Оценка это в экономике

Создать продуктивную рабочую атмосферу, которая способна влиять на общую производительность и результативность, – непростая задача. Полезным инструментом каждого руководителя для достижения подобной цели является грамотная оценка способностей, навыков и деятельности персонала.

Оценки – что это такое?

При приёме на работу нового сотрудника отдел кадров всегда оценивает его уровень образования и личностные качества, чтобы сделать вывод: нужен ли компании такой человек. Поэтому обычно требуется предоставить резюме, заполнить анкеты, возможно, даже пройти какие-то тесты.

В дальнейшем подобная аттестация также будет проводиться руководящим составом. Через определённые временные промежутки администрация анализирует эффективность каждого работника, чтобы создать правильное впечатление о целесообразности дальнейшей оплаты его труда. Таким же образом принимаются решения и о премировании, повышении зарплаты, наложении штрафов и увольнении.

Какие бывают критерии оценки?

Общее впечатление о человеке часто является крайне субъективным, а потому полагаться на такой размытый способ оценивания в рабочем пространстве нелогично. Упростить данную задачу и сделать её понятной и для руководителя, и для подчинённых можно с помощью конкретных критериев, по которым будет производиться анализ.

Каждая фирма в силу специфики своей деятельности, как правило, самостоятельно определяет важные моменты. Однако существуют и некоторые универсальные пункты:

  • качество и объём выполненной работы

То, насколько быстро сотрудник выполняет определённый объём заданий, нуждается ли при этом в помощи, насколько аккуратно и безошибочно действует, требуется ли тщательная проверка результатов и т. д.

  • дисциплина

Определяет надёжность сотрудника, можно ли на него положиться, доверять важные проекты. Здесь же рассматриваются все пропуски по неуважительным причинам, опоздания или занятие посторонними делами в рабочее время.

  • отношения с коллективом (умение работать в команде)

Часто среди сотрудников развивается не очень здоровая конкуренция, а ведь это сильно вредит конечному результату деятельности. Данный критерий создан для оценивания человека с точки зрения его коммуникативных навыков, чтобы была возможность создать эффективные рабочие группы.

  • саморазвитие

Не секрет, что для продвижения по карьерной лестнице заниматься собственным развитием просто необходимо. Об этом должны помнить и работники, и руководители.

Чтобы подобный метод управления организацией был результативным, необходимо достаточно широко и чётко описать каждый критерий. Если человек не сможет понять, что именно от него требуется, или точки зрения подчинённых и администрации не совпадут, то вся процедура оценивания окажется непродуктивной.

Классификация и виды оценки

Ввиду того что данная система уже давно применяется многими корпорациями, на сегодня сложилась не одна типология, характеризующая различные критерии оценки по конкретным основаниям.

  1. По широте охвата деятельности
  • общие (корпоративные)

Служат для характеристики абсолютно всех сотрудников организации вне зависимости от рода их занятий, оклада и давности работы.

  • специализированные

Применяются исключительно к определённым кадрам. Разрабатываются конкретно для определённой специальности, опыта и т. д.

  1. По предмету оценивания
  • количественные

К ним относятся те показатели, которые можно как-либо измерить. Например, объём задачи или своевременность её выполнения.

  • качественные

Наиболее сложный в определении пункт. Такими критериями определяются как качество самой работы, так и индивидуальные особенности её исполнителя.

  1. По сущности
  • личностные

Наиважнейшая характеристика сотрудника. Сюда входят темперамент, способность к самоанализу, стрессоустойчивость, лидерские качества, коммуникативность, ответственность, дисциплинированность и др. К слову, всё то, чем отличается конкретная личность.

  • профессионального поведения

Это именно те параметры, по которым каждого кандидата изначально оценивает отдел кадров: уровень образования, находчивость, специфичные навыки, опыт работы, стремление к повышению квалификации и т. п.

  • результативности

Самые важные для фирмы критерии, ведь от них напрямую зависит общий доход и конкурентоспособность. Так, после установленного рабочего периода определяют производительность труда, количество ошибок, бракованных изделий, неверных решений и т. д.

  1. По сложности
  • простые

Данному пункту отвечают все отдельные аспекты рабочего поведения личности: количество опозданий, качество работы и прочее.

  • интегральные

Служат для создания целостного образа, а потому включают в себя все простые подпункты, относящиеся к выбранному кадру.

  1. По отношению к субъекту оценивания
  • объективные

Наиболее достоверные и грамотные показатели при оценке деятельности персонала. Они получаются путём профессионального тестирования, при использовании всевозможных психологических методик, наблюдении за соответствием общим нормативам и стандартам.

  • субъективные

Основаны на мнении начальства, коллег или третьих лиц. Принимаются во внимание в исключительных случаях.

оценивание

В Викиданных есть лексема оценивание (L139726).
падеж ед. ч. мн. ч.
Им. оце́нивание оце́нивания
Р. оце́нивания оце́ниваний
Д. оце́ниванию оце́ниваниям
В. оце́нивание оце́нивания
Тв. оце́ниванием оце́ниваниями
Пр. оце́нивании оце́ниваниях

о·це́-ни-ва-ни·е

Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: —.

  • МФА: (файл)

  1. ? ◆ Следовательно, можно утверждать, что традиционное однозначное оценивание степени правдоподобия ответов по двоичной шкале «правильно ― неправильно» является вырожденным случаем нечёткого оценивания степени правдоподобия многозначной функцией принадлежности. И.Д. Рудинский, «Модель нечеткого оценивания знаний как методологический базис автоматизации педагогического тестирования», 2003 г. // «Информационные технологии» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Ближайшее родство

  • глаголы: оценивать

Происходит от ??

    Список переводов

    • Английскийen: evaluation, assessment

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо-ru}}
      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»

      Американская система оценок в школах

      Hey guys! Данная статья расскажет вам об основных различиях американской системы оценок в школах от российской. А также о важности оценок в школах США, плохих отметках и их последствиях, и контроле за учениками. Let’s get to it!

      Похожа ли американская система оценок на российскую?

      Не очень. Одно из основных отличий — соблюдение конфиденциальности при оценивании. Оценки за работу в классе и домашнее задание — личное дело студента в США. В американской школе учитель молча подзывает к себе и показывает твою отметку. И все. Только еще раз в полгода домой приходит табель успеваемости.

      Если у нас с 1 по 12 класс обучаются вместе, в одном здании, то в Штатах начальная, средняя, старшая школы находятся в разных зданиях, с автономным управлением.

      В США считают, что гораздо безопаснее содержать детей разных возрастных групп раздельно друг от друга. И это имеет определённый смысл в заботе о личности, безопасности и развитии учащегося. Согласны?

      Также у американских школьников есть одноклассники только в начальной школе. В средней и старшей же школах на различных уроках формируются уже другие коллективы. Индивидуальный подход к образовательным запросам ребенка, видите ли.

      Например, ваш ребенок хорош в математике, и ему жутко скучно на биологии. Логично, что не стоит нагружать его ей — гораздо эффективнее для него углубиться в алгебру и геометрию. Productive strategy!

      Американское общество убеждено: ничто не должно препятствовать получению ребенком образования.

      Для детей с особенностями учебных навыков существует специальная программа, где их обучают элементарной грамоте, учат считать деньги. Обычное дело, если учитель возьмет в магазин такого студента, покажет, как выбирать продукты, а потом, вернувшись в школу, научит приготовить обед из купленного.

      В противоположность таким ребятам существуют дети, которые опережают в развитии сверстников. Таких студентов включают в специальные программы для талантливых и одаренных. Часто с ними работают приглашенные из вузов и колледжей преподаватели.

      Какие оценки в американских школах? Основные отличия

      На первый взгляд может показаться, что глобализация разнесла англо-саксонскую пяти- (или шести-) бальную систему с оценками от «A» до «F» по всему миру. Но, присмотревшись, понимаешь, что на планете, скорее всего, не найдутся две одинаковых реализации любой из этих систем. Хотя вот в США как раз вышеупомянутая.

      В алфавитной системе буквами «A», «B», «C» и «D» обозначаются проходные баллы в порядке убывания. Роль неудовлетворительной оценки выполняет «E», но обычно «F». Это двойка. В пользу первой говорит алфавитный порядок, но вторая — понятное сокращение от «fail» (провал), что делает ее более логичной.
      «D» – удовлетворительно (3);
      «С» – достаточно (3);
      «B» – хорошо (4);
      «A» – очень хорошо (5);
      «A+» – отлично (5+).

      Конечно, плюсы и минусы используются даже в Соединённых Штатах, но там они работают примерно как у нас — скорее, декоративно.

      Интересно, что даже на самой родине этой системы оценивания нет полного согласия по поводу набора букв. В некоторых школах, например, вместо «F» используют «N» (no credit) или «U» (unsatisfactory, неудовлетворительно).

      Насколько важны школьные оценки в Америке?

      В США же учитель никогда не вызовет родителей в школу и не попросит их повлиять на свое чадо. Американская школная система нацелена на то чтобы воспитать в учениках привычку самостоятельно отвечать за себя, делать осознанный выбор, думать о будущем и искать мотивацию.

      Кстати! На наших уроках английского по Скайпу оценка проводится только для того, чтобы ты понял свои сильные и слабые стороны!

      Разумеется, что при дальнейшем поступлении в университет оценки будут учитываться и успеваемость важна.

      Вполне обычный факт, что по окончании школы, студент имеет уже специальность, или часть его кредитов переводится в учебное заведение по выбору, что существенно экономит деньги и время, так как школа сама оплачивает обучение своих студентов.

      Те умники, которые попали в первые 10% лучших студентов, получают грамоту «High Honors» (аттестат с отличием). Этот документ станет существенным преимуществом при дальнейшем поступлении в выбранное высшее учебное заведение.

      Вторая и третья десятки студентов получают диплом «Honors», что также похвально. А остальные получают сертификат о среднем образовании.

      Насколько важен контроль за учениками?

      Теоретически можно проучиться все 12 лет и без сверхусилий скрывать свою успеваемость. Хотя вся информация о ней и содержится в электронном кабинете на сайте школы. Но, никто не зачитывает список с оценками после контрольной работы, к примеру.

      Вспомните родительские собрания в наших школах, где учителя разбирают по косточкам каждого и во всеуслышание. Не с этого ли начинается неуважение к ученику?

      В отношениях с учениками и родителями американский учитель максимально корректен и вежлив и подчеркнуто формален. Совершенно невозможно представить его задающим вопрос вроде: «А голову ты дома не забыл?», не говоря уже о тыкании указкой или пальцем в голову. В таком случае, тут 200% вероятности, что учителю попадет в судебных разбирательствах и он лишится лицензии.

      Разумеется, американская система образования, как и все в этом мире, не идеальна. В ней есть свои недочеты и слабые места. Но очевидно одно —
      ученик должен являться центром школы.

      Может, когда-нибудь и наше общество сместит акценты в организации учебного процесса на обучающихся, и результатом этого станет мотивированный и подготовленный к жизни выпускник, уверенный в своем будущем и убежденный в себе как личности.

      Большая и дружная семья EnglishDom

      заявка отправляется

      Пожалуйста, подожди…

      Занимайся английским бесплатно

      в онлайн-тренажере

      ОЦЕНКА

      ОЦЕНКА

      1. (оценочный балл, отметка). Условное выражение имеющихся или приобретенных знаний, умений и навыков учащихся (первая трехбалльная система возникла в средневековых школах Германии). О. выставляется по результатам тестирования, часто в соответствии с системой оценок, применяемой в стране (в России, Венгрии, Польше — 5-балльная, в Италии — 11-балльная, в англосаксонских странах применяется система буквенной о. от А до D или от А до F. Кроме этого могут использоваться такие показатели, как половина или четверть балла и т. д.). При прохождении критериально-ориентированного теста по русскому языку как иностранному в случае набора определенного количества баллов от максимального (75% при определении уровня общего владения языком) выносится оценка «удовлетворительно». Количество баллов ниже 75% соответствует оценке «неудовлетворительно». В европейской практике тестирования при оценке речевого продукта существует два подхода: импрессионистический (метод впечатлений) и аналитический. В российской практике также используются оба типа о. При аналитическом подходе к оценке каждый критерий в таблице оценок рассматривается отдельно, а итоговая о. суммирует набранные баллы. Метод впечатлений дает две и более оценок, которые составляют одну, основанную на общем впечатлении от речевого продукта. В идеале импрессионистическая о. требует, чтобы каждый оценивающий работу познакомился с образцом ответа, соотнес со стандартом и после этого оценивал речевой продукт. 2. Процедура выявления характеристик качества теста, например: оценка надежности (estimating reliability) — статистическая процедура нахождения коэффициента надежности теста; оценка содержательной валидности (issues in assessing of content validity) — экспертно-статистическая процедура оценки качества теста. 3. Заключение об испытуемом на основе всестороннего его изучения с применением тестовых, а также нетестовых форм контроля. коэффициента надежности теста; оценка содержательной валидности (issues in assessing of content validity) -экспертно-статистическая процедура оценки качества теста. 3. Заключение об испытуемом на основе всестороннего его изучения с применением тестовых, а также нетестовых форм контроля.

      Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

      Источник: Словарь терминов и понятий тестологии

      Теория оценки в экономической науке

      Размещено на http://www.allbest.ru/

      Теория оценки в экономической науке

      С.В. Логвина

      Оценка как вид человеческой деятельности появляется с возникновением обмена и развивается вместе со становлением рыночных отношений . При большой длительности истории оценочной практики сама теория оценки является относительно новым разделом в экономической науке. Хотя истоки теории оценки лежат в формировавшейся на протяжении нескольких столетий теории стоимости, однако, как заметил Артур Веймер в обзоре истории теории стоимости для оценщиков: «К счастью или к несчастью, но изучение истории теорий стоимости, вероятно, не предоставит всего того, что можно будет взять в его целой форме и применить к текущим проблемам оценки» . Экономисты интересовались в основном источниками и базами стоимости, а не методами оценки стоимости, позднее выделенными в теорию оценки. Тем не менее, теория стоимости дала основу для многих понятий и методов, которые были применены в теории оценки. Примером служит концепция справедливой обоснованной цены , которая была известна в эпоху Средневековья, когда цена на товары подлежала сильному контролю со стороны центра. Справедливая цена определялась властями на основании представлений о том, что стоимость должна равняться затратам труда. Свободно устанавливаемая рыночная цена, когда существует возможность получить прибыль, не создав нового, в средневековых документах считалась безнравственной и подлежащей регулированию. Такое различение справедливой цены, выражающейся как стоимость воспроизводства, и меновой стоимости, или рыночной цены, является первым определением двух применяемых сегодня подходов к оценке стоимости: анализа затрат и сравнения рынка. стоимость цена издержки доход

      С XVIII столетия концепция регулируемых государством цен постепенно начинает вытесняться идеей свободного конкурентного рынка, тем не менее, теория издержек производства оставалась доминирующей вплоть до середины XIX столетия. В течение XVIII и XIX столетий теорию издержек производства поддержали экономисты А. Смит, Дж. С. Милль, Д. Рикардо, и К. Марка Несмотря на то, что эти авторы признавали влияние полезности и спроса на меновую стоимость, базой стоимости они считали издержки производства, или потери. В противоположность им Ф. Бастиа в начале XIX столетия, основываясь на анализе рыночного механизма, рыночных цен и стоимости воспроизводства физиократа Ф. Кенэ , признавал важность рынка и подчеркивал значимость меновой стоимости .

      Дальнейший отход от теории издержек производства был связан с представителями австрийской школы экономики К. Менгером, Ф. Визером, О. Бем-Баверком и У. Джевонсоном в Англии. Уделяя значительное внимание полезности как основе стоимости, они отметили, что хотя рыночная стоимость колеблется либо выше, либо ниже издержек, однако стоимость многих товаров не имеет существенной связи с затратами труда в их производстве. В работе «Капитал и прибыль» (1879) отмечается, что люди имеют тенденцию оценивать существующие товары более высоко, чем будущие товары . Таким образом, он представил первое обоснование для принципа дисконтирования будущих поступлений для определения стоимости.

      В начале ХХ столетия Альфред Маршалл выявил связь между теорией издержек производства классических экономистов и теорией предельной полезности австрийской школы. На основе этих двух противопоставлявшихся теорий он синтезировал понятие рыночной стоимости как определяемой со стороны спроса полезностью и со стороны предложения затратами производства. А. Маршалл также расширил теорию стоимости теорией распределения, уточнив классическое понятие нормальной стоимости и ее отношение к долгосрочным затратам на производство.

      А. Маршалл был первым экономистом, который обратил внимание на методы определения стоимости при оценке. Поскольку в первую очередь он стремился обосновать центральное положение процесса оценки в функционировании экономической системы, то его интерес к самим методам оценки носил второстепенный характер. Тем не менее, в работах А. Маршалла присутствуют три основных метода расчета стоимости: определение стоимости воспроизводства, рыночное сравнение и капитализация дохода, которые затем были развиты в три самостоятельных подхода к оценке: затратный, сравнительный и доходный соответственно.

      Согласно А. Маршаллу, «совокупную стоимость участка на любой земельной площади под застройку образует такая стоимость, какой бы обладал этот участок, если бы его освободили от строений и продавали на свободном рынке. Годовая стоимость строительного участка — употребляя удобное, хотя и не совсем точное выражение,— это доход, который обеспечит его рыночная цена по текущей процентной ставке» . Далее в той же главе он определяет капитализированную стоимость участка земли как вероятную «дисконтированную» стоимость всех чистых доходов, которые он может принести. При этом А. Маршалл, сравнивая различные варианты использования земли с разными вероятными доходами, описывает процесс, через который определяется наиболее эффективное использование участков. В «Принципах…» он обрисовал в общих чертах подход «суммирования» к оценке стоимости участков, усовершенствованной новыми постройками. Эта стоимость равна приведенной стоимости предполагаемых чистых доходов «стоимости участка», поскольку он будет продан на свободном рынке, плюс затраты на усовершенствование, которые могут быть равными и рыночной цене, и дисконтированным будущим поступлениям от усовершенствований. Согласно А. Маршаллу, если машина (или дом) старая, эти отношения между стоимостью, рыночной ценой и затратами на производство не существуют. Стоимость тогда является приведенной стоимостью будущих поступлений, которые она, как ожидают, заработает. Хотя Маршалл не использовал современную терминологию, он различал сверхусовершенствование и недоусовершенствование земли, а также учитывал трудность разделения совместных поступлений от земли и зданий с помощью остаточного метода .

      Современник А. Маршалла экономист И. Фишер, анализируя эти положения, пришел к выводу, что стоимость объектов длительного пользования должна определяться приведенной стоимостью будущих поступлений . В своих работах о риске, норме капитализации и процессе дисконтирования И. Фишер, рассматривая различия между затратами и стоимостью, по сути, представил полностью разработанную доходную теорию стоимости, которая стала основой для работы Ф. Бабкока и большей части современной оценочной литературы.

      Шведский экономист Густав Кассель незадолго до Первой мировой войны развил далее принцип Маршалла о стремлении к равенству долгосрочных издержек, рыночной цены и капитализируемого дохода в условиях равновесия. Г. Кассель пришел к выводу, что специальная теория стоимости не нужна в экономической науке и должна быть заменена теорией цен. Он сформулировал принцип затрат как «нормальное условие, при котором колеблется фактическое ценообразование. Любое существенное отклонение от принципа затрат вызывает, как правило, противодействующие силы.» . Г. Кассель дополняя положение, сформулированное А. Маршаллом и И. Фишером, что стоимость объектов длительного пользования равняется приведенной стоимости будущих поступлений, учитывает амортизацию, включая ее в капитализируемый доход. Игнорирование ее он считает фундаментальной ошибкой.

      Определенный интерес представляет имеющая сугубо практическую направленность работа Г. Дорау и А. Хинман «Экономика городской земли» . В ней содержится общее описание двух подходов к оценке собственности: анализа доходов и сравнения. При этом доходный подход сводится к остаточному методу. В описании метода определения чистого дохода для капитализации авторы настаивают на том, что ежегодные удержания должны быть сделаны в силу обесценивания и устаревания. Интересно, что понятие затрат не упомянуто в связи с определением стоимости при оценке. Это, вероятно, отражает значительное влияние работ И. Фишера, определяющих доход как основу для определения стоимости, и свидетельствует об отходе от позиций А. Маршалла и Г. Касселя в отношении долгосрочных затрат. Несмотря на некоторую упрощенность теоретических оснований методов оценки, авторы сумели обеспечить четкое описание сравнения вариантов использования земли и принципа «наиболее эффективного использования».

      Рассматривая историю становления теории оценки в первой трети ХХ века, нельзя обойти вниманием полемику вокруг положений книги Генри Джорджа «Прогресс и бедность» (1880) . Дискуссия была посвящена вопросу, обсуждаемому со времен Д. Рикардо, является ли доход от земли «заработанным» или «незаработанным». В представлении Г. Джорджа и его последователей земля невоспроизводима и не имеет никаких затрат на производство. Поступления от земли являются, по их мнению, монопольными и связаны с ростом населения и другими социальными и политическими факторами. В связи с этим существующая теория оценки не применима к земле как объекту оценки.

      Утверждение Г. Джорджа, что стоимость земли необходимо определять на основании особой теории, было подвергнуто критике многими экономистами, включая Дж. Б. Кларка, Р.Т. Эли, Ф. Феттера, Э. Селигмена . Хотя эта полемика не принесла ничего нового в теорию оценки, она привлекла внимание к проблеме разделения поступлений от земли и зданий, а также привела экономистов к идее отказаться от стоимости возмещения как меры стоимости.

      Итогом неоклассического этапа развития теории оценки может считаться работа Р. Бая «Принципы экономики», в которой он так сформулировал отношения между затратами на производство, нормальной стоимостью и рыночной стоимостью: «Теория стоимости показывает, какое равновесие спроса и предложения будет при идеальных условиях. Она показывает, что можно назвать нормальной стоимостью, которая может быть определена как стоимость, к которой приведут совершенно конкурентные силы, без ограничений. Цена, которая преобладает в данное время, может быть названа рыночной стоимостью. Она будет немного отклоняться от нормальной стоимости, колеблясь выше нее или ниже, в зависимости от условий. Нормальной стоимости соответствует нормальная цена и рыночной стоимости — рыночная цена. Рыночная стоимость в общем определяется равновесием между ценой предельного спроса и издержками производства и всегда стремится достичь нормальную стоимость. совершенно равновесная стоимость, или нормальная цена, не существует в экономическом мире.» .

      В 30-х гг. ХХ в. развивается модернистское направление в экономической теории. Экономисты стали выделять рыночную цену как единственную меру стоимости. Начиная с работ Э. Чемберлин и Дж. Робинсон , опубликованных в 1933 г., теория стоимости в экономической науке постепенно превратилась в исследование движения цен и ценовой политики при различных условиях, влияющих на спрос и предложение. Такое развитие сместило акценты с обсуждения баз стоимости и нормальной стоимости в равновесии к эмпирическому исследованию динамики затрат и цен различных категорий товара при меняющихся условиях конкуренции. Общепринятой стала гипотеза, по которой определение стоимости является ценообразованием, причем в основном новой продукции с однотипными частями. Такой анализ сложно применить к единичному, неоднородному, бывшему в употреблении активу длительного пользования. Таким образом, применение модернистской теории цен к оценке имущества фактически ограничивается ценообразованием вновь созданного имущества.

      Можно отметить, что большинство заметных достижений в теоретической экономике в последние полвека связаны с современной теорией финансов, ведущей свое начало от работ математика Л. Башелье . Это объясняется действием двух тенденций: во-первых, математизацией экономики и, как следствие, представлением ее в виде моделей со стоимостной денежной формой параметров; во-вторых, применением результатов теоретической экономики в экономической политике и управлении экономическими процессами, что, в свою очередь, требует модельного описания денежных потоков, а также рисков применения моделей. Положения важнейшего раздела современной теории финансов, теории инвестиций, были заимствованы теорией оценки, и с 70-х гг. теория дисконтированных денежных потоков, теория ценообразования опционов, теория Модильяни — Миллера стали практически обязательными при обсуждении доходного подхода .

      Состояние современной экономической науки все чаще определяют как постмодернизм, которому присуща критичность в отношении устоявшихся постулатов экономической теории . И хотя далеко не все работы в области оценки являются последовательно постмодернитскими, характер их позволяет определить современный этап как критический, переломный в осмыслении и развитии теории оценки.

      Начиная с 1956 г., стало появляться все больше работ, подвергающих критике традиционную теорию оценки, в силу неизменности ее неоклассических основ. Новая школа в теории оценки зародилась в работах П. Вендта , Р. Ратклиффа и У. Киннарда мл. . Основными объектами критики являются: долгосрочный горизонт оценки, использование трех подходов, этический контекст стоимости, концепция наиболее эффективного использования, затратный подход и остаточный метод. Предполагается, что рыночная цена как объективный, наблюдаемый краткосрочный феномен может отклоняться от нормальной цены, которая имеет истоком средневековую концепцию справедливой цены.

      Экономическая теория, сосредоточив внимание на объективных краткосрочных рыночных ценах, исключает этические суждения . Рыночная цена признается как объективное представление стоимости объекта. И если в долгосрочном горизонте рыночная цена и затраты могут приближаться друг к другу, то нет причины полагать, что долгосрочное равновесие будет когда-либо достигнуто. Динамические силы предложения и спроса не проявляют себя в такой форме.

      Как указывал Р. Ратклифф, заказчик оценки в большинстве случаев заинтересован в цене продажи на краткосрочном горизонте, в то время как традиционная школа оценки подразумевает стоимость на долгосрочном горизонте , в связи с чем снова встает вопрос о необходимости осмысления теорией оценки рыночных сил.

      В центре методологии экономической науки по-прежнему находится неоклассический «мейнстрим» с его формальной аналитической строгостью предпосылок, зачастую отличающихся от фактов действительности . В то же время появились работы, опровергающие основные его гипотезы рациональности, равновесия, полноты информации и поднимающие снова вопрос стоимости, в частности с позиций институционализма .

      Дж. Стиглиц и Дж. Акерлоф показали, что экономическая информация эндогенна, т. е. формируется в процессе общения субъектов и зависит от их сознательных действий, интересов и когнитивных качеств. Следовательно, она в принципе не может быть совершенной . Исследования поведения экономических субъектов Д. Канемана, А. Тверски, В. Смита и др. дополнили этот вывод положением о том, что человеческий выбор нельзя считать рациональным, как это принимается в традиционных равновесных теоретических моделях . Существуют случаи, когда он отклоняется от варианта максимальной полезности, являясь «ква- зирациональным», причем эти отклонения можно предсказать.

      Частный характер этого экономического знания как будто исключает возможность стать господствующей мыслью в науке, но Дж. Ходжсон , К. Парра , К. Допфер утверждают, что с конца 1980-х гг. началась модификация самого «мейнстрима», связанная с признанием того факта, что привычки, правила и социальные нормы играют важнейшую роль как в поведении отдельных хозяйствующих субъектов, так и в функционировании экономики в целом. От себя добавим, следовательно, могут и должны быть учтены при оценке.

      Подводя итог, можно констатировать следующее. Теория стоимости, являясь центральной проблемой в работах экономистов вплоть до первой трети ХХ в., сформировала понятие «стоимость», «затраты», «цена», «рынок», описала процесс образования стоимости и ее источники. Классическое объективное содержание категории «стоимости» в XIX в. сменилось субъективистской трактовкой стоимости. Субъективистская характеристика, определяя ценность для потребителя, не имела какой- либо связи с объективными характеристиками хозяйственного процесса. Поэтому в последующий период в теории стоимости все больше внимания уделялось анализу рыночных цен, более или менее жестко связанных с полезностью и редкостью данного блага. Уже А. Маршалл употребляет «стоимость» как синоним цены, а «нормальная стоимость» — как обозначение равновесной цены. В последующих работах экономистов термин «стоимость» все тесней срастается с понятием равновесной цены и теория стоимости заменяется теорией цены.

      К 1910 г. в работах неоклассических экономистов были оформлены три подхода, ставших традиционными в оценке. Чуть ранее, в 1906 г., И. Фишер разработал полную теоретическую базу метода капитализации дохода. И хотя теоретическая обоснованность метода капитализации дохода получила признание, экономисты все еще указывают на сложность определения стоимости этим методом, в результате чего обращаются к затратам или рынку как главным источникам информации. В то же время нет полной удовлетворенности и в применении затратного подхода в силу его ретроспективности и сравнительного подхода из-за информационной ограниченности.

      В целом можно отметить, что на основе критического отношения к достижениям экономической науки вновь поднимаются вопросы уточнения понятий «стоимость», «цена», «рыночный механизм» и др., создающие возможности более основательного теоретического обоснования оценки и большей реалистичности ее заключений.

      Поскольку теория оценки исторически является довольно консервативной и предельно связанной с практикой ее применения и установленными стандартами оценки, заимствование и использование новых идей сильно затруднено. Но все же под влиянием последних достижений экономической науки в современной практике оценки наметилось два относительно новых направления: технико-механическое и поведенческое. Первое направление включает всех, кто принимает техники дисконтирования денежных потоков и компьютерно-статистический анализ как наиболее целесообразный подход к проведению оценки. Оценщики, относящиеся ко второму направлению, делают основной упор на понимании человеческого поведения на рынке имущества. Можно отметить, что уже сейчас возникает, а позднее обещает стать еще более насущной, потребность в интеграции информации, получаемой в рамках обоих подходов. В будущем, видимо, получат развитие исследования в рамках намечающегося в настоящее время сближения различных школ и направлений экономики.

      Список литературы

      1. Салинз, М. Экономика каменного века: пер. с англ. / М. Салинз. М. : ОГИ, 2000. 296 с.

      2. Weimer, A. M. History of Value Theory for the Appraiser / A. M. Weimer // The Appraisal Journal. 1960. October. P. 469-483.

      4. Vaggi, G. The physiocratic theory of prices / G. Vaggi // Contributions to Political Economy, 1983. Vol. 2. P. 1-22.

      5. Никитин, С.М. Эволюция западных теорий стоимости и цены / С.М. Никитин // Деньги и кредит. 1992. № 5. С. 19-29.

      6. Hunt, E. K. History of Economic Thought: A Critical Perspective. 2 updated ed. / E. K. Hunt. N. Y. : M. E. Sharpe, Inc. 2002. 543 p.

      7. Marshall, A. The Principles of Economics / A. Marshall. L. : MacMillan, 1925. 865 p.

      8. Fisher, I. The theory of interest / I. Fisher. N. Y : MacMillan, 1930. 382 p.

      9. Babcock, F. M. The Valuation of Real Estate / F. M. Babcock. N. Y. : MacGraw-Hill, 1932. 593 p.

      10. Blaug, M. Economic theory in retrospect / M. Blaug. 5 ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. 715 p.

      11. Dorau, H. Urban land Economics / H. Dorau, A. Hinman. N. Y. : Macmillan, 1928. 570 p.

      12. Chapter 10 Henry George Re-Visited // American Journal of Economics and Sociology. 2005. Vol. 64. P. 73-84.

      13. Bye, R. T. Principles of economics / R.T. Bye. 3ed. N. Y. : Crofts, 1934. 508 p.

      15. Robinson, J. The Economics of Imperfect Competition / J. Robinson. Palgrave Macmillan, 1933. 352 p.

      18. Болдырев, И.А. Экономическая методология и постмодернизм / И.А. Болдырев // Вопр. экономики. 2006. № 11. C. 59-78.

      20. Ratcliff, R. U. A restatement of Appraisal Theory / R. U. Ratcliff // The Appraisal Journal. 1964. Jan & April. P. 50-67; 258-291.

      23. Сапир, Ж. Экономика информации: новая парадигма и ее границы / Ж. Сапир // Вопр. экономики. 2005. № 10. С. 4-24.

      24. Белянин, А. Дэниел Канеман и Вернон Смит: экономический анализ человеческого поведения /

      А. Белянин // Вопр. экономики. 2003. № 1. С. 4-23.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *