Определение патриотизм

Патриотизм

Патриотизм – это моральный и социально политический принцип, сутью которого является любовь к Отчизне и решимость в необходимый момент принести в жертву свои интересы ради неё. Описываемый принцип включает наличие у людей достаточного нравственного сознания, любви и верности к Отчизне, стремление выполнить гражданский долг и конституционные обязанности по защите интересов Отечества. Патриотизм подразумевает гордость культурой и победами своей страны, потребность чтить её «характер», культурные традиции и отождествление (особенное эмоциональное чувствование своей принадлежности к своему гражданству, стране, языку, обычаям) с такими же членами своего народа.

Простыми словами патриотизм – это готовность оберегать интересы Отечества и своей народности, любовь и преданность к стране, привязанность к месту проживания и рождения.

Рассуждения на тему патриотизма зачастую различные, поскольку мнение о смысле и значении данного нравственного принципа у большинства людей не совпадают. Поэтому одни люди причисляют себя к патриотам, а другие нет. Однако общее, что выделяют люди, давая определение, что такое патриотизм, является любовь к своей Родине.

Почему не все люди являются патриотами

В настоящее время многие люди играют в патриотизм и не являются таковыми на самом деле. Связано это, перво-наперво, с модой, которой социум придерживается. Патриот не может иметь несколько гражданств, поскольку человек становится перед сложным выбором, какую Родину ему следует защищать в случае такой необходимости и за чьи интересы бороться в проблемных ситуациях?

Подрастающее поколение из-за пробелов в нравственном воспитании нередко не понимает, что такое патриотизм. Хотя задачи образовательного процесса всегда включают духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Общество людей постоянно проходит трансформацию, вместе с ним меняются моральные нормы. И то, что когда-то считалось неприемлемым, теперь может означать норму и не вызывать осуждения. В формировании моральных принципов большое влияние играет культура, духовные учения, личные убеждения, религия, воспитание.

Воспитание патриотизма

Патриотизм, это такое чувство, которое искренне, истекает от сердца, искусственно наиграть его сложно. Многие люди относят себя к патриотам своей Родины, поскольку болеют за страну в спорте, испытывают гордость за известных соотечественников и действительно любят свою Отчизну.

Воспитание патриотизма начинается с детского возраста. Школа, являясь социальным институтом, системно, глубоко и последовательно ставит перед собой задачу воспитать каждую личность патриотом, поскольку детская психика наиболее восприимчива к духовно-нравственному воспитанию.

Воспитание в школе нацелено на достижение определённого патриотического идеала. Современный идеал патриота – это компетентный, высоконравственный, творческий человек, понимающий ответственность за настоящее и будущее Родины, укоренившийся в духовных, а также культурных традициях своего народа.

Главное в жизни не только знать моральные нормы (принцип гуманизма, милосердия, справедливости, толерантности, миролюбия, альтруизма), но и опираться на них в повседневной жизни. Применение нравственных норм даёт право называть человека высокоморальным.

Воспитать патриота можно посредством развития определённых моральных принципов. Установлено, что каждой личности присуще придерживаться собственных внутренних убеждений, которые называют моральными принципами.

А принцип патриотизма заключается в любви к Родине, заботе о ней, бережном отношении к природе, готовности защитить Отчизну от врага, уважении к истории и трепетном отношении к национальному достоянию, гордости к государственным достижениям.

Общество тогда получит патриотов для своей Родины, когда будет решать масштабные национальные задачи и создаст систему нравственных ориентиров. Такие ориентиры появятся там, где уважают родной язык, самобытную культуру и народные ценности, где хранят память о предках и о каждой странице своей отечественной истории. Там, где базовые национальные ценности, хранящиеся в культурных, а также семейных традициях, переходят от поколения к поколению.

Важнейшей целью духовно-нравственного воспитания является то, чтобы социально обязательные требования социума педагоги преобразовали во внутренние стимулы личности каждого школьника, таких как совесть, долг, достоинство, честь.

Психологами установлено, что для детей младшего школьного возраста характерна обострённая восприимчивость и уверенность в истинности того, чему их учат и что им говорят. В школьном возрасте они понимают необходимость нравственных норм. Если малыш не приучится трудиться, беречь природу, любить близких, уважать старших, не поверит в свои способности, то в дальнейшем привить эти навыки будет сложнее. Поэтому система патриотического воспитания должна закладываться в школьном возрасте. Патриотическому воспитанию маленьких граждан надлежит стать объединяющей силой, которая вырастит поколение истинных патриотов. Дети, став взрослыми, смогут возродить величие Родины, приумножат её силу и достаток, сделают гораздо лучшей жизнь своих граждан.

Патриотическое воспитание младших школьников решает такие задачи как:

– изучение исторического прошлого своего края, Родины, города, школы;

– развитие нравственных ценностей, гуманизма, милосердия;

– почитание национальных традиций народа, семьи, воспитание культуры общения, заботливого отношения к духовным богатствам своего края;

– вырабатывание чувства любви к Отечеству, готовность преданно служить Родине.

Патриотизм должен стимулировать школьников к созидательному чувству, а не разрушительному. Если учитель любит свою страну, её историю, традиции, то он должен это демонстрировать на личном примере, например, научить детей не бросать мусор, где попало, пребывая на природе. Во время государственных праздников искренне радоваться, восхвалять Отчизну, а при возникновении трагических происшествий скорбить вместе со страной, проявляя сочувствие, оказывая помощь людям, выражая силу и единство всего народа.

Таким образом, патриотизм простыми словами – это безусловная любовь и преданность своему народу и желание считать себя гражданином своего государства.

Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

В обсуждении одного из недавних постов возникли некоторые непонятки. Некоторые люди засомневались, патриот ли я? Люблю ли я Рассеюшку-матушку, али совсем забыл ее в краю забугорном? Решил разъяснить свою позицию по поводу патриотизма, а заодно его классифицировать.
Итак, типы патриотов (патриотизм может быть отрицательным):
1) Радикальный патриот. Искренне считает Россию — самой лучшей страной в мире, русских — наиболее высокой по развитию нацией в мире. Патриотизм сочетается с не менее активной ненавистью к нерусскому, в частности, к США, евреям и кавказцам. Активно участвует в националистических демонстрациях и стычках с представителями других нацональностей. Подсознательно стремится к войне.
2) Русофил. Чем-то напоминает радикального патриота, но в меньших, неагрессивных проявлениях.Так же убежден, что Россия — самая лучшая страна, точнее единственно «нормальная». Верит в страшилки про другие страны, например, убежден, что США — это место, где убивают российских приемных детей.
3) Умеренный патриот. Убежден, что Россия — хорошая страна, пускай и со своими недостатками.Терпимо относится к другим точкам зрения, устойчив к троллингу. В споры о патриотизмы предпочитает не вступать. Патриотизм для него — штука неагрессивная, способ поднять себе настроение, например, поболеть за национальную сборную. Считает, что другие страны тоже вполне нормальны. Способен на самокритику.
4) Раздраженный патриот. Часто материт свою страну, политиков, государство, но в целом считает так же, как и умеренный патриот, хотя редко это показывает. Неустойчив к троллингу.
5) Нейтральный патриот. Считает Россию не более, чем одну из стран, примечательную настолько, насколько примечательны другие страны, со своими особенностями. Равнодушен как к патриотическим праздникам и ненависти к другим странам. Не склонен считать РФ ни уникально хорошей, ни уникально плохой. Вообще не склонен говорить и обсуждать патриотизм. Иммунен к троллингу.
6) Русофоб. Убежден, что Россия — отсталая деградировавшая страна и что русские как-то по-особенному плохие. В разговоре всегда говорить о русских в третем лице, себя считая за цивилизованного человека, которому чудом удалось вырасти нормальным среди окружающего быдла. Для него патриотизм — это вывод агрессии, он презирает русофилов, за счет чего повышает собственную самооценку. Объединяются друг с другом в сообщество, считающее себя элитарным. Убежден, что сам он — человек Запада, презирает государство.
7) Радикальный русофоб. Русскоговорящий, но, как правило, не является гражданином РФ и принадлежит к националистическому движению других стран (в основном СНГ). То есть, по сути, это радикальный патриот другой страны. Русские в его глазах — раса орков, ничтожеств, алкашей, уродов, объект чистой ненависти. Агрессия у него зашкаливает настолько, что его считают неадекватным все остальные типы патриотов. Троллит всех подряд. Отказывается признавать родство менталитета славян.
8) Проплаченный патриот. Профессионально занимается пропагандой. В интернете часто имеет вид ботовода. Может имитировать пункты 1,2,6,7. По определению не может быть нейтральным. Имхо, в интеренете, а особенно в ЖЖ их навалом, причем на мой личный взгляд, кремлеботов меньше, чем опп-ботов, хотя кремле-боты сильней выделяются, так как топорней работают. Ботов можно распознать по особой клешированности речи, пустых/копипастных журналах в сочетании с большим числом комментов в других журналах.
Мое отношение ко всем подтипам:
1) неадекваши. Слишком агрессивны. Некритическое мышление. Премлемо только в случае полномасштабной войны.
2) наивные, мило ограниченные ребята. Безодбидны, но некритичны.
3) наиболее адекватная позиция. Спокойная, уровновешенная, при этом позитивная.Наболее конструктивный подход.
4) на этом уровне, у нас, по-моему, пребывает большая часть населения. Понятная точка зрения, вполне адекватны.
5) точка зрения холодного интеллектуала. Адекватная, но неэмоциональная.
6) люди с психологическими комплексами, часто интеллигентные, но слабые, на них нельзя полагаться. Безобидно неадекватны.
7) неадекваши. Зашкаливающая агрессия.
8) ноу комментс
Третий пункт мне нравится больше всего, потом что он а) позитивен б) сохраняет критичность в) ориентирован на результат г) признак уравновешенной силы характера. Когда меня пытаются протроллить, я перехожу в фазу нейтрального патриота и не позволяю самоутверждаться за мой счет. Многие люди во время троллинга переключаются в радикальных патриотов, что, имхо, ошибка и идет на руку троллю. Неадекваш я обхожу, пожав плечами. Ценю экспертное мнение нейтрального типа, посольку оно наиболее критично и осмысленно.
Зы. Небольшая ремарка про адекватность. Естественно, не один из видов патриотов тут не согласится, что его убеждения неадекватны. Я вкладываю в слово адекватность довольно конкретный смысл — это способность объективно оценивать окружающую реальность. Проверить объективность можно двумя способами — 1) достижение конкретных, осязаемых результатов человеком, которые он перед собой ставил 2) способность точно прогнозировать будущее. Подчеркнутые мной пункты лажают именно в этом. Если же считать адекватностью — естественный, нормальный «сдвиг», случившийся в человеком в таких-то там обстоятельствах (все бы на их месте такими были), то конечно, все типы адекватны.
Зы. Пребывание на теорритории только одной страны мне не кажется обязательным требованием для статуса патриота. Убежденный сторонник открытого мира, в котором все ездят и общаются со всеми и не считают окружающие страны врагами, а уехавших, соответственно, предателями. Свобода передвижения рулит.

Что такое патриотизм и почему он нужен прежде всего нам самим

17 августа 2019

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. По мнению ученых, любовь к Родине заложена в человеке на генетическом уровне.

Древние люди знали, что шансы на выживание в дикой среде максимально повышаются только в группе. Объединяясь, они боролись за свою территорию и имущество, защищали друг друга от представителей других племен.

Поэтому отвечая на вопрос «что такое патриотизм», можно коротко ответить: «Это позитивные эмоции в отношении своей страны, основанные на инстинкте самосохранения».

Патриотизм — это нравственное убеждение

В переводе с древнегреческого языка («patria») буквально означает «отечество».

Патриотизм — это нравственное убеждение, в основе которого лежит любовь к своей стране, ее традициям, истории и культурным ценностям. Желание быть гражданином своего государства, носителем его языка. Стремление защищать интересы своего народа, часто жертвуя своими.

Для патриотизма характерны следующие черты:

  1. эмоциональная привязанность к своей стране. Уехавший за кордон патриот, часто страдает ностальгией – тоской по своему городу, людям и их менталитету, традициям и т.д.;
  2. чувство единения со своим государством (я – русский!);
  3. обеспокоенность настоящим и будущим страны (людям не все равно, что происходит внутри государства);
  4. готовность поступиться своими интересами ради ее благополучия. Здесь, как пример, можно привести многочисленные истории времен Второй мировой войны про то, как молодые юноши, не достигшие 18 лет, подделывали документы, чтобы попасть на фронт и постоять за честь Родины.

К слову о том, кто такой патриот. Происходит оно от греческого «patriotes», что в переводе означает «земляк».

Психологи выяснили, что максимально чувство патриотизма присутствует у человека в возрасте 8-18 лет. В это время он не обременен еще своей семьей и ответственностью за нее, взрослыми проблемами и трудностями, поэтому все свое честолюбие (что это такое?) направляет именно на любовь к стране.

Почему нас отговаривают быть патриотами?

Противоположностью патриота является космополит (продукт всеобщей глобализации общества) – это человек, верящий, что все люди братья, граждане мира, планеты. Таким образом, последние стирают любые отличия между странами и нациями, а заодно их исторические ценности и культуру, пропагандируя всенародное единство.

Патриотизм — это очень глубинное чувство, которое было свойственно сотням тысяч поколений наших предков. Оно одно из самых «настоящих» и самых потрясающих. Если вы его никогда не испытывали, то многое потеряли.

Таких чувств в жизни человека может быть совсем не много. Это как любовь — описать очень сложно, но те, кто ее испытал поймут и без слов. А те, кто испытать не способен обзовут это идиотизмом или еще чем-то таким (авось им от этого станет легче и не так обидно).

Патриотизм обладает одним очень важным качеством — он сплачивает. Как ни что другое. Делает общество монолитным. Это очень хорошо для страны, но очень плохо для ее антагонистов, которые в этом, естественно, не заинтересованы. Россия большая, и запад ее всегда боялся на подсознательном уровне.

В США патриотизм — это национальная идея. Они вывешивают флаги на своих домах и искренне гордятся страной (где больше всего в мире заключенных и бездомных от общего числа населения). Это хорошо для США. Но плохо то, что в других странах может происходить то же самое.

Допустить этого нельзя и поэтому «запад» продолжает «гадить» в мозг нашим детишкам (как это было и столетия назад), делая из них космополитов (нигилистов — только отрицающих, но ничего не предлагающих). Что примечательно, стоит это не дорого (коллаборационисты всегда довольствовались жалкими тридцатью серебренниками).

Борьба за умы идет не только на нашем поле, но и по всему миру. Чтобы сохранить гегемонию «запад» обязан не дать усилиться своим реальным или потенциальным противникам. На самом деле, их много (полмира). Так что мы не одиноки в этой борьбе (бьют не только по нам).

Запад обладает несоизмеримо большими информационными возможностями (хотя это, пожалуй, последнее их преимущество) и не отягощен моральными принципами, как мы (ведь наша сила в правде!).

Надо понимать, что идет информационная война и мы тут не в выигрышной позиции, но все равно обязательно победим. Потому что за нами правда, а в ней вся сила!

Не согласны? Тогда прочитайте эту оду патриотизму:

Я узнал, что у меня
Есть огромная семья.
И тропинка и лесок,
В поле каждый колосок.
Солнце, небо голубое —
Это всё моё, родное!
Это — Родина моя!
Всех люблю на свете я!

Лично я хочу быть патриотом именно из чувства противоречия. Так бы я может быть и «прошел мимо», но когда так нагло и грубо пытаются направить «в нужную сторону» и не дают мне морального права быть патриотом только потому, что это удел высшей касты (особенной нации, как говорил их бывший) — я «встаю на дыбы».

Зря они так. Я ведь не один такой. Такая у нас особенность — инстинктивно противостоять давлению извне. Наверное, именно поэтому мы и выжили при всех попытках нас удушить на протяжении тысячелетий.

Любить свою страну — это так же естественно и понятно, как любить свою семью (мать, жену, детей). Все то же самое, только в большем масштабе. И это право человека нужно уважать и не покушаться. Оно есть у всех, а не только у жителей избранных стран.

Виды патриотизма

В разные времена данное понятие наделяли разным смыслом, в связи с чем появились разные виды патриотизма:

  1. полисный – любовь к полису (в Греции раньше так называли города, которые являлись мини-государствами со своими законами и традициями);
  2. имперский – любовь к империи, императору;
  3. этнический – любовь к своему этносу, его истории и традициям;
  4. государственный – высокие чувства к государству;
  5. квасной – чрезмерная любовь к стране. Такие люди с криком «ура» идут оголенной грудью на любые баррикады, устраивают митинги, собрания и т. д.;
  6. городской – любовь к городу;
  7. ультрапатриотизм – гипертрофированная форма, доходящая до крайности и сумасшествия.

Зачем он нам?

Какую функцию выполняет рассматриваемое явление? Выше было сказано, что патриотизм – это состояние ума, в основе которого лежит голый инстинкт самосохранения.

Однако, на инстинкт, как на елочку, нанизывается еще пара веток:

  1. Патриотизм нужен человеку, чтобы отделять свое от чужого, самоидентифицироваться, понимать, кто он и зачем ( я – русский и отличаюсь от англичан тем-то и тем).
  2. Также феномен играет роль мотиватора – придает людям смысл жизни, формирует моральные ценности. Например, все на той же войне русские солдаты преодолевали страх, эгоизм и шли на верную погибель ради Родины. Среди историков есть даже мнение, что победа досталась русским благодаря патриотизму, так как военные силы и возможности были не в нашу пользу (оружие, техника, обмундирование).
  3. Патриотизм является цементирующим средством, сплочающим людей одной страны.

Проблема нездорового патриотизма

Есть люди, называющие патриотизм безнравственностью. Один из таких – Л.Н. Толстой. Он сравнивал это явление со «стыдным, грубым, вредным и дурным». И действительно, если вдуматься… Убийство – грех? Грех. А если на почве патриотизма, то добродетель (например, солдат убил врага)? Если убили вы, то да, а если вас или вашего родного человека?

Это есть парадокс (палка о двух концах). Ведь убийство не может оцениваться, как хороший поступок. Этические нормы запрещают лишать жизни человека, кем бы он ни был. Но если приписать сюда патриотические намерения, то антиморальное действие приобретает налет духовности. «Патриотизм – последнее прибежище негодяя» С. Джексон.

Всегда били пацифисты и те, кто за все хорошее против всего плохого. Проблема в том, что мир пока несовершенен и «сферический конь в вакуме» не прокатывает. Войны не прекращаются и всегда приходится выбирать чью-то сторону.

Сейчас у людей появляется иллюзия, что можно быть гражданином мира, не принимать ничью сторону, быть над схваткой. Но это не так. Как раз сейчас идет ломка старого миропорядка и самое безопасное — это выбрать сторону, иначе можно попасть в жернова.

Важно отметить еще один минус нездорового патриотизма: очень часто он принимает крайние формы и порождает негативные последствия. Речь идет о двух явлениях:

  1. ксенофобии – это отвержение всего чужого. Именно ксенофобы делят людей на нации, разделяют по социальному статусу или религиозным предпочтениям. Но не просто делят, а враждуют на этой почве (ты – бедный, зеленоглазый буддист, поэтому я с тобой не дружу, потому что я богатый, кареглазый католик). Сейчас запад как раз устроил травлю (демонетизацию) русских. Следующие — китайцы.
  2. шовинизме – это идеология, приверженцы которой считают свою нацию превосходящей остальные. Пример тому – Гитлер, очищающий землю от «нелюдей»-евреев и считающий, что русские рождены только для того, чтобы служить.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка

Патриотизм — это.. Определение понятия патриотизм для сочинения.

Определение понятия «ПАТРИОТИЗМ»для сочинения ОГЭ (9.3), ЕГЭ, итогового сочинения по русскому языку и литературе на тему: Как Вы понимаете значение слова ПАТРИОТИЗМ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на темы «Что такое ПАТРИОТИЗМ? Что такое истинный и ложный патриотизм? Какого человека можно назвать патриотом? Как воспитывается патриотизм?»

Патриотизм — это… Определение, значение слова.

ПАТРИОТИЗМ – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
ПАТРИОТИЗМ – это положительная моральная ценность, действительная любовь к своему отечеству.
ПАТРИОТИЗМ – это любовь к Родине, забота о её интересах и готовность к её защите.
Патриотом называют человека, который высоко ценит страну, где он родился и вырос, ее традиции, культуру, язык, заботится об интересах Родины.
Слово ПАТРИОТИЗМ происходит от греческого pater — «родина».

О понятии «патриотизм».

Слово «патриотизм» знакомо любому человеку с детства. Под патриотизмом понимается любовь относится и к большой родине, и к народу, и к малой родине. Точнее, чувство большой родины вырастает из любви к малой родине. Любовь к Родине придает смысл человеческой жизни и определяет те пути, которые создают саму личность.
Патриотизм тесно связан с ответственностью. Конечно, рядовые граждане отвечают не за все, что происходит. За направление хода истории также несет ответственность и власть (как местная, так и высшая). Однако чувство ответственности — необходимый компонент патриотизма любого человека, какое бы социальное положение он ни занимал.

В чем проявляется патриотизм? Образ Родины.

Образ Родины всегда точен и ясен. Он не может быть расплывчатым.

Патриотизм – это любовь к родному краю, где родился и вырос.

Патриотизм – это любовь к своему народу. Любить – значит гордиться историей, культурой, традициями, былыми и нынешними свершениями.

Патриотизм — это готовность отстаивать независимость Родины.

Истинный патриотизм складывается из всех перечисленных компонентов.

Чувство любви к Родине является интимным, индивидуальным, конкретным.

Сила патриотизма зависит от духовного мира личности, ее нравственных ориентиров, глубины мысли— от всего того, что называют цельностью натуры. Существует такое убеждение: истинный человек и сын Отечества есть одно и то же.

Патриотизм влечет за собой другое важное качество — уважение к другим странам и народам.

Чтобы быть патриотом, не обязательно становиться краеведом. Необходимо знать свое прошлое. Без прошлого не возможно ни понять, ни оценить по достоинству наш сегодняшний день, представить себе будущее.

Некоторые ученые подразделяют патриотизм на виды:

Догматический патриотизм
Так, есть патриотизм догматический, или консервативный, который берёт под защиту и зло своего отечества. Основной принцип догматического патриотизма: «Отечества и дым нам сладок и приятен» (Г. Державин). Недостатком догматического патриотизма предстает некритическое восприятие им своей культуры.

Есть патриотизм критический, который замечает только недостатки в своём отечестве и подвергает их критике. При этом критический патриотизм не отрекается от отечества, ему также свойственны любовь и боль за свои национальные ценности, за их уровень развития. На позициях критического патриотизма стояли, например, у нас западники XIX века, которые, как Чаадаев или Белинский, искренне любили Россию. Известны слова П. Чаадаева: «Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы не внесли в массу человеческих идей ни одной мысли, мы ни в чём не содействовали движению вперёд человеческого разума, а всё, что досталось нам от этого движения, мы исказили» (П. Чаадаев. Первое философское письмо). Но ему же принадлежат и такие слова: «Больше, чем кто- либо из вас, поверьте, я люблю свою страну, желаю ей славы, умею ценить высокие качества моего народа» (П. Чаадаев. Апология сумасшедшего).

Третья, высшая форма патриотизма, – это просвещённый патриотизм, который замечает и недостатки своего отечества, подвергая их критике, борется с ними, и видит достижения своей культуры, защищает и отстаивает их. Просвещённый патриотизм не догматически отрицает все замечания в адрес своего отечества, но защищает его от необоснованных нападок, доказывая их несостоятельность. Так, А. С. Пушкин писал в письме Чаадаеву: «Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя, но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал» (А. С. Пушкин. Письмо П. Чаадаеву. 19 октября 1836 г.).

Классный час «Что такое патриотизм»

Классный час

«Что такое патриотизм»

Цель:

Формирование у детей чувства патриотизма, уважение к родной стране, ее истории;

Умение ориентироваться в общественной обстановке, иметь свои суждения и взгляды, обладать социальной ответственностью за свои мысли, поступки.

Задачи:

Помочь учащимся осознать социальную значимость патриотизма в современной жизни общества,

Создать условия для развития у учащихся умений формулировать понятия,

убедить учащихся в том, что истинный патриот своего Отечества должен знать историю своего народа, испытывать чувство гордости за своих соотечественников, должен готовиться к защите Отечества,

расширить кругозор учащихся,

учить самостоятельности, коллективизму.

Оборудование: плакаты, презентация

На доске эпиграф : «Клянусь честью, что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».

А.С. Пушкин

Ход занятия:

  1. Сообщение темы и цели занятия

  2. Понятия: патриот, Родина, Отечество

  3. Герои Нижегородского края защищавшие нашу страну

  4. Патриот в современном обществе: кто он?

  5. Подведение итогов занятия.

  1. Сегодня мы с вами попытаемся понять что такое патриотизм, кто такой истинный патриот своей страны.

  2. Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. А вот что записано в словаре Ожегова: патриотизм- преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Другое определение патриотизма: особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям.

Как вы считаете, что объединяет все эти определения?

Ответы учащихся.

Правильно, все эти определения объединяет одно: любовь к Родине, Отечестве, к своему народу и стремление защитить свою Отчизну. А как Вы думаете: защищать свою Отчизну можно только с оружием в руках?

Ответы учащихся.

  1. В годы Великой Отечественной войны наши с вами земляки защищали нашу страну от фашистов как и на фроне так и в тылу.

Три ученики выступают с сообщением о горьковчанах в годы Вов, параллельно идёт показ слайлов.

Во время Великой Отечественной войны на территории г. Горького и области формировались воинские части и соединения для Красной Армии. Это были стрелковые дивизии и танковые бригады, танковый корпус, подразделения лыжников, дивизион бронепоездов. Горьковчане вливались в авиационные части, пополняли экипажи морских судов и подводных лодок, воевали в кавалерии и артиллерии, сражались на всех фронтах. Славную биографию имеет 137 стрелковая Бобруйская дивизия, в которой были преимущественно горьковчане. Она участвовала в ликвидации Орловского плацдарма гитлеровских войск, первой форсировала Десну, освобождала Украину и Белоруссию, первой вступила на территорию Южной Пруссии, активно участвовала в ликвидации восточно-прусской группировки противника. Таким же героическим был путь 322-й стрелковой Житомирской дивизии, 279-й стрелковой Лисичанской, 85-й гвардейской стрелковой Рижской, 89-й гвардейской стрелковой Белогородско-Харьковской, 8-го гвардейского танкового корпуса, Горьковско-Варшавского дивизиона бронепоездов, артиллерийских полков и других частей и соединений, которые формировались в Горьком, и в которые входило много горьковчан.

Более трехсот наших земляков заслужили высокое звание Героя Советского Союза, а генералы В.Г.Рязанов и А.В.Ворожейкин удостоены этого звания дважды. Сорок восемь человек стали полными кавалерами солдатского ордена Славы. Многие земляки совершили настоящие подвиги: закрывали грудью амбразуры вражеских дзотов, бросались под вражеский танк со связкой гранат, таранили на самолетах фашистские бомбардировщики, взрывали свои машины, чтобы пламенем предупредить товарищей о высадке десанта противника, таранили на горящем танке вражеский бронепоезд…

Не менее героическим был труд тыловиков. На предприятиях области выпускались танки, самолеты, самоходные установки, танковые моторы, минометы, знаменитые «катюши» и другая военная продукция, шилось военное обмундирование.

За образцовое выполнение заданий по выпуску военной продукции правительство наградило коллективы Горьковского автозавода и завода им. С. Орджоникидзе орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени. Завод «Красное Сормово» награжден орденами Ленина и Отечественной войны I степени. Орденом Ленина были награждены заводы «Красная Этна», имени В.И.Ленина, Богородский ремонтный завод. Правительственными наградами был отмечен труд выксунских и кулебакских металлургов, дзержинских химиков.

Горьковская железная дорога стала одной из ведущих магистралей страны, она перевозила огромное количество грузов. Для нужд фронта были оборудованы вагоны-пекарни, вагоны-бани.

В битве за Сталинград отличились наши речники. Суда Верхне-Волжского речного пароходства под непрерывными бомбежками и обстрелами вывозили из осажденного города раненых, эвакуировали гражданское население, доставляли оружие, боеприпасы, продовольствие.

Жители области создавали фонды обороны, куда вносили свои денежные средства. На них строились танки и самолеты. Тысячи горьковчан, прежде всего женщин, в годы войны стали донорами.

Несмотря на то, что вся тяжесть сельскохозяйственных работ легла на плечи женщин и детей, планы урожайности по основным культурам ежегодно перевыполнялись. За годы войны горьковские колхозы дали государству около 70 млн. пудов хлеба, десятки тысяч тонн картофеля, овощей, тысячи тонн мяса, молока. При том, что сами питались картофельным хлебом, добавляя в него крахмал, полученный из гнилой картошки, оставшейся после уборки на полях. В картофельное тесто добавляли головки клевера и пекли лепешки – почти единственное доступное лакомство. Доходы от личного подворья уходили на уплату государственных налогов.

В городах так же, как и в колхозах, на рабочие места ушедших на фронт мужчин вставали женщины, дети и старики. За одну смену выполняли 2-3-х сменную норму выработки. Питание было скудное: 800 граммов хлеба для работающих на тяжелых работах, 500 г – для остальных, на иждивенцев – 300 г. В обед выдавали бесплатный талон, по которому в столовой полагалось 200 г хлеба, первое и второе: летом — щи из крапивы со свекольной ботвой и жидкая овсяная каша, зимой — овсяные каша и суп. По карточкам повышенной категории (как, например, в Дзержинске) полагалось от 700 до 1000 г хлеба в день.

Несмотря на тяжелое бытовое и продовольственное положение, во время войны область приняла десятки тысяч детей, эвакуированных из западных районов страны. Детские дома и интернаты были созданы в 18-и районах области – Шатковском, Перевозском, Сергачском, Пильнинском, Дальнеконстантиновском, Городецком и других. Особенной заботой были окружены дети из блокадного Ленинграда, которым привозили продукты питания жители многих окрестных деревень и сел. В Шатковском районе находится памятник и могила известной ленинградки Тани Савичевой, небольшой дневник которой послужил одним из обвинительных документов на Нюрнбергском процессе.

За выдающиеся заслуги горьковчан в годы войны область в 1967 году была награждена орденом Ленина.

Родина помнит подвиг героев военнослужащих. На территории нашего с вами района установлены памятники и мемориалы, в честь защитников Отечества.

Три ученика рассказывают о героях войны, параллельно показ слайдов.

Лаврентий Андреевич Чванов (род. 23 августа 1914, дер. Чаглава Шелокшанской волости (теперь Кстовского района Нижегородской области) — 2 февраля 1945, на Одере) — советский офицер, танкист, в годы Великой Отечественной войны — лейтенант, командир роты 71-й механизированной бригады 9-го механизированного корпуса 3-й гвардейской танковой армии 1-го Украинского фронта, Герой Советского Союза.

Подвиг

6 ноября 1943 лейтенант Л. А. Чванов в бою за село Хотов Киево-Святошинского района Киевской области с двумя солдатами вышел к шоссе, по которому двигалась колонна фашистов, и, открыв внезапный огонь, вызвал панику в его рядах, в результате чего, отступавшие гитлеровцы попали под огонь наших танков и автоматчиков и были полностью уничтожены. Отличилась его танковая рота и на Правобережной Украине, совершая дерзкие вылазки в тыл врага.

В честь него в деревне Бешенцево названа улица, на которой установлен обелиск воинской славы.

ПАНИН БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ (1920—1943). Летчик. Младший лейтенант. Родился в Горьком в семье рабочего. Окончил семилетку, поступил на завод имени Фрунзе учеником слесаря. На фронте с октября 1942 года. Участвовал в боях на Калининском, Волховском, Северо-Западном и Воронежском фронтах в составе гвардейского авиационного полка. Был летчиком пикирующего бомбардировщика Пе-2, затем – командиром авиазвена. Считался одним из лучших летчиков соединения. На фронте вступил в партию. В мае 1943 года произвел в сложных условиях фотографирование Харьковского аэроузла противника. 4 августа 1943 года при выполнении боевого задания Борис Панин вместе с экипажем погиб в районе Белгорода. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года гвардии младшему лейтенанту Борису Владимировичу Панину было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

На территории завода имени Фрунзе ему был установлен памятный бюст.

ЛАРИН МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ (1911—1945). Пехотинец. Лейтенант. Родился в селе Надеждине Мордовской АССР в семье крестьянина. Действительную военную службу проходил в Белоруссии в кавалерийском полку, учился в полковой школе. В 1935 году, уволившись в запас, переехал в город Горький и поступил работать в 8-е отделение милиции Ждановского района. В августе 1942 года добился отправки на фронт. Воевал на Калининском фронте пулеметчиком. Участвовал в освобождении Великих Лук, Смоленска. На фронте ему было присвоено звание младшего лейтенанта, он стал командиром пулеметного взвода. Был дважды ранен.

Фашисты упорно сопротивлялись на клайпедском плацдарме, на косе Куршю-Неринга. В ночь на 29 января взвод Ларина в жестокой схватке выбил противника из первых траншей. Немцы бросили крупные силы пехоты, поддержав их артиллерийским огнем. За один день взвод Ларина отбил пять контратак. Отбивая шестую контратаку, в рукопашном бою Ларин уничтожил 15 вражеских солдат, но и сам погиб смертью храбрых. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года лейтенанту Михаилу Федоровичу Ларину было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

В честь этого героя названа одна из улиц Приокского района и установлен на этой улице памятный знак (ул. Ларина, д.1).

Но воины, защищают наш покой и казалось бы и в мирное время. В 2002 году в парке «Швейцария» был установлен мемориал памяти воинов, погибших в локальных конфликтах в Афганистане и Чечне.

Два ученика читают стихи ветерана Приокского района Щёголевой Тамары Семеновны:

*****

Стоят друзья у обелиска

Плечом к плечу так близко — близко

И просят павшего, чтоб встал

И крепко руки всем пожал.

Припомнишь годы боевые,

Пути — дороги фронтовые,

Чтоб с нами рядом посидел

И на друзей бы поглядел.

Друзья, конечно, постарели,

Виски давно их побелели,

А он остался молодым

И в сыновья годится им.

Но друг по фронту — вечный друг

И не стереть ту память вдруг.

Цветы, венки у обелисков

От всех друзей, родных и близких.

*****

Седая женщина подходит к обелиску

Лицо в морщинах, с крупною слезой.

Целуя надпись, наклонилась низко

И тихо шепчет: «Здравствуй, мой родной!»

Глаза закрыла, вспомнила мальчонку:

Он только вырос – началась война.

Оставил мать, любимую девчонку.

С тех пор и мать одна, и девушка одна.

Прожил он мало, но зато навечно

Был удостоен «золотой звезды»

И к обелиску цепью бесконечной

Приходят люди и несут цветы.

Стояла мать его в молчаньи,

Душой сказала сыну своему:

«Теперь я вижу, сын, твои старанья.

Ты – жив», — скажу я сердцу своему.

  1. Ребята, скажите, а как мы с вами можем проявить любовь и уважение к своей Родине, к России? Как, какими делами, поступками мы можем заявить о том, что мы граждане России и готовы защищать свою Отчизну?

Размышления детей, обсуждение

А сейчас давайте создадим портрет современного патриота.

Дети предлагают свои ответы, учитель записывает на доске в форме схемы.

Ученик читает стихотворение «Быть патриотом…» Ковалёва Е.

Быть патриотом,… Что же это значит?

А это значит Родину любить,

А это значит честно, бескорыстно

Отечеству любимому служить.

Любить его историю седую,

Святые лики русских матерей,

Которые не раз в годину злую

В бой провожали собственных детей.

Учить детей гордиться своим родом

И честь его блюсти и сохранять,

Быть лучшей частью русского народа,

Которую не смог никто подмять.

Творческая мастерская. У нас в классе представлены различные плакаты патриотического содержания: плакаты времён Великой Отечественной войны, призывающие отдать все свои силы на борьбу с фашистами, современные плакаты. А сейчас мы с вами попробуем создать свои патриотические плакаты, отражающие любовь и уважение к Отчизне.

Дети деляться на 4 группы. На листах выполняют творческие работы, затем рассказывают, какую идею хотели передать в своём плакате.

  1. Патриотами не рождаются, ими становятся. И сколько бы кто ни говорил о патриотизме, все это слова. Истина в делах, поступках. В жизни патриотизм проявляется не в пламенных речах с трибуны, а в обычной посадке дерева около школы или дома, в том, чтобы не бросать билетики на землю, выходя из автобуса. И даже в хороших оценках, потому что оценки — это мера ответственности человека. Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая может переживать не лучшие времена. Патриотизм – это своими поступками делать жизнь в своей стране лучше, а не ругать порядки, законы в своей Родине. Патриотизм это любовь и уважение ко всему что нас окружает: к дому, семье, школе, улице где ты живёшь, школе, где ты учишься; это ответственность за себя, за свои поступки, за своё образование; это дружба, верность, труд на благо Отечеству, забота о близких, умение восхищаться природой родного края и стремление беречь её.

И на прощание давайте прослушаем песню «С чего начинается Родина..» написанную Вениамином Баснером на слова Михаила Матусовского в 1968 год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *