Неформалка, это кто?

Неформал

Неформалами («нефорами», «ниферами») называют почти всех людей, чей образ мыслей, поведение, привычки и внешний вид явно отличаются от общепринятого. А поскольку судят в первую очередь «по одёжке», то стать неформалом в глазах посторонних легко из-за нестандартной (или наоборот, стандартной для некоторых субкультур) причёски, одежды, аксессуаров: косой чёлки или длинных волос ( у мужчин), кед с яркими шнурками, фенечек и так далее. На улице неформала легко узнать по особому сленгу и часто асоциальному поведению, которое демонстрирует протест против общественных норм, стандартов и системы вообще.

К сожалению, внешней атрибутикой, употреблением нескольких слов, понятных только определённой группе людей, и самомнением дело часто и ограничивается. И зря — ведь на самом деле неформал — это не бунтарь, живущий только ради бунта, а человек с особыми нестандартными взглядами на жизнь и общество. Начитанный, мыслящий, имеющий нестандартные вкусы, раскрепощённый и свободный от рамок, которые люди создают сами себе. Неформал может и не иметь выделяющегося внешнего вида и бросающейся в глаза атрибутики, примечательной одежды, но иметь внутреннее наполнение, особое мировоззрение и собственные принципы, отличающиеся от общепринятых.

Неформалами называют также людей, выделяющихся не за счёт собственных черт, а относящих себя к какой-то определённой социальной группе, часто молодёжной субкультуре, представителей групп, организаций, движений, объединённых общими интересами и занятиями, не являющимися нормой для социума. Характерные черты данной субкультурой часто прослеживаются во внешней атрибутике: одежде, обуви, причёске, наличии пирсинга, особых предпочтений в цвете и крое одежды, аксессуарах и украшениях.

Само слово «неформал» возникло ещё в 70-х — 80-х годах в СССР как противопоставление человеку, имеющему отношение к «формальной» (одобренной государством) организации молодёжи — комсомолу, трудовым загонам, кружкам спорта, туризма, танцев. Вместо участия в формальных организациях, действующих в соответствии с общественными стереотипами и курсом страны, некоторые представители молодёжи (в первую очередь студенты) создавали собственные организации. В противопоставление официальным их называли «неформальными».

Первые неформалы становились участниками самосозданных групп общественных инициатив, клубов по интересам, но часто это перерастало в полулегальную и нелегальную деятельность — от зачатков первых музыкальных и идеологических субкультур до подростковых банд. Сами представители этих социальных объединениями неформалами себя не называли — термин закрепился в обществе как негативный, и лишь позже, в середине 90-х, такую окраску утратил — тогда протест против общества стал если не нормой, то хотя бы знакомым явлением.

Неформалы 70-х — 80-х годов были из среды хиппи и панков, остальные контркультуры были представлены слабо — к тому же действие цензуры, недоступность музыкальных и прочих культурных достижений Запада (вспомнить хотя бы о статусе рока) и давление правоохранительных органов не давало явлению развиваться. Примыкали к неформальской среде песенные клубы и фэндомы книг в стиле фентези. Их легко было отличить по рваным джинсам и яркой одежде, банданам, фенечкам, кожанным курткам и иногда штанам, длинным волосам, некоторой другой нестандартной символике в виде значков и нашивок. Часто образ дополнял ярко выраженное асоциальное поведение: пристрастие к алкоголю, сигаретам, иногда даже наркотикам.

Сейчас неформалами себя называют представители большинства молодёжных субкультур. Неформал — это человек, личность, противопоставляющий себя, свои воззрения и деятельность мейнстриму, то есть предпочтениям большинства. Что характерно для неформалов? В первую очередь новизна и нестандартный подход — они склонны отрицать опыт и идеалы прошлых поколений, им чужда наработанная предшественниками культура, в том числе классика, национальные традиции и черты. Призвание неформала — эпатаж; поразить общественность, бросить ей вызов — его идеал жизни. Из-за подобных столкновений по каждому ценностному ориентиру и рождается понятие неформальной среды как контркультуры — правда, большинство в ней всё ещё нацелены на потребление, а не самостоятельное творчество. Авангард и устремлённость в будущее — лучшие её черты.

Сегодня, кроме современных хиппи, панков, рокеров, металлистов и прочих давно возникших субкультур к неформалам причисляют также множество других молодёжных движений: эмо и готов, анимешников и косплееров, ролевиков и реконструкторов, диггеров и автостопщиков, и многих, многих других.

Ната Зинкевич

Кто такие неформалы?

В последнее время социологи все больше уделяют внимание неформальным группировкам, видя в них не только желание самоидентификации их членов, но и проявление особенного состояния общества – кризисного, пограничного.

Яркий образ – отражение внутреннего кризиса?

В первую очередь неформалы представляют собой особую социальную группу, связанную общими интересами. Неформал, несомненно, необычный, он смотрит на мир глазами несуразного человека, ставящего под сомнение сами устои общества – отсюда нередкое противоправное поведение и анархизм. Его поступки непредсказуемы, начинаются, как говорят психологи, с появления довольно неприятного сленга, своеобразной одежды и заканчиваются всевозможными проколами губ, носа, перекрашиваниями головы в нехарактерные человеческому облику цвета. Но это лишь внешние проявления.
Первое, что выдает сущность неформала, это стремление к особенному, отличному от всего прочего.
Как правило, люди, примыкающие к неформальным группировкам, переживают непростой период своей жизни, в основном связанный с возрастным переходом. Именно поэтому среди неформалов превалирующее большинство – подростки.
Взросление в образе неформала – признак внутреннего инфантилизма и глубокого кризиса собственной идентификации, в редких случаях – привычка или преданность идеалам. Впрочем, последнее, как правило, касается течений «нео-формализма», имеющих философию, идеологию, культуру. Взрослеющие неформалы редко бывают воинственны, они создают клубы, делают сайты, активно делятся особенностями культуры и отношением к окружающему в социальных сетях.

Рождение явления

Социологи выделяют множество причин формирования неформальных групп, говоря о том, что обычно они проявляются в комплексе. Первая – это желание заявить о себе в кризисный период становления личности, стремление бросить вызов обществу, выразить протест. Многие просто не желают быть такими как все, считают себя уникальными. Для других толчком послужили проблемы и непонимания в семье. Третьи отдают дань моде. Четвертые подвластны влиянию криминальных структур. Встречаются и те, у которых напрочь отсутствует цель в жизни.

В разговорной речи таких людей часто называют сокращенно: «нефоры», «ниферы». Неформальные объединения — массовые и групповые явления.
Есть и те, кого объединила музыка. Пожалуй, именно музыка оказывает магическое влияние на подростков и побуждает их к не совсем адекватным действиям. То, что передается со сцены, например, исполнителями рока, металла, хиппи вырабатывает среди представителей неформальных культур особое понимание и мировоззрение.
Не стоит списывать со счетов и политическую, экономическую ситуацию в обществе. Считается, что в консервативной среде с устойчивым экономическим благосостоянием неформальные движения рождаются редко, не в пример кризисному времени.

Неформалы

Неформалы — социальная группа; общее название для представителей различных субкультурных молодёжных движений в СССР 80-90-х годов XX века. Определение «неформал» происходит от словосочетания «неформальные объединения молодёжи», возникшего в противопоставление «формальным» объединениям: комсомольской организации и другим, допускаемым властью. «Неформалами» в середине 80х годов сотрудники органов внутренних дел и местных организаций КПСС называли самые различные неофициальные, самодеятельные сообщества молодых людей — группы социальной инициативы, клубы по ин­тересам и подростковые банды. Первоначально слово «неформал» носило достаточно ярко выраженную негативную окраску и не являлось самоназванием представителей субкультур.

История термина

В СССР молодёжные субкультуры в целом не отличались большим разнообразием. Причинами этого, вероятно, были цензура, недоступность зарубежной музыки и периодики, невозможность создания неподконтрольных комсомолу молодежных клубов. Наиболее массовым и заметным молодежным движением с конца 70-х до начала 90-х годов XX века явилась так называемая «Система» — контркультурное, демонстративно-карнавальное движение, субкультура которого была осно­вана на двух контркультурных стилях: хипповском и панковском.

Характерными аксессуарами неформалов (по преимуществу хиппи) считались:

  • фенечки (браслеты из ниток или бисера),
  • банданы,
  • рваные джинсы.

Кроме «Системы», к «неформалам» относили и близкие по духу движения — КСП (клубы самодеятельной песни), «Фэндом». Неформалы вызывали жесткое неприятие у основной массы населения, что часто выливалось в стычки и драки. Основными врагами неформалов были люберы (подростки-«качки»). Неформалы старались избегать встреч с ними, даже будучи в численном превосходстве. Самое крупное столкновение было в 1987 году на Крымском мосту, много народу с обеих сторон было скинуто в воду. Движение люберов просуществовало несколько лет и в 1990 г. распалось, уступив место нарастающим неформалам.

В начале 90-х «Система» распалась на несколько относительно независимых субкультур (панки, металлисты, готы, ролевики и т. д.) и перестала существовать как целостное движение. Негласную поддержку неформалам оказывала «новая власть».

В настоящее время термин «неформалы» часто употребляется в качестве самоназвания представителями различных субкультур, противопоставляющих себя мейнстриму. В разговорной речи применяют и сокращенные формы — «нефоры», «ниферы» и т. д.

Образ жизни

Международный символ автостопа

Представители «Системы» вели подчеркнуто асоциальный образ жизни (наркотики, алкоголь, сигареты), характерными элементами которого являлись:

  • сешны (от англ. session) — «квартирные» или подпольные концерты;
  • автостоп — путешествия;
  • сквоты — самовольный захват заброшенных зданий и создание коммун;
  • тусовки — традиционные места встреч.

Неформальные субкультуры в СССР

Панковский ирокез Основная статья: Субкультура

В СССР молодёжные субкультуры протестного и экстремального характера в целом были малоразвиты и имели крайне узкий круг адептов; широкое распространение имели субкультуры активно-созидательного, романтического и альтруистического направления. Причиной этого, вероятно, была высокая степень изоляции групп молодёжи друг от друга и от общества в целом, широкий охват общей массы молодёжи множеством клубов по интересам, доступность учреждений культуры, массовое внедрение в школах официальной идеологии позитивной направленности («человек человеку друг, товарищ и брат»), официальная цензура и отсев протестного и негативного материала. В то же время косность официальной власти и идеологии приводила к возникновению протестных настроений также и в субкультурах позитивной направленности. Наиболее распространёнными в СССР молодёжными субкультурами были:

  • Металлисты
  • Панки
  • Рокеры
  • Стиляги
  • Хиппи
  • Люберы

См. также

  • Андеграунд
  • Молодёжь
  • Социология молодёжи
  • Хипстер (современная субкультура)
  • Нонконформизм
  • Государственная молодёжная радиостанция «Юность»
  • Рок-музыка
  • Субкультура
  • Неофициальное искусство СССР
  • НОМ

Литература

Ссылки

  • Субкультуры и неформалы 80-ых
  • Людмила Брус. Полный неформат (мифы и реальности молодежных субкультур)
  • Светлана Амосова «СВОИ» и «ЧУЖИЕ» в представлении подростков провинциального города
  • «Неформальные дневники» — блоги, дневники неформалов

  • Д.Саблин Куда исчезли неформалы?
  • Идеологические мифы XXI века. Миф о молодежных субкультурах

Субкультуры

Основные статьи

Символика субкультур

Анх • Бандана • Готическая мода • Ирокез (причёска) • Фенечка • Хип-хоп-мода

Музыкальные субкультуры

Ванильные • Готы • Дети Сцены • Кибер-готы • Металлисты • Моды • Панки • Растаманы • Риветхед • Скинхеды • Хиппи • Хипстеры • Эмо

Политические и общественные

Битники • Вегетарианцы • Растаманы • Straight edge

Криминальные

Вор в законе • Гопники • Люберы • Новый русский • Чав • Этнические преступные группировки

Эротические и сексуальные

БДСМ • Гяру • Культура ЛГБТ • Медведи • Свингеры

Фэндом

Анонимус • Вампиры • Демосцена • Джедаизм • Наркотическая субкультура • Отаку • Сасэн • Треккеры • Фурри

Спортивные

Байкеры • Босодзоку • Культуристы • Паркур • Футбольные хулиганы

Реконструкция и ролевые

Категория • Портал • Проект

Для улучшения этой статьи желательно?:

  • Проставить интервики в рамках проекта Интервики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *