Открытый урок

Содержание

Как провести интересный урок?

Анатоль Франс очень точно подметил важность необычной подачи учебного материала, сказав: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». Многие опытные и начинающие педагоги задаются вопросом, как провести интересный урок? Такой, чтобы ребята боялись на него опоздать, а после звонка не спешили покидать класс.

Как разбудить «аппетит» учеников к новым познаниям? Как сделать каждый урок интересным и необычным? Как грамотно использовать хорошо знакомые педагогические приемы и методики, чтобы проводить запоминающиеся уроки? Этой теме посвящен наш материал.

Секреты подготовки и проведения интересного урока

Итак, каждый урок должен вызывать у ребенка заинтересованность. Да-да, именно каждый. Интересным должен быть урок истории и английского языка, открытое занятие и традиционное. В этом случае эффективность школьного преподавания заметно повышается, а новый материал усваивается легко. Мы расскажем, как готовить и проводить продуктивные и нескучные уроки.

  • Планируйте урок с учетом возрастных особенностей учащихся, их эмоционального настроя, склонности к индивидуальной работе или занятиям в группе. Концепция каждого интересного занятия должна иметь творческое начало.
  • Поставьте себя на место ребенка, не ограничивайте полет фантазии – и нестандартные решения обязательно найдутся. А безупречное владение материалом и педагогическая импровизация позволят провести подготовленный урок интересно.
  • Всегда помните, что отличное начало урока – залог успеха! Начните занятие активно (можно — с небольшого сюрприза!), четко сформулируйте его задачи, проверьте домашнее задание, используя нестандартные формы работы.
  • Интересный урок всегда разбит на четкие фрагменты с логическими мостами между ними. К примеру, не обрушивайте порцию новых знаний на учащихся, а плавно и логически переходите от одного этапа урока к другому. Каждая отдельная часть занятия не должна быть затянута (в среднем — до 12 минут, за исключением объяснения нового материала).
  • Для проведения увлекательного урока используйте различную технику. С помощью компьютера или электронного проектора можно просто и легко сделать интересным как открытый, так и традиционный урок по любой дисциплине. Так, презентация на большом экране значимого события или просмотр военной кинохроники помогут учителю провести интересный урок истории.
  • Проявляйте гибкость! Поломка оборудования, усталость учеников или неожиданные вопросы — это ситуации, из которых учитель должен уметь быстро и грамотно находить выход. К примеру, чтобы снять возникшее напряжение в классе, нужно иметь в запасе простые и забавные задания по теме (лучше — в игровой форме).
  • Как проводить интересные уроки для старшеклассников? Не бойтесь ломать стереотипы! Не бойтесь экспериментов и импровизаций! Избегайте шаблонов! Ведь отсутствие интереса к уроку чаще всего связано с тем, что ученики наперед знают все его этапы. Эту изрядно надоевшую ребятам цепочку можно и нужно разорвать.
  • Не выполняйте все работу за учеников, чтобы избежать тишины и помочь им! Стимулируйте постоянную активность учащихся. Давайте детям простые и логичные инструкции к выполнению заданий любой сложности. Извлекайте из каждого задания максимальную пользу.
  • Используйте работу в группах: такие занятия не только интересны, но и учат ребят принимать коллективные решения, развивают чувство партнерства. Эту форму работы нередко используют для проведения интересного открытого урока.
  • Чтобы проводить интересные уроки, постоянно ищите и находите необычные и удивительные факты по каждой теме, которых нет в учебнике. Удивляйте своих учеников и не переставайте удивляться вместе с ними!
  • Создайте и постоянно пополняйте собственную методическую копилку наиболее удачных, интересных и увлекательных заданий и форм работы, используйте занимательный материал на каждом уроке.
  • Тематические игры сделают урок интересным в любом классе. Игра рождает на уроке непринужденную и раскованную атмосферу, в которой хорошо усваиваются новые знания. К примеру, с помощью передачи небольшого мяча по рядам можно устроить активный блиц-опрос. А ролевые игры помогут провести интересный урок английского языка.

В центре внимания – личность учителя

Не секрет, что нередко интерес к предмету формируется у ребят благодаря яркой личности педагога, который его преподает. Что для этого необходимо?

  • Усталость, заботы, неприятности оставьте за порогом школы! Откройтесь для общения с учениками! Дети очень ценят уместный и доступный юмор на уроке, диалог на равных.
  • Ведите себя нестандартно! Выйдите за привычные рамки, ведь личность и поведение учителя на уроке крайне важны. Вы традиционно носите деловой костюм? Наденьте на следующий урок яркий свитер! Энергия всегда бьет ключом? Проведите урок в спокойной манере. Предпочитаете объяснять новый материал, стоя у доски? Попробуйте рассказать новую тему, сидя за столом. Как результат — дети будут с интересом следить за педагогом, подсознательно ожидая от каждого урока чего-то нового и необычного.
  • Приводите больше интересных примеров из личного опыта, ведь педагог, в первую очередь, — это творческий человек и неординарная личность. Яркие жизненные примеры запоминаются намного лучше, чем выдуманные.

Надеемся, что наши рекомендации помогут педагогам в подготовке и проведении новых нескучных уроков. Помните, что стремление к личностному и профессиональному самосовершенствованию — основа успешной и эффективной педагогической деятельности, залог того, что каждый новый урок будет интересным.

Открытый урок: почва для неврозов или блестящий бенефис? Как подготовить открытый урок без лишних волнений

Выбор темы

Этому вопросу следует уделить максимальное внимание. Конечно, опытный учитель может провести урок на любую тему, и он будет интересным и «смотрибельным». Но если есть возможность выбрать, пренебрегать ею неразумно.

Итак, тема. Она в любом случае не должна быть слишком трудной и громоздкой, так что львиную долю времени урока учителю придется объяснять материал и контролировать его понимание. Причем неминуемо возникнет неудобная ситуация: наиболее сообразительные дети уже поняли, до средних начинает доходить, а человека два-три сидят с тоской в бессмысленном взоре. Дать индивидуальные задания чревато: материал объяснен, но не отработан, так что результаты могут и не порадовать. Любой выход из этой ситуации невыгоден для педагога.

Что можно придумать?

  • Взять новую тему, но несложную и увлекательную. Детям будет интересно, глазки загорятся, стеснение от того, что на уроке посторонние, отойдет на второй план — а вам того и нужно!
  • Провести урок закрепления материала. Разумеется, на предыдущих уроках необходимо добиться хорошего понимания материала. Минус тут один: особого оживления от детей ждать не приходится; особенно скучать будут хорошо успевающие, а ведь они должны стать вашей козырной картой!
  • Выбрать урок контроля изученного и нестандартную форму проведения. Все мы знаем несколько превосходных вариантов: урок-конференция, урок-концерт, урок-суд и тому подобное. Можно и что-то новое найти в интернете или подсмотреть у коллег. Но «обкатать» форму следует заранее. Удобно и то, что можно использовать множество разных приемов, индивидуальную работу чередовать с парной и групповой. То есть показать все свое мастерство и многообразие освоенных вами технологий.

Очень хорошо, если вы сумели подгадать к теме, которая вам самому особенно нравится. Тогда глаза загорятся не только у детей, но и к вас, и волноваться вы будете меньше. Но это уж как повезет — иногда учитель не может выбрать даже неделю, на которой он проведет урок, не то что дождаться любимой темы.

Выбор формы

А вот это и в самом деле трудный вопрос. Что предпочесть: провести обычный урок или нестандартный? Весь урок отрабатывать один общий сценарий или сменить несколько приемов и технологий?

Ответ на этот вопрос может дать только сам учитель, опираясь на многие факторы.

Урок-концерт, урок-игра, митинг, дискуссия, телемост, конференция, суд и т.д., безусловно, более зрелищны, нежели обычные уроки. Они вызовут интерес и у школьников, и у гостей. Но прежде чем решиться на проведение такого мероприятия, надо ответить себе на пару вопросов.

  • Кто адресат вашего урока? Одно дело, если вы хотите порадовать интересной разработкой унылых коллег и администрацию. Другое — если вы даете урок в рамках аттестации. Подготовить и провести нестандартный урок намного сложнее, а у проверяющих останутся сомнения в том, владеете ли вы самыми обычными и необходимыми для педагога технологиями.
  • А готовы ли вы сами проводить такой урок на публику? Не растеряетесь ли, если увидите неприятие и осуждение на лицах гостей? Не напугаются ли дети? Ведь такой урок — творческий акт и для учителя, и для ученика. Не всем комфортно творить на глазах у зрителей.

Если ответы на эти вопросы вас удовлетворили, смело берите нестандартную форму. Если нет, предпочтите комбинированный урок. На нем вы сможете продемонстрировать с десяток интересных приемов и миниатюрных игр, так что ни у кого не возникнет сомнений в вашей педагогической эрудиции и творческом настрое.

Например, в ходе проверки домашнего задания можно провести игру «Письмо в бутылке» или использовать приемы «Концептуальная таблица», «Общее — уникальное», «Шесть шляп» и т.п. Затем перейти к новой теме, используя прием «Удивляй!» или другую методику проблемного обучения.

Для закрепления материала использовать составление алгоритма, «Интеллектуальный ринг», «Денотатный граф», «Синквейн» и тому подобное.

Неплохо еще и домашнее задание дать нестандартное, а творческое и, если возможно, предполагающее вариативность.

Можно ограничиться одной-двумя необычными технологиями, остальное провести в традиционной манере.

А если вы проводите урок-обобщение изученного или даже зачетный по теме, то можно использовать не только элементы множества технологий, а еще различные игры: фонетические и морфемные шарады, «третий лишний», различные эстафеты, ассоциативные загадки и прочее.

Главное правило здесь одно: какой бы прием вы ни выбрали, он должен быть отработан хотя бы в какой-то степени на предыдущих уроках. Не стоит надеяться, что дети легко и без проблем включатся в незнакомую игру на глазах у изумленной публики. Они и так растеряны, а тут еще непонятное новое задание: «Кошмар! Не справлюсь! Осрамлюсь перед всеми!». И вот учитель с энтузиазмом играет, а «народ безмолвствует» более или менее испуганно.

Партнеры

Ваши партнеры — это ученики. Они призваны вам подыграть и помочь вам показать, на что вы (и они, конечно) способны. Но они очень волнуются и, может быть, даже боятся директора или чужих людей на уроке. А на вас ложится груз сделать так, чтобы ребята перестали нервничать и стесняться и начали продуктивно работать.

Главное правило: не репетируйте с классом! Постановочный урок всегда узнается, дети сонно бубнят, а не радостно открывают для себя новое, да вы и сами уже «перегорели». Это не касаясь нравственного вопроса о том, как вы объясните необходимость репетиций ребятам.

Вы же знаете класс! Вы выбрали его, наверное, а если и нет (например, администрация посещает пятые классы или выпускные), то учеников себе в помощь вы выбрать можете и должны.

Прикиньте, кто не побоится ответить при всех у доски, кого надо спросить с места, а кого лучше вообще не трогать, не то он с перепугу такого нагородит!

Обдумайте, какие технологии будут выигрышно смотреться именно в этом классе, опробуйте несколько и выберите лучшие. Не рассчитывайте на одного какого-нибудь ученика. Вдруг он заболеет? У вас должно быть готово что-то на замену.

Лучше руководить хором, а не группой солистов. Любой ребенок может оказаться не в духе, но вы об этом можете и не догадываться, пока он не начнет отвечать невпопад или вообще замкнется. Но из общей массы кто-нибудь да спасет положение.

Общие советы

  • Кроме подробного конспекта, который вы, конечно, при подготовке запомните почти наизусть, стоит составить план и держать его перед собой рядом с часами. Если вы видите, что вышли за рамки регламента, лучше пожертвовать даже очень выигрышным приемом или игрой. Но ни в коем случае нельзя задерживать детей после звонка или отпускать, не задав домашнее задание, не сообщив оценки, не подведя итоги. Это грубые нарушения, которые вызовут порицание со стороны проверяющих.
  • Заранее подготовьте самоанализ урока и сами признайте, что кое-что не получилось. Не спорьте с методистом или завучем, а постарайтесь запомнить и учесть их замечания на будущее. Открытый урок — это особая форма, проверяющие видели их десятки и сотни, так что их замечания могут быть для вас очень полезны.
  • Будьте готовы переиграть ход урока, если он вдруг пошел не так, как вы рассчитывали. Заготовьте на этот случай карточки, игру, викторину, творческую работу. Все может случиться. Лучше урок будет не таким ярким, как вы рассчитывали, чем он вообще провалится.
  • Если вы используете компьютерную презентацию, музыкальное сопровождение, видеофрагмент, убедитесь, что все работает, интернет не собирается пропасть (лучше, если все материалы будут у вас на компьютере и, для страховки, на флешке), колонки исправны, телевизор или медиапроектор включается, экран доступен.
  • Заготовьте необходимое количество тетрадей, ручек, карандашей и т.п. Кто-нибудь непременно забудет, а открытый урок — не самое подходящее время распекать растяпу. Лучше быстро и сравнительно незаметно дать ребенку необходимое.
  • Начните урок с фраз и заданий, к которым дети привыкли. Это поможет им успокоиться.
  • Не забудьте про физминутку!
  • Оденьтесь нарядно, но комфортно.

И самое главное — не волнуйтесь. Вы прекрасный педагог, а ваши ученики — лучшие в мире. Настраивайтесь на успех, и все пройдет отлично!

Как дать открытый урок статья на тему

Как дать открытый урок?

  1. Оно Вам надо?

Много лет работаю в школе, но не встречала ни одного учителя в здравом уме, который взялся бы с удовольствием подготовить открытый урок. Только суровая необходимость заставляет нас взбираться на эшафот, простите, на кафедру класса и демонстрировать свои педагогические достижения перед искушенной публикой. Бессонные ночи, валерьянка, дрожащие колени и охрипший голос – вот они, прелести открытого урока. Стоит ли так жертвовать собой? Я думаю – стоит. Настоящий открытый урок требует большой подготовки. Когда ещё какое чувство долга и угрызение совести заставит Вас перечитать гору литературы, проторчать ни одну ночь в Интернете, заново пересмотреть свою методику преподавания, ознакомиться с новейшими технологиями? В конце концов, надо же как-то скрасить суровые педагогические будни: себя показать, на других посмотреть. Купить себе новое платье и туфли. И потом, когда урок закончится, как роды, чувство самоудовлетворения, комплименты от коллег, благосклонная оценка строгих проверяющих поднимет Вас вверх на ещё одну ступеньку самоутверждения и самосовершенствования. Это прекрасно. Для этого стоит жить. Значит, дерзнём? Но для этого надо дать действительно хороший открытый урок.

  1. Начинаем не спеша.

Если открытый урок намечен у Вас на завтра-послезавтра, отложите мою статью на более поздний срок и выкручивайтесь сами. Для тех, у кого есть ещё время, начинаем неспешное восхождение на вершину урока по всем правилам альпинизма. Начинаем с психологического опыта. Прежде всего, представьте себя на месте того, кто пришёл к Вам на урок. Бывали, знаем. Нас оторвали от размеренного учебного процесса, сняли важные любимые уроки, заставили встать раньше обычного, куда-то долго везли, выгрузили в незнакомой школе, забыли показать, где туалет и втиснули за парту первоклассника. И что я хочу за все мои муки? Обычный рядовой урок? Извините. Обычно я ем у себя на кухне жареную картошку со сковородки. Оно и быстрее и, как мне кажется, вкуснее. Но когда я приглашаю гостей и накрываю в зале праздничную скатерть, моя сковородка вряд ли будет уместна среди хрусталя и серебряных приборов. Гости приходят ахнуть. Предоставьте им эту возможность. Если к концу урока у них зреет мысль «Такой-то урок и я дам без труда», это Ваш провал.

Начинаем подбирать класс, с которым Вам будет комфортно работать, где есть инициативные дети, где уже отработана Ваша любимая технология, где нет риска, что дети от волнения впадут в ступор. Это очень важно. Далее начинаем выбирать тему урока. Понимаю, что опытный методист из «Строения амёбы» или «Гайки в разрезе» способен сделать конфетку, но зачем рисковать? Если урока через два-три выше или ниже есть выигрышная яркая тема, не лучше ли отступить от календарного планирования? Прикиньте, какой материал у Вас уже есть по этой теме, кого из предметников можно привлечь для консультации по межпредметным связям, составьте список литературы по этой теме. Углубитесь в суть темы. Даже если Вы даёте этот урок сто двадцать пятый раз в своей жизни, ещё раз прочтите институтский конспект, проверьте, как далеко ушла наука в этом вопросе со времён Вашей бесшабашной юности. Если Вы собираетесь излагать перед учениками тему тридцать минут, значит, в Вашей голове должно быть знаний по этому вопросу минимум на три часа непрерывной интеллектуальной беседы. Для детей Вы эксперт, Вы знаток, Вы собаку съели по этому вопросу, а если нет, то рано или поздно они Вас раскусят. Как некстати, если это произойдет на открытом уроке.

  1. Главный вопрос урока.

Если кто-то там вышел из гоголевской шинели, то все учителя ведут свой род от Плюшкина. По каждой теме курса у нас накоплено столько знаний, без которого дальнейшая жизнь ученика просто невозможна, что главной проблемой становится невозможность растянуть 45 минут урока часиков эдак до двух-трёх. Не будем наивными. Через час от нашего водопада скороговоркой плотненько изложенного материала в голове у несчастного школьника не останется ничего. Давайте твёрдой рукой скульптора отсечём от глыбы всё лишнее. Выделим главное, чему должен наш ученик научиться к концу Вашего урока. Вовсе не обязательно за один академический час дойти до всех тонкостей изучаемого предмета, пусть это будет маленький фрагмент знаний, но усвоенный твердо и надолго. Если к концу урока все дети смогли отличить подлежащее от сказуемого, барщину от оброка или тангенс от котангенса, урок удался. Таким образом, мы плавно подошли к цели урока. Она должна быть на урок одна. Прежде чем выстраивать урок, необходимо эту цель определить – просто, ясно и коротко объяснить себе, что должны знать или уметь дети через час общения с Вами. И не надо впихивать в эту цель пространные фразы типа «дать понятие о….», «сопоставить с уже имеющимися знаниями…», «на примерах из учебника установить…» Это всё инструментарий достижения одной ясной, конкретной, зримой цели. Например, научиться делить числа с остатком, узнать, какие бывают морские течения, отличать млекопитающих от земноводных.

Теперь задачи – как пути достижения этой цели. Об их триединстве вы знаете наверняка. Это обучающая, развивающая и воспитательная. Их мы тоже определим, но позднее, когда выстроим шаг за шагом наш путь к достижению цели. Тут уж полный простор для Вашей фантазии. Не мне учить Вас как учить детей. На младших классах хорошо идет схема: делаю сама, ученики делают со мной вместе, ученики делают самостоятельно, комментарии того, как сделали, закрепление. Для среднего звена допустим поиск решения, рассмотрение нескольких альтернатив, выбор нескольких предложенных вариантов. Высшем пилотажем считается, когда дети сами предлагают цель урока и даже дают алгоритм достижения этой цели, но это доступно только умненьким и старшеньким.

Об объявлении цели урока детям надо позаботиться заранее. В своём конспекте Вы можете записать её как угодно научно и заумно. Но если в начале урока весело и с энтузиазмом объявите детям, что целью нашего урока станет «Пути закабаления свободных крестьян и превращения их в поземельно и лично зависимых», блеска в глазах аудитории я Вам гарантировать не смогу. Озадачивать же проверяющую комиссию, состоящую из милых дам несколько иной специальности, такой темой урока, вообще сущее изуверство. Цель урока должна быть не только ясна и понятна для школьника, но и привлекательна, она должна манить и интриговать как неясный свет далёкой звезды. Научно это называется мотивация. Без этой мотивации нам обойтись практически невозможно. Сказать «Дети, вы должны выучить сегодня таблицу умножения на семь» нынче считается грубейшей методической ошибкой. Они теперь ничего не должны, поэтому Вы должны заманить их привлекательностью поставленной задачи, короче, мотивировать. Беспроигрышным вариантом и экономией времени станет вариант, когда из проблемной ситуации вытекает желание изучить тему как путь решения этой проблемы. Постановка проблемы – второй важный этап после определения цели урока. Ведь внутренняя механика процесса учения такова: 1) не умею – 2) не умею, но хочу научиться – 3) учусь, понимаю- 4) научился, понял, умею. Процесс познания идет от сопротивления к желанию познать, от желания к достижению цели. Причём надо помнить, что насилие вызывает отторжение. Можно сколько угодно кричать на учеников и топать ногами, но только проблема, каверзный вопрос, неожиданная грань обыденного явления заставит наших школьников оторваться от асек и спрятать плеер в карман. А ведь действительно, почему «серебряный» пишется с одной «н», а «оловянный» с двумя? Неужели к концу урока я это буду знать?

Таким образом, до того, как Вы начнёте выстраивать урок и писать конспект у Вас должен быть более или менее ясно оформиться в голове главный вопрос урока. И потом что хотите делайте, но к концу урока каждый ребенок должен будет ответить на этот вопрос. Это программа-минимум урока. Если это произойдёт, при любом раскладе урок будет признан удавшимся.

  1. Гармония и прелесть простоты

Роль учителя в современном уроке – организатор процесса добычи информации (знаний) самими детьми. Приступаем к строительству многоэтажного прекрасного здания урока. Фундамент нашего здания – это ранее полученные нашими учениками знания. Неважно, даём мы новую тему или предпринимаем сто тридцать пятую попытку деления десятичных дробей, для начала восстановим в памяти детей те знания, которые пригодятся нам на уроке для достижения поставленной цели. Актуализация ранее полученных знаний – это первая часть нашего урока. Решайте сами, как это произойдёт, будет ли это фронтальный опрос, карточки, работа у доски, но провести этот этап необходимо. Внесите нотку оптимизма в головы озадаченных проблемой детей, напомните им, что что-то они всё-таки знают.

Вторая часть урока – непосредственное решение проблемы, поиск ответа на главный вопрос урока. В это время произойдет работа с информацией, поиск рациональных решений, дискуссия, сравнение, анализ полученных результатов, попытка систематизации, отработка алгоритма решения. Эту часть можно разделить на несколько этапов, несколько раз поменять виды работы, поработать в парах и группах, провести релаксирующую паузу или физкультминутку, но при этом не забудьте постоянно напоминать детям главный вопрос урока. Каждый этап должен приближать ученика к заветной цели урока.

Когда решение проблемы подошло к концу и дети, наконец, поняли, что Вы хотели от них добиться, пора делать вывод. Эффектно будет, если вывод совпадёт с ответом на главный вопрос урока. Замечательно, если вывод сделают дети. Во всяком случае, подтолкните их к такому творчеству. Не беда, если придется перебрать пару-тройку вариантов. Работа над формулировкой вывода дорогого стоит. Затем идёт закрепление полученных знаний, или, если мы уже начали говорить научно – рефлексия. Чаще всего на этом этапе учитель организует самостоятельную работу, взаимопроверку, тестирование. Впрочем, как Вам будет угодно.

Идеально будет, если после рефлексии Вы ещё раз завернёте главный вопрос урока и получите несколько чётких внятных ответов. После этого можно будет устроить салют, фейерверк, гимн или туш. Урок удался! Почему бы это не отметить?

  1. Обойдёмся без сюрпризов

Настало время подумать от тех приёмах, методах и технологиях, с помощью которых мы превратим невероятное для наших детишек в очевидное. Если Вы лет пять уже как плотненько работаете над какой-либо технологией, и она действует, у меня вопросов нет. Снимаю перед Вами шляпу, маэстро. Остальным посоветую поосторожнее оперировать этим коварным словом – «технология». Если Вы для разрядки напряженности минутку на уроке сыграли в угадайку или потопали-похлопали, не спешите сообщить проверяющим, что применили технологию использования в обучении игровых методов. Для предъявления технологии публике Вам придется пройти все круги ада: проштудировать первоисточники, ознакомиться с результатами работы пилотных площадок, отработать элементы технологии. И если уж затевается на уроке игра по всем правилам технологии, то делите класс на команды, затем название, эмблема, девиз, капитан, жюри, правила игры, регламент выставления оценок и прочее, прочее, прочее. К слову сказать, не самый выигрышный урок, если только не стоит цель ознакомиться с этой технологией. Дети играют, им весело, а приглашенные в игру не включены и с середины урока уже начинают откровенно скучать. А про ваше топали-хлопали скажем так: «применили элементы технологии». Но мы о методике. Их множество. Вот самые «ходовые» — развивающее обучение, проблемное обучение, разноуровневое обучение, коллективные способы обучения КСО, проблемно-диалогическая технология, исследовательские методы обучения, проектные методы обучения, технология «дебаты», технология модульного и блочно- модульного обучения, лекционно – семинарско — зачетная система обучения, интерактивная лекция с применением мультимедиа-технологии, основы программированного обучения (по В.П.Беспалько) , технология использования в обучении игровых методов, обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), Информационно- коммуникационные технологии, Здоровьесберегающие технологии, Система инновационной оценки «Портфолио», Мозговой штурм, Технология дистанционного обучения («АВУС-ОДО»), личностно-ориетированное образование а) технология поддержки ребенка Е.В. Бондаревской, б) педагогика сотрудничества, технология интегрированного обучения В.Т.Фоменко, дальтон- технология. Прочтите ещё раз внимательно этот длинный список. Уверена: какой-то из этих технологий Вы уже пользовались. Вот и славненько, возьмём то, что получается лучше всего. Можно вообще поискать в уже готовой заготовке урока перечисленные технологии. Порассуждали над проблемой – вот и элемент проблемного обучения, провели физкультминутку – вот вам использование элементов здоровьесберегающей технологии. В крайнем случае, всегда можно сослаться на технологию развивающего обучения. Дети что-то видели, слышали, сравнили, выделили главное, сделали вывод. Это уже развитие. Уже элемент технологии. Спору нет, заманчиво выкинуть что-нибудь эдакое. Но открытый урок – не полигон для экспериментов. Если дети никогда не работали на раздаточных листках, не имеют навыка коллективной работы, первый раз видят распечатанный Вами вчера новый вид раздаточного материала, возможны различные неожиданности и сюрпризы. Не будем рисковать, зачем нам сюрпризы?

  1. Ружье должно выстрелить.

Теперь мне уже не смешно, а по началу забавляло. Каждый учитель почему-то вместе с первым вариантом своего открытого урока приносил мне стихи, песенки и забавные сценки, которые непременно должны быть озвучены на уроке. Причём предмет значения не имел. Поэзией «грешили» все – от физиков до лириков. Каждый второй рвался сам прочесть сей опус сомнительного качества. Но не мог ответить на вопрос – зачем? Каким боком Ваше произведение поможет ответить на главный вопрос урока? Всё, что будет использоваться на уроке, должно работать на его цель. Не стремитесь развесить как можно больше картинок, урок должен быть красив логикой построения, взаимосвязью частей, красивым решением проблемы, четкостью вопросов, аргументированностью ответов, уместностью выполнения того или иного задания. Уж если Вы повесили картинку, она должна отработать на все сто. Разберите её, подберите название, составьте рассказ, ответьте на вопросы по картинке, используйте её для формулировки вывода. Есть варианты. Но! Если на сцене висит ружье, оно должно выстрелить, как учил нас великий Станиславский. Продумайте смену видов деятельности на каждом этапе Вашего урока. Чем чаще, тем лучше. Пусть поработают с учебником, атласом, рабочей тетрадью. Пусть дописывают недостающие буквы, раскрашивают шарики, проверят друг у друга результаты тестирования, но только не сидят, сложа ручки. Постарайтесь, что бы за урок каждый ученик, хоть слово, но сказал. Не говорите много сами, если это не урок-лекция. Никто из присутствующих не сомневается в том, что Вы можете говорить громко и долго. Идеально было бы появиться в начале урока у доски, обозначить проблему, простоять весь урок у окошка и вырулить за пять секунд до звонка на вывод урока. Может, когда-нибудь мы с Вами дадим и такой урок, а пока сокращаем монологи, убираем лирику и музыку, рюшечки и бантики. Оттачиваем каждый вопрос (каков вопрос, таков ответ). Проверяем каждое задание на целесообразность, вчитываемся в каждое слово: как оно работает на цель урока? Тут уместно вспомнить про три наших задачи. Давайте посмотрим, чем мы будем образовывать, развивать и воспитывать? Какой вид деятельности подходит для самостоятельной работы, какой для закрепления? Где удобнее вставить межпредметные связи? Шлифуйте каждый этап урока как грани драгоценного камня и не жалейте алмазную пыль – это только на пользу.

  1. Мелочей на уроке не бывает.

Была я на уроке, где учитель за сорок минут шесть раз поменял местами карту мира и карту Африки. Присутствовала и на таком, где педагог сначала сама раздала тетради, потом собрала их, а когда до звонка ещё осталось время, снова раздала их детям для дополнительной работы. Вроде бы мелочи, но они так часто съедают драгоценные минутки урока, на котором Вы просто обязаны успеть сделать вывод. И ещё – не знаю почему, но именно эти досадные мелочи запоминаются и отмечаются теми, кто смотрел урок. Поэтому, для того, чтобы всё успеть скрупулезно прохронометрируем все этапы урока. Предусмотрим, что можно будет сократить в конце урока, если основная часть затянулась, что можно предусмотреть как «резерв» на случай стремительного развития событий. Посмотрите, какие элементы «затянут» Ваш урок, который обязан быть динамичным, насыщенным, плотным и пройти в быстром темпе. Если дети медленно пишут, замените работу в тетради на работу в раздаточном листке. Много времени сэкономит применение мультимедийного оборудования. Так, на экране за одну секунду появится условие задачи, несколько вариантов решения, ответы на тест, форма для таблицы, а затем её заполненный вариант. То есть теперь Вам не надо экономить место на школьной доске. У Вас неограниченное количество досок для демонстрации нужного Вам материала. Именно нужного, но поначалу так хочется, что бы всё сверкало, переливалось и прыгало. Уверяю Вас, мы все прошли через это. Но детской болезнью украшательства презентаций желательно бы переболеть до своего первого открытого урока. Теперь несколько слов о почтенной публике. На хорошем уроке даже не специалист поймет к концу уроку всё, что преподал учитель. После отличного урока хочется продолжения, обсуждения и появляется желание творить. Организуйте для Ваших гостей возможность участия в процессе. Раздайте им дидактический материал, предусмотрите опросник, заготовку анализа урока, схему урока. В старших классах возможен вариант включения гостей в дискуссию, участия в членах жюри, в роли арбитра. Редкому человеку доставляет удовольствие тупое созерцание происходящего перед ним процесса. Удовольствие доставляет сопричастность. И ещё один часто задаваемый вопрос: надо ли готовить детей к открытому уроку? Одна учительница как-то призналась мне, что не сказала детям о том, что у них завтра открытый урок. На мой взгляд, это жестоко. Это двойной стресс для ребенка. Он тоже должен подготовиться, что бы не испытать шока. Можно даже вкратце рассказать, что предусмотрено планом урока. Это поможет детям настроиться и успокоиться. Ведь некоторые могут подумать, что от них сейчас потребуют чего-то сверхъестественного и невозможного. Пусть они наденут нарядную одежду. Создайте для них атмосферу праздника и радости познания. Они этого заслужили месяцами серых трудовых будней. Настройте их на успех. Настройтесь сами на успех. Я уверена – у Вас всё получится.

С уважением. Александра Кокотова.

Проведение открытого урока: распространенные ошибки и как их избежать

С открытым уроком периодически приходится сталкиваться всем учителям – исключений не бывает. Присутствовать в качестве гостя на вашем уроке может как директор школы, которого вы хорошо знаете, так и совершенно новый «приглашенный гость». Логически объяснить, почему такие уроки важны, не составит особого труда. Во-первых, это возможность для экспертной комиссии оценить компетентность учителя, которая с каждым годом работы должна неуклонно расти. Во-вторых, для учителя это отличный шанс продемонстрировать свои сильные стороны и получить от других экспертов и профессионалов своего дела адекватную обратную связь, чтобы работать с детьми еще лучше и еще эффективнее.

Но, несмотря на все это, редкий учитель радуется перспективе проводить урок в присутствии другого специалиста. Оценочный формат открытого урока очень часто выбивает учителей из зоны профессионального комфорта, заставляет испытывать волнение и стресс. Это приводит к ряду ошибок, которые допускали и продолжают допускать самые разные поколения учителей.

Распространенные ошибки

Вот три классические ошибки, которые допускают учителя при подготовке и проведении открытого урока:

Первая ошибка: выбрать слишком легкий материал

Желая продемонстрировать, насколько быстро дети схватывают информацию, как хорошо справляются с программой, учителя нередко выбирают в качестве темы для урока повторение уже изученного и хорошо усвоенного детьми материала. Это кажется вполне логичным: ученики будут с энтузиазмом и удовольствием выходить к доске, а, задавая очередной вопрос, учитель, вполне вероятно, на самом деле увидит тот самый пресловутый «лес рук». Подобный сценарий кажется очевидным и оптимальным решением задачки под названием «Как провести открытый урок и не сойти с ума?». И это действительно сработало бы, если бы приглашенным экспертом на вашем уроке был бы совсем молодой и неопытный педагог. Однако те специалисты, которые могут присутствовать на вашем уроке, всегда обладают немалым профессиональным опытом или, образно выражаясь, «сами с усами». Они с большой долей вероятности вычислят, что вы специально решили пойти уже проторенной дорожкой, и тогда к вам возникнет много вопросов.

Вторая ошибка: заранее прорепетировать ход урока вместе с детьми

Пока одни учителя, желая провести внешне идеальный открытый урок, выбирают тему полегче, в течение урока обращаются исключительно к сильным ученикам и тем самым создают иллюзию первоклассной педагогической работы, другие придумывают более хитрые способы пустить пыль в глаза комиссии. К сожалению, очень многие учителя, испытывая волнение, решают заранее прорепетировать урок вместе с детьми. Они предупреждают учеников, что на урок придут серьезные дяди или тети, перед которыми ни в коем случае нельзя ударить лицом в грязь, как умеют это делать дети. Они раздают ученикам шпаргалки с ответами на вопросы, объясняют детям, как именно им надо и как ни в коем случае не надо вести себя в течение этих важнейших сорока минут. В чем здесь преподавательская ошибка? В категорически неправильной расстановке приоритетов. Да, открытый урок важен, но он единичен. А с этими детьми вы работаете ежедневно, пытаясь не только обучать их предмету, но и грамотно строить с ними комфортные отношения, которые являются подспорьем в вашей работе. Один раз проявив попустительство, показав, что вы способны на обман, вы можете навсегда потерять преподавательский авторитет.

Третья ошибка: вести себя во время открытого урока не так, как всегда

Эта преподавательская ошибка очень похожа на предыдущую. Порой учителя, проводя открытый урок, начинают вести себя неестественно. Они могут начать обращаться к детям в какой-то новой манере: более строго или, напротив, более мягко. Могут использовать неожиданные интонации. Могут в целом вести себя по-другому. И пускай такое поведение вполне объяснимо (многие испытывают волнение, выступая на публике, а экспертная комиссия – это та же «публика»), вашим ученикам едва ли это понравится. Они увидят в вас взрослого, которому не всегда стоит верить, а это очень быстро приведет к потере всякого уважения. А все потому, что вы упустили из виду, для кого на самом деле проводится этот урок.

Помните, что открытый урок проводится для детей. Любой урок проводится исключительно для детей. Они на первом месте.

Шаги, которые помогут не ошибиться

Итак, мы определились с главными ошибками и намерены ни в коем случае их не совершать. Что дальше? Вот несколько шагов, которые стоит сделать, чтобы быстро и эффективно подготовиться к открытому уроку.

Шаг первый: выберите тему и форму урока

Определитесь с темой урока, от нее зависит действительно многое. Этот выбор важно сделать, исходя из вашего знания сильных сторон учеников. Пусть тема будет для них интересной и не слишком сложной. Определившись с темой, подумайте о форме урока. Это может быть классическое знакомство с темой или урок нестандартного формата: урок-конференция, урок-игра и т. д. Если вы впервые проводите открытый урок, оптимальнее выбирать хорошо знакомые вам форматы. Если вы решили проводить классический урок, не забывайте о том, что внутри одного урока очень важно сочетать различные мини-формы: презентацию темы, открытые и закрытые вопросы ученикам, практику, работу в парах и пр. Это продемонстрирует ваш преподавательский инструментарий.

Шаг второй: помните про альтернативные ходы

Составляя подробный конспект урока, подумайте, что может пойти не так. Выделите основные моменты, которые могут вызвать сложность у детей или у педагога, и пропишите альтернативные ходы – то, что вы сможете сделать в случае любого форс-мажора: если ученики не сразу поймут новый материал и вам понадобится больше времени на раскрытие темы, или если, скажем, выйдет из строя техника, которую вы хотели использовать. А если вы склонны к приступам сильного волнения, можно прописать сценарий самого провального открытого урока и спокойно поразмышлять над тем, что вы могли бы сделать в какой-то момент, чтобы предотвратить или исправить любую неудачу.

Шаг третий: распишите тайминг

Итак, вы выбрали тему, у вас много грандиозных идей и всего 45 минут. Вам нужен строгий тайминг! Работая над планом-конспектом урока, старайтесь объективно оценивать как общую важность и полезность формы, так и время, за которое дети смогут ее выполнить. Распишите, сколько минут вы планируете потратить на каждое действие, и проводите урок, вооружившись часами. Не забывайте о том, что урок – это очень живой процесс, а поэтому все всегда может пойти не так, как бы вам хотелось. Подумайте, сколько времени можно добавить на выполнение той или иной задачи, если дети не справятся вовремя, а какими формами, практиками и задачами можно пренебречь, если времени будет не хватать.

Шаг четвертый: подготовьте иллюстративный материал

Любая форма визуальной подачи информации сделает ваш урок более ярким и интересным как в глазах учеников, так и в глазах комиссии. Обязательно подготовьте презентацию, таблицы или любой иллюстративный материал, который имеется в наличии.

Шаг пятый: прорепетируйте урок с детьми из другого класса

План урока готов и подробно расписан. Иллюстративный материал готов. Вам кажется, что вы во всеоружии. Но не надо забывать, что план – это всего лишь теория. На практике очень многое может пойти не по сценарию. Поэтому будет полезно заранее провести этот урок, но в другом классе. Так вы сможете увидеть как самые сильные аспекты вашего плана, так и моменты, над которыми стоит еще немного поработать.

Шаг шестой: предупредите детей

И здесь речь уже, конечно же, не о том, чтобы рассказывать детям, что будет на уроке, раздавать им карточки с готовыми ответами, запугивать или слезно просить вести себя в присутствии гостей как можно благоразумнее. Просто предупредите детей, что на уроке будут присутствовать и другие взрослые люди. Честно расскажите им, зачем это нужно. Не акцентируйте на этой теме слишком много внимания. Пусть дети поймут, что открытый урок – это не какой-то особенный урок, не проверка и не испытание. Тогда дети будут вести себя во время урока естественно, и это сделает вашу работу легкой, привычной, комфортной.

Бонус: всегда думайте о комфорте детей

В течение урока хороший учитель станет обращаться не только к самым сильным ученикам, которые всегда готовы блеснуть знаниями и эрудицией, но и ко всем, кому захочется что-то сказать, спросить, уточнить. Однако некоторым ученикам может быть психологически некомфортно отвечать, когда в классе находится совершенно новый, незнакомый взрослый. Если вы знаете, что в вашем классе есть такие дети, не стоит вызывать их к доске или просить ответить на вопрос.

В конце открытого урока будьте готовы к обратной связи. Честно признайте, что получилось, а что нет. С интересом выслушайте мнение коллег и примите его к сведению. Помните, что все это происходит не для того, чтобы повесить на вас ярлык хорошего или плохого учителя, а для того, чтобы помочь вам неустанно расти как профессионалу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *