Написать песню

Как придумать текст для песни: использование рифм

Мы окружены рифмами и рифмованными строчками — место поэтов в современном мире заняли авторы песен. По мнению литературного критика Дэвида Каплана, деятельность авторов-песенников привела к тому, что мы живём в эпоху рифм, которые застревают у нас в голове вместе с популярными треками. В качестве подтверждения слов Каплана можно вспомнить Боба Дилана, который в 2016 году получил Нобелевскую премию по литературе за свои стихи.

Написать текст к песне нелегко — рифмы получаются идиотскими, в строчках не хватает смысла. Тем не менее не стоит думать, что лирика ограничена рифмами. Автор журнала Flypaper, Шарлотта Йейтс, дает три совета для тех, кто хочет узнать, как придумать текст для песни. По мнению Шарлотты, эти рекомендации помогут сдвинуть сочинение лирики с мертвой точки и облегчат написание текстов. Редакция SAMESOUND.RU приводит адаптированный перевод заметки.

Меняй схемы

Те, кто хотят понять, как написать текст для песни, зачастую забывают, что строки песен обычно пишутся по определённым паттернам, которые называют схемой рифм. Строки, чьи последние слова рифмуются друг с другом, обозначают буквами: первая строка — A, вторая — B и т.д. Если строка не рифмуется, ее обозначают X.

Вот несколько распространённых шаблонов (чем-то напоминает структурные шаблоны песен, используемые в аранжировке):

  • AABB — смежная рифма, куплетный слог, в котором каждые две строки рифмуются между собой;
  • ABAB — перекрестный слог, противопоставление, в котором строки рифмуются между собой через одну;
  • AAAA — монорифма, каждая строка рифмуется с предыдущей и всеми остальными;
  • ABBA — кольцевая рифма, в рамках четверостишия между собой рифмуются первая и последняя строка, а также вторая и третья.

Помимо этого, в песнях часто встречаются схемы XAXA, AXXA и AAXA.

Пример четверостишия со схемой XAXA.

Для тех, кто ищет ответ на вопрос как написать текст для песни, но не имеет в этом достаточно опыта, полезно записывать используемые схемы и придумывать слова, держа их перед собой. Скорее всего это будут стандартные схемы, приведённые выше, но на их основе вы можете придумать более интересные варианты. Если вы часто пишете четверостишия, попробуйте выйти из зоны комфорта и увеличить количество строк до шести. Если в четверостишиях рифмуются все строки, то возможно стоит добавить хотя бы одну не рифмующуюся строчку. К примеру, так сделала Джони Митчелл в песне «Both Sides Now», заменив паттерн AAAA на AAAX:

Рифма не обязана стоять в конце каждой строки — её можно вставить в середине. Некоторые авторы удлиняют строки текста, чтобы внести интересный для слушателя дисбаланс в ритм. К примеру, так сделала Адель в «Hello»:

Нет ничего идеального

Там, где лирика музыкального театра является такой же частью сюжета, как и сценарий, современная песенная классика часто предпочитает аутентичность и разговорный реализм вместо использования так называемых «идеальных» рифм. Современные авторы стремятся сделать лирику простой и естественной, поэтому используйте весь доступный вам спектр рифм и лексикон. Не надо воспринимать все буквально: речь идет не о том, чтобы все ваши рифмы были идеальными, а о том, чтобы вы не боялись использовать любые, даже самые простые рифмы, если это оправдано.

Спектр рифм условно можно разделить на 5 видов:

  • Идеальные рифмы — слова заканчиваются на одинаковые гласные или согласные: любовь — морковь, fat — cat;
  • Точные — согласные или гласные в словах совпадают, отчего рифмы и слова звучат очень похоже: дышит — слышит, white — ride;
  • Приблизительные, неточные — буквенных совпадений нет или они не точные, слова больше похожи по своему звучанию, а не написанию: навстречу — сеча, way — paid;
  • Ассонансы — любые согласные в слове, совпадающие по звуку гласные: blow — throat;
  • Консонансы — любые гласные в слове, совпадающие по звуку согласные: hand — end;

На самом деле видов рифм намного больше, но в большинстве текстов авторы прибегают к использованию именно этих разновидностей (подробнее о видах рифм можно прочитать ).

Зная все виды рифм, вам будет проще писать тексты и рифмовать строки без потери смысла. К тому же, вы сможете акцентировать внимание слушателей на определённых моментах. Хорошим примером использования разных видов рифм и расстановки акцентов служит песня Chainsmokers «Closer»:

Полагайтесь на звучание

Не обращайте внимания на то, как рифмы выглядят на бумаге — написать текст для песни, преследуя только красоту буквенных сочетаний не выйдет. Играйте словами вслух, перебирайте сочетающиеся слова и фразы, запоминайте понравившийся результат. Если рифма отлично звучит, обязательно используйте ее.

Имея на руках пачку отлично звучащих рифм, вам будет проще написать лирику к следующей песне. Достаточно собрать воедино найденные рифмы, расставить их по строкам и вложить в это смысл, чтобы получить достойный и запоминающийся текст.

В качестве примера, вспомните текст Оскара Хаммерстайна II к песне «Oh, What a Beautiful Morning». Строка «The corn is as hight as an elephant’s eye» отлично легла в лирику и запомнилась миллионам слушателей. Хитрость в том, что эта строка не была придумана Хаммерстайном — идиома о кукурузе на высоте уровня глаз слона существовала задолго до появления самой песни, Хаммерстайн просто оценил рифму и нашел ей отличное применение.

Другой яркий пример того, как рифмы отстойно выглядят на бумаге, но отлично ложатся на музыку — легендарная «Smells Like Teen Spirit»:

Требования к тексту песни

Давайте помусолим тему Текстов песен.

Что важнее – текст или исполнение?

Практика показывает, что исполнение – это 80% результата (успеха или неуспеха!). Доказать тезис очень просто. От англоязычных песен кайф получали? Получали. Смысл понимали? Не понимали. Теорема доказана. Плевать на смысл.

Если кто возразит: «Но для русского слушателя русские исполнители – это другое» — ради Бога. Включите Муз-ТВ и послушайте нашу попсу. Она там – значит, цепляет большинство? Значит, цепляет. Поднимите руку, кто нашёл в этих текстах смысл? Вот именно. Плевать на смысл.

Из этого можно сделать ужасающий вывод: «Плевать на текст – можно написать произвольный набор слов, потом правильно исполнить – и успех в кармане!». Вывод верный, успех в кармане будет. Правда, недолго и сомнительный – такой же, как у нашей попсы. Поднимите руку, кто хочет быть как наша попса?

Собсна, суть рассылки и весь наш подробный разбор, казалось бы, далёких от музыки вещей зиждется на принципе слабого звена: если каждая часть целого совершенна – целое совершенно. Если хотя бы одна часть несовершенна – целое несовершенно.

Ну и если не строить из себя умного, а сказать мысль проще, то всё очевидно: лучше отличное исполнение и отличный текст, чем отличное исполнение и обычный текст.

Отличный текст будут цитировать, вставлять в подписи на форумах, плагиатить, перепевать и выдавать за собственные мысли. Всё это работает на автора. Текст сам будет размножаться, он расползётся по компам юзеров, как вирус. У песни будет шанс стать вечной.

Обычный текст не будут цитировать, вставлять в подписи и перепевать. Максимум, что можно сделать с обычным текстом, это привести его в одном из следующих выпусков как пример обычного текста, и на этом его жизнь закончится. 🙂

Что писать сначала — текст или музыку?

Ответ на этот вопрос логически вытекает из предыдущих рассуждений (В этом месте лектор поправляет очки, перелистывает страницу учебника и строгим взглядом обводит зал).

Смотрите, раз исполнение важнее, значит, нужно придумать мелодию, исполняя которую, автор тащится (автор, а следовательно, и слушатель), а на неё уже надеть слова. Либо не от мелодии отталкиваться, а от ритма, особенно, если речь идёт о рэпе или о ритмичном участке песни. Или отталкиваться от энергетики – вдруг автор посчитает, что после 2-го припева нужно резко совершать контраст и перейти на шёпот?

Я лично придумываю сначала исполнение с музыкой (мелодия, либо ритм, либо энергетика), потом текст. Кстати, Линкин Парк, о которых я говорил пару выпусков назад, делают так же. Не верите мне – верьте им 🙂

Что важнее – форма или содержание текста?

Сначала давайте разберёмся, что есть что. Форма – это рифмы, ритмические конструкции, паузы в неожиданных местах, диалоговая форма исполнения (мужчина – женщина) и ещё стопицот приёмов. Форма — это грубо говоря приёмы.

Содержание – это смысл текста, основные идеи, мысли и эмоции, выраженные автором.

Содержание я лично считаю первичным, т.к. Песня начинается с желания автора что-то донести людям, а не с желания «изобразить какую-нибудь красивую и интересную хреновину» (хотя такие направления в каждом виде искусства неизменно возникают). Следовательно, изначально форма подчинена содержанию и назначение её – усилить содержание. Это я выделил для тех, кто до сих пор пишет строчки для рифмы или «потому что интересно звучит». Просто попробуйте писать, исходя из смысла. Посмотрите, что это даст.

Бритни Спирс писала форму. Красиво, но пусто. Бритни спилась, постриглась налысо и её забыли. Битлз писали содержание. Одного застрелили, потом они распались, потом постарели. Их до сих пор помнят.

Теперь давайте прервёмся на музыкальную паузу и внимательно послушаем песню группы Марки – «Давай спасём искусство», обращая внимание на текст.

Текст.

Марки – Давай спасём искусство.

Нам не повезло — почти

Никто не слушает нормальное музло. Учти,

Им нужно, чтобы тело растрясло,

И ум не напрягало.

Ла-ла-ла-ла

Вся доступность нот

В минимализме — его кушает народ,

И будь отборным калом полон рот —

Его б не волновало.

Ла-ла-ла-ла

Припев

Без усилий, без излишней мощи

Давай спасём искусство!

И споём последнюю песню попроще,

И нам не будет грустно!

Всё у нас не так —

Над нами новая угроза, новый враг.

Давай сегодня вечером чувак,

С тобою выпьем водки,

И так нон-стопом!

Русская душа..

Я променял её на годы кутежа

И не заметил, как за гранью рубежа

Застрял на перемотке…

Знаете, как я анализирую новую песню? Во-первых, я слушаю только её. В это время я не делаю больше ничего. Разве что дышу. 🙂 Всё внимание – в слух. Во-вторых, все ощущения запоминаю (поначалу записывал) по ходу песни, т.е. хронологически. Что бросилось в глаза сначала, что потом, что дальше и так до конца. Что осталось после прослушивания – тоже отдельный пункт. Хочу ли переслушать? Если да – то ради каких моментов? Если нет – почему?

Это помогает понять как своё восприятие, так и законы воздействия музыки на человека (которые работают независимо от того, знают о них или нет).

Ладно, берёмся за текст «Искусства». О чём песня? В чём основная идея? В том, что искусство умирает и ребята призывают его спасти. Идея не самая новая для человечества (искусство «умирает», начиная с Древней Греции, по-моему :), но на фоне идей «Бухаем, пацаны!» — она оригинальна.

Кстати, это очень хороший признак, если послушав вашу песню, слушатель может членораздельно ответить на вопрос «О чём песня?». В этом случае за содержание автор получает 5. 🙂

Рифмы – не шокируют оригинальностью, но здесь действует такое интересное правило… Когда слушатель представляет то, о чём поётся, на рифмы внимание практически не остаётся. Т.е. если смысл цепляет, берёт за душу – слушатель пропустит даже кровь-любовь. Но при переслушке, естественно, плюнет в автора, так что халявы не ждите 🙂

Кроме того, рифмовка по строкам необычна: 1-3 строки между собой, 4-я с 8-й, а 5-7 между собой. Эта нешаблонность тоже тянет на себя внимание и в результате песня забирает у слушателя всю доступную оперативную память и он сидит и хлопает ушами.

На припеве ребята явно схалтурили. Рифмы простые-очевидные, да ещё и подогнаны друг к другу в ущерб смыслу. Но исполнили (на мой вкус) прилично, так что волей-неволей сижу и подпеваю 🙂

Образы. Должен ли быть текст понятным?.

Я не знаю, что делать с этой бедой русских «поэтов» интернета. Беда такая: напишет чёрт знает что и гордится. Спрашиваю у него – «а что значит «волосатая любовь», что ты имел в виду?» Отвечает – «каждый понимает поэзию по-своему, это образы, их нельзя объяснять, ты дурак что ли?»

Тут позиция у меня чёткая. То, что вы пишете, должно быть понятно всем (большинству). В крайнем случае – если большинству непонятно, — вы должны быть в состоянии объяснить свою писанину. Этот подход даёт страшное преимущество.

Смотрите. Если вы написали текст, прочитали его n друзьям и знакомым, — вы можете собрать их вопросы и непонятки, доработать текст и улучшить его. А уж если давать на критику тем, кто в этом смыслит — !!! Можно научиться писать такие тексты за 2 месяца, какие Макаревич всю жизнь учился 🙂

А если на каждую непонятку и вопрос вы отвечаете «Каждый может иметь своё мнение, это поэзия!» — вы отрезаете себе путь к развитию. Ведь теперь не существует вариантов сильных и слабых – все одинаковы. И что самое печальное – те, кто разбираются в вопросе, увидят вашу твердолобость и не станут говорить ни слова, потому что это бессмысленная трата энергии. Если человек не готов учиться – учитель не нужен.

Друзья, пишите понятно 🙂

Как придумывать рифмы?

Рифма – это элемент формы. Желательно, чтобы она подчинялась содержанию. Чтобы не получилось, что ты нарифмовал про встречу с бывшей в старом цирке и штангенциркуль, а потом, упиваясь новизной рифмы, начал судорожно пытаться объяснить себе, что за хрень ты насочинял. Сначала ты должен придумать мысль, которую хочешь выразить. Запиши её в любом виде любыми словами. Даже если по ритмике тебе нужно заполнить 3 слога, а мысль ты выразил в 3-х абзацах. 🙂

В следующих выпусках я буду говорить о лаконичности слога и упругости речи. Там мы будем нещадно сокращать и вырезать. В результате научимся сокращать абзацы до аббревиатур из двух букв. 🙂

Итак, сначала мысль – потом рифма.

Технически я лично рифмы подбираю по двухбуквенному сходству. В каждом слове есть ударный слог. Возьмём слово «слог». К нему можно подобрать рифмы по следующим «двухбуквиям»: «ло», «ок», ну и «сло» (трёхбуквие).

Ищите слова, где ударный слог содержит «ло». Облом, клоп, лоб, лорд, назло и пр.

«ок»: гудок, молоток, рок, рог, зрачок и прочие слова с суффиксом «-ок».

«сло»: зло, слом, веслом и т.п.

Больше половины уйдут в корзину, но среди оставшихся вполне могут найтись совершенно неожиданные рифмы из разных частей речи. Рифмы могут подсказать, куда дальше направить содержание (если ещё не до конца понимаешь, о чём пишешь :).

Метод очень простой, не нужно составлять словари или запоминать миллионы рифм – достаточно знать русский язык.

И кстати, если брать не первую попавшуюся рифму, а слегка подумать – находятся рифмы просто невероятные (самые невероятные – это имена собственные, их никто никогда не ждёт, даже если вся песня состоит из имён собственных. Они непредсказуемы в большинстве случаев).

Были ли американцы на Луне?

Ответ на этот вопрос я бы хотел узнать. Пишем комменты. 🙂

Может, кто-то ищет здесь «30 самых правильных слов для написания песни» или ищет ответ на вопрос «С какого слова лучше начать первый куплет?» (начни со слова «я» 🙂 – но я даю в основном подход, суть которого в том, чтобы разбираться в деталях, думать и пытаться понять, за счёт чего одни песни становятся вечными, а другие скорее удаляют.

Хотя идея, конечно, заманчивая. 🙂 Рано или поздно напишу, как Остап Бендер, «Памятку поэту-песеннику» с перечислением самых распространённых образов, идей, тем и рифм. 🙂

Понятно, что любая из поднимаемых тем – просто огромная и тянет не на один том, но мы будем продолжать и рано или поздно доберёмся до истины.

Опубликовано: 17.02.2016

Все музыканты по-разному подходят к творческому процессу создания песни.

Один пишет музыку, на которую пытается наложить слова.

Другой, наигрывая музыкальное произведение, рождает стих: строку за строкой.

Третий берет готовый рифмованный или прозаический фрагмент текста, подбирает простейшую музыкальную аранжировку и начинает ее расширять, дополнять, улучшать и развивать, пока та не превращается в полноценное произведение искусства.

Четвертый долго вникает в музыкальные наработки, пытаясь пережить те или иные чувства, визуализировать образы и прийти к готовой идее будущей песни.

Написание песни – процесс творческий, поэтому, содержит массу индивидуальных и уникальных техник, подходов, приемов, которые для каждого музыканта будут различными.

Но как быть, если есть стих?

Как написать музыку под готовые слова, например, известного поэта, друга или подруги? Попробуем разобраться!

Кстати, написание музыки под готовые тексты – очень распространенный прием в среде музыкантов.

Более того, для отдельных творческих личностей такой подход является единственно приемлемым и доступным.

Ведь многое здесь зависит от личных предпочтений и индивидуальности музыканта!

Стоит заметить также, что для написания музыки на стихи неплохо бы владеть хоть одним музыкальным инструментом и диктофоном (нужен, чтобы записывать наброски будущей песни, не отвлекаясь на написание нот или запись аккордов).

Пишем музыку на стихи: пошаговая инструкция

1. Для начала необходимо подобрать подходящий текст (стих или прозу).

Важно понимать, что аранжировкой можно дополнить вообще любой текст, даже если в нем отсутствует рифма! При этом новичкам-музыкантам проще начинать с несложных стихов, имеющих строгий ритм слога и рифму.

Так, отдельные стихотворения с легкостью ложатся на музыку, в то время как с другими словами это несколько затруднительно.

Найти хороший стих, который уже «напрашивается» на музыкальную подложку – половина всего вашего успеха.

Если же текст выбрать нельзя (например, вам его дала подружка, отказаться нельзя), придется проявить интуицию, творческие способности и немножко хитрости.

При работе со сложными текстами рекомендуется отыскать в них ритмическую основу или искусственно подвести стих под такое основание.

Говоря проще, стих или текст должен легко вписываться в рамки размерностей такта, что несложно реализовать, например:

— отстукивая ритм ногой или рукой;
— поэкспериментировав с метрономом;
— попробовав различные варианты драм-секций в разных скоростях.

Если говорить о секциях ударных, то их несложно найти в современных гитарных процессорах, музыкальных компьютерных программах и редакторах. В крайнем случае, для понимания размера и ритма будет достаточно вашей интуиции, чувства ритма и настукивания ногой или рукой.

ВАЖНО – текст (стих или проза) должен распределиться по ритмическим отрезкам фиксированной или изменяющейся величины.

Для новичков лучше работать с ровными ритмами, т.к. сложные доли запутают вас окончательно. Поэтому, можно для начала потренироваться «на кошках» — на простых и ровных стихотворениях русских классиков.

2. Монотонная песня и однообразный поток текста никому не интересен и часто утомляет.

Если мы пишем композицию, которая будет понятна всем и каждому, а не только единичным эстетам с перевернутым мировоззрением, неплохо разобраться с динамикой подачи стихотворения.

Речь в данном случае о том, что отдельные фрагменты текста станут вступлением, другие – припевом, третьи – куплетами песни, четвертые – будут использованы где-нибудь еще.

Одни фрагменты будут звучать тише, другие – громче.

Одни фрагменты будут ровными и размеренными, другие – станут эмоциональными, сильными, резкими и т.д.

Говоря проще, ваша будущая песня должна быть динамичной, а не монотонной! Это важно.

Исходя из «движения» и «течения» текста (стихотворения), предстоит обеспечить отдельным фрагментам соответствующую музыкальную подложку (аранжировку). Т.е. изначально такая работа проводится со стихами, а после переносится в музыку.

3. Когда ритмика и общая динамика будущей песни определена, переходим к работе с музыкальным инструментом.

Здесь нам предстоит сугубо творческая и индивидуальная деятельность, которую начинаем:

  • с подбора первых аккордов;
  • с выбора оптимальной тональности (минорной или мажорной);
  • с записи отдельных участков-черновиков на диктофон или бумагу.

Примечание: мы уже говорили, что для написания музыки важно владеть музыкальным инструментом (хоть каким-нибудь), иначе, результатом будет дилетантство.

Касательно аккордовых последовательностей и переходов, куплетов, припевов, вступлений и других тонкостей дать советы сложно, т.к. все определяется:

  • личными вкусами и предпочтениями;
  • уровнем игры на инструменте;
  • опытом музыканта;
  • знаниями музыканта;
  • желаемым стилем музыки;
  • индивидуальными особенностями.

Для тех, кто не умеет играть на музыкальных инструментах: пытайтесь подобрать, напеть и записать на диктофон мелодию, которую после можно будет показать знакомым музыкантам.

ВАЖНО: записывайте все ваши попытки, т.к. даже запоминающиеся мелодии очень быстро выветриваются из головы и забываются!

4. Для тех музыкантов, у кого получилось создать наброски аранжировки, следующим шагом будет их развитие, дополнение, корректировка и правка.

Так, настоятельно рекомендуется проработать и продумать каждый фрагмент песни, начиная со вступления и оканчивая последней ее нотой. В вашей песне не должно быть посредственных участков, обязаны присутствовать:

  • вступление;
  • куплет;
  • припев (пусть даже просто музыкальный проигрыш);
  • окончание.

И все эти пункты необходимо рассмотреть по отдельности, ничего не оставляя «как есть» или «как придется». Любая профессиональная музыкальная композиция продумывается от начала и до конца!

Это важно. В процессе написания песни не жалейте времени и сил, т.к. работа впопыхах редко дает качественные результаты.

Последним (завершающим) этапом будет тестирование песни на своих близких: друзьях и товарищах, родственниках и знакомых.

Наиграйте им собственное творение и оцените их реакцию… Если песня вам удалась – ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Если же нет – обязательно пробуйте еще и еще. И помните:

Чтобы написать хорошую песню, нужно сначала написать 10, 100, 1000 плохих!!!

ВАЖНО: никогда не пишите музыку на текст (стихи или прозу), который лично вам не нравится – ничего хорошего не получится.

Проверено.

Тексты Для Песен

Основные стили моих стихов для песен — поп, винтаж, поп-фолк, поп-рок, романс, шансон (не блатной), детское, либретто мюзикла, песня для кино. Многие из моих песенных текстов написаны на мелодии, предложенные композиторами. Стихи на вашу музыку мне можете заказать и Вы.
Если вы хотите написать музыку на один из моих уже готовых текстов, сообщите мне об этом, обычно я не бываю против. Многие тексты, на которые уже существуют песни, свободны для новой музыки.
Если Вы хотите приобрести исключительные (или иные) права на мой текст (из числа приведённых ниже) или готовую песню — напишите мне (отсюда) личное сообщение.
На фото — некоторые исполнители моих песен и песен на мои тексты.
———
All Rights Reserved.
Права на мои тексты и песни (включая музыку к ним, которую я иногда пишу сам) зафиксированы и защищены законом об авторских правах. Присвоение авторства преследуется по закону. При коммерческом использовании моих текстов или песен авторские отчисления (роялти) ОБЯЗАТЕЛЬНЫ. Безвозмездное применение произведений в некоммерческих целях возможно, но требует моего согласия.
Критика приветствуется, если она корректна и доказательна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *