • постный борщ;
  • тушеный картофель с грибами;
  • овощной салат;
  • салат из свеклы;
  • голубцы с грибами для поминок;
  • пирожки с горохом, капустой;
  • овощное рагу;
  • квашенья, соления;
  • сладости к посту;
  • фрукты;
  • компот или кисель.

Горячее

Горячим блюдам на поминках в день похорон придают особое значение. После кутьи подают первое горячее блюдо. Чаще готовят борщ, в некоторых регионах первым блюдом выступают щи или суп с лапшой. Независимо от названия жидкого блюда, оно должно быть горячим. Считается, что поднимающийся от тарелки пар способствует вознесению души умершего к небесам. Древние обряды рассказывают, что на второе готовили пшеничную или ячневую кашу.

Поминальный обед после похорон имеет больше угощений. Готовить блюда нужно заранее, а перед подачей к столу их разогревают.

На горячее готовят:

  • котлеты;
  • птицу;
  • отбивные;
  • голубцы или фаршированный перец;
  • тушеную картошку с мясом.

Составляя меню, нужно придерживаться обычаев, которые почитают в регионе, приходе. Существуют традиции готовить к поминальному столу вареники с капустой или картошкой, солянку, фасолевое пюре, еды не должно быть много. Мероприятие посещают, чтобы помолиться о душе умершего, давая ей помощь вознестись к Царству Небесному. Чревоугодия, распитие спиртного, смех со стороны присутствующих за поминальным столом, усугубляет горе родственников.


Можно ли пить на похоронах

Церковь акцентирует внимание, что поминки — повод помолится, вспомнить ушедшего из жизни, а не застолье с изысканными лакомствами и распитием спиртного. Православное учение имеет свое мнение по поводу поминания спиртным. Оно не приветствует наличие алкоголя.

Традиционно, пришедшие помянуть в день похорон, молятся за покойного, вспоминая о нем хорошее.

Православие говорит, что алкогольные напитки символизируют земную радость. На трапезе после похорон, они неуместны. Поминание алкоголем, наливание стопочки покойному, увеличивает страдания души, пытающейся прийти к Господу. Алкоголизм – тяжелый земной грех. Нельзя совмещать прегрешения в виде распития спиртного после похорон и молитву о прощении грехов умершего. Люди, поминающие покойного чарочкой, возымеют наказание – их дети будут страдать от алкоголизма. Алкоголь — табу для стола.

Чего не должно быть на столе на поминках

Готовить трапезу, учитывая наличие праздников или церковных воздержаний в день похорон. Если поминки припадают в пост, то на столе не должно быть мясных, молочных, рыбных блюд. Строгих ограничений (отсутствие растительного масла, запрет использовать термическую обработку) по постному меню, Священное Писание не предусматривает.

Каждая семья мотивируется наличием соответствующего бюджета, традиций, культурой питания.

По окончании обеда, уходящие не благодарят родственников усопшего, а вспоминают его добрым словом. Оставшуюся пищу после поминок в день похорон раздают присутствующим.

Как рассчитать примерное количество еды на людей

На поминках после похорон не должно присутствовать много еды, такое застолье предусматривает насыщение для получения физических сил, а не чревоугодие. В среднем, после проведения умершего в последний путь, на застолье приходят 30–40 человек, много еды готовить не стоит.

Расчет предполагает еды на одного человека:

  • закуски, салаты 300-350 г для поминок;
  • первое (борщ, щи) – 150-250 мл;
  • мясо, гарнир – 250-300 г;
  • алкоголь (вино) – 0,2-0,5 л на человека.

Если в домашних условиях не удается готовить на поминки после дня похорон из-за определенных причин, то лучшим решением станет заказ кафе или ресторана. Персонал приготовит все блюда по согласованному меню, накроет на положенное время стол, подаст первое, горячее, салаты, закуски. Заказывать меню на поминки в день похорон, следует придерживаясь правил и рекомендаций.

Кутья: история и рецепты главного поминального блюда

Кутья, или «кутия» – традиционное блюдо православной поминальной трапезы. Ингредиенты и отдельные особенности рецептов могут довольно сильно различаться от региона к региону, разные вариации кутьи имеют много общего. В большинстве случаев она представляет собой смесь из отваренных круп (пшеницы, ячменя, риса и т.д.), подслащенную медом, фруктами (обычно используются яблоки), сухофруктами (черносливом, изюмом, курагой) и орехами. Кутью нередко путают с ее своеобразным «братом-близнецом» – так называемым «коливом». Путаница происходит из-за того, что с кулинарной точки зрения «кутья» и «коливо» – практически одно и то же блюдо. Различие здесь чисто символическое, но от того не менее важное: кутию едят на поминки, а коливо – на Великий пост.

Традиционная поминальная трапеза

Символическое значение кутьи устанавливается Церковным Уставом («Типиконом»), который напрямую связывает поминальную трапезу с Богослужением. Следует также помнить, что в православной традиции «поминки» – это праздник памяти не только и не столько о конкретном усопшем человеке, сколько о Боге и сотворенном им миропорядке. Этот праздник – напоминание о том, что есть мимолетное земное и вечное божественное, и божественное в этой паре всегда поставлено во главу угла. Через призму смерти и утраты поминки «напоминают» о действительно важных темах, которыми живет и дышит каждый истинно верующий православный человек. Кутья здесь – один из ключевых символических узлов и инструментов этого «напоминания».

Символы кутьи

Символика кутьи построена вокруг центральной темы не только православия, но и всего христианства в целом – вокруг темы воскресения. Основу этого блюда составляют зерна (будь это рис, пшеница или ячмень), которые с древних времен воспринимается многими культурами, и в том числе христианской, как символ возврата жизни. Зерно – это указание на то, что, пусть земной путь покойника и окончен, его ждет новая, истинная жизнь на небесах. Мед и подсластители здесь играют роль намека на сладость райских благ.

Дух православной соборности также связывает с кутьей традицию приносить ее (вместе с другими продуктами) в церковь. Там кутью оставляют на особом поминальном столе-«кануне», чтобы вкушающие пищу прихожане помянули того, за кого делается приношение.

История рецепта и символики кутьи

Ничто в культуре не возникает и не остается просто так, и такое старинное блюдо как кутья не исключение. Само слово по своему происхождению греческое, лингвисты-историки относят его еще к дохристианской эпохе. Означает оно буквально «вареную пшеницу». Однако уже кутью никак нельзя было отнести к ежедневному рациону древнего грека и обыденным блюда местной кухни. Она была ритуальной пищей местных языческих культов и имела вполне определенное сакральное значение: вкушая кутью, верующий постигал взаимосвязь и взаимопереход жизни и смерти, частей вечного цикла бытия. Ключевой символ кутьи – само зерно, способное, будучи «мертвым», долго хранить в свернутом, спящем виде «жизнь», дожидаясь весны и цветения. Именно поэтому язычники готовили древнюю версию кутьи только во время похорон, но также на свадьбу и при рождении детей. В период поздней античности kolibo стало обязательным элементом поминальных даров на похоронах.

Рецепты поминальной кутьи

Традиционная кутья из риса – пожалуй, самый распространенный, простой и «осовремененный» рецепт старинного поминального блюда. Для его приготовления вам понадобится:

  • ½ стакана длиннозерного риса;
  • 100 грамм крупного изюма (без косточек);
  • 1 ½ столовой ложки меда;
  • дробленый миндаль и мелко нарезанная курага.

Как приготовить:

  1. Берется полстакана длиннозерного риса, желательно предварительно пропаренного. Рис следует обязательно промыть в проточной воде, чтобы удалить лишний крахмал и клейковину – в противном случае ваша кутья может перестать быть «рассыпчатой» и рискует стать рисовой кашей из детского сада.
  2. Рис ставится на средний огонь в кастрюле, наполненной холодной водой. Вода должна покрывать рис на полпальца.
  3. После того, как вода закипит, необходимо пригасить огонь до минимума и позволить воде выкипеть.
  4. В это время следует промыть изюм в проточной воде, после чего залить его на несколько минут кипятком, остудить и просушить. Если в качестве «заправки» для вашей кутьи будут использованы другие сухофрукты, то с ними следует поступить так же.
  5. В горячий рис добавить мед. Нужно проследить, чтобы мед хорошо «разошелся» в рисе, впитался в него.
  6. В подслащенный медом рис добавить сухофрукты и дробленый миндаль.
  7. Кутью следует подавать в глубоких пиалках, украсив кусочками фруктов и сухофруктов.

Кутья «щедрая» на пшенице – более старинный и традиционный рецепт кутьи. Для его приготовления понадобится:

  • 1 стакан зерен пшеницы;
  • 100 грамм крупного изюма (без косточек);
  • 100 грамм миндаля;
  • 50 грамм мака;
  • 2 столовые ложки меда.
  1. Предварительно замоченное на ночь пшеничное зерно погрузить в кастрюлю, залить водой так, чтобы она покрывала зерна минимум на сантиметр. Варим до готовности (до выпаривания воды).
  2. Пока варится пшеница, необходимо приготовить миндаль: ошпарить кипятком, очистить от шелухи и порубить/раздробить на мелкие кусочки.
  3. Изюм залить кипятком и оставить на несколько минут, после чего горячую воду слить, а изюм высушить.
  4. Запарить мак. Чтобы это сделать, необходимо в чашку или пиалу с маком добавить немного кипятка, после чего закрыть крышкой, чтобы создать в емкости водяную «баню». После того, как мак разбухнет от воды и полностью остынет, его необходимо будет протереть с помощью кофемолки – или же в ступке пестиком.
  5. В вареную пшеницу добавить мед. Нужно проследить, чтобы мед хорошо «разошелся» в вареном зерне, полностью в него впитался.
  6. Смешать готовое подслащенное зерно с другими заготовками: тертым маком, изюмом и орехами. Подавать в крупных пиалах.

Возможно, вам будет интересно:

  • Что говорят на похоронах и поминках
  • Родительская суббота – все дни поминовения в православном календаре
  • Что едят на поминках в исламе

Поминальная трапеза в православной традиции

После похорон члены семьи умершего обычно собирают близких родственников, знакомых, сослуживцев, друзей покойного на поминки, на которые старались без приглашения не приходить, т. к. по природной народной деликатности учитывали, что семья могла быть стеснена в средствах из-за внезапных материальных расходов, а также решения семьи собрать только узкий круг людей.
В некоторых районах не было принято приглашать на поминки, и на них мог прийти каждый, близко знавший усопшего по жизни, совместной работе. Такой приход означал проявление уважения к покойному и его семье. Духовенство на поминки приглашалось формально, фактически стараясь в них не участвовать.
Придя в дом с кладбища, обязательно мыли руки, вытирали полотенцем. «Очищались» также прикосновением рук к печи, хлебу, раньше даже специально топили баню и мылись в ней, переодевали одежду. Существовал обычай для тех, кто целовал покойного в губы — должен был потереться губами об определенные точки печи (у душника). Этот обычай у славян очевидно связан с представлениями об очистительной силе огня и направлен на то, чтобы оградить себя от покойного.
За то время, пока умершего доставляли на кладбище и хоронили в доме завершались приготовления к трапезе. Старались уборку в доме сделать до того, как умершего опустят в могилу, хотя по времени это было трудно подгадать. Расставляли мебель, мыли полы, весь накопившийся за три дня мусор сметали по направлению от большого угла к порогу, собирали и сжигали. Полы требовалось мыть тщательно, особенно угол, ручки, порог. После уборки комнату окуривали дымом ладана или можжевельника.

Поминальная трапеза в православной традиции трактуется как продолжение богослужения путем вкушения пищи, поэтому в ритуале поминок придерживаются определенных правил и традиций.
Поминки — это своего рода христианская милостыня для собравшихся, как трактуется в Священном Писании. Поминальные тризны существовали и в древнейшие времена, когда язычники вкушали пищу на могилах умерших соплеменников. Эта традиция вошла в христианские обряды, и древнехристианские поминальные трапезы преобразовались в более поздние времена в современные поминки.
Поминальные обеды устраивают по обычаю троекратно, что якобы совпадает с троекратным изменением тела покойного (на третий день изменяется образ, на девятый — распадается тело, на сороковой — истлевает сердце). Троекратное поминовение совпадает также с верованиями о путешествии души на тот свет.
Поминают усопшего и в другие дни (полгода, год, день рождения, день Ангела усопшего). Существуют и так называемые календарные поминки, связанные с определенными праздниками, сопровождающими хозяйственно-бытовой уклад крестьян, и вошедшие в церковную обрядность.

Стремясь похоронить умершего по народным обрядам и в соответствии с церковными правилами, родные и близкие покойного часто формально следуют выполнению обрядовых действий, не вдаваясь в их значение.
По церковному установление символики поминовения усопших в третий день после смерти заключается в том, что скончавшийся был крещен во имя Отца, Сына и Святого Духа, верил в Триединого Бога — Троицу Единосущую и Нераздельную. Живые в своих молитвах умоляют Святую Троицу простить усопшему его прегрешения, содеянные словом, делом и помышлением, и зачесть ему три добродетели: веру, надежду и любовь.
Имеет значение для православных и то неизвестное, что касается загробного состояния души. Когда святой Макарий Александрийский, как написано в Священном Писании, просил Ангела, сопровождающего его в пустыне, объяснить значение церковного поминовения в третий день, то Ангел ответил, что в продолжении двух дней душе, с находящимися при ней ангелами, позволяется ходить по земле, где она хочет, поэтому любящая душа скитается около дома, в котором находится тело, как птица, ищущая себе гнездо. Добродетельная душа ходит там, где творила правду. В третий же день, в подражание Христу, душа возносится на небеса для поклонения Богу.

На пути к престолу Божию душа проходит испытания духов по своим земным делам. Испытания эти называются «мытарствами» и начинаются обычно в третий день по смерти. Все пространство (по христианской мифологии) представляет собой несколько судилищ, где приходящая душа обличается бесами в грехах. Каждое судилище (мытарство) соответствует определенному греху, злые духи называются мытарями. Всего указано двадцать мытарств, соответствующих определенной группе грехов в зависимости от степени тяжести (например, грех словом, лжи, осуждения и клеветы, чревоугодия, лени, воровства, сребролюбия, скупости, лихоимства, неправды, зависти, гордыни и тщеславия, ярости и гнева, убийства, волхования, блуда, прелюбодеяния, содомские и др.), т. е. перечислены основные человеческие пороки.
На 9-й день близкие молятся об усопшем, чтобы душа его удостоилась быть чести причисленной к лику святых и получила награду райского блаженства.
Святой Макарий Александрийский по откровению от Ангела говорит, что после поклонения Богу в третий день, душе повелевается показать различные обители святых и красоту рая. Все это душа смотрит шесть дней, любуясь красотой и забывая свою скорбь, которую имела, будучи в теле.
Если же она виновата в грехах, то начинает скорбеть и укорять себя, что провела жизнь беспечно и не послужила Богу как должно. После рассмотрения рая душа (на девятый день своего разлучения с телом) возносится на поклонение Богу.
Число сорок — знаменательное, часто встречается в Священном Писании. По свидетельству того же святого Макария, после второго поклонения Господь повелевает показать душе ад со всеми его муками, и тридцать дней душа, водимая по мукам ада, трепещет, чтобы ей не была уготована такая участь.
В сороковой день оканчиваются мытарства, и душа в третий раз возносится на поклонение Богу, который совершает над ней суд и определяет место в ожидании Страшного Суда по её земным делам и по благодати молитв Церкви и близких в течение этих сорока дней.
Суд сорокового дня — суд частный для определения положения души, которое согласно учению Православной Церкви может измениться по молитвам родных и близких, совершению ими милостыни и добрых дел в память об усопшем.
На поминальные трапезы собирали в первую очередь родственников, ближайших друзей, а раньше также — обязательно убогих и нищих. Особо приглашали тех, кто обмывал и обряжал покойного. Всем родственникам умершего после трапезы полагалось сходить в баню помыться.
Наиболее важным считался сороковой день. Считалось, что после сорочин душа уходит далеко-далеко, и поэтому к этому сроку торопились все сделать. Заказывали поминальную литургию (панихиду или сорокоуст в церкви), отдавали что-нибудь на помин души и церковному притчу. За отпевание до сорокового дня всегда платили деньги.
Поминки девятого, сорокового и других дней смерти состояли обычно из посещения родственниками умершего кладбища и поминальной домашней трапезы для приглашенных.

В настоящее время поминки иногда более напоминают языческие тризны, которые устраивали древние славяне, верившие, что чем богаче и пышнее проводы умершего, тем лучше он будет жить в ином мире. Определенную роль в этом играют и элементы тщеславия, престижа, финансового состояния родственников покойного, а также незнание церковного устава в этом вопросе.
Соблюдение норм в православной поминальной трапезе требует, чтобы перед началом ее кто-нибудь из близких читал 17 кафизму из Псалтири перед зажженной лампадкой или свечой. Непосредственно перед едой читают «Отче наш…».
К поминальному столу было принято подавать ритуальные кушанья: канун (сыта), кутью (коливо), блины, кисель. Кроме этих обязательных блюд обычно подают холодные рыбные закуски, сельдь, шпроты, рыбные кушанья, рыбные пироги, что имеет определенную связь с христианской символикой.
В скоромные дни разрешались мясные блюда: жаркое, мясная тушенка, пироги «кулебяка», борщ, каша, лапша с птицей. Горячая пища считалась обязательной, т. к. верили, что душа покойного отлетает вместе с паром.

В настоящее время меню поминального стола тоже состоит из определенного набора блюд в зависимости от того, на какие дни приходятся поминки (постные или скоромные).
В качестве закусок подают салаты из свеклы с чесноком, редиса, огурцов, помидоров, брынзы с помидорами, свежей и квашеной капусты; икру из яблок, овощей (моркови, кабачков, баклажанов), винегрет, винегрет с сельдью и др. Из горячих блюд, помимо названных, подают котлеты, баранину тушеную, птицу запеченную или жареную в растительном масле, утку с квашенной капустой, баклажаны жареные, перец фаршированный, картофель отварной, голубцы, фаршированные овощами. Из постного дрожжевого теста делали пирожки с картофелем, ягодами, яблоками, сухофруктами, курагой, грибами, капустой, рыбой, крупой, рисом и т. п. Обязательными были поминальные блины. На стол ставили пряники, коврижки, оладьи, конфеты. Торты и пирожные не рекомендовались. Из напитков — кисель из ягод, лимонный напиток с медом, яблочный, из ревеня, квас из сухарей.
Старались, чтобы на столе стояло четное количество блюд, смена их не практиковалась, но придерживались определенной последовательности приема.
Старинным поминальным блюдом, с которого начинали поминальный обед был канун (сыта), которое раньше готовили из бобов с сахаром или наводили с медом крошеный на воде хлеб или пресные коржи, которые поливали сладкой сытой. В старину употреблялась пшеничная или ячменная кутья. Позже поминальную кутью (коливо) делали из вареного риса, облитого разведенным на воде медом, и сладких плодов (изюма). По традиции с кутьи, а ее съедали три ложки, начинался поминальный обед.
Кутью положено предварительно освящать в храме. Здесь тоже имеется своя символика, в которой зерна служат знаком воскрешения, а мед (изюм) знаменует духовную сладость благ вечной жизни в Царствие Небесном. В кутье как бы заключены представления древних о бессмертии души.

Православные каноны устанавливают, что на поминальном столе не должно быть спиртного, т. к. главное в поминках не еда, а молитва, явно несовместимая с нетрезвым состоянием, в котором вряд ли допустимо просить у Господа улучшения загробной участи почившего. Недаром народная пословица гласит «Питие есть веселие души», но в такой день вряд ли веселье будет праздничным.
В реальной жизни редко какие поминки обходятся без спиртных напитков. Это в основном крепкие напитки (водка, коньяк), сухие красные вина. Сладкие и игристые спиртосодержащие напитки обычно исключаются. Присутствие спиртных напитков на поминальном столе отчасти объясняется тем, что они способствуют снятию эмоционального напряжения, стресса, связанного с потерей родных и близких.
Застольная беседа в основном посвящается поминовению усопшего, воспоминаниям добрым словом о его делах на земле, направлена и на утешение родных.

Для верующих имело значение и то, на какой день приходились поминки: на скоромный или постный, т. к. соответственно менялся ассортимент блюд согласно требованиям Поста. Если поминки приходились на время Великого Поста, то в будни они не совершались, а по обыкновению переносились на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье. Также поминальные дни, которые приходились на Светлую седьмицу (первую неделю после Пасхи) и на понедельник второй пасхальной седмицы — переносятся на Радоницу (вторник второй недели после Пасхи).
Перед началом трапезы иногда еду окуривали кадильницей с ладаном.
Еду подавали в повседневной (не праздничной хрустальной или ярко расписанной фарфоровой) посуде, по возможности, спокойной цветовой гаммы.
Ели по обыкновению столовыми или десертными ложками, старались не пользоваться ножами и вилками. В некоторых случаях, при наличии в семье столового серебра, родственники умершего пользовались серебряными ложками, что тоже служит свидетельством придавать серебру магические очистительные свойства.
При каждой смене блюд православные старались прочесть молитву.
Поминальный стол часто украшали ветками ели, брусники, мирта, черной траурной лентой. Скатерть стелили однотонную, не обязательно белого цвета, чаще приглушенных тонов, которую по краям могли декорировать черной лентой.
Сервировка стола была обычной, за исключением того, что в столовый прибор не входили острые предметы (нож, вилка), а ложки клали тыльной стороной вверх.
Существует традиция на поминальный стол для усопшего ставить прибор (на пустую тарелку кладут параллельно нож и вилку), ставят зажженную свечу, часто декорированную в основании черной лентой, а также рюмку (стопку) с водкой, прикрытую куском черного хлеба.
Традиция оставлять на столе для покойного посуду и еду, также как и занавешивание зеркал, окон, экранов телевизора не имеет никакого отношения к Православию, истоками своими восходит к язычеству, но в реальной жизни имеет широкое бытование. Этот пример, как и многие другие, свидетельствуют о том, что современная похоронно-погребальная обрядность синкретична, т.к. включает в себя разнородные компоненты народной культуры, неотъемлемой частью которой у славянских народов является Православие.
Народной традицией регламентировался и порядок размещения людей за поминальным столом. Обычно во главе стола сидел хозяин дома, глава семьи, по обе стороны которого располагались родственники в порядке близости родства по старшинству. Для детей, как правило, выделяли отдельное место в конце стола. В некоторых случаях, по желанию близких родственников умершего, их сажали рядом (по обе стороны) с отцом или матерью, если умирал кто-нибудь из родителей. Место, где обычно сидел покойный, оставляли незанятым, спинку стула украшали траурной лентой или веткой ели.

Сложился и особый порядок поминального обеда, основным содержанием которого было поминовение усопшего через вкушение пищи, перемежающееся у православных чтением молитв, воспоминаниями о добрых земных делах и личных качествах покойного. Первое слово говорил по традиции глава семьи, затем право вести застолье передавалось обычно специальному, уважаемому человеку, которого близкие родственники покойного просили исполнить эту обязанность «томады-ведущего». По традиции близкие родственники старались не говорить прощальных слов, но в реальной ситуации поминального обеда, как правило, им также предоставлялось слово.
Поминальные слова было принято произносить стоя, а после первого почтить память покойного минутой молчания, также стоя.
При большом количестве гостей за стол садились в несколько смен.
Хлеб, пироги было принято разламывать руками, а не резать. Остатки поминального обеда, а особенно выпечку всегда раздавали присутствующим «на вынос» с тем, чтобы те и дома могли еще раз со своими домочадцами помянуть добрым словом умершего, тем более, что не все могли по разным причинам присутствовать на поминках. Крошки хлеба на следующий день носили на могилу, тем самым как бы приобщая покойного к информации о том, как проходили поминки.
Последним поминальным блюдом обычно был кисель, чай. Православные заканчивали трапезу благодарственной молитвой «Благодарим, Тя, Христе Боже наш…» и «Достойно есть…», а также пожеланием благополучия и выражением сочувствия родным умершего.

Благодарить за угощение не было принято. Поев, ложку обычно клали на стол, а не на тарелку. Кстати, следует упомянуть, что по обычаю, если во время обеда ложка падала под стол, то ее не рекомендовалось поднимать.
Вставая из-за стола, часто кланялись в ту сторону, где стоял прибор умершего, обращаясь к «нему» со словами типа «поели, попили, пора и домой, а тебе пусть земля будет пухом», после чего, попрощавшись с родными умершего, расходились по домам. Сидели за столом, как правило, долго, что считалось хорошей приметой, т. к. много чего доброго можно было вспомнить о покойном. В некоторых местах существовала примета, мол кто первый встанет из-за поминального стола — скоро умрет, поэтому старались первыми стол не покидать.
Существовал также обычай оставлять до сорока дней прибор с рюмкой водки, прикрытой хлебом. Верили, что если жидкость убывает, то значит, что душа пьет. Также на могиле оставляли водку и закуску, хотя это не имеет отношения к православным обрядам.
После ухода гостей, домашние, если успевали, обычно мылись до захода солнца. Со стола можно было ничего не убирать, но стремились чем-нибудь накрыть все столовые приборы и оставшуюся пищу, кроме предназначенной умершему. На ночь закрывали крепко все двери и окна. В сумерках уже старались не плакать, чтобы «не призвать покойного с кладбища» по народному поверью.
После похорон близкого человека многие люди, особенно близкие родственники, соблюдали траур.
Самый глубокий траур — до года — должна была соблюдать вдова. Ранее в это время на ней была только одежда преимущественно черного цвета, украшения полностью отсутствовали. Естественно, в глазах окружающих неприличными считались даже помыслы о повторном браке до истечения срока траура.

Мужчина-вдовец в большинстве случаев носил траур полгода. Дети должны были соблюдать траур по умершим родителям год, последовательно переходя от черных до более светлых оттенков одежды. Этот траур по умершим отцу или матери по продолжительности делился на глубокий — полгода, обыкновенный — три месяца и полутраур — остальные три месяца, когда к черному цвету одежды примешивался белый и серый. По бабушке и дедушке было принято носить полугодовой траур, который также условно поровну подразделялся на глубокий и полутраур. Такой же срок траура был по умершим сестре и брату.
Траурная одежда была темная, черного или синего цвета, в которой полностью исключались оттенки красного. Чаще не новая. В настоящее время при отсутствии в гардеробе подходящей одежды, головного убора, покупают черное платье (костюм), головной платок. Раньше во время траура даже не старались особо следить за одеждой, ибо, по народным поверьям, тщательный уход за ней являлся проявлением неуважения к памяти покойного. У женщин в период траура голова должна быть покрыта платком.
Существовал широко распространенный обычай в этот период не стричь волосы, не делать нарядные пышные прически, а в ряде случаев — даже заплетать косы девушкам. Вообще на Руси внешние знаки траура дольше должны были соблюдать, как правило, женщины, а мужчины черного, темного цвета одежду могли надевать только в дни поминовений, что не подвергалось осуждению в общественном сознании даже деревенских жителей.
Знаки траура в доме сохранялись продолжительное время в зависимости от уклада жизни. В большинстве случаев — до 40 дней, а также — до года.
В семьях верующих траур отмечался усиленными молитвами, чтением религиозных книг, воздержанием в пище, времяпрепровождении. Не было принято участвовать в различных увеселениях, праздниках, азартных играх.
Если на период траура выпадало венчание кого-либо из родственников, то в день свадьбы траурный наряд снимали, но на следующий день надевали снова.
В публичные и увеселительные места во время глубокого траура не было принято выезжать, даже появление в театре считалось допустимым только после полного снятия траура. Произвольное сокращение траура в обществе с определенным укладом, соблюдением народных традиций тотчас резко бросается в глаза и может вызвать осуждение.
В современных условиях, как правило, такое продолжительное время траура, как раньше, не соблюдают, особенно в городе. Все это индивидуально и в каждом конкретном случае зависит от целого ряда обстоятельств.
Нося траур, не следует выказывать безграничное горе, демонстрируя его окружающим. Все следует делать с достоинством, так как смысл траура заключается не только в соблюдении внешних приличий, признаков душевного состояния человека, но и в том, что он — время углубления человека в самого себя, время раздумий о смысле жизни. В конечном итоге от того, как мы чтим память своих родных, так и другие, возможно, будут чтить нашу память, ибо никто не вечен в этом мире.

Поминки ― дань памяти и любви, а не ужин для званых гостей. Их проводят на третий, девятый, сороковой дни после ухода человека из жизни. Друзья и родные затем собираются за скорбным столом ежегодно в трагический день.

Сколько постных блюд должно быть на поминальном столе? Это зависит только от желания родных. Православная церковь не одобряет на поминальной трапезе алкоголь. Всё должно быть скромно.

Скорбная трапеза ― это возможность для всех, кто знал усопшего, разделить боль утраты и задуматься о быстротечности жизни.

Правила поминальной трапезы

«Приидите, поклонимся…». При зажжённой свече читается семнадцатая кафизма, затем «Отче наш». Начинается заупокойная трапеза. В дни поста скорбный обед особо строг. На столе — кутья, блины без яиц на воде, хлеб (его преломление в утешение об умершем было описано ещё у пророка Иеремии). Совсем нет мяса, сдобы. Поминальная трапеза ― это милостыня, которую подают родные в память о любимом человеке, покинувшем земную жизнь.

Для тех, кто хочет заказать поминальный обед в Москве, предлагаем проверенный список кафе и ресторанов: https://msk.avtobanket.ru/pominki. Многие кафе профильные, работают только на организацию поминок, есть также и обычные кафе, которые предоставляют зал без посторонних, со своим алкоголем. У всех имеется поминальное меню и опыт проведения поминальных обедов. А для тех, кто желает приготовить сам — мы подготовили данную статью.

Меню для поминок: 3 главных блюда в пост

Блины, кутья, кисель ― три обязательных блюда.

  1. Кутью из пшена, риса подают первой. Обрядовая каша символизирует вечность и возрождение. Как зёрна прорастают, когда попадают в землю, так и покойный обретает новую жизнь в загробном мире. В память о родном человеке кашу, часто сдобренную сухофруктами, вкушают по ложечке.
  2. Обязательны блины. В постные дни они готовятся без яиц, на рисовом отваре или минеральной воде. Во втором случае они получаются воздушными, с дырочками. Мёд, подающийся к блинам и каше, ― символ духовного умиротворения.
  3. Кисель в древности варили на закваске из муки, подавали с молоком. Это заключительное блюдо.

В меню принято включать щи без мяса, овощные салаты, выпечку без яиц, разнообразные пироги с грибами, рисом, фасолью, домашние соленья. Только в определённые дни (например, на Благовещение, Лазареву субботу, Преображение) разрешается поставить на поминальный стол блюда из рыбы.

Постные закуски для скорбного стола

Поминки ― от слова память. Готовя закуски для скорбной трапезы в пост, следует отдавать предпочтение простой еде. Популярны традиционные блюда:

  • солёные огурцы, помидоры;
  • маринованные грибы;
  • икра кабачковая, баклажанная;
  • квашеная капуста с клюквой;
  • бутерброды с хумусом и зеленью;
  • пирожки с начинками (рисовой, картофельной с луком, капустной, грибной).

Рецепт постного рулета с грибами (10 порций). Возьмите 2 тонких лаваша, 600 г шампиньонов, морковь и лук (по 2 шт.), растительное масло, соль. Тщательно промойте шампиньоны, нарежьте их. Морковь, предварительно очищенную, мелко натрите. Лук нарежьте, посолите. Ингредиенты обжарьте вместе на смазанной маслом сковороде до готовности. Осталось остудить начинку и разложить на развёрнутом лаваше, а затем аккуратно свернуть рулет. После того как блюдо, накрытое плёнкой, постоит 20 минут в холодильнике, его можно нарезать на порции. Удобно, что современную постную закуску для поминок можно приготовить с вечера.

Постные салаты

В период поста салаты готовят без мяса и яиц. Категорически запрещено добавлять сметану, майонез. Используется растительное масло, салатные заправки на основе овощных отваров, соевого соуса. Рекомендовано отдавать предпочтение блюдам, которые не потребуют много времени для приготовления.

Самые доступные салаты:

  • постный «Оливье»;
  • витаминный капустный;
  • картофельный с зеленью;
  • винегрет;
  • из зелёного горошка, огурцов и лука;
  • из фасоли с сухариками;
  • «Пекинский» с огурцом;
  • свекольный с чесноком;
  • кукурузный с огурцом;
  • ассорти из помидоров, перца, огурцов.

Рецепт салата «Две банки» (10 порций). Для приготовления потребуется 2 банки фасоли (исключительно в собственном соку), 2 банки шампиньонов, 100 г петрушки, 2 пачки воздушных сухариков формы «багет». Для заправки используйте 3 зубчика чеснока, растительное масло, соль. Выложите в салатник фасоль и шампиньоны, предварительно слив лишнюю жидкость из открытых банок. Промойте и мелко нарежьте петрушку, которая добавит салату насыщенности вкуса. Высыпьте сухарики. Сделайте заправку, тщательно перемешав масло и мелко-мелко натёртый чеснок. Заправьте и посолите салат перед подачей.

Постные горячие блюда

К поминальному столу подают классические русские щи. Их готовят из свежей, а также квашеной или кислой капусты (последние варианты упрощают процесс). В постные дни запрещено готовить первые блюда на мясном бульоне, его заменяют грибным или овощным. Можно также приготовить:

  • борщ с фасолью;
  • чечевичный суп;
  • грибной суп.

На второе будут идеальны:

  • картофель с грибами;
  • картофельное пюре;
  • голубцы с рисом, перловкой;
  • рис с овощами;
  • овощное рагу;
  • перец, фаршированный рисом.

Рецепт гречки с черносливом (10 порций). Потребуется 600 мл гречки (3 стакана), морковь и лук (по 3 шт.), 300 г чернослива, соль, растительное масло. Чернослив нужно промыть, на 15 минут залить кипятком. В это время под проточной водой необходимо сполоснуть гречневую крупу. Морковь натрите на тёрке, лук порежьте. Смесь лука и моркови выложите на сковороду, обжарьте. Когда овощная зажарка будет готова, добавьте чернослив, нарезанный кусочками. Высыпьте в сковороду гречку, посолите, налейте 6 стаканов воды, накройте крышкой. Оставьте томиться 15-20 минут.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *