Кубики для всех

Детские развивающие игры, уроки, поделки

Делаем “Уникуб” Никитина.
Развивающие интеллектуальные игры своими руками.

Игра “Уникуб” (Система Никитиных)

Купить >>

Лучшая из игр для развития математических способностей поможет в усвоении арифметики, алгебры и геометрии.
Игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать еже до школы план, карту, чертеж.

Если нет возможности купить игру “Уникуб” не расстраивайтесь. Сделайте интеллектуальную игру сами. Это не займет много времени и средств.

Возьмите 27 обычных кубиков. Такие кубики продаются в любом магазине с детскими товарами, обычно они входят в набор собери картинку. Сделаны эти кубики их пластмассы. Размочите и удалите картинки, просушите. После все кубики уложите в куб 3Х3Х3, как показано на рисунке. Красным карандашом пометьте все 6 сторон этого куба, т. е. сделайте черточку на каждой из 54 граней, обращенных наружу. Не рассыпьте куб, когда будете помечать “дно”. После этого куб нельзя уже поворачивать на бок, пока не закончите разметку.

Разметка “Уникуба” .

Поднимите сразу весь верхний слой из 9 кубиков, сжав их в руке, и пометьте обе соприкасающиеся горизонтальные грани разъема желтым карандашом. Затем поднимите второй слой из 9 кубиков и пометьте обе грани синим карандашом.

Возвратив оба слоя на место без смещения и поворотов, приступите к разметке в вертикальной (фронтальной) плоскости и, наконец, в третьей плоскости (см. рисунок на с. 62). Таким образом у каждого из 27 кубиков будут помечены все 6 граней. Все три цвета при такой окраске оказываются равноправными.

Только после разметки можно приступать к оклейке кубиков цветной бумагой или окраске. Пометки, сделанные на кубиках цветными карандашами, обозначают, какой цвет должна иметь грань.

Чтобы убедиться, что окраска “Уникуба” сделана без ошибок, сложите кубики, как в задании У-47, и, если есть ошибка, вы ее сразу обнаружите. Рисунки-задания к “Уникубу” для малышей надо увеличить и разделить на две части — от 1 до 22 и с 23 до 50 задания. Уложите их в два пакета из плотной бумаги.

Из книги Никитина “Развивающие игры”

УНИКУБ (У)

Материал взят из книги «Интеллектуальные игры»

  • Описание игры
  • Как изготовить игру
  • 60 заданий к «Уникубу»
  • Как играть

Купить игру Никитиных УНИКУБ

Описание игры

Эти универсальные кубики вводят малыша в мир трехмерного пространства. А раннее развитие пространственного мышления поднимает возможности на целую ступень выше обычного житейского уровня и делает ребенка сильнее интеллектуально.

Однажды мне рассказали, что в Югославии есть учитель начальной школы, который делает точно такую же игрушку и раздает по коробочке в каждую семью, из которой придет к нему через год ученик в первый класс. Он просит папу или маму поиграть с малышом в эти кубики, потому что тогда, говорит он, малыш будет легко усваивать и арифметику, и алгебру, и геометрию, и тригонометрию.

Мы не знаем, какие задания дает этот учитель, не знаем, как учит он папу или маму игре, но на собственном опыте убедились, как удивительно широк диапазон заданий “Уникуба” и как может он одинаково сильно увлекать и 2-летнего, и 5-летнего ребенка, и даже взрослого. Последние задания придумал не автор, а его уже выросшие дети; и автор только мечтает теперь: “Соединить бы вместе 60 заданий, родившихся у нас, с теми, что придумал югославский учитель! Видимо, получилась бы игрушка исключительной ценности, не уступающая кубику Рубика по своей притягательности, но превосходящая его по эффективности развития математического мышления ребенка.

Для интеллектуально деятельных людей “Уникуб” может стать и объектом соревнования, и объектом исследования его богатейшего математического содержания. Математики утверждают, что нет лучшего пособия для изучения теории графов и что там можно обнаружить и биноминальные коэффициенты.

Чего стоит анализ закономерностей окраски кубиков! Первое впечатление – нет одинаково окрашенных кубиков, все 27 – разные, хотя цветов всего 3, а граней у кубика 6. Потом, после двойной классификации, оказывается, что, кроме единственных, есть 8 триад. А как великолепно учит игра точности, аккуратности, предусмотрительности! В некоторых заданиях и ошибок искать не надо. Сам “Уникуб” закричит: “Здесь две ошибки!”

Как изготовить игру

Возьмите 27 деревянных кубиков с ребром 30 мм (можно с ребром 35 и 40 мм). Если они оклеены бумагой, то размочите ее кипятком и удалите, а кубики просушите не менее суток в теплом месте (например, на батарее отопления). После этого прошлифуйте все грани мелкой наждачной бумагой, особенно торцы. Затем кубики надо разметить:

1. Сложить 27 чистых кубиков в куб 3x3x3.

2. Красным карандашом пометить все 6 сторон куба, делая черточку на каждой из 54 граней, как это видно на рис. 13. Не рассыпьте куб, когда будете помечать “дно”.

Рис. 13

3. Поднимите сразу весь верхний слой из 9 кубиков, сжав их в руке, и пометьте грани разъема синим карандашом. Делая по 18 пометок в каждом разъеме в трех взаимно перпендикулярных плоскостях, вы получите тоже 54 синих грани.

4. Желтые грани можно не помечать, их остается тоже 54, и все 3 цвета оказываются при этом равноправными.

Только после разметки можно рассыпать кубики и приступить к окраске или оклейке цветной бумагой. Пометки, сделанные на кубиках цветными карандашами, обозначают, какой цвет должна иметь грань.

Окрашивать кубики лучше нитрокрасками или масляными техническими. Художественные масляные краски разжижать масляным лаком (техническим, бесцветным), иначе они долго сохнут (больше месяца). Чтобы краска не попала на соседнюю грань, кисть при окраске надо двигать только от центра грани к ребру, но не вдоль ребра и не от ребра к центру.

Для проверки правильности окраски после высыхания сложите кубики в большой куб так, чтобы наружные грани были красными, а внутренние грани разъема синими или желтыми, как на рис. 13 или в задании У-47. Такая проверка обязательна, так как кубики имеют 11 вариантов окраски: 8 триад, т. е. по 3 одинаковых и 3 единственных (сине-красный, сине-желтый и красно-желтый).

При окраске проследите, чтобы тона красок были близки тонам на рисунках-заданиях.

Для Уникуба необходима и коробка с внутренним размером 92x92x90 мм с крышкой. Это позволяет без пересчета сразу видеть, все ли кубики на месте, и накрывать уложенный определенным образом “Уникуб” вместо медленной укладки 27 кубиков по одному в коробку.

Для малышей рисунки-задания надо увеличить (это уже должны решить папа и мама) и сделать их на отдельных листах чертежной бумаги размером от 100×100 мм до 150×200 мм. Их надо разделить на 2–3 части и для каждой сделать пакет из плотной бумаги, указав на нем номера заданий, уложенных туда (рис. 14).

Рис. 14

60 заданий к “Уникубу”

У­1. Сложи кубики в коробку. Знакомство с “Уникубом” можно начинать по-разному: с самыми маленькими (1,5–3 года) лучше начинать с укладки кубиков в коробку. Сначала это может быть просто укладывание всех трех слоев по очереди и закрывание полной коробки крышкой. Но малыши быстро начинают различать разницу в цвете и тогда предпочитают какой-то один цвет. Тогда выполнить задание У-1 можно так: “Давай сложим так, чтобы все донышко в коробке было красным!” – и, конечно, обрадоваться, если получилось хорошо. Огорчает малышей только кубик без красных граней. Его можно уложить последним и в середине, чтобы было похоже на фонарик.

У­2. Кто сумеет сложить кубики так, чтобы донышко было синим, серединка – желтой, а верх – красным? Малышу можно показать рисунок в книге.

У­3. Красный поезд. Нужно сложить из кубиков поезд, как показано на рисунке. Крыши, стены вагонов и электровоз – красные (с тех сторон, которые видны на рисунке). Положите, а лучше поставьте или повесьте вертикально перед малышом рисунок У-3. Длина поезда может быть и точно такая, как на рисунке, и больше. Это зависит от настроения “машиниста”. В этом задании точность в числе кубиков можно не соблюдать. Главная трудность задания для 3-летнего малыша – одновременно следить за двумя плоскостями и к тому же отбирать подходящие кубики (с 2 и 3 красными гранями).

Если же он раньше выполнял задание “Сложи узор”, это задание для него будет сравнительно легким. Но если он сделает красными только крыши вагонов, а стенки получатся не у всех вагонов красными, похвалите его: “Хорошо маляры покрасили крыши – все красные. А теперь посмотрим, как маляры покрасили стенки”.

И “идите” указательным и средним пальцами вдоль поезда. Остановитесь около вагона со стенкой другого цвета и подумайте: “Посылать ли вагон в перекраску или нет? Решение должен принять сам “машинист”.

У­4. Желтая квадратная коробка. Малыш должен решить, какие кубики надо взять, чтобы и 4 боковые грани были желтыми. Варианты – синяя и красная коробки.

У­5. Кто сложит квадратную площадку из 9 кубиков? Это игровая площадка для дошкольников. Все 4 боковые грани желтые.

У­6. Кто построит синюю квадратную площадку из 16 кубиков? Это может быть спортплощадка для школьников. Все грани, кроме нижней, синие.

У­7. Кто построит красную квадратную сцену для летнего театра из 25 кубиков? Здесь уже надо различать, какие “сорта” кубиков надо укладывать по периметру и какие в центр модели, иначе может не хватить кубиков нужного цвета.

У­8. Классификация по красным. Разложите кубики по “сортам” или лучше сложите “три поезда”. В первом поезде все вагоны с одной красной крышей, во втором – с красными крышами и одной красной стенкой, в третьем – с красной крышей и двумя красными стенками. Получаются три поезда разной длины и один тепловоз (кубик без красных граней).

С классификации начинается серьезное овладение “Уникубом”, поэтому ее можно дать даже раньше, т. е. после выполнения первых трех заданий, особенно в том случае, если малыш уже считает до 3–5 и может различать “сорта” кубиков. Мы не придумали названия каждому “сорту” кубиков и пользуемся плодами детского словотворчества: “однушка красная”, “двушка синяя”, “трешка желтая” и “нулевка”.

В этих названиях ясно видно, по какому цвету шла классификация и сколько граней этого цвета есть на кубике. Малышей такая терминология устраивает, и, складывая квадратную сцену для летнего театра (У-6), они сразу говорят: “По углам я поставлю “красные трешки”, между ними “красные двушки”, а в середину можно класть “красные однушки” и что останется”.

Предварительная классификация кубиков по красному, синему или желтому цвету значительно облегчает выполнение любого задания, поэтому часто малыши по собственной инициативе, перед тем как приступить к новому заданию, делают такую классификацию. При этом они уже понимают, какой цвет лучше выбрать и делать ли классификацию полностью или отобрать одни “трешки” или “двушки”.

У­9. Посчитайте, сколько вагонов в поезде, где у вагонов только красные крыши (сколько в “Уникубе” “красных однушек?”). Сколько вагонов в поезде с красными крышами и одной красной стенкой? (Сколько “красных двушек”?) Сколько вагонов в третьем поезде? (Сколько “красных трешек”?) Из кубиков какого “сорта” можно сложить малый куб (из 8 кубиков) одного цвета?

У­10. Три беговые дорожки на стадионе из 9 кубиков разного цвета. Боковые грани имеют цвет прилегающей дорожки.

У­11. Кто сложит синюю букву П? Малыши могут следить только за цветом буквы, а старшим можно добавить: сложи так, чтобы стенки были такими же, как на рисунке У-11.

У­12. Красная буква Н. Так же можно складывать любые буквы, которые хорошо получаются из кубиков (Г, Е, О, С, Т, Ч и др.).

У­13. Трехцветная скамейка для электрички. К сожалению, на невидимой стороне только сиденья скамейки можно сделать того же цвета, что и на видимой, а спинки получаются другого.

У­14. Рыцарский замок с 4 башенками по углам и окраской, как на рисунке.

У­15. Атомный ледокол с красной палубой, синими бортами и желтыми палубными надстройками.

У­16. Разноцветная крепость с бойницей и окраской по рисунку.

У­17. Цирковая лесенка с синими ступенями с двух сторон. Сколько кубиков надо для такой лесенки?

У­18. Шахматная доска 5×5 с желто-красными клетками. 4 боковые грани тоже с шахматной окраской. Возможны варианты: красно-синяя, желто-синяя.

У­19. Египетская пирамида. Правые и левые стенки – красные, передние и задние – желтые, “крыши” всех ярусов – синие. Для пирамиды не обязательно иметь 30 кубиков, вполне достаточно 27. Задайте малышу задачу: как построить прочную пирамиду, если 3 кубиков не хватает? Где можно сэкономить эти кубики? (Вместо 4 центральных кубиков в 1 ярусе поставить 1 в центре – “гробница фараона” – и повернуть его на 45°, чтобы на него опирались сразу 5 кубиков II яруса.)

Рис. 17

У­20. Желтое шоссе размером 3×9 с одним красным квадратом в центре. Четыре боковые грани желтые.

У­21. Красный пятиэтажный дом с окошками, с синими крышами на всех этажах и красными полами во всех комнатах. Задняя стена дома и стены комнат могут быть любого цвета.

У­22, 23, 24. Три водонапорные башни разной высоты. Кроме соблюдения порядка окраски, здесь есть еще “секрет” технологии строительства. Без открытия этого “секрета” построить 2-ю, а особенно 3-ю башню очень трудно. Пусть малыш сам откроет этот “секрет” (“секрет” состоит в порядке складывания: сначала надо заготовить все этажи, но складывание начинают с верхнего этажа, а не с нижнего, как принято во всяком строительстве).

У­25. Кто быстрее сложит малый куб красного цвета? Все 6 граней должны быть красными. Варианты: желтый и синий кубы. К сожалению, их нельзя сложить одновременно, а только последовательно.

У­26. Малый куб трех цветов. По 2 соседние (примыкающие) грани одинакового цвета (куб Вадика Склере, 6 лет).

У­27. Малый куб двух цветов. 3 грани, образующие одну вершину, синие, другие желтые. Варианты: желто-красный и красно-синий.

У­28. Малый куб трех цветов. Противоположные грани одного цвета (куб Вадика Склере, 6 лет).

У­29. Малый куб двух цветов. Нижняя, задняя и верхняя грани синего цвета, а левая, передняя и правая красного. Варианты – иные сочетания цветов.

У­30. Синяя вокзальная скамейка. Со всех сторон она окрашена в синий цвет (кроме “дна”). Можно сложить такую же скамейку красного или желтого цвета.

У­31. Кто сумеет сложить красный колодец? Снаружи он со всех сторон красный, а внутри синий (“вода”). К сожалению, для внутренней окраски недостает одной синей грани, и в колодце виден “песок” (одна желтая грань).

Рис. 18

У­32. Кресло с подлокотниками. Обтянуто сзади и с боков синим, внутри желтым, спереди и сверху красным бархатом. Цвета обивки можно менять.

У­33. Антошина скамейка. Сколько человек могут сидеть на скамейке одновременно (каждый кубик – сиденье)? Сиденья и спинки с одной стороны – красные, с другой – синие, а верх и торцы – желтые (скамейка Антона Никитина, 7 лет).

У­34. Почему кубиков с одной красной гранью только 6? (по числу граней куба). Почему кубиков с тремя красными гранями 8? (по числу вершин куба.) Почему кубиков без красных граней только 1? Сколько граней у одного кубика? Кто быстрее подсчитает, сколько красных граней на всех кубиках? Сколько всех граней на всех кубиках? Сколько граней у 6 кубиков, у 8, у 12, у 27?

У­35. Кто быстрее сложит большой куб красного цвета? Проверьте, все ли 6 граней красного цвета, так как часто (особенно те, кто складывает впервые) забывают, что “дно” должно быть такого же цвета, как и остальные грани. Можно складывать большой синий и большой желтый кубы.

Это одно из самых часто повторяемых заданий и заданий, которые делают на время. На складывание у 3–4-летних уходит 10 минут, у 5–6-летних – до 2 минут, а 10–12-летние дети могут выполнить это задание даже за 1 минуту. “Рекордсмены”, работая двумя руками сразу и по определенной системе, могут “выйти из минуты”.

У­36. Кто быстрее сложит большой куб трех цветов? Две соседние грани одинакового цвета.

У­37. Кто быстрее сложит трехцветный куб с противоположными гранями одного цвета?

У­38. Кто быстрее сложит большой трехцветный куб с горизонтальными слоями одного цвета – слоеный пирог?

У­39. Кто быстрее сложит двухцветный куб? 3 грани, образующие вершину, желтого цвета, 3 другие – синего. Возможны другие сочетания цветов: желтого с красным, красного с синим.

У­40. Кто быстрее сложит большой двухцветный куб? Нижняя, задняя и верхняя грани синего цвета, а левая передняя и правая – красного (куб Саши Дунаева, 6 лет). Можно использовать и другие сочетания цветов.

У­41. Высотный дом желтого цвета на 20 квартир. В основании 4 кубика, а высота 5 этажей. Стены, крыша и пол на 1-м этаже желтого цвета. Окраску дома можно делать и красной, и синей.

Рис.19

У­42. Большой куб с шахматной окраской всех 6 граней. Сочетания цветов могут быть и другие: сине-красные, желто-красные.

У­43. Кто быстрее сложит красный крест на всех 6 гранях? Вершины куба могут быть и желтыми, и синими.

У­44. Кто быстрее сложит букву П на всех 6 гранях? Цвет букв на противоположных гранях одинаков. Могут быть варианты: все буквы одного цвета (красные, желтые, синие).

У­45. Кто быстрее сложит букву Н на всех 6 гранях? Цвет букв на противоположных гранях одинаков. Придумайте другие варианты.

У­46. Сложи трехэтажный красный дом на 9 квартир, но так, чтобы задняя стенка была синей. Это может быть подготовка к разъемным заданиям, где работает “внутренний порядок”.

У­47. Большой разъемный красный куб. Все 6 наружных граней красные, любые соприкасающиеся грани разъема одноцветные (желтые или синие). Возможны варианты другого цвета.

Это задание – решающее во многих отношениях. Во-первых, выполнив его, можно убедиться, что окраска “Уникуба” при изготовлении была безошибочной. Во-вторых, ребенок, справившийся с заданием У-47, сможет справиться и с любым другим из предыдущих.

Интересно, что тренировка в решении задания У-47 только в самой начальной стадии заметно улучшает результаты взрослых, а затем они изменяются мало, и взрослые вообще, как правило, не могут дойти до результатов, показываемых детьми уже в 10–12 лет (отстают во времени в 2–3 раза). Исключения здесь довольно редки.

Рис. 20

У­48. Двойная классификация. Кубики сначала надо разложить по “сортам”, как в задании У-8, по красному цвету. Получится ряд с одной красной гранью (К-1), ряд с двумя красными гранями (К-2) и ряд с тремя красными гранями (К-3).

Затем внутри каждого ряда разложить их по “сортам”, но уже синего или, если надо, желтого цвета. Ближе к себе положить кубики с тремя синими гранями, дальше с двумя и еще дальше с одной. Получаются “триады”, как на У-48. Двойная классификация заметно облегчает выполнение сложнейших заданий № 47–60; так как сразу можно найти кубик с заданным числом и цветом граней. Например, все “трешки красные” лежат в ряду К-3, “трешки синие” – это ближайшие к ребенку кубики (их просто видно), а “трешки желтые” – самые дальние в каждом ряду.

У­49. Кто быстрее сложит малый разъемный куб красного цвета? (Куб Антона Никитина). Варианты: желтый куб, синий куб.

У­50. Двухсторонняя шахматная доска размером 5×5. Все 6 граней ее имеют шахматную окраску. Большая, невидимая на рисунке грань должна быть красно-желтой или желто-синей (как в зеркале), а узкие грани – той же окраски, что и одна из широких. На рисунке все они красно-синие. Это одно из сложных заданий. При его выполнении почти все допускают ошибки и теряют массу времени на их исправление (доска Сережи Беляева, 14 лет).

Рис. 21

У­51. Большой красный куб. Любые соприкасающиеся грани разъема разного цвета. Внешне этот куб такой же, как У-47, но “внутреннее устройство” у него другое: любые соприкасающиеся грани разъема разного цвета. Внешняя сторона окраски может быть и другого цвета (желтой или синей), но тогда соответственно изменяется и внутренняя окраска (куб Антона Никитина, 10 лет).

У­52. Большой красный куб. Любые соприкасающиеся грани разъема полосатые. Возможны 6 вариантов: 3 варианта определяются цветом внешней окраски (красный, желтый, синий) и внутри каждого из них есть по 2 варианта внутренней окраски по разъемам. Один, показанный на рисунке-задании, при котором соприкасаются в каждом разъеме разноцветные полосы (синие с желтым), и второй, когда соприкасаются полосы одноцветные (куб Антона Никитина, 10 лет).

Рис. 22

У­53. Кто сложит большой куб так, чтобы:

во фронтальных плоскостях все наружные и внутренние грани были одноцветные (2 желтых, 2 красных, 2 синих);

в боковых плоскостях (справа, слева и в параллельных сечениях между ними) полосатые, трехцветные (6 граней);

в горизонтальных плоскостях (сверху, снизу и в сечениях между ними) шахматной окраски, двухцветные (6 граней)? (Куб Володи и Наташи Лисун из Киева).

У­54. Большой красный куб. Все 12 соприкасающихся граней разъема имеют шахматную окраску. Здесь также можно изменять цвет наружных граней, а соприкасающиеся грани разъема могут быть или зеркальным отражением друг друга, или соприкасаться разноцветными квадратиками, как У-50 (куб Антона Никитина, 10 лет).

Рис. 23

У­55. Кто сложит большой куб, чтобы все наружные грани попарно противоположные были одноцветны;

все внутренние грани разъема, соприкасающиеся, попарно одноцветные? (Куб Толи Заверняева, 19 лет).

У­56. Кто сложит большой куб так, чтобы все наружные и все внутренние грани разъемов (12) образовали букву О, т. е. 6 красных, 6 желтых и 6 синих букв? (Куб Оли Никитиной, 17 лет).

Рис. 24

У­57. Кто сложит большой куб так, чтобы по всем 18 наружным и внутренним граням были буквы Н (6 синих, 6 красных, 6 желтых)?

У­58. Кто сложит большой куб так, чтобы на его наружных гранях были красные кресты, а на внутренних гранях разъема 6 синих и 6 желтых? (Куб Вани Никитина, 10 лет).

Рис. 25

У­59. Кто сложит большой куб так, чтобы все наружные и все внутренние грани разъема (18 граней) были полосатые трехцветные? (Куб Толи Заверняева, 19 лет).

У­60. Кто сложит большой куб наивысшей сложности? Все 6 наружных граней и 12 внутренних имеют шахматную окраску (куб Антона Никитина, 19 лет).

Как играть?

Прежде чем предлагать игру “Уникуб” малышу, попробуйте поиграть сами. Осторожно высыпьте кубики на стол, положите рядом часы с секундной стрелкой или секундомер и, заметив время, сложите из всех 27 кубиков куб одного цвета (У-35). Если с первой попытки вам удалось это сделать за 2 минуты, у вас блестяще развито пространственное мышление. Но сначала охватите куб двумя руками и осторожно поверните его на бок, чтобы кубики не рассыпались. По

смотрите, как окрашено “дно”. Нет ли в нем квадратов другого цвета, кроме избранного вами? Если есть, то повремените гордиться, а сначала потренируйтесь. Вы почувствуете, как строг “Уникуб” в отношении ошибок: не позволяет сделать ни одной! Да и “говорит” он об ошибках тонко: “Вы где-то допустили ошибку, вот и не получается куб одного цвета”. И найти ошибку не так просто – нужна сразу хорошая “система контроля”, в один день вряд ли вы сумеете ее выработать.

Чтобы предлагать ребенку эту игру, родителям надо представлять себе, различает ли он цвета, может ли найти кубик с двумя гранями одинакового цвета или нет, складывает ли из кубиков “поезд”, может ли уложить “площадку”, построить “дом” или “лесенку”.

Внимательно посмотрите тексты и рисунки нескольких заданий и попробуйте их выполнить. Тогда вы будете иметь возможность начать с посильных для малыша задач, чтобы через 2–3 игры вплотную подойти к трудным. Метод “ледокола”, описанный в игре “Сложи узор”, следует использовать в полную меру.

Задания в “Уникубе” трудные и требуют поэтому больших затрат времени и сил ребенка, и их нельзя давать много. Иногда достаточно одного задания и реже – 2–3, в зависимости от возможностей малыша.

Дети в нашей семье всем заданиям дали “имена”, попробуйте это сделать и вы вместе с ребенком и пользуйтесь, сколько можете, выдумками, сравнениями, образными картинками – всем, что делает игру живее и интереснее. Очень хорошо, если и ребенок начинает фантазировать, сочинять сам.

Задания детям можно давать как с помощью рисунка, так и устно. Рисунок дети понимают сначала лучше, чем словесное объяснение, но это не означает, что надо соглашаться с такой односторонностью. Там, где задание можно дать словесно, этим надо пользоваться. Только тогда, когда вы будете убеждены, что малыш может сложить и “малый куб синего цвета” (из 8 “трешек синих”) и “большой куб красного цвета” (из 27 кубиков) по одному словесному заданию, можно ослабить внимание к проблеме, как давать задание: устноили графически. Иначе говоря, надо подводить ребенка к такому положению, когда он одинаково хорошо воспринимает задания как в форме рисунка, так и в устной форме.

Задания расположены примерно в порядке возрастания сложности, но строгой последовательности мы еще не добились, и там, где будут попадаться “провалы” и возникать “неприступные скалы”, папе и маме надо самим подбирать задания промежуточной сложности или изобретать новые. Мы пробовали иногда после У-3 перейти на У-8, и получалось хорошо. Малыши, научившись в 3–4 года классифицировать кубики по “сортам”, легко и уверенно шли как вперед, так и назад, к У-4, У-10 и другим заданиям.

И как всегда в развивающих играх, вы главным образом наблюдаете, как малыш строит из кубиков модель, как он сравнивает рисунок и свою постройку, как считает, сколько кубиков надо взять для модели, и как решает, годится ли этот кубик для нее или нет. Вся работа у него идет самостоятельно, без объяснения со стороны старших.

Но старший – лицо тоже заинтересованное в успехе, как и сам малыш. Вы радуетесь его успехам вместе с ним или даже чуть-чуть раньше, так как он не всегда понимает, где и в чем успех. Вы огорчаетесь его неудачам, но не отчаиваетесь, как он, и уверены, что если сегодня и неудача, то завтра или через неделю обязательно будет успех и победа, “неприступный лед” будет сломан. Вы можете рассказать подходящую сказку, задавать вопросы, вместе с малышом думать и переживать, но ни в коем случае не решать за него, не предлагать готовое решение. Иначе кончается развитие творческих способностей и загружается память для нетворческой, исполнительской деятельности. Трудно это – ждать, когда малыш сам найдет решение, куда легче поднести ему сразу готовенькое, но тогда ребенок не станет сильнее, не станет способнее. У нас в семье к такому порядку привыкли и старшие, и средние, и совсем маленькие ребятишки и привыкли настолько, что подсказка взрослого была иногда равносильна обиде.

– Я сам хотел, а ты подсказал. – И слезы, и плач, и горе такое горькое, что малыш сгоряча может всю работу развалить. И главное – оправдания никакого не найдешь в таком случае. У папы просто не хватило терпения немножко подождать… И ругаешь себя, и клянешься больше так не делать, и… через некоторое время опять можешь сорваться. Трудно нам, привыкшим к постоянным поучениям и подсказкам, но… надо сдерживаться.

Играть в “Уникуб” можно лишь пока сохраняется весь комплект, 27 кубиков, поэтому игру надо беречь, а еще лучше сделать отдельный комплект для каждого ребенка, а если в семье один малыш, то 2 комплекта. При изготовлении 2-го комплекта игры можно чуть-чуть изменить тон одного из цветов (например, желтого), что легко позволит различать комплекты. Если у вас в семье несколько комплектов игры, то это существенно облегчит ее организацию. Папа или мама смогут тогда сесть рядом с малышом и тоже строить разные модели, но при этом идти не вперед малыша, а за ним следом, чуть-чуть отставая от него, копируя его действия. Тогда лучше видны и ощутимы находки, открытия, удачи ребенка, а их обязательно надо подчеркнуть, чтобы малыш чувствовал, где он особенно успешно “работал”.

Желательно вести запись достижений ребенка: какие выполнил задания и сколько затратил на них времени, какие задания вызвали у него трудности. А в семье, где не только сын и дочь, но и папа с мамой играют в “Уникуб”, можно на стене повесить таблицу с перечнем номеров всех заданий, куда можно записывать результаты каждого и видеть, как растут успехи и младших, и старших. И когда малыши начнут обгонять старших, то интересно становится всем. Можно будет устраивать даже семейные первенства по заданиям У-35 или У-47 и объявлять семейных “чемпионов”, и награждать их подарками и т. п. – тут папе и маме широкое поле для разумного фантазирования.

Но настоящая творческая работа у ребенка начинается с придумывания и складывания новых моделей, каких нет в книге. Эти новые модели, конечно, надо зарисовать, т. е. сделать рисунок в изометрии, как в книге, и попробовать определить его сложность: после какого номера заданий его следовало бы поместить среди книжных рисунков.

Признаком хорошего овладения “Уникубом” служит не только умение выполнять сложные задания, но и затрачиваемое на это время. Для задания У-35 для школьников и взрослых можно предложить такие критерии:

2–1,5 минуты – удовлетворительно;

1,5–1,0 минута – хорошо;

быстрее 1 минуты – отлично.

Для задания же У-47, которое на ступень сложнее всех предыдущих (требуется соблюдение цветов не только по наружным, видимым, граням, но и по внутренним граням разъема), можно предложить такие оценки:

15–10 минут – удовлетворительно;

10–5 минут – хорошо;

5–3,5 минут – отлично;

а быстрее 3,5 минут – блестяще.

Самое сложное из заданий – У-60, видимо, окажется доступным немногим. А можно ли составить задание более высокой сложности, не знает и сам автор книги. Поэтому просьба ко всем любителям “Уникуба” послать свой алгоритм решения У-60, чтобы самое легкое и быстрое, т. е. самое совершенное, опубликовать в следующем издании, хотя необходимы алгоритмы и к заданиям У-51, У-52, У-53, У-54, У-55, У-56, У-57, У-58 и У-59 и к каждому отдельный. Только сравнение алгоритмов позволит расположить задания по степени возрастания их сложности, а пока их порядок установлен автором умозрительно, так как придумал эти задания не он.

Наши настольные игры в 2 с хвостиком или играем по-своему, часть 1

Доросли-таки мы до настольных игр, прям так, чтобы полноценно, с правилами. Моей радости нет предела, хотя Петро зачастую играет по своим правилам, но все-таки играет же )))) Спешу поделиться нашими предпочтениями в настольных играх ))))

Что имеем? Ребенка 2 с хвостиком лет и маму, которая просто фанатеет от настольных игр. Папа, к нашему великому с Петриком сожалению, играет лишь в свои взрослые игры, аля Катамино, поэтому игроков будет всего 2.

Во что играем? Ох-ох, список велик, поэтому буду рассказывать частями.

1. Игра на ассоциации «Зверята» Djeco, арт. 08553

Первая игра для малышей от 1,5-2 лет с очень простыми и понятными правилами! Развивает ассоциативное мышление, логику, внимательность, скорость реакции, умение слушать и следовать правилам. Корова живёт на лугу, лягушка в пруду, кролик в огороде. Цель игры поставить героя (кролик, лягушку или корову) на соответствующее поле (луг, пруд или огород). На это указывают изображения на карточках. Если выпадает морковка, значит кролика нужно посадить в огород, только сделать это нужно быстро, а то кто-нибудь может оказаться проворнее.

Из толстого неубиваемого ламинированного картона)

Для малышей от 1,5-2 до 4-5 лет

Самая первая и горячо любимая моим ребенком настолка!

Все очень просто: в наборе три картонных поля, на которых множество деталей, а так же карточки, на которых изображены отдельные картинки с круглых полей. В комплекте 3 фигурки зверюшек, хозяева полей, которые забирают себе карточки со своих владений:

берем карточку с изображением

находим у кого на полянке есть такой элемент

отдаем карточку хозяину поля 🙂

Очень простая игра занимает мою непоседу минут 15-20 точно ))))

2. Djeco Игра Миними, арт. 08485

Четыре веселых котика решили половить бабочек. Но поймать их можно только в определенной комбинации. Будьте начеку: стоит зазеваться, как противник схватит бабочку прямо из под носа! Веселая игра на концентрацию памяти. Возраст 3-6 лет, Количество игроков 2-4, Продолжительность 15 минут

Кубиков в игре два, есть с цветными гранями, есть с гранями последовательности. Изначально в правилах участвуют оба кубика, но … Петро решил по-другому. Он признает только кубик с последовательностью ))))

Кидаем кубик и выкладываем на поле бабочки по образцу выпавшей грани:

иногда, по настроению, играем еще вот так:

кидаем кубик с цветными гранями и ставим на поле бабочку того цвета, что и грань кубика

3. Djeco Настольная игра «Маленькая дорожка», арт. 08550

Классическая настольная игра — ходилка. Нужно помочь маленьким зверькам прийти к финишу первыми. Тот, чей герой приходит первый, получает призовую фишку. Первая настольная игра для развития стратегического мышления, повторения цветов. В комплекте: 4 животных, 1 кубик

Разум понимает, что до настоящих бродилок с кубиками, где нужно считать, мы точно не доросли, а хочется же … И тут увидела бродилку с цветными дорожками и кубиком с гранями цветов. Вуа-ля, цвета-то мы выучили, значит уже можно ))) Не прогадала, играет. Правда пока есть забавные моменты:

Петро бросает кубик, как в боулинге, в стоящих на дорожке животных )))) Поэтому часто я ему помогаю и собираю животных по всей комнате, весело же ))))) А вообще просит помочь — я бросаю, а он ставит любую фигурку на тот цвет, который выпал на кубике.

Часто животные у нас идут по-своему, не соблюдая правила, перепрыгивая через нужные клетки, но цвет, куда нужно идти, всегда правильный и это радует, да и шагают же, пусть по-своему )))))

Да, чуть не забыла, сама дорожка — это же пазл

4. Настольная игра «Сотрудничество» DJECO, арт. 08555

Четыре малыша — медвежонок, собачка, зайчонок и пингвинёнок — хотят добраться до своих домиков-иглу на Льдине. Только малышам приходится быть очень осторожными, так как ледяной мост может рухнуть в любую минуту, от любого неосторожного движения! А добраться до места они могут только вместе, сообща. Эта игра учит детей сотрудничеству, умению договариваться, играть и выигрывать ВМЕСТЕ!

Пока сотрудничество даеся нам с трудом. Договариваться ни в какую, только по-своему. Я не пристаю. наблюдаю и помогаю. Итак, две льдины, между ними мостик и есть кубик, который дает задания ))))

у кубика три грани: мост — фигурка животного с тонущей льдины прыгает на мост

домик — фигрука любого животного с моста прыгает домой

лед: основание моста тает, поэтому убираем одно из оснований

кстати, размер кубика очень внушителен, прям то, что доктор прописал ))))

Задача — перевести животных с тающей льдины на крепкую, где есть домик пока не расстаяли все основания моста.

У Петро снова свои правила, кидает кубик и переводит животных с льдины на льдину и отдельно рушит мост )))) Но увлекается процессом, иногда даже животных туда сюда гоняет по несколько раз )))))

5. Hape, ЭКО Игра для развития памяти «Животные», арт. 702878

Классическая игра для развития памяти с изображением 12 редких животных. Животные, изображенные на фишках занесены в Красную книгу. В процессе игры ребенку можно объяснить, что некоторые замечательные животные могут навсегда исчезнуть с нашей планеты. Такие беседы воспитывают в детях доброту и чувство ответственности. Кроме того, эта веселая игра в компании способствует общему развитию и социализации малышей.В наборе 24 фишки, изображения животных нанесены методом фольгированной печати.

Количество деталей: 24
Размер деталей: Диаметр фишек 5 см, толщина 6 мм

Простая игра на развитие памяти, находим одинаковые пары )))) Мы любим мемори, поэтому игра пользуется особым успехом ))))

а еще мы строим из фишек башни ))))

6. Beleduc, Настольная игра для обучения счёту «Колышки», арт. 23652

Замечательный способ развития логического и стратегического мышления в игровой форме. Дети учатся не только считать, но и распознавать цвета и планировать свои действия

Размер игры: 250х237х60 мм
Состав набора: 1 деревянная коробка с крышкой, 4 деревянные доски,205 деревянных колышков,1 кость с цветными гранями,1 кость с точками
Возраст: от 4 до 99

Шикарный тренажер для маленьких пальчиков и помощник в изучении счета от 1 до 10. Два кубика кидаем одновременно и … заполняем поля в соответствии с гранями кубиков. 5 желтых колышков, 2 синих и так далее.

Нам до счета пока оооооооочень далеко, поэтому играем только в цвета. Кидаем кубик и ставим колышек в ячейку того цвета, что и на кубике.

а можно просто их перебирать, тоже забавное занятие

7. Игра перед сном «Додо» Djeco, арт. 05176

Самая замечательная, милая и добрая игра из всех, что есть на свете! Эта коробочка полна любви! Дети её просто обожают и понятно почему)) Механизм игры настолько простой, что играть можно даже с годовалыми малышами! Прекрасный ежевечерний ритуал, займёт всего 10 минут вашего времени, и малыш уснёт счастливым.Колода состоит из 32 карт, двух персонажей (мальчик или девочка, на выбор) и мягкого матраца в кроватку персонажа. Играет один игрок (ребёнок, или два ребёнка, или три — все имеющиеся)))) и ведущий (родитель). Игрок кладёт карту персонажа (неспящей стороной вверх) на матрац, и начинает открывать по одной карте из колоды ведущего. Карты «простыня», «подушка» и «любимая игрушка» откладываются в кроватку персонажа. Карты поцелуев, щекоток и колыбельных песенок игрок забирает себе. Есть неколько карт-модификаторов с солнышками. При их открытии игроку приходится возвращать в колоду столько карт поцелуев, щекоток и колыбельных песенок, сколько солнышек на карте. Цель игры состоит в том, чтобы собрать как можно больше карт поцелуев, обниманий, щекоток и тп до того, как откроются все карты персонажа (простыня, подушка и любимая игрушка). В конце игры за собранные карты игрок получает от ведущего поцелуи, щекотки, колыбельные песенки, укладывает спать персонажа с простынёй, подушкой и любимой игрушкой))) (перевернёуть спящей стороной вверх) и сам тоже укладывается спать.

Для малышей от 1 года и до … без ограничений)))) Не знаю ребёнка, который откажется от поцелуев и маминого внимания))))))))

Оду этой игре петь не надо, ее знают и любят многие. И мы не исключение, действительно волшебная и удивительная игра. Так как для обычных правил мы еще слишком малы, то пришлось убрать некоторые карты и упростить правила. Играем каждый день перед сном и … не надоедает ))) Убрали все солнышки, просто тянем карточки и сразу делаем то, что на них нарисовано.

8. Настольная игра Черепашьи бега

Любителям настольных игр, черепах, капусты и веселого настроения посвящается! Увлекательная игра с простыми правилами прекрасно подойдет для досуга, как в тихом семейном кругу, так и для шумной большой компании. В игре могут принять участие от двух до пяти человек.

Итак, бега изначально начинаются с интриги, так как каждый участник выбирает себе карточку с цветом черепахи инкогнито. Да-да, до самого окончания гонок мы не знаем, у кого какой цвет карточки и кто какую черепаху стремится быстрее довести до финиша.

Черепашки могут двигаться как вперед, так и назад с помощью специальных игровых карточек, на которых указанно определенное действие. Также игроки могут хитрить, чтобы выиграть забег, ведь черепахи могут передвигаться на спинах друг друга, да и специальные карточки-помощники выручают в безвыходных ситуациях.

Если вы любите настольные игры и хотите, чтобы ваш малыш поддерживал ваши семейные традиции, то упростите правила игры — сначала просто передвигайте черепашек с помощью карточек, без всяких правил и законов. Ребенок подрос и требует усложнения сюжета, попробуйте поиграть с ним «в открытую», когда все видят, кто за какой цвет играет, одновременно объясняя хитрости и приемы игры. Постепенно усложняя правила игры и подсказывая малышу, вы сможете в скором времени играть все вместе по взрослым правилам.

А еще, черепашки живут в замечательном и крепком домике-коробке, где спрятаны: пять разноцветных деревянных черепашек, игровое капустное поле с дорожкой из 10 делений, 52 карты для движения и пять квадратных карточек-жетонов с изображением разноцветных черепах.

Изначально черепах брали для себя с мужем, а Петро совершенно неожиданно для меня, сам придумал свои правила. Ставим наших подопечных на старт, рядом стопку карточек:

Открываем карточки и ходим. Зеленая карточка — вперед зеленая черепаха, красная — красная и так далее. Из колоды убрала все лишние карточки, только плюсики и цветные карточки ))))

Иногда бывает, что черепашки вот в такие башенки выстраиваются ))))

А еще … я просто млею от вот таких стопочек, в которые волшебным образом складываются настолки )))) Места занимают мало, а время за ними летит просто незаметно и весело ))))

Обязательно будет продолжение, а пока я говорю «до свидания», ведь завтра новый день и новая порция игр ))))

Еще раз хочу поблагодарить Лавочку чудес, за профессиональный подход к играм и игрушкам )))) После таких сообществ хочется покупать игрушки снова и снова и снова ))))

(с) ООО «Джампи» Данная публикация является интеллектуальной собственностью ООО «Джампи» — Jumpy! Лавка чудесных игрушек. Полное или частичное копирование публикации без ПИСЬМЕННОГО согласия автора и ссылки на источник запрещено! Уважайте наш труд, пожалуйста!

Развивающая игра «Сложи узор» (кубики Никитина)

Алёна Гадяцкая
Развивающая игра «Сложи узор» (кубики Никитина)

Цель: Совершенствовать теоретические знания и практические навыки педагогов в развитии творческих способностей ребёнка посредством использования развивающих игр.

Оборудование: кубики Никитина, схемы- узоров: дом, лодка, крючок, молния, елка, фонарики, конфета, паркет, рыбка, лес, поляна.

План:

1. Вступительная часть.

— Объявление темы и цели мастер- класса. Содержание мастера- класса в целом и его отдельных составных частей.

2. Теоретическая часть.

Использование развивающей игры «Сложи узор» в развитии способностей детей 5-6 лет в группе ЗПР.

3. Практическая часть.

Проведение имитационной игры со слушателями сказка «Золотая рыбка».

Моделирование: составление сказки по теме.

4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!Сегодня я хочу представить свой опыт работы по теме: «Развивающая игра «Сложи узор» кубики Никитина».

Любые игры только тогда дают результаты, когда малыши играют с удовольствием, с интересом. Вот этот интерес к развивающим играм, к интеллектуальному напряжению, какого они обязательно требуют, и надо развивать у детей. Именно развивать, т. к. сам он ниоткуда не появляется. Кроме того,здесь действует одна закономерность: чем больше развито какое- то качество, тем сильнее жаждет его проявления.

Так просит деятельности и детский ум. Поэтому очень важно дать ему окрепнуть и познать радость успеха, радость преодоления трудности – и как можно раньше.

Первое условие успеха- улыбка, радость, похвала, искренняя заинтересованность в прогрессе ребёнка, в росте его сил. При этом, конечно, нельзя забывать, что перехваливание- похвала не по заслугам- может и навредить. Всегда нужно уметь показать ребёнку как бы резерв его возможностей, что можно делать еще лучше.

— Ты сегодня быстро сложил узор, быстрее, чем вчера. А если ещё постараться, может получиться ещё лучше.

— Что, по- твоему, сегодня у тебя особенно удалось?

— А что ещё не совсем получилось?

Все это поддерживает интерес ребенка к игре, к движению вперед, к совершенствованию…

Но это интерес легко притупить не только небольшим нажимом, принуждением, но даже просто «перебарщиванием», доведение игры до того, что она стала надоедать.

Заканчивать игру нужно, как только промелькнет первый признак потери интереса к ней, но пообещайте, что завтра или … в другой раз мы поиграем побольше», чтобы впереди была приятная перспектива- завтрашняя радость.

Творчество развивается и творческие силы крепнут только там, где есть свобода их проявления. Но это вовсе не означает, что надо просто ждать, когда у ребёнка возникнет желание играть. Надо организовать это желание, пробудить его, создать условия для его возникновения.

Основное правило развивающих игр:

Взрослый не должен выполнять задание за ребенка, не должен подсказывать ему ни словом, ни жестом, ни взглядом.Во время выполнения задания нельзя злоупотреблять даже замечаниями тип: «Ай…», или «Гм» и т. п. Воздерживаться от подобных замечаний надо именно в ходе игры, когда ребёнок ещё не окончил очередного задания. Почему они нежелательны?

Нужно сказать что в начале, когда малыш только знакомится с игрой,подобные эмоциональные реплики даже помогают: одобрительные- окрыляют, критические- побуждают работать внимательнее. Но затем лучше от них постепенно отказаться, потому что ребёнок начинает больше судить о своих действиях не по результатам своей работы, а по замечаниям окружающих. А это приведет к тому, что у ребёнка не будет развиваться самоконтроль.После очередного шага в решении задачи он станет смотреть на вас: улыбнетесь вы или нахмуритесь. И если это станет главным критерием в его оценке собственных действий, то самоконтроль, самоанализ заменяется стремлением просто угадать, как относятся к этому окружающие.

Очень часто, желая что-то внушить ребёнку, упорно и навязчиво повторяют ему одно и тоже. Нет лучшего способа добиться прямо противоположного результата. И наоборот, запрет, недоступность всегда вызывает интерес и желание узнать, что это такое. Эту закономерность надо использовать и в играх тоже. Нельзя развивающие игры превращать в обычные, всегда доступные игрушки. Игра становится доступной, привычной и теряет свою привлекательность. Вот почему после игры надо всё аккуратно уложить и поставить на место, недоступное для ребенка, но все- таки такое, чтобы игра была видна самому ребёнку. У детей ведь очень многое зависит от случайности; попалось на глаза вещь- захотелось взять её и поиграть, а не попадется- может надолго забыть о ней.

Начинать игру лучше с заданий, достаточно легких для ребёнка, чтобы он чувствовал удовлетворение от успешной работы. Но вот он добрался до трудного задания и, несмотря на все усилия, сегодня его не одолел. Как же быть завтра? Начинать с этого трудного? Нет, лучше попробовать взять препятствие «с разгона», т. е. начать игру с более легких или с уже преодоленных заданий и только в конце подойти к трудному, пока неодолимому. Метод «ледокола» нужно использовать в развивающих играх, т. к. он вселяет в ребенка веру в собственные силы и учит самостоятельности. Ну, а если и метод «ледокола» не помогает, лучше просто пропустить неподатливое задание и взять какое- нибудь из следующих, стоящих после, но не всегда обязательно более трудных. И есть, наконец, ещё выход из трудного положения- оставить эту игру до нового увлечения. Играя в другие игры, ребёнок растет, набирается сил и через месяц- другой может с первого захода одолеть когда-то непосильное для него задание. А на долю взрослого в таких трудных случаях выпадает обязанность, во-первых, похвалить ребёнка за уже достигнутое, а во-вторых, поддержать бодрость духа на будущее и пояснить, что сразу ни у кого не получается и даже его папа в его возрасте еще не мог решать такие трудные задачи.

Для любой игры необходимо непринужденная, свободная обстановка, когда все внимание сосредоточено на самой игре, а не на том, чтобы «сесть как следует. Играть не обязательно за столом, можно и на полу, и не только сидя, а лёжа на животе- как удобнее».

Всёвыше сказанное можно уложить в нескольких правилах:

1. Игра должна приносить радость.

2. Заинтересовывайте ребёнка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения.

3. Все задания дети должны делать самостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни вздохом, ни жестом, ни взглядом. Давайте возможность думать и делать все самому и отыскивать ошибки тоже. Поднимаясь постепенно и справляясь со все более и более и трудными заданиями, ребенок развивает свои творческие способности.

4. Обязательно начинайте с посильных задач.

5. Если ребенок не справляется с заданием, значит вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий.

6. Увлечения детей приходят «волнами» поэтому, когда у ребёнка остывает интерес к игре, «забывайте» об игре на месяц- два, а потом «случайно» пусть малыш вспомнит о ней.

7. Берегите игру, не ставьте её по доступности вровень с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребёнок просит их или сам предлагает поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте.

8. Оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте «имена» узорам, придумывайте, фантазируйте, пока ребёнка не начнет увлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач.

9. Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребёнка, чтобы можно было и попрыгать от восторга, и сделать кувырок на коврике.

Безусловно бессистемное, эпизодическое использование развивающих игр не принесет положительных результатов. Поэтому я стараюсь включать развивающие игры и в непосредственно-образовательную деятельность. Развивающие игры превращают каждое занятие в сказку. Во время игры дети приобретают уверенность в себе, получают знания, что ведёт к положительному развитию личности ребёнка, развитию его творческих способностей. Развивающие игры- это другая методика общения с ребёнком, в корне отличная от привычного всем показа, рассказа, объяснения, повторения, т. е. обучения. Особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и закономерности- всё это составляет творческие способности. В развивающих играх у детей улучшается мышление, наблюдательность, внимание. При организации развивающих игр я обращала внимание на то, чтобы количество детей не превышало 4-6 человек, чтобы каждый ребёнок имел возможность играть, заниматься. Важнейшее условие усвоения новых знаний — это интерес ребёнка к игровым заданиям, которые взрослые могут ему предложить. Излишняя дидактичность, чрезмерная настойчивость в своих педагогических усилиях — всё это недопустимо в работе с детьми.

Опыт работы с детьми ЗПР показывает, что намеченные на одном занятии программные задачи, не могут быть усвоены ребёнком с первого раза. Задачи во время игры усложняются.

В начале учебного года проводится индивидуальное тестирование детей с помощью различных упражнений и дидактических игр, наиболее полно показывающих уровень знаний детей. По результатам педагогических наблюдений и проанализировав листы адаптации и лист здоровья составляется перспективный план работы на текущий учебный год. Кроме перспективного плана составлялись примерные конспекты каждого занятия. На любом занятии с использованием развивающих игр существуют неограниченные возможности для развития творческих способностей детей, решаются воспитательные задачи. Дети приучаются действовать дружно, целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца, решать, поставленные перед ним задачи.

(Приложение: диагностика, перспективный план)

Приглашаю Вас окунуться в сказочное царство кубиков Никитина.

Я буду читать текст сказки, а Вы по ходу выкладывать соответствующие узоры.

«Сказка про золотую рыбку»

Жили – были 7 принцесс. У них был большой и уютный ДОМ и огромная мечта – подержать в руках ЗОЛОТУЮ РЫБКУ. И вот однажды они отправились на поиски своей мечты. Их путь лежал через густой и тёмный ЛЕС. Каждая принцесса зажгла свой ФОНАРИК, чтобы не сбиться с пути…и уже через несколько минут они оказались на красивой ЦВЕТОЧНОЙ поляне, где под лучами солнца порхали разноцветные БАБОЧКИ. Спуститься вниз к реке им помогла волшебная ЛЕСЕНКА. Они сели в ЛОДКУ и поплыли. Принцессы настолько залюбовались красотой окружающей природы, что не заметили, как к лодке подплыла ЗОЛОТАЯ РЫБКА. Все принцессы загадали желание и отпустили рыбку домой. И стали жить они долго и счастливо!

Играя, таким образом, дети научатся понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках, придумывать сюжет сказки, рассказа, научатся развивать сюжет, использовать в речи разные виды предложений.

А теперь задание для Вас,уважаемые коллеги:

Составьте сюжет сказки с использованием следующих узоров-заданий:

1 ВАРИАНТ: ДОМ, ЛОДКА, КРЮЧОК, МОЛНИЯ.

2 ВАРИАНТ: ЕЛКА, ФОНАРИКИ, КОНФЕТА, ПАРКЕТ.

Спасибо за внимание!

Кубики Никитина. Делаем САМИ))) и себе на заметку)))

Методика раннего развития, созданная семьей Никитиных известна во всем мире. Их эффективная система опробована на своих собственных семерых детях.

В своих развивающих играх создатели «волшебных» кубиков объединили принцип » от простого к сложному» с принципом «самостоятельно и по способностям». Такой союз вместе с

грамотным применением пописанных ниже игр сам по себе дает толчок в развитии ребенка.

Игры Никитиных развивают зрительную память, внимание, воображение, пространственные представления. Умение быстро и легко находить закономерности, систематизировать материал, комбинировать. Абсолютно каждая игра предоставляет возможность подумать о том, как ее расширить, совершенствовать, добавить, что то новое. Использование игровых моментов и вариативность надолго увлекают малыша, показывают ему резерв его возможностей — «можно сделать еще лучше». Все это поддерживает интерес к игре, движению вперед, совершенствованию. Каждый раз, самостоятельно поднимаясь до «своего потолка» малыш развивается наиболее успешно.

Правила Никитиных, которые авторы советуют соблюдать родителям, чтобы игры усваивались наиболее успешно:

Радоваться успехам малыша, но не захваливать.

Не допускать принуждения, как бы вам не хотелось, чтобы ребенок занялся игрой. Отступитесь, отложите на некоторое время, ждите момент, когда игра будет желанной. Создавайте условия для такого желания.

Во время игры не позволяйте себе обидных замечаний в адрес ребенка. Обидные слова вызывают у детей раздражение, неверие в свои силы, нежелание думать.

Вы не должны выполнять задания за малыша, не должны подсказывать ему ни словом, ни взглядом, ни жестом, нельзя говорить «хорошо», «правильно», «ай — яй яй» и т.п. Ваш довольный или нахмуренных взгляд, одобрительный или отрицательный кивок — все это не должно стать главным критерием в оценке своих действий у малыша, его самоконтроль заменится стремлением угадать, как к этому отнесетесь Вы.

Сколько сразу давать игр, как их вводить?

Подойдите к этому вопросу творчески — ориентируйтесь на рост способностей малыша, его успехи, заинтересованность.

Новые игры вводите постепенно, избыток моментально приведет к обесцениванию. Естественное явление периодическое «остывание» к игре, в этот момент можно вводить новую. В один день можно играть в 23 игры, только с условием, что 2 из них уже хорошо знакомы малышу.

Когда перестать играть?

Есть несколько объективных критериев, по которым можно безошибочно судить, что малыш подрос, и игра ему уже ничего не дает — это количество выполненных заданий, чем больше малыши их выполнил, тем дальше он продвинулся в развитии.

Сокращение времени, которое понадобилось малышу для выполнения заданий.

Ребенок начал сам придумывать и складывать свои модели.

В каком порядке правильно давать игры?

Краткое описание игр.

Сложи квадрат.

Являет собой планшет, в которых вставляется 12 квадратов, каждый по возрастающей степени сложности разрезан на кусочки. Собирая квадрат, ребенок развивает логику, цветоощущение, соотносит целое и его часть, учится разбивке одной тяжелой задачи на несколько простых. В игре 3 варианта сложности:

1уровень — составление квадрата из 2-3 частей.

2уровень- 3-5.

3уровень- 4-7.

Если играть совсем комплектом, задача усложняется подбором цвета, так как все квадраты разных цветов.

Сложи узор.

Набор из 16 кубиков, 6 граней каждого кубика окрашены по — разному. Это дает возможность создавать одно, двух, трех, четырехцветные узоры в больших количествах.

Сначала ребенок рассматривает, какого цвета грани у кубиков, называет их. Пробует сложить свои первые узоры — дорожки одного цвета, потом из двух чередующихся цветов, затем усложняйте задачу — приступайте к составлению узоров, которые вы можете сделать по готовому образцу, либо придумать самим. Зарисовывайте придуманные ребенком узоры. Существует такое пособие как альбом к кубикам Никитина. Состоит он из картинок, на которые по готовому образцу малыш накладывает кубик.

Дроби.

Эта игра состоит из 12 разноцветных кругов. Первый круг — целый, остальные же разделены на 2, 3. 4, части и так до12. Как играть? Все 78 частей высыпаются на стол, дроби собираются на столе по цветам, потом из каждой кучки нужно сложить круг определенного цвета.

Таким образом, дети приобретают представление о дробях и их соотношениях, знакомятся с названиями, например — одна пята, две трети, усваивают принцип дроби: чем частей больше, тем части меньше. Кроме того, пособие поможет выучить цвета и порядковый счет. Даже совсем маленьким деткам интересно находить сходные по цвету части и составлять из них фигуру.

Кирпичики.

Игра развивает пространственное мышление, знакомит с основами черчения.

Состоит из восьми одинаковых блоков. В игре 3 вида заданий:

1. построить модель по данному чертежу.

2. сделать чертеж по построенной модели.

3. придумать новую модель самостоятельно и составить к ней чертеж.

Игра направлена на развитие творческой жилки, внимания, усидчивости, идеально тренирует мозг.

Кубики Никитина для всех.

27 кубиков соединены в 7 разных элементов. Каждая деталь — фигура сложной формы, сложена из 3, 4 кубиков. Каждая фигура окрашена в свой цвет и обладает неограниченными возможностями разных сочетаний. Играя, ребенок решает сразу две задачи: выбирает из 7 фигур те, которые понадобятся для модели, и придает им положение, которое они занимают в модели.

Уникуб.

Головоломка из 27 кубиков, которые окрашены в красный, желтый, синий цвета. Все кубики высыпаются на стол, из них нужно собрать одноцветный кубик или кубик по образцу. Задания в уникубе очень сложные, их не рекомендуется давать ежедневно. Игра развивает внимание, усидчивость, мышление, подготавливает к усвоению геометрии, тригонометрии, дает представление о трехмерном изображении.

Берегите игры Никитиных, не ставьте их на уровень остальных игрушек.

Как самому сделать кубики Никитина?

Сделать эти кубики очень легко. Вы можете воспользоваться готовыми пластмассовыми кубиками с пазлами, отмочив с них картинки, либо вырезать из картона 18 разверток кубика и наклеить на них цветную бумагу, готовые кубики перемотать скотчем от попадания влаги. Принцип наклеивания:

Эти кубики уже достаточно давно в моем списке развивающих игрушек, для приобретения. В воспитании младшего ребенка стараюсь придерживаться девиза Марии Монтессори «Помоги мне это сделать самому». Благо и ребенок у меня очень деятельный, только успевай с ним заниматься. Но вот такие развивающие игрушки, как палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики Никитина и Зайцева я для себя отметила. Методика Никитиных, кстати, в целом перекликается с Монтессори тем, что там тоже ребенок должен делать все сам, а родители только наблюдать.

Когда Данилка уже дорос до этих кубиков, то столкнулась с такой проблемой: в большом городе купить их совсем не просто, уже не говоря про небольшие городишки и села. Я объездила несколько больших магазинов «Детский мир» и негде кубиков, да и других игрушек из моего списка не было. В итоге родилась идея смастерить кубики Никитина своими руками. После старшего сына остались несколько комплектов обычных кубиков с картинками. Вот из них я и решила делать кубики Никитина.

На прошлой недели мы с Даником пошли на развивающие занятия в клуб. И когда там педагог достала кубики, чтобы познакомить с ними детей, я просто не смогла удержаться от восклицания «кубики Никитина!!!». Увидев, что я в восторге, педагог разложила передо мной фактически все развивающие игрушки из моего списка. Представляете мой восторг! Расспросив администратора клуба о том, где она приобрела эти пособия ,узнала, что заказала в магазине развивающих игрушек. И кубики Зайцева ждет уже почти месяц.

Но, наверное, я уже готова была морально к тому, чтобы сделать все своими руками, поэтому не стала их заказывать, а к следующему занятию мы имели уже дома свой комплект кубиков Никитина.

Делаются они очень просто. Нужно только 16 кубиков, цветной картон, клей ПВА, ножницы и скотч.

1. Первым делом замачиваем кубики для того, чтобы предыдущие картинки отклеились.

2. Зачищаем кубики от остатков бумаги и старого клея.

3. У меня были кубики размера 4 см на 4 см. Поэтому и заготовки из цветного картона я делала такого же размера.

4. Понадобится 24 квадрата из красного картона, 24 квадрата из белого картона, 24 квадрата из голубого и желтого картона.

5. Обклеила кубики по схеме ( схему взяла на — это просто кладезь полезной информации. Очень рекомендую всем родителям).

Для прочности сверху оборачиваем кубики скотчем.

Кубики Никитина своими руками готовы!

Мы с Данилкой пока составляем только дорожки для всякой живности, например, для киски — белую дорогу выстраиваем, а для собачки — красную. Заодно и цвета учим. Думаю, что для описания игр с кубиками я напишу отдельную статью. Подпишитесь на обновления сайта в верхнем правом углу и тогда точно ее не пропустите.

С уважением, .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *