Пересказать текст

Умение быстро запоминать тексты помогает не только в школьные времена, когда на следующий день нужно пересказать сочинение. Оно помогает тем, кому нужно часто выступать перед аудиторией, в ситуациях, когда нужно ознакомиться с новой информацией за короткие сроки.

Ситуаций где пригодится запоминать – как минимум, много. Хотя на практике ты не будешь как Шелдон Купер запоминать страницы одним взглядом, но ряд инструментов поможет тебе получить от человеческой памяти чуточку больше.

Ниже приведены рабочие способы и методики, которые смогут оказать тебе помощь при запоминании. Инструменты заточены под свободный рассказ и пересказ материала, для стихов и запоминания с точностью 1 в 1 – хуже.

Содержание

Отказ от зубрения — точно, говорим нет сразу

Сразу разграничим для себя, зубрение и усвоение – вещи разные, часто несовместимые.

Зубрение

Зубрение подразумевает дословное запоминание фраз в определенной последовательности. Губительность этого подхода в том, что он займет много времени, а отдачи практически не принесет.

У меня в школе именно так и было.

Усвоение и пересказ

Для пересказа необязательно говорить то, как было дословно написано. Не нужна 100% точность, подстраивай фразы под свой стиль речи, упускай незначительности. Но не нарушай изначально заложенного смысла.

Если мы говорим про формулы, даты, точные данные, то здесь нужно применять уже другие правила.

Следовательно, достаточно попросту прочитать несколько раз материал и максимально вникнуть в его суть. Далее достаточно составить примерный план и во время доклада просто говорить об этом со знанием дела.

Если будешь пытаться запомнить набор слов, без привязки к смыслу, то количество усилий приложенных для запоминания единицы информации кратно возрастет.

Другое дело, что с текстом следует сначала детально разобраться и в этом тебе помогут нижеприведенные рекомендации.

Разбивай материал на части, учи текст маленькими порциями

Психологами давно установлен факт, что при наличии большого текста его лучше поделить не несколько частей. Другими словами, много небольших отрывков легче запомнить, чем один огромный. Достаточно поделить материал максимально на 7 частей, если у него одна общая мысль. Такой метод получил название структуризация информации.

Обрати внимание, лучше всего концентрировать усилия на запоминание середины текста. В начале практически отсутствует нужная информация, водичка, а концовка врезается в память механически, что для этого не нужно прилагать столько же усилий.

Рукотворно создавай ситуации в жизни для беспрерывного запоминания

Если у тебя еще есть в запасе 2-3 дня до нужного события, можешь обмануть себя и создать условия для легкого запоминания.

Способ I

Распечатай небольшие отрывки материала и развесь по квартире, там где часто проходишь, каждый раз читай и повторяй. Это может быть в туалете, в ванной, на кухне, на холодильнике.

Способ II

Создай закрытый канал в телеграмме, или закрытый паблик ВК, опубликуй части и поставь 10-12 будильников в течение дня, в отведенное время читаешь рандомную порцию текста и пытаешься запомнить.

Если особо ленивый – отправь куски в 2 частым собеседникам и добавь в закрепленные сообщения, полез общаться: прогнал материал еще раз. Но возможно тебя сочтут немного е#4утым 😀

Суть метода заключается в том, что тебе эти бумаги примелькаются перед глазами и ты в любом случае что-то запомнишь в пассивном. Причем будешь запоминать/повторять регулярно.

Даже если прочитать текст мимоходом, слова будут откладываться в памяти. Особенно “сочно” такой прием работает во время выучивания материалов на иностранном языке, если около него расположен перевод.

Подключай к запоминанию текста образное мышление

Зачастую бывает трудно в короткие сроки разобраться с новыми понятиями. Ведь трудно позже будет рассказывать о том, что неясно самому, не так ли? Следовательно, можно выработать навык перевода слов в зрительный образ. Это умение окажется тебе ценным при выучивании иностранных языков или тяжелых научных текстов.

Подойди к запоминанию текста творчески, используй систему микро-наград и поощрений

Поскольку ты, как и большинство, скорее всего не из тех кому удается в короткие сроки вбить в голову объемный скучный текст, не лишним будет внести в изучение толику разнообразия.

Если ты уже разбил его на несколько частей, можешь после каждой освоенной части устраивать себе небольшой приз. Это может быть отвлечение на паблики, просмотр Ютуба, съедение плитки шоколада, перекур (для курильщиков) или чаепитие.

Все что угодно, главное не более 5 минут – это будет круче работать, по сравнению с монотонным заучиванием. Засекай таймер на 5 минут и отдыхай.

Можно подключить аудио-читку для прослушивания в транспорте

Прочитай текст на диктофон, сохрани аудиозапись на мобильнике или плеере, и слушай по пути в наушниках. Или просто как можно чаще.

Поскольку для мозга постоянно нужна «подпитка», он будет стараться автоматически запоминать поступившую информацию и сделает это с усиленным интересом. Особенно удобно запоминать текст через аудио во время поездки в транспорте.

Занимайся запоминанием текста с утра

Жаворонок или сова – разницы нет. Человеческий мозг настроен таким образом, что поступающая к нему информация лучше всего воспринимается именно с утра или после подъема.

Существуют исключения из правил, когда биоритмы проявляются большую активность в ночное время, однако это скорее уникумы.

В любом случае, если хочешь спать – не мучай себя и прекращай заниматься. Тем более, отдых также необходим, особенно для мозга.

И напоследок – несколько полезных рекомендаций по легкому запоминанию текста

Легче всего будет запоминаться то, что было прочитано прямо перед сном. На следующий день сразу после подъема стоит еще раз повторить полученную информацию.

  • Научись в голове создавать ассоциации с известными вам давно фактами. Насколько просто запоминается понятная информация, знают все полностью. Особенно, если она не содержит новых знаний
  • Придумай себе хорошую мотивацию, за то что запомните быстро прочитанное. Например в виде небольшого приза. Можно попросить окружающих сделать это для себя. Еще эффективнее это будет работать, если о призе будет сказано при нескольких людях
  • Если выбрать самые важные и основные слова, их можно регулярно вставлять в свой разговор. Делать это можно примерно раз в полчаса. Объемная статья крепче пойдет в память, если периодически говорить опорные слова. Память начинает включать подсознательный уровень и выкладывает то, о чем требуется рассказывать
  • В качестве тренировки рекомендуется делать пересказы некоторых частей, особенно если это будет слушать кто-то заинтересованный. Текст усвоится еще проще. Только пытайся дословно повторять, а старайся говорить своими словами
  • Поскольку некоторые тексты изначально могут сложно поддаваться, попробуйте выбрать самое сложное для тебя и прочти это пару раз
  • Если тебе приходится часто делать пересказы – читай как можно больше книг. Чем больше информации приходится обрабатывать мозгу, тем проще он принимает новую

Примени 2-3 из предложенных выше советов и ты прокачаешь навык запоминания информации, будь уверен!

Единственное – не пытайся сделать все в один заход, а выдели на это дело хотя бы 1 день. Со временем ты не заметишь, как следующие материалы будут даваться все легче.

Правописание слова «пересказ»: почему с одной «c», значение, употребление

«Пересказ» нужно писать с одним «с». Неправильное написание со сдваиванием первого «с»: «перессказ» – свидетельство глубокой неграмотности автора.

Правило

Слово «пересказ» правильно пишется с одинарным «с», потому, что с этой буквы начинается его корень, см. ниже. Корень слова, как известно, его неизменяемая часть. Сравните: «сказ», «сказание», «сказитель», «сказка» – никаких «ссказов» в русском языке нет.

Двойное «с» в слове «рассказ» есть результат вхождения в его состав другой приставки – «рас-«.

Грамматика

Итак, «пересказ» – неодушевлённое существительное мужского рода 2-го склонения, состоящее из приставки «пере-» и корня «-сказ». Постановка ударения и разделение переносами пе-ре-ска́з. Пишется слитно, так как на письме приставки от корня не отрываются. Некоторые приставки пишутся через дефис, но не «пере-«. Поэтому писать «через чёрточку» или раздельно: «пере-сказ»; «пере сказ» ошибки ещё более грубые, чем сдваивание «с». Падежные формы существительного «пересказ» таковы:

Значение

Слово «пересказ» в русском языке наделено следующими значениями общего плана:

  1. Передача на словах увиденного или услышанного: «Василий Петрович, ваш пересказ интересен, но хотелось бы получить его подкрепление фактами». Синонимы: «изложение», «описание», «рассказ».
  2. То же самое, закреплённое текстуально: «Свидетель, ввиду значимости изложенного по существу ваш пересказ последовательности событий подшивается к делу». Синонимы те же, плюс «переложение».
  3. В художественной литературе – написание автором собственными словами содержания чего-то ранее опубликованного. Зачастую – в отличном от источника ключе (контексте): «”История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина есть не что иное, как сатирический пересказ официальной истории Российской Империи». Синонимы: «интерпретация», «парафраз», «парафраза».
  4. В специальной литературе также – упрощенное (адаптированное) и/или занимательное объяснение сложных понятий в доступной неподготовленному читателю форме: «Соломон-Яков Исидорович Перельман был непревзойдённым мастером пересказа тонкостей точных наук»; «Общая теория относительности в пересказе Сэма Лилли доступна для понимания усидчивой домохозяйке со средним образованием». Синонимы: «адаптация», «изложение», «описание», «переложение».

Примечание: к специальной литературе относятся также упрощённые пересказы сложных для понимания произведений художественной литературы. Русским читателям такой подход непривычен, но, к примеру, «Шекспир для детей» Ч. Лэма – настольная книга англоязычных школьников.

Специальное значение

В лингвистике «пересказ» является также синонимом пересказательного (нарративного) наклонения глаголов (аудитив, комментатив, косвенное наклонение, латентив, неочевидное наклонение, пересказывательная форма, ренарратив). Нарративные формы глаголов указывают, что рассказчик (автор) слагает с себя ответственность за достоверность сообщения. В сущности, нарратив это пересуды, слухи, сплетни, толки, «гнилой базар» (прошу прощения). В русском языке особых нарративных словоформ нет (по крайней мере в его нормативном лексиконе), а нарративность высказываний создаётся употреблением союзов и частиц «будто <бы>», «дескать», «мол», «якобы» в качестве вводных слов: «Поговаривают, якобы, мол, наше начальство готовит сокращение штата» – «Нет, мне референтша на ушко шепнула, дескать, обойдётся перетасовкой по должностям».

***

Методические рекомендации «Пересказ текста.Как научиться пересказывать текст?»

Управление образования администрации Октябрьского муниципального района

Челябинской области

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Октябрьский Дом детского творчества»

Методические рекомендации:

«Пересказ текста.

Как научиться пересказывать текст?»

Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

Приходько Галина Геннадьевна

с. Октябрьское

2019г.

Краткая аннотация

Данный материал содержит рекомендации, определения, методы и формы пересказа для учащихся младшего школьного возраста.

Рекомендации составлены для родителей с целью оказания методической помощи; педагогов дополнительного образования с целью их мотивации к повышению качества образования и качества оценки своих результатов в системе дополнительного образования.

В данных рекомендациях раскрывается суть понятия «пересказ», даны образцы форм и методов организации пересказа, используемого на учебном занятии или подготовке пересказа дома.

Пояснительная записка

Методические рекомендации помогают педагогам осознать целесообразность и эффективность пересказа текста, обеспечить методическую поддержку в подготовке пересказа педагогам и родителям.

Ожидаемые результаты:

Методические рекомендации будут способствовать:

• систематизации знаний по организации пересказа текста;

• получению практического опыта по формам и методам пересказа текста;

.

В современном обществе, в эпоху компьютерного века учащиеся все чаще сталкиваются с проблемами общения и пересказа того или текста, фильма, сюжета, книги.

А как пересказать текст? Как научиться пересказу, особенно младшим школьникам и воспитанникам детских садов ?

Пересказ – один из основных приемов оценки аналитического мышления и его тренировки. Способность понять содержание текста, запомнить его и адекватно воспроизвести в устной или письменной форме демонстрирует, в частности, успеваемость по гуманитарным дисциплинам или в дополнительном образовании при организации занятий при отработке коммуникативных навыков.

При изучении иностранных языков очень важно научиться пересказывать текст на языке оригинала, а на детском утреннике – запомнить и без ошибок рассказать стихотворение или реплику роли. В общем, каждому из нас в повседневной жизни встречается намного больше поводов пересказать текст, чем может показаться на первый взгляд. И даже банальное желание поделиться с друзьями сюжетом понравившейся книги или журнальной статьи не может реализоваться без этого навыка.

Современные школьники учатся пересказывать тексты, сначала небольшие, потом более длинные, еще в подготовительной группе детского сада, чтобы в первом классе уже уверенно демонстрировать свое умение. Тем не менее, пересказы вызывают немало проблем у многих детей и у их родителей, пытающихся научить своих детей этому процессу.

Причин для возникновения таких сложностей может быть несколько: и недостаточный словарный запас, и невозможность сосредоточиться, и другие, индивидуальные особенности. Но при желании можно научиться пересказывать текст самому и/или научить этому ребенка. Существуют проверенные методики, которые можно применять не только на уроках, но и в спокойной домашней обстановке.
Пересказ прозаического текста
Пересказы текста в прозе – самый простой вариант выполнения задания, особенно для человека, легко идущего на контакт и свободно выражающего свои мысли. Если вы или ваш ученик скорее застенчивы, чем болтливы, придется потратить немного больше времени, но в итоге вы оба научитесь без проблем пересказывать текст, если усвоите такие нюансы:
Пересказ текста – это воспроизведение его содержания, и оно дается намного легче, если основано не просто на механическом заучивании, а на понимании основной идеи и ведущих сюжетных линий.
Прочтите или прослушайте текст, мысленно прослеживая логику изложенных в нем событий.

Если текст содержит рассуждение – то постарайтесь взглянуть на него глазами автора, понять его точку зрения.
Запомните имена основных действующих лиц.

Определите для себя несколько ключевых моментов, от которых зависит развитие сюжета. Пусть они станут для вас «опорными точками» пересказа.
Желание прочесть или услышать текст повторно – совершенно естественно, особенно если это для вас что – то новое ,неизвестное ранее.. Иногда как раз зрительное восприятие позволяет лучше запомнить содержание, а чаще всего – сочетание аудирования и чтения глазами.
Как правило, во время оценки пересказа преподаватели запрещают пользоваться конспектом текста, но никто не помешает вам записывать тезисы и план.

Мне бы хотелось остановиться на том, как научить детей 5-7 лет пересказывать прозаический текст.

Рассказ В. Бианки «Синичкин календарь» часто используют воспитатели и педагоги дополнительного образования для пересказа на учебных занятиях.

Этот рассказ можно пересказать разными способами: по цепочке, по ролям, по графическому плану, организовать перевод диалогической речи в косвенную.

Что можно потребовать от детей:

умение связывать в единое целое отдельные части рассказа;

точную и подробную передачу текста;

четкую, последовательную, выразительную передачу текста;

пересказ с умением объяснения поговорок о месяцах;

умение анализировать свой пересказ и другого учащегося;

Для организации пересказа создается игровая ситуация:

Раздается стук в двери и входит Буратино с портфелем. Он почему – то грустный.

А почему? Оказывается он учится в первом классе и ему задали домашнее задание – пересказать текст, а он не слушал на уроке, вертелся и ничего не понял, поэтому он очень расстроен, ведь ему завтра поставят двойку за пересказ и папа Карло очень огорчится.

Ребята вызываются ему помочь, научить пересказывать текст.

Затем все вместе внимательно слушают рассказ, запоминают его содержание, задают вопросы по тексту и повторно читают текст.

Для лучшего запоминания педагог или воспитатель акцентирует внимание на основных этапах текста и предлагает пересказать текст

по цепочке (по очереди) – совместное пересказывание по одному – два предложения.

педагог и Буратино анализируют пересказ. Буратино отмечает , кто рассказал интереснее, выразительнее, использовал авторские слова и выражения.

педагог предлагает учащимся поставить вопросы к рассказу.

учащийся задает вопрос , а другие отвечают на вопрос полным ответом.

а теперь педагог сам задает вопросы:

кто назовет зимние месяцы?

что сказал Старый Воробей Синичке о феврале?

пересказ по ролям (передача чувств и мыслей героев рассказа). Кто желает быть автором, героями? (Дети по желанию выбирают героев рассказа), педагог и Буратино анализируют пересказ.

пересказ по двое (педагог предлагает учащемуся выбрать себе пару и договориться, кто будет рассказывать первую часть рассказа, кто – вторую.)

Между формами пересказа можно провести игру , чтобы сменить вид деятельности на занятии

Словесная игра «Цепочка слов»

У дятла была красная шапочка, а у кого еще может быть красная шапочка?(У Красной Шапочки, у мухомора, у девочки, у мальчика и т. д.

У синички Зиньки есть крылышки, а у кого еще есть крылья ?(У мухи, у стрекозы, У самолета и т. д.)

Вот так можно заинтересовать ребенка и пересказать текст на «отлично».

Используемая литература:

Рассказ В. Бианки «Синичкин календарь»

Проговаривая вслух литературные факты, помогает закрепить текст, сюжеты, образы в памяти. Пересказ способствует развитию логического мышления, это весьма полезно для учащихся. Все помнят изложения, сочинения, кому-то этот процесс давался проще, кому-то сложнее. Часто учителя задают пересказ, как домашнее задание. Именно в школьном возрасте, формируется мышление и речь. Как ясно излагать своим мысли, помочь научиться этому ребёнку, попробуем разобрать рекомендации.

Как научиться пересказывать текст

Проще говоря, пересказ, это и есть изложение прочитанного, кажется, что тут сложного, прочитал, рассказал. Но не всё так легко, мышление, это сложный психологический процесс. Начиная от рождения, малыш познает мир, воспринимает всё новое. Позже, с помощью взрослых, ребёнок начинает называть своими именами окружающею его среду, формируются понятия, и соответственно, из внешней речи, идёт формирование внутренней, которая и является мышлением. Кажется, что это сложно, хотя на самом деле, всё предельно ясно, уровень развития речи ребёнка влияет на процесс развития мысли и отражает его.

Именно по этому, учат в раннем возрасте, ясному мышлению. Но помощь родителей будет не лишней, чтобы для ребёнка не стал процесс изложения мучением. Необходимо регулярно затрачивать на обучение время, но не заставлять через силу.

Как пересказывать прочитанный текст

Благодаря чтению, человек не только получает необходимую информация, приятно проводит время, обучается либо работает, но и способствует развитию памяти, грамотности мышления. Для улучшения способностей пересказа, рекомендуется рассказывать кому-то о прочтенном материале. К примеру, Вы прочитали статью о природных явлениях, либо об экономической ситуации, и тут же перескажите другу. Вот несколько советов по улучшению запоминания прочтённого:

    1. При чтении вслух, не говорите шепотом, советуется либо проговаривать ясно текст, либо мысленно. Вообще, чтение в полный голос немного утомляет нервную систему, рассеивая внимание. Не стоит злоупотреблять этим способ заучивания, периодически меняйте стиль.
    2. Если Вы читаете сложную научную или техническую статью, то без заметок не обойтись. Записывайте прочтённое, цитаты, афоризмы, или даже наиболее сложно запоминающиеся текста.
    3. Не пытайтесь вечером или ещё хуже, ночью читать и заучивать. Мозг человека так устроен, что его активность приходится на первую половину дня. Но есть и свои исключения, если Вы точно чувствуете, что прочтённое вечером лучше усваивается в памяти, то конечно, Вам это никто не запретит.

  1. С книгами, как и с фильмами, одни откладываются в нашей памяти достаточно ясно, другие, сложно даже вспомнить начало. Это объясняется тем, что вероятнее всего после прочтения, Вы обсудили книгу с кем-то, поделились впечатлениями.
  2. Перед началом чтения, ознакомьтесь с анонсом или критикой данного произведения. Это поможет составлению собственного мнения о том, что произойдёт в книге.
  3. Рекомендуется находиться в более тихом, спокойном месте, чтобы было комфортно. Позаботьтесь о хорошем освящение.

Как быстро научиться пересказывать тексты

Для быстроты запоминания прочтенного, повторите прочитанный кусочек, с выражением. Так Вы выделите интересные места голосом и поможете памяти их усвоить. У всех разные способы восприятия информации, и могут для этого использоваться виды пересказа: сжатые, подробные, краткие, творческие. К примеру, если у Вас последний вид способа, то лучше подойдёт инсценировки сценок из текста, разбор по ролям, основываясь на образах литературных героев. Но такой вид сложнее применить, если необходимо пересказать научного характера текст, тут могут пригодиться другие советы. После прочтения, сформируйте основу текста, выделите некоторый материал.

Для короткого пересказа, определите значимость, главное и вторичное, возможно, конкретного персонажа. Для пересказа выборочного, объедините все темы текста, и сведите их к одной. Ну а для творческого, составьте словесное рисование, перескажите отдельные эпизоды. Разберите логическую часть текста, фразу, слова. При необходимости, записывайте себе вопросы, они помогут с пересказом. Пересказывая текст в первый раз, положите свой листок — подсказку с заметками рядом, а второй раз, несмотря на него, попробуйте пересказать без помощи.

Самое дельное, это если кто-то будет слушать, при отсутствии такой возможности, записывайте себя на диктофон. После завершения, сопоставьте свой рассказ с текстом оригинала и повторяйте работу пока все недочеты не будут исправлены, и сами не будите, уверенны в себе.

Как научить ребёнка пересказывать

Вообще это умение нужный навык в жизни в целом, не только в школе. Как уже было упомянуто ранее, он формируется у детей и важно правильно научить, помочь им в этом. Детям важно осознавать сюжетную линию, главных героев, события, чтобы сформировать последовательность грамотного текста. Советы по действию учения детей пересказу:

    1. Выберите книгу с банальным и простым финалом. Вспомните только, как свободно читаются и долго хранятся в голове сказки. На пример, сказка «Репка».
    2. Покажите для начала просто книгу и дайте предположить ребёнку об её содержании.
    3. Зачитывайте один и тот же сюжет несколько раз, но используйте разные интонации, меняйте голос, это больше увлечет ребёнка.
    4. Затем, задавайте ряд вопрос «Почему», ну например, почему дед позвал внучку и тому подобное.

  1. Если Вы занимаетесь с ребёнком школьного возраста, пусть самостоятельно читает текст. Попросите его замедлить темп речи, читая наиболее внимательно.
  2. Объясняйте слова, которые не понятны ребёнку и видят в первый раз.
  3. Составьте план действий, задавайте по нему потом вопросы в последовательности прочтённого текста.

Очень важно помочь детям освоить навык пересказа, ведь в школе много подобных заданий, и ему позже будет проще с ними справиться. Чем раньше Вы разовьёте в малыше этот навык, тем легче будут достигнуты поставленные цели. Хорошая разговорная речь, гарантирует не только успехи в школе, но и облегчит в дальнейшем коммуникативные навыки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *