Определение подчеркивается волнистой линией

В процессе изучения очень часто правильно подчеркивать части речи. Об этом и пойдет речь в статье.

Изучая грамматику русского языка, каждому доводится сталкиваться с такими заданиями, как синтаксический или морфологический разбор предложения. Что это значит? В первом случае учащиеся должны определить и пометить члены предложения, во втором – части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол и так далее).

Давайте детально разберемся, при как определяются части речи в предложении и какие графические значки установлены для их пометки в русском языке.

Как правильно подчеркиваются части речи в предложении?

Давным-давно было принято решение о том, что подчеркиваются части речи в предложении при синтаксическом разборе при помощи подчеркиваний – сплошными, прерывистыми, волнистыми либо линиями других конфигураций:

Части

Если предложение односоставное, то допускается подчеркивание его главного члена тремя сплошными линиями.

Части речи как строительные элементы предложения

Все мы знаем, что предложение состоит из слов, которые, в свою очередь, являются различными частями речи. Нельзя забывать также о том, что предложения в русском языке могут быть не только простыми (где в односоставном варианте будет либо подлежащее, либо сказуемое), но и сложными, в которых могут быть два и несколько главных членов.

Разделение

Определить часть речи для каждого словечка поможет ряд характерных признаков, среди которых:

  1. Значение слова (через постановку подходящего вопроса, иногда – с изучением процесса словообразования).
  2. Грамматические признаки слова (возможность и механизм его изменения).
  3. Синтаксическая роль данного слова в предложении (определяя тип слова в предложении, следует выписать его в связке с другим словом, связанным с ним, разделяя их подходящим вопросом и соответственно маркируя его подчеркиванием).

Пробежавшись по вышеназванным характеристикам, мы со стопроцентной точностью сможем определить части речи, из которых составлено данное предложение.

  • Части речи традиционно являют собой определенные члены предложения, но это – далеко не аксиома.
  • Чтобы грамотно классифицировать роль части речи в предложении и понять как подчеркиваются части речи в предложении, иногда приходится попотеть.

Части

Например, имя существительное может быть как главным членом предложения, так и второстепенным, и, соответственно, подчеркивается по-разному:

  • Подлежащее (главный член предложения – исключительно в именительном падеже, подчеркивается одной сплошной линией): Погода стоит хорошая. (Что? «Погода» – именно о ней говорится в предложении).
  • Сказуемое (главный член предложения — исключительно в именительном падеже, подчеркивается двумя сплошными линиями): Кататься на велосипеде – его увлечение. (Кататься – это подлежащее, хоть и глагол, ведь именно об этом процессе говорится в предложении. Кататься – это что такое? «Увлечение»).
  • Дополнение (второстепенный член предложения, подчеркивается прерывистым пунктиром): Мы посмотрели фильм. (посмотрели что? – «фильм»).
  • Определение (второстепенный член предложения, подчеркивается сплошной волнистой линией): У Маши есть костюм в полоску. (костюм какой? «в полоску»).
  • Обстоятельство (второстепенный член предложения, подчеркивается линией, состоящей из чередующихся точек и тире): Они выехали из гостиницы. (выехали откуда? «из гостиницы»).

Внимание – исключение! Бывает, что приложение (второстепенный член предложения, подчеркивается сплошной волнистой линией), представленное именем существительным, состоит в именительном падеже, как и подлежащее: Река Днепр – одна из самых больших в Европе. (река какая? «Днепр»).

Главные и второстепенные члены предложения. Как их подчеркнуть?

Члены предложения делятся на главные и второстепенные.

Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое. Подлежащее обозначает предмет или лицо. Сказуемое описывает действие, состояние или качество.

Второстепенные члены предложения в русском языке — это дополнение, определение и обстоятельство. Эти три члена предложения относятся к второстепенным, они зависят от подлежащего, сказуемого или от других второстепенных членов.

Если в предложении нет второстепенных членов, а есть лишь грамматическая основа (подлежащее и/или сказуемое), то это нераспространенное предложение. Если есть хотя бы один второстепенный член, то это уже распространенное предложение.

Что такое подлежащее

Подлежащее — это главный член предложения, оно указывает на основной предмет, о котором идет речь. Отвечает на вопросы именительного падежа: кто? что?

Подлежащее может быть простым и составным.

Подлежащее может быть выражено существительным, местоимением, прилагательным, числительным, неопределенной формой глагола, любой частью речи в значении существительного или словосочетанием.

Жил был пёс.

Ты удивлен.

Три подруги гуляли в парке.

Служить — мое призвание.

К нам подошли четверо.

Тощий улыбался.

Подробнее читайте в статье: Подлежащее в русском языке. Подлежащее как член предложения

Что такое сказуемое

Сказуемое — это главный член предложения, описывающий действие или состояние предмета. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что сделал? что будет делать? что с ним происходит? каков он? что о нем говорится?

Подробнее читайте в статье: Сказуемое в предложении. Типы сказуемых в русском языке. Примеры

Сказуемое бывает трех видов:

  • Простое глагольное сказуемое может бы выражено всеми спрягаемыми формами глагола:

Я поеду домой.

Девушка пела в церковном хоре.

Скорее бы наступило лето.

  • Составное глагольное сказуемое состоит из глагольной связки и инфинитива:

Преподаватель прекратил говорить.

Я хотел вам позвонить.

Мы думали заглянуть в гости.

  • Составное именное сказуемое состоит из связки и именной части (существительное, прилагательное, местоимение, числительное):

Их было трое.

Жена вернулась усталой.

Иван стал директором.

Связка может быть нулевой, но даже в таком случае перед нами все равно составное именное сказуемое:

Ты молодец.

Кошка — животное.

В некоторых случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире.

Как подчеркиваются подлежащее и сказуемое

При разборе предложения подлежащее подчеркивают одной чертой, сказуемое — двумя чертами.

Нарушение связи подлежащего и сказуемого. Примеры

Что такое определение

Определение — это второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета, его качество или свойство. Определение отвечает на вопросы какой? чей? который?

Определение может быть выражено прилагательным, местоимением, существительным, числительным, причастием, неопределенной формой глагола, наречием.

высокий человек

дальняя дорога

костюм в полоску

четвертый год

мамина шуба

Подробнее читайте в статье: Определение в русском языке. Примеры

По характеру связи с определяемым словом определения делятся на согласованные и несогласованные. Обособленное определение выделяется запятыми.

Что такое обстоятельство

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия, его качество или условие. Отвечает на вопросы как? когда? где? куда? откуда? зачем? почему? при каком условии? вопреки чему?

Подробнее читайте в статье: Обстоятельство в русском языке. Виды обстоятельств и примеры предложений

Обстоятельства часто бывают выражены наречиями, деепричастиями и деепричастными оборотами, словосочетаниями.

Автомобиль мчался очень быстро.

Она ждала две недели.

В метро я ехал стоя.

Туристы прибыли из-за границы.

Матрос шел вразвалку.

Чаще всего обстоятельство относится к сказуемому, поясняет его, но может быть связано и с другими второстепенными членами предложения.

Обособленное обстоятельство выделяется запятыми.

Что такое дополнение

Дополнение — это второстепенный член предложения, обозначающий объект. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

Дополнение чаще всего выражается существительным или местоимением, иногда — другими частями речи в значении существительного, инфинитивом, словосочетанием.

Сажаю картошку.

Слушаю музыку.

Пишу вам.

Рисуем акварелью.

Кабинет начальника.

Дополнение бывает прямым (обозначает предмет, на который непосредственно направлено действие) и косвенным (все остальные случаи).

Подробнее читайте в статье: Дополнение в русском языке. Прямое и косвенное дополнение. Примеры предложений

Как подчеркиваются обстоятельство, дополнение и определение

При разборе предложения определение подчеркивается волнистой чертой: ~~~~~~~~~

Дополнение подчеркивается пунктирной линией: — — — — —

Обстоятельство подчеркивается штрихпунктиром — черточками и точками: — · — · — ·

Как подчеркивается дополнение, определение, обстоятельство?

Дополнение под­чер­ки­ва­ет­ся штри­хо­вой лини­ей, опре­де­ле­ние — вол­ни­стой лини­ей, обсто­я­тель­ство — лини­ей «штрих-точка-штрих-точка». Узнаем, какие вопро­сы сле­ду­ет зада­вать к этим вто­ро­сте­пен­ным чле­нам.

В рас­про­стра­нен­ном пред­ло­же­нии, кро­ме под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, име­ют­ся вто­ро­сте­пен­ные чле­ны:

  • допол­не­ние
  • опре­де­ле­ние
  • обсто­я­тель­ство

Каждый из этих видов вто­ро­сте­пен­ных чле­нов при выпол­не­нии син­так­си­че­ско­го раз­бо­ра пред­ло­же­ния под­чер­ки­ва­ет­ся опре­де­лен­ной лини­ей. Уточним, как под­чер­ки­ва­ет­ся допол­не­ние, опре­де­ле­ние и обсто­я­тель­ство, какие вопро­сы сле­ду­ет к ним зада­вать в пред­ло­же­нии.

Какой линией подчеркивается дополнение?

Вспомним, что такое допол­не­ние.

Определение Дополнение — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопро­сы кос­вен­ных паде­жей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

У кост­ра Иван Петрович раз­ме­ши­вал (чем?) лож­кой (что?) кашу в котел­ке.

Нас (кого?) окру­жа­ет зеле­ный мир рас­те­ний (Д. Трайтак).

Как отличить дополнение от подлежащего?

Чаще все­го допол­не­ние выра­жа­ет­ся суще­стви­тель­ным или место­име­ни­ем. Как отли­чить его от под­ле­жа­ще­го, кото­рое может быть выра­же­но сло­ва­ми этих же частей речи?

Запомним, что под­ле­жа­щее выра­жа­ет­ся суще­стви­тель­ным в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа, кото­рый назы­ва­ют­ся пря­мым. Подлежащее со ска­зу­е­мым состав­ля­ют грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния. Дополнение же обо­зна­ча­ет­ся суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме кос­вен­ных паде­жей и зави­сит от ска­зу­е­мо­го. Действие, обо­зна­чен­ное ска­зу­е­мым, пере­хо­дит на пред­мет, обо­зна­чен­ный суще­стви­тель­ным в фор­ме кос­вен­но­го паде­жа, напри­мер:

Победитель шах­мат­но­го тур­ни­ра полу­чил (что?) награ­ду.

Дополнение под­чер­ки­ва­ет­ся в пред­ло­же­нии пре­ры­ви­стой штри­хо­вой лини­ей.

Маша усерд­но гото­ви­лась (к чему?) к экза­ме­ну.

Как найти дополнение в предложении?

Чтобы най­ти допол­не­ние в пред­ло­же­нии, пред­при­мем несколь­ко после­до­ва­тель­ных шагов:

  1. выде­лим грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния;
  2. най­дем сре­ди вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния суще­стви­тель­ное (место­име­ние);
  3. от ска­зу­е­мо­го зада­дим к нему падеж­ный вопрос, обо­зна­чив стре­лоч­кой;
  4. опре­де­лим падеж суще­стви­тель­но­го;
  5. если это кос­вен­ный падеж, то это допол­не­ние;
  6. под­черк­нем допол­не­ние штри­хо­вой лини­ей.

Котенок выла­кал (что?) моло­ко из блю­деч­ка.

Дополнение быва­ет пря­мым и кос­вен­ным.

Как подчеркивается определение?

Определением явля­ет­ся вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та и отве­ча­ет на вопро­сы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

На камен­ных (на каких?) сту­пе­нях мно­го­этаж­но­го (како­го?) дома лежал (какой?) обыч­ный серый кот (М. Пришвин).

В пред­ло­же­нии опре­де­ле­ние под­чер­ки­ва­ет­ся вол­ни­стой лини­ей.

Как выражается определение в предложении?

Определение выра­жа­ет­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

В зави­си­мо­сти от спо­со­ба выра­же­ния это­го вто­ро­сте­пен­но­го чле­на раз­ли­ча­ют в пред­ло­же­нии согла­со­ван­ные и несо­гла­со­ван­ные опре­де­ле­ния.

Определение может быть выра­же­но при­ла­га­тель­ным с зави­си­мы­ми сло­ва­ми и при­част­ным обо­ро­том, напри­мер:

В окна, косо выре­зан­ные в кры­ше, были вид­ны тем­ные силу­эты фрук­то­вых дере­вьев и дале­кое, сплошь белое от лун­но­го све­та поле.

Как подчеркивается обстоятельство?

Определение Обстоятельство обо­зна­ча­ет раз­лич­ные усло­вия про­те­ка­ния дей­ствия, при­знак пред­ме­та или дру­го­го при­зна­ка и отве­ча­ет на вопро­сы: где? куда? отку­да? зачем? по какой при­чине? с какой целью?

Обстоятельство зави­сит от ска­зу­е­мо­го, от кото­ро­го к это­му вто­ро­сте­пен­но­му чле­ну пред­ло­же­ния сле­ду­ет зада­вать син­так­си­че­ский вопрос:

А в кон­це зимы (когда?) мы сво­их сне­ги­рей выпус­ка­ли (куда?) на волю (В. Песков).

В пред­ло­же­нии обсто­я­тель­ство под­чер­ки­ва­ет­ся лини­ей «штрих-точка-штрих-точка».

Какие вопросы задаются к обстоятельству?

По зна­че­нию раз­ли­ча­ют раз­ные виды обсто­я­тельств, к каж­до­му из кото­рых зада­ет­ся свой син­так­си­че­ский вопрос:

обсто­я­тель­ства места

  • идти куда? домой;
  • остать­ся где? в лесу;
  • уви­деть отку­да? изда­ли;

обсто­я­тель­ство вре­ме­ни

  • рас­пу­сти­лись когда? вес­ной;
  • пом­ню с каких пор? с дет­ских лет;

обсто­я­тель­ство при­чи­ны

  • рас­стро­ить­ся поче­му? из-за неуда­чи;
  • отсут­ство­вать по какой при­чине? по болез­ни;

обсто­я­тель­ство цели

  • остать­ся зачем? для выяс­не­ния обсто­я­тельств;
  • идем с какой целью? узнать;

обсто­я­тель­ство обра­за дей­ствия

  • спус­кать­ся как? осто­рож­но;
  • гото­вить­ся каким обра­зом? тща­тель­но;

обсто­я­тель­ство меры и сте­пе­ни

  • почер­не­лый в какой сте­пе­ни? слег­ка;
  • зре­лый насколь­ко? почти;

обсто­я­тель­ство уступ­ки

отпра­вим­ся несмот­ря на что? несмот­ря на мороз;

обсто­я­тель­ство усло­вия

не при­бу­дет вовре­мя при каком усло­вии? в слу­чае задерж­ки рей­са;

Обстоятельства выра­жа­ют­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи и соче­та­ни­я­ми слов:

  • наре­чи­ем (глу­бо­ко ныр­нуть);
  • суще­стви­тель­ным в кос­вен­ном паде­же (рас­стро­ить­ся от доса­ды);
  • дее­при­ча­сти­ем и дее­при­част­ным обо­ро­том (вздох­нуть, отвер­нув­шись от нас);
  • инфи­ни­ти­вом (при­сесть послу­шать при­бой);
  • фра­зео­ло­ги­че­ским выра­же­ни­ем (напи­са­но чер­ным по бело­му).

Предложенный нами порядок разбора представляется наиболее удобным и будет использован как база для синтаксического разбора сложного предложения.

Способы подчёркивания членов предложения

При разборе предложения по членам используются стандартные подчёркивания: одна черта для подлежащего, две черты для сказуемого, пунктирная линия для дополнения, волнистая линия для определения, чередование точек и тире для обстоятельства.

В некоторых школах главный член односоставного предложения подчёркивают тремя чертами, однако более распространённым является такое подчёркивание, при котором главный член назывного предложения отмечается как подлежащее, а главные члены других односоставных предложений — как сказуемые.

При подчёркивании второстепенных членов предложения целесообразно руководствоваться следующими принципами.

Обособленный член предложения подчёркивается как единый член. Такой способ подчёркивания принят в 1 и 3 учебных комплексах. Комплекс 2 предлагает внутри обособленного члена выделять отдельные члены предложения, например:

Такое разбиение нецелесообразно: речь идёт об обособленном члене предложения.

Соответственно необособленные члены должны быть подчёркнуты максимально дробно в соответствии с задаваемыми к ним вопросами. В связи с этим возникает несколько проблем.

Первая — подчёркивание необособленного причастного оборота. В комплексах 1 и 3 в соответствии с задачами пунктуации учащихся учат находить причастные обороты и определять их расположение относительно определяемого слова, поэтому причастный оборот, даже необособленный, подчёркивается как единый член предложения — определение. Однако логичнее в необособленном причастном обороте подчёркивать как определение только само причастие, а остальные слова — в соответствии с задаваемым к ним вопросом, например:

Другая проблема — допустимость двойного подчёркивания отдельных членов предложения. Известно, что некоторые слова в предложении допускают трактовку как разные члены предложения. Так, например, определения могут иметь разные дополнительные обстоятельственные значения, в первую очередь причинные и уступительные. Комплекс 2 для разбора случаев такого рода предлагает использовать двойное подчёркивание одно под другим:

(определение с дополнительным обстоятельственным значением уступки).

Хоть и допустимое, такое подчёркивание тем не менее не является общепринятым: желательно предлагать только один вариант трактовки каждого члена предложения.

Обозначение слов и оборотов, не являющихся членами предложения

Как известно из морфологии, служебные части речи не являются членами предложения, однако при синтаксическом разборе с ними бывают связаны определённые проблемы.

Союзы не являются членами предложения и при соединении однородных членов не выделяются, но в некоторых случаях могут входить в состав неоднословных членов предложения. Во-первых, это сравнительные союзы в составе сравнительных оборотов, например: Гладь залива была как зеркало. Во-вторых, это союзы в составе обособленных членов предложения, например: Останавливаясь часто и надолго, мы добрались до места только на третьи сутки.

Предлоги также не могут выступать как самостоятельные члены предложения, однако они употребляются в составе предложно-падежной группы, совместно с формой падежа выражая определённое значение. Поэтому во всех трех комплексах принято подчёркивать предлог вместе с существительным, к которому он относится. При этом необходимо обратить внимание на случаи, когда предлог и существительное разделены прилагательными или причастиями, например: вместо старшего брата. В этом случае ошибкой будет подчёркивание предлога вместе с прилагательным как определения; подчёркивание должно быть следующим: вместо старшего брата.

Формообразующие частицы входят в состав составных глагольных форм и подчёркиваются вместе с глаголом как при контактном, так и при неконтактном их расположении, например: Пусть он мне позвонит!

Смысловые (неформообразующие) частицы членами предложения не являются, однако в школьной практике отрицательная частица не обычно подчёркивается как единый член предложения вместе с тем словом, к которому она относится, например: Здесь не курят. Я не очень рассчитывал на помощь.

Допустимо невыделение как предлогов, так и всех смысловых частиц.

Некоторые учителя для выделения союзов учат обводить их кружком, а предлоги — треугольником. Такое выделение не является общепринятым.

Вводные слова и обращения не являются членами предложения. Иногда учащиеся заключают эти компоненты в квадратные скобки или подчёркивают крестикам. Это нежелательно, так как подчёркивание используется только для обозначения членов предложения; допустимо отметить эти элементы предложения надписыванием над ними слов «вводное» или «обращение».

Описание осложняющих членов предложения

При осложненности предложения прямой речью или вставным предложением они рассматриваются и описываются как самостоятельное предложение, поскольку и прямая речь, и вставное предложение имеет собственную цель высказывания и интонацию, которая может не совпадать с целью высказывания и интонацией самого предложения. Так, например, предложение Он с возмущением спросил: «Долго вы ещё будете копаться?!» следует разбирать следующим образом: предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено прямой речью. Прямая речь представляет собой предложение вопросительное, восклицательное, двусоставное, распространённое, полное, неосложненное.

Причастный оборот осложняет предложение только в том случае, если он обособлен. При этом в описании следует указывать на осложнение не причастным оборотом, а обособленным определением; в скобках возможно, но не обязательно указание на то, что оно выражено причастным оборотом.

Сравнительный оборот может быть любым членом предложения — сказуемым (Этот парк как лес), обстоятельством (Дождь лил как из ведра), дополнением (Петя рисует лучше, чем Антон), определением (Он почти такой же, как его брат). При этом сравнительный оборот может быть как обособленным, так и необособленным. Осложнение вызывает только обособленный сравнительный оборот, причём, как и в случае с причастным оборотом, необходимо указывать на осложнение обособленным обстоятельством, дополнением или определением.

Как осложняющие структуру предложения описываются также однородные члены, вводные слова и предложения, обращения.

Некоторую сложность представляют предложения с однородными сказуемыми. В школьной и довузовской практике считается, что двусоставное предложение, в котором подлежащее употреблено с несколькими сказуемыми, является простым предложением, осложнённым однородными сказуемыми. В односоставном же предложении столько частей, сколько в нём сказуемых, за исключением случаев, когда в структуре сказуемого представлены однородные части. Например:

Я обиделся и не захотел ему отвечать — простое двусоставное предложение с однородными сказуемыми.

Мне стало обидно и не захотелось ему отвечать — сложное предложение.

Мне стало грустно и одиноко — простое односоставное (безличное) предложение с однородными частями сказуемого.

Односоставные предложения

При разборе односоставных предложений учащиеся часто допускают различные ошибки.

Первый тип ошибок связан с необходимостью разграничения односоставных и двусоставных неполных предложений.

Как уже было сказано, определённо-личное предложение мы диагностируем по форме главного члена: сказуемое в нём выражено глаголом в форме 1 и 2 лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения (в настоящем и в будущем времени), и в повелительном наклонении; производитель действия определён и может быть назван личными местоимениями 1 и 2 лица я, ты, мы, вы:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *