Научиться любить

Здравствуйте, друзья! Сегодня мы рассмотрим важнейшую тему: Как научиться любить.

Недаром, в заголовке стоит слово НАУЧИТЬСЯ. Дело в том, что мы часто употребляя слово «любить», «любовь», понимаем, что без любви – никуда! А её всем не хватает! Не все умеют любить! И в школе этому не учат! И в семье тоже! Вспомните, привелось ли вам жить в счастливой семье, где царила любовь и взаимная поддержка? Нет?

Не всё потеряно! С сегодняшнего дня мы узнаем 5 правил, которые надо изучить и применить, чтобы научиться любить. Это касается развития любви родителей к ребёнку, ребёнка к родителям, ребёнка к учителям, отношений с любимым (любимой), братских и родственных отношений.

5 правил, которые помогут научиться любить.

  1. Первое правило: В первую очередь, обращаем внимание на любовь к себе. Если не достаточно любим и уважаем себя, окружение тоже не станет любить и уважать Вас. Потому что Вы притягиваете к себе подсознательно это отношение.

    Любовь к себе делает человека сильным и защищённым. Такой человек знает себе цену и не позволит на себя нападать.

    Вы обратили внимание, что на сильных людей не нападают? Нападают на слабых людей, которые своим биополем «сигнализируют», что они слабые.

    Даже свекровь вас не сожрёт, если Вы — сильная, да ещё под защитой любящего мужа.

    Даже собаки нападают на слабых людей, а сильных обходят стороной, боятся.

    Так и окружение. Сильную душу не обидят, а кто осмелиться обидеть, ТУТ ЖЕ! получит достойный отпор.

    Итак, любовь Вас самих к себе притягивает любовь и уважение Вашего окружения.

  1. Второе правило: Любовь развивается действием, служением. Вы служите человеку своего окружения бескорыстно. При этом Вы испытываете чувство удовлетворения от того, что Вы такой сильной души человек. Ведь Вы можете сделать что-то хорошее для другого человека, нужное ему, и вызвать чувство благодарности у него. А это чувство даёт отзвук во Вселенной, который очищает нашу Землю от негатива.

При служении лучше не принимать никаких «отдарков». Решительно и вежливо отказывайтесь от них. Эти отдарки, т.е. ответные подарки, притупляют чувство благодарности. Человек отдарился каким-нибудь гнилым яблоком и забыл, какое добро Вы для него сделали.

Посмотрите видео от Алёны Ковальчук, о том, как полезно служить людям, как возрастает наша внутренняя сила, когда мы служим людям:

  1. Третье правило: Любовь надо ВЫРАЖАТЬ. Прикосновениями, объятиями, поцелуями, добрыми словами, сиянием любящих глаз, внимательным выслушиванием и искренним сочувствием. Мало молча любить и что-то делать для человека. Надо ежедневно выражать своё чувство.

Психологи утверждают, что для крепкого физического и психического здоровья человеку необходимо не менее 4 объятий в день — для выживания, 8 объятий для сохранения и улучшения здоровья, 12 объятий — для душевного роста и развития. А без объятий душа человека скукоживается и засыхает.

Используйте все 5 инструментов своего тела, как в притче Бедняк и Будда (посмотрите её ) для развития и укрепления любви, и постепенно это войдёт в привычку, а затем в образ жизни.

При этом необходимо учить своих детей выражать свою любовь и уважение.
Часто мы думаем, ах, какой нелюбящий, неблагодарный ребёнок у нас вырос! Мы ему всё до последней капельки отдаём, а он не ценит.

Мой вопрос: а Вы учили его любить людей? Или он просто брал все блага с блюдечка, как божья коровка? Ребёнка надо учить любить людей и выражать свою любовь. Иначе упущение будет трудно исправить, когда ребёнок вырастет.

Пусть ребёнок нарисует рисунок специально для папы, а не просто нарисовал и положил всем на обозрение, мол, вот какой он хороший!

Пусть выучит уроки до прихода родителей с работы. Этим он выразит свою любовь: пусть родители радостно отдохнут после трудового дня. Им не надо корпеть над уроками ребёнка и сдерживать себя от раздражения.

Пусть ребёнок возьмёт на себя труд по дому, например, убрать свои игрушки. При этом надо объяснить ему, что этим он выражает любовь к родителям, а родители ценят это и растроганы его действием.

Пусть ребёнок на карманные деньги купит родителям мороженое – это ВЫРАЖЕНИЕ ЛЮБВИ. И это надо объяснять ребёнку и поощрять его действия.

Также родители должны акцентировать внимание ребёнка на труд его учителей, показывать ему их достоинства, учить выражать внимание и любовь к учителю.

  1. Четвёртое правило: всегда замечайте проявление любви других людей и дарите им взгляд, наполненный благодарностью, старайтесь в ответ служить им.

Я знаю семейную пару, в которой муж всю жизнь, даже в пожилом уже возрасте не устаёт выражать восхищение своей женой – моей подругой молодости. Он нежно целует её, смотрит в глаза, выражает заботу, если она больна. Достаёт нужные травы.

А главное, своим примером он научил и сына выражать любовь. Сын также при встрече всегда нежно целует свою маму и смотрит с нежностью в её глаза. Сын уже давно женат, живут они отдельно, но правила выражения любви служат ему. Семья у него хорошая, крепкая. Подруга сказала мне, что сын со своей женой буквально растворены друг в друге.

А это дорогого стоит. Труд родителей по воспитанию любви в сыне теперь служит передаче традиций из поколения в поколение.

Посмотрите видео от психолога Натальи Чайки о важности выражения Любви:

  1. Пятое правило: Нельзя замыкаться исключительно на своих интересах, какими бы интересными и важными они не были.
    Такие люди попадают под категорию (я, может быть, скажу грубо, но точно) импотентов – онанистов. Известно, что онанисты нужны только себе, и у них рано развивается импотенция. Но к этой категории относятся и душевные импотенты – онанисты, которые удовлетворяются только собственными интересами.

Ну и где тут любовь?

К этой категории могут относиться (не все, но бывают среди них):

  • Научные работники, которых, кроме науки, никто и ничто не интересует.
  • Деятели искусства
  • Бизнесмены, круглосуточно погруженные только в свои расчеты прибыли — убытков.
  • Любители рыбной ловли, уезжающие от семьи каждый выходной на рыбалку.
  • Любители-автомобилисты, все выходные дни пропадающие в гараже.
  • Маменькины сынки, для которых мама – начало и конец света. Помните Женю Лукашина (играет его знаменитый артист Андрей Мягков) из фильма Эльдара Рязанова «С лёгким паром»?
  • Жена, родившая ребёнка и полностью переключившая внимание на него, забыв о муже, ставшем ей в обузу. Зачастую, она и в ребёнке воспитывает неприязнь к отцу, чтобы полностью пользоваться любовью ребенка только к себе.
  • Муж, соперничающий с женой за любовь ребёнка. В качестве яркого примера вспомните отца знаменитой актрисы Людмилы Гурченко, который устранил её мать от воспитания дочки путём унижения и обид. Людмила Гурченко, даже став взрослой и зрелой женщиной, так и не смогла полюбить свою мать.

    Любила Людмила, точнее, обожала, только отца. Это неблагоприятно отразилось на семейной жизни Людмилы. Поучительная история. Людмила Гурченко ярко описала свою семейную жизнь в книге «Аплодисменты, аплодисменты…». Спасибо тебе, Людмила, за искренность!

  • Дачник, чрезмерно увлекающийся постройками на даче. Я видела на даче своей знакомой, как её муж решил строить ещё один сарай. (Сарай и не нужен был, просто увлечение). Муж трудился полностью с утра до ночи до потери пульса. Строит он себе строит, а жене даже слова ласкового не скажет, не говоря уже о поцелуях. Но ест её пищу с аппетитом. Не умеет этот муж выражать любовь.

Вы можете в комментариях, дорогие читатели, продолжить примеры этой нелестной категории импотентов-онанистов. Думаю, что вы найдёте подтверждение и в дальнейшей не сложившейся семейной жизни их детей.

Надеюсь, что этот список может кому-то раскрыть глаза и поможет научиться любить своё окружение.

Итоги.

Дорогие друзья, в этой статье мы изучили очень важную для жизни тему: как научиться любить людей.
Мы узнали 5 важнейших правил, выполнение которых даст силы и средства научиться любить людей.
Мы вспомнили примеры из жизни. Вы тоже можете вспомнить примеры из жизни и привести их здесь в комментариях.

«Мы в ответе за тех, кого мы приручили» (Антуан Сент Экзюпери)

Я публикую здесь стихотворение моей душевной подруги Светланы Панченко о любви и ответственности каждого человека за счастье своего окружения:

Любовь – это тема для разных стихов
Фильмов, спектаклей, рассказов, трудов.
О ней говорят, мечтают и ждут.
Но что есть любовь?
А Любовь – это труд!

Любовь терпелива, добра и нежна,
Любовь не ревнива, не делает зла,
Она доверяет и может прощать,
Она окрыляет и может спасать.

Любовь покрывает наши грехи,
Она не считает ошибки твои.
Любовь может много,
Она — на ВЕКА,
Она не пройдёт НИКОГДА!

Автор стихов Светлана Панченко, 18.01.2016

Настройка души. Можно ли научиться любить ближнего, если не знаешь, что такое любовь?

Три банкрота

Как это ни печально признавать, но неспособность любить является общим диагнозом для всего человечества. Чтобы убедиться в этом, совсем не обязательно заглядывать в душу всем и каждому. Даже самый поверхностный взгляд на историю любого народа, да и на мировую историю в целом, приводит к неутешительному выводу: люди гораздо более склонны обижать и мучить друг друга, чем — любить. Войны, революции, кровавые междоусобицы, убийства, насилие… На этом историческом фоне сам разговор о любви к ближнему может показаться возвышенной идеей, так и не осуществленной на практике.

Но не одна только история дает повод к подобному пессимизму. Литература также представляет нам целый ряд героев, чья неспособность любить является их главной художественной характеристикой. Тут и молодой повеса Евгений Онегин, с холодной легкостью отвергший искреннее и чистое чувство провинциальной девушки, а после невесть с чего вдруг застреливший своего лучшего друга. Тут и отважный Григорий Александрович Печорин, с помощью нехитрой, но подлой интриги похитивший несчастную черкесскую княжну, которая надоела ему спустя четыре месяца и вынуждена была жизнью заплатить за романтические забавы скучающего искателя приключений.

Но если отсутствие способности к любви у этих двух героев русской литературы еще можно как-то попытаться объяснить схожестью их характеров и общей наклонностью к скуке, то третий персонаж, которого бы хотелось упомянуть в этой связи, напрочь вываливается из подобного объяснения. Жизнерадостный прохиндей Остап Бендер — кипучий, деятельный и не склонный к рефлексии — в отношениях с женщинами, как это ни странно, в точности повторяет «подвиги» своих литературных предшественников, упомянутых выше. Сначала, подобно Печорину (влюбившему в себя Мери, а затем бросившему ее), великий комбинатор позорно убегает от полюбившей его дочери старого ребусника,

а после (как и опомнившийся к концу романа Онегин) безуспешно пытается напомнить оставленной им девушке

о ее былой любви.

Два самых известных литературных меланхолика и веселый жулик оказались удивительно похожи в своей неспособности любить. В чем же тут дело? Почему столь разные типы людей в важнейшей сфере своего бытия оказываются так одинаково и фатально несостоятельными?

Рассуждать об этом с различных точек зрения можно довольно долго. Однако если обратиться к христианству, ответ на такой вопрос найти совсем несложно.

Как теряют любовь

В Евангелии Христос ясно говорит, что потеря любви является прямым следствием уклонения человека от исполнения заповедей Божиих: по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф 24:12). Очень важно понять, что само слово «беззаконие» в отношении заповедей имеет не юридический смысл по принципу: ты нарушил закон, Бог тебя за это накажет. Христианство говорит совсем о другом, духовном законе, который правильнее было бы сопоставить

с законами физики, химии, биологии и любой другой естественной науки. Ведь если человек, нарушая законы собственной природы, попытается сесть на раскаленную плиту, лизнуть железо на морозе или выпить серной кислоты, то вряд ли кому-либо придет в голову назвать печальные, но вполне естественные последствия такого беззакония — наказанием Божиим. То же самое происходит, когда человек пренебрегает духовными законами своего бытия. В сущности, все заповеди Евангелия как раз и являются такими законами, а вовсе не какими-то формальными и внешними по отношению к человеку требованиями. Нет,

в заповедях Господь лишь открывает нам принципы здорового существования нашей духовной природы, некую норму человечности, при соблюдении которой человек не будет вредить собственному естеству. Ну, в самом деле, разве вызовет у кого-то протест утверждение о том, например, что зависть или обида наносят вред, и прежде всего — самому завистнику или обиженному? Или что гневливый человек сам себе укорачивает жизнь? Да любая, даже самая далекая от христианства психологическая школа безоговорочно подтвердит сегодня истинность этих мыслей! Поэтому слова «грех» и «беззаконие» в Евангелии означают нарушение принципов нормального человеческого существования, которое неизбежно влечет за собой страдание, разрушение, смерть.

В общем-то, все заповеди лишь выявляют различные грани главного призыва Евангелия, который, наверное, известен любому культурному человеку — любите друг друга (Ин 34:13). Ведь на того, кого любишь, не станешь гневаться, ему не будешь завидовать, простишь ему любую обиду и никогда не станешь его осуждать. Таким образом, в заповедях изложены не какие-то отвлеченные истины — пускай и возвышенные, — а принципы деятельного проявления той самой любви, которой нам так не хватает в нашей жизни. Но что же происходит, если человек нарушает эти принципы? Об этом нетрудно догадаться по нехитрой аналогии: а что бывает, когда человек нарушает законы физики и пытается разжечь костер посильнее, усердно поливая его водой? Ответ очевиден: огонь погаснет. Ровно то же самое происходит и с любовью в сердцах тех людей, которые нормой своей жизни сделали нарушение закона любви, то есть — грех.

И если внимательно рассмотреть литературные истории жизни Онегина, Печорина и Остапа Бендера, то причину их неспособности к любви увидеть совсем несложно.

Так, по словам Пушкина, бедный Евгений самые чистые и естественные порывы молодости потратил на сомнительные похождения и бесконечные любовные интрижки:

Он в первой юности своей
Был жертвой бурных заблуждений
И необузданных страстей.

За восемь лет такой беспорядочной жизни Онегин довел себя до весьма печального состояния, когда женщина перестала быть для него тайной, желанной целью и радостным открытием:

В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь;
Откажут — мигом утешался;
Изменят — рад был отдохнуть.
Он их искал без упоенья,
А оставлял без сожаленья,
Чуть помня их любовь и злость.

Еще страшнее выглядит внутренняя жизнь Печорина, вернее, то, что он сам сделал с этой своей жизнью. Ведь не так уж и лицемерит Григорий Александрович, когда, рисуясь перед княжной Мери, проговаривает свое жизненное кредо: «Я был готов любить весь мир, — никто меня не понял: и я выучился ненавидеть». Здесь герой честно признает любовь ко всему миру — нормальным состоянием здорового, неиспорченного человека. Правда, вину за утрату этого своего здорового состояния Печорин пытается полностью переложить на окружающих. Но путь этот тупиковый и бесплодный. Ведь если мою душу искалечили другие люди, то, значит, и приводить ее в порядок должен не я, а они. Собственно, именно такой вывод и делает лермонтовский герой: «…если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники любви». Поставив способность к любви в зависимость от нравственности окружающих, «герой нашего времени» полностью отсек для себя возможность исцеления и пришел в поистине ужасное состояние, когда страдания другого человека, да и сама жизнь его становятся лишь забавой, топливом для эмоций, хоть как-то теребящих его ледяное сердце: «А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы. Сам я больше не способен безумствовать под влиянием страсти; честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие — подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти? Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, — не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастье? Насыщенная гордость».

Счастье — как насыщенная гордость! Бедный Печорин… Если бы он только знал, что гордость в принципе ненасыщаема и никогда не удовлетворится тем состоянием, в котором находится человек, сколь бы высоко он ни вознесся! По учению Церкви, нет более страшного нарушения закона любви, чем гордость, медной стеной отделяющая человека от всего мира, от других людей и от Самого Бога. Чтобы убедиться в истинности этого утверждения, достаточно просто перечитать страшные строки из дневника Печорина, приведенные выше.

Ну а неутомимый охотник за денежными знаками Остап Бендер лишил себя способности к любви иным методом, не менее разрушительным, чем блуд или гордость. На что же этот симпатичный литературный герой потратил весь пыл своей энергичной натуры, куда употребил таланты, которыми так щедро наделили его авторы? Об этом лучше всего сказал сам великий комбинатор в претенциозной эпитафии самому себе: «Он любил и страдал. Любил деньги и страдал от их недостатка». Вполне откровенный и точный диагноз. Любовь к деньгам в христианской традиции носит название сребролюбия. А о том, какую разруху производит сребролюбие в душе человека, прямо сказано в одном из посланий апостола Павла: А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые… сами себя подвергли многим скорбям (1 Тим 6:9–10).

В эту короткую цитату полностью укладывается вся трагикомическая история не только Остапа Бендера, но и многих других. История людей, которые в погоне за деньгами растратили свои многочисленные способности и энергию молодости, не создали семьи, не приобрели друзей… Ведь даже деньги, которые Бендер в конце концов сумел получить, не согрели его душу и не принесли счастья. Потому что не может стать счастливым тот, кто не способен любить.

Конечно, все эти герои не более чем плод писательской фантазии. Но ведь в том и притягательность настоящей литературы, что в образах вымышленных героев она показывает нам такие состояния человеческой души, на которые уже вполне реально отзывается наше сердце, наша совесть, наш жизненный опыт. И если быть с собой до конца честным, то многое из того, что лишило любви Онегина, Печорина и Остапа Бендера, мы в той или иной мере найдем и в своей жизни.

Как животное или — как Бог?

«Нет попутного ветра для того, кто не знает, в какую гавань он хочет приплыть», — когда-то сказал Монтень. К сожалению, этот тезис как нельзя более уместен в разговоре о любви в случаях, когда под этим словом подразумевается все что угодно: бурная страсть, физическое влечение, мимолетная симпатия или просто какое-то неопределенное томление в душе. Учиться любви, имея о ней столь смутные представления, — столь же неблагодарный труд, как разгадывать кроссворд, в котором отсутствуют не только ответы, но и вопросы.

В целом слово «любовь» ассоциируется у современного человека с некими бурными переживаниями, радостью или слезами, трепетом и замиранием сердца, одним словом — с сильным эмоциональным волнением. И действительно, тот, кто хоть однажды был влюблен, знает это состояние, когда в любимом человеке вдруг сосредотачивается весь смысл твоего существования. Но куда же девается это волнение страстей спустя некоторое, иногда совсем непродолжительное время? Почему так часто со скандалом делят имущество муж и жена, которые еще совсем недавно жить не могли друг без друга?

Жизнь очень сложная штука, но все же, наверное, не последнюю роль в таких разочарованиях и семейных драмах играет как раз неправильное понимание людьми важнейшего вопроса: что такое любовь? Ведь если понимать любовь как эмоцию, то неизбежно придется признать, что, подобно всем прочим чувствам, она очень изменчива, неустойчива и зависима от множества внешних и внутренних факторов нашей жизни. Не выспался — и уже не до чувств. Переел — снова не до них. Пасмурная погода за окном, больной зуб, случайно сказанное слово, косой взгляд, падение уровня сахара в крови — все эти вещи, как и великое множество других, здесь не названных, постоянно влияют на наши чувства. И если ставить свою любовь к ближнему в зависимость от многообразных обстоятельств жизни, то сохранить такую любовь-эмоцию окажется невероятно трудной задачей.

К тому же эта любовь обладает одной не очень симпатичной характеристикой: нам свойственно испытывать ее либо к тем, с кем хорошо нам, либо к тем, кому хорошо с нами. Но стоит даже приятному нам человеку выразить хотя бы легкое недовольство в наш адрес, как сразу же вместо любви к нему в душе вспыхивают совсем другие эмоции. А уж если мы узнаем, будто этот человек сделал нам какую-нибудь откровенную гадость — тут уж только держись! Тогда начинается такая «любовь», которая для несчастной бесприданницы Ларисы Огудаловой заканчивается приговором: «Так не доставайся ж ты никому!» и пулей в сердце, для пылкой Кармен — ножом в груди, а для Дездемоны — смертью от рук ревнивого мужа. В общем, с любимыми, которые вместо удовольствия начали доставлять неудобства, очень часто все происходит по схеме известной фольклорной истории, когда некий хозяин любил свою собаку лишь до тех пор, пока она не съела у него кусок мяса. Можно было бы, конечно, списать все эти печальные события на бурную фантазию драматургов, да вот беда — реальные уголовные хроники всех газет мира во все времена переполнены подобными трагедиями.

Именно такую любовь, сведенную к эмоции, Христос решительно отвергает, говоря ученикам: …если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? (Мф 5:46).

Любовь-эмоция почти не отличается от инстинктов животного. Поэтому нормой человеческой любви Христос объявляет нечто неизмеримо более высокое и требующее от людей существенного волевого и нравственного усилия: Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф 5:43-45).

Но любить своего врага, руководствуясь эмоциями и чувствами, уже не получится, поскольку чувства эти будут прямо противоположными любви. И здесь кроется одно из главных отличий любви христианской от всех прочих ее пониманий и трактовок: евангельская любовь обязательно предполагает жертвенность. А жертвой в данном случае должен стать отказ от таких естественных человеческих чувств, как неприязнь и отвращение, которые мы обычно испытываем к своим врагам. Занятие это нелегкое и даже болезненное, но ведь и цель его безмерно высока: уподобиться в любви уже не животному, но — Богу.

«Проблема расширенного эгоизма»

Ну вот, похоже, и найдены нужные слова: любовь — как жертвенность, способность к самоотдаче. Казалось бы, вот оно — христианское понимание любви! Но и тут нас подстерегают скрытые опасности. Оказывается, жертвенность вполне возможна и при отсутствии любви к ближнему. Не зря ведь апостол Павел предостерегает христиан от подобного перекоса в восприятии Евангелия: если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор 13:3).

Возникает закономерный вопрос: а что же, собственно, может стать для меня причиной самопожертвования, если не моя любовь к ближнему? Ответ на это — тема для отдельного большого разговора, поэтому ограничимся здесь лишь одним его аспектом, который можно было бы условно назвать «проблемой расширенного эгоизма».

Дело в том, что, вкладываясь в объект своей любви, отдавая ему силы, время, жертвуя ради него какими-то удовольствиями, человек потихоньку начинает любить в нем именно этот свой вклад, а точнее — себя самого в любимом. В итоге получается такая вот расширенная любовь к себе, пусть даже в нее будут включены мой муж или моя жена, мои дети, моя собака. Но в центре подобного отношения всегда будет этот злосчастный общий знаменатель — «мое». Такая любовь может превратиться в гордость, отделяющую нас и наших любимых от остального мира и уничижающую все, что находится за этой границей.

Убедительный пример такого расширенного эгоизма, принимаемого за любовь, можно увидеть в знаменитой сказке французского писателя Экзюпери, когда Маленький принц объяснял ничейным розам, в чем их отличие от его любимого цветка: «Вы ничуть не похожи на мою розу. Вы еще ничто… Вы красивые, но пустые. Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра… Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она — моя».

Логика Маленького принца здесь предельно ясна: чем больше самого себя вкладываешь в то, что любишь, тем больше оснований считать это своим. А все остальное можно спокойно считать «ничем», поскольку оно ведь еще ничье. Неудивительно, что бедные розы смутились, услышав эту декларацию любви-собственности. Конечно, Маленький принц — удивительно светлый и добрый герой, пожалуй, даже один из самых светлых во всей мировой литературе. Но в данном случае его понимание любви, к сожалению, не очень сильно отличается от жизненной философии генеральского денщика — персонажа одного из очерков Н. Лескова. Этот денщик делил все человечество на две неравные части: к одной он относил себя и своего барина, к другой — всю прочую «сволочь». Подобным образом и любовь-собственность заставляет человека автоматически делить весь мир на «мы» и «они». И тогда, чем бы он ни жертвовал во имя подобной любви, эта жертва неизбежно будет принесена им лишь себе самому.

Христианство предполагает совершенно иной принцип отношения к окружающим, когда основанием для любви к ближнему является вовсе не наша собственная мера жертвенности по отношению к нему, а безмерность жертвы Христа за все человечество. Чтобы эта мысль стала более понятной, можно рассмотреть ее на примере отношения героя сказки Экзюпери к чужим розам. Маленький принц по-детски наивно определил их как «ничто», поставив ничьим цветам в упрек тот факт, что ради них еще никто ничем не пожертвовал. Но христиане знают, что Христос пострадал за каждого человека, а следовательно: каждый из людей — Его, потому что для Бога нет беспризорных цветов. Христиане призваны в каждом человеке видеть Христа и почитать в любом случайном встречном образ Божий. При таком мировоззрении разделение людей на своих и чужих по какому-либо признаку становится попросту невозможным. Вот как пишет об этой «неразборчивости» христианской любви святитель Игнатий Брянчанинов: «И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатка в любви».

Любовь — не эмоция

На расстроенном рояле даже самый выдающийся исполнитель всех времен и народов не сможет толком сыграть и банального «Чижика-пыжика». Все его мастерство, весь обширный репертуар, экспрессия и выразительность игры окажутся бесполезными, если инструмент не будет должным образом настроен. То же самое вполне справедливо и в отношении человеческой души: она тоже нуждается в правильной настройке, без которой все наши мысли, слова и действия могут оказаться фальшивыми.

Христианская любовь к ближнему — это не чувство, и даже не действие, а именно такая настройка, а вернее, устроение человеческой души, когда в ней живет постоянная готовность отнестись к любому человеку, как к Самому Христу. Ведь в христианстве дистанция между этикой в отношениях с Богом и этикой межчеловеческих отношений практически сведена к нулю словами Христа: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф 25:40). Каждый человек, как бы ни был он плох и неприятен нам, призван к бытию Богом, любим Им, несет в себе Его образ. И для желающих исполнить христианскую заповедь о любви к ближнему прежде всего необходимо так настроить свои ум и сердце, чтобы в любом человеке за всеми его индивидуальными несовершенствами видеть этот образ Божий, помнить о том, что он — такое же любимое Богом создание, как и ты сам. Лишь на почве подобного устроения души способна прорасти та любовь, о которой говорит Евангелие. Практический же рецепт такой настройки можно увидеть в творениях святых отцов, всю свою жизнь употребивших на освоение этой непростой науки — любить ближнего.

«Воздавай почтение ближнему как образу Божию — почтение в душе твоей, невидимое для других, явное лишь для совести твоей. Деятельность твоя да будет таинственно сообразна твоему душевному настроению. Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия, — и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь. Причина этой святой любви — не плоть и кровь, не влечение чувств, — Бог», — говорит святитель Игнатий (Брянчанинов).

В чем же на деле должно быть выражено такое душевное устроение, объясняет другой святой — авва Дорофей: «Не делай зла ближнему, не огорчай его, не клевещи, не злословь, не уничижай, не укоряй, и таким образом начнешь после мало-помалу и добро делать брату своему, утешая его словами, сострадая ему или давая ему то, в чем он нуждается; и так, поднимаясь с одной ступени на другую, достигнешь с помощью Божией и верха лестницы. Ибо, мало-помалу помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Сие и значит возлюбить ближнего своего, как самого себя».

Вот, собственно, и все. Нетрудно увидеть, что никаких сверхъестественных ухищрений и неисполнимых требований здесь нет. И прежде всего нужно научиться так любить самых близких своих людей — мужа, жену, детей, родителей… Не потому, конечно, что они — наши родственники. Просто именно с ними мы общаемся гораздо больше, чем с остальным человечеством, и где же еще осваивать христианскую любовь к ближнему, как не в собственной семье? Глупо учиться любви к врагам, так и не научившись любить свою бабушку.

Конечно, в приведенных здесь цитатах отцов описано лишь самое начало стяжания любви к ближнему. Путь же ее совершенствования бесконечен, поскольку человек призван уподобиться в ней Самому Богу. Но без этого драгоценного начала весь остальной путь окажется для нас безнадежно закрыт.

Мы понимаем, что такая трактовка образа Маленького Принца может вызвать неоднозначную реакцию и многим не понравиться. Однако из уважения к позиции автора мы не стали подвергать текст редактуре и убирать из него это сравнение, что не означает, что редакция разделяет данную позицию. — Ред.

Слово «любовь» используется, возможно, чаще, чем необходимо. Мы все хотим делиться любовью, получать любовь, чувствовать себя любимыми. Это движущая сила в нашей жизни. Но само слово имеет так много разных версий и оттенков, что его смысл стал довольно субъективным: «Если ты меня любишь, ты сделаешь то, о чем я прошу…». Мы постоянно находим способы измерить чью-то любовь – и нашу собственную – и использовать это в своих интересах. Любовь используется как прикрытие для страха, неуверенности, пустоты и глубоких проблем, которые нам еще предстоит решить внутри себя. Мы настолько далеки от реального смысла любви, что не всегда знаем, что это такое?

Не волнуйтесь: никогда не поздно научиться любить по-настоящему!

1. Примите целое. Любить кого-то – это принять его полностью вместе со всеми недостатками. Любовь не стремится к изменениям и ничего не требует. Она бескорыстна. Любовь воспринимает человека в цельности, и её задача – это не судить. Любовь – это безопасное, теплое и гостеприимное место для вашего избранника. Если вы пытаетесь изменить кого-то или ищете способы манипулировать, чтобы получить то, что хотите, это уж точно не та любовь, о которой мы говорим. Попытайтесь понять, что действительно происходит. Спросите себя, почему вы хотите изменить этого человека? Затем спросите себя снова. И снова. Например, если ваш ответ «Я хочу изменить его, потому что мне не нравится, как он делает то-то и то-то», тогда спросите себя: «Почему мне это не нравится?» Если ваш ответ: «Потому что это меня смущает», тогда спросите себя, почему это вас смущает. Может оказаться, что вы на самом деле хотите не менять другого человека, а избежать собственного дискомфорта.

2. Поддерживайте и лелейте. Любовь – это поддержка, поощрение и мотивация стать еще лучше. Иногда это означает держать зеркало перед другим человеком, чтобы помочь ему видеть себя. Любовь стимулирует и способствует росту и развитию. Если вам трудно поддерживать кого-то, спросите себя, почему? Снова задайте себе три вопроса. Эти вопросы – это отличный способ узнать себя. А ответы – прекрасная возможность найти скрытые страхи, а также ограничивающие вас убеждения и качества, требующие работы над собой. Так что вы сможете еще и разобраться в себе, взглянув на то, как вы относитесь к другим людям, особенно к тем, кого вы любите.

3. Выучите язык Любви. Любовь – это противоположность страху. Любовь – это умение отдавать, а не брать. Любовь спрашивает: «Что я могу сделать для вас?», а страх (или отсутствие любви) задает вопрос: «Что я получу от этого?» Любовь можно описать как полученный дар. Вы дорожите им, гордитесь им, цените его красоту. Этот дар – другой человек. Любовь уважает его и всегда стремится защищать, оберегать и помогать развитию. Любовь разговаривает мягко и нежно. Если вы обнаруживаете, что вы кричите, насмехаетесь, манипулируете или действуете агрессивно в отношении того, кого любите, спросите себя, как вы можете изменить эту поведенческую модель. Когда вы начали её применять? Рассматриваете ли вы её как защитный механизм? Зная, что любовь означает уязвимость и открытость, какими другими способами вы можете достучаться до другого человека, не заставляя его чувствовать себя плохо?

4. Любовь подразумевает умение отпускать. Часто, когда вы кого-то любите, вам приходится принимать очень трудные решения для общего блага. Бывают ситуации, когда отпустить человека – это самая лучшая вещь, которую вы можете сделать для него. И для этого требуется мужество и настоящая любовь. Необходимость отпустить непременно вызовет в вас всевозможные эмоции и страхи. Найдите способ сделать это проще, спросив себя, каков корень этого страха. Это привязанность? Если да, то какой смысл вы придавали отношениям, от которых так трудно отказаться? Какими способами можно себя исцелить, зная, что человека просто необходимо все же отпустить?

5. Настоящая любовь начинается внутри. Любовь к себе – это первое требование, если вы хотите научиться любить кого-то другого. Вам нужно беречь себя, питать свое тело и душу и ощущать себя счастливой. Если вы начнете сдаваться и рассыпаться на части, вы не сможете никого любить. Если бы вы относились к другим так, как вы относитесь к себе, хотели бы они быть рядом с вами? Примите себя полностью и безраздельно, поддерживайте, холите и лелейте себя. В конце концов, станьте своим собственным поклонником! А также научитесь отпускать людей, места или вещи, которые больше ничего не значат в вашей жизни!

5 эффективных упражнений, которые помогут вам научиться любить себя

Любовь к себе — это путь. Это практика. Это выбор, который мы делаем каждый день в своих отношениях с родными и друзьями, занимаясь своим здоровьем, зарабатывая и тратя деньги, отдыхая и работая. Во всем.

Любить это значит желать и делать добро.

Часто меня спрашивают, а как научиться себя любить? Теории много. Важность понимают все. Но не все умеют.

5 простых упражнений, которые помогут вам встать на путь любви к себе.

1. Упражнение Список 100. Когда человек не любит себя, он не замечает своих достоинств. А недостатки рассматривает через лупу. Сложно любить себя, когда фокус на негативе. Пора менять фокус. Видеть хорошее. Любить себя, это значит ценить себя. Привычка видеть каплю дегтя и не замечать бочку меда в своей жизни, в себе- заставляет чувствовать себя хуже других.

Возьмите лист бумаги и начните писать свои достоинства и достижения. Все что есть и все что были. Не менее 100 пунктов (можно больше). Не нужно скромничать. По своим клиентам знаю, что, когда человек не любит себя, ему трудно написать даже 10 пунктов. Ничего страшного. Сегодня 10. Завтра еще 10 и т д. Но обязательно напишите.

Вы начнете понимать, что в вас много хорошего. Так вы будете учиться ценить себя.

2. Когда человек не любит себя, он очень жестко реагирует на любой свой промах. Научитесь выполнять упражнение «Ошибочка» (Автор Н.И. Козлов). В следующий раз, когда вы, совершите ошибку (а ошибки совершают все), поступайте следующим образом.

-Разведите руки, наклоните голову и с интонацией удивленного ребенка, весело произнесите: «Ошибочка!».
— затем, обхватите себя руками за плечи, обнимая себя и утешая и скажите: «Я хороший!» или «Я умница!».

— Вам станет спокойно. И теперь наполнитесь энергией и вытянув руку вперед, как на митинге. Произнесите: «Работать! Исправлять!»

И начинайте действовать. Смысл этого упражнения научиться спокойно относиться к своим ошибкам. Не ругать и не критиковать (это никак не поможет), а действовать и исправлять то, что возможно или принимать, в тех случаях, когда делать этого нельзя.

3 .Внутренний критик. Как научится не слышать этот сердитый голос, который постоянно придираться вам? Часто это голос родителей или школьных учителей. Он бубнит и очерняет все что вы делаете, заставляет сомневаться в себе и утверждает, что вы недостаточно хороши.

С внутренним критиком попробуйте следующий метод. Когда в очередной раз начнется критика (самокритика), то вежливо и твёрдо скажите этим мыслям: «Стоп!» или «Замолчи!»

Либо другой вариант. Определите, где именно в теле звучит этот голос. Обычно в голове. Потому что это наши мысли (точнее чужие, навязанные кем-то значимым). Переместите этот голос в плечо. Затем в левую пятку. Измените его тональность и громкость. Пусть он говорит свои критические замечания голосом мультяшного героя. Это рассмешит вас. Такого критика вы слушать не будете.

4.Програмируйте себя на успех с утра. Теперь, когда вы умеете справляться с внутренним критиком, нужно научится программировать себя на успех. Создавать настроение- «Я могу!». Делать это лучше с утра с простого действия, которое вы умеете делать хорошо. Например, заправить красиво кровать. Или приготовить вкусный завтрак. Или изящно повязать шарф. (можно все вместе). И когда вы это сделаете, то поставьте себя на паузу и восхитись собой -умницей. Полюбуйтесь делами рук своих. Прочувствуйте, что вы молодец и вы можете. Пусть радость за себя теплым потоком разольется по всему телу. Сохраняйте это состояние в течении дня. Привыкайте чувствовать себя успешной и достойной уважения. Уважение — это составляющая любви к себе.

5. Человек, который любит вас безусловно. Для этого упражнения вам потребуется лист бумаги и ручка. Устройтесь поудобнее и представьте, что в комнате появится человек, который любит вас безусловно. Всем сердцем и всей душей. Принимает вас такой, какая вы есть. Желает добра и счастья. Представьте, как выглядит этот человек. Во что одет, как смотрит на вас. Пусть этот образ подойдёт к вам и обнимет вас. Ощутите его любовь. Затем возьмите ручку и представьте что вы и есть этот человек и своей рукой напишите себе все добрые и поддерживающие слова, что может произнести этот образ. Пишите долго и много. Не менее получаса. Вы узнаете много прекрасного о себе. Сохраните эти записи и перечитывайте почаще.

Эти упражнения помогут вам почувствовать любовь к себе. Выполняя их, вы сможете научиться поддерживать себя.

Нелюбовь к себе, как песок в бензобаке автомобиля. Автомобиль от этого едет медленно и постоянно ломается.

Так же и ваш жизненный путь без любви к себе полон неразрешимых проблем и трудностей. И движение вперед происходит мучительно и мало результативно. Постоянные поломки и неудачи. Нехватка сил и желания.

Любовь к себе — это энергия, которая помогает жить счастливо. Любите себя и вы легко справитесь с любыми проблемами. И на работе, и в личной жизни, и в материальной сфере.

И если вам потребуется моя помощь, то вы всегда можете записаться на консультацию
Всего Вам наилучшего!

10 признаков человека, неспособного любить

Невероятные факты

Некоторые считают, что человек, который не любит себя, не может полюбить другого человека.

Человек, неспособный любить, может быть обаятельным, красивым и даже щедрым. Он хочет, чтобы его любили, и дело не в вас.

Многие считают, что так называемые нарциссы не могут любить других, потому что слишком любят себя.

Это в корне неверно. Нарциссы себя не любят. Они себя ненавидят, а их эго травмировано. Они требуют любви от других, чтобы питаться этой любовью, но не могут дать ничего взамен.

13 признаков того, что вас не любят, а МАНИПУЛИРУЮТ вами

И хотя они способны влюбиться, они не способны удержать это чувство, потому что им не хватает нужного спектра эмоций и восприятия, чтобы почувствовать, испытать и отдать любовь.

Вот, несколько признаков того, что человек не способен испытывать это чувство и дарить любовь с чистым сердцем и безусловно.

Мужчины и женщины неспособные любить

1. Обвиняет других

Люди, неспособные любить, имеют склонность винить в своих проблемах других. Им не хватает понимания того, что они сами могут быть источником проблем.

Им присуща ограниченность мировоззрения, и они сосредоточены лишь на том, какую пользу им лично принесут данные отношения. Они редко задаются вопросом, виновны ли они в том, что все пошло не так, как планировалось.

2. Не несет ответственности за свои ошибки и проступки

Те, кому не хватает способности всей душой любить кого-то, как правило, редко отдают себе отчет в том, что они тоже влияют на ситуацию или отношения.

Опять же для того, чтобы признаться в каких-то ошибках человек должен обладать определенным самосознанием и пониманием себя. Люди, которые не могут любить, часто ищут отговорки за свое поведение.

«Я был пьян, не принимай это на свой счет», «Обычно я себя так не веду» или «Ты так меня разозлила» – эти фразы часто используют люди, которые не научились объяснять свое поведение.

3. Быстро бросает

Они просто бросают что-то или кого-то, если человек больше не приносит им пользы. Они редко задумываются о другом человеке, и, если говорить начистоту, это их не сильно заботит.

Когда что-то больше не имеет для них практической цели, их интерес к человеку или отношениям просто гаснет.

4. Не выносит того, кто лучше него.

Люди с развитыми нарциссическими чертами одержимы стать совершенными, и это становится очевидными в общении с другими.

Они завидуют любому, кого они считают лучше себя, впадают в ярость, когда другой человек их в чем-то превосходит, особенно это касается партнера.

Неспособные искренне любить

5. Нетерпим к несовершенствам других

Так как сами они стремятся к совершенству, то ожидают этого и от других. Возлюбленному такого человека очень сложно соответствовать всем ожиданиям, из-за чего отношения становятся тяжелыми и нездоровыми.

6. Использует других для достижения своих целей

Нарциссы нуждаются в подпитке – восхищении, поддержке и одобрении, на которых держится их самоуважение.

Партнер для них как парашют для парашютиста. Они его используют, пока он им нужен, а когда необходимость исчезает, просто забывают о нем.

13 ФРАЗ, которые произносит мужчина, только когда по-настоящему ЛЮБИТ вас

7. Манипулирует другими

Такие люди используют косвенные способы для манипулирования другими. Делается это в основном из страха лишиться своей подпитки.

Они могут манипулировать, унижать и преуменьшать ваши достоинства, чтобы вы оставались в их власти и продолжали подпитывать их эго.

8. Всегда чем-то недоволен

Человек, неспособный любить, живет по принципу «мне всегда нужно больше». Когда он получает то, что нужно, то решает, что это недостаточно хорошо для него и переключает свое внимание на новую цель.

Его желания постоянно меняются. Ему сложно удержать интерес достаточно долго, а решения редко бывают окончательными. Вкупе с очень материалистичной натурой такой человек никогда не бывает довольным.

Это будет постоянно истощать партнера и держать отношения в напряжении. Вы будете пытаться удовлетворить потребности партнера, но ощущать, что никогда не можете ему угодить. В конце концов, вам будет казаться, что вы не заслуживаете быть с таким как он. Но это не любовь, а игра, где вы играете по правилам нарцисса.

9. Не заботится о чувствах других

Такой человек часто задевает или ранит чувства других людей, порой даже не понимая этого. Для партнера это означает бесконечную череду обид и унижения, которая будет продолжаться, пока он не решит отдалиться.

Вам придется свыкнуться с тем, чтобы держать свои эмоции в узде. Если вы попытаетесь что-то возразить, все сказанное обернется против вас.

10. Доминирует

Не умеющие любить всегда пытаются контролировать своих партнеров. Они используют множество тактик, чтобы управлять жизнью того, кто с ними рядом.

Иногда эти манипуляции такие изощренные, что вы начинаете верить в то, что это вы настоящий злодей, и вам невероятно повезло, что вас терпят. В конце концов, вы становитесь рабом их требований и теряете контроль над отношениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *