Мифы сказки

Чем миф отличается от сказки? Миф и сказка – интересные жанры литературы, с которыми наверняка все знакомы. Их объединяет то, что они оба являются произведениями фольклора, созданными богатой фантазией народа. Но так ли они схожи, как кажутся на первый взгляд?

Главные особенности мифов

Мифы появились намного раньше сказок, в них древние люди пытались объяснить явления природы, происхождение мира, место человека в нем, а также рассказывали потомкам о деяниях древних богов и подвигах легендарных героев. Например, мифы о подвигах Геракла, о богах Олимпа, о битвах с титанами и др. Мифы долгое время служили важнейшим источником сведений о прошлом, составляли большую часть известных исторических трудов Античности – например, в сочинениях великого древнегреческого историка Геродота.
Однако все же главное в мифе – это содержание, а вовсе не соответствие историческим данным. Несмотря на свою сверхъестественность, миф воспринимался древними людьми как отражение реального мира, ведь с его помощью передавались важный опыт предков и значимые события прошлого. Он нередко рассказывался и обыгрывался перед людьми, приобретая обличие обряда, несущего некий сакральный смысл и тайные знания.
Мифы напрямую связаны с культурой, искусством и ритуалами народа, а также с его вероисповеданием и религией. Например, мифы Древней Греции основаны на национальной религии древних греков – язычестве, мифы Ближнего Востока – христианстве и исламе, мифы народов Америки – идолопоклонстве и т.п.
Герои мифов не являются однозначно положительными или отрицательными, их поступки противоречивы, как и в жизни. Например, Гера была женой верховного бога Зевса и покровительницей брака, но в тоже время она была очень властной и жестокой, несправедливо поступала с людьми.

Главные особенности сказок

Сказка – это фольклорное или литературное произведение, повествующее о волшебных, бытовых или героических событиях. Первые сказки появились именно из мифов, утративших свою основную функцию. Сказки повествуют о совершенно случайных героях (мальчик, девочка, Баба-Яга, медведь и др.), а мифы – о конкретных (Геракл, Одиссей, Зевс, Тор). Зачастую в сказках героями становятся самые обыкновенные люди, либо очеловеченные животные.

Этот вид фольклора вовсе не претендует на историчность повествования, ведь «сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Она изначально восприниматься как выдумка, вымысел, фантазия. В сказках отражается мораль, этика, традиции и быт народа, сказка учит мудрости и важным человеческим ценностям. Герои в сказках обязательно делятся на хороших и плохих, на добрых и злых (Василиса Премудрая – хорошая, а Кощей Бессмертный – злой).

У сказки есть точные каноны построения (зачин, завязка, развитие сюжета, кульминация, дальнейшее развитие сюжета, развязка и концовка), а конец счастливый – добро всегда побеждает зло. В сказках есть волшебство, но сюжет всегда приближен к реальной жизни. В этих произведениях активно используются поговорки и присказки.

Чем миф отличается от сказки

Главным отличием мифов от сказок являются их функции. Функция мифа объяснительная, люди пытались понять удивительный мир, в котором они живут, объяснить природные явления и научиться их контролировать.

В сказках же воспитательная и развлекательная – понять простые жизненные истины, повеселиться и посмеяться.

Мифы и сказки составляют сокровищницу мировой литературы, они разные, но оба являются увлекательными и познавательными жанрами. Понимание их особенностей поможет ориентироваться в литературе и расширить свой кругозор.

Сходство и различие литературной сказки и сказки народной учебно-методический материал по литературе (5 класс)

Народная волшебная сказка

Литературная сказка

различие

сходство

различие

Нет автора

Сказочные герои, вредители, помощники, волшебные предметы

Есть автор

Не записывалась, передавалась из уст в уста

Сказочные эпитеты, троекратные повторы, волшебные числа

текст, зафиксированный в письменной форме

Общее представление о герое, о его внешности

Зачин, основная часть, концовка

Детально описываются герои, их поступки

Чувства и переживания героя нам неизвестны

Добро побеждает зло

Герои имеет свой внутренний мир, испытывает чувства

Нет авторской позиции, есть общенародные идеалы

Волшебная сила, превращения

Есть четко выраженная авторская позиция, отношение к герою

Нет времени

Нарушение запрета

Отпечаток времени, когда автор писал сказку

Поиск похищенного

В народный сюжет автор добавляет что-то своё, оригинальное, необычное

Карточка № 1

Сходство и различие литературной сказки и сказки народной

Алгоритм работы

1.Возьмите карточку с таблицей. Рассмотрите ее.

2.Достаньте из конверта маленькие карточки и клей. Положите рядом с таблицей.

3.Подумайте и распределите карточки в таблице. Графа со смайликом должна быть пустой.

4.Приклейте карточки.

5.На всю работу вам отводится 10 минут.

6.Когда все карточки распределены, посоветуйтесь с соседней командой. Есть ли у вас общее, различие в распределении.

7.Проверка результатов по образцу. Там, где не совпадает, поставьте звездочку.

Карточка № 3

1.Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я узнал(а)_________________

Мне понравилось______________________

Мне не понравилось__________________

2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.

Желтый – отлично поработал(а)

Зеленый – хорошо поработал(а)

Красный – недостаточно хорошо поработал(а)

Фамилии

Назовите сказку

Назовите сказку

Давным-давно жила-была красавица королева. Однажды она шила у окна, нечаянно уколола иголкой палец, и капелька крови упала на лежавший на подоконнике снег.

Таким прекрасным показался ей алый цвет крови на белоснежном покрове, что королева вздохнула и сказала:

— Ах, как бы мне хотелось иметь ребёночка с белым, как снег, личиком, с алыми, как кровь, губками и локонами чёрными, как смоль.

И вскоре она родила девочку: белокожую, с алыми, как кровь, губками и волосами чёрными, как смоль. Королева назвала её Белоснежкой.

К несчастью, вскоре королева умерла, оставив малышку.

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждет-пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда* очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник* в самый, в ночь
Бог дает царице дочь.
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долгожданный,
Издалеча наконец
Воротился царь-отец.
На него она взглянула,
Тяжелешенько вздохнула,
Восхищенья не снесла,
И к обедне умерла.

*инда очи – даже очи…

*сочельник — канун церковного праздника Рождества

Карточка № 2

Назовите сказку

Назовите сказку

Спустя некоторое время король опять женился. Новая королева была корыстной* и тщеславной* и совсем не занималась Белоснежкой.

Она много времени проводила перед волшебным зеркальцем, каждый день спрашивая:

— Ты мне зеркальце ответь, кто на свете всех милее, всех прекрасней и белее?

И зеркальце неизменно отвечало:

— Ты, моя королева, прекрасней всех на свете.

Ответ радовал королеву, но ненадолго. На следующий день она задавала тот же вопрос. Больше всего на свете её пугало, что зеркальце найдет кого-нибудь прекраснее, чем она.

*Корысть — страсть к приобретению, к поживе; жадность к деньгам, к богатству.

*Тщеславие — стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства, иногда сопровождается желанием слышать от других людей лесть. Близкими понятиями являются гордыня, спесь.

Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошел как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.

Назовите сказку

Назовите сказку

Однажды прекрасный королевич проезжал верхом у горы и увидел в стеклянном гробу Белоснежку.

Она была так прелестна, что королевич с первого взгляда в неё влюбился.

— Разрешите мне увезти её с собой во дворец. Я обещаю оберегать её покой. Не могу я жить без неё, — умолял он гномиков.

Гномики растрогались сердечной просьбой королевича и согласились.

Только подняли королевские слуги хрустальный гроб, как выпал изо рта Белоснежки кусочек отравленного яблока и она проснулась. Увидела Белоснежка королевича и тут же в него влюбилась. Вскоре Белоснежка и королевич поженились и жили-поживали да добра наживали.

И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей душой,
За невестой молодой…

За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрен;
Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется;…
Ветер дале побежал.
Королевич зарыдал
И пошел к пустому месту,
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз.
Вот идет; и поднялась
Перед ним гора крутая;
Вкруг нее страна пустая;
Под горою темный вход.
Он туда скорей идет.
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала!»
И встает она из гроба…
Ах!.. и зарыдали оба.
В руки он ее берет
И на свет из тьмы несет,
И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратно,
И трубит уже молва:
Дочка царская жива!….

Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла.
Лишь ее похоронили,
Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.

Карточка № 3

1.Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________

Мне понравилось__________________________________________________________________________

Мне не понравилось________________________________________________________________________

2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.

Желтый – отлично поработал(а)

Зеленый – хорошо поработал(а)

Красный – недостаточно хорошо поработал(а)

Фамилии

Карточка № 3

1.Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________

Мне понравилось__________________________________________________________________________

Мне не понравилось________________________________________________________________________

2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.

Желтый – отлично поработал(а)

Зеленый – хорошо поработал(а)

Красный – недостаточно хорошо поработал(а)

Фамилии

Карточка № 3

1.Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________

Мне понравилось__________________________________________________________________________

Мне не понравилось________________________________________________________________________

2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.

Желтый – отлично поработал(а)

Зеленый – хорошо поработал(а)

Красный – недостаточно хорошо поработал(а)

Фамилии

Карточка № 3

1.Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________

Мне понравилось__________________________________________________________________________

Мне не понравилось________________________________________________________________________

2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.

Желтый – отлично поработал(а)

Зеленый – хорошо поработал(а)

Красный – недостаточно хорошо поработал(а)

Фамилии

Карточка № 2. Сходство и различие литературной сказки и сказки народной

Народная волшебная сказка

Литературная сказка

различие

сходство

различие

Алгоритм работы

1.Возьмите карточку с таблицей. Рассмотрите ее.

2.Достаньте из конверта маленькие карточки и клей. Положите рядом с таблицей.

3.Подумайте и распределите карточки в таблице. Графа со смайликом должна быть пустой.

4.Приклейте карточки.

5.На всю работу вам отводится 10 минут.

6.Когда все карточки распределены, посоветуйтесь с соседней командой. Есть ли у вас общее, различие в распределении.

7.Проверка результатов по образцу. Там, где не совпадает, поставьте звездочку.

Сходство

и различие литературной сказки и сказки народной

Чем отличается легенда от рассказа?

Чем легенда отличается от сказки

Культура / Литература

Легенды и сказки имеют множество общих черт, поэтому часто можно наблюдать замещение и бездумное употребление обоих понятий. Сюжет данных литературных произведений основывается на фантастических действиях, часто с религиозным или мифическим содержанием. Однако легенда отличается от сказки по ряду параметров.

В источниках приводятся различные определения понятию «легенда». Так, чаще всего, под ней понимается поэтическое фантастическое сказание, народное предание о каком-либо герое, вымышленное повествование с использованием музыкальных средств. Существует ошибочное мнение, что легенда – это синоним преданию. На самом деле, последнее более достоверно с исторической точки зрения.

Общими чертами между легендой и сказкой являются волшебство, чудесные превращения, присутствие сверхъестественных сил и повторяющиеся сюжеты. Кроме того, в литературных произведениях используются схожие приемы: гиперболизация, образность, иносказательность и др.

Ключевое отличие сказки от легенды заключается в том, что сказка никоим образом не связана с реальными событиями, в то время как легенда отражает в фантастическом ключе то, что было или могло быть в реальности.

В сказке всегда есть очевидный нравственно-поучительный моральный подтекст. То есть она исполняет роль наглядного примера того, какие последствия повлекут за собой некие действия персонажа. Слушатель воспринимает информацию как установку. Мораль легенды больше направлена на формирование поведения человека в конкретной ситуации и часто подается как философская идея.

Сюжет сказки строится по устойчивым принципам: зачин, испытание с троекратным повтором, счастливая концовка с обязательной победой добра над злом. Сюжет легенды неустойчив, близок к последовательному ходу событий в реальности.

Еще одним важным отличием сказки является классификация по жанрам. Выделяют бытовые, волшебные, сказки о животных. Легенды по жанрам не классифицируются. Единственное доступное деление таких произведений – по содержанию (тематике): христианская, утопическая, топонимическая и т.д.

Сказка может носить развлекательный характер, в то время как легенда всегда серьезна. Ее нужно внимательно прочитать и сделать правильные выводы.

Выводы:

Под легендой понимается поэтическое фантастическое сказание, народное предание о каком-либо герое.

Общими чертами между легендой и сказкой являются волшебство и чудесные превращения.

Ключевое отличие сказки от легенды заключается в том, что сказка никоим образом не связана с реальными событиями.

В сказке всегда есть очевидный нравственно-поучительный моральный подтекст.

Сюжет сказки строится по устойчивым принципам, легенды – нет.

Сказка классифицируется по жанрам, легенда – нет.

Сказка может носить развлекательный характер, в то время как легенда всегда серьезна

Основное отличие мифа от сказки: описание и интересные факты

Фольклорные жанры отличаются особой поэтикой, увлекательным сюжетом и многообразием. Каждый из них имеет свое назначение. Предлагаем узнать, в чем состоит отличие мифа от сказки. Примеры будут приведены ниже. Также материал освещает вопросы, касающиеся специфики мифа как жанра.

Краткое знакомство с жанрами

Прежде чем рассматривать отличие мифа от сказки, предлагаем ознакомиться с определениями ключевых понятий – жанров:

  • Миф – повествование древних людей о богах и героях, о сотворении мира и предсказание его гибели. Человек прошлых эпох не понимал причину того или иного явления в окружающей природе, не догадывался, почему гремит гром, сверкает молния, почему чередуются времена года. В попытке объяснить все это он и придумывал мифы, в которых действовали могучие существа – боги, управляющие природной стихией.
  • Сказка – это произведение, основанное на вымысле, главными героями которой становятся придуманные существа. Они действуют в фантастическом мире, совершают поступки, могут иметь волшебные предметы или волшебных помощников.

И тот и другой жанры имели важнейшее значение в народном фольклоре. Разберемся, что собой представляют мифы и сказки, сходства и отличия которых представлены ниже. Это поможет понять, для чего народное сознание пользовалось различными текстами для передачи той или иной информации.

Роль мифа

Отличие мифа от сказки можно выявить уже при анализе особенностей жанров. Так, миф является формой отображения действительности древним человеком. В мифах нашли отображение представления человека об окружающем мире, сплелись в единое целое познавательное, художественное и практическое освоение мира. С помощью этих небольших текстов люди передавали из поколения в поколение свои знания о мире, о явлениях природы, об общественном порядке, о героях и их великих подвигах.

Персонажи мифов

Боги носили не абстрактный характер, что присуще большинству современных религий. Обожествление происходило в отношении сил природы. Так, многие древние народы постепенно выработали свой пантеон богов, каждый из представителей которого отвечал за какую-то силу. Были боги воды, грома и молнии, богиня-мать, боги растений, животных и прочие.

Такие особенности жанра мифа позволяют отметить, что наивное сознание древних людей верило в происходящее в этих небольших текстах. Несмотря на наличие волшебного элемента, человеку казались правдоподобными происходящие в произведениях события. Именно поэтому боги жили в таких местах, что вполне объясняло, почему люди ни разу их не видели: на небе, под землей, в космосе.

Мифы, конечно, присущи в первую очередь древним народам, но не исчезли они и по сей день. Так, некоторые люди вполне серьезно ждут Апокалипсис, зомби-апокалипсис, а совсем недавно умами целых поколений владели безумных идеологии нацизма или коммунизма. Люди действительно верят в эти современные мифы.

Жанровые особенности сказки

Сказка предлагает погрузиться в вымышленный мир, который населяют фантастические существа, нередко помогающие герою, мешающие ему или каким-то образом сказывающиеся на его судьбе. На первый взгляд, в жанре много общего с мифом: действуют загадочные существа, наделенные могучей силой, которые по своей воле могут либо погубить человека, либо стать его добровольными помощниками.

Сказка стремится сделать свой сюжет максимально интересным, миф же старался раскрыть «правду», такую, как ее видело коллективное сознание, без претензии на интерес.

Сказки о животных и мифология

Разновидности жанра помогут выявить, в чем отличие между сказкой и мифом. Самые древние представители жанра – это сказки о животных, в которых действовали лиса и волк, козлята и поросята, гуси и утки. Каждый народ делал таких персонажей, которые были в целом присущи месту его проживания. Так, на Руси в сказках описывались медведи, волки, лисы, а вот в произведениях далекой жаркой Индии действовали слоны, леопарды, носороги и львы. Каждое животное-герой очеловечивалось, ему приписывали какие-то определенные качества людей. Отдельные качества становились постоянными, так, лиса хитра, а заяц – труслив практически в каждом тексте.

Как видим, кроме художественного вымысла ничто не объединяет эти сказки с мифами. Сочиняли их исключительно для развлечения, а также, чтобы показать, к чему может привести тот или иной поступок. Древние люди не верили в реальность происходящего в таких сказках.

Миф и волшебные сказки

Следующая разновидность жанра – волшебные, в них действуют, как правило, герои-люди, которые борются с силами зла. Нередко последние приобретают вполне реальное воплощение: Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч. Какие сходства и отличия мифа и сказки можно выделить? И в тех и в других действуют фантастические герои, но если в сказках они воспринимаются как выдуманные, то в мифах становятся вполне достоверными и существующими (существовавшими) в реальности.

Взаимосвязь мифа с другими разновидностями сказок

Бытовые сказки появились намного позднее, в них героями являются обычные люди и обыгрывается, чаще в комическом ключе, ситуация, которая вполне могла произойти в реальной жизни. Например, «Каша из топора» дает слушателю сказки возможность посмеяться над скупой старухой, наказанной за свою жадность, и восхититься смекалкой солдата.

Некоторые исследователи выделяют в качестве отдельного пласта авантюрные сказки, герои которых попадают в сложную ситуацию и благополучно из нее выкручиваются благодаря смекалке и прозорливости. В русской литературе это, прежде всего, тексты про Ивана-дурака, над которым сначала все потешались, а потом поражались его скрытой мудрости.

Итак, основное отличие мифа от сказки состоит в назначении жанров. Если создатели мифа верили в то, что происходило в этом произведении, стремились объяснить этими текстами непонятные явления, передать знания потомкам, то авторы сказок не брали на веру то, что в них случалось. Так, задачей сказки было поразвлечь слушателя, заставить его задуматься о чем-либо, поучить тому, как можно и как не следует себя вести. Но сказители никогда не сомневались в том, что дело они имеют с художественным вымыслом.

Сравнение жанров

Очень интересно, что некоторые исследователи считают, что миф является первоисточником сказки. Когда сознание усложнилось, и людям более не нужно было объяснять природные явления гневом или милостью богов, пласт мифологии раздробился на отдельные элементы, которые и стали источниками сказочных сюжетов. Представим отличие мифа от сказки кратко в форме таблицы.

Параметр сравнения

Миф

Сказка

Цель

Попытка объяснить устройство мира

Развлечь слушателя. Поучить его

Герои

Воспринимались и авторами и слушателями как реальные

И рассказчик, и слушатели понимали, что действуют объекты художественного вымысла

Итак, отличия мифа от сказки в таблице поможет разобраться с тем, как не перепутать тексты того или иного жанра. Общее между ними тоже есть – использовалась устная форма передачи, в обоих произведениях действовали фантастические и полуфантастические создания.

Назначение жанров

Рассмотрим отличие мифа от сказок, легенд, преданий исходя из назначения жанров. Ранее уже упоминалось, что жанр сказки создавался коллективным наивным сознанием как попытка объяснить непонятные людям предметы и явления. Так, воле богов приписывались потопы и извержения вулканов, грозы и молнии, успехи или поражения в войнах. Сказка же – чистой воды вымысел, люди никогда не верили в реальность происходящих в ней событий, ее жанровой задачей было поразвлечь слушателей.

Назначение легенды – рассказ о каком-то событии, попытка объяснить то или иное явление, как правило, местное, не имеющее глобального значения. Например, чтобы рассказать гостю деревни, почему не стоит бывать на кладбище после захода солнца, местные жители охотно поделятся с ним легендой о том, что много лет назад там повесилась девушка от неразделенной любви и по сей день ее неуспокоенный дух нападает на путников. И этот рассказ мог иметь под собой вполне реальную основу, так, девушка могла свести счеты с жизнью, а на самом кладбище могли происходить странные, даже страшные события, которые народное сознание объяснило воздействием призрака.

Миф и легенда

Рассмотрим, в чем заключается отличие мифа от сказки и легенды.

Легенда – жанр, максимально приближенный к мифу. Рассказчики воспринимали происходящие в них события реальными, однако элемент фантазии здесь налицо. Нередко героями становились боги, духи, герои и даже целые народы. От мифа такой жанр отличается отсутствием ритуальной природы. Так, чтобы задобрить капризное божество, древние египтяне или эллины приносили жертвы вплоть до человеческих, а вот повлиять каким-то образом на легенду не представлялось возможным.

Этот жанр сложился в рамках несказочного фольклора, исследователи полагают, что, несмотря на обилие вымысла, часть событий в них вполне достоверна и может восприниматься как исторический источник. Поэтому можно выделить второе отличие от мифа: если он построен на полностью вымышленном событии, то в легенде есть достоверный элемент, хотя и сильно переосмысленный и искаженный.

Итак, в сказку люди не верили, легенды и мифы воспринимали как достоверное изложение событий. Но если легенда поясняла какое-то событие местного масштаба, то миф истолковывал явления природы в целом.

Миф и причта

Рассмотрим отличия мифов от притч, сказок и легенд. Прежде всего, ключевое значение имеет назначение текста:

  • миф объясняет мир;
  • сказка веселит;
  • притча – в остроумной форме поучает. Используется иносказательная форма, события не воспринимаются ни слушателем, ни рассказчиком как достоверные.

Еще одно отличие – размеры произведений. Если миф и сказка могли быть внушительными по объему, то притча всегда короткая.

Итак, мы рассмотрели отличия мифа от сказки. Каждый жанр по-своему прекрасен и интересен, поэтому нельзя сказать, какой лучше или полезнее. Они сыграли свою роль в развитии народного сознания и представляют собой ценный материал для изучения особенностей жизни тех далеких эпох.

ТАЙНЫ ВОЛШЕБСТВА. ОЖИВШИЕ ЛЕГЕНДЫ, СКАЗКИ И МИФЫ

Остались об этом загадочном народе и материальные свидетельства. Так кто же они — старшие жители Земли? Странная находка
Около десяти лет назад в Альпийских горах в зоне вечной мерзлоты учеными был найден замороженный труп мужчины. Благодаря тому, что тело постоянно находилось при минусовой температуре, оно отлично сохранилось. Как полагают ученые, это был человек в возрасте около 40 лет, который замерз на горном перевале… несколько тысяч лет назад. Однако был ли погибший человеком? Его одежду, обувь и личные вещи не удалось идентифицировать ни с одной из известных культур. Удивляла и внешность покойного: он был на диво пропорционально сложен, с идеально правильными, как удалось выяснить с помощью компьютерного моделирования, чертами лица. Но самое поразительное обнаружилось, когда с помощью современной техники ученые обследовали его костные ткани. Несмотря на то, что ему в момент смерти было около 40 лет, это был юноша. Кости и скелет у него находились еще на стадии формирования, как у современного шестнадцатилетнего подростка. Сопоставив эти данные, эксперты пришли к выводу, что достигнуть зрелости он должен был в возрасте ста с лишним лет, а жить гораздо дольше.
Пожалуй, именно тогда ученые всерьез задумались над древними легендами о вечно молодых эльфах.
Красавцы и искусники Описания старшего народа в легендах и мифах разных культур чрезвычайно похожи.
Во-первых, старшая раса отличалась от человечества ростом: ее представители были либо гигантами, как кельтские сиды и индийские гандхарвы, либо, наоборот, малышами, как эльфы и скандинавские альвы. Но в любом случае они были стройны, изящны и удивительно красивы.
По одним легендам они отличались долголетием — жили до пятисот лет и более. В других мифах старший народ и вовсе наделяется бессмертием. Кстати, дети у его представителей рождались очень редко. Селилась старшая раса вдалеке от людей — в пещерах, внутри полых холмов, в густых лесах, на уединенных островах. Сиды и прочие представители старшего народа были искусными мастерами: их изделия многократно превосходили по красоте и качеству предметы, изготовлявшиеся руками людей. Эльфы, например, особенно славились как замечательные ткачи. В мифах абсолютно всех культур старшая раса наделяется врожденными магическими способностями. К тому же ее сыновья и дочери отличались необыкновенными, зачаровывающими аудиторию талантами в музыке, пении и танцах. В Индии подобная музыка по сей лень именуется «искусством гандхарвов». А мелодии эльфов, обожавших водить хороводы при лунном свете, заставляли танцевать даже неживую природу.
Контакты с людьми Несмотря на то, что старший народ жил обособлено, он имел многочисленные контакты с людьми, о чем сохранилось множество свидетельств как в легендах и мифах, так в средневековых хрониках. Взаимоотношения двух разумных рас складывались по-всякому. Часто старший народ выступал в роли наставников, обучавших своих «братьев меньших» различным искусствам и магическим приемам. Нередко его представители одаривали людей чудесными предметами, предсказывали будущее или же наделяли какой-либо из ряда вон выходящей способностью.
Так, в Англии очень популярна легенда о Томасе Лермонте (кстати, дальнем предке нашего великого поэта Михаила Лермонтова) и королеве эльфов. Побывав у нее в гостях, Томас обрел дар ясновидения и завораживающего красноречия. А Оисин из племени богини Дану поведал основателю ирландской церкви святому Патрику обо всех чертах рельефа Ирландии, ее реках и озерах. Однако старшие братья терпеть не могли, когда младшенькие являлись к ним незваными гостями. Случайных свидетелей их тайных собраний и ритуалов они нередко безжалостно убивали. Тому, кто увидит в горах призрачный «город гандхарвов», грозило, согласно индийским легендам, несчастье или гибель.
Во всех легендах присутствует утверждение, что представители старшего народа любят воровать человеческих детей, взамен оставляя порой своих. Индийский исследователь Кришна Панчамукхи, занимавшийся сравнительным анализом кельтской и индусской мифологии, пишет, что этот древний киднепинг нельзя рассматривать как проявление враждебности. Из-за низкой рождаемости старший народ, по-видимому, постоянно нуждался в притоке свежей крови, иначе он был бы обречен на вымирание. Между старшим народом и людьми случались даже браки. От них рождались дети, обладающие долголетием и множеством дарований. Повзрослев, они нередко становились правителями или великими мудрецами, как, например, легендарный ирландский провидец Финн, который в III веке н.э. возглавлял отряды воинов, живших в лесах и посвятивших себя войне и охоте. Славянские дивы Верили в старший народ и славяне, именуя его «дивами», «самовилами» или «самодивами», О них упоминается в «Словах» — поучениях против язычества и даже в «Слове о полку Игореве» («див кличет наверху древа»). Ясно, что название это происходит от «диво» — «чудо». К сожалению, до прихода христианства мифы и легенды в славянских регионах не записывались, поэтому о «самсдивах» осталось гораздо меньше свидетельств, чем о сидах, эльфах и гандхарвах. Известно, что дивы отличались прекрасной наружностью, женщины их имели волосы до пят, которые носили распущенными. Обитали в горах или строили себе дома на деревьях. По легендам дивы могли левитировать, но иногда почему-то внезапно теряли эту способность (в том же «Слове о полку Игореве» — «уже врежеся див на землю»). Отличительным талантом дивов было умение находить воду — видимо, они были первыми лозоходцами на Руси. Еще дивы умели лечить, предсказывать смерть, но и сами не были бессмертными. К людям самодивы относились дружелюбно, помогали обиженным и сиротам. Однако если разгневать дива, он мог жестоко наказать, даже убить одним своим взглядом.
Одно из последних упоминаний о дивах относится к 20-м годам прошлого века. Содержится оно в записях путешественника Михаила Белова, изучавшего глухие уголки Урала. Он утверждал, что местные жители глубоко верят в существование дивьих людей, которые живут в горных пещерах. Существа эти очень красивы, мудры и обладают даром предвидения. Порой они приходят в деревни и рассказывают о том, что делается в мире. Путешественник хотел посмеяться над «бабкиными сказками», но потом сообразил: не странно ли, что обитатели горной деревушки, полностью отрезанной от мира, прекрасно осведомлены о смене власти в России и о том, чего хотят ее вожди? Материальные свидетельства При серьезном подходе к теме полагаться на одни лишь мифы и легенды было бы, конечно, неразумно, К счастью, до наших дней дошли и несколько материальных свидетельств культуры старшего народа. В ланкастерском музее (Англия) хранится чаша ХМ века. Как отмечают исследователи, в то далекое время англичане не обладали технологиями, которые позволили бы сделать подобную вещь. В лучшем случае этот предмет мог появиться несколько столетий спустя, когда кузнечное дело и гравировка по металлу значительно продвинулись вперед. Однако физикохимический анализ показывает, что чаша произведена именно в XII веке, причем ее история имеет непосредственное отношение к старшему народу. Согласно легенде, некий крестьянин, поздней ночью возвращаясь из гостей, шел вдоль холмов. В одном из них он увидел открытую дверь и услышал звуки музыки и пения. Когда он заглянул внутрь, то увидел пирующих. Все они были молоды и необыкновенно красивы. Увидев гостя, компания преподнесла ему чашу с вином. Получив драгоценный кубок, крестьянин, недолго думая, кинулся наутек. За ним погнались, но крестьянин оказался проворнее. Лорд, крепостным которого был этот крестьянин, увидел у него эту чашу и, поразившись ее красоте, отобрал. Затем он преподнес великолепный сосуд в подарок королю. Чаша какое-то время передавалась по наследству английскими монархами, а потом попала в музей. Другая удивительная находка была сделана на территории Украины: гадательные кости, возраст которых ученые определяют приблизительно в 17 тысяч лет. На кости с ювелирной точностью нанесен лунный календарь, аналогом которому могут быть лишь современные астрономические календари. Ученые не сомневаются, что этот календарь является свидетельством существования старшей, чем все известные, культуры, поскольку полудикие племена кочевников, населявшие в то время территорию современной Украины, не имели никакого представления об астрономии. Кто же они? Специалисты строят самые разные гипотезы о том, кем же на самом деле являлись представители старшего народа. Существует версия, что это были люди, которые с самого начала пошли не по технологическому пути развития, а по пути единения с природой. Этим и объясняются их врожденные экстраординарные способности, а также стремление жить подальше от населенных пунктов, среди гор и лесов. Тогда биологически эльфы, дивы и сиды ничем от нас не отличаются, и от браков с ними вполне могли рождаться дети. Однако более популярна гипотеза, утверждающая, что это был все же несколько иной вид разумной жизни. Ведь научно доказано, что неандертальцы и кроманьонцы, то есть наши предки, — совершенно разные виды живых существ, хотя и очень близкие. То же самое можно предположить в случае старшего народа.
Самую же невероятную версию выдвинул известный ученый, автор нашумевшего фильма «Воспоминания о будущем» Эрих фон Деникен. По его мнению, старший народ — поселившиеся на Земле инопланетяне. Впрочем, фон Деникен также допускает, что это могли быть и потомки от союзов между пришельцами и землянами. Куда ушел старший народ? Примерно к XVII-XVIII векам свидетельства о встречах с представителями старшего народа сошли на нет. И если каждая третья средневековая легенда повествовала об эльфах и силах, то потом о них напрочь забыли. Получается, на Земле их больше нет. Куда же они могли деться? В английских преданиях рассказывается о волшебной стране Аваллон, куда ушел старший народ. Туда, считают, уплыл и легендарный король Артур. Большинство экспертов полагают, что старший народ просто ассимилировался с людьми, поскольку из-за низкой рождаемости не смог поддерживать свою самобытность. Однако приверженцы теории о множественности параллельных миров считают, что старший народ исконно жил и продолжает жить в другом измерении. Оно и есть их родина, а на Земле они появлялись лишь изредка по своим, нам не очень понятным делам. В подтверждение специалисты приводят многочисленные легенды о стране эльфов, время в которой течет по-иному. Нередко герой легенды, погостив у старшего народа всего пару дней и возвратившись домой, узнает, что прошло уже десять лет. Так что к. способностям старшего народа можно добавить и возможность путешествовать между мирами.
Потомки старшего народа Недавно я с удивлением узнал о людях, которые всерьез убеждены в том, что о»» являются носителями крови старшего народа. Ничего общего с толкиенистами, играющими в эльфов, они не имеют. Эти люди даже организовали свой клуб, члены которого разбросаны по разным городам ближнего зарубежья, однако костяк клуба находится в Крыму. Они утверждают, что имеют несколько другой состав крови, чем у обычных людей. Некоторые лекарственные препараты действуют на них по-другому или вообще не оказывают никакого эффекта. Своих соплеменников «потомки эльфов» ищут по одним им известным признакам, которые держат в секрете, сообщая лишь, что судят по ряду черт внешности, а также па ответам на некоторые вопросы. Участники этого клуба поддерживают тесную связь со своими ирландскими собратьями. Все они считают, что в поколении, рожденном на рубеже 70-80-х годе», ген старшей крови дал о себе знать. К добру это или к худу, покажет время. На их сайте мне удалось посмотреть фотографии членов клуба. Большинство из них действительно высокого роста и очень красивы…

ДниUA

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *