Начало урока в начальных классах

Позитивное начало урока: как настроить детей на плодотворную работу?

Готовясь к уроку, каждый преподаватель составляет дневной план. Это не просто прихоть администрации или навязчивое ненужное требование, а важное условие, позволяющее правильно спланировать ход урока на всех его этапах. Одним из первых пунктов плана является Организационный момент. Обычно здесь учитель проставляет количество времени – 1-2 минуты и не более того, а ведь именно от этого этапа зачастую зависит эффективность всего учебного процесса на уроке. Оргмомент создает определенный настрой, и очень важно, чтобы он выполнял мотивирующую функцию. Известный факт: даже обезьяна не возьмет в руки палку, если у нее не будет мотивации. Палка ей нужна для добычи банана. Так же и дети – без заинтересованности к происходящему не смогут работать с полной отдачей.

От того, какой интерес учитель хочет пробудить у детей – произвольный или нет, будут зависеть его поведение и фразы. При произвольном внимании человек сразу все понимает и осознает без сторонней помощи необходимость выполнения каких-либо действий. Провести же результативно оргмомент на основе непроизвольного интереса – дело мастера. Такой тип внимания возникает спонтанно. И вот тут педагогу надо постараться, чтобы пробудить детский интерес.

Несколько проверенных и эффективных способов проведения начала урока.

1. Активизация внимания школьников в начальной школе происходит благодаря следующим приемам:

  • Применение стихов-настроев (в их основе – настрой детей на работу в рифмованной форме, а варианты могут быть любые). Например:

Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок.

Открываем все тетрадки,

В книжках нужные закладки.

На вопросы отвечаем,

Когда нужно – замолкаем.

В теме будем разбираться,

Главное – не отвлекаться!

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Встаньте, дети, не ленитесь,

Все мне дружно улыбнитесь.

Здравствуйте, ребята, сели

И на парты посмотрели.

Будут нужными опять:

Книжка, ручка и тетрадь.

Не забудет про дневник

Ни один наш ученик.

Молодцы! Готов весь класс,

Тему назову сейчас.

Можно учителю самому прочесть эти строки с выражением, а можно сразу же подключить детей, дав им возможность отгадать важные для урока слова.

  • Настрой на совместную работу благодаря фразам — наша тема, наш урок, наше задание. Объединение с учителем оказывает психологическое воздействие, развивает ответственность и внимание к поставленным задачам.
  • Театральное начало с приглашением Незнайки, например. На эту роль можно привлечь старшеклассников либо наиболее сильных учеников класса. При этом следует продумать антураж, привлекающий внимание детей, задания в виде игры, а по ходу урока поощрения от сказочного героя.
  • Музыкальное сопровождение.
  • Иллюстрации, яркие плакаты. Наглядность часто вызывает небывалый интерес.

2. Психологические минутки:

Так, например, многих заинтересует необычное приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

3. Поэтические минутки. Это всегда впечатляет, вызывает уважение со стороны учащихся, ведь им хорошо известно, насколько сложно учить стихи. Если же учитель продекламирует строки с выражением, необходимыми эмоциями, а еще и в тему, то успех в создании положительного настроя гарантирован.

4. Случай из жизни. Зайдя в класс, учитель демонстрирует переполняющие его эмоции от увиденного или услышанного эпизода и начинает рассказывать жизненную историю. На учеников это оказывает ошеломляющее действие. Вроде как литература, а нам тут про случай в автобусе. Тем не менее, для концентрации внимания и доверительного настроя между учителем и учениками короткая история оказала пользу. Можно переходить к теме урока.

5. Либо вовсе педагог может вспомнить интересный анекдот, суть которого близка к изучаемому материалу. Для детей это всегда необычно, остроумно, по-взрослому и во многом поучительно.

6. Прием «Интрига». В начале урока задается интересный, неожиданный вопрос, на который ответить ученики смогут лишь по окончанию занятия.

7. Связь с жизненными ситуациями. Прекрасный пример из практики учителя истории при рассмотрении темы «Перестройка в СССР». Учитель подговорил одного своего ученика, чтобы тот не много опоздал. После звонка, когда все сели за парты, этот ученик зашел. Учитель тут же стал его ругать. Но через минуту улыбнулся, признался, что это шутка, и спросил ребят, что они чувствовали в тот момент? Ответы были однозначны – волнение, испуг. Однако все было сделано для того, чтобы передать ребятам атмосферу жизни в рамках тоталитаризма. После минутного реального инцидента учитель перешел к рассказу об обстановке при советской власти.

8. Используйте нестандартные формы проведения уроков. КВН, Брейн-ринг, Поле чудес и другие. В отношении времени на подготовку такой подход более затратный, зато в плане настроя и поддержания интереса к предмету и теме урока он целиком себя оправдывает. Все необычное всегда привлекает куда больше.

Методов для создания продуктивного настроя много, и каждый учитель формирует сам свою «копилку». Важно – не применять их часто в одном и том же классе, видоизменять и понимать, что выбор средств должен зависеть от настроения класса и каждого ребенка в отдельности. Удачное начало урока – это уже половина успеха. Помните об этом!

Современный урок – это, по большей части, нестандартный урок. А нестандартный урок требует нестандартного начала.

Начало урока— первый шаг в развитии дальнейших событий. Задача учителя — начать разговор сразу, как только ученики сели на свои места. Для этого не нужны общие фразы, якобы открывающие урок; вместо предположения о том, что мы сегодня будем делать, следует переходить к делу сразу. В этом случае ставим ученика в положение человека, к которому обращаются с неожиданным и обязательно интересным для него вопросом/заданием.

Эти вопросы или задания позволяют на уроке:

— формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать,

— обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций,

— продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать,

— проявлять свою индивидуальность.

Для учащихся такие вопросы или задания должны быть посильными, неожиданными по содержанию, интересными по сути, настраивающими учеников на тему урока.

Размышляя о том, как эффективнее оказывать влияние на аудиторию, основоположник американской теории и практики менеджмента Дейл Карнеги советовал: «Драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно. Так поступают в кино и на радио, так почему же вы так не поступаете?».

Приемы работы, определяющие внимание школьников в самом начале урока.

1. Дискуссионные вопросы

C помощью дискуссионных вопросов поддерживается эмоциональный интерес ученика.

Славы или позора достоин Петр Гринев?

Почему комедия Гоголя названа «Ревизор», если мы не встречаемся с ним ни разу?

Если былина – это песнь героического содержания, то в чем состоит героизм Микулы Селяниновича?

В чем святость Февронии? В чем праведность Петра?

Можно ли победить смерть? (Г.Р. Державин «Памятник»)

«Медный всадник» — петербургская повесть или петербургский роман?

Можно ли уйти от судьбы? Верность – выражение любви или путь к гибели? (А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»)

Что важнее – жизнь или смерть? (М.Ю. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

Тарас Бульба – герой? Или Тарас Бульба – герой!

Может ли быть пальто «барометром настроения»? (А.П. Чехов «Хамелеон»)

Смех – это выражение радости или печали? (М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

Всегда ли «красивые – смелые»? (М. Горький «Старуха Изергиль»)

Сильный ли человек Юшка?

О чем горюет Акимыч? (Е.И. Носов «Кукла)

Делла и Джим – двое глупых или двое мудрейших? (О.Генри «Дары волхвов»)

Как вы думаете, почему К.Г. Паустовский написал историю об Андерсене вместо “главы о силе воображения и его влиянии на нашу жизнь”?

Вы прочитали две одноимённые автобиографические повести о детстве — «Детство» Л.Толстого и «Детство» М.Горького. В каком из произведений вы можете представить себя, в каком — нет? Почему?

Н.В. Гоголь писал: “Смех — великое дело, он не отнимает ни жизни, ни имения, но перед ним виноватый — как связанный заяц». Кто в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н.В. Гоголя оказывается, по словам автора, “связанным зайцем” и почему?

Издали бы вы дневник Печорина, оказавшись на месте рассказчика? Объясните.

Отчего в романе-эпопее Шолохова нет эпилога, как в романе-эпопее Л.Толстого?

Почему Лука исчезает в третьем действии пьесы и целое действие идёт без него? (М.Горький. «На дне»).

2. Коммуникативная атака (вызов к проблемному общению).

Этот прием заставляет учащихся в самом начале урока мгновенно включиться в работу.

М.Ю. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Образ Ивана Грозного.

Учитель: Перед вами обычные весы. Если я положу на одну сторону больше камешков, то эта сторона перевесит. Так же происходит и с человеком. Если на одну чашу весов положить все хорошие человеческие качества, то они, несомненно, перевесят все его недостатки. Вопрос только в одном — что перевесит: плохое или хорошее?

А.С. Пушкин «Пиковая дама»

Учитель: Вы когда-нибудь в карты играли?

А вот эти три карты – тройка, семерка, туз – определили судьбу человека. Впрочем, главная героиня, кажется, эта карта: пиковая дама.

А.С. Грибоедов. Биография. На экране изображение огромного бриллианта.

Учитель: Этим алмазом персидский шах расплатился с русским царем за смерть великого русского писателя Грибоедова, Вазир-Мухтара.

3. Моделирование

Для того, чтобы научить учащихся творчески мыслить, можно предложить им задания на самостоятельное моделирование.

Учитель: Если бы те жители, кто каждый день обижал Юшку, знали бы, чем все это закончится, изменили бы они свое поведение? (А.П. Платонов «Юшка»).

Допустим, что девушка (А.Вампилов, сценка «Свидание») не сломала каблук и пришла на свидание, дождалась своего нового знакомого. Каким он предстал бы перед ней?

4. Интеллектуальная разминка

Два-три не слишком сложных вопроса на размышление.

Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.

Разминку можно проводить по-разному:

Что лишнее (роман, рассказ, ода, новелла)?

Обобщить – («Толстый и тонкий, «Налим», «Злоумышленник» — юмористические рассказы).

Какое слово скрывается? (Литота, гипербола).

5. Удивляй! Отсроченная отгадка

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Необходимо найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

Например,

1) При изучении романа “Обломов”.

Почему главный герой все время лежит, разве он больной, старый? Это нормально, когда мужчина в расцвете лет все время лежит на диване? Вопрос: имя этого явления? Обломовщина.

3) На уроке “Значение творчества А.С. Пушкина” легко заставить ребят удивляться.

«Знаете ли вы, что некоторые ученые – исследователи творчества Пушкина считают: многие свои произведения великий русский поэт посвятил полётам в космос? Например, в «Сказке о царе Салтане» описанием острова Буяна поэт хотел доказать нам существование инопланетных цивилизаций, а путешествие в бочке символизирует первый одиночный космический полёт.

Иногда удивительное не просто привлекает внимание “здесь и сейчас”, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени, добиться этого помогает следующий прием.

Отсроченная отгадка. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Например,

1) При первом знакомстве с творчеством А.И. Солженицына можно привести такой факт.

Учитель: На приеме в кремле Н.С. Хрущев назвал Александра Исаевича Солженицына Иваном Денисовичем. В чем причина? Отгадку узнаем в конце урока.

2) Чем отличается молитва от покаяния?

6. Фантастическая добавка

Необходимо дополнить реальную ситуацию фантастикой. Можно переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; изменить значение любого параметра, который обычно остается постоянным или имеет вполне определенное значение; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами древнего грека или глазами инопланетянина.

Например: представьте себе, что вы можете встретиться с Онегиным или Ленским за день до дуэли. Что бы вы сказали им? Попробуйте предсказать их реакцию на ваши аргументы. Разыграйте беседу в ролях.

7. Лови ошибку!

Этим приемом можно начать урок повторения. Учитель допускает намеренную ошибку в тексте, а учащиеся ищут ошибку группой, спорят, совещаются. Группы могут получать примеры со смысловыми ошибками, тексты с ошибками, рисунки с ошибками….

Тексты с ошибками могут быть приготовлены учениками старших классов.

Учитель доказывает заведомо ложную гипотезу, ученики находят контраргументы.

Ученик может поработать “учителем” — найти ошибки в соответствующем его развитию тексте (индивидуальный подход).

Началом урока могут послужить и факты биографии писателя, и строки из письма автора произведения. Эффективно действует на эмоции учащихся такой прием, как погружение в эпоху. В таком случае материал, представляющий завязку, содержит детали, создающие колорит данной эпохи, представление о быте и мировосприятии людей того времени.

Размышления над эпиграфом или темой, в формулировке которых «спрятана» проблема, являются одним из важнейших приемов начала урока.

— Любовь — это всегда «огонь» или нет, и чем она отличается от страсти?

— Обязательно ли огонь любви бывает «мятежным»? Что значит это слово?

— Как, по-вашему, любовь — постоянное чувство или может прийти и уйти?

— Как вы думаете, сколько раз человек может любить по-настоящему? От чего это зависит?

Все эти вопросы подвели к проблеме урока: Какую роль в судьбе героев романа играет любовь? Данный прием начала урока «работает» на развитие таких функций мышления, как анализ, сравнение, синтез и др.

Выявление «ключевого» слова в теме и анализ его лексического значения и звучания в произведении способствуют развитию умения логически мыслить.

Урок «А ведь так жить холодно…» (Особенности конфликта в пьесе А.Н.Островского «Бесприданница»). Учащимся предлагается найти «ключевое» слово и сформулировать те вопросы, которые в связи с этим могут возникнуть. Учащиеся выделили слово «холодно». И сформулировали следующие вопросы: Как живет Лариса? Отчего ей жить «холодно»? Отчего она погибает? и др. Проблема, которую учащиеся вынесли для обсуждения, была сформулирована так: В чем источник драмы Ларисы Огудаловой?

В качестве начала урока можно использовать субъективный опыт ребенка: его мнения, вопросы, впечатления, которые могут быть напрямую связаны с проблемами произведения и вынесены темой урока. Когда один из учеников заявил на уроке по роману «Поднятая целина» (речь шла о Макаре Нагульнове): «Народу нужен кулак», эти слова стали темой следующего урока.

Исходными событиями урока может послужить вопрос-интрига, жизненная ситуация самого учителя (она бывает крайне интересна ученикам), история, прочитанная в книге, статья из газеты, письмо кого-либо и т.д. — одним словом, факты-раздражители, используемые учителем с целью завоевать внимание аудитории, заинтриговать, сосредоточить мысли учеников на предмете будущего спора.

Так, урок по изучению рассказа А.П. Чехова «Студент» можно начать с чтения письма, опубликованного в «Комсомольской правде». Девушка пишет своему кумиру Андрею Губину. Она признается ему в любви и решает покончить жизнь самоубийством, так как «ничего в жизни ее больше не интересует и не радует.» После чтения письма необходимо выдержать паузу, предоставить возможность самим ребятам оценить услышанное ими. Они сами заговорят… А затем учитель должен выслушать каждого, кто хотел бы выразить свое отношение к автору письма. И только потом учитель предлагает рассмотреть, как же поступает герой рассказа Чехова в ситуации, когда «некуда пойти»: в доме ворчливая, пьяная мать, а кругом нищета и грязь. Что помогает студенту понять «правду и красоту, направляющие человеческую жизнь», которые «…по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле…», ощутить в себе чувство «ожидаемого счастья» от разговора с Лукерьей и Василисой.

Приемы работы, определяющие внимание школьников в самом начале урока, формируют мотив, потребность действия. Именно такой подход является эффективным и современным.

Использованная литература:

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.Современный урок. Часть 3: Проблемные уроки. – Ростов н\Д: «Учитель», 2006.

Санина Н.А. Режиссура школьного урока. Построение урока по законам театральной педагогики: http://lyceum1.perm.ru

Начало урока. Психологический настрой. материал на тему

Начало урока. Психологический настрой.

Организационный этап, очень кратковременный, определяет весь психологический настрой урока. Психологический настрой проводится для создания благоприятной рабочей обстановке в классе, чтобы дети поняли, что им рады, их ждали.

Приветливые, доброжелательные слова учителя, спокойная, уверенная манера являются условием выполнения задач данного этапа.

Психологические настрои на урок:

***

— Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!

***

— Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

— Доброе утро, мои дорогие! Я очень рада встрече с вами. И конечно жду той минуты, когда мы снова сможем заглянуть в этот Чудесный учебник. А вы этого желаете? Тогда вперед!

***

Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?
Дети: Да!
Учитель: Тогда вперед!

***

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что наступила настоящая весна.
– Сегодня светит солнце.
– Может быть, потому что скоро каникулы?
Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке ….

***

-Доброе утро, мои дорогие! Начинаем урок. Давайте улыбнемся друг другу, подарите свои улыбки.

***

— Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно — я тебе помогу.

— Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

***

— Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

***

— Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

***

— Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на уроке.

***

Приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

***

Приветствие.

— Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

— Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

— Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

***

«Обмен настроением».

— Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?

(У детей на партах лежат «Словарики настроений». Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)
— Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий.
— А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.
— Моё настроение приподнятое. Я люблю урок математики, мы всегда такие интересные задания выполняем.
— А я выбрала название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.
Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране Математики. Удачи вам и новых открытий!

Советы учителям.

  1. Хотите, чтобы хорошее настроение не покидало вас?
  2. Ешьте бананы. В их мякоти содержатся вещества, благодаря которым возникает чувство радости и спокойствия
  3. Ешьте апельсины. Они стабилизируют настроение, устраняют депрессию, печаль, тревогу.
  4. И, конечно, шоколад. Он улучшает настроение и успокаивает «исстрадавшуюся» нервную систему.
  5. Можно покатать на ладони грецкий орех или любой предмет с гранями (ручку, карандаш). Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты (и таланты детей) с помощью пальчиковой гимнастики.
  6. Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. УЛЫБАЙТЕСЬ! Учителя, которые улыбаются и которым улыбаются, живут на 4 года дольше!
  7. Учитель не имеет права беспечно относиться к своему здоровью, ведь он – пример для подражания! Если плохо себя чувствуете, разрешите себе выйти на больничный. Оставьте чувство долга – ничего со школой и с учениками не произойдет!

Рефлексия в конце урока методическая разработка на тему

Рефлексия в конце урока

1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

2. «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» — «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» — «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» — «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Плюс

Минус

Интересно

3.Анкета.

Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

4. «Мои ответы».

На протяжении урока отмечать условно свои ответы:

«V» — ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный;

«W» — ответил по просьбе учителя, ответ правильный;

«| » — ответил по своей инициативе, но ответ не правильный;

«+» — ответил по своей инициативе, ответ правильный;

«0» — не ответил.

5. «Комплимент».

Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

6. «Три лица».

Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

7. «Цветные карточки».

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.

8.»Пейзаж». Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая — радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

9.Приём «Что, если…?»

Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся. (Что, если бы Вася не познакомился с Валеком и Марусей?(Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе»).

10.Подбор афоризма пословицы, стихотворения к уроку.

11. Оценка «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… — Теперь я знаю…).

12. Решение проблемы на уроке можно оформить в виде графического организатора, например «грабли» или «гроздь». Они приемлемы на стадии рефлексии, когда учащиеся ещё раз пересматривают, осмысливают то, что узнали, расширяют сферу своих знаний, выдвигают новые идеи.

Итог совместной работы в группе можно выполнить в виде схемы-паутины.

Что нового ты узнал на уроке?

Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились в решении задачи (или на уроке)?

Кто и как тебе помогал(и) на уроке при решении задач?

Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?

Где ты применишь полученные знания?

В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?

Благодаря каким инструментам ты нашел решение?

Какие способы и приемы работы ты использовал на уроке (составлял таблицу, рисовал схему, составлял тезисы и т.д.)?

С кем тебе было интереснее всего работать в паре/группе? Почему?

За что бы ты себя похвалил на уроке?

Что изменил бы в своих действиях на уроке?

Что бы ты изменил на уроке в последующем?

Что тебе понравилось на уроке больше всего?

И т.д.

13.Аргументированные ответы на один из вопросов:

1. Что вы ожидали от урока и что получилось?

2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?

3. Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?

4. Была ли польза от такого рода работы?

5. В чем вы видите собственное приращение?

6. Что вам более всего удалось во время урока, какие виды деятельности были выполнены наиболее успешно? Назовите наиболее эффективные из них.

7. Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали?

8. Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра сделать нашу работу на уроке более успешной.

9. На основании каких критериев можно оценить нашу деятельность?

10.Какой этап урока вы бы опустили, вычеркнули? Почему?

14.Резюме, эссе, мини-сочинения.

15. «Три М».

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

16.»График».

Учащимся предлагается начертить в течение урока график

-изменения их интереса;

-уровня познания,

— личной активности.

17. «Дерево моего успеха».

Предлагается на индивидуальном дереве успеха с помощью условных знаков показать, насколько оказался доступным и усвоенным тот или иной фрагмент темы.

18. Техника «рефлексивная мишень».

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

19. Вопросы, требующие многовариантных ответов:

Почему было трудно?

Что открыли, узнали на уроке?

Оправдались ли ваши ожидания от урока?

Что вы взяли с сегодняшнего урока?

Над чем заставил задуматься урок?

20. «Благодарю…».

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

21.»А напоследок я скажу».

Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса:

  1. Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)?
  2. Что не оправдалось и почему?
  3. Мои и наши перспективы?

22.»Ассоциация».

Обучающимся предлагается из картинок, разложенных на столе, выбрать по две: первую – которая максимально иллюстрирует его состояние на начало урока, вторую – на его окончание. Затем каждый желающий может объяснить свой выбор (по одному – два предложения на картинку). Любые комментарии со стороны других одноклассников или учителя исключаются. Педагог комментирует свои картинки последним, подводя итоги урока.

23. «Синквейн».

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Пушкин

Великий, талантливый.

Думает, страдает, любит.

Чувства добрые пробуждает.

Гений.

24.Оценочный лист.

Рефлексия

Выполнил ли я то, что задумал?

Получилось ли сделать то, что я записал как главный результат проекта?

Всё ли получилось так, как я задумывал?

Что было сделано хорошо?

Что было сделано плохо?

Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?

Кто мог бы сказать мне СПАСИБО за проект?

Попрошу взрослых оценить мою работу:

ч т о с к а з а л а м а м а:

ч т о с к а з а л а у ч и т е л ь н и ц а:

к а к о ц е н и л и п р о е к т д р у з ь я:

В ч ё м я с н и м и с о г л а с е н, в ч ё м — н е т ?

25. “Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”. Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:

красный — восторженное;

оранжевый — радостное, теплое;

желтый — светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий — неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый — тревожное, напряженное;

черный — упадок, уныние.

26.»Волшебная палочка».

-Если я найду волшебную палочку, я порошу ее помочь…(кому?)

27.Анализ своих ошибок.

28. Шкала настроения.

У каждого ученика лежит листок со шкалой настроение (10 баллов). Ученик отмечает свое настроение на протяжении всего урока. Можно сделать общую шкалу для всего класс. Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока, вторая – в конце.

29. Слова-напутствия.

И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы новой книги.

К.Паустовский

Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

А.де Сент-Экзюпери

30.Работа с сигнальными карточками.

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

31. Лучики солнца.

Детям можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.

32. «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

33. «Светофор».

Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).

34.»Яблоко и стрелы» .

35.Эмоционально-музыкальная концовка. Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.

36.Если есть время, то можно предложить учащимся выразить свое эмоциональное настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку рисунков.

37. «Лестница успеха».

Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.

38.»Бортовой журнал» — форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей «бортового журнала», которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить студент, важные вопросы.

39.Различные виды дневников: обычный, дневник — художественный альбом, двухчастный дневник (в одной графе — наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой — комментарии) и другие. В отличие от эссе и «бортового журнала», дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени («отложенная» рефлексия).

40. «Письменное интервью» — вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.

41. «Лист самоконтроля». Ведется на протяжении всего урока.

Фамилия, имя ученика_____________________________

Вид задания

Отметка

42. «Кто веселее?».

Выберите рисунок, соответствующий вашему настроению.

43.Определите свое настроение, поставив кляксу любого цвета.

44. «Одним словом». Закончите одним словом:

Сегодняшний урок – это…

Сегодня на уроке я …

45.Выберите 1 фразу для соседа по парте:

Ты молодец.

Я доволен твоей работой на уроке.

Ты мог бы поработать лучше.

46. «Острова».

На доске или у каждого ученика карта настроения. Поставьте знак √, на каком из островов вы сегодня пребывали: о.Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости.

47.Запустите корабль в море Знаний. Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в море, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе правил.

ЗАЛИВ ПРАВИЛ

МОРЕ ЗНАНИЙ

48.Стихотворение.

Мне интересно знать, о чем мечтает каждый,

Оставшись сам с собой наедине,

К чему стремится и чего он жаждет,

О чем мечтает дома в тишине,

О чем порою думает ночами,

Какого чуда он от жизни ждет,

И грезит вдруг какими миражами,

Какие замки строит он в мечтах,

О чем тоскует, мается, грустит,

Какими тайнами воспоминаний

Он раны сердца часто бередит.

Но, к сожаленью, это невозможно

Узнать, что человек в себе хранит:

Все чувства его спрятаны надежно,

И мир души не каждому открыт.

Н.Петренко

-Ваша «душа» сегодня ленилась или трудилась?

Во всем мне хочется дойти

До самой сути

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Все время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.

Б.Пастернак

Думайте, чувствуйте, любите, фантазируйте, анализируйте, исследуйте, философствуйте – живите!!!

В добрый час, ребята!

Будем, ребята, беречь доброту,

Будет, ребята, беречь красоту,

Будем дерзать, будем творить,

Улыбку познанья Уроку дарить!

Учитель: Пожелайте всего доброго друг другу!

Ученики желают друг другу добра.

Нашим гостям.

Чтобы гости захотели

К нам на урок прийти опять.

Ученики приветствуют учителей.

49.»Кораблик».

-Какое настроение у вас после урока? Прикрепите флажок на соответствующий корабль. Если урок понравился – алый парус, если на душе «тоска зеленая» -зеленый парус, если урок никак не тронул – черный парус.

50.»Лист самооценки».

Узнал что-то новое Научился

Расстроился Я Получил радость

Удивился Ничего не понял

51.»Акрослово».

Опишите при помощи эпитетов образ цветаевской Москвы.

М-манящая

О –огненно-купольная, отвергнутая Петром

С – святая

К – колокольная, краснокупольная

В – возвеличенная, вольная

А – алтарная.

52.»Релаксация».

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

53.»Пожелание».

Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу:

-Избавляйся от…

-Будь всегда…

-Помни…

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новой добудет,

Пусть добрым будет ум у вас.

А сердце будет умным.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А все хорошее, друзья,

Дается нам недешево.

С.Маршак

54.»Подбор стихотворения».

Выберите стихотворение, которое наиболее близкое вам сейчас.

И любо мне, и сладко мне,

И мир в моей груди,

Дремотою обвеян я –

О, время, погоди!

Ф.Тютчев

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко – и верится, и плачется,

И так легко, легко.

М.Лермонтов

Земля дрожит в огнях заката,

Любви прекрасная звезда,

А на душе легко и свято,

Легко, как в детские года.

И.Тургенев

И с отвращением читаю жизнь свою,

Я трепещу и проклинаю.

И горько жалуюсь. И горько слезы лью,

Но строк печальных не смываю.

А.Пушкин

Проходят дни, проходят сроки,

Свободы тщетно жаждем мы,

Мы беспощадно одиноки

На дне своей души-тюрьмы.

В.Брюсов

Смешать печаль, которой нет острей,

С восторгами, которых не бывало.

К.Бальмонт

Чемодан, мясорубка,корзина

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

Анализ урока учащимися

Назовите, чем вы занимались на уроке?

Какие трудности ты испытывал на уроке?

Какие формы работы на уроке тебе нравятся больше всего?

Поставь баллы от 1 до 5:

Индивидуальная — работа в парах —

По карточкам — самостоятельная работа —

Работа в группах — коллективная работа —

Необычные уроки ( сказки, экскурсия, путешествия) —

Маятник настроения

Маятник- подвижный, например, деревянная рейка, жёстко закреплённая вверху ватмана. Слева на картинке- хмурый день, тучи, дождь. Справа солнце, безоблачное небо. В зависимости от того, «солнечное» или «дождливое» настроение, маятник в конце дня отклоняется влево или вправо. При этом внизу, в секторе, до которого отклонился маятник, отмечается число и причина.

Цветик- многоцветик

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в один общий цветок.

Мишень настроения

День это выстрел. В какую область настроения учащийся попал сегодня? В зависимости от этого наклеивается кружок – попадание в одной из цветовых зон. Внутри дата и мотивация

Состояние моей души

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *