Определение мелодии

МЕЛОДИЯ

Смотреть что такое «МЕЛОДИЯ» в других словарях:

  • МЕЛОДИЯ — (греч.). Одногласное последование звуков, расположенных по определенным эстетическим правилам. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МЕЛОДИЯ греч. melodia, от melos, песня, и ado, петь, хвалить.… … Словарь иностранных слов русского языка

  • мелодия — См … Словарь синонимов

  • мелодия — и, ж. mélodie f., пол. melodia <, гр. melodia пение, песнь. 1. Мелодичность, напевность, благозвучие. Мелодия речи. БАС 1. Какая прекрасная мелодия! Сказал я, и тотчас опустил переднее стекло, чтобы лучше слушать ее. Карамзин 6 35. || Мелодия … Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • МЕЛОДИЯ — (от греческого melodia пение, напев, песня), одноголосно выраженная музыкальная мысль (содержательно неделимое целое), основной элемент музыки. Мелодия ряд ладово и ритмически организованных звуков … Современная энциклопедия

  • МЕЛОДИЯ — (от греч. melodia пение напев, песня), одноголосно выраженная музыкальная мысль, основной элемент музыки. Мелодия ряд звуков, организованных ладово интонационно, ритмически и образующих определенную структуру. Специфический компонент мелодии… … Большой Энциклопедический словарь

  • Мелодия — (от греч. melos пение, melodie франц., нем., melodia итал.) певучее последование звуков, принадлежащих к какой нибудь гаммеили ладу. В М. допускаются неотдаленные модуляции, но преобладаниеглавного лада необходимо. Кроме того, М. должна иметь… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • мелодия — ажурная.(Абельдяев); затейливая (Белый); заунывная (Альбов); звучная (Бальмонт); кружевная (Абельдяев); крылатая (Пожарова); лучистая (Бальмонт); нежная (Чудов); скорбная (Гордин); сладкая (А.Каменский); стройная (Надсон); томно нежная (Благов);… … Словарь эпитетов

  • мелодия — МЕЛОДИЯ, голос, мотив, напев, партия … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • Мелодия — (от греческого melodia пение, напев, песня), одноголосно выраженная музыкальная мысль (содержательно неделимое целое), основной элемент музыки. Мелодия ряд ладово и ритмически организованных звуков. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • МЕЛОДИЯ — фирма звукозаписи. Основана в 1964, Москва. Записывает и распространяет преимущественно классическую музыку, компакт диски, кассеты, грампластинки … Большой Энциклопедический словарь

Средства музыкальной выразительности

Музыка – это язык чувств. Уникальность музыкального искусства заключается в том, что понять заложенное композитором чувство может практически каждый человек. Помогают нашему восприятию средства музыкальной выразительности. Познакомиться с основными средствами музыкальной выразительности будет полезно как профессиональному музыканту, так и любителю. Знания помогут не только понимать язык музыки, но и говорить на нем, сочиняя свои произведения.

Из чего состоит музыка

Классическая музыка имеет определенные каноны, позволяющие создавать удивительные шифры. Эти музыкальные приемы формировались столетиями, менялись в зависимости от эпохи и моды. Интересно, что до эпохи барокко музыкальное искусство имело прикладной характер. За редким исключением инструментальная музыка имела самостоятельность и могла исполняться без танца или слова. В основном инструменты использовались лишь в качестве аккомпанемента. Начало формирования собственного языка символов, а именно средств музыкальной выразительности было положено в 16 веках. Но за дальнейшие века эмоциональная палитра наполнилась всеми оттенками и цветами, создающими особый колорит произведения.

К средствам музыкальной выразительности относят:

  • Мелодия;
  • Лад;
  • Гармония;
  • Регистры;
  • Метр, ритм, темп;
  • Тембр;
  • Фактура;
  • Штрихи;
  • Динамика.

Рассмотрим по отдельности каждое средство музыкальной выразительности.

Мелодия: определение, типы

Мелодия представляет собой законченную музыкальную мысль, несущую в себе яркий образ. Чаще всего мелодическая линия является одноголосной.

Справедливо сказать, что сколько существует на свете мелодий, столько и есть их разновидностей. Ведь каждая мелодия уникальна и интересна по-своему. Тем не менее, музыковеды выделяют несколько основных разновидностей:

  1. Горизонтальное движение – мелодическая линия строится на постоянно повторяющемся звуке. Создается ощущение застывшего времени. Чтобы избежать монотонности для подобной мелодии, необходимо подобрать достаточно активное гармоническое движение и частую смену аккордов. Искусно работает с подобными темами Фредерик Шопен, примером гармонизации является Прелюдия e-moll. Отсутствие развития мелодического движения часто характерно и для народных речитативных попевок или прибауток. Примером является русская народная прибаутка «Ладушки».

  1. Восходящее движение представляет собой переход к более высоким звукам. Функция подобного движения не всегда связана с подъёмом и энергией. Часто композиторы стараются выразить при помощи восходящих мелодий напряжение и душевное сопротивление. Восходящие интонации также характерны для танцевальной музыки эпохи барокко. Примером является мелодия «Менуэта» Иоганн Себастьян Баха.

  1. Нисходящее движение связано со спадом напряжения, а также эмоциональной разрядкой. Создается ощущения спокойствия и уравновешенности, если мелодия находится в среднем регистре. В низком регистре нисходящее движение может создать ощущение скорби и тяжести. Часто направленные вниз мелодии используются для вокальной музыки, так как удобны для исполнения. Примером является русская народная песня «Во поле береза стояла».

  1. Волнообразная мелодия представляет собой чередование восходящих и нисходящих движений. Разновидностью типа является заполнение скачков поступенным движением либо вверх, либо вниз, которая позволяет добиться максимально логичного и спокойного развития мелодии. Часто встречается как в профессиональной композиторской практике, так и в фольклорных образцах. Известным произведением является песня «Сурок» Людвига ван Бетховена.

  1. Мелодия со скачками характерна для танцев, быстрых произведений. Широкие скачки добавляют мелодическому движению активности и энергичности. Движение широкими скачками характерно больше для инструментальной музыки. Ярким примером подобного мелодического движения является тема произведения «На тройке» композитора Петра Ильича Чайковского.

  1. Мелодия с секвенцией отличается логичностью и постепенностью. Секвенция представляет собой способ мелодического развития при помощи повторения звена темы на разных ступенях гаммы. Образцом секвенционного движения является I часть сонаты №26 Людвига ван Бетховена.

Важнейшим моментом в развитии мелодии является кульминация. Это наивысшая точка развития мелодического движения. Обычно выделяется следующими признаками:

  • Усиление динамики;
  • Использование скачков или восходящих интонаций;
  • Увеличение высоты звучания.

Кульминация используется уже в первых тактах инвенции №9 И.С. Баха, что создает особый музыкальный колорит.

Лад

Соотношение устойчивых и неустойчивых звуков образуют лад. Наиболее привычными ладами являются мажор и минор. По характеру звучания мажор сильно отличается от минора. Строение мажора подразумевает более ясное, светлое звучание.

Фредерик Шопен op.9 №2 «Ноктюрн»

Минор отличается спокойствием, но может выражать напряженность. Минор – это романтический лад, имеющий оттенок печали и грусти.

Людвиг ван Бетховен «Лунная» соната №14, I часть

Гармония, фактура

Гармония – это одновременное или последовательное соединение трех или более звуков. При изучении музыки существует отдельная дисциплина, имеющая название «Гармония». Музыканты изучают аккорды и аккордовые последовательности, создающие звуковые эффекты.

У каждого аккорда есть собственная краска:

  • Мажорное трезвучие – радость, веселье, энергичность.
  • Минорное трезвучие –грусть, печаль, меланхолия, спокойствие, романтичность.
  • Уменьшенное трезвучие – диссонирующее звучание, мистическое и фантастическое.
  • Увеличенное трезвучие –звучит как диссонанс, резко, остро.
  • Малый мажорный септаккорд –создает небольшое напряжение и тяготение к тонике, что позволяет использовать его в заключительных каденциях.
  • Малый минорный септаккорд – умиротворение, спокойствие.
  • Большой мажорный аккорд –часто используется в джазовой музыке, яркий по звучанию.
  • Дважды уменьшенный аккорд – страх, испуг и скорбь.

Взаимодействие аккордов в тональности также подчиняется правилам гармонии. Здесь важно учитывать функциональность аккорда, то есть его расположение на определенной ступени лада. Красочности гармонии также придают модуляции и отклонения.

Фактура – это склад музыкальной ткани. В широком смысле фактура делится на два типа:

1) Полифонический склад – многоголосие, в котором все голоса считаются равноправными. В полифонии вместо ведущей мелодии используется тема, противосложение. Примером полифонии является Фуга до мажор И.С. Баха из «Хорошо темперированного клавира» I том.

2) Гомофонно-гармонический склад – многоголосный склад, в котором ведущая роль отводится мелодии. В качестве мелодического сопровождения используется аккомпанемент. Примером является Ноктюрн Фредерика Шопена.

В более узком значении фактура подразумевает варианты изложения аккордов:

  • аккордовая – одновременное нажатие звуков аккорда.
  • гармоническая фигурация – последовательное изложение аккорда.

   

Регистры и тембры

Высота звучания зависит от регистра. Условно существует три регистра:

  • низкий – имеет приглушенное, немного тяжеловатое звучание. Образный ряд – это большие животные, тяжелые предметы или инфернальные существа.
  • средний – относится к человеческому голосу, удобен для вокальных произведений. По краске теплый, приятный.
  • высокий – вызывает ощущение легкости и безмятежности. Образный ряд: птицы, воздух или дождь.

Фортепиано является инструментом, включающим в себя все три регистра. Но не все инструменты могут похвастаться столь широким диапазоном. Чтобы сохранить тембровую краску и ее природную красоту, композиторы используют инструменты в области выразительного звучания. Изображение поможет понять, какие инструменты играют в каких регистрах.

Композиторы XX века используют инструменты вне сферы выразительной игры для создания эффекта напряженности или неестественности. Например, Игорь Стравинский в увертюре к балету «Весна священная» использует фагот в непривычно высоком для него регистре. В результате звучание инструмента стало практически неузнаваемым.

Ритмический рисунок, темп

Много звуковой информации о музыкальном жанре и о стиле произведения слушатель получает из ритма. При этом важно различать ритм и метр. Ритм представляет собой соотношение длительностей в их последовательности. Метр же является чередованием сильных долей (постоянных акцентов) и слабых, выражаемых размером.

Ритмический рисунок в определенном метре сам по себе может нести характеристику для многих жанров музыки:

  1. Вальсы обычно имеют трёхдольный размер и ровный ритм с формулой бас + аккорд.
  1. Марши имеют двухдольный размер с чётким акцентом на сильные или относительно сильные доли.
  1. Менуэт – это французский танец, имеющий трехдольный метр. Часто для этого танца характерен пунктирный ритм.
  1. Джазовые произведения необычайно разнообразны по ритмическому рисунку. Особенно характерны синкопы и пунктирный ритм.

Практически каждый танец или жанр имеет свою особенную ритмическую формулу.

Как средство музыкальной выразительности используется темп. Это скорость исполнения, позволяющая максимально точно передать образ. Обычно указывается в начале композиции. Записывается итальянским словом. В таблице приведены термины, перевод и единица метра, выставляемая при исполнении на метрономе.

Штрихи

Штрихи представляют собой способы звукоизвлечения. Нюансы исполнения связаны с штрихами. К основным относят:

Стаккато — отрывисто, обозначается точкой над нотой.

Легато – связно, объединяет несколько нот линией.

Нон легато – играть каждую ноту отдельно. Не обозначается, либо прописывается – nonlegato.

Для каждого инструмента предусматриваются разные штрихи, позволяющие добиться необходимого звучания.

Динамика

Для передачи образа важно соблюдать динамические указания. Динамика отображает громкость. Так, для жанра марш характерно громкое исполнение, для нежной и лиричной арии чересчур громкое исполнение будет излишним, поэтому лучше придерживаться тихого воспроизведения. Композиторы при помощи специальных знаков отображают изменения в динамике.

Как использовать средства музыкальной выразительности

Средства музыкальной выразительности помогают передать образное содержание и замысел композитора, поэтому при исполнении важно учитывать каждый нюанс, прописанный в нотах. Если музыкант хочет сочинять музыку, то эти приемы станут отличной базой для первых сочинений. Важно учитывать особенности жанра. Многие музыкальные произведения имеют контраст, поэтому в одном сочинении могут использовать различные по краске средства выразительности. Все зависит от драматургии и от взаимодействия образов.

Тем не менее, не стоит переставать искать что-то новое, пробовать и экспериментировать. Главное в музыке – это уметь при помощи звуков подарить слушателю эмоцию или образ.

Значение слова Мелодия по Ефремовой:

Мелодия — 1. Благозвучная последовательность звуков, образующая определенное музыкальное единство. напев.
2. Постепенное движение голоса вверх и вниз по звукам различной высоты.

Мелодия в Энциклопедическом словаре:

Мелодия — (от греч. melodia — пение — напев, песня), одноголосно выраженнаямузыкальная мысль, основной элемент музыки. Мелодия — ряд звуков,организованных ладово-интонационно, ритмически и образующих определеннуюструктуру. Специфический компонент мелодии — звуковысотная линия.

фирма звукозаписи. Основана в 1964, Москва. Записывает ираспространяет преимущественно классическую музыку, компакт-диски,кассеты, грампластинки.

Значение слова Мелодия по словарю синонимов:

Мелодия — мотив
напев
голос

Значение слова Мелодия по словарю Ушакова:

МЕЛОДИЯ
мелодии, ж. (греч. melodia) (муз.). 1. Певучая последовательность звуков, образующая известное музыкальное единство, мотив, напев. 2. Постепенное движение голоса вверх и вниз по звукам различной высоты. Мелодия речи.

Значение слова Мелодия по словарю Даля:

Мелодия
ж. франц. погудка, устав, уставка, напев, голос, песня. основные, последовательные звуки музыкального сочинения, напев в один голос, последовательная согласность звуков (гармония, созвучье, совместная согласность). Старая погудка на новый лад. Не дорога песня, дорога уставка. Мелодический, к мелодии относящийся: согласный в последовательности звуков. напевный, голосовой. Мелодикон м. род духовых фортепиан. Мелодист, сочинитель, известный приятными напевами своими. Меломания, страсть к музыке. Меломан, -нка, страстный любитель музыки. Мелодрама, драма с музыкою и пением. -тический, -тичный, к ней относящ.: говорят о страстных и потрясающих явлениях, вставляемых в мелодрамы.

Значение слова Мелодия по словарю Брокгауза и Ефрона:

Мелодия (от греч. melos — пение, m &eacute.lodie — франц., нем., melodia — итал.) — певучее последование звуков, принадлежащих к какой-нибудь гамме или ладу. В М. допускаются неотдаленные модуляции, но преобладание главного лада необходимо. Кроме того, М. должна иметь симметрическое настроение и определенный ритм. М., как музыкальная мысль, должна быть закончена тонально и ритмически, т. е. иметь каденцию в конце. М., состоящая не из равномерных протяжных нот, а из нот разной длительности, заключает в себе мотив, т. е. известную ритмическую фигуру, которая повторяется в первоначальном или измененном виде и составляет рисунок М. Мелодия музыкальной пьесы, выполняемая голосом, называется кантиленой. М. имеет формы предложения, или периода, или коленного склада (см. Формы). М., не имеющая строго ритмической симметричной формы мотива, называется речитативом. В обширном сочинении М., имеющая преобладающее значение, называется главной, другие же, менее значительные, — второстепенными. Всего чаще М. помещается в верхнем голосе, но встречается и в среднем, и в нижнем. М. составляет главный элемент в музыке. без нее не обходилось и не обходится ни одно музыкальное сочинение, носящее на себе дарования, будь оно безыскусственным продуктом народа или плодом сознательного творчества. Для слушателя музыка без M. — то же, что картина без рисунка. Мелодист — композитор, богато одаренный мелодическим талантом, а также любитель М. Н. С.

Определение слова «Мелодия» по БСЭ:

Мелодия — Мелодия (от греч. melodнa — пение, напев, песня, мелодия)
одноголосно выраженная музыкальная мысль (по И. В. Способину). М. — «самая существенная сторона музыки» (С. С. Прокофьев), простейшая и первичная её форма, главный её элемент, вбирающий в себя выразительный эффект многих других. Основные значения термина: последовательный ряд звуков, связанных между собой в единое целое (М. — линия, в противоположность гармонии, аккорду как объединению звуков в одновременности). главный голос (например, в выражениях: «М. и сопровождение», «М. и бас»).
смысловая и образная цельность, средоточие музыкальной выразительности (собственно М. — «музыкальная мысль»).
М. сохраняет следы своей изначальной связи с речью, стихом, телодвижением (например, в танце). Подобно речи, М. представляет собой обращение к слушателю с целью воздействия на него, оперирует звуковым материалом. выразительность М. опирается на определённый эмоциональный тонус, на такие общие с речью средства, как высота звука, ритм, громкость, темп, тембровые нюансы и т.д., а также на динамику их изменений.
«Речевая и чисто музыкальная интонация — ветви одного звукового потока» (Б. В. Асафьев). Однако в отличие от речи М. оперирует ступенчато расположенными тонами определённой высоты, музыкальными интервалами. мелодические звуки имеют ладовую и особого рода ритмическую организацию.
М. — многосоставный элемент музыки. Главенствующее положение М. среди др. элементов объясняется возможностью концентрировать в мелодической линии действие лада, гармонии, метра, ритма, логических связей между частями композиции и т.д. Весь этот богатый комплекс элементов музыки в одноголосном выражении и воспринимается как М. Наиболее специфический компонент М. — мелодическая линия. Подъёмы и спады в мелодической линии могут рассматриваться как отражение породившего М. душевного движения (движение вверх связывается с эмоциональным подъёмом, вниз — с успокоением). Структура М. основана на взаимодействии целенаправленного движения звукового потока с ладовыми, метроритмическими и структурными условиями его оформления. Естественное взаимоотношение между энергией линии и направленностью мелодического движения обусловливает древнейшую модель М. — нисходящую линию, начинающуюся с высокого звука (Л. А. Мазель: «вершина — источник»)
и завершающуюся спуском или падением к нижнему устою. Однако ограничение прямолинейным движением примитивно и эстетически малопривлекательно. Художественный интерес составляют всевозможные его расцвечивания, вуалирующие его усложнения и моменты противоположности. Тоны мелодического ствола обрастают ответвлениями, рисунки которых придают М. гибкость, богатство, эстетическую выразительность:
Н. А. Римский-Корсаков. «Царская невеста», ария Марфы.
Анализ мелодической структуры вышеприведенной арии.
Истинный исток и неисчерпаемая сокровищница М. — народное музыкальное творчество. Большую ценность в русском народном творчестве представляют старинные крестьянские М., привлекающие величавой эпической ясностью, глубиной чувства:
16/1601126.tif
Ты, река ль, моя реченька (свадебная).
Мелодика григорианского хорала в противоположность античной характеризуется отрешением от связанных с телодвижением моментов и сосредоточением на смысле текста, возвышенном размышлении. Ритмика строго не фиксирована и зависит от произнесения текста:
16/1601127.tif
Коммунио. Тон III.
Древнерусское певческое искусство типологически представляет собой параллель западному григорианскому хоралу, но резко отличается от него по интонационному содержанию. М. мастеров древнерусского певческого искусства — ценное культурное достояние русского народа.
16/1601128.tif
Степенна знаменного распева. Глас 6.
Европейская (в т. ч. и русская) мелодика нового времени основана не на старинных ладах (как средневековая), а на мажорно-минорной системе. Эстетически мелодика И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Р. Вагнера, М. И. Глинки, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского направлена на наиболее полное раскрытие мира человеческой личности, индивидуума.
Мелодика 20 в. представляет картину большой пестроты, простираясь от архаики древнейших слоев народной музыки (И. Ф. Стравинский, Б. Барток) до приёмов новейших систем композиции (А. Веберн, К. Штокхаузен, П. Булез, Э. В. Денисов, А. Г. Шнитке, Р. К. Щедрин и др.). Пример современной М.:
С. С. Прокофьев. 7-я соната для фортепиано, часть I.
Лит.: Шишов И., К вопросу об анализе мелодического строения, «Музыкальное образование», 1927, № 1/2, 3/4. Тох Э., Учение о мелодии, пер. с нем., М., 1928. Беляева-Экземплярская С., Яворский Б., Структура мелодии, М., 1929. Курт Э., Основы линеарного контрапункта, пер. с нем., М., 1931. Мазель Л., О мелодии, М., 1952. Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, 2 изд., М., 1971. Riemann Н., Neue Schule der Melodik, Hamb., 1883. Schenker H., Neue musikalische Theorien und Phantasien, Bd 3, 2. Aufl., W. — Z
ьrich — L., 1956. Szabolcsi B., Bausteine zu einer Geschichte der Melodie, Bdpst. 1959.
Ю. Н. Холопов.

Мелодия — Мелодия («Мелодия»,)
всесоюзная фирма граммофонных пластинок министерства культуры СССР. Основана в 1964, осуществляет руководство творческими и промышленными предприятиями и организациями, которые записывают, изготовляют, распространяют грампластинки и магнитофонные компакт-кассеты. В составе
«М.» (1973): творческие студии (изготовляют оригиналы матриц для производства грампластинок, создают оригинальные произведения для записи, реставрируют исторические фонодокументы и др. уникальные записи прошлого) в Москве (см. Грамзаписи студия), Ленинграде, Риге (филиал в Таллине), Вильнюсе, Тбилиси, Алма-Ате, Ташкенте. заводы в гг. Апрелевке Московской области (Апрелевский ордена Ленина завод — крупнейшее предприятие фирмы, основан в 1910, выпускает ежегодно около 65 млн. пластинок), Ленинграде, Риге и Ташкенте. дома грампластинок в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Риге, Ташкенте, Алма-Ате, Тбилиси, Свердловске, Новосибирске, Куйбышеве, Хабаровске, Ростове-на-Дону, Актюбинске. Ежегодно
«М.» выпускает до 1,2 тыс. стерео- и моногрампластинок новых названий (в т. ч. гибкие как самостоятельные издания и звуковые страницы к журналам «Кругозор», «Колобок» и приложения к книгам и журналам) общим тиражом 190-200 млн. экземпляров и около 1 млн. компакт-кассет (1973).
«М.» издаёт сводные каталоги выпущенных грампластинок (раз в 2-3 года) и ежеквартальные — новых записей. Грампластинки и записи «М.» экспортируются более чем в 70 стран мира. Многие записи «М.» отмечены международными премиями и призами. См. также статьи Граммофонная пластинка, Дом радиовещания и звукозаписи, Звукозапись.
В. И. Пахомов.

Значение слова «Мелодия»

В словаре Ожегова

МЕЛОДИЯ, -и, ж. Благозвучная последовательность звуков, образующая музыкальное единство, напев. || прил. мелодический, -ая,-ое.

В словаре Фасмера Макса

В словаре Синонимов

тон, мотив, напев, голос; мелодийка, кантилена, мотивчик, партия, милиция, кантус фирмус, наигрыш, мелос, хук, погудка

В словаре Энциклопедии

(от греч. melodia — пение, напев, песня), одноголосно выраженная музыкальная мысль, основной элемент музыки. Мелодия — ряд звуков, организованных ладово-интонационно, ритмически и образующих определенную структуру. Специфический компонент мелодии — звуковысотная линия.

В словаре Синонимов 2

сущмотив, напев, голос

В словаре Синонимы 4

голос, кантилена, кантус фирмус, мелодийка, мелос, мотив, мотивчик, наигрыш, напев, погудка

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

В словаре Словарь иностранных слов

и, ж.

Благозвучная последовательность звуков, образующая определенное музыкальное единство, напев.

Красивая м.||Ср. МОТИВ I.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *