Может ли душа?

О лжеучениях и лжетолкованиях библейских изречений – профессор богословия Виктор Чернышев

Духовная смерть

Одним из важных элементов вероучения тоталитарной навязчивой секты «Свидетелей Иеговы» является утверждение о том, что душа после смерти человека перестает существовать, т.е. умирает вместе с телом: «Душа согрешившая, та умрет» (Иез. 18:4). Эта ссылка на библейский текст, пожалуй, самая наглядная демонстрация того, как строятся лжеучения на основе библейских изречений, выхваченных из контекста. Если продолжить чтение 18 главы пророка Иезекииля, то становится понятно, что речь идет о духовной смерти грешника, праведник же «непременно будет жив» (там же, стих 9). А о том, что согрешивший человек умирает духовно, речь идет в притче о блудном сыне: «Сын мой был мертв и ожил» (Лк. 15:24).

Бог предсказал Адаму смерть в тот же день, когда первый человек вкусит от дерева познания добра и зла (Быт. 2:17). Совершив грехопадение, Адам и его жена Ева не умерли в тот же день физической смертью. Они умерли смертью духовной — их души удалились от Бога. «Душа согрешающая, та умрет» (Иез. 18:4) — так точнее передается смысл стиха. Это подтверждает и пророк Исаия: «Беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим» (Ис. 59:2).
О духовной смерти души говорили и святые отцы Церкви: «Удаление души от Бога есть смерть для нее» (прп. Симеон Новый Богослов). Трудно не согласиться с утверждением Екклесиаста, которое часто любят цитировать «свидетели», что «в могиле… нет ни работы, ни размышления, ни знаний, ни мудрости» (Еккл. 9:10), но это вовсе не означает уничтожение души — просто после смерти душа человека освобождается от земных пристрастий, т. к. она возвращается к Богу, о чем свидетельствует тот же Екклесиаст (Еккл. 12:7).

Во время физической смерти духовная составляющая человека покидает его тело. У физического тела, лишенного души и духа, разумеется, не будет «ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. 9:10).
Слова Спасителя об уснувшем Лазаре (Ин. 11:11) как раз подтверждают православное учение об успении душ до воскресения во Христе, а не об уничтожении их, как пытаются трактовать эти слова Свидетели Иеговы. Усопшими, т.е. уснувшими, называет Церковь умерших людей, подчеркивая временность разлуки с нашими близкими, души которых отошли ко Господу. И если душа человека переставала бы существовать после смерти его, то не восклицал бы первомученик Стефан : «Господи, Иисусе! приими дух мой» (Деян. 7:59).

Царь и волшебница

В книге Царств читаем, что агонизируя в предчувствии великой беды, царь Саул обратился к волшебнице (спиритке), которая занималась вызыванием душ усопших (что было мерзостью пред Богом). Читаем: «Тогда женщина спросила: кого же вывести тебе? И отвечал он: Самуила выведи мне» (1Цар. 28:11), и далее: «…выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицом на землю» (1Цар. 28:14). Волшебница по обычаю хотела вызвать некое привидение, о природе которого она могла лишь догадываться, но увидела того, кого вовсе не ожидала увидеть. Если бы были правы сектанты, и это был обычный спиритический сеанс, на котором явился бес в облике Самуила (ведь не могла, действительно, вызвать волшебница дух праведника!), тогда непонятна ее реакция, ибо она привыкла к общению с падшими духами. Но вопреки ожиданиям самой спиритки, произошло подлинное чудо: Бог облек бесплотную душу Самуила в некое подобие тела, дабы еще раз выразить отступнику Свою непреклонную волю о нем и его потомках: «…для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим? Господь сделает то, что говорил через меня; отнимет Господь царство из рук твоих» (1Цар. 28:17).

Если бы сектанты (иеговисты, адвентисты и проч.) были правы, то тогда демон мог бы давать истинное пророчество того, «что произойдет», прежде чем оно произошло волей Бога. Но демоны служат господину своему – отцу лжи, поэтому они столь последовательны в неправде. Только Бог мог сотворить подлинное чудо или попустить его в среде даже нечестивых для последнего суда и приговора. Именно об этом событии свидетельствует Иисус, сын Сирахов: «Он пророчествовал и по смерти своей, и предсказал царю смерть его, и в пророчестве возвысил из земли голос свой, что беззаконный народ истребится» (Сир. 46:23).
И даже если согласиться с позицией «свидетелей», что эту информацию человеку открыли демоны, тогда опять же следует признать факт существования самого субъекта (которым овладел бес), воспринимающего бесовские внушения после смерти телесной оболочки.

Общая могила человечества

Раз нет бессмертия души, значит не существует и ада – утверждают «свидетели». Ад же в их понимании (евр. шеол) — это общая могила человечества, в которой будут покоиться души грешников, лишенных за свои грехи возможности быть воскрешенными, а геенна огненная, о которой неоднократно говорил Спаситель, — всего лишь горящая свалка в долине Гинном на окраине Иерусалима. Действительно, долина Гинном, где когда–то идолопоклонствующие иудеи приносили в жертву своих детей языческому идолу Молоху, сжигая их заживо, во времена земной жизни Христа была местом для уничтожения городских нечистот, трупов казненных преступников и павших животных, для чего в долине всегда горел огонь. Странно, если бы Христос, говоря о геенне (Мф. 5:29; 10:28. Мк. 9:43-45 и т.д.) утверждал, что тела и души грешников будут уничтожаться на пригородной свалке. Долину Гинном — геенну огненную, ставшую местом ужаса и омерзения для израильтян, Христос называл символом вечных мук нераскаявшихся грешников. Потому и боятся «Свидетели Иеговы» истинного значения этого выражения и, судя по всему, опасения их не напрасны.

По образу и подобию

Человек обладает некой духовной сущностью: «Дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение» (Иов 32:8). Давид (Пс. 50:12) просит Бога обновить внутри него «дух правый». Человек отождествляет себя именно с этой духовной сущностью, называя телесную оболочку «храминой из брения» (Иов 4:19). Апостол Павел утверждает, что «когда земной наш дом, эта хижина разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах… Мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем… И как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа… желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа, и потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть ему угодными…» (2Кор.5:1-9).
Этот отрывок недвусмысленно доказывает, что человек — не просто механическое соединение тела и дыхания жизни, образующее живую душу, а скорее духовное существо в телесной оболочке, потому что создан по образу и подобию Божию (см. Быт. 1:26,27; 5:1). Это полностью опровергает попытку отождествить человека с его физическим телом, так как «Бог есть дух» (Ин. 4:24), то есть Бог — личность, не имеющая материального тела.
Апостол Павел также заявляет: «Для меня жизнь — Христос, а смерть – приобретение» (Флп. 1:21). Если смерть — это сон в могиле без сознания, то какая же радость апостолу умереть, чтобы спать в могиле до воскресения? Какое же это тогда «приобретение»?
Или вот еще один стих, повествующий о событиях на горе Фавор, где апостолам «явились…Моисей и Илия» (Мф. 17:3). Но известно из книги Второзакония (32:50), что Моисей умер на горе Нево. Как же он там очутился на Преображение Господне?
Сам апостол Павел утверждает: «Если внешний наш человек тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2Кор. 4:16). И в Послании к Филиппийцам он скажет: «Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше. А оставаться во плоти нужнее для вас» (1:23-24).
Апостол Иоанн, описывая свое видение на Патмосе, также указывает на некие души: «…увидел под жертвенником души убиенных…и возопили они громким голосом…» (Откр. 6:9-10).
Созвучную мысль находим мы и в Книге Деяний: «Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его во аде, плоть Его не видела тления» (Деян. 2:31).
Противоречия учения:
Дальнейшее изучение всех противоречий учения Свидетелей Иеговы о смертности души человека с помощью анализа различных мест Священного Писания показывает, что:
— дух в человеке — не просто дыхание ( Иов 27:3);
— дух в человеке не зависит от тела ( Зах. 12:1);
— дух во время смерти выходит из человека ( Пс. 145:4; Мф. 27:50; Мк. 15:37; Деян. 5:10);
— Бог принимает дух умершего человека ( Еккл. 12:7; Иов 34:14; Пс. 103:29; Лк. 23:46; Деян. 7:59);
— Тело без духа мертво ( Иак. 2:26; Иез. 37:8);
— Возвращающийся дух воскрешает мертвое тело ( Суд. 15:19: Пс. 103:30; Иез. 37:5,6,10,14; Лк. 8:55; Откр. 11:11);
— душа — не только кровь и эмоции. Душу в отличие oт тела нельзя убить ( Мф. 10:28);
— духовная сущность обладает сознанием после физической смерти ( 1 Цар. 28:8-19; Ис. 14:9-17; Мф. 17:3, Откр. 6:9-11).
И после физической смерти нет фазы бессознательного сна, как это утверждаю адвентисты Седьмого дня, поскольку сам Господь Иисус Христос указывает на бессмертие души в последние часы Своих страданий, обращаясь с Креста к благоразумному разбойнику: «Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43). Другими словами, после смерти телесной Господь сразу, а не после всеобщего Воскресения вводит его первым в райские обители, поскольку «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38; Мф. 22:32).
В Писании говорится, что сотворив тело человека, Бог «вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт. 2:7). В «Пространном Катехизисе» сказано, что «дыхание жизни» — это и есть бессмертная душа, существо «духовное и бессмертное». Однако Свв. Отцы говорят, что «дыхание жизни» есть нечто большее, чем просто духовная субстанция.

Что же Святые Отцы повествуют о бессмертной душе?

Преподобный Макарий Египетский: «Как душа есть жизнь тела, так и в вечном и небесном мире жизнь души есть Дух Божий».
Преподобный Ефрем Сирин: «Душа сотворена по образу Творца твоего, в тебе отпечатлены Его подобие и Его образ, — берегись запятнать образ Божий и подвергнуться осуждению Царя, образ Которого ты поругал».
Преподобный Исидор Пелусиот: «Тело живет, пока в нем душа, и душа живет, пока в ней Божий Дух. И как после разлучения с душой тело умирает, так и по отшествии Святого Духа душа утратила блаженную жизнь, которая хуже всякой смерти».
Святитель Григорий Нисский: «Человек приведен Творцом в бытие, чтобы быть одушевленным подобием Божественной и превысшей силы».
Святитель Василий Великий: «Необходимо миру измениться, если и состояние душ перейдет в другой род жизни. Ибо как настоящая жизнь наша имеет качества, родственные этому миру, так и будущее состояние наших душ получит жребий, свойственный своему состоянию».
Митрополит Московский Филарет: «Человек не есть только тело, но и не только дух; он – единство тела и духа. «И стал человек душею живою» (Быт. 2:7), то есть как только Творец в созданное Им тело вдохнул дыхание жизни, человек сделался живым существом, единым по сознанию, двояким по естеству. В учении Священного Писания о духовном начале жизни человеческой иногда указывается как будто на двойственность и этого начала, например: «Слово Божие живо и действенно… проникает даже до разделения души и духа, составов и мозгов» (Евр. 4:12). Некоторые из учителей Церкви также говорят о душе и духе, как будто о двух различных началах нашего духовного естества. Но у апостола слова «дух» и «душа» в отношении к природе человека означают не различные начала, а только высшую и низшую сторону одного и того же начала: отсюда у него выражения «духовный» и «душевный» человек (1 Кор.2:14-15), то есть человек с высшим ведением и озарением от Бога, прозревающий в область Горнего, духовного мира, и человек – с неразвитым или даже притупленным зрением духовным, неспособный в этом состоянии видеть ничего выше чувственного. Так же думали и учители Церкви, различавшие дух и душу в человеке, потому что, говоря о природе вообще, они признавали только двухчастный, духовно-телесный состав его».
Таким образом, о сходстве человека с Богом (являющегося по природе Своей чистейшим Духом) или об образе и подобии Божием в человеке можно сказать, что большинство Отцов и учителей Церкви связывали образ Божий в человеке с его бессмертной душой. Поэтому носителем образа Божьего в человеке является его бессмертная душа. Более конкретно – образ Божий, заключающийся в способности души мыслить, чувствовать, исполнять принятые решения, а также в ее бессмертии как невозможности разрушения или уничтожения. Поэтому в православном Катехизисе сказано, что образ Божий – это дар Божий, который выражается в способности быть причастником Божественной жизни и участвовать в божественных совершенствах. А подобие Божие – проявление этого дара в жизни человека и та мера, в которой эта способность реализуется.

В заключение приведем пожелание апостола Павла: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествии Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес. 5:23).

Использованные источники:

Понятие души в религии

3.1 В иудаизме

В Талмуде душа описывается как независимая от тела сущность, как та часть человека, которая непосредственно создана Богом. По своей природе душа непорочна, а злое в человеке объясняется тем, что наряду с благим началом, которое стремится к добру (иецер ха-тов), в человеке присутствует и отрицательное начало — склонное ко злу (иецер ха-ра). Душа одухотворяет тело и управляет им; подобно тому, как Бог наполняет Вселенную, но остается невидим, так и душа наполняет тело человека, сама оставаясь невидима.

Представление о посмертной участи современных евреев похоже на буддийское, также на верования Древнего Египта, откуда, скорее всего, позаимствовано: грешные души после смерти должны снова и снова проходить круг перерождения (реинкарнацию), пока не достигнут совершенства.

Представления о триединой сущности самой души взяты из древнеегипетских или римских верований, в Торе этого нет. По убеждению евреев, в момент смерти человека душа распадается на три составляющие её части. Когда умирает праведник, его «нешама» (римский anima или spiritus, египетский «ху»-«мир интеллекта») получает «поцелуй любви» от Беспредельного и ныряет в «источник Божественного Света». «Руах» праведника (римский manes, египетский «ба»-«вместилище нравственных свойств») отправляется наслаждаться в Эдемский сад. «Нефеш» (римский umbra, египетский «ка»-«витальное начало») остаётся в могиле и витает над телом некоторое время, пока оно не распадётся, после чего «нефеш» обретёт окончательный мир и покой где-нибудь в «спальном уголке» вселенной. Эти средневековые иудо-языческие представления сейчас наиболее популярны.

3.2 В Каббале

”В учении Каббалы душа мыслится как духовная сущность, берущая начало в высшем разуме (или мировой душе) и возникающая как эманация последнего. Нисхождение души в тело определяется её природой: ей надлежит соединиться с телом, чтобы, выполнив свое назначение в земной жизни, вернуться к миру чистого света — Богу.” Так пишет в своей статье «Тело и душа» Бааль Сулама.

По Блаватской, душа, психея или нэфеш Библии — жизненный принцип или дыхание жизни, который каждое животное, вплоть до инфузории, имеет подобно человеку. В «переведённой Библии» она без различения фигурирует и как жизнь, и как кровь, и как душа. «Не будем убивать его нэфеш», сказано в оригинальном тексте; «не убьём его», переводят христиане (Быт. 37:21).

3.3 На стыке иудаизма и христианства

Несмотря на то, что в Ветхом Завете приведён явный пример явления души мёртвого Самуила Саулу , иудеи новозаветних времён расходились в понимании сути души. Фарисеи считали, что душа бессмертна и может существовать вне тела до воскресения из мёртвых. Саддукеи учили обратному, что душа умирает вместе с телом. Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое. Единственный раз публично Апостол Павел причислил себя к фарисеям тогда, когда защищал учение о бессмертной душе и воскресении. Узнав же Павел, что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят. Этот случай уникален, ибо во всём остальном школа фарисеев расходилась с христианством и была к нему враждебно настроена.

3.4 В христианстве

Для большинства христианских конфессий характерно представление о душе, как о высшей бессмертной нематериальной (духовной) сущности человека, носителя разума, чувств и воли. После смерти человека душа, согласно этим представлением, продолжает сознательное существование, и ее дальнейшая судьба определяется Богом на суде, и дальнейшим местом пребывания души после суда является либо рай либо ад. Римско-католическая церковь, кроме этого, имеет учение о чистилище.

Согласно пониманию некоторых отцов церкви (например, Тертуллиана), душа материальна, другие же отцы (например, Августин) считают её духовной, но в патристике преобладает понимание души как непространственной, нематериальной субстанции.

Против такого понимания, являющимся господствующим в христианстве, выступает Кант. Для него душа есть предмет внутреннего чувства в его связи с телом, но ни в коей мере не субстанция. Теория субстанциальности души должна уступить место теории о её актуальности.

Некоторые направления в христианстве, наиболее известные из которых Адвентисты седьмого дня и Свидетели Иеговы, имеют отличные от других христианских конфессий представления о природе души. Главная особенность этих представлений — душа сама по себе не обладает бессмертной природой.

Адвентисты седьмого дня верят, что главное определение понятия «душа» содержится в стихе Библии «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.» (Быт.2:7). Согласно этому, душа понимается как соединение тела и «дыхания жизни», то есть, душой является живое существо (как человек, так и животное). При смерти происходит обратное — дух отходит к Богу: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл.12:7). Согласно этому, душа не имеет сознания, существующего вне тела и бессмертие возможно только в теле, воскресенном или пересотворенном (при Втором пришествии Христа).

Свидетели Иеговы верят, что душа перестает существовать, когда человек умирает. Эти взгляды обосновывают следующими стихами из Библии: «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают» (Еккл.9:5); «Душа согрешающая, та умрёт» (Иез.18:4, 20).

В христианстве понятие «душа» неразрывно связано с понятием спасения. Спасение души человека понимается как спасение самой сущности человека и от смерти, которая тоже считается последствием греха и от вечного наказание за грех (в аду или геене огненной). Большинство христиан считает, что после воскресения умерших души спасенных воссоединятся с телами и в этих телах спасенным будет гарантирована вечная жизнь.

3.5 О душе в Библии

Слово «душа» в Библии имеет шесть значений:

4) Внутренний мир человека. (Деян.4:32 )У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее (также Пс.102:1).

5) Одна из трёх сущностей человека. (1Фес.5:23) Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Дух (вместилище сознания, воли, чувств) тяготеет к Богу, а душа (телесная витальная энергия) — к вещественным началам. (Евр.4:12) Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.

6) Бессмертный дух человека. (Откр.6:9-10) И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? (также Евр.12:23)

Отношение к смерти Апостолов. (Флп.1:21-23) Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас. (2Кор.5:8) Желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.

ЧТО ТАКОЕ ДУША Понятию «душа» в Библии соответствует еврейское слово немфеш и греческое — психим. Эти слова встречаются в Священном Писании более 800 раз, и в «Переводе нового мира» они последовательно переданы как «душа». Исследовав, каким образом в Библии используются слова «душа» и «души», можно увидить, что чаще всего они означают 1) людей, 2) животных, а также 3) жизнь людей или животных.

Душа в Библии никогда не называется бессмертной или вечной. Напротив, как показывает Священное Писание, душа смертна, а значит, она умирает (Иезекииль 18:4, 20). Кроме того, в Библии также встречается выражение «души мертвые» (Левит 21:11, перевод Вадима, 1860 год).

» Может ли душа быть мертвой?»

Приложение .Что такое душа.

Мы выбрали анализ творческих работ одноклассников по разделу «Н.В.Гоголя» это анализ сочинений-аргументаций к теме «что такое душа? Может ли быть душа мертвой?»

Выбор пал не случайно, так как на выпускных экзаменах нам предстоит создать сообщение-аргументацию к тексту.

Презентацию мы поделим на светлое- душевное и серое- без цвета- омертвление. Так как одноклассники в своих сочинениях рассуждали именно, о том, что значит быть душевным, и значит иметь мертвую душу.

Показ презентаций с комментариями.

Итак, мы проанализировали творческие работы. Мы ещё раз вспомнили материал, данный по поэме, обобщили одну из проблем, поднятых Николаем Васильевичем в поэме «Мертвые души»- проблему изменения к порочности. Еще раз мы задумались над своей жизнью; ещё раз показали авторскую отчаянность, которое у него возникало каждый раз при взгляде на неустроенное, бездуховное, «мертвое» существование людей в обществе.
И только сознание того, что душа бессмертна, вселяет надежду на возрождение.

Комментарии к презентации «Что такое душа?»

1 слайд-
Что такое душа?

2 слайд
Может ли быть душа мертвой?

3 слайд
Творческие высказывания выполняли ученики 10 класса во второй четверти по выбранной классом тематике «Что такое душа? Может ли быть душа мертвой?» в работу как аргумент должны были применить поэму Н.В. Гоголя «Мертвые души»
С заданием класс справился, о чем говорит высокий результат.
На отлично выполнили работу Ишукова Анастасия, Салахов Ильгиз, Шурбин Сергей.
Степень обученности составил 83 процента .

4 слайд
Итака, то светлое, душевное о чем рассуждают мои одноклассники.

Душа живет в каждом из нас. И у всех она разная… Говорят «доброй души человек», «открытая душа», щедрая душа»…

Душа есть огонек, который мерцает в нас.

5 слайд

Душа — сложное понятие из области философии и религии. Согласно многим идеалистическим, дуалистическим философским направлениям и религиозным течениям.

6 слайд

Душа — бессмертная субстанция, нематериальная сущность, в которой выражена божественная природа его личности, дающая начало и обуславливающая жизнь, способности ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, противопоставляемая телу.

7 слайд

Душа есть созданная Богом самостоятельная, бессмертная, личная, разумно¬свободная сущность, отличная от тела.

8 слайд

Душа человека разумна и свободна, ибо обладает разумной силой и свободной волей. Душа человека отлична от тела, поскольку не обладает свойствами видимости, осязаемости, не воспринимается и не познается телесными органами.

9 слайд

А значит, душа- это что-то, что отличает человека сильного духом, который умеет переживать, сопереживать, умеет ценить, любить, прощать, который страдает… Мы говорим- душевный человек, когда имеем ввиду именно таких.

10 слайд

А что же человека делает нечеловеком, нечеловечным? Вот так рассуждают об этом мои сверстники.

По-разному оценивают то, что живет внутри нас и которое не может не быть, но… Увы существует оказывается и «мертвая душа»…

Мертвая, то есть умерла, погасла, но человек-то живой… И эта мертвая душа находится в нем. Человек сам по себе уже не живет душой, он лишь существует. Для него жизнь потеряла все краски, угасла вместе с его душой.

2) Гоголь показывает в поэме чьи сердца, очерствели, а души что-либо чувствовать. Что же губит этих людей? По мнению Гоголя «приобретение – вина всего», поэтому именно эта тема копейки проявляется всюду, где речь идет о мертвых душах.

Унылый пейзаж, серые тона, описание в котором чего-нибудь недоставало…Это путь омертвления-чего-то не доставало…

11 слайд

Там где, нет души-нет света.

Вот Гоголь очень ярко и прямо указал нам на тех, кто теряет свою душу, то есть умертвляет или душит в обыденности, и на тех, кто уже убил в себе то, что наполняет человека.

12 слайд

Оксюморон «мертвая душа» приобретает в поэме реальное воплощение. Нам представлена галерея бездуховных людей; пустых мечтателей, хитрых дельцов. Для них понятие «душа» отсутствует, как и понятие чести, долга, сострадания.

13 слайд

Мертвая душа- это убитая душа самим человеком.

Все герои в произведении «Мертвые души», можно сказать, показывает степень убитости своей души.

Оказывается мертвая душа — это не душа человека, которого нет, а душа, которую убил сам в себе человек… Наверное, ему так легче, ведь душа не болит, не переживает, а, значит, не мешает.

14 слайд

Ужасен лик стремлений Коробочки, никчемен бесшабашный Ноздрев, омертвлён уже Плюшкин. А начало всех зол в том наставлении: «Береги копейку!».

15 слайд

На самой низкой ступени находится Плюшкин, он уже похоронил всею душу, ну а Чичиков — это только начальная стадия гибели души.

16 слайд

Главный герой Чичиков — человек с хитрым умом, расчетливый и осазнающий свои действия. Он скупает умерших крестьян, то есть их списки мертвых душ.

Но «мертвые души» — это не крестьяне, которых давно нет, а те люди, которые осмелились совершить ту подлость, которая могла придти в голову лишь больному человеку, продавать души мертвых крестьян.

Чичиков, следуя своим прихотям и страстям, идет по пути омертвления. Этот герой действует не по велению души, а по велению наживы. И ему не чужды безнравственные, эгоистические, бездушные поступки для достижения цели. А цель его материальное обогащение.

Гоголь показывает в поэме чьи сердца, очерствели, а души что-либо чувствовать. Что же губит этих людей? По мнению Гоголя «приобретение – вина всего», поэтому именно эта тема копейки проявляется всюду, где речь идет о мертвых душах.

17 слайд

Буддисты говорят и проповедуют-

Ты не живешь, пока мертва твоя душа

С большой душой не будет ничего хорошего

Она, как вирус поражает мозг.

Живя душевно ты больным

Лишь мучаешь себя и окружающих,

А если разумен-помоги другим.

Не можешь? Отойди от них.

Душа- сложное понятие ,одно наверняка верно: надо беречь, то великое, целебное, сокрытое в нас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *