Оральная регидратация

Оральная регидратация: техника проведения

При сильном обезвоживании или эксикозе в организме нарушается водно-солевой баланс, начинаются необратимые изменения в головном мозге и сосудах, возможны гиповолемический шок (резкое уменьшение объема циркулирующей крови), летальный исход. Для предотвращения этих осложнений пациенту проводят регидратацию оральным способом – процедуру приема растворов с углеводами и электролитами, направленную на восполнение жидкости в организме.

Показания для проведения регидратации

Оральное использование растворов для устранения обезвоживания и нормализации водно-электролитного баланса эффективно только при низкой и умеренной степени выраженности проблемы. Для тяжелых ситуаций показано внутривенное введение средств. Делают это при кишечных инфекциях, отравлениях (лекарственных, химических), термических ожогах 2-3 степени, вирусных заболеваниях с сильной интоксикацией. Начинают процедуру регидратации до прибытия скорой, в первые часы проявления характерных симптомов:

  • бледность и сухость слизистых, кожных покровов, цианоз (посинение);
  • лихорадка;
  • тахикардия;
  • судорожные подергивания конечностей;
  • интоксикация, рвота (обильная повторяющаяся требует уже внутривенной регидратации);
  • сильная жажда;
  • падение артериального давления;
  • частый жидкий стул (до 20-ти раз за сутки);
  • отсутствие саливации (слюноотделения);
  • потеря массы тела (10-15%);
  • западение большого родничка (у грудных детей).

Цель регидратационной терапии

Эффект глюкозно-солевых растворов (регидрантов), используемых при эксикозе, основывается на способности глюкозы к транспортировке ионов калия и натрия, которые теряются при избыточном выходе жидкости. Это свойство регидрантов способствует восстановлению водно-солевого баланса. Благодаря снижению уровня обезвоживания, что является главной целью регидратации, проводимой оральным способом, происходят следующие положительные изменения в организме:

  • ускорение процесса дезинтоксикации у пациентов с кишечными инфекциями;
  • купирование симптоматики интоксикации различной этиологии (происхождения), включая лекарственную;
  • восстановление нарушенных параметров гомеостаза (саморегуляции);
  • коррекция продолжающихся потерь жидкости;
  • восстановление нормального диуреза (мочеиспускания);
  • нормализация гемодинамических показателей (артериальное давление, пульс).

Этапы оральной регидратации

Лечение эксикоза у взрослых и детей осуществляется на протяжении 3-х суток, но самыми значимыми являются первые, снижающие вероятность возникновения тяжелых осложнений. Регидратация через оральное введение глюкозно-солевых растворов проводится в 2 этапа:

  1. Первичная (интенсивная) регидратация – подразумевает активное восполнение солей и жидкости, которые пациент утратил до начала лечения. Он должен получить 60 мл/кг при 1-ой степени эксикоза и 80 мл/кг – при 2-ой. При рвоте дозировку повышают на 2-5 мл/кг после каждого приступа, при диарее – на 5-10 мл/кг. Длительность этапа составляет 6 часов.
  2. Корригирующая (компенсаторная) регидратация – предназначена для коррекции продолжающихся потерь жидкости и электролитов, обеспечения физической потребности пациента в воде. Количество принимаемого орально раствора определяется по выведению жидкости. Примерная дозировка – 80-100 мл/кг, препарат дают маленькими порциями после рвоты или диарейного стула по 5 мл/кг. Длительность этапа составляет 18 часов, но может увеличиться до 2-х суток.

Применяемые препараты

В официальной медицине выделяют 3 вида обезвоживания. Изотоническое диагностируют при активном выведении натрия, вододефицитное характеризуется преимущественно выводом жидкости (при сохранении водно-солевого баланса), а при соледефицитном наблюдается нехватка электролитов. Препараты, используемые для регидратации оральным способом, подбирают по этому критерию:

Тип обезвоживания

Группы препаратов

Используемые средства для регидратации

Вододефицитное (гипертоническое)

глюкозно-солевые растворы с бессолевыми (чай, рисовый отвар, чистая вода) в пропорции 2:1, низкоосмолярные средства (минимум солей)

  • Регидрон (натрий, калий, декстроза, мальтодекстрин, диоксид кремния);
  • Гидровит (декстроза, калий, натрий);
  • раствор глюкозы 5% (для орального лечения – таблетку растворить в воде);
  • Глюкосолан (глюкоза, натрий, калий)

Соледефицитное (гипотоническое, гипоосмотическое)

глюкозно-солевые растворы с бессолевыми в пропорции 1:2

  • Оралит (калия хлорид, гидрокарбонат и хлорид натрия, глюкоза);
  • раствор Рингера (натрий, калий, кальций)

Изотоническое

изоосмотические глюкозно-солевые растворы, минеральная вода

  • Гидровит (декстроза, калия хлорид, натрия хлорид, натрия гидроцитрат);
  • Регидрон (натрия хлорид, калия хлорид, натрия цитрат, декстроза)

Дозировка

В каком количестве пить раствор для регидратации, особенно ребенку, определяет врач, исходя из клинической картины, массы тела пациента, подобранного препарата. Рекомендуемые дозировки для 1-ой стадии (4-6 часов) восполнения жидкости у взрослых и детей:

Регидратационная терапия в домашних условиях

Во время лечения обезвоживания растворы для орального приема дают пациенту маленькими порциями (1/2-2 ч. л.) с интервалом в 5-10 минут. Используются средства для регидратации у взрослых так:

  1. В стакан кипяченой воды температурой 35-40 градусов всыпать порошок или положить таблетку (зависит от формы выпуска препарата). Точное соотношение препарата и воды указано в инструкции к конкретному средству.
  2. Дождаться полного растворения, перемешать.
  3. При тошноте или рвоте пить в охлажденном виде, при их отсутствии оставить комнатную температуру средства.
  4. Принимать лекарство маленькими глотками с интервалом в 10 минут. По мере улучшения состояния перерыв между приемом регидранта можно увеличивать.

Для регидратации оральным способом у детей используются препараты Хумана Электролит (для малышей старше 3-х лет), Гастролит – разрешен малышам любого возраста. Растворы разводятся в воде, после используется следующий алгоритм действий:

  1. Продезинфицировать руки, надеть перчатки.
  2. Уложить ребенка на ровную поверхность, повернув голову набок.
  3. Каждые 5-10 минут давать по чайной ложке раствора на протяжении 6-ти часов. Регидратация при диарее у детей оральным способом проводится до стабилизации стула. При рвоте ситуация аналогичная.
  4. При отсутствии диуреза спустя 8 часов с момента начала орального лечения, провести парентеральное введение регидрантов.

Видео

Оральная регидратация или Острые кишечные инфекции у детей Смотреть видео

Внимание! Информация, представленная в статье, носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению, исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента. Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим! Понравилась статья? Реклама на сайте

Регидратация при диарее необходима для того, чтобы компенсировать потерю жидкости и нормализовать водно-солевой баланс. Если этого не сделать, изменения метаболизма будут нарастать, вплоть до развития острой сердечной и почечной недостаточности. Массивная потеря жидкости (более 10-12% от массы тела) является смертельной для человека.

Методы регидратации в домашних условиях

Успешность регидратации зависит не только от используемого раствора, но и от техники выполнения процедуры. Чтобы лечение помогло, необходимо:

  • пить раствор небольшими порциями (1-2 чайные ложки каждые 5-7 минут);
  • не употреблять даже специальный раствор для регидратации стаканами, которые выпиваются «залпом», так как это спровоцирует рвоту;
  • температура раствора должна быть максимально приближенной к температуре человеческого тела, то есть не холодная, а наоборот теплая;
  • на время проведения пероральной регидратации отказаться от еды, даже жидкой;
  • самостоятельно не вызывать рвоту – тогда это промывание желудка, а не регидратация;
  • об успешном окончании регидратации свидетельствуют нормальный цвет кожных покровов, влажные слизистые (глаз и ротовой полости), восстановление мочеиспускания (моча светло-желтая, но не яркая).

Желательно не только провести регидратационную терапию, но и устранить причину, которая вызвала диарею. Для этого необходима консультация доктора.

Самостоятельно приготовленные растворы

При диарее происходит потеря не только воды, но и основных электролитов: натрия, калия и прочих. Именно эти потери необходимо компенсировать с помощью растворов для пероральной регидратации.

Не всегда есть возможность купить готовый препарат в ближайшей аптеке. В пределах обычной кухни всегда можно найти составляющие для приготовления «домашнего» варианта раствора. Самый простой рецепт такой:

  • вода кипяченая (подогретая) – 4 стакана;
  • кухонная (поваренная) соль – 3 г (половина чайной ложки без горки);
  • обычный сахар (не заменитель) – 20 г (3 чайных ложки с горкой).

Рекомендуем почитать:

Кишечные колики у ребенка: симптомы и лечение (первая помощь, препараты, питание)

Все это нужно размешать в чистой емкости и пить по изложенным выше правилам.

Существуют также более сложные в приготовлении растворы, рекомендуемые ВОЗ:

  • NaCl – 3,5 г;
  • NaHCO3 – 2,5 г;
  • KCl – 1,5 г;
  • Глюкоза – 20 г.

Аптечные растворы

В таких препаратах содержатся электролиты, подобранные в определенном соотношении для быстрой компенсации водно-электролитного баланса. Фармацевт в аптеке поможет подобрать раствор на любой возраст и финансовые возможности. Популярностью пользуются такие лекарственные средства:

  • Реосолан;
  • Хумана;
  • Регидрон;
  • Ре-соль;
  • Глюкосолан;
  • Оралит.

Все эти препараты изготавливаются в виде сухого порошка, который растворяется в литре чистой воды. После этого раствор готов к употреблению, но не хранится более 24 часов даже в холодильнике.

Дополнительные методы купирования последствий диареи

Все остальные препараты – пробиотики, ферменты, кишечные антисептики – не оказывают влияния на водно-солевой баланс, поэтому не являются регидратационной терапией. Другие лекарственные средства применяются в комплексном лечении диареи:

  • кишечные антисептики (Фуразолидон) – уничтожает патогенные микробы;
  • ферменты (Мезим)– улучшают процесс всасывания и переваривания;
  • про- и пребиотики (Лактулоза, Бифиформ) – восстанавливают нарушенную микрофлору кишечника.

Самостоятельное лечение может навредить здоровью. Все составляющие комплексной терапии должен назначить доктор.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ОРАЛЬНОЙ РЕГИДРАТАЦИИ

Цель: Ликвидировать эксикоз и не допустить его повторного развития

Оснащение:1) глюкозо-солевой раствор (регидрон, глюкосолан)

2) 1 литр кипяченой воды комнатной t°

3) мерный стакан

4) чашечка и чайная ложечка

1.Объяснить маме цель и ход прове­дения процедуры.

2.Подготовить оснащение.

3.Обработать руки гигиеническим способом.

4.Рассчитать необходимое количество раствора для проведения первичной регидратации.

5.Определить нужное количество сухого препарата и растворить в необходимом количестве кипяченой воды.

6.Отмерить мерным стаканчиком рассчитанное количество готового раствора и перелить в приготовленную емкость. Передать матери или ребенку для питья.

7.Выпаивать раствор чайными ложками за 4-6 часов в зависимости от степени эксикоза.

8.Продолжать учет потери жидкости.

9.Через 4 (или 6) часов оценить со­стояние ребенка (кожа, слизистые, родничок). Если: а) эксикоз нарастает — перейти на внутривенное введение жидкости; б) эксикоз уменьшается, но еще со­храняется — повторить 1 этап; в) эксикоза нет – перейти на поддерживающий этап.

10.Поддерживающую регидратацию проводить до прекращения рвоты и
жидкого стула.

Примечание.

1.Проводить ОР при эксикозе 1-2 степени.

2. Проводить в 2 этапа: а) первичная регидратация — восполнить имеющуюся потерю жид­кости в течение 4 или 6 часов;

б) поддерживающая — предотвратить повторный эксикоз.

3. После разведения глюкзо-солевой раствор не кипятить, хранить не более 1 суток

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ОЧИСТИТЕЛЬНОЙ КЛИЗМЫ НОВОРОЖДЕН­НОМУ РЕБЕНКУ И ГРУДНОГО ВОЗРАСТА

Показание: запоры у детей.

Оснащение: 1) резиновые перчатки, фартук

2) клеенка, пеленка

3) полотенце

4) резиновый баллончик с наконечником (№ 1-6)

5) емкость с водой t°+20°+22°С.

6) вазелиновое масло

7) лоток

8) горшок

1.Объяснить маме цель и ход прове­дения процедуры.

2.Подготовить оснащение.

3.Обработать руки гигиеническим способом, надеть фартук и стерильные резиновые перчатки.

4.Постелить на ровную поверхность клеенку и пеленку.

5.Уложить ребенка на левый бок с прижатыми к животу ногами (до 6-ти месяцев — на спинку и поднять ножки).

6.Взять резиновый баллончик, выпус­тить из него воздух и набрать в него воды t о+20°+22°С.

7.Смазать наконечник резиновой груши вазелиновым маслом.

8.Раздвинуть ягодицы пальцами левой руки и зафиксировать ребенка в этом положении.

9.Держа баллончик наконечником вверх, нажать снизу большим пальцем правой руки до появления воды и ос­торожно ввести наконечник в прямую кишку, без усилий, вначале направ­лять его к пупку, а затем параллельно к копчику.

10.Медленно нажимая на баллончик, ввести воду и не разжимая его, извлечь наконечник из прямой кишки. Баллончик поместить в лоток, затем в дезраствор.

11.Левой рукой сжать ягодицы на 3-5′, прикрыть промежность пеленкой до появления стула. Детей старшего возраста посадить в горшок.

12.Убрать клеенку и пеленку, поместить в дезраствор.

13.После дефекации, ребенка следует подмыть, подсушить промокательны­ми движениями пеленкой и смазать естественные складки маслом. Одеть.

14.Снять фартук, поместить в дезраствор.

15.Снять перчатки, сбросить в контейнер. Вымыть руки.

В основе классификации степеней обезвоживания лежит

а) частота стула и рвоты

б) степень нарушения гемодинамики

в) выраженность нарушения функции почек

=г) величина потери жидкости относительно массы тела

д) степень нарушения электролитного баланса

157. При обезвоживании III степени % потери массы тела составля-

Ет

а) 3%

=б) 7-9%

в) 4-6%

г) свыше 10%

д) до 10%

Исключите неправильное утверждение. Для холеры

Характерны следующие проявления

а) обильный, водянистый стул

б) судороги

=в) схваткообразные боли в эпигастрии

г) гипотермия

д) руки прачки

Наиболее характерными клиническими признаками

Холеры являются

а) высокая температура тела

б) озноб

=в) диарея

=г) рвота

=д) обезвоживание

е) боли в животе

При обезвоживании III-IV степени наиболее типичны

а) анемия

=б) высокий удельный вес плазмы

=в) метаболический ацидоз

=г) гипокалиемия

д) ускорение СОЭ

Осложнениями холеры могут быть

=а) острая почечная недостаточность

б) перфорация язвы кишечника

в) мезаденит

=г) гиповолемический шок

д) непроходимость кишечника

С целью ранней диагностики холеры используют

а) посев крови на желчный бульон

=б) посев кала

в) посев мочи

=16г) посев рвотных масс

д) серологическое исследование крови — РА, РНГА

С целью регидратации применяют растворы

а) полиглюкин

б) реополиглюкин

в) гемодез

=г) трисоль

=д) дисоль

е) 5% раствор глюкозы

Регидратационную терапию при холере с обезвожи-

Ванием III степени следует проводить

а) гемодезом

б) свежезамороженной плазмой

в) 10% раствором глюкозы

=г) полиионными растворами со скоростью 100 мл/мин

д) физиологическим раствором

С целью этиотропной терапии холеры применяют

а) пенициллин

б) гентамицин

=в) тетрациклин

г) сульфаниламиды

д) стрептомицин

При завозе холеры всю работу на административной

Территории по противоэпидемическим мероприятиям ор-

Ганизуют и возглавляют

а) лечебные учреждения

б) санитарно-эпидемиологические станции

в) правоохранительные службы

г) коммунальные службы

=д) санитарно-противоэпидемическая комиссия

Среди пассажиров поезда выявлен больной с подоз —

Рением на холеру. Какие мероприятия не нужно проводить

а) госпитализации больного

б) медицинское наблюдение за контактными в течение 5 дней

=в) проведение вакцинации контактным

г) бактериологическое обследование контактных

д) химиопрофилактика контактных

Вирусные гепатиты А и Е

1. Укажите неправильное утверждение. Источником

Возбудителя гепатита А являются

а) больные желтушной формой болезни

б) больные желтушной формой болезни в преджелтушном периоде

в) больные стертой формой болезни

г) больные безжелтушной, субклинической формой болезни

=д) больные животные

Источником вируса при гепатите Е являются

=а) больные желтушной формой болезни

=б) больные безжелтушной формой болезни

=в) больные субклиническими формами болезни

г) вирусоносители

Фекально-оральный механизм передачи имеют

=а) вирусный гепатит А

б) вирусный гепатит В

в) вирусный гепатит С

г) вирусный гепатит Д

=д) вирусный гепатит Е

Укажите неправильное утверждение относительно

Острого вирусного гепатита А

а) возбудитель РНК-содержащий вирус

б) вирус устойчив во внешней среде

в) вирус обнаруживается в экстрактах фекалий в инкубационном

и преджелтушном периодах болезни

=г) развивается носительство и хронизация процесса

д) острое циклическое заболевание у лиц молодого возраста

Укажите правильное утверждение относительно ви-

Русного гепетита Е

=а) возбудитель – гепатотропный РНК-содержащий вирус

б) протекает в основном в безжелтушной форме

=в) болеют в основном лица молодого возраста

=г) тяжело протекает у беременных женщин

=д) хронизация не отмечается

Поражение печени при острых вирусных гепатитах

Характеризуется развитием

=а) цитолитического синдрома

=б) холестатического синдрома

=18в) мезенхимально-воспалительного синдрома

г) инфильтрации нейтрофилов

д) фиброза паренхимы

Дата добавления: 2015-11-23; просмотров: 3105 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Регидратационная терапия.

  • •Методические указания к практическим занятиям для студентов «Инфекционные болезни у детей. Часть II. Кишечные инфекции»
  • •1.1.Тема занятия: Острые кишечные инфекции.
  • •4. Перечень обязательных знаний:
  • •5. Вопросы базовых дисциплин, необходимые для усвоения данной темы:
  • •6. Структура содержания темы:
  • •4. Микст-инфекции.
  • •Классификация оки у детей.
  • •Классификация диарей.
  • •Дифференциально-диагностический алгоритм при оки (инвазивная диарея).
  • •Дифференциально-диагностический алгоритм при оки (секреторная диарея).
  • •Тактика ведения больных оки и показания к госпитализации.
  • •Лечение оки
  • •1.Лечебное питание
  • •2. Регидратационная терапия.
  • •Ориентировочные объемы глюкозо-солевого раствора (в мл) для первичной ор детей с оки
  • •Парентеральная регидратация.
  • •Суточная физиологическая потребность детей в воде
  • •Объем жидкости для возмещения патологических потерей
  • •3.Этиотропная терапия.
  • •Дозы бактериофагов для 1 приема.
  • •4. Коррекция дисбиоциноза кишечника. Пробиотики
  • •Пребиотики
  • •5.Энтеросорбенты.
  • •6. Иммунотерапия.
  • •7. Ферментотерапия.
  • •8. Противорвотная терапия
  • •9. Жаропонижающие средства
  • •11. Антидиарейные препараты
  • •Порядок выписки больных из стационара.
  • •Организация работы в очаге:
  • •Диспансеризация
  • •7. Задания на усвоение темы занятия:
  • •1. Контрольные вопросы:
  • •2. Ситуационные задачи:
  • •3. Тестовый контроль (один вариант ответа):
  • •4. Переченьобязательных знаний:
  • •5. Вопросы базовых дисциплин, необходимые для усвоения данной темы:
  • •6. Структура содержания темы:
  • •Классификация шигеллезов (Нисевич н.И., Учайкин в.Ф., 1990)
  • •7. Задание на уяснение темы занятия:
  • •1. Контрольные вопросы:
  • •2. Ситуационные задачи:
  • •3.Тестовый контроль:
  • •4. Переченьобязательных знаний:
  • •5. Вопросы базовых дисциплин, необходимые для усвоения данной темы:
  • •6. Структура содержания темы:
  • •Классификация сальмонеллеза у детей ( н.В.Воротынцева, 1980 г.).
  • •2. Клиническая диагностика.
  • •7. Задание на уяснение темы занятия:
  • •1. Контрольные вопросы:
  • •2. Ситуационные задачи:
  • •1. Заполнить слепые таблицы.
  • •3. Тестовый контроль:
  • •4. Переченьобязательных знаний:
  • •5. Вопросы базовых дисциплин, необходимые для усвоения данной темы:
  • •6. Структура содержания темы:
  • •Классификация эшерихиозов н.И. Нисевич, в.Ф. Учайкина (1990).
  • •Критерии тяжести эшерихиозов у детей.
  • •Энтеротоксигенный эшерихиоз (диарея путешественников):
  • •7. Задания на усвоение темы занятия:
  • •1. Контрольные вопросы:
  • •2. Ситуационные задачи:
  • •3.Тестовый контроль:
  • •4. Переченьобязательных знаний:
  • •5. Вопросы базовых дисциплин, необходимые для усвоения данной темы:
  • •Классификация клинических форм кишечных инфекций, вызванных упф ( н.И.Нисевич, в.Ф.Учайкин, 1985 г. С дополнениями).
  • •Клебсиеллезная кишечная инфекция.
  • •Протеоз.
  • •Энтеробактериоз.
  • •Клостридиоз.
  • •Синегнойная инфекция (пиоцианозы).
  • •Кампилобактериоз
  • •Классификация кампилобактериоза:
  • •1. Кишечная форма.
  • •3. Генерализованные формы.
  • •Геликобактериоз
  • •Стафилококковая инфекция
  • •Классификация стафилококковой инфекции
  • •Антибактериальные препараты для лечения стафилококковой инфекции.
  • •Классификация ротавирусной инфекции (Колтыпин а.А.)
  • •7. Задания на усвоение темы занятия:
  • •1. Контрольные вопросы:
  • •2. Ситуационные задачи:
  • •3.Тестовый контроль:
  • •4. Переченьобязательных знаний:
  • •5. Вопросы базовых дисциплин, необходимые для усвоения данной темы:
  • •Анатомо-физиологические особенности детей раннего вораста: обуславливающие развитие нейротоксикоза:
  • •Клиническая дифференциальная диагностика эксикозов.
  • •Регидратационная терапия.
  • •1) Определение суточного количества жидкости (на кормление, питье, инфузию).
  • •Соотношение бессолевых (глюкоза) и солевых (кристаллоиды и коллоиды) растворов при эксикозе
  • •Состав стартового раствора в зависимости от вида обезвоживания
  • •6. Этапы регидратации
  • •7. Задания на усвоение темы занятия:
  • •1. Контрольные вопросы:
  • •2. Ситуационные задачи:
  • •3.Тестовый контроль:
  • •4. Переченьобязательных знаний:
  • •5. Вопросы базовых дисциплин, необходимые для усвоения данной темы:
  • •6.Структура содержания темы:
  • •1. Функции микрофлоры толстого кишечника:
  • •2.Состав микрофлоры толстого кишечника.
  • •3. Группы риска развития дисбактериоза кишечника.
  • •4.Клинические синдромы
  • •1.Синдром желудочно-кишечной диспепсии:
  • •2.Синдром нарушенного кишечного всасывания:
  • •3.Аноректальный синдром:
  • •4.Симптомокомплекс витаминной недостаточности:
  • •Классификация дисбактериоза
  • •По степени тяжести
  • •I. Легкая форма
  • •II. Среднетяжелая форма
  • •1. Копрологическое исследование
  • •2. Биохимическое исследование кишечного содержимого
  • •3. Бактериологическое исследование соскоба со слизистой оболочки двенадцатипестной кишки при эндоскопическом исследовании, а так же кишечного содержимого и желчи:
  • •4. Анализ кала на дисбактериоз.
  • •Лечение дисбактериоза
  • •1.Диета
  • •Рекомендуемые продукты питания у детей раннего возраста
  • •2.Ферментотерапия.
  • •Характеристика ферментативной активности препаратов
  • •Выбор ферментного препарата по результатам копрограммы
  • •При анализе результатов копрограммы следует учитывать, что:
  • •3. Антибиотикотерапия
  • •4.Биопрепараты.
  • •5.Иммунотерапия.
  • •1.Контрольные вопросы:
  • •2.Ситуационные задачи:
  • •3.Тестовый контроль:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *