Листья зеленые

Кто раскрасил листья в зелёный цвет

Управление образования, молодежной политики и спорта

Администрации Шелеховского муниципального района

VI районная научно-практическая конференция младших школьников

«Первый шаг — 2015»

Кто раскрасил листья в зелёный цвет?

Исследовательская работа

Работа ученицы 2 класса Б

МКОУ ШР «ООШ №11»

Мельзениновой Марии

Участники: ученики 2 Б класса

Руководитель: Переляева О.П.

Март 2015

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………3

1. Почему лист зелёный?…………………………………………………………………………………………………………………………………….4

2. Доказательство влияния солнечного света на окраску листовой пластины………………………………………… 5

Заключение ………………………………………………………………………………………………………………….….6

Источники……………………………………………………………………………………………………………………….7

Приложение.

Введение.

В нашем классе много разных растений. Все они имеют различную форму и размер листьев. У одних листья большие и гладкие, у других вытянутые, а есть и вовсе с иголками. Но, несмотря на всё это многообразие все они зелёного цвета. Летом и трава, и деревья, и кустарники тоже имеют зелёную окраску листьев. Тогда мне стало интересно, почему листья растений зелёного цвета.

С этим вопросом я обратилась к своим одноклассникам. Выяснилось, что больше половины класса не знают ответ на этот вопрос. Некоторые предположили, что листья раскрашивают в зелёный цвет феи или гномики. По-моему это не так.

Тогда я решила провести исследование, и выяснить, почему листья растений имеют зелёную окраску.

Гипотеза: листья растений имеют зелёную окраску благодаря особенностям строения листовой пластины и влиянию внешних факторов.

Цель работы: выяснить, почему листья растений окрашены именно в зеленый цвет. Каким образом они окрашивается в такой цвет и что тому способствует.

Для достижения цели работы предполагается решить следующие задачи:

— изучить уже известную информацию о цвете листьев по книгам и журналам;

— выявить знания ребят из нашего класса по изучаемой теме;

— узнать о строении листа растений;

-опытным путём доказать влияние солнечного света на окраску листьев растений.

Для реализации поставленных задач я применяла следующие методы:

а) изучение тематических изданий в библиотеке, поиск информации в интернете;

б) опрос одноклассников;

в) эксперимент;

г) самостоятельный анализ полученной информации.

Практическая значимость моей работы заключается в ответе на вопрос «Почему литья растений имеют зелёную окраску?» и доведения результатов моего исследованию до одноклассников.

  1. Почему лист зелёный?

Меня очень заинтересовала идея ребят о том, что листья раскрасили красками сказочные персонажи. Для того, чтобы установить так ли это, я взяла влажную ткань и протёрла листья разных растений. При внимательном рассмотрении ткани, никаких следов краски я не обнаружила.

Возможно, лист окрашен очень стойкой краской. Для проверки этого предположения, я рассмотрела лист герани при помощи лупы. При внимательном рассмотрении, я сразу увидела, что лист состоит из множества прожилок. Кажущийся гладким, лист неровный, не его поверхности имеются волоски. Цвет листа меняется от светло — до тёмно-зелёного. Лист окрашен вовсе не снаружи, а изнутри.

Для того, чтобы узнать, что придаёт листу зелёную окраску, я рассмотрела его под микроскопом. При многократном увеличении выяснилось, что в клетках растений содержатся миллионы зелёных частиц. Из научной литературы я узнала, что это хлорофилловые зёрна, а зелёное вещество, которое в них содержится, называется хлорофилл. В переводе с греческого языка хлорофилл переводится как «зелёный лист».

Хлорофилловое зерно не долговечно. И образовываться оно может только при условии хорошего освещения. Именно благодаря этим зернам, лист имеет зеленую окраску, ведь хлорофилл имеет свойство поглощать все цвета, исключая зеленый. Этот луч хлорофилл отражает и поэтому, мы видим лист в зеленом цвете.

В зеленом листе, в его клетках с хлорофиллом работает удивительная фабрика. Она исправно трудится только тогда, когда на лист падает свет. Упал на лист свет — и началась великая работа жизни. Нет света — и замирает фабрика зеленого листа.

Нигде больше во всем мире со всем его многообразием, нигде, — только здесь, в зеленом листе, в зеленой части растения, вырабатываются важнейшие питательные вещества и кислород. Исчезни вдруг зеленый лист — и все на нашей планете Земля вымрет. Ведь именно он дает нам возможность дышать.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что растения имеют зелёную окраску благодаря содержащемуся в листовой пластине хлорофиллу и падающим на лист лучам солнечного света.

2. Доказательство влияния солнечного света на окраску листовой пластины.

Для того, чтобы подтвердить наше предположение о влиянии солнечного света на зелёную окраску листовой пластины растений, мы провели научный эксперимент.

Я взяла два одинаковых цветка герани. Один оставила на подоконнике, а другой поместила в тёмное место, куда не проникают солнечные лучи. Полив растений осуществлялся в одно и тоже время. Через неделю я сравнила растения. Цветок, который находился на подоконнике остался ярко зелёным и даже зацвёл. А у цветка, который находился без света произошли изменения. Изменилась естественная окраска листьев —молодые листочки выросли меньшего размена с очень бледной, почти белой окраской. Пестро окрашенные листья потеряли яркость рисунка. Они — стали зелеными, нижние листья начали желтеть. Произошло уродливое вытягивание побегов. Растение замедлило свой рост, цветения не наступило. Цвет листьев говорит о недостаточно количестве хлорофилловых зёрен в листовой пластине, которые образуются при свете.

Результаты данного эксперимента, подтверждают моё предположение, о том, что на зелёную окраску листовой пластины влияет солнечный свет. Без солнечного света растение может даже заболеть и погибнуть.

Далее, для достоверности полученных результатов, я решила провести ещё один эксперимент. На листовую пластину фикуса я наклеила кусочек лейкопластыря. Когда через один месяц его удалили, то на том месте, где был лейкопластырь, осталось бледное пятно, которое указывает на то, что в случае недостатка солнечного света частично разрушается хлорофилл и лист постепенно теряет зелёную окраску.

Результаты данного эксперимента также подтверждают предположение о том, что зелёный цвет листьев зависит от попадания солнечных лучей на листовую пластину. Та части листа, которая находилась под солнечным светом, не изменила своей окраски. Там, где попаданию солнечных лучей препятствовал лейкопластырь, произошло частичное разрушение хлорофилла и вместо зелёной окраски листа появилось бледное пятно.

Заключение.

В результате изучения научной литературы, проведения экспериментов мною были сделаны следующие выводы:

— На цвет растений влияет солнечный свет, с помощью которого в растениях образуется химический процесс – «фотосинтез», он то и отвечает за выработку зелёных пигментов в растениях под названием «хлорофилл «. Вот поэтому цветы в нашем классе, трава и листья на деревьях зелёные. Все зелёные растения являются «лёгкими» нашей планеты и имеют огромную роль в поддержании жизни на Земле!

— При отсутствии солнечного света хлорофилл начнёт постепенно разрушаться, и яркая зелёная окраска листьев сменится на бледную, желтоватую. При длительном отсутствии света растение может даже погибнуть.

Таким образом, моя гипотеза подтвердилась.

Ответ на вопрос о том, кто раскрасил листья в зелёный свет найден. Это солнышко.

Я решила поделиться знаниями со своими одноклассниками, которые получила в ходе своей исследовательской работы. На уроке окружающего мира я представила свою работу.

После своего рассказа я предложила своим одноклассникам снова ответить на вопрос о том, почему растения имеют зелёную окраску листьев. Почти все одноклассники после моего рассказа узнали ответ на вопрос «Кто раскрасил листья в зелёный цвет?» и понимают значение зелёных растений на Земле, что подтверждает практическую значимость нашей работы.

Спустя некоторое время, по результатам второго опыта ребята предложили вырастить цветок класса. На листья растения мы наклеили из лейкопластыря свои имена. Спустя месяц, мы рассчитываем, что после того как уберём лейкопластырь, имена останутся. Данный опыт ещё не окончен и о его результатах я рассчитываю рассказать на научно-практической конференции.

Зелёные листики — и нет зимы. Идём раздольем чистеньким — и я, и ты, и мы. Укажи Число(ед.ч., мн.ч) Склонение и род местоимений p.s я, ты, мы Заранее спасибо 😀

их городов. 2) Небо выяснилось и, синея, мерцало холодным узором звёзд. 3) На берегах безымянных рек, оставшись без горючего, разбросал свои пушки артиллерийский полк. 4) Мотыльки летели со всех сторон на свет и падали, обожжённые, на скатерть. 2. В каких предложениях на месте обоих пропусков пишется НН? 1) Дно в запруде чистое, песча…ое, вода течет спокойно, а берег гладкий, отлогий, усыпа…ый сухим желтым песком. 2) Из окон низеньких белых домов кое-где струился тума…ыми прямыми полосами свет и дли…ыми косяками ложился на желто-бурую блестящую землю. 3) Электрические лампочки, подвеше…ые на углах штаба, освещали сухой и гладко вымоще…ый квадрат двора. 4) Поодаль, около Чёрной башни, к яблоне привяза…а запряжё…ая в пролетку серая в пятнах лошадь. 3. Укажите предложение без пунктуационной ошибки. 1) От уха к уху бежит по цепи шёпот переданный от передового. 2) Распорядитель охоты разводит и ставит на, обозначенные им, номера участников охоты. 3) После выстрела, прозвучавшего в лесу одиноко, зверь опустился на снег. 4) Задневавший в долине, шакал выскочил из-под наших ног и стрелою помчался в горы. 4. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно. 1) (не)решённая, а списанная задача 2) (не)причёсанный ребёнок 3) (не)умытое лицо 4) (не)выученные правила 5. Найдите причастие, в суффиксе которого пропущена буква Я? 1) беле…щий парус 2) вер…щий в справедливость 3) дремл…щий щенок 4) бре…щийся человек 6. Укажите предложение с сочинительным союзом: 1) У крайних домиков родного села Аким остановился, чтобы хоть сколько-нибудь заглушить волнение. 2) Мальчики миновали деревню, паромную переправу, а лодочника все не было. 3) Солнце пошло на закат, когда Васютка заметил среди однообразного моха тощие стебли травы. 4) Вода в заливе стояла на диво белая, будто ее разбавили молоком. 7. Из приведённого ниже предложения 7.Выпишите производный предлог. В течение двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям. 8. В каком наречии пропущена буква О? 1) насух… 2) досух… 3) досыт… 4) искос… 9. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется Ь. 1) надеть плащ… 2) суп горяч… 3) невтерпёж… сидеть 4) увлеч…ся спортом 10. Какое слово пишется через дефис? 1) (по) немногу 2) (по) прежнему 3) (в) двоем 4) (по) просту 11. Укажите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния. 1) За дальностью расстояния волн не было видно, и только по белой кайме у берега можно было догадаться, что море НЕСПОКОЙНО. 2) Вечером собаки вели себя НЕСПОКОЙНО. 3) В городе было НЕСПОКОЙНО. 4) Дженни НЕСПОКОЙНО спалось остаток ночи. 12. Укажите частицу. 1) тоже 2) ни 3) когда 4) несмотря на 13. В окончании какого причастия пропущена буква И? 1) в строящ…мся цехе 2) у плещущ…гося моря 3) в рокочущ…м шуме 4) с выдающ…мся ученым 14. Укажите предложение, в котором есть действительное причастие: 1) Было тихо, в окно веяло запахом накаленных крыш. (Ю.Бондарев) 2) Позади высится холодная каменная стена сарая, отделяющего меня от внутреннего двора. 3) В раскрытое окно тек сухой жар июльского утра. 4) Тропинка, усеянная выступами скользких корней, то падала, то взбиралась на склон. 15. Из текста выпишите слово, в котором правописание Н или НН определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовано»: Придерживая мужнин рундучок, куда свободно поместились ее небогатые пожитки, тетя Поля проходила по темным улицам и мысленно прощалась с городом.

Какого цвета листья у деревьев и кустарников?

Какого цвета листья у деревьев и кустарников? Конечно зеленого, скажете вы. И будете правы, хотя и не совсем. Многие лиственные могут похвастаться более широким цветовым спектром: от светло-желтого до серого, пурпурно-красного и почти фиолетового. Деревья и кустарники уже давно шагают в ногу с модой. И не только осенью, хотя именно в это время года сады и парки загораются теплыми желтыми, оранжевыми и красными красками, столь популярными у современных дизайнеров.

Возможность украсить свой сад древесно-кустарниковой растительностью с листвой разных расцветок и форм существует круглый год. Есть целый ряд видов и сортов, выступающих в красном уже весной и летом, например клен веерный (Acer palmatum) ‘Atropurpureum’, барбарис Тунберга (Berberis thunbergii) и скумпия (Cotinus coggygria) ‘Royal Purple’. Поэтому этим растениям должно быть отведено в саду достойное место. Посадите их отдельно или выберите для них соответствующих спутников. На фоне пурпурной листвы, которая сама по себе выглядит немного мрачновато, особенно красиво смотрятся пестрые летники.

Не меньшее внимание привлекают в саду и желтолиственные кустарники. Их сорта носят часто название ‘Aurea’. Они способны «осветить» темные углы сада, от взгляда на них светлее становится на душе в мрачные, пасмурные дни. К таким растениям относится золотая робиния, или белая акация (Robinia pseudoacacia) ‘Frisia’, замечательное дерево катальпа бигнониевидная (Catalpa bignonioides) ‘Aurea’ с желтыми листьями и цветками, похожими на цветки каштана, бузина канадская (Sambucus canaden-sis) ‘Aurea’ с желтой кружевной листвой и красными плодами, а также золотистый вяз (Ulmus cupnifolia) ‘Wredei’.

Нельзя не упомянуть здесь и о растениях с серебристо-серой листвой, к которым относятся кариоптерис кландоненский (Caryopteris x clandonensis), перовския (Perovskia abrotanoides), лох серебристый (Elaeagnus argentea) и красивая и неприхотливая груша иволи-стная (Pyrus salicifolia) ‘Pendula’ с изящными, покрытыми серебристым пушком листьями. Высаживая их в саду, вы никогда не сделаете ошибку — ведь они не только сочетаются с любым цветом, но и красиво смотрятся среди разноцветья. Помните только, что большинство из растений с серой окраской листьев — выходцы из засушливых южных стран, поэтому место для них в саду должно быть солнечным и теплым.

Наряду с декоративно-лиственными растениями с одноцветной листвой существует множество пестролистных сортов. Наиболее яркими представителями среди них являются сорта клена ясенелистного (Acer negundo), плюща (Hedera helix), кизила (Cornus alternifolia). В противоположность своим зеленолистным собратьям, пестролистные не так сильно разрастаются, предпочитают менее солнечные места и больше подходят небольшим садам. Зачастую они более чувствительны к зимним температурам, поэтому сажают их в защищенных местах, возле стен или в окружении других кустарников.

Помимо цвета у декоративных деревьев и кустарников есть и еще один козырь: форма листьев. Планируя свой сад, постарайтесь посадить в нем растения с разной формой и разной окраской листьев. Выбор их чрезвычайно широк.

Странно казалось бы — к чему такой простой вопрос. Еще в школе нам всем показывали призму, преломляющую потоки фотонов видимого света:
А зеленый цвет листьев объясняется тем, что из всего видимого спектра листья отражают только «зеленые» длины волн, остальные поглощаются.
Вроде все логично. Но где то чувствуется недосказанность подвох.
Итак, для начала нам нужно понять как работает наш глаз и как мы воспринимаем цвета.
Велосипед изобретать не будем, а посмотрим коротенькое видео:
Кто не любит смотреть и слушать, может прочитать это:
В сетчатке глаза человека есть три вида колбочек, максимумы чувствительности которых приходятся на красный, зелёный и синий участки спектра. Ещё в 1970-х годах было показано, что распределение типов колбочек в сетчатке неравномерно: «синие» колбочки находятся ближе к периферии, в то время как «красные» и «зеленые» распределены случайным образом, что было подтверждено более детальными исследованиями в начале XXI века. Соответствие типов колбочек трём «основным» цветам обеспечивает распознавание тысяч цветов и оттенков. Кривые спектральной чувствительности трёх видов колбочек частично перекрываются, что способствует явлению метамерии. Очень сильный свет возбуждает все 3 типа рецепторов, и потому воспринимается, как излучение слепяще-белого цвета (эффектметамерии).

Равномерное раздражение всех трёх элементов, соответствующее средневзвешенному дневному свету, также вызывает ощущение белого цвета (см. Психология восприятия цвета).

Тип колбочек обозначение Воспринимаемые длины волн Максимум чувствительности
S β 400—500 нм 420—440 нм
M γ 450—630 нм 534—555 нм
L ρ 500—700 нм 564—580 нм

Свет с разной длиной волны по-разному стимулирует разные типы колбочек. Например, желто-зелёный свет в равной степени стимулирует колбочки L и M-типов, но слабее стимулирует колбочки S-типа. Красный свет стимулирует колбочки L-типа намного сильнее, чем колбочки M-типа, а S-типа не стимулирует почти совсем; зелено-голубой свет стимулирует рецепторы M-типа сильнее, чем L-типа, а рецепторы S-типа — ещё немного сильнее; свет с этой длиной волны наиболее сильно стимулирует также палочки. Фиолетовый свет стимулирует почти исключительно колбочки S-типа. Мозг воспринимает комбинированную информацию от разных рецепторов, что обеспечивает различное восприятие света с разной длиной волны.

Если еще короче — вспомним как работает передача цвета в телевизоре или мониторе компьютера:
Но вернемся к нашим баранам листьям.
Года в три-четыре каждый ребёнок задаёт простой вопрос: «почему трава зелёная?» В ответ можно услышать всё, что угодно – от «не приставай, мне некогда» до научно-популярной версии о фотосинтезе и зелёном хлорофилле. Но разве это ответ? Можете ли вы объяснить себе, почему трава всё-таки зелёная – а не розовая, оранжевая или цвета индиго? Конечно, вы скажете: потому что в хлоропластах растений содержится хлор – а в кристаллической форме он зелёный. Неплохо. Ну а дальше-то что? Почему в ходе эволюции выбор пал на него, а не на периодический элемент иного цвета? Вот вам и задачка… Но в истории развития жизни на Земле не было случайностей.
Даже самые далёкие от точных наук люди знают, что жизнь на планете обязана своим существованием солнечным лучам. Глубоко в недрах нашей звезды происходят ядерные реакции синтеза гелия из водорода. В результате распада высвобождаются фотоны (кванты света). Они проявляют свойства волн и частиц одновременно: эти электромагнитные импульсы излучаются «порциями», однако не имеют ни массы, ни заряда. Их роль в нашей жизни куда важнее: они обеспечивают взаимодействие между электрическими зарядами элементарных частиц, составляющих атомы, затем молекулы и, наконец, клетки живого организма.
Фотоны могут жить только в движении со скоростью света в вакууме. Рождаясь в солнечном ядре, они сперва несут в себе колоссальный импульс. Но чтобы сквозь солнечную мантию пробиться к поверхности звезды, эти частицы тратят почти миллион лет! Поэтому не смотря на то, что с этого момента свет преодолевает расстояние до Земли всего за 8,3 минуты, мы наслаждаемся тёплыми лучами, которые ждали встречи с нами ещё в середины Плейстоцена.
Так вот: в целом импульс фотонов капитально уменьшается ещё до прощания с родной звездой, а при прохождении земной атмосферы кванты света уже ожидают новые препятствия. В озоновом слое фотоны сталкиваются с молекулами, из-за чего изменяются импульс и длина волн – то есть, свет разделяется на спектр (дисперсия). Самые опасные для земных обитателей длины волн озоновый слой не пропускает — включая большую часть ультрафиолета. Поэтому мы различаем цвета радуги начиная от фиолетового и заканчивая красным. Иинфракрасную длину волны мы всё ещё ощущаем как тепло, а слабое микроволновое и другие излучения нас и вовсе не беспокоят.

Каждому из видимых цветов соответствует длина волны света, которую отражают материальные объекты (все остальные им поглощаются). Казалось бы, ничего загадочного: растения используют хлорофилл, который поглощает все цвета кроме зелёного. Но всё наоборот: сначала растения сознательно выбрали цвет, а потом подобрали к нему нужный «наполнитель». Здесь нам придётся обратиться к богатому опыту агрономов и ботаников. Многочисленные опыты и исследования раскрывают некоторые секреты растений, о которых почему-то не рассказывают в школе на уроках биологии.
Вообще для фотосинтеза подходят волны любой длины, включая невидимые нашему глазу. Современные растения приспособились использовать излучение в диапазоне от 400 (фиолетовый) до 700 нм (красный). Причём для нормального функционирования растений (рост, цветение, плодоношение, запасание полезных веществ) необходимо присутствие в спектре всех этих цветов в определённых пропорциях. Это объясняется тем, что некоторые химические реакции могут начаться при облучении вещества светом низкой или средней частоты (тёплые цвета радуги), а другим для инициирования реакции требуется свет с частотой выше определённого порогового значения (холодные цвета). Если зелёный свет может передать достаточно большие импульсы – какой же смысл растениям от него отказываться? Однако факт есть факт: 80-90% энергии растения вырабатывают за счёт поглощения синих и красных фотонов. Синие при этом более интенсивные, зато красных – подавляющее большинство. Остальные 10-20% приходятся на другие цвета, а сам зелёный в качестве «основного наряда» был выбран, очевидно, за свою высокую проникающую способность: в то время как синий и красный почти полностью поглощаются верхними ярусами листьев, зелёный способен проникать сквозь них и «вдыхать жизнь» в нижние ярусы, какими бы густыми они ни были. Это значит, что первые водоросли, которые только выбирались на сушу, уже планировали своё дальнейшее завоевание континентов и превращение в многоярусные леса – от мхов и трав до кустарников и деревьев. Где же гарантия, что растения просто отражают или пропускают сквозь себя большую часть зелёного света? – Её и не будет, ведь и это не совсем правда. Это всё человеческое зрение, которое нельзя назвать самым надёжным (в сравнении с некоторыми животными), даёт нам «зелёную картинку». Этот цвет мы видим однородным из-за несовершенства своего зрительного анализатора. На самом же деле это наложение световых волн разной длины – преимущественно жёлтых и синих. А как же иначе? Часть цветных пигментов (каротин, антохлор, ксантофилл) специализируются на поглощении синих фотонов, отражая преломлённые лучи в красновато-жёлтом «формате». Другие пигменты (хлорофил и антоцианы) поглощают красноватые фотоны, отражая лучи приблизительно цвета морской волны. Накладываясь, они образуют изумрудный (по крайней мере, так его видят люди). По мере сокращения светового дня и изменения угла освещённости (что влияет на преломление света ещё в слоях атмосферы), фотонов с большой частотой (и маленькой длиной волны) становится всё меньше. Некоторое время растения пытаются приспособиться к этому и переключают внимание исключительно на сбор «высококалорийных» порций света. Поглощая синие и зелёные фотоны, листья растений начинают отражать соответственно жёлтый или красный цвета. Когда синих фотонов становится критически мало, растения сбрасывают листву.
Как вы догадываетесь, всё зависит от особенностей светового спектра, который формируется во время прохождения атмосферы или жидкой среды. Если кислорода и озонового слоя на планете нет, то от жгучего ультрафиолета растения может спасти только толща воды – они, очевидно, будут поглощать максимум инфракрасного излучения, а сами приобретут тёмно-красный цвет (на нашей планете так поступает пурпурная аноксигенная бактерия). Обитаемый спутник яркой звезды класса F должен получать очень много света, поэтому растения на нём отражали бы синий цвет — во избежание перегрева. А планета, освещаемая тусклой звездой класса М («красный карлик»), должна испытывать дефицит света – и, чтобы максимально использовать его, растения наверняка сделают выбор в пользу чёрной окраски. Да вы представьте только себе эти три фиолетовых глаза, полных надежды: «Мама-мама, а почему трава чёрная?»
Вот такие вот дела. А причем тут азот? Да притом, что он составляет 80% воздуха, которым мы с Вами дышим и который составляет атмосферу нашей Матушки-Земли.
Также необходимо учитывать тот факт, что наше Солнце имеет спектральный класс G2. Информации — валом, было бы желание читать и сопоставлять.

Исследовательская работа «Почему листья зеленые»

Введение

С самой ранней весны по позднюю осень, наш глаз радует зеленая растительность в виде трав, кустов и деревьев.

Ведь растительный мир Земли насчитывает около полумиллиона различных видов, он занимает огромную часть нашей планеты — только леса покрывают до 40 % поверхности ее суши; растениям принадлежит существенная роль в жизни Земли.

Мы любим бывать в лесу: бродим по лесу, дышим свежим воздухом, наблюдаем за природой, собираем букеты из листьев.

Однажды на прогулке мы задумались, а почему листья именно зеленого цвета, не синего, не белого, а зеленого.

А с наступлением осени листья деревьев становятся разными по цвету: желтыми, красными, оранжевыми. Кто же этот волшебник, что красит листья деревьев?

И мы решили с учителем раскрыть эту тайну, провести исследования.

Гипотеза: что же влияет на цвет листьев летом и осенью?

Актуальность исследования: в осенний период листья стали менять цвет. Из зеленого стали превращаться в желтые, коричневые, оранжевые цвета. Какой волшебник помогает красить листья?

Цель исследования: собрать информацию о процессах, происходящих в листьях, под воздействием солнечного цвета; о значении процесса фотосинтеза в листьях.

Задачи исследования:

— познакомиться с процессами, происходящими в листе, под воздействием солнечного света;

— определить значение процесса фотосинтеза;

— развивать навыки исследовательской работы: проводить эксперименты, анализировать результаты, делать выводы;

— изучить литературу по данной теме.

Время работы: 4 недели — с 15 октября по 15 ноября.

Режим работы: внеурочная деятельность.

База исследования:

  • книги и справочники;

  • интернет.

Методы исследования:

  • сбор и анализ информации из литературы;

  • эксперимент;

  • опыт;

  • наблюдение и хронометрия;

  • описание;

  • анализ и сравнение продуктов деятельности;

  • результат работы, вывод.

Объект работы:

  • листья растений.

Предмет исследования:

  • изменение цвета листьев.

Оборудование и материалы:

  • презентация, научно-популярная литература, справочная литература, фотографии, место для проведения опыта;

  • листья растений.

Проведение эксперимента по плану:

  1. Определение места проведения эксперимента и выбор растения.

  2. Наблюдения за проведением опыта.

  3. Сравнительный анализ полученных результатов. Вывод.

  1. Исследовательская деятельность и ее результаты

Лист – это часть побега растения, его наружный боковой орган, с помощью которого происходит функция фотосинтеза.

В зеленом листе, как говорил замечательный русский ученый Климентий Аркадьевич Тимирязев, самая сущность растительной жизни, что растение — это прежде всего лист. Не было б на земле зеленых листьев — не было бы жизни!

Вот это мы сейчас и должны выяснить. И то, что узнаем, имеет прямое отношение к солнечному лучу к окраске листьев и травы.

2.1.Воздух и растение

Мы дышим. Воздух — это смесь разных газов. Для людей, и для животных необходим кислород.

Без кислорода мы не прожили бы и трех минут.Мы вдыхаем кислород и выдыхаем углекислый газ, а газ для нас вреден, но в воздухе его всегда очень немного сотые доли, и потому мы его не замечаем. Горят дрова в топках; для того чтобы они горели, нужен кислород, а во время горения тоже выделяется углекислота. Расход кислорода огромный: сколько людей на земном шаре, сколько животных требуют его каждую секунду! Никаких запасов не хватит!

А между тем состав воздуха не меняется, в нем остается достаточно кислорода для дыхания и всегда лишь ее доли углекислоты.
Но кто же пополняет воздух кислородом, кто очищает его от излишней углекислоты?

Зеленый лист! Он вбирает в свои клетки углекислоту, а выделяет в воздух кислород, это ему нужно. А для чего?

2.2.Солнце и растение

Солнце — главный источник жизни. Луч солнца падает на лист. В клетках листа есть зеленое вещество, которое называется хлорофилл.

Зеленый лист — великая фабрика жизни. Сырьем для нее служит углекислый газ — составная часть воздуха и воды — она всегда есть в растении, а энергию дает свет.

Упадет на зеленый лист солнечный луч — и «фабрика» начинает превращение воды и углекислого газа в крахмал и сахар. Нет света — и замирает работа в зернах хлорофилла.

Зелёный цвет травы и листьев — цвет хлорофилла. Это вещество играет в фотосинтезе главную роль. Процесс фотосинтеза многоступенчатый.

Он запускается, когда на молекулу хлорофилла попадает частица света (фотон). Но дальше фотосинтез может идти и в темноте — процесс всё равно не остановится. Правда, каждую секунду на молекулу хлорофилла падает не один фотон, а очень много.

В процессе фотосинтеза учёные выделяют две фазы. Световая фаза идёт только на свету. Более длительная, темновая, в свете не нуждается.

Хлорофилл поглощает красные, синие и фиолетовые лучи, а зелёные лучи почти не поглощает, поэтому мы и видим лист зелёным.

2.3 . Листья осенью

Если осень, каждый знает,
в небе листики гуляют,
Цветом листья разные:
желтые и красные.

А. Пилатов

С приходом осени листья меняют свою зеленую окраску на — желтую или красную. Связано это с тем, что клетки здорового листа содержат как зеленый, так и желтый пигмент. Зеленый пигмент (хлорофилл), с наступлением холодов, полностью разрушается и приоритетным становиться желтый (ксантофилл), а у ряда растений происходит к тому же образование красного пигмента (каротина).

К тому же вместе с потерей зеленого пигмента, хлорофилла, лист уже больше не является «лабораторией» по производству органических веществ, необходимых для питания растения. Крахмал, белки, сахар, которые были ранее накоплены, выводятся к местам запаса, а в листья отводятся совершенно не нужные дереву минеральные вещества, от которых дерево избавляется во время листопада.

А в морские глубины красные лучи проникают плохо, поэтому в тканях красных и бурых водорослей наряду с хлорофиллом есть и другие вещества, поглощающие свет. Но, если не счи­тать некоторых бактерий, хлорофилл есть в клет­ках всех живых существ, способных к фотоситезу.

Люди издавна наблюдают за природой, замечают все, что происходит вокруг. И в народе появились приметы, связанные с изменением окраски листьев.

Лист хотя и пожелтел, но отпадает слабо – морозы наступят нескоро.

Если осенью листья березы начнут желтеть с верхушки, то будущая весна будет ранняя, а если снизу – то поздняя.

Безвременно на деревьях появятся желтые листья – к ранней осени.

2.4.Значение листвы

Нигде больше во всем мире со всем его многообразием, нигде, — только здесь, в зеленом листе, в зеленой части растения, вырабатываются важнейшие питательные вещества.

Исчезни вдруг зеленый лист — и все на нашей планете Земля вымрет!

Мы, люди, получаем белок, крахмал, сахар и от самих растений и от животных, которых мы едим и которые, в свою очередь, питаются растениями.

Корова летом щиплет траву, зимой жует сено. Мы пьем молоко коровы, едим творог, сметану, масло. Молоко потому главная пища малышей, что в нем есть все те вещества, которые необходимы для их здоровья, для их развития, роста.
Мы едим коровье мясо, а в нем тоже есть главные питательные вещества. Куры клюют зерно, а зерно — тоже растение, и мясо и яйца курицы построено из важнейших питательных веществ.

И главный наш кормилец — зеленый лист.

  1. Эксперимент

Опыт №1.

Потребуется:

— кусочек фольги

— скотч

— разведенный спирт

— стакан с тонкими стенками

К живому, необорванному листку любого растения приложили кусочек фольги, его можно вырезать в виде звездочки или кружка. Чтобы фольга не упала, можно прикрепить ее полоской скотча.

Через неделю можно увидеть результат: «фотографию» на зеленом листочке. В том месте, где была фольга и куда, соответственно, не поступал свет, лист станет желтым.

Вывод: растения используют солнечный свет, чтобы из него «готовить» себе пищу. В листьях есть особое зеленое вещество, которое называется хлорофиллом. Он улавливает солнечную энергию. Когда наступает осень, света становится мало, и без него листья не могут «приготовить» себе пищу, они становятся желтыми, и листья опадают, потому что не могут прокормить себя.

Опыт№2.

Потребуется:

-листок

-спирт

-вода

-пинцет

Положили зеленый листок в стакан с тонкими стенками и залили разведенным спиртом. Затем вскипятили в миске воду и осторожно опустили в нее этот стакан – получится что-то вроде водяной бани. Через некоторое время пинцетом достали листок. Перед нами удивительное превращение – лист обесцветился, а спирт стал изумрудно-зеленого цвета.

А если проводить этот опыт со съедобным растением (салатом, например, или шпинатом), то в результате получится натуральный пищевой краситель – его можно использовать для подкраски крема или соуса. Процесс можно ускорить, если сначала измельчить листья, а стакан время от времени встряхивать.

Вывод: в спирте растворился хлорофилл. Значит, в листьях имеется зеленый цвет, частички хлорофилла.

Заключение

Подводя итоги исследовательской работы, можем сделать вывод, что цель, которую мы ставили – достигли . Мы изучили, почему листья зеленого цвета, и сравнили обоснованные и научно доказанные выводы с результатами исследования по данной теме. Узнали, что листья осенью меняют окрас из-за изменения условий на улице, т.к. температура воздуха осенью понижается и количество солнечных лучей уменьшается, поэтому вступают в «свои права» пигменты другого цвета (каротин, ксантофилл). Листья становятся красного, желтого, коричневого цвета.

Кроме этого, мы собрали фотоматериал, который может быть использован на уроках окружающего мира при знакомстве с миром природы.

Океан растений окружает нас, и все они зелены. Зелена трава, зелены листья деревьев и цветов. Даже слова «растения» и «зелень», в сущности, обозначают одно и то же. «Здесь очень зелено», — говорят люди, когда видят много деревьев, кустарников, зеленой травы «Домик утопает в зелени», «зеленая долина» — иными словами, тут много растений и все они зеленого цвета.

Список литературы

«Большая школьная энциклопедия. Т.1. Естественные науки». Автор-составитель С.Исмаилова. Москва, «Русское энциклопедическое товарищество», 2004.

Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 3- 4 класс: Учебник для учащихся образовательных учреждений: в 2 ч. – М:. Вентана-Граф, 2009.

Энциклопедический словарь юного натуралиста /Сост. М. Е. Аспиз. – М.: Педагогика, 1996.

Козлова Т. И. Толковый словарь для школьников/ Под ред. Н. П. Кабановой. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *