Ктулху, это кто?

Внимание
Информация или отсылки в данной статье могут содержать материалы, не рекомендуемые к ознакомлению для лиц, не достигших 16 лет

Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн
В глубине вод под Р’льехом покоится Ктулху, дожидаясь своего часа
~ Г. Ф. Лавкрафт, Зов Ктулху

Ктулху (англ. Cthulhu) — божество из пантеона великого писателя ужасов Г. Ф. Лавкрафта. Является главным антагонистом рассказа Зов Ктулху (1928). Является одним из главных Великих Древних в Мифах Ктулху, расы божеств. Ктулху известен своим гротескным видом и гигантскими размерами, а также способностью приводить в безумие каждого, кто его увидит.

Хотя он не самый могущественный из творений Лавкрафта (уступает таким Иным Богам как Йог-Сотот и Азатот), он является одним из самых узнаваемых персонажей Мифов Ктулху с тех пор как был проявлен в 1920-ых.

ИсторияПравить

Ктулху родился на планете, находящейся в 23-ей туманности. Он отправился к звезде Зот, где породил потомство. Вместе со своими детьми Ктулху отправился на Сатурн, а затем на Землю. Они высадились на континенте в Тихом Океане и построили город Р’льех. Ктулху было оказано сопротивление от лица Старцев, которые также жили на планете. В результате кровопролитной войны был заключён мирный договор: новые земли отходили Ктулху, а за Старцами оставалось море и прежние владения. Затем Ктулху вошёл в долгую спячку в Р’льехе. Человечество пока только эволюционировало, и Ктулху мог общаться телепатически с некоторыми из людей через сны, в результате чего образовался Культ Ктулху. Затем из-за бедствия Р’льех ушёл под воду. Однако, Р’льех мог подниматься из-под воды на небольшое время. Тем не менее, Р’льеху суждено в один момент не опуститься в море, и тогда Ктулху вернётся.

ВнешностьПравить

На вид Ктулху разными частями тела подобен осьминогу, дракону и человеку: судя по барельефу Энтони Уилкокса, героя «Зова Ктулху», и таинственному древнему изваянию из рассказа, чудовище имеет голову с щупальцами, гуманоидное тело, покрытое чешуёй, и пару рудиментарных крыльев. Описание из вымышленного журнала Густафа Йохансена добавляет, что живой Ктулху хлюпает и истекает слизью при движении, а тело его зелено, студенисто и чудесным образом регенерирует с наблюдаемой быстротой. Точный рост его не указывается; Йохансен уподобил чудище «ходячей горе», большей, чем «легендарный Циклоп»; Ктулху (плывущий или же идущий по дну) «воздымался над нечистой пеной, как корма демонического галеона».

ПоследователиПравить

Ктулху, как говорится, имеет культ последователей, сосредоточенный в Аравии и распространяющийся по всему свету. Предполагается, что лидеры культа живут в горах Китая. Этот культ является нигилистическим по своей природе и стремится пробудить Древних и начать апокалиптический век, в котором люди будут убивать друг друга в припадке безумия. Ктулху также поклоняются Глубоководные и Ми-Го, другие существа из мифов Лавкрафта.

Он Видит Сны…Править

В большинстве историй, Ктулху бездействует, спя глубоко под океаном в городе Р’льехе, но всё же может влиять на мир телепатически. Говорят, как только Ктулху окончательно проснётся, то выйдет из глубин и уничтожит мир; к счастью для человечества, Ктулху этого ещё не сделал. Однако, он к этому приблизился, когда группа моряков натолкнулась на город Р’льех, который вышел из-под воды из-за звёзд.

Они открыли одно из сооружений, и Ктулху вышел и напал на них. Существо остановили только тогда, когда единственный моряк, оставшийся в здравом уме протаранил Ктулху кораблём. Когда он отплывал, он увидел, что Ктулху полностью восстановился. Миру настал бы конец тогда, но Р’льех погрузился внезапно под воду.

Р’льехПравить

Р’льех

Р’льех (англ. R’lyeh) — город, созданный Древними в незапамятные времена. В настоящее время он затоплен и находится на дне Мирового океана (на иллюстрации показаны местоположение Р’льеха по версиям Лавкрафта и Дерлета). Архитектура Р’льеха характеризуется Лавкрафтом как «циклопическая» и «неевклидова» (Лавкрафт подразумевает, что Р’льех построен в большем числе измерений, чем способен воспринимать человеческий разум, поэтому люди видят Р’льех искажённым). На стенах зданий Р’льеха высечены ужасные изображения и иероглифы.

Чувствительные люди, способные воспринимать зов Ктулху, иногда видят Р’льех во сне. Первое описание города дано со слов скульптора Генри Энтони Уилкокса.

Лавкрафт поместил Р’льех в 47° 9′ южной широты и 126° 43′ западной долготы. Однако Август Дерлет, один из последователей Лавкрафта и основатель понятия «Мифы Ктулху», утверждает, что он расположен на 49° 51′ южной широты и 128° 34′ западной долготы. Обе точки расположены на юге Тихого океана.

Силы и способностиПравить

Несмотря на то, что Ктулху является не самым могущественным из Великих Древних, и уступает в могуществе Иным Богам, он является очень сильным существом. Будучи почти богоподобным для людей, Ктулху бессмертен, обладает огромной силой и может пережить даже самый сильный ущерб. Также, возможно, может летать. Он обладает большим интеллектом, поскольку он всё, что происходит во вселенной. Также владеет огромными телепатическими способностями.

Вероятно, самой заметной чертой Ктулху является тот факт, что он, наряду с остальными его родственниками, не может быть постигнут людьми; когда человек пристально смотрит на Ктулху, он почти наверняка сойдет с ума от его облика. Ктулху также смог создать город из ниоткуда.

Семейное Древо КтулхуПравить

В других медиаПравить

  • В онлайн-видеоигре Adventure Quest World, широко известной как AQ, Ктулху — главный босс, называемый Зверем Хаоса, который, похоже, работает на Лорда Хаоса Иадоу под именем Катул, имея на самом деле скрытые мотивы и хочет, чтобы игрок победил его и Иадоу, поэтому он может достичь своих целей.
  • «Ужасные приключения Билли и Мэнди». Эпизод «Prank Call of Cthulhu». Ктулху буквально звонит по телефону Билли и использует его, чтобы начать посылать шуточные звонки людям, которые превращают их в кальмаров-монстров. Показан играющим в мини-гольф.
  • В эпизоде «Культ Катулу» мультсериала «Настоящие охотники за привидениями» оккультисты с помощью книги заклинаний и парада планет вызывают из морских глубин Катулу.
  • Спародирован в World of Warcraft как К’Тун
  • Лила отправляется на свидание с ним в начале Futurama comics #58.
  • В видеоигре Castlevania: Symphony of the Night Ктулху — это имя маленького врага с сильной атакой дыхания огня, и он виден на дне Мраморной галереи и в разных частях Перевернутого замка. Однако это имя дано персонажу в английской локализации, этого врага изначально зовут «Дьявол» в японском выпуске игры, в то время как враг «Малачи» является более похожим на настоящего Ктулху.
  • Инструментальная композиция группы Metallica «The Call of Ktulu» из альбома Ride The Lightning, записанная с Симфоническим оркестром Сан-Франциско для альбома S&M (2000), получила премию «Грэмми» за лучшее рок-музыкальное представление.
  • Другая песня Metallica, вдохновленная Ктулху, — «The Thing That Not Not Be» из их альбома Master of Puppets.
  • Ктулху появлялся в Aoi House.
  • Ктулху появляется в заставке сериала Рик и Морти.
  • Ктулху был главным протагонистом в Indie RPG «Cthulhu Saves The World», где он должен сделать великое дело, чтобы снова получить свои божественные силы.
  • Ктулху в Симпсонах

    Появлялся в обзорах Nostalgia Critic. Основная статья: Ктулху (TGWTG).

  • В заставке Симпсонов к эпизоду Treehouse of Horror XXIV, когда Барт Симпсон катается на своем скейтборде по Спрингфилду, он также прокатывается по щупальцам Ктулху.
  • Ктулху появляется в трёх эпизодах 14-го сезона мультсериала «Южный парк»: чудовище поднимается из океанских глубин в результате безответственной деятельности нефтяной компании British Petroleum, пытавшейся загладить последствия разлива нефти в Мексиканском заливе в результате взрыва нефтяной платформы Deepwater Horizon.

ГалереяПравить

Эскиз Ктулху, нарисованный Говардом Лавкрафтом в 1934Великий Древний Ктулху Ктулху в своём доме Р’льехе Ктулху возвращает мир Р’льех Карта с местоположением Р’льеха, основанная на Мифах Ктулху Р’льех, нарисованный в графической новелле Колтхарта Город Р’льех Ктулху в путеводителе Рассела Ктулху в экранизации Зова Ктулху (2005).
Добавить фото в галерею

Интересные фактыПравить

  • Ктулху — самое известное божество из пантеона Лавкрафта.
  • Ктулху основан на боязни самого Г. Ф. Лавкрафта воды.

Любимое кино. Человек-паук 2

Первый «Человек-паук» был замечательным фильмом. Его нелегко было превзойти. Однако режиссеру Сэму Рейми и студии Sony это удалось. Всего через два года после первого блокбастера об одном из самых популярных американских супергероев они выпустили сиквел, который провел работу над ошибками и стал эталонной жанровой постановкой. Новая картина называлась просто – «Человек-паук 2».

Несмотря на всю его известность и популярность, успех Человека-паука на большом экране не был гарантирован. Когда картина Сэма Рейми в 2002 году готовилась к прокату, многие наблюдатели шептались, что «Гарри Поттер» перебил детский интерес к классическим супергероям и что «Человек-паук» привлечет лишь фанатов старшего поколения, которых едва хватит, чтобы окупить дорогостоящую постановку. Перспективы ленты в странах, где не читают американские комиксы, были тем более туманны.

У студии Sony, судя по всему, тоже были определенные сомнения, но они развеялись, когда стало ясно, какое кино Рейми снял. Поэтому продюсеры приказали начать планирование еще до того, как «Человек-паук» вышел в прокат. Когда же стали поступать сведения о колоссальных сборах («Человек-паук» с многомиллионным запасом побил рекорд сборов первого уик-энда, установленный картиной «Гарри Поттер и философский камень»), проект был объявлен официально. У Сэма Рейми даже не было времени, чтобы съездить в отпуск и «перезарядить батарейки» перед новым грандиозным фильмом.

Как и в случае с первым «Человеком-пауком», сиквел поначалу планировался как история с несколькими суперзлодеями. Предполагалось, что их будет трое – Доктор Осьминог, которого хотели задействовать еще в первом фильме, Ящер (будущий злодей «Нового Человека-паука») и Черная Кошка, аналог Женщины-кошки из комиксов DC Comics. Как и Селина Кайл из мира «Бэтмена», воровка со сверхспособностями Фелисия Харди была антигероиней, попеременно противостоящей Человеку-пауку, сотрудничающей с ним и даже влюбленной в него. Кстати, сейчас студия Sony работает над комиксным блокбастером о Черной Кошке и Серебряной Кунице (или Серебряном Соболе, если переводить буквально). Тогда же очевидным источником сценарного вдохновения был «Бэтмен возвращается» с Пингвином, Максом Шреком и Женщиной-кошкой.

Кадр из фильма «Человек-паук 2»

Писать сценарий «Человека-паука 2» были приглашены соавторы супергеройского сериала «Тайны Смолвиля» Альфред Гоф и Майлз Миллар. Когда «Человек-паук» вышел, к дуэту соавторов присоединился сценарист свежеиспеченного хита Дэвид Кепп. Напомним, что он был указан в титрах как единственный автор «Человека-паука», хотя в реальности к сценарию многие приложили руку.

Несколько месяцев спустя продюсеры решили, что трио не справилось с работой, и от его услуг оказались. Вместо Гофа, Миллара и Кеппа был нанят Майкл Шейбон, сочинивший трагикомическую драму 2000 года «Вундеркинды», в которой снялся Тоби Магуайр. Что важно, Шейбон был приглашен для сочинения нового сценария, а не для переработки того, что было написано его предшественниками.

Шейбон отказался от обилия суперзлодеев и предложил выстроить фильм вокруг противостояния Человека-паука и Доктора Осьминога. В комиксах этот суперзлодей – выдающийся инженер и ученый-физик Отто Октавиус, который создал для себя дополнительные механические руки, прикрепленные к его телу и позволяющие безопасно манипулировать радиоактивными веществами. В определенный момент, после серьезной аварии, руки «приварились» к телу ученого, а его разум помутился, и уважаемый специалист превратился в жестокого преступника. Хотя тело Отто само по себе было лишено сверхталантов, его ум и его механические руки-щупальца сделали Доктора Осьминога очень опасным противником для Человека-паука, равным ему по силе и по скорости передвижения по мегаполису.

В сценарии Шейбона Отто был изображен как сравнительно молодой человек, который заводит роман с Мэри Джейн Уотсон после того, как в финале первого фильма Питер Паркер отверг любовь Мэри Джейн, чтобы не вмешивать ее в свою опасную жизнь. Отто использует наркотики, чтобы заглушить боль от прикрепленных к его телу механических рук, и это в сочетании с другими факторами сводит его с ума и постепенно превращает в суперзлодея. Параллельно Гарри Осборн, который после событий первого фильма хочет отомстить Человеку-пауку за гибель своего отца (напомним, что Норман Осборн погиб, так как стал безумным суперзлодеем), объявляет огромную награду за голову супергероя, и Нью-Йорк на время ополчается против своего любимца.

Руководитель Marvel Ави Арад забраковал обе сюжетные линии. Любовный треугольник между Мэри Джейн, Питером и Отто показался ему слишком далеким от комиксного канона, а объявление награды за голову Человека-паука было слишком циничным и злодейским поступком для Гарри Осборна, показанного в первом фильме как приличный молодой человек и близкий друг Питера. Конечно, Гарри должен был планировать месть – это было предопределено предшествующим сюжетом. Но он должен был делать это менее расчетливо и с меньшим энтузиазмом, чем в сценарии Шейбона.

В итоге финальный сценарий «Человека-паука 2» сочинил Элвин Сарджент – двукратный лауреат «Оскара» и гражданский муж продюсера картины Лоры Зискин. Ранее Сарджента привлекали для полировки романтических сцен первого «Человека-паука». Голливудский ветеран работал в паре с режиссером Сэмом Рейми, который отобрал все лучшие моменты из предыдущих сценариев и сформировал свое видение сюжета.

В отличие от Шейбона, Сарджент и Рейми решили показать Отто Октавиуса добросердечным ученым-атомщиком средних лет, который работает в корпорации Гарри Осборна и который становится другом и наставником Питера. Для проведения опытов Отто разрабатывает механические руки и снабжает их искусственным интеллектом. Когда во время эксперимента происходит мощный взрыв, Отто теряет жену и контроль над дополнительными руками. Их искусственный разум берет контроль над его сознанием и превращает исследователя в одержимого суперзлодея. Как и прежде с Норманом Осборном, новый противник так дорог Питеру, что тот старается не уничтожить, а спасти врага от его неудачного эксперимента.

В то время как Отто Октавиус превращается в Доктора Осьминога, Питер Паркер пытается отказаться от жизни супергероя. Он обнаруживает, что ему очень трудно сочетать подвиги с повседневной борьбой за существование (супергеройство богатым не делает!) и что ему невыносимо видеть, как Мэри Джейн встречается с другими молодыми людьми. Так что Питер отказывается от костюма и от своей второй жизни. Но, конечно, ненадолго. Питер не может не спасать простых людей, родной город и любимую девушку, как бы трудно ему ни приходилось. В свою очередь, Гарри в сценарии и в фильме договаривается с Доктором Осьминогом, что предоставит ему атомное топливо для эксперимента в обмен на поимку Человека-паука.

Сделав Октавиуса отчасти схожим с Норманом Осборном в первом фильме (оба они до превращения в суперзлодеев близки с Питером и замещают ему семью), Рейми не столько повторил свой прежний успех, сколько провел работу над ошибками. Зеленого Гоблина как злодея критиковали за то, что он в своей броне выглядел комично и не воспринимался как живой человек с помутившимся рассудком. Доктор Осьминог же не должен был прятать лицо и тело, и это должно было помочь увидеть в нем человечного, неоднозначного и достойного сожаления персонажа. Который, впрочем, очень опасен, когда сражается с Человеком-пауком.

Когда Тоби Магуайра взяли играть Питера Паркера в первом «Человеке-пауке», с ним подписали контракт на три фильма. Однако это соглашение не определяло, какой гонорар актер получит, если вторая и третья картина будут сняты, и представители актера воспользовались этим, чтобы попытаться «отжать» у студии как можно большую и даже рекордную сумму.

Продюсер Лора Зискин заработала на первом «Человеке-пауке» более 30 миллионов долларов, и агенты Магуайра добивались, чтобы сиквел принес их клиенту сравнимые деньги – 25-30 миллионов долларов. Студия была готова увеличить гонорар звезды, но не до такого уровня. Бюджет ленты и без того получался огромным. Поэтому представители Sony заявили, что если Магуайр будет упорствовать, они заменят исполнителя главной роли.

Ситуация усложнялась тем, что на съемках фильма 2003 года «Фаворит» Магуайр повредил спину. Было неясно, сможет ли актер так скоро после серьезной травмы сниматься в таком физически тяжелом проекте, как «Человек-паук 2». Правда, Sony подозревала, что травма не столь существенна, как утверждают агенты актера, и что те разглагольствуют о медицине, чтобы набить цену.

Кто мог заменить Магуайра в кадре? Основным кандидатом был Джейк Джилленхол из «Донни Дарко», который в то время встречался с Кирстен Данст, исполнительницей роли Мэри Джейн. Ирония ситуации была в том, что ранее Данст встречалась с Магуайром, так что Джилленхол мог заменить конкурента не только в объятьях красавицы, но и на экране. Это было бы двойным унижением, и Магуайр согласился на гонорар в 17 миллионов долларов, который был примерно в четыре раза больше, чем сумма, которую актер получил за первый фильм.

С возвращением других звезд первой ленты проблем не было. Данст вновь сыграла Мэри Джейн, Джеймс Франко – Харри Осборна, Розмари Харрис – тетю Мэй, Дж. К. Симмонс – издателя Дж. Джону Джеймсона, а Элизабет Бэнкс – секретаршу Бетти Брант. Уиллем Дефо ненадолго зашел на съемки, чтобы изобразить покойного Нормана Осборна, который в стиле отца Гамлета является сыну, чтобы потребовать мести.

Главным новичком проекта стал британо-американский актер с испанскими корнями Альфред Молина. Он сыграл мексиканского художника Диего Риверу в байопике 2002 года «Фрида» и столь впечатлил Сэма Рейми в этой роли, что тот решил, что Молина должен сыграть Отто Октавиуса. Некогда дебютировавший в кино в блокбастере «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» актер оказался большим поклонником комиксов Marvel, и он с удовольствием взялся за роль противоречивого злодея. Молине понравилось, что Доктор Осьминог в комиксах говорит с едким и циничным юмором, и он постарался сохранить эту черту персонажа в своей игре. Перед съемками актеру пришлось налечь на физподготовку, но лишь для того, чтобы справиться с ролью. Превращения в «качка» от Молины не требовали, поскольку Отто силен благодаря механическим щупальцам, а не разработанным мышцам.

Роль Розали Октавиус, супруги и ассистентки Отто, получила звезда Бродвея Донна Мерфи, будущий голос матушки Готель в диснеевском мультфильме «Рапунцель: Запутанная история». Мужественный новозеландец Дэниел Гиллис, будущий герой фантастического сериала «Первородные», изобразил Джона Джеймсона – космонавта, жениха Мэри Джейн и сына Дж. Джоны Джеймсона.

Наконец, русско-еврейского арендодателя Дитковича, у которого снимает квартиру Питер, сыграл Илья Баскин – уроженец Риги и эмигрант из Советского Союза. Этот выпускник ГИТИСа до сих пор играет небольшие этнические роли в американских фильмах и сериалах.

Также в картине засветились Брюс Кэмпбелл, Дилан Бейкер, будущая звезда сериала «Кости» Эмили Дешанель, будущая героиня сериала «Морская полиция: Новый Орлеан» Ванесса Ферлито, режиссер Джон Лэндис и, конечно же, создатель Человека-паука и легенда Marvel Стэн Ли.

Как и в случае первого «Человека-паука», основные съемки сиквела проходили в Нью-Йорке и в Голливуде. Поскольку бюджет был существенно большим, чем в предыдущий раз, дорогостоящие съемки на улицах Нью-Йорка были более сложными и продолжительными. В частности, актерам довелось полетать над толпой во время нью-йоркского Пасхального парада, который славится своим размахом. Естественно, летали звезды с помощью прочных тросов. Рейми был поражен решительностью и энергией Розмари Харрис, которая, несмотря на свой возраст, сама выполнила львиную долю воздушных трюков своей героини.

В Голливуде и Лос-Анджелесе в основном снимались сцены внутри зданий, а также в огромных студийных декорациях на студии Sony. Помимо двух главных американских мегаполисов группа посетила Чикаго, чтобы снять надземное метро. В Нью-Йорке некогда тоже была городская железная дорога, проходившая над шоссе, а не под землей, но ее демонтировали в годы Второй мировой войны. Режиссер Рейми решил, что в Нью-Йорке «Человека-паука» эта эффектная постройка сохранилась, и чикагское метро «сыграло» свою нью-йоркскую товарку. Съемки в Чикаго заняли всего два дня, поскольку нужно было лишь запечатлеть фон для созданного с помощью студийных декораций и эффектов уличного сражения Человека-паука и Доктора Осьминога.

Кстати, о Докторе Осьминоге. Его щупальца были созданы с помощью двух типов эффектов. В тех сценах, где злодей стоит на ногах или лежит, щупальца в кадре – это механические устройства, управляемые кукловодами, по одному кукловоду на каждое щупальце. Если же Доктор Осьминог движется с помощью щупалец, то они нарисованы на компьютерах, а актер в кадре летал на тросах. Механические щупальца были куда дешевле рисованных, и потому при изображении Доктора Осьминога Рейми старался как можно меньше полагаться на компьютерную графику.

Съемки «Человека-паука 2» предполагалось начать в январе 2003 года, всего через полгода после премьеры предыдущей ленты. Но из-за вышеупомянутых проблем Тоби Магуайра со спиной и других проволочек съемки начались лишь в апреле. Это была существенная заминка, но зато актер полностью выздоровел и снимался с удовольствием, а не мучился в кадре. Это, конечно, было очень важно для картины, которая в значительной мере держалась на исполнителе главной роли. Съемки продолжались вплоть до новогодних праздников 2004 года.

Если на первого «Человека-паука» было потрачено 139 миллионов долларов, то второй обошелся в 200 миллионов. Отчасти дополнительные средства пошли на увеличенные гонорары, но в основном их потратили на обновленные эффекты и более сложные съемки. В сочетании с более драматичным и психологическим сценарием, а также с лучшей проработкой суперзлодея это дало картину, которая во всех отношениях превосходила предшественницу.

Когда 30 июня 2004 года «Человек-паук 2» вышел в прокат, критики сразу же отметили его преимущества перед первым «Человеком-пауком». О фильме с приязнью писали даже те, кто не принял картину 2002 года, потому что разглядел в ней существенные недостатки. «Человек-паук 2» не убедил лишь тех, кто напрочь отказывался видеть в Тоби Магуайре Питера Паркера и кто так и не признал художественное видение Рейми.

Зрители тоже очень высоко оценили «Человека-паука 2», и сейчас он считается одним из лучших супергеройских фильмов всех времен. Тем не менее повторить прокатное достижение предшественницы картина не смогла. Она собрала «лишь» 784 миллиона долларов против 821 миллиона «Человека-паука». Лучший результат в 2004 году показали только «Шрэк 2» и «Гарри Поттер и узник Азкабана». Это подчеркнуло популярность книг Джоан Роулинг, но также показало, что после 40 лет в массовой культуре Человек-паук не сдается и остается хитмейкером. Труд создателей ленты также был награжден тремя «техническими» номинациями на «Оскар» и статуэткой для создателей визуальных эффектов во главе с Джоном Дайкстрой.

К сожалению, после двух больших успехов третья лента Сэма Рейми о Человеке-пауке не получилась. Вышедший в 2007 году «Человек-паук 3: Враг в отражении» использовал-таки нескольких суперзлодеев, и ничего хорошего из этого не вышло. В фильме были сильные и эффектные моменты, и он прошел в прокате лучше, чем предыдущие ленты цикла, собрав 891 миллион долларов. В целом, однако, он разочаровал, и намеченную было четвертую серию снимать не стали, хотя она довольно долго разрабатывалась. В итоге вместо «Человека-паука 3» публика в 2012 году получила «Нового Человека-паука» Марка Уэбба с Эндрю Гарфилдом и Эммой Стоун – достойное, но иное кино, не продолжающее линию фильмов Рейми.

Сейчас Человек-паук входит в киновселенную Marvel, и его играет в новых фильмах Том Холланд, который ближе всех своих конкурентов к образу Питера-подростка. Картины же Рейми остаются эталоном, по которому оцениваются нынешние супергеройские ленты и до которого лишь немногие из них дотягивают. Конечно, не в плане компьютерных спецэффектов, которые с 2000-х ушли далеко вперед, а в плане создания впечатляющей и берущей за душу истории о герое, который обрел огромную силу и осознал огромную ответственность.

Генеалогия Ктулху

Активные темы

  • Мужчины научились жить одни. Женщин это сильно злит (2082)

    лупа Тексты 09:03

  • Обессилевший рыбак, которого унесло в море, снял на видео свои п… (194)

    skyline0502 Видео 09:03

  • Калькулятор (74)

    baragoves Картинки 09:03

  • Пятничные кубики. Самое лучшее за неделю. (88)

    scrudge Инкубатор 09:03

  • Экс-участника «Чай вдвоем» изнасиловали в восемь лет (62)

    Alchmist Инкубатор 09:03

  • Чурки играются с острым ножиком (33)

    GeorgeSKP Инкубатор 09:03

  • Штрафы в МСК (74)

    Truman013 Тексты 09:03

  • ККК-22 «Кот в мешке». Внеконкурс (728)

    Zhorovod ЯП-издат 09:03

  • Беларусы сделали эмблему для России (177)

    stepabuka События 09:03

  • гольф 2 дизель (41)

    Тиабалду Инкубатор 09:03

  • Нищие российской эстрады (23)

    Prohor32 Инкубатор 09:03

  • Кому придется искать батут? (30)

    Таймыр67 Инкубатор 09:03

  • Гибель пассажирки, сбитой джипом на остановке, попала на видео. … (84)

    TOS1 Инкубатор 09:03

  • Сбербанк подключился к системе быстрых платежей. (35)

    GhosT333 Инкубатор 09:03

  • В Миннеаполисе разверзся ад (324)

    bender376 Видео 09:03

masterok

Ктулху способен воздействовать на разум человеческих существ, но его способности заглушаются толщей воды, так что подвластными ему остаются только сновидения особо чувствительных людей. В «Зове Ктулху» сны, напускаемые Ктулху, сильно ужасают видевших их, и порой доводят до сумаествия. Ктулху — инопланетное, совершенно чуждое людской природе существо, а вся история человечества есть лишь миг его сна. Культисты убеждены в великой мощи своего идола, и гибель цивилизации представляется им весьма вероятным, хотя и незначительным, последствием пробуждения Ктулху.

Вот как об этом говорят мифы:

КТУЛХУ (также КУТУЛУ, КТУЛХУТ, ТХУ ТХУ, ТУЛУ). Бесформенный Великий Древний, которого наиболее часто описывают как когтистое, осьминого-головое существо с большими крыльями, как у летучей мыши. Ктхулху спит в смертном трансе в Р»льехе, но однажды он простнётся, дабы ещё раз править миром.

Записи о Ктхулху обрывочны, но похоже он был порождён в мире Вурл в двадцать третьей туманности. Позже Он бродил зеленой двойной звездой Хотх, где совокупился с существом по имени Идх-йаа, дабы породить Великих Древних Гхатанотхоа, Йтхогтха, и Тсог-Оммога. Далее Ктхулху и его потомство полетели на Юггот, откуда сошли на Землю.

По Их прибытии, Ктулху и его свита на острове в Тихом Океане построили огромный каменный город Р»лиэх. Сначала, потомству Ктулху сопротивлялись Старшие Существа, обитавшие на земле миллионы лет до прихода Ктхулху. После войны, в которой потомки Ктхулху разрушили все города Старших Существ, оба лагеря объявили мир и согласились не мешать друг с другу.

За сим, Ктхулху и его потомки многие годы наслаждались свободой в этом мире, но скоро они впали в период глубокого ожидания. В течение миллионов лет человечество медленно развивалось. Ктхулху говорил с сими новыми существами в их снах, сообщая им, где находятся статуи с его образом, кои он принёс со звёзд. Так зародился культ Ктхулху. Но однажды черный Р»лиэх постигло бедствие. Возможно, это была месть неизвестных божеств или изменения в звёздах, луне, отделённых от Земли (хотя считается, что слуги Ктхулху знали бы об этом). Время сей катастрофы также неведомо; согласно доктрине культа, это произошло после зарождения его первых культов, другие считают, что это случилось задолго до начала развития человечества. Без причины, город Р»лиэх погрузился в воды Тихого Океана, захлопнув Ктхулху и его потомков как в ловушке. Вода заблокировала большинство их телепатических сигналов, исключив любой контакт с их слугами кроме как через случайные сны. Ктхулху не мог ничего сделать, и ждёт, пока звёзды не установятся в надлежащем порядке; лишь тогда он освободится из заключения.

С тех пор, могила Ктхулху время от времени подымалась из воды, освобождая Ктхулху на краткие периоды. Всякий раз, после нескольких дней или недель, Р»лиэх снова погружался обратно в море. Однако придёт день, когда черный город не вернётся к морскому дну. Засим Ктхулху будет убивать и метаться по всему миру.

Культы Ктхулху широко распространены; следы его поклонения остались на Гаити, Луизиане, на Юге Тихого Океана, в Мехико, Аравии, Сибири, К»н-йан, и Гренландии. Бессмертные жрецы поддерживали культ где-то в горах Китая, но истинный центр культа был расположен где-то в Аравии, около Ирема. Первая работа Профессора Анжелла и его преемников дала много информации о скрытых культах.

В основном этот культ остался тайным, но на Гавайских островах всё ещё ходят легенды о Кана-лоа, злом боге-кальмаре, который заключён в преисподней. Ритуалы Ктхулху часто исполняются близ океана или большого залива, и считается, что Хэллоуин – один из его высших празднеств. Ходят слухи, что Ктхулху – просто высший жрец Йог-Сотхотха. Некоторая вражда существует между Ктхулху и его братом, Невыразимым Хастуром. Однако никто не знает из-за чего возник конфликт между ним.

В некоторых текстах, Ктхулху назван водным элементалом, не смотря на то, что океан блокирует его телепатические сигналы к человечеству. Рукопись Сассех упоминает Ктхулху, как проявление Ньйарлатхотепа, хотя никакой другой источник не интерпретирует его таким образом. Франсис Ланей попытался связать Ктхулху Куиха-Айар с богом войны Хуитзилопохтли. Это явная несуразица; Хуитзилопохтли – бог Ацтеков и он вовсе не похож на Ктхулху. Наконец, некоторые провели параллели между Ктхулху и К»тхулу Соухисом, высшим жрецом Му, который сбежал в Южную Америку. Некоторые принимают любую из этих гипотез.

На вид Ктулху разными частями тела подобен осьминогу, дракону и человеку: согласно описанию Лавкрафта он зеленый, липкий и толстый, имеет голову как у осьминога, скрюченное драконоподобное тело, покрытое чешуёй и пару рудиментарных крыльев. Точный размер его не указывается, но, судя по рассказу «Зов Ктулху», он явно не меньше корабля средней величины. Впервые упоминается ещё в рассказе «Дагон» (1917) всё того же дедушки.

Ктулху лежит «во сне, подобном смерти», в затонувшем городе-склепе Р’лье (Р’Лайх в другом переводе) посреди Тихого океана. «Когда звёзды примут нужное положение», Р’лье поднимется с морского дна и Ктулху проснется. В «Мифах Ктулху» описывается древняя религиозная традиция поклонения Ктулху. Согласно Лавкрафту, культисты присутствуют и среди эскимосов Гренландии, и среди жителей Новой Англии, и вообще по всему свету. На своих встречах культисты устраивают человеческие жертвоприношения, танцуют и распевают мантру «Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн», что, по показаниям некоторых культистов, следует понимать как «В своем доме в Р’льехе мёртвый Ктулху спит, ожидая своего часа».

Ктулху способен воздействовать на разум человеческих существ, но его способности заглушаются толщей воды, так что подвластными ему остаются только сновидения. В рассказе сны, напускаемые Ктулху, сильно ужасают видевших их, и порой доводят до сумасшествия.

В 1997 в области указанного Лавкрафтом расположения Р’лье был зафиксирован подводный звук, получивший имя собственное «Bloop» (блуп, с английского — «рёв», «вой»). Природа звука указывает его животное происхождение, но мощность намного превосходит ту, которая могла быть достигнута известными видами морских животных.
Написание Лавкрафта удивительным образом близко по произношению к шумерскому божеству Кулулу — главное божество шумеров Энки живет в своем доме на дне моря.
Имя Его произносится на языке смертных примерно как Khlûl’hloo или Kathooloo − так завещал нам дедушка Лавкрафт:

…первый слог произносится гортанно и весьма хрипло. u примерно как в full; а первый слог похож на klul в звучании; так, h обозначает гортанный хрип.

Ни в одном из английских вариантов произношения звука «ц» (Цтулху) нет. В английском языке для обозначения звука ц используется сочетание ts, тогда как буква с читается как русское с перед буквами e, i и y («фифти сент», например, против русской транскрипции «цент») или как «к» во всех остальных случаях. Таким образом Цтулху в английских источниках быть не может, ровно как и Стулху, ибо буквосочитание «ct» может читаться только как «кт». Исключения − аббревиатуры. Вероятней всего, таковое произношение пошло от одного из переводов псевдонекрономикона (Некрономикон Симона).

В молодёжных слоях Рунета образ Ктулху обрёл популярность наравне с медведом и даже обзавёлся собственными смайликами — (;,;), {:?, :-Е, (jlj), а также ©?. Ктулху стал предметом многих карикатур, анекдотов, шуток и пародий (расхожие фразы «Ктулху зохавает фсех!»; «Ктулху фхтагн!»; «Ктулху зохавает твой моск!»). В этих шутках Ктулху иногда приписываются несвойственные ему действия, заимствованные из схожих образов, например поедание человеческого «моска» (мозга) (возможно, из-за сходства с иллитидами и из-за свойства самого Ктулху управлять разумом людей на расстоянии, то есть поглощения разума, а потом перефразировалось в «поглощение мозга»).


Культ Ктулху, вызывающего вполне справедливые опасения глав многих государств, от Северной Кореи до Франции и Соединённых Штатов, долгое время пребывал во мраке научного забвения со стороны этнографов и религиеведов, будучи достоянием немногочисленных разрозненных и изолированных друг от друга сект. Первое упоминание о поклонении Ктулху встречается в «Китаб аль-Азиф» арабского путешественника и оккультиста Абдуллы ибн-Хазреда (или Абдула Алхазреда, как его часто называют в англоязычных источниках). Эта книга была написана в Дамаске около 730 года и представляет собой не столько мистический, сколько исторический трактат престарелого скитальца о том, что было и ушло. Сочинений такого рода встречалось немало на просвещённом арабском Востоке. Уроженец Йемена Абдулла ибн-Хазред много странствовал, от Пенджаба до Магриба, легко усваивал иностранные языки и не упускал случая похвалиться умением читать и переводить манускрипты, которые были не по силам менее учёным людям.

Ибн-Хазред проявлял довольно специфический интерес к забытым верованиям, тайным культам и тёмным суевериям различных племён и сект, встреченных на своём пути. Известный американский писатель Говард Филлипс Лавкрафт незаслуженно называет его «безумным арабом». В действительности, если даже по современным стандартам ибн-Хазред и вёл себя несколько эксцентрично, порой рискуя жизнью, чтобы добраться до занесённых песками руин «города колонн» Ирема, такие поступки вполне оправданны известным любому серьёзному путешественнику стремлением к достижению цели.

В итоговой книге всей своей жизни — «Китаб аль-Азиф» ибн-Хазред рассказал о секте или, вернее, группе сект, которые поклоняются Старейшим Богам и стремятся помочь им подчинить своей власти всю Землю. Немаловажную роль в этом играет первосвященник Старейших Богов чудовищный Ктулху, спящий мёртвым сном в бездне моря и под толщей воды ждущий своего часа, когда звёзды и планеты выстроятся в определённом порядке. Тогда при помощи воли адептов Ктулху проснётся сам и разбудит Старейших Богов. А до тех пор приверженцы не дают угаснуть своей религии, регулярно проводя ритуалы и песнопения.

Все эти мрачные верования так и остались бы достоянием исследователей истории религий, если бы в начале XX века не было точно установлено местонахождение затонувшего города Р’Лайх и склепа спящего жреца Старейших Богов — Ктулху.

Впервые о Ктулху цивилизованные белые люди заговорили в 1860 году. Арктическая экспедиция Принстонского университета искала в Исландии и Гренландии древние стоянки викингов и высеченные на камнях рунические надписи. Проверялась популярная в те годы гипотеза открытия Америки скандинавскими мореходами. Надписи не нашли, зато на западном побережье Гренландии обнаружили вымирающее племя эскимосов, которые поклонялись дьяволу — торнасуку. Во всяком случае, так утверждали соседние племена, старавшиеся держаться подальше от приверженцев пугающей религии. Это было вдвойне странно, учитывая жестокие и местами изуверские языческие обряды, распространённые среди эскимосов Гренландии и канадской Арктики. Руководитель экспедиции профессор антропологии Джоэл Корн посетил угасающее в изоляции племя и даже сумел разговорить главного шамана — ангекока. У племени имелся фетиш: небольшая статуэтка из пористого чёрно-зелёного камня, стоящая на высоком гранитном валуне. Эскимосы танцевали вокруг него, встречая восход солнца после долгой полярной зимы. Там же, у валуна, совершались человеческие жертвоприношения пленников или соплеменников. Профессора Корна заинтересовали доселе неизвестные у эскимосов обряды, передающиеся из поколения в поколение с незапамятных времён. Особенный интерес вызвало песнопение, с которым обращались к фигурке, символизирующей торнасука. Это были слова совершенно другого языка, неизвестного науке и ни на что не похожего! Ангекок тщательно воспроизвёл фонему слов дьявольской литургии для любопытного профессора. Эскимосы поклонялись спящему на дне моря могущественному Ктулху и ему же приносили жертвы, заверяя в своей верности ко дню пробуждения.


Публикация отчёта Джоэла Корна в ежегодном сборнике Королевского Географического общества, членом которого профессор являлся, вызвала интерес просвещённого мира. Придворный британской поэт Альфред Теннисон сразу отреагировал на это стихотворением «Ктулху»:

Вдали от бурь, бушующих над ним,
На дне пучин, под бездной вышних вод,
Глубоким сном, извечным и глухим,
Спит Ктулху крепко; редкий луч блеснет
В бездонной тьме; укрыта плоть боков
Гигантских губок вечною броней.
И смотрит вверх, на слабый свет дневной,
Из многих потаенных уголков,
Раскинув чутко сеть живых ветвей,
Полипов исполинских хищный лес.
Он спит века, чудовищных червей
Во сне глотая; но дождется дня —
Наступит час последнего огня;
И в мир людей и жителей небес
Впервые он всплывет — и всем придёт конец.

Интерес к вырождающемуся племени эскимосов быстро угас и в другой раз о Ктулху заговорили в 1908 году. На заседание американского Археологического общества в Новом Орлеане полицейский инспектор Джон Р. Леграсс принёс с целью опознания статуэтку из чёрно-зелёного камня. Статуэтка была захвачена во время полицейского рейда в лесах Луизианы. Секта идолопоклонников, подозреваемая в человеческих жертвоприношениях, проводила свои отвратительные богослужения на островке посреди болота. Захваченные врасплох метисы почти не сопротивлялись. Полицейским удалось обнаружить разложившиеся останки и восьмифутовый гранитный столб с несообразно крошечной фигуркой каменного идола наверху. Поскольку Леграссу, проводившему расследование по этому делу, не удалось идентифицировать странный культ, добросовестный инспектор обратился к специалистам.

К его удивлению, фигурка вызвала неистовый интерес профессора Уильяма Чаннинга Уэбба, почти полвека назад принимавшего участие в арктической экспедиции Корна. Уэбб заявил, что фетиш метисов сильно напоминает идола эскимосских дьяволопоклонников. Но как статуэтка могла попасть из далёкой Гренландии на юг Америки? Очевидно, что это было два разных изваяния. Профессор Уэбб осведомился, известно ли Леграссу о песнопениях сектантов? В бумагах инспектора было зафиксировано и это. Странная литания на неизвестном языке звучала как » Ph’nglui mglw’nafh Cthulhu R’lyeh wgah’nagl fhtagn», жалкая имитация фонетики абсолютно нечеловеческих слов, определённой физиологическим устройством речевого аппарата, совершенно не похожего на земной.

Именно эти слова слышал Уильям Уэбб на западном побережье Гренландии!

Два одинаковых культа, две одинаковые статуэтки у дикарских племён в разных уголках Земли — это было невероятно! Инспектор Леграсс добавил, что в ходе допросов выяснил перевод языческого пения: «В своём доме в Р’Лайх мёртвый Ктулху ждёт во сне». Арестованные метисы много рассказали о Старейших Богах и великом жреце Ктулху в тёмном склепе на дне моря. Гостивший в Новом Орлеане Говард Филлипс Лавкрафт зарисовал изваяние Ктулху.


Лавкрафт, необычайно эрудированный человек, установил связь между этими двумя странными сектами и описанием забытых культов, сделанных в «Китаб аль-Азиф». Свои наблюдения он изложил в рассказе «Зов Ктулху», благодаря которому Ктулху приобрёл массу почитателей, особенно, в нынешней России. Современные сектанты проводят ролевые игры, а итоги интернет-голосования, когда о пробуждении Ктулху одновременно думало более шестнадцати тысяч человек, хороший пример бешенной популярности Старейших Богов.
Финальным аккордом в этой истории стало обнаружение в 1925 году экипажем яхты «Алерт» странных руин, поднявшихся со дна Тихого океана в результате сейсмической активности в районе 47 градусов 9 минут южной широты и 126 градусов 43 минут западной долготы. Так был найден город Р’Лайх. Остров не успел оказаться размытым, как вскоре снова ушёл под воду. Исследования, произведённые ВМС США во второй половине двадцатого столетия, недолго оставались государственной тайной. Феномен Р’Лайх был признан реально существующим. Главы государств оставили Ктулху в покое до лучших времён. Относясь к нему с подозрением, и с опаской ожидая, когда великий спящий проснётся.

Ктулхуизм
Ктулхуизм — пародийная религия по типу пастафарианства. Ктулхианцы утверждают, что Ктулху проснётся и «зохаваит фсех».
Ктулхианцы практикуют несколько шутливых религиозных ритуалов:
Принесение жертв. Каждый культист обязан не реже раза в месяц производить ритуальное зохавывание. Для этого необходимо зохавать что-нибудь вкусное и громко произнести: «Зохавано во имя Ктулху!»
Подношения. Любой культист, потративший, потерявший или другим способом расставшийся с некоторым имуществом, обязан считать это членским взносом на пользу Ктулху, о чём должен немедленно уведомить окружающих, произнеся «Ктулху зохавал!»
Хотя ктулхуизм — российское явление, в других странах также существуют пародийные культы Ктулху, например, американский Campus Crusade for Cthulhu.
Ктулхуизм, как течение, породил, в свою очередь, новые псевдокультовые проявления: в частности, в Челябинске появилось учение, названное фхтагнизмом. Приверженцы фхтагнизма, воспринимая ктулхуизм как своего рода Ветхий Завет, обобщают его и утверждают, что внутри каждого существует неведомая сила, способная проснуться и произвести поистине глобальные перемены. Основной постулат фхтагнизма гласит: «В своём доме каждый проснётся в назначенный час!» Он проводит параллель с главным заклинанием культа Ктулху: «Пхнглуи мглунавх Ктулху Рлайх угахнагл фхтагн!» (В своём доме мёртвый Ктулху проснётся в назначенный час), приводимым самим Говардом Ф. Лавкрафтом.
В июле 2006 года, во время подготовки к интернет-конференции президента России В. В. Путина, шутливый вопрос «Как Вы относитесь к пробуждению Ктулху?» оказался среди лидеров по популярности. За него проголосовали 16682 человека. На самой конференции ответ на него, как и на остальные вопросы «неестественно завышенной популярности», не последовал. Однако при неформальном общении с журналистами Путин сказал: «Я вообще с подозрением отношусь ко всяким потусторонним силам. Если кто-то хочет обратиться к истинным ценностям, то пусть лучше почитает Библию, Талмуд или Коран. Будет больше пользы.»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *