Кант

Кант

(от лат. cantus — пение, песня) — род бытовой многоголосной песни, распространённый в России, на Украине и в Белоруссии в 17-18 вв. Первоначально К. создавались на религиозные тексты и бытовали лишь в кругах духовенства и монастырского населения. Возникновение К. связано с развитием силлабич. поэзии (с сер. 17 в.). В первых сборниках К. (80-90-е гг. 17 в.) встречаются тексты Симеона Полоцкого, иеромонаха Германа, Дмитрия Ростовского и др. (имя автора иногда зашифровывалось в акростихе). В этих сборниках уже определяются осн. черты муз. строения К., сохранявшиеся в дальнейшем: 3-голосное изложение с параллельным движением двух верхних голосов и басом, создающим гармонич. опору, квадратная муз. строфа, охватывающая, как правило, 2-4 строки текста с цезурами, приходящимися на границы строк. Нек-рое количество К. было заимствовано из польских сборников (т. н. кантычки, отсюда назв. «кант») с сохранением текста подлинника или в переводе на церк.-слав. язык. Интонац. строй ранних К. представляет собой сложный сплав элементов знаменного распева, рус. и укр. нар. песни, а также польской мелодики. Разновидностью К. является псальма, т. е. К. на тексты псалмов, изложенных в стихотворной форме.
Страницы из сборника кантов 18 в. Государственный Исторический музей (Москва). Музейное собрание, No 3134, листы 80 (оборот) и 81.
После 1682 В. П. Титовым была написана музыка к «Стихотворной псалтыри» С. Полоцкого, включающей все 150 псалмов Давида. В дальнейшем слово «псальма» употреблялось в более широком смысле, по существу став равнозначным слову «К.».
В 18 в. тематика К. расширяется, появляются К. патриотич., бытового, любовно-лирич. содержания. Расширяется и сфера бытования К. — они становятся излюбленной формой музицирования средних слоёв гор. населения. В период царствования Петра I возникают «приветственные», или «панегирические», К., посвящённые крупным событиям гос. жизни, воен. победам и т. д. Мелодика этих К. характеризуется фанфарными оборотами, торжественными ритмами полонеза, пространными ликующими руладами. Исполнение их часто сопровождалось звучанием труб и колокольным звоном.
Кант на победу при Полтаве (1717).
К этому же времени относится зарождение лирич. любовного К., но окончательно этот вид К. складывается в 30-х и 40-х гг. 18 в. Наиболее ранний нотный сборник лирич. К. под назв. «Куранты» датирован 1733. Курантами (или корантами) называются лирич. любовные К. и в нек-рых позднейших сборниках. Возможно, что это определение исходит от назв. танца куранта, применявшегося на Западе к песням лирич. характера. В формировании К. значит. роль сыграла поэзия В. К. Тредиаковского, на тексты к-рого было сложено неск. десятков К. Они создавались также на стихи М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова и др. выдающихся рус. поэтов, однако в большинстве К. слова, как и музыка, оставались анонимными. Нередко стихи любовного лирич. содержания распевались на мелодию духовного или панегирич. К., что приводило к резкому противоречию между образами текста и музыкой. Вместе с тем интонац. строй лирич. К. обогащается за счёт новых источников, впитывая в себя элементы бытующих танц. форм, гл. обр. менуэта. Хотя эти К. записывались по традиции на 3 строчках, не исключено, что их могли петь соло с сопровождением инструмента. На мелодику К. оказывала влияние и нар. песня. В кантовый репертуар 18 в. вошёл ряд популярных укр. песен. Близкое родство с рус. плясовой нар. песней обнаруживают многие К. шуточно-сатирич. характера. Но в целом муз. и поэтич. стиль К. отличался от народнопесенного. Различными были формы бытования К. и нар. песни. Встречающиеся в рукописных сборниках образцы подлинных народных песен в типичном для К. 3-голосном изложении немногочисленны и большинство их относится уже к последней трети 18 в.
Период наивысшего расцвета К. приходится на сер. 18 в. (40-60-е гг.). В дальнейшем К. постепенно вытесняется новым типом сольной лирич. песни с сопровождением («российская песня»). Резко критически высказывались о словесной стороне К. один из основоположников рус. лит. классицизма А. П. Сумароков и его последователь М. И. Попов. Тем не менее развитие К. продолжалось до кон. 18 в., а отчасти и позже (гл. обр. в провинции и у старообрядцев). Нек-рые К. в изменённом виде вошли в устную нар. традицию.

Литература: Перетц В. Н., Историко-литературные исследования и материалы, т. 1. Из истории русской песни, СПБ, 1900; его же, Заметки и материалы для истории песен в России, «Известия отделения русского языка и словесности императорской академии наук», т. VI, кн. 2, СПБ, 1901; Смоленский С. В., Значение XVII века и его кантов и псальмов в области современного церковного пения так называемого «простого напева», в сб.: Музыкальная старина, вып. V-VI, СПБ, 1911; Финдейзен Н., Петровские канты, «Известия Академии наук», 1927, No 7-8; его же, Очерки по истории музыки в России…, т. I-II, М. — Л., 1928-29; Ливанова Т., Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры, М., 1938; её же, Русская музыкальная культура XVIII века…, т. I, M., 1952 (в прилож. опубликован рукописный сборник 18 в.); Позднеев А. В., Рукописные песенники XVII-XVIII веков, «Учёные записки Московского педагогического института», т. I, M., 1958; его же, Проблемы изучения поэзии петровского времени, в кн.: XVII век… Сборник 3, М. — Л., 1958; Келдыш Ю., Русская музыка XVIII века, М., 1965; его же, Об исторических корнях канта, в сб.: «Musica Antiqua», Acta scientifica, t. 2. Bydgoszcz — Warsz., 1969. Ю. В. Келдыш.

КАНТ

Докритич. период характеризуется преимуществ. интересом К. к естествознанию и натурфилософии. К этому периоду относится его космогонич. гипотеза, изложенная в соч. «Всеобщая естественная история и теория неба» («Allgemeine Naturgeschichte und Theorie des Himmels», K?nigsberg-Lpz., 1755), — «… величайшее завоевание астрономии со времени Коперника» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 56). Согласно К., Солнечная система возникла естественным путем на основании законов механич. движения из гигантского облака разреженных частиц материи. Хотя К. был далек от того, чтобы сделать из своей гипотезы материалистич. и атеистич. выводы, они объективно содержались в ней. Большое значение К. придавал ист. подходу к естеств.-науч. исследованию. Признавая закономерность обществ. процесса, К. в то время указывал на естественную среду и экономические отношения как на его основу. Молодой К. испытал сильное влияние Руссо, не разделяя, однако, его иллюзий относительно идиллического характера первоначальных ступеней человеческой истории. Осн. произв. К. критич. периода — «Критика чистого разума» (Riga, 1781, рус. пер., СПБ, 1867, 1907, 1915), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (В.-Libau, 1790, рус. пер. 1898). Здесь К. выступает как агностик, утверждающий непознаваемость объективного мира («вещи в себе»), его философия — своеобразный компромисс между идеализмом и материализмом. «Когда Кант допускает, что нашим представлениям соответствует нечто вне нас, какая-то вещь в себе, — то тут Кант материалист. Когда он объявляет эту вещь в себе непознаваемой, трансцендентной, потусторонней, — Кант выступает как идеалист» (Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 184-85). Вместе с тем названные произведения К. дали огромный толчок для развития диалектического мышления. Плодотворным было выяснение активной роли субъекта в процессе познания, постановка вопроса о создании содержательной логики, идея неизбежности противоречий в познании, акцентирование роли долга в нравственном воспитании, изучение специфики эстетического. По обществ. взглядам К. — просветитель умеренного направления, противник применения насилия как средства решения социальных проблем. Он был идеологом передовой нем. буржуазии. По словам Маркса, «… философию Канта можно по справедливости считать немецкой теорией французской революции…» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 88). Философия истории зрелого Канта изложена им в работах «Идея всеобщей истории» (1784) и «Предполагаемое начало истории человечества» (В., 1786, рус. пер. в кн.: «Родоначальники позитивизма», в. 1, СПБ, 1910). К. считал, что естеств. причины возникновения человеч. рода недоступны для познания, он исходил из факта существования уже готового человека, обладающего прямой походкой, наделенного речью и живущего в благоприятных природных условиях. Плодотворной была мысль К. о едином происхождении всех человеч. рас. В социально-политич. учении К., как и в его натурфилософии, понимание ист. закономерности развития сочеталось с уступками религии и телеологии. Рассматривая всемирную историю в целом, К. видит прогрессивное развитие человечества, намечает нек-рые его стадии: 1) дикая охотничья жизнь; 2) начало труда, возникновение земледелия и скотоводства; 3) отделение земледелия от скотоводства, появление неравенства, зарождение «примитивной государственности». Дальнейшее совершенствование гос. устройства, по К., все больше приближает человечество к осуществлению цели истории — достижению всеобщего правового гражд. состояния. Важным вкладом К. в подготовку науч. взгляда на развитие общества была высказанная им догадка о роли социальных антагонизмов как источника прогресса. Антагонизм — это та сила, указывал К., к-рая действует в обществе независимо от личных устремлений людей. Человек хочет согласия, но природа лучше знает, что составляет благо для его рода: она стремится к раздору. Этот неискоренимый раздор, завистливо соревнующееся тщеславие, ненасытное желание владеть и господствовать явились, по К., причиной возникновения гос-ва — великого орудия прогресса. С целью спасти себя от взаимного истребления люди создают гос-во, передавая ему часть своих прав. Нечто подобное должно произойти, по мнению К., и в отношениях между гос-вами: войны, соперничество в вооружении и т. д. с силой необходимости заставляют гос-ва искать выхода из беззаконного состояния; хотят ли люди этого или нет, но логика истории, полагал К., сами объективно складывающиеся обстоятельства заставляют гос-ва объединиться с целью сохранения мира. В работе «К вечному миру» (K?nigsberg, 1795), рус. пер. в сб.: «Трактаты о вечном мире», М., 1963, К. набросал план осуществления своей идеи. Он не брался предсказать время создания мирного союза, но считал, что его идея «… практически достижима и обязывает нас работать во имя этой (не столь уж призрачной) цели» (указ. соч., с. 172). Все ценное и прогрессивное, что имелось в учении К., было воспринято последующим развитием нем. классич. философии, подготовившей возникновение диалектич. и ист. материализма. Реакц. стороны учения К. возродились в 60-е гг. 19 в. в т.н. неокантианстве, интерпретировавшем философию К. в духе субъективного идеализма. Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1-23, В., 1910-55; Zur Geschichtsphilosophie, В., 1946; в рус. пер. — Соч., т. 1-2, M., 1963-. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии, там же, т. 21; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 Изд., т. 14; Асмус В., Философия И. Канта, М., 1957; Галанза П. Н., Учение И. Канта о государстве и праве, М., 1960; Сережников В., Кант, М.-Л., 1926; Фишер К., История новой философии, т. 4-5, СПБ, 1906-10; Гулыга А. В., Ист. взгляды нем. просветителей XVIII в., «ННИ», 1963, No 3; Adler M., Das Soziologische in Kants Erkenntniskritik, W., 1924; G?rland A., Kant als Friedensfreund, Lpz., (1924); Ebbinghaus J., Kants Lehre vom ewigen Frieden und die Kriegsschuldfrage, T?bingen, 1929; D?rpinghaus W., Der Begriff der Gesellschaft bei Kant, (K?ln, 1959). Eisler B.., Kant-Lexicon, В., 1930. А. В. Гулыга. Москва. Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. — М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Значение слова кант. Что такое кант?

Словарь юридический

Кант — (1724- 1804) — немецкий философ и ученый, идеолог буржуазного реформизма, один из создателей концепции «правового государства». Родился в г. Кенигсберге в семье мелкого…

Словарь БСЭ

Кант — Иммануил (1724-1804) — немецкий философ, родоначальник немецкойклассической философии; профессор университета в Кенигсберге, иностранныйпочетный член Петербургской АН…

Словарь Даля

Кант — кантик м. выпушка, оторочка по швам или краям одежды; обвод, кайма, шитая или накладная. Кантовать мундир, портняжное вшивать выпушку. | Кантовать доски, при свалке их, оборачивать, переворачивать исподом вверх.

Словарь Ожегова

Кант — Вшитый цветной шнурок, узкая полоска ткани по краю или шву одежды

Кант — Полоска, которой оклеен по краям в виде рамки эстамп, рисунок, таблица

Словарь Городов

Кант — поселок городского типа, местоположение Чуйская область, Киргизия, население составляет 20 181 человек. Рядом распологаются ближайшие крупные города: Бишкек, Токмок,…

Кант — деревня, местоположение Уттар Прадеш, Индия, население составляет 24 883 человека. Рядом распологаются ближайшие крупные города: Джьотибапхуленагар, Морадабад,…

см. также морфологический разбор слова «кант».

(от лат. cantus — пение, песня) — род бытовой многоголосной песни, распространённый в России, на Украине и в Белоруссии в 17-18 вв. Первоначально К. создавались на религиозные тексты и бытовали лишь в кругах духовенства и монастырского населения. Возникновение К. связано с развитием силлабич. поэзии (с сер. 17 в.). В первых сборниках К. (80-90-е гг. 17 в.) встречаются тексты Симеона Полоцкого, иеромонаха Германа, Дмитрия Ростовского и др. (имя автора иногда зашифровывалось в акростихе). В этих сборниках уже определяются осн. черты муз. строения К., сохранявшиеся в дальнейшем: 3-голосное изложение с параллельным движением двух верхних голосов и басом, создающим гармонич. опору, квадратная муз. строфа, охватывающая, как правило, 2-4 строки текста с цезурами, приходящимися на границы строк. Нек-рое количество К. было заимствовано из польских сборников (т. н. кантычки, отсюда назв. «кант») с сохранением текста подлинника или в переводе на церк.-слав. язык. Интонац. строй ранних К. представляет собой сложный сплав элементов знаменного распева, рус. и укр. нар. песни, а также польской мелодики. Разновидностью К. является псальма, т. е. К. на тексты псалмов, изложенных в стихотворной форме.

Страницы из сборника кантов 18 в. Государственный Исторический музей (Москва). Музейное собрание, No 3134, листы 80 (оборот) и 81.

После 1682 В. П. Титовым была написана музыка к «Стихотворной псалтыри» С. Полоцкого, включающей все 150 псалмов Давида. В дальнейшем слово «псальма» употреблялось в более широком смысле, по существу став равнозначным слову «К.».

В 18 в. тематика К. расширяется, появляются К. патриотич., бытового, любовно-лирич. содержания. Расширяется и сфера бытования К. — они становятся излюбленной формой музицирования средних слоёв гор. населения. В период царствования Петра I возникают «приветственные», или «панегирические», К., посвящённые крупным событиям гос. жизни, воен. победам и т. д. Мелодика этих К. характеризуется фанфарными оборотами, торжественными ритмами полонеза, пространными ликующими руладами. Исполнение их часто сопровождалось звучанием труб и колокольным звоном.

Кант на победу при Полтаве (1717).

К этому же времени относится зарождение лирич. любовного К., но окончательно этот вид К. складывается в 30-х и 40-х гг. 18 в. Наиболее ранний нотный сборник лирич. К. под назв. «Куранты» датирован 1733. Курантами (или корантами) называются лирич. любовные К. и в нек-рых позднейших сборниках. Возможно, что это определение исходит от назв. танца куранта, применявшегося на Западе к песням лирич. характера. В формировании К. значит. роль сыграла поэзия В. К. Тредиаковского, на тексты к-рого было сложено неск. десятков К. Они создавались также на стихи М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова и др. выдающихся рус. поэтов, однако в большинстве К. слова, как и музыка, оставались анонимными. Нередко стихи любовного лирич. содержания распевались на мелодию духовного или панегирич. К., что приводило к резкому противоречию между образами текста и музыкой. Вместе с тем интонац. строй лирич. К. обогащается за счёт новых источников, впитывая в себя элементы бытующих танц. форм, гл. обр. менуэта. Хотя эти К. записывались по традиции на 3 строчках, не исключено, что их могли петь соло с сопровождением инструмента. На мелодику К. оказывала влияние и нар. песня. В кантовый репертуар 18 в. вошёл ряд популярных укр. песен. Близкое родство с рус. плясовой нар. песней обнаруживают многие К. шуточно-сатирич. характера. Но в целом муз. и поэтич. стиль К. отличался от народнопесенного. Различными были формы бытования К. и нар. песни. Встречающиеся в рукописных сборниках образцы подлинных народных песен в типичном для К. 3-голосном изложении немногочисленны и большинство их относится уже к последней трети 18 в.

Период наивысшего расцвета К. приходится на сер. 18 в. (40-60-е гг.). В дальнейшем К. постепенно вытесняется новым типом сольной лирич. песни с сопровождением («российская песня»). Резко критически высказывались о словесной стороне К. один из основоположников рус. лит. классицизма А. П. Сумароков и его последователь М. И. Попов. Тем не менее развитие К. продолжалось до кон. 18 в., а отчасти и позже (гл. обр. в провинции и у старообрядцев). Нек-рые К. в изменённом виде вошли в устную нар. традицию.

Ю. В. Келдыш.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. Кант — I (Kant) Герман (р. 14.6.1926, Гамбург), немецкий писатель и публицист (ГДР). Первый сборник новелл «Немножко южного моря» (1962). Романы К. «Актовый зал» (1965, рус. пер. Большая советская энциклопедия
  2. Кант — орф. Кант, -а: гипотеза Канта Орфографический словарь Лопатина
  3. КАНТ — КАНТ (Kant) Иммануил (1724-1804) — немецкий философ и естествоиспытатель, с работ которого начинается немецкая классическая философия. Вся жизнь… Новейший философский словарь
  4. Кант — (нем. Kante) 1. Узкий цветной шнурок, оторочка из кожи, сложенная вдвое узкая полоска ткани другого цвета, расположенная в рельефах или швах одежды, например, на форменной военной одежде. Энциклопедия моды и одежды
  5. кант — КАНТ 1. КАНТ, -а; м. 1. Цветной шнурок, узкая полоска ткани, обычно другого цвета, вшитые по краям или швам платья или форменной одежды. Фуражка с красными кантами. Отделка платья кантом. Выпустить к. по краю юбки. Толковый словарь Кузнецова
  6. кант — сущ., кол-во синонимов: 9 выпушка 3 кантик 1 напуск 5 окантовка 7 оторочка 11 песня 161 полоска 30 философ 63 шнурок 22 Словарь синонимов русского языка
  7. кант — Кант, канты, канта, кантов, канту, кантам, кант, канты, кантом, кантами, канте, кантах Грамматический словарь Зализняка
  8. кант — КАНТ, канта, ·муж. (·нем. Kante). 1. Цветной шнурок, оторочка по краям или швам одежды (б.ч. форменной). Гимназисты носили синие фуражки с белым кантом. Телеграфисту с желтым кантом букетики даришь. Андрей Белый. Толковый словарь Ушакова
  9. КАНТ — КАНТ (Kant) Иммануил (22 апреля 1724, Кёнигсберг, ныне Калининград – 12 февраля 1804, там же) – немецкий философ, создатель трансцендентального идеализма. В 1740 Кант стал студентом теологического факультета Кёнигсбергского университета. Новая философская энциклопедия
  10. кант — КАНТ, а, м. 1. Вшитый цветной шнурок, узкая полоска ткани по краю или шву одежды. 2. Полоска, к-рой оклеен по краям в виде рамки эстамп, рисунок, таблица. | уменьш. кантик, а, м. | прил. кантовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  11. Кант — (Immanuel Kant, первонач. Cant) — основатель философского критицизма, представляющего главную поворотную точку в истории человеческой мысли, так что все развитие философии, если не по содержанию, то по отношению мысли к этому содержанию… Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  12. кант — КАНТ, -а, м. Временный отдых, передышка, перекур; временная легкая работа. Ср. устар. «кантовать», «кантюжить», «кантюжничать» — нищенствовать, таскаться, бродяжничать или пировать, гулять, «кант» — копейка; Ср. также кантовать; возм. наложение с «кань» — кабак (из офен.). Толковый словарь русского арго
  13. кант — I I. «шов, отделка, обшивка». Вероятно, через польск. kant из нем. Kante, которое происходит из ст.-франц. саnt, лат. canthus; см. Брюкнер 216; Клюге-Гётце 281. Отсюда кантова́ть (не из шв., вопреки Маценауэру, LF 8, 43). •• . Морфемно-орфографический словарь
  14. кант — I. канта, м. . 1. Цветной шнурок, оторочка по краям или швам одежды (б.ч. форменной). Гимназисты носили синие фуражки с белым кантом. Телеграфисту с желтым кантом букетики даришь. Андрей Белый. Большой словарь иностранных слов
  15. КАНТ — КАНТ — город (с 1985) в Киргизии, Чуйская обл. Железнодорожная станция. 24,2 тыс. жителей (1991). Цементно-шиферный комбинат, сахарный и другие заводы. КАНТ (Canth) (Минна) (наст. Большой энциклопедический словарь
  16. кант — КАНТ I. Очень крутой, относительно гладкий с обеих сторон гребень горы. II. 1. Металлическое ребро горной лыжи, расположенное с ее обеих сторон. Играет важную роль в технике горнолыжного спорта. Словарь спортивных терминов
  17. кант — орф. кант, -а Орфографический словарь Лопатина
  18. кант — 1) -а, м. 1. Цветной шнурок, оторочка, узкая полоска обычно из ткани другого цвета, вшитые по краям или швам платья или форменной одежды. Фуражка с красными кантами. Отделать платье кантом. Выпустить кант. Малый академический словарь
  19. кант — Края переплетной крышки или обложки, выступающие за обрез блока. Кант предохраняет блок от порчи и загрязнения, улучшает рас-крываемость книги, брошюры и пр. Толковый словарь по полиграфии
  20. кант — КАНТ, кантик м. выпушка, оторочка по швам или краям одежды; обвод, кайма, шитая или накладная. Кантовать мундир, портняжное вшивать выпушку. || Кантовать доски, при свалке их, оборачивать, переворачивать исподом вверх. Также см. канта Толковый словарь Даля
  21. кант — КАНТ а, м. ст.-фр. cant грань, угол, торец> нем. Kante > пол. kant. 1. Цветной шнурок, оторочка по краям или швам одежды, большей частью форменной. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *