Почему вода течет?

Роман Сеф

А если..

Вагоны — это стулья,
А паровоз — кровать,
А если ты не веришь,
А если ты не веришь,
А если ты не веришь,
То можешь не играть.

Алло, это море?

Алло,
Это море?
Алло,
Это море?
Вы слышите,
Черное море,
Меня?
Ракушку я взял
И стою в коридоре,
И очень волнуюсь,
На берег звоня.
Я вас узнаю
В этой гулкой
Ракушке,
Я слышу
Хрустящий прибой
На песке.
Алло!
Это ветер
Качает верхушки
Седых эвкалиптов
В прибрежном леске.
Алло!
Это парус летит на просторе.
Алло!
Это рыба плывет в глубине!
Алло!
Отвечайте мне, Черное море!
Алло!
Отвечайте,
пожалуйста,
мне!

Бабочки

Долго-долго
Бабочки летали,
А потом, наверное, устали –
Сели на обои
И сидят
Вот уже
Четвертый год подряд.
А потом
Я долго жил на даче,
Возвратился –
Дома все иначе:
Пол в квартире
Белый от известки,
И на стенах –
Птички и полоски.

Барашки

– Здравствуй, ветер,
Что невесел?
– Плохо мне,
Бедняжке:
Разбежались
По волнам
Все мои барашки.
Я пасу их,
Стерегу,
Но сберечь их
Не могу –
Исчезает моё стадо
На скалистом
Берегу.

Брат

Плясали языки огня,
А я плясал
Вокруг костра,
Но вдруг пришла
Моя сестра
И увела домой меня.
И пожалел я
В первый раз
О том, что брата
Нет у нас –
Пришел бы он
Со мной к костру
И взял домой
Мою сестру.

Ваза

Вот беда,
Разбил я
Вазу.
Но разбил её
Не сразу,
А сначала
Влез
На стул
И –
Буфет перевернул.

Велосипед

На велосипеде
Двухколёсном
Можно съездить
Даже на Луну.
Посмотреть
На лунные вулканы,
Лунную послушать
Тишину.
Если хочешь
До Луны добраться,—
Вот велосипед.
Учись кататься.

Весна

В каждом человеке
Прячется весна,
Если ты печален,
Значит, спит она.
Но когда прохожий
В хмурый день дождливый,
Закричит «ку-ка-ре-ку!»,
Как петух счастливый,
Если вдруг он запоёт
На бульваре в стужу —
Это значит, в нём весна
Вылезла наружу.

Вранье

У льва и тигра
Когти,
Как острые клинки.
У льва и тигра в пасти
Ужасные клыки.
А у вранья —
Ни пасти,
Ни спрятанных когтей,
Но в целом
Белом
Свете
Нет ничего страшней.

Голубой метеорит

Где-то в космосе
Летит
Голубой метеорит.
Ты идешь,
А он летит.
Ты лежишь,
А он летит.
Ты заснул,
Но все летит
В космосе
Метеорит.
Ты помалу подрастешь,
Станешь астрономом,
И однажды вечером
Ты пойдешь к знакомым.
Вдруг репродуктор
Говорит:
«В тайгу упал метеорит».
Весь мир взволнован,
Мир шумит:
– В тайгу упал метеорит!
Наутро
Скажешь ты друзьям,
Простившись со столицей:
«Я не приду сегодня к вам,
Я в полдень вылетаю сам
С одной из экспедиций».
…Тебе сегодня
Восемь лет,
Перед тобой
Весь белый свет,
Но где-то
Во Вселенной
Летит,
Летит
Летит,
Летит
Твой голубой метеорит –
Подарок драгоценный.
Так вот:
Пока он мчится,
Поторопись учиться.

Гриб

Гриб
Спрятался за пень,
Сдвинул шляпу
Набекрень.
Думает: “Не так я глуп,
Чтобы лезть
Напрасно
В суп”.

Дисциплина

Вчера
Спросил
Павлин
Павлина,
Что значит
Слово
“Дисциплина”.
А тот в ответ:
“Всегда
Будь
Прост
И реже
Распуская свой хвост!
Не забывай,
Что для павлина
Быть скромным –
Это “дисциплина”.

Добрый человек

Столяр гулял в густом лесу
Среди больших стволов,
И, улыбнувшись, он сказал:
– Как много тут столов.
Охотник зайцев настрелял
Пять штук за шесть минут,
И, улыбнувшись, он сказал:
– Как много зайцев тут.
Шел утром добрый человек.
Стряхнув с ветвей росу,
Он улыбнулся и сказал:
– Как хорошо в лесу!

Дорога

Может стать дорогой
Север,
Может стать дорогой
Юг,
Может стать дорогой
Море,
Может – небо,
Может – луг.
Как прекрасно
Жить на свете,
Как прекрасно
Быть в пути –
Было бы желанье ехать,
Плыть,
Лететь
Или идти.

Дружок

Жил-был когда-то человек,
Хороший человек.
Он радовался
Облакам
И шуму быстрых рек.
Он песни пел,
Картошку ел,
Был ростом невысок.
И лодку выстроил себе
Из тесаных
Досок.
На ней он плавал
Много лет.
Проплыл
Вокруг земли.
И лодочке
Гудели вслед
Большие корабли.
А он все плыл,
Дудел в рожок
И думал об одном:
«Вот был бы у меня
Дружок,
Мы плыли бы
ВДВОЕМ»

Думающий человек

Корова жует
В коровнике жвачку.
Спит медведь,
Погрузившись в спячку;
Неторопливо
Падает
снег…
А человеку
Нету покоя:
Летом,
Осенью
И зимою –
Все время думает человек.

Если сам ты…

Если сам ты
Небольшой,
Но с высокою Душой,
Значит,
Твой реальный
Рост
Выше
Самых дальних звезд.

Если ты…

Если ты
Ужасно гордый,
Если ты
Ужасно твердый,
Но нечаянно обидел
Маму
Среди бела дня,
Оставаясь
Очень гордым,
Независимым
И твердым,
Под вечер
Шепни ей тихо:
– Мамочка,
Прости меня…

Женитьба

Василий решил,
Повинуясь судье,
Жениться на Варе
Из первого «Б»,
Он ластик и ленточку
Ей подарил,
И замуж идти ее
Уговорил.
Но папа и мама
И наша собака
Решительно против
Подобного брака.
Поскольку женитьба
Вопрос непростой,
То ходит Василий
Пока холостой.

Зайчик

Я солнечного зайчика
Хотел поймать сачком,
Подкрадывался
К зайчикy
То прямо,
То бочком.
Я знал, что зайчик —
Солнечный,
Что всё это —
Игра.
…Но так мне было весело,
Так хорошо
С yтра

Зебра

Добежала
Зебра до угла
И на мостовую
Прилегла.
И оставила
Свои полоски
До сих пор
Лежат
На перекрестке.

Зеленый водопад

Шумит зеленый водопад,
Волнуется,
Струится,
И на волнах его сидят
И стрекоза,
И птица.
Стекает в реку водопад
Качается лениво…
И люди
Тихо говорят:
– Смотри,
Какая ива.

Зонтики

– Как сделать триста зонтиков? –
Спросил у мамы мальчик.
Она ему ответила:
– Подуй
На одуванчик.

И в доме…

И в доме,
И в избушке,
И в чуме
Над заливом
Расти ты должен
Гордым,
Свободным
И счастливым!

Ива

Стоит
У обрыва
Плакучая ива.
Все очень обычно
И очень красиво.

Из глубины…

Из глубины
Осенних слов,
Печальных
И прозрачных строк,
Приходит опыт
Всех веков
К нам на порог.

Имя у тебя одно…

Имя у тебя одно,
Навсегда оно
Дано.
Жизнь длинная,
И оттого
Ты
Побереги его.

Кавычки

Эти маленькие птички
Называются
Кавычки.
Прилетели – и готово,
И стоит в кавычках слово.
Раз в кавычках оборот –
Понимай наоборот:
Например, любить в кавычках –
Это значит враждовать;
С кем-нибудь дружить в кавычках –
Это значит воевать.
Убери кавычки,
Снова
Станет очень ясным слово.
Как приятно встретить друга
Без кавычек
Дорогого.

Как много прекрасных…

Как много
Прекрасных
Вещей на земле:
Раз – эскимо,
Два – крем-брюле,
Три – шоколадное…
И стрептоцид
Если немного
Горло болит.

Карандаш

Высокий, стройный карандаш
Стал через месяц
Низким,
Коротеньким
Огрызком.
Зато сумел он
Записать
Сто шестьдесят
Стихов в тетрадь,
Их прочитают
Дети.
Наверное,
Прекрасней нет
Судьбы
На белом свете

Карнавал

Карнавал!
Карнавал!
Вася Зайцев
Волком стал,
Коля – бегемотом,
Толя – Дон Кихотом.
Мы с Васильевым
Вдвоем
Стали
Небольшим слоном.
Мы крутились,
Мы плясали –
То-то смеху было в зале!
Очень жаль, что из слона
Мама в зале не видна.

Картинка

Было ровно
На бумаге,
Я нарисовал
Овраги.
Было сухо
На бумаге,
Я нарисовал
Родник.
Зажурчал ручей
В овраге,
Спрятались на дно
Коряги,
И лягушки
На бумаге
Стали квакать
В тот же миг.
Можешь слушать
На опушке,
Как поют
В ручье
Лягушки.
Как резвится
Головастик,
Можешь
Целый день
Смотреть.
А когда
Прохладно станет
И луна в окно заглянет,
Можешь взять
Чернильный ластик
И мгновенно
Все стереть.

Кибернетические стихи

Киев

Слушай, Циля!

— Послушай, Циля!
Очень тонко флейта поет,
Что за музыка, будто цапля
В пляс пустилась среди болот.
— Ох, Наум !
Какой же ты глупый,
Что ты веришь
Пустым словам?
Из ботвы
Я сварила супа,
И тебе я тарелку дам.
— Слушай, Циля,
Бьют барабаны,
Я в шестнадцатом
Был в плену,
Помнишь, Циля, плакали бабы,
Провожая нас на войну?
— Ох, Наум,
Волнуешься зря ты,
Подойди и в окно взгляни,
Немцы-люди,
Они солдаты,
Из Европы пришли они.
-Слушай, Циля,
На Саксаганском
Очень тонко флейта поет.
Я пойду, погляжу немного,
Постою чуть-чуть
У ворот.
— Ох, Наум,
Болит мое сердце,
Не ходи!
От страха умру.
За Днепром поднималось солнце,
Чтобы скрыться в Бабьем Яру.

Клоун

Клоун-
Это замечательно!
Клоун-
Это поразительно,
Рассмешит он
Обязательно,
И смеётся сам
Пронзительно.

Книжки

Книжка
В жёлтом переплёте —
Самая забавная,
А совсем без переплёта
Самая любимая.
Мне читать её охота —
Вот она без переплёта.

Колыбельная

Если спросишь
Ручеёк:
«Ты куда бежишь?»
То ответит
Ручеёк:
«В речку,
Мой малыш».
Если спросишь
Речку:
«Ты куда бежишь?» —
То ответит
Речка:
«В море,
Мой малыш».
Если спросишь
Море:
«Ты куда бежишь?» —
Скажет море:
«Никуда,
Засыпай, малыш».

Король

Жил-был король,
Он был король,
Известный молодец.
Решил король
Огромный мир
Упрятать во дворец.
Велел он
Объявить войну,
И грозные солдаты
То ржавый гвоздь,
А то — страну
Несут к нему в палаты.
Сто сорок восемь
Государств
Он спрятал под замок,
Но запереть
Весь белый свет
Он всё-таки
Не смог.
Король грустит,
Печаль в лице,
Ему всё хуже,
Хуже…
Он и сегодня
Во дворце,
А целый мир —
Снаружи.

Кто мне ответит…

Кто мне ответит
Ясно и просто,
Как называются
Жители Осло?
Как называются
В Осло ребята –
То ли осленки,
То ли ослята?
Или, быть может,
Ясно и просто:
Так и зовут их –
«Жители Осло».

Кто на кого похож

На свете всё
На всё
Похоже:
Змея —
На ремешок
Из кожи;
Луна —
На круглый глаз
Огромный;
Журавль —
На тощий
Кран подъёмный;
Кот полосатый —
На пижаму;
Я — на тебя,
А ты —
на маму.

Кто хочет стать лётчиком…

Кто хочет стать лётчиком,
Кто – моряком,
А я бы работать
Хотел маяком.
Вертел головой бы
В глубокой ночи
И в темень глухую
Бросал бы лучи,
И, может быть, мой
Ослепительный глаз
Кого-нибудь в бурю
От гибели спас.

Куст

Говорили про него:
– Пустоцвет.
Говорили –
От него
Пользы нет.
И стоял он —
Незаметный, простой,
Да и радовал
Глаза красотой.

Ласточки

Если
Пронзительный
Стрекот
Во Мраке
Вечером
Летним
Услышишь ты,
Знай,
Что кузнечики
Ласточкам
Фраки
Шьют
Из кусочков
Ночной
Темноты.
Утром
Во фраках
Летят
На просторы
Чёрные
Маленькие
Дирижёры.

Летающая тарелка

Летающую тарелку
Я увидел
Вчера.
Случилось это
На кухне
В полвосьмого утра.

Лиловое стихотворение

Весь лиловый
Новый дом.
Весь лиловый
Кот на нем.
Кухни и столовые
Тоже в нем
Лиловые.
От трубы и до колес
Весь лиловый
Паровоз.
И сиреневый букет
На лиловый встал буфет.
– И кому какое дело –
Я люблю
Лиловый цвет.
И карандаша другого
У меня сегодня
Нет.

Лицом к весне

Потихоньку
Снег сошёл,
Почернел
И стаял,
Всем на свете
Хорошо:
В роще —
Птичьим стаям,
На деревьях —
Лепесткам,
Клейким
И пахучим,
В синем небе —
Облакам,
Лёгким
И летучим;
Лучше всех
На свете — мне,
По сырой тропинке
Я бегу,
Лицом к весне,
Промочив
Ботинки.

Лопата

Зимой у лопаты
Не было дела,
От горя и грусти
Она заржавела.
Весной
Огород
Она стала копать
И заблестела
Опять.

Мальчики…

Мальчики
И девочки –
Все у нас равны,
Только помнить
Мальчики
Об одном должны:
Девочки
Слабее их,
Могут и пищать,
И должны их
Мальчики
Храбро защищать.

Машины

Вот машина,
Которая пишет,
Вот машина,
Которая слышит,
Вот машина,
Которая
Множит,
Если надо –
И вычтет,
И сложит.
Вот машина,
Которая точит,
Вот машина,
Которая скачет.
Только нет
Почему-то машины,
Нет машины,
Которая
Плачет.

Мечты

Мечтает котёнок
Стать рыжим котом
Сибирской породы
С ангорским хвостом.
Мечтает щенок,
Стоя в луже щенячьей,
Стать псом,
Чтобы хвастать
Медалью
Собачьей.
А взрослый
И умный
Бульдог под роялем,
Который давно
Равнодушен
К медалям,
Лежит,
Вспоминая с тоскою
О том,
Как в луже стоял он
Нелепым щенком.
И так ему хочется
Самую малость –
Чтоб снова его
Наказали за шалость…

Можно

Можно
В ракете
Добраться
До Марса.
Можно
В тайге
Встретить
Снежного барса.
Можно
Гадать –
Почему
Не раскрыта
Тайна
Тунгусского метеорита?
Можно
Стремиться
Всю жизнь
За сокровищем.
Все это может
Со временем
Сбыться,
Надо всего лишь
Мечтать.
И добиться.

Мороженое

Мороженое
Было молоком
И сливками.
Но вот оно — в брикете,
И тает, наконец, под языком.
Как, всё-таки, приятно
Жить на свете.

Моторчик

Какой такой
Моторчик
Мне заводить
Не лень?
Какой такой
Моторчик
Работает
Весь день?
Не нужен
Выключатель,
Рубильник
Или шнур –
Рукой его
Поглажу,
И он завёлся:
«Мур-р-р!»

Муравей

Полз по арбузу
Муравей
И думал:
«Ой-ой-ой!
Как необъятен
И велик
Огромный
Шар земной».

Муха

Муха едет
На слоне
И кричит:
– Дорогу мне.
И ребята,
И старухи
Все дают
Дорогу мухе,
Очень важничает муха,
Если муха на слоне.

Мыльный пузырь

Мыльный пузырь
Оторвался от трубки,
Вот он поплыл,
Наподобие шлюпки,
Влево, налево, левее… потом
Через балкон —
И пропал за углом.
Я запустил
Этот шарик недаром —
Вырастет он,
Станет радужным шаром.
Я прикреплю к нему
Снизу гондолу
И полечу
Потихонечку в школу.

НУ И НУ !

На свете все…

На свете все
На все
Похоже:
Змея –
На ремешок
Из кожи;
Луна –
На круглый глаз
Огромный;
Журавль –
На тощий
Кран подъемный;
Кот полосатый –
На пижаму;
Я – на тебя,
А ты –
На маму.

Недостроенный дом

Дом недостроенный —
Не дом.
Пустынно,
Неуютно в нём.
Но вот
Приехали жильцы,
Зажёгся свет
В окне…
Тебе не хочется
Зайти
На огонёк
Ко мне?

Ночная музыка

Поздней ночью
Двери пели,
Песню долгую
Скрипели.
Подпевали
Половицы:
«Нам не спится,
Нам не спится».
Ставни черные
Дрожали,
И окошки
Дребезжали,
И, забившись в уголок,
Печке
Говорил сверчок:
«Ах, как громко
Все поют!
Кто меня
Услышит тут?»

Ночью вся земля переговаривается…

Ночью вся земля переговаривается,
Перезванивается,
Перестукивается,
Взяв сачок,
Я иду на речку,
На плотину иду за раками,
Ночь шумит,
Тишина переругивается,
Перелаивается собаками,
Перегуживается буксирами,
И над плесом и над обрывами,
Тишина гремит над оврагами,
Тишина грохочет над ивами.

О том, кого я так и не увидел

О том, кто крутился

Под стол
Он нырнул,
Забрался под стул,
Пытался
Залезть под шкаф,
Он пел и жужжал,
Звенел и визжал,
Плясал,
На цыпочки встав.
Кружился он так,
Что старый башмак
Сказал под тахтой
Сапогу:
-Я очень боюсь,
Что сам закружусь.
Смотреть на него
Не могу.
Но раз и другой
Качнув головой,
Упал он
На правый бок.
А кто это был,
Совсем я забыл,
Мне кажется,
Что…..
(ВОЛЧОК).

О том, кто пел под соснами

Качаются верхушки.
-Ау, ау, ау!
Стою я
На опушке,
И Что-то
Я зову
А Что-то
(Вот так чудо)
Летает над сосной
И мне поет оттуда:
“Бежим со мной!
Со мной!
Мы на большую горку
Взлетим одним прыжком,
А после
С этой горки
Помчимся
Кувырком.
Усатую пшеницу
Взъерошим мы
Слегка
И побежим крутиться
На крыльях
Ветерка.
Над океаном вея,
Поборемся с волной…
Летим же
Поскорее
Со мной, со мной, со мной!”
Мне прыгать неохота,
И я стоял,
Пока
Не улетело Что-то
Совсем
За облака.
Но что же это было?
Кто звал меня
В полет?
И кто с такою силой
Над соснами поет?
Ты кажется,
Ответил?
Все верно:
Это…
(ВЕТЕР)

О том, кто получился из кляксы

Вчера
Принесла в подарок сестра
Бутылочку
Черных-черных чернил.
Я стал рисовать,
Но сразу с пера
Кляксу огромную
Уронил.
И расплылось
На листе пятно,
Стало помалу
Расти оно:
Слева – хобот,
А справа – хвост,
Ноги – как тумбы,
Высокий рост…
Я немедленно
К черной туше
Пририсовал
Огромные уши,
И получился,
Конечно он, —
Вы угадали –
Индийский…
(СЛОН).

О том, почему все заплакали

Сняли тоненький сюртук,
Сняли
Рыжую рубашку,
Сняли
Желтую рубашку,
А стянув
Еще рубашку,
Все заплакали вокруг.
Вот как мы
Вчера на кухне
Раздевали
Сладкий…
(ЛУК)

О том, у кого три глаза

У этого
Милого существа
Три глаза
И только одна голова.
Зато
Голова это очень умна –
Все время
Подмигивает она,
Красный,
Зеленый
И желтый глаз
Поочередно
Смотрят на вас.
Один из них
Говорит : ИДИ!
Второй умоляет:
Чуть-чуть ПОДОЖДИ!
А третий командует:
СМИРНО СТОЙ!
Закрыта дорога
Перед тобой.
Но если ты лошадь
Или трамвай,
Тогда пожалуйста –
Проезжай.
Один глаз
Погас,
Другой глаз
Погас,
И вот загорается
ТРЕТИЙ ГЛАЗ.
При виде
Зеленого огонька
Мчат машины
Во весь опор.
И глядит,
Глядит на них свысока
УЛИЧНЫЙ…
(СВЕТОФОР)

Однажды

Однажды
В джунглях
Слоны
Плясали.
Что было
В джунглях,
Представьте сами.

Осина

В саду осеннем,
У дорожки,
Осина хлопает
В ладошки.
Вот почему
На той неделе
Ее ладошки
Покраснели.

Очень хотел бы..

Очень хотел бы
Иметь я слона,
Только квартира
Большая нужна.
Я бы не прочь
Содержать крокодила,
Если бы ванна
Ему подходила.
Кабы была
И еда, и подмога,
Я бы не прочь
Воспитать носорога.
Взял бы медведя,
Растил бы осла,
Но, к сожаленью,
Жилплощадь мала.
Вот почему
В середине июля
Взял я собаку
По имени Буля.

Пароход

Ванная – море.
Я – пароход.
Полный назад!
Полный вперёд!
Право руля!
Лево руля!
Мчусь я по морю,
Ногами бурля.
Я бы доплыть
До Австралии мог,
Но у Петровых
Протёк потолок.

Перепёлка

Перепёлка — хитрющая птица,
Всё кричит :
-Спать пора!
Спать пора!
Спать пора! —
А сама
Почему
Не ложится?

Пес

Я очень
Похож
На собаку свою!
В собаке своей
Я себя узнаю:
И ушки,
И глазки,
И кожаный нос…
Ах, как ты похож
На хозяина,
Пёс!

Песенка

На этом свете
Всё поёт:
В огромном
небе
Самолёт,
И двери,
И ракушка,
И ветер,
И лягушка
Бывает,
Что пою
И я.
И эта песенка-
Моя.

Поле

А дождик льет,
А дождик льет,
И больше ничего.
Но поле пьет,
Но поле пьет,
Но поле пьет его.

Полз по арбузу…

Полз по арбузу
Муравей
И думал:
«Ой-ой-ой!
Как необъятен
И велик
Огромный
Шар земной».

Положили в папку бумажки…

Положили в папку бумажки
И отправили строить канал,
А до этого на Сивцевом-Вражке,
Дом пятнадцать я проживал.
Нет обиды, и нет упрека,
Это все нынче очень далеко,
Только странно представить мне,
Что когда-то худой мальчишка,
Не мальчишка, а воробьишка,
Сидел стриженый на скамье.
Рядом — мальчики — одногодки,
Дорогие мои друзья.
Вагонзак. На окне решетки.
Так вот кончилась юность моя.

Потихоньку

Потихоньку снег сошел,
Почернел
И стаял,
Всем на свете
Хорошо:
В роще – птичьим стаям,
На деревьях –
Лепесткам,
Клейким
И пахучим,
В синем
Небе –
Облакам,
Легким
И летучим.
Лучше всех
На свете мне:
По сырой тропинке
Я бегу
Лицом к весне,
Промочив
Ботинки.

Приятель

Нету
В комнате
Моей
Подпола
И печек,
Но живет
Под шкафом
В ней
Странный
Человечек.
Поздней
Ночью,
В тишине,
Отворяет
Двери мне.
Рано утром
Мы вдвоём
Песни
Славные
Поем,
Варим кофе,
Ходим вместе
В прачечную
За бельем.
А теперь
Признаюсь вам,
Я его
Придумал
Сам,
Потому что
Очень скучно
Одному
По вечерам.

Прохожий

Он был мастером,
Этот прохожий.
Из полена
Он выстругать мог
Дом красивый
С просторной прихожей,
Дверь
И в двери
Английский замок.
Но из щепки
Он выстругал судно,
Из другой –
ух пушистых собак.
Вам представить,
Наверное,
Трудно,
Но поверьте,
Что всё было
Так.
Свистнул он –
Подбежали собаки.
И в заливе,
Где плещет прибой,
Вместе с ними
Взошёл он
На судно
И махнул
На прощанье
Рукой.
И сказал нам:
– Прощайте, ребята!
Если клад
Захотите найти,
Если жить
Захотите богато,
То ищите богатство
В пути!
Вы найдёте
Неслыханный клад:
Реки,
Рощи,
Рассвет
И закат.
За кормой
Забурлила дорожка,
Судно в море
Отправилось,
Но
Мы ещё постояли
Немножко,
И ещё постояли
Немножко,
И ушли,
Когда стало темно.

Птенцы

Пуговица

Висит,
Скучает
Пуговица –
Спокойно
Ей живётся.
Не замечают
Пуговицы,
Пока
Не оторвётся.

Работал парень, стал солдатом…

Работал парень, стал солдатом,
Судьба играет на трубе,
И комсомольским аппаратом
Он был направлен в МГБ.
Все стало четко так и ясно,
И озарился небосклон,
И в небе звездочка погасла,
К нему упала на погон.
Друг давний привскочил со стула,
И было закричал: — Иван!
Но на него судьба взглянула
И посадила на диван.
Пред ним стояло Государство —
Зеленый китель, сапоги,
Его списало Государство
В свои заклятые враги,
И самолетов эскадрильи
Уже неслись в ночную тьму,
И шли полки, и пушки били
Прямой наводкой по нему,
А он, сообразив едва лишь,
Что он-то против них — один,
Хоте было сказать : — Товарищ,
А получилось: — Гражданин!
И вот уж протоколов строчки
Завились нитью неживой,
И друг в лубянской одиночке
0 стены бился головой.

Разноцветные люди

Был ярко-красный человек
Весёлым
И здоровым,
Но встретил:
Тёмно-синего –
И сразу
Стал лиловым.
А тёмно-синий человек
В лесу,
Под старым клёном,
Вчера увидел
Жёлтого –
И сразу
Стал зелёным.
Не веришь
Этой сказке?
Смешай
На блюдце
Краски.

Рыбалка

Мы встанем
Чуть свет,
За окошком
Темно,
Звезда одинокая
Смотрит
В окно.
Мы снасти возьмём
И на цыпочках
Выйдем,
И сразу
Бескрайнее
Небо увидим,
И скользкой
Тропинкою,
Сквозь перелески,
Мы спустимся
К речке,
Где слышатся
Всплески.
Неслышно
Туман
Над водой
Проплывает,
И первая
Птица
В ветвях
Запевает,
Роса – на траве,
И кувшинки –
Смотри –
Как жёлтые светят
В воде
Фонари.
И всё я глядел,
Всё вертел головой,
А рыбы поймать
Не сумел
Ни одной.
Вернулся домой –
Вот какая
Рыбалка!
Нет рыбы,
Но мне
Совершенно не жалко.

Сахар

Белый
Сахар-рафинад,
Крепкий
Сахар-рафинад
Хвастался:
-Я очень
Твердый,
Я алмазу
Друг и брат.
Но однажды
Вечерком
Встретился он
С кипятком.
И растаял твердый сахар
В жидком чае с молоком.

Сел я на велосипед…

Сел я
На велосипед
Первый раз
В двенадцать лет,
И помчал напропалую
Через улицу
Прямую.
Встал трамвай,
Гудят машины,
Ахают прохожие,
Я боюсь остановиться.
– Что же это?
Что же я?
. . .
До сих пор
Поездка длится,
Накатался всласть,
Но боюсь
Остановиться,
Чтобы не упасть.

Сквозняк

В мой дом,
Я сам
Не знаю как,
Ворвался
Гражданин сквозняк.
Бушуя,
Словно лютый зверь,
Он распахнул
Входную дверь,
На скатерть
Посадил пятно
И тут же
Выскочил
В окно.
Потом
Он прыгнул
На чердак.
С тех пор
На чердаке сквозняк.

Скульптор

В понедельник
Глины притащил я
Ком.
Бил я эту глину
Мокрым кулаком,
Мял я эту глину,
Щепочкой
Царапал, —
Брызги попадали
На меня
И на пол.
Я вовсю трудился –
Ухал
И пыхтел:
Человека
Очень
Вылепить хотел.
Долго я работал –
Целых полчаса,
Только почему-то
Вышла колбаса.
Огорченный,
В среду взялся я за труд,
Долго я работал –
Сорок пять минут.
Только почему-то
Вместо человека
Вышел кособокий
Глиняный калека –
Что-то вроде
Снежной
Бабы во дворе,
Той, что мы слепили
С братом
В декабре.
Огорченный очень,
Вечером в субботу
Принялся я снова
За свою работу.
До-олго
Я трудился
И на этот раз
(Можете не верить!)
Бился целый час.
Что соорудил я,
Сам понять не смог,
Брат сказал : ”Овчарка”.
Папа молвил: “Дог”.
И вздохнула мама:
-Как не стыдно вам!
Это не собака
А гиппопотам.
Огорченный очень,
Не сказав ни слова,
В воскресенье
Встал я
За работу снова.
В понедельник,
Вторник,
Среду
И четверг
Я друзей забросил
И кино отверг.
Каждый день
Трудился,
И – скажи на милость-
В пятницу со мною
Чудо приключилось:
На меня из глины
Выглянул мой брат –
Тот же нос
Курносый
И знакомый взгляд.
Чудо, да и только,
Что ни говори.
Закричал я
Джонни:
-Ну-ка посмотри!
Ох, как мы смеялись!
Я сказал ему:
-Как назвать все это?
Сам я не пойму.
Брат залез зачем-то
Прямо на сервант,
Опрокинул чашку
И сказал:
-………..!
(ТАЛАНТ)

Слава мамам и папам…

Слава мамам и папам
Нашей славной страны
По далеким этапам
Их помянут сыны.
Будет песня стучаться
В подголовник косой,
Нас поднимет начальство
С самой первой росой,
Плюхнут каши на донце,
Соберут на развод,
И увидим мы солнце,
Выходя из ворот,
И обнявшись с друзьями,
Я скажу им: Ну что ж
Мир устроен не нами,
Но чертовски хорош!

Слон из мухи

Из мухи
Сделали слона
С огромными ушами.
Сходите
Завтра в зоопарк
И посмотрите
Сами.

Слёзы

Ты можешь плакать
Двадцать дней
И двадцать пять ночей,
Пока
Из горьких слез твоих
Не побежит ручей.
Ты можешь плакать
И тогда,
Когда
Соленая вода
Через леса
И города
Рекой польется к морю.
Ты можешь плакать
Много лет,
Пока не станешь
Стар и сед,
Но слезы не спасут от бед
И не помогут горю.
А если это ясно,
То не реви
Напрасно.

Собака

Бежит по улице собака,
Такая черная собака,
Такая рыжая собака,
Она бежит без поводка.
Ей хорошо – она гуляка,
Такая белая собака,
Ей не нужны ни кость,
Ни драка.
Такая умная собака,
Такая добрая собака.
А над собакой облака

Совершенно непонятно

Совершенно непонятно,
Почему вода течет
Сверху вниз,
А не обратно,
Так,
А не наоборот.
Совершенно непонятно,
Почему трава растет
Снизу вверх,
А не обратно,
Так,
А не наоборот.
Совершенно непонятно,
Что такое свет и тень.
В общем, есть о чем подумать.
Если
Думать вам не лень.

Совет

Поссорились
Чашка и блюдце.
Сейчас
Они разобьются,
Скоро
В кухне, на полке,
Будут лежать
Осколки.
И ты
Не ссорься напрасно —
Это
Очень
Опасно.

Сосны

Сосны машут ветвями,
Как люди руками —
Это сосны
Прощаются
С облаками.

Спящее стихотворение

Клыки большие
Спрятав,
В лесу
Заснули волки.
И ёжики заснули,
Убрав
Свои иголки,
У ослика
Заснули
Велюровые ушки,
Спит хобот
У слонёнка
И пятачок
У хрюшки.
Заснули
У телёнка
Мохнатые реснички,
И эти
Кончились
Стихи —
Заснули
На страничке.

Странное дело

Странное дело,
А может быть, нет –
Жил-был
На свете
Когда-то
Сапожник.
Был он сапожником
Сорок пять лет,
Но про него
Говорили:
– Художник.
Странное дело,
А может быть, нет –
Жил-был
На свете
Когда-то
Художник.
Был он
Художником
Семьдесят лет,
Но про него
Говорили:
– Сапожник.
Странное дело,
А может быть, нет?

Судак

Один судак –
Большой чудак,
Который жил в реке,
Умел молчать
На чистом
Французском языке.
Его просили
Все вокруг
Жуки и трясогузки:
— Ну, помолчите,
Милый друг,
Немного
По-французски. –
Он ничего не отвечал,
Но все молчал,
Молчал,
Молчал.

Считалка

Я могу
Считать до ста —
Времени
Не жалко:
– Раз,
Два,
Три,
Четыре…
Сто –
Вот и вся
Считалка.

Танго

Пошлое танго,
Шаг-шажок,
Что ты горюешь, дружок?
Годы еще не ушли
И кларнет
Поет и поет так тонко,
Но как объяснить
Тем, кому по двадцать,
Как это больно —
Танго.
Тридцать седьмой,
Сорок второй,
Горе, холод и паника,
Как объяснить
Тем, кому по двадцать,
Как это трудно —
Танго?
Что ж станцуем,
Походим в такт,
В сорок пятом победа —
Шажок-шаг,
В сорок девятом — космополиты,
День рождения Сталина,
Что же ты, глупая,
Плачешь навзрыд?
Это же только танго.

Таракан

Залез в бутылку
Таракан.
А вылезти
Не смог.
От злости
Бедный таракан
В бутылке
Занемог.
Он сдох
В начале января,
Прижав усы
К затылку.
Кто часто сердится,
Тот зря
Не должен
Лезть в бутылку.

Таруса

Уклон, подъем и свежих срубов брусы,
А дальше — нескончаемый сквозняк
Возле предместий города Тарусы
Качает сереб… Продолжение «

Откуда берётся вода в реках, их роль на Земле

Река – это поток воды, созданный природой.

У неё есть русло – естественное углубление, по которому осуществляется течение.

Своё начало речка берёт у истока. Место, где она кончается, называется устьем.

Объёмы пополняются за счёт подземных течений и дождевых осадков. Так они участвуют в природном круговороте воды.

Откуда берётся вода в реках

«Начинается река с голубого ручейка». Слова из этой известной детской песенки абсолютно правдивы. Они на самом деле образуются из маленького ручья. К нему присоединяются другие ручьи. Появляются речные потоки.

Самый мощный поток становится крупной рекой, другие остаются притоками. Однако не у всех они появляются. В засушливой местности речки обычно не имеют притоков.

Как пример – Нил в Египте (Африка).

У Нила нет притоков, а запасы воды она пополняет из атмосферных осадков.

Больше всего дождей выпадает в экваториальной зоне. В таких местностях обычно речки имеют большое количество притоков.

Вместе со своими притоками образует речную систему. А местность, в котором она пополняет запасы воды, называется бассейном.

Виды рек

Существует несколько видов, это:

  1. равнинные;
  2. горные;
  3. подземные;
  4. болотные;
  5. озёрные;
  6. карстовые.

Равнинные – это реки, проистекающие на равнинах. Для них характерна очень медленная скорость течения, поскольку их исток расположен на небольшой высоте, а территория, по которой она течёт, имеет небольшой угол наклона. Зато у них широкая речная долина, низкие склоны и извилистое русло. Пример равнинной реки – Нил.

Горные речки имеют высокий угол наклона, а их устье расположено достаточно высоко. Соответственно, скорость течения в них быстрая.

Пример – горная река Басу в Башкортостане.

Вода в горных реках берётся из снежных ледников в горах, а также из ручьёв и водных потоков.

Подземные текут под землёй и в пещерах. Обычно они протекают в скалах, которые сформировались из известняковых отложений. Иногда к подземным рекам относят подземные течения.

Некоторые речки могут лишь частично протекают под землей. В нескольких участках они выходят наружу, затем снова скрываются под землёй. Пример – Пуэрто-Принцесса (Филиппины).

Также реки различают по размерам и охватываемой территории на несколько видов.

  1. Малые – длина которых – от 1- до 200 километров. Обычно это равнинные потоки.
  2. Средние – длина – от 100 до 500 километров. К таким относят равнинные речки.
  3. Большие – длина больше 500 километров. Это равнинные речные системы и горные речки.

Чем питаются реки

В основном они питаются за счёт вод, который к ним впадают. Зимой речки питаются благодаря подземным водам. Весной – за счёт талого снега и ледников. Ну а летом активное участие в этом процессе принимают дождевые осадки.

Есть реки, которые питаются определённым видом осадков. Так, только за счёт дождей питается Амазонка в Южной Америке. Только за счёт ледников питается Амударья (Средняя Азия). А есть речки, которые питаются всем, чем только могут. К ним можно отнести практически все реки на территории России.

Роль рек в жизни человека

Их роль во все времена была весьма значительной. Все древние цивилизации селились на их берегу. Они были для них источником жизни: в них можно было добыть воду, пищу, искупаться, постирать одежду, помыть предметы быта. Многие речки испокон веков использовались для полива сельскохозяйственных угодий. По ним перевозили суда с товарами. Реки были путями сообщения между странами, по ним проходили торговые пути.

В жизни человека вода выполняет ключевую роль.Как уже было сказано, реки участвуют в природном круговороте воды – водном обмене между атмосферой, литосферой и Мировым океаном. В ходе этого процессе по всей земле разносятся минеральные и органические вещества, необходимые для всего живого.

Также они оказывают влияние на формирование рельефа, размывают горные породы и переносят их к устью реки. Реки способны формировать и углублять долины.

С помощью речек люди научились получать и использовать энергию воды. С помощью ветряных мельниц и гидроэлектростанций можно получать бесплатную электростанцию.

Именно они дают начало большим водоёмам и морям.

Охрана рек

Во всём мире остро стоит вопрос сбережения водных ресурсов. Известно, что воды почти в 70 % водоёмов загрязнены. Некоторые пересыхают, некоторые осушают люди. Для решения подобных проблем создают экологические движения, которые занимаются очисткой водоёмов. Был даже выделен специальный день, который считается днём охраны рек и озёр – 15 мая.

Вода течет вверх по салфетке

Вода – уникальное вещество. При всей распространенности и простоте своего состава ее физические и химические свойства зачастую являются исключениями. Так, например, при 4оС плотность воды максимальна, а при переходе в твердое состояние (лед) она уменьшается! Никакое другое вещество себя так не ведет.

Что же касается данного опыта, на первый взгляд, все очевидно и просто. Вода смачивает бумагу и бечевку, и материалы намокают. А вот объяснить почему так происходит, затруднительно.

Разберемся, для начала, в самом термине «смачивание». Оно представляет собой явление взаимодействия жидкости с поверхностью твердого тела. Вариантов развития событий, как всегда, два:

  • притяжение между молекулами жидкости сильнее, чем их притяжение к молекулам твердого тела. Жидкость стремится сократить контакт с поверхностью и, в результате, собирается в капли.
  • притяжение между молекулами жидкости слабее, чем их притяжение к молекулам твердого тела. Жидкость стремится увеличить площадь соприкосновения и, в результате, прижимается к поверхности тела, растекаясь по ней.

Тут, очевидно, второй вариант. Растекание происходит до тех пор, пока жидкость не покроет всю поверхность, или пока слой жидкости не станет мономолекулярным.

Но как вода преодолевает силы гравитации?

Собственно, так же, как и в растениях. Вода поднимается вверх по капиллярным сосудам растения и доставляет ее от корней к листьям и плодам.

Происходит это за счет разницы давлений и сил поверхностного натяжения воды. Поверхность воды, попадающей в узкий капилляр, принимает вогнутую форму (мениск). При таком положении давление жидкости под этим мениском становится меньше атмосферного, и вода стремится вверх. И чем тоньше капилляр, тем выше поднимается вода, стремясь уравновесить отрицательное давление. Если жидкость не смачивает поверхность, то мениск будет выпуклый, и она не станет подниматься вверх по капилляру.

Салфетка имеет пористую структуру и состоит преимущественно из целлюлозы, которая, в свою очередь, имеет волокнистое строение. Таким образом, воде не составляет труда найти себе пути-капилляры для движения вверх.

В бечевке процессы протекают аналогичным образом, с той лишь разницей, что в ней не нарушаются механические свойства, так как состоит она из цельных нитей.

Экология СПРАВОЧНИК

Текучие воды — временные водотоки, ручьи и реки выравнивают поверхность Земли: разрушают возвышенности, горы, уносят продукты разрушения в более низкие места. Велико значение текучих вод и в хозяйственной деятельности человека. Родники, реки и ручьи — основные источники водоснабжения. Вдоль ручьев и рек расположены населенные пункты, реки используют как пути сообщения, для строительства гидроэлектростанций и лова рыбы. В засушливых областях вода рек идет на орошение.

В текучей воде вследствие турбулентного характера течения твердые частицы могут находиться во взвешенном состоянии в тех случаях, когда вертикальная составляющая скорости течения потока превосходит гидравлическую крупность частиц. При обратном соотношении частицы будут осаждаться на дно, и начнется аккумуляция наносов или влечение их по дну. Вертикальная составляющая скорости растет с увеличением степени турбулентности потока и, следовательно, с увеличением скорости течения. Таким образом, чем больше скорости, тем более крупные частицы находятся во взвешенном состоянии. По мере передвижения вниз по течению в связи с общим уменьшением скоростей течения размеры частиц, находящихся во взвешенном состоянии, будут уменьшаться, а аккумуляция наносов усиливаться. Таким образом, речной поток обладает определенной транспортирующей способностью, т. е. способностью переносить определенное количество наносов данной крупности при определенных гидравлических характеристиках (уклон, скорость, глубина). Транспортирующую способность характеризуют либо предельным расходом взвешенных наносов, который способен транспортировать поток, либо средней мутностью, отвечающей насыщенности потока наносами, при которой осуществляется транспортирующая способность потока. Если фактический расход взвешенных наносов в потоке соответствует его транспортирующей способности, то между процессами взвешивания и осаждения наносов в придонном-слое наблюдается динамическое равновесие.

Рыбы текучих и открытых вод потребляют кислорода больше, чем рыбы стоячих вод, если, даже определения проводить в одинаковых условиях опыта (стоячая вода). Исключением является подкаменщик, который живет среди камней текучих вод. По своему происхождению он является выходцем из моря.

Рыбы текучих вод (реофилы) и стоячих (лимнофилы) делятся на пелагических — обитателей толщи воды, придонных и донных.

Работа текучих вод. К текучим водам относятся временные дождевые потоки и талые снеговые воды, ручьи, реки и подземные воды. Работа текучих вод, с учетом фактора времени, грандиозна. Можно сказать, что весь облик земной поверхности в той или иной мере создан текучей водой. Все текучие воды объединяет то, что они производят три вида работ: разрушение (эрозию), перенос продуктов (транзит) и их отношение (аккумуляцию). В результате образуются разнообразные неровности на поверхности земли — овраги, борозды на склонах, обрывы, долины рек, песчаные и галечные острова и т. д., а также пустоты в толще горных пород — пещеры.

Жизнь в текучей воде связана у рыб с выработкой ряда специальных приспособлений. Особенно быстрое течение мы наблюдаем в реках, где иногда скорость движения воды достигает скорости падающего тела. В реках, берущих начало с гор, скорость движения воды является основным фактором, определяющим распределение животных, в том числе и рыб, на протяжении русла потока.

Течение воды. Некоторые речные рыбы размножаются только в текучей воде.

Энергия текучих вод на некотором участке, как известно, определяется их расходом и падением. Вот почему водная эрозия при одних и тех же величинах стока наиболее ярко выражена в горных районах и значительно слабее на равнинах. Большое значение в развитии эрозии имеет режим стока: с увеличением стока в определенные сезоны происходит усиление эрозии.

Лотические (текучие воды): реки, ручьи, родники.

Из насекомых в текучих водах живут только те, у кого есть жабры. Им не нужно подниматься на поверхность за кислородом.

У рыб, живущих в текучих водах или в пелагической области океанов, морей и больших озер, такого мощного насасывательного аппарата нет. Рыбы указанных водоемов при движении приоткрывают рот и вода сама входит в ротовую полость, а из нее проходит через жаберные щели между жаберными лепестками наружу. У реофильных рыб омывание жаберного аппарата осуществляется без вышеописанного механизма. Жабры омываются пассивно, а не активно, например у карпа. Однако это не означает, что указанные рыбы не способны активно омывать жаберные лепестки. Они такой способностью обладают, но в меньшей степени, чем рыбы первой группы, и пользуются этой способностью в более редких случаях.

Хорошие пловцы в текучей воде несколько отличаются по форме тела от хороших пловцов в стоячей воде, в частности, у цервых хвостовой стебель , обедно. значительно выше, и короче, чем у вторых. В каче- стве примера можно сравнить форму хвостового стебля форели, приспособленной жить в воде с быстрым течением, и скумбрии — обитателя медленно двигающихся и стоячих морских вод. .

Скорость течения воды повлияла на обитателей водоемов и способствовала появлению особенных приспособлений. В текучих водах выравнивается температура по всей толще воды, что способствует ее обогащению кислородом. Поэтому главным фактором здесь становится само течение воды. Форель, подкаменщик, гольян — обитатели текучих вод. Их тело в поперечном разрезе почти округлое, а не сжатое с боков, как у рыб спокойных вод (плотва, окунь, карп). Интересно, что животные текучих вод держатся головой навстречу течению и пытаются его преодолеть.

Если рыба находится в текучей воде, то процент использования зависит от скорости протока: чем больше скорость протока воды, тем меньше используется кислорода. В стоячей воде процент использования кислорода тем меньше, чем выше парциальное давление кислорода во внешней среде. При снижении РОг ниже известного предела также наблюдается снижение процента использования кислорода.

Обилие нашей страны стоячими и текучими водами говорит за то, что при рационализации рыболовства уловы рыбы должны будут возрасти во много раз. По расчету, произведенному на Западе, такое взаимоотношение существует между рыболовством диким и культурным: озера, на которых только ловят рыбу, не прибегая ни к каким мелиорат. мерам, дают в среднем около 15 кг рыбы на гектар; те же, где применяются некоторые мероприятия по рационализации вод, дают от 50 до 80 » ; наконец, рационально поставленное прудовое хозяйство дает от 160 до 200 кг на гектар. Если вспомнить широко распространенный среди рыбоведов взгляд, что каждый водоем возможно при знании использовать для той или другой породы рыбы и что таких пустующих и зарастающих водоемов у нас несть числа, то надо признать, что творчеству человека в деле заселения рыбой внутренних водоемов предстоит широкая арена. С другой стороны.

У видов рыб, размножающихся в стоячей воде, возможность контакта спермы с икрой сохраняется значительно дольше, чем в текучей воде, и, соответственно, жизнестойкость спермы много выше. Так, например, сперма океанической сельди — Ыиреа harengus pallasi Val.— более суток сохраняет в морской воде способность к оплодотворению (Крыжановский, 1956).

В водные экосистемы фосфор переносится текучими водами. Реки непрерывно обогащают фосфатами океаны. В соленых морских водах фосфор переходит в состав фитопланктона, служащего пищей другим организмам моря, в последующем накапливаясь в тканях морских животных, например, рыб. Часть соединений фосфора мигрирует в пределах небольших глубин, по-требляясь организмами, другая часть теряется на больших глубинах. Отмершие остатки организмов приводят к накоплению фосфора на разных глубинах. Отсюда следует, что фосфор, попадая в водоемы тем или иным путем, насыщает, а нередко и перенасыщает их экосистемы. Частичный возврат фосфатов на сушу связан с поднятием земной коры выше уровня моря. Определенное количество фосфора переносится на сушу морскими птицами, а также благодаря рыболовству. Птицы отлагают фосфор на отдельных островах в виде гуано.

Рыбы, переселяющиеся из морей в пресные воды, населяют водоемы с холодной текучей водой, хорошо насыщенной кислородом. Как правило, в текучих водоемах с холодной водой (ключи, горные речки и т. п.) кислородный режим устойчив, и концентрация кислорода в воде поддерживается на высоком уровне.

В заключение, заметим еще, что удобрение воды применимо только в прудах н озерах стоячих или мало проточных и, стало быть, главным образом с населением карповидных рыб, а не в быстро текучих водах с лососевыми рыбами. В последних удобрительные вещества быстро уносились бы течением, с другой стороны, лососевые рыбы настолько чувствительны к загрязнению воды животными продуктами, что избегают даже тех проточных вод (рек и речек), в которые втекает дождевая вода с дворов и улиц.

Если распадение нитей СЫатус!о1:пх происходит в текучей воде, то бактерии выходят наружу, рассыпаются и образуют новые колонии, а трубочки распадаются на углекислоту, воду и безвредный гидрат окиси железа. Но совсем другое происходит в стоячей воде, где беспрепятственно успевают развиться целые дерновины этих ржавых нитей. Там только самые верхние слои, прикасающиеся к поверхности воды, насыщаемой атмосферным воздухом, находят в достаточном количестве потребный им кислород; в нижних же слоях трубочки колониальных нитей, оставленные более или менее бактериями, всплывающими наверх для образования нрвых колоний, все более отодвигаются вглубь и здесь, за отсутствием кислорода, образуют залежи характерного для железистых торфяников черного вонючего ила, убивающего всякую животную жизнь. При распадении тел бактерий, оставшихся еще в трубочках, образуется сероводород, который соединяется с окисью железа чехликов в черное сернистое железо, постепенно выполняющее углубление водоема.

Распространение волны концентрации загрязнителя в текучих водах от пункта внесения и разбавление его в зависимости от пройденного пути показано в модельном опыте на примере одного из триазиновых гербицидов (рис. 26).

Эрозионные и аккумулятивные формы рельефа, создаваемые текучими водами, формируют флювиалъный рельеф (от слова «флювио» — течь).

Перенос минеральных частиц горных пород или почвы текучими водами (также ледниками) и углубление ими в породах или в почве лож водотоков. Говорят и о ветровой эрозии, имея в виду подобную же работу ветра.

Эрозия — разрушение и удаление грунта с земной поверхности текучей водой, ледником, ветром и волнами.

Интенсивность водной эрозии зависит прежде всего от энергии текучих вод и затем от сопротивляемости размыву поверхности, по которой стекают эти воды.

Обособление эпиофпебииновых, несомненно, было обусловлено переходом к развитию в текучих водах. Такое допущение хорошо объясняет и крайнюю реобионтность единственного современного рода, и отсутствие ископаемых представителей этого явно древнего подотряда.

Раки, как животные преимущественно ночные, трудно поддаются наблюдениям. Они предпочитают текучие воды, обитая в реках, ручьях и даже в оросительных канавах, а также в озерах и прудах с достаточным притоком воды.

Сиртоном обозначают совокупность всех живых организмов, находящихся в пелагиали стоячих и текучих вод, но не являющихся на данной стадии пелагическими — это представители бентоса, перифитона, нейстона. Они попадали в толщу воды в результате изменений гидрохимических, гидрологических условий и за счет поведенческих реакций гидробионтов.

Изменение концентрации растворенного кислорода в зависимости от расстояния до точки сброса в текучие воды или в некоторой заданной точке в стоячие воды в зависимости от времени начала сброса загрязняющих веществ всегда тесно связано со значением биохимической потребности кислорода (БПК).

В разделе 2 этой главы при обсуждении зональности в водоемах было отмечено в общих чертах, что в текучих водах представлены два крупных местообитания — перекаты н плесы. Следовательно, в широком смысле можно говорить о двух типах сообществ — о сообществах перекатов (быстрин) и плесов (заводей). Некоторые характерные обитатели этих двух типов сообществ показаны на фиг. 152. Природа сообщества и плотность доминирующих популяций внутри этих больших категорий зависят от типа дна, которое может быть песчаным, глинистым, галечным, состоять из коренных пород или из валунов и булыжника. По мере приближения потока к нижнему уровню разница между условиями на перекатах и плесах уменьшается, пока не сформируются условия, характерные для русла большой реки. Биота русла напоминает биоту перекатов, ее отличительная особенность — очень скученное распределение популяций. Это вызвано тем, что твердые субстраты часто отсутствуют.

Разрушение почвенного покрова происходит не только в результате развевания, но и под действием текучих вод. Атмосферные осадки сопровождаются плоскостным смывом мелких частиц с поверхности почвы, а при ливневом характере дождей — сильным разрушением всей почвенной толщи с образованием промоин и оврагов. Растительность, особенно лесная, задерживает сток атмосферных осадков. Травянистая растительность задерживает до 15—20% выпадающих осадков, кроны деревьев еще больше. Особо важную роль играет лесная подстилка, которая полностью нейтрализует ударную силу дождевых капель и резко снижает скорость текучей воды. Сведение лесов и уничтожение лесной подстилки вызвало усиление в 2—3 раза поверхностного стока за счет сокращения внутрипочвенного стока и питания грунтовых вод (рис. 27). Усиленный поверхностный сток повлек за собой энергичный смыв верхней части почв, наиболее богатой гумусом и элементами питания, способствовал энергичному образованию оврагов. Благоприятные условия для водной эрозии также создавала распашка обширных степей и прерий и низкая культура земледелия.

В пресноводной аквакультуре в зависимости от характера водоема различают лентические (стоячие воды) экосистемы— озера, пруды и лотические (текучие воды) — реки, ручьи и заболоченные угодья — болота и болотистые леса. На практике чаще всего используют стоячие, слабопроточные водоемы или водоемы озерного типа.

Род шизотрикс (Schizothrix) наиболее обширен. Он включает около 70 видов, которые живут или в наземных местообитаниях, или в воде, нредночитая текучие воды или район прибоя. Некоторые виды характерны для горячих источников. Наиболее распространены Schizothrix lateritia, Sch. calcicola, Sch. lar-dacea (рис. 60, 1—3), среди влажных мхов обычен Sch. friesii (табл. 2, б).

Боковыми прудами называются пруды, устроенные при помощи продольных и поперечных плотин по сторонам реки, речки или вообще текучей воды.

Наблюдения за режимом поверхностного стока с площади водосбора в течение года служат дальнейшим свидетельством функции экосистемы. Содержание в воде растворенных питательных элементов относительно постоянно, несмотря на колебания объема стока после гроз и по сезонам года. Вода, большая часть которой попадает в реку за счет подповерхностного стока, в основном стабилизирована по химическому составу в результате взаимодействия с почвой, через которую она проходит. Несколько в большей степени изменчив сток элементов минерального питания, содержащихся в частицах, взвешенных в текучей воде. Преобладающую часть года твердый сток мал, но он резко возрастает после ливней, когда река становится полноводной и быстрой, и весной, когда тает снег. Способность воды к переносу частиц и даже более крупных предметов возрастает по мере увеличения скорости воды. В целом же среднегодовой сток взвешенных наносов с площади водосбора невелик по сравнению со стоком растворенных веществ — 2,5 г/м2-год против 14,0 г/м2-год. Значительную часть твердого стока составляют песок и другие неорганические почвенные материалы, сток органических частиц составляет только около 1,0 г/м2•год. Это органическое вещество (главным образом частицы и фрагменты разлагающихся листьев) представляет чистую продукцию экосистемы, выносимую из леса в реку, где она может быть использована в качестве пищи речными организмами. Это количество невелико по отношению к продукции леса, но оно представляет главный ресурс пищи в реке.

Таким образом, балансовый метод следует считать единственно приемлемым и методологически наиболее обоснованным для определения первичной продукции в текучих водах.

На поверхности Земли достаточно широко распространены эрозионные горы, которые образуются в результате расчленения высоких равнин внешними силами, в первую очередь текучими водами.

Как видим, денудация и снос с суши мира за текущий период геологической истории Земли значительно преобладают над аккумуляцией. Основную роль в сносе вещества играют текучие воды, переносящие речные наносы и растворенные вещества. В сумме они составляют около 2/3 всего выноса материала.

Карп принадлежит к числу очень вкусных и жирных рыб (правда, карпы из илистых водоемов несколько отзывают болотом и илом — привкус, легко исчезающий, если пойманную рыбу выдержать некоторое время в текучей воде).

Так называются породы, образовавшиеся в результате осаждения или химических солевых минералов в водных бассейнах, или органического материала в виде остатков растений, или землистых масс из суспензии текучих вод и т. д. Все осадочные горные породы относятся к вторичным образованиям. Особенно большая группа осадочных пород, представленная землистыми массами, образовалась в результате физического выветривания плотных магматических и метаморфических горных пород, неоднократного последующего физического разрушения (выветривания) и пе-реотложения минеральной массы ветром, морем, реками, ледниками, ледниковыми, талыми и дождевыми водами.

Донная окраска — темная спинка и бока, иногда с более темными разводами и светлым брюшком (у камбал светлым оказывается обращенный к грунту бок). У донных рыб, живущих над галечниковым грунтом рек с прозрачной водой, обычно на боках тела имеются черные пятка, иногда слегка вытянутые в спиннобрюшном направлении, иногда расположенные в виде продольной полоски (так называемая русловая окраска). Такая окраска свойственна, например, молоди лосося в речной период жизни, молоди хариуса, обыкновенному гольяну и другим рыбам. Эта окраска делает рыб мало Заметными на фоне галеч-никового грунта в прозрачной текучей воде. У донных рыб стоячих вод ярких темных пятен по бокам тела обычно не бывает, или они имеют размытые очертания.

Русла рек — транспортное средство не для одного человека. Это естественные каналы расселения животных и растений. В отличие от животных у растений нет «речных эндемиков», т. е. видов, свойственных только проточным водам. Первичное заселение текучих вод происходит за счет побегов, приносимых из водоемов со стоячей водой. Исключение составляет семейство под-остемоновых (Pod.ostemona.ceae), виды которого характерны для быстро текущих рек тропического пояса и отсутствуют в водоемах со стоячей водой (Г. Вальтер, 1975). У растений преобладает пассивное расселение, направленное вниз по течению реки; вверх по реке оно осуществляется в ограниченных размерах. Водным и околоводным животным свойственны и пассивное, и активное расселения. Хорошим примером может служить успешная реакклиматизация в СССР речного бобра, за короткое время освоившего долины многих крупных и малых рек.

Окунь не особенно требователен к условиям внешней среды во время созревания и вымета половых продуктов. Он созревает и нерестится как в реке, так и в озерах и прудах, как в больших водоемах, так и в малых (даже В ванне), как в текучих водах, так и в стоячих. Однако такая нетребовательность все же не беспредельна.

Окунь не особенно требователен к условиям внешней среды во время созревания и вымета половых продуктов. Он созревает и нерестится как в реке, так и в озерах и прудах, как в больших водоемах, так и в малых (даже В ванне), как в текучих водах, так и в стоячих. Однако такая нетребовательность все же не беспредельна.

Для генеративно-морских рыб, ведущих проходной образ жизни, вознйкновение миграции также объясняется сходными причинами: поскольку условия развития икры в реках более благоприятны, чем в море, постольку рыбы приспособились к нересту в текучих водах. Перейти же полностью к жизни в реке такие морские рыбы, как, например, сельди — преимущественно планктоноядные рыбы, не смогли из-за недостаточности в реках планктона, хотя размеры проходных генеративноморских рыб обычно меньше, чем генеративно-пресноводных. Такие же генеративно-морские рыбы, как налим, питающиеся рыбой, нашли для себя в реках достаточно корма и смогли полностью переселиться в текучую воду, однако численность их стада незначительна.

Водное дыхание личинок совершенствовалось иначе, чем в предыдущей группе. Частично газообмен осуществлялся, как у предка, дыхательным эпителием ректума, но теперь его дополняли наружные пластинчатые жабры — производные эпи- и парапроктов. Позже, при колонизации текучих вод, первичные жабры видоизменялись, утрачивая способность к газообмену, и их заменяли наружные жабры иной природы.

Основными характеристиками русла являются: продольный и поперечный профиль, плановые очертания и распределение глубин в нем. Речное русло подвержено изменениям, или деформациям. Непрерывные изменения морфологического строения речного русла и поймы, происходящие под действием текучей воды, называются русловым процессом.

Семейство карповых самое многочисленное, характеризующееся наличием у рыб глоточных зубов, расположенных в 1-3 ряда, трущихся о жерновик (роговидное образование). Усиков или нет, или не более двух пар. Тело обычно покрыто чешуей, реже голое (рис. 4). Живут в быстротекущих потоках (маринки, усачи, ельцы и др.), в озерах и прудах. Держатся как в толще воды, так и у дна стоячих (линь, карась) и текучих вод (пескари, гольяны). Живут также в солоноватой воде в Каспийском и Аральском морях. Откладывают значительное количество икры (до 1,8 млн. икринок, обычно 200-400 тыс.), которая приклеивается к растительности, где и происходит ее развитие. Инкубационный период длится несколько дней. Личинки имеют орган для прикрепления, и они проходят стадию покоя, прикрепившись к растительности до тех пор, пока у них не рассосется желточный мешок. Многие карповые откладывают икру на камнях и песке (усачи, рыбец, шемая и др.). Есть карповые, откладывающие икру в толще воды, — толстолобик, амур, востробрюшка, амурские лещи и др.

До последнего времени совершенно неизвестны морские моховидные и только немпогие виды найдены в зоне брызг на морских и океанических побережьях. В то же время некоторые мхи (из родов бриум, меезия, дрепанокла-дус и др.) могут произрастать на дне глубоких (до 40 м) пресноводных водоемов. Другие мхи обрастают каменистые обнажения и отдельные камни в быстрине рек и ручьев, но типичных водных мхов — обитателей текучих вод — относительно немного. Обильно представлены мхи и в среднеувлажненных и влажных лесах разных зональных типов, где они селятся на почве и камнях, на валежнике и гнилой древесине, густо обрастают стволы и ветви деревьев.

Почти всегда поступление и вынос биогенных элементов невелики по сравнению с их содержанием в биомассе, т. е. количеством, циркулирующим внутри экосистемы. На рис. 17.25 это показано для одного из важнейших для организмов элементов — азота. Вынос с текучими водами всего 4 кг/га-•год азота подчеркивает размах его удержания и вовлечения в круговорот биомассой лесного сообщества. Теряемое таким путем количество соответствует лишь 0,1% суммарного запаса азота в составе живого и мертвого органического вещества изученной экосистемы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *