Какие музыки бывают?

Какая бывает музыка по характеру?

Какая музыка бывает по характеру? Едва ли на этот вопросик найдётся однозначный ответ. Дедушка советской музыкальной педагогики Дмитрий Борисович Кабалевский полагал, что музыка держится на «трёх китах» ‑ это песня, марш и танец.

В принципе, Дмитрий Борисович был прав, под такую классификацию может попасть любая мелодия. Но мир музыки настолько многообразен, наполнен тончайшими эмоциональными нюансами, что характер музыки не является чем-то статичным. В одном и том же произведении очень часто переплетаются и сталкиваются темы, абсолютно по характеру противоположные. На таком противопоставлении основано строение всех сонат и симфоний, да и большинства других музыкальных произведений.

Возьмём, к примеру, всем известный Траурный марш из си-бемольной сонаты Шопена. Эта музыка, вошедшая в похоронный ритуал многих стран, в нашем сознании стала неразрывно связана с тяжёлой утратой. Основная тема полна безнадёжного горя и тоски, но в средней части вдруг возникает мелодия совершенно другого характера – светлая, как бы утешающая.

Говоря о характере музыкальных произведений, мы, скорее, имеем в виду то настроение, которое они передают. Очень условно можно всю музыку разделить на весёлую и грустную. На самом же деле она способна выразить все полутона состояния души – от трагизма до бурной радости.

Попробуем на известных примерах продемонстрировать, какая музыка бывает по характеру.

  • Трагическая. Например, «Лакримоза» из «Реквиема» великого Моцарта. Вряд ли кто-то может остаться равнодушным к пронзительности такой музыки. Недаром Элем Климов ее использовал в финале своего тяжелого, но очень сильного фильма «Иди и смотри».
  • Лирическая. Известнейшая миниатюра Бетховена «К Элизе», простота и выразительность чувств которой как бы предвосхищает всю эпоху романтизма.
  • Патриотическая. Концентратом патриотизма в музыке, пожалуй, является гимн своей страны. Наш российский Гимн (музыка А.Александрова) – один из самых величавых и торжественных, наполняющих национальной гордостью. (В момент, когда под музыку гимна проходит награждение наших спортсменов, наверное, каждый проникается этими чувствами).
  • Радостная. И опять Бетховен. Ода «К радости» из 9-й симфонии наполнена таким всеобъемлющим оптимизмом, что Совет Европы объявил эту музыку гимном Евросоюза (видимо, в надежде на лучшее будущее Европы). Впечатляет, что эту симфонию Бетховен написал уже, будучи глухим.
  • Созерцательная. Музыка пьесы Э.Грига «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» носит идиллически пасторальный характер. Это картинка раннего утра, ничего глобального не происходит. Красота, покой, гармония.

Конечно, это лишь малая часть возможных настроений. Кроме этого, музыка по характеру может быть тревожной, таинственной, драматической, бодрой, шутливой и другой (тут можете сами добавить бесконечное число вариантов).

Ограничившись здесь примерами из популярных классических произведений, не будем забывать, что современная, народная, эстрадная, джазовая – любая музыка, тоже имеет опредёленный характер, даря слушателю соответствующее настроение.

То, какая бывает музыка по характеру, может зависеть не только от её содержания или эмоционального тонуса, но и от многих других факторов: например, от темпа. Быстро или медленно – это ведь очень важно? Кстати, табличку с основными обозначениями, которые композиторы используют для передачи характера, можно скачать .

Закончить хочется словами Толстого из «Крейцеровой сонаты»:

Автор – Сюзанна Мак

Му́зыка (от др.-греч. μουσική — искусство муз) — искусство интонации; музыкальное произведение. Художественная деятельность в музыке направлена на звуковой материал (звук музыкальный) — отдельные звуки или звуковые комплексы (гармонические последовательности, ритмические фигуры, мелодические интервалы, лады, тональности, сонорные эффекты и т. п.), организуемый в высотном, временно́м, тембровом, громкостном и др. отношениях с целью воплощения особой образной мысли, ассоциирующей состояния и процессы внешнего мира, внутренние переживания человека со слуховыми впечатлениями (художественный образ).
Для нашей жизни музыка часто придает своего рода дополнение нас самих! Мы выбираем свои стили музыки и находим песня, что нам по душе! Есть много стилей музыка, таких как : рок, реп, поп, шансон , метал, народная музыка, духовная музыка, джаз, индийская классическая музыка, арабская классическая музыка, европейская классическая музыка, латиноамериканская музыка, блюз, кантри, электронная музыка, ска; рокстеди; реггей.
1. Рок-му́зыка (англ. Rock music) — обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово «rock» — качать — в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake» и т. п. Такие признаки рок-музыки, как использование электромузыкальных инструментов, творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения) являются вторичными и часто вводят в заблуждение. По этой причине принадлежность некоторых стилей музыки к року оспаривается. Также рок является особым субкультурным явлением; такие субкультуры, как моды, хиппи, панки, металлисты, готы, эмо неразрывно связаны с определёнными жанрами рок-музыки.
стили:
— оригинальные стили (панк-рок, метал, рок-н-ролл);
— смешанный стиль (джаз-рок, реп-рок, дарк-рок);
— перекрёстный стиль (акустик рок, альтернативный рок, христианский рок);
2. Рэп (англ. rap, rapping) — ритмичный речитатив, обычно читающийся под музыку с тяжёлым битом. Исполнитель рэпа называется рэпером (не путать с репером), или более общим термином MC.Рэп — один из основных элементов стиля хип-хоп-музыки; часто используется как синоним понятия Хип-хоп. Однако рэп используется не только в хип-хоп музыке, но и в других жанрах. Многие исполнители драм-н-бэйс используют рэп. В рок-музыке он встречается в таких жанрах, как рэпкор, ню-метал, альтернативный рок, альтернативный рэп и некоторые другие, например, новые направления хардкор-музыки. Поп-музыканты и исполнители современного RnB также нередко используют рэп в своих композициях.
Стили:
— Old School Rap;
— Southern Rap;
— Underground Rap;
— Pop-Rap;
— Political Rap;
— Party Rap;
— Jazz-Rap;
— Hardcore rap;
— Gangsta Rap;
— Foreign Rap;
— Dirty Rap;
— British Rap;
— Hip-Hop;
— Break Beat;
— Hip-Hop/Urban;
— Alternative Rap;
— Comedy Rap;
— DownBeats;
— East Coast Rap;
— Ragga.
3. Поп-му́зыка (англ. Pop-music от Popular music) — направление современной музыки, вид современной массовой культуры.
Термин «поп-музыка» имеет двоякое значение. В широком значении, это любая массовая музыка (включая рок, электронику, джаз, блюз). В узком значении — отдельный жанр популярной музыки, непосредственно поп-музыка с определенными характеристиками.
Основные черты поп-музыки как жанра — простота, мелодичность, опора на вокал и ритм с меньшим вниманием к инструментальной части. Основная и практически единственная форма композиции в поп-музыке — песня. Тексты поп-музыки обычно посвящены личным чувствам.
Стили:
— Эстрадный поп;
— диско;
— лёгкая музыка;
— электро-поп;
— данс-поп;
— евродэнс.
4. Шансо́н (фр. chanson — «песня») — жанр вокальной музыки; слово употребимо в двух значениях:
1) светская многоголосная песня на французском языке эпохи позднего Средневековья и Возрождения (по-русски несклоняемое существительное);
2) французская эстрадная песня в стилистике кабаре (по-русски склоняется).
Стили:
— авторская песня;
— романс;
— блатная песня;
— русский шансон.
5. Ме́тал, или мета́лл (от англ. metal) — жанр рок-музыки, появившийся из хард-рока в начале и середине 1970-х гг. Metal — возник как продолжение Rock, отличается использованием в большем количестве трудных звуковых эффектов.
Стили:
— Heavy Metal;
— Trash (thrash) metal;
— Death Metal;
— Black Metal;
— Power Metal;
— Folk Metal;
— Viking Metal;
— Gore Metal;
— Doom Metal;
— Progressive Metal;
— Gothic Metal;
— Industrial Metal;
— Nu Metal;
— Grindcore;
— Glam Metal.
6. Народная музыка (или фольклорная, англ. folklore) — музыкально-поэтическое творчество народа. Она — неотъемлемая часть фольклора и вместе с тем включается в исторический процесс формирования и развития культовой и светской, профессиональной и массовой музыкальной культуры. На конференции международного совета народной музыки (начало 1950-х годов) народная музыка была определена как продукт музыкальной традиции, формируемой в процессе устной передачи тремя факторами — непрерывностью (преемственностью), вариантностью (изменчивостью) и избирательностью (отбором среды).
Стили: нет.
7. Духо́вная му́зыка — музыка религиозного характера, предназначенная для исполнения во время молитв, богослужений и в быту. Духовная музыка, как правило, пишется на основе или под влиянием текстов религиозного содержания (напр.: Библии).
Стили:
— Иудейская;
— Христианская;
— Исламская.
8. Джаз (англ. Jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры — свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей.
Стили:
— World Jazz;
— Jazz-Rap;
— Jazz-rock;
— Latin Jazz;
— Electro-jazz;
— Electro-jazz;
— Jazz;
— Cool Jazz.
9. Индийская классическая музыка — одна из древнейших комплексных музыкальных традиций мира. Её истоки традиционно связывают с Ведами, в первую очередь с «Сама-ведой» (2 тыс. до н. э.), останавливающейся на музыке подробнее других Вед (объясняя, как исполнять гимны «Риг-веды») и прочно связывающей истоки музыки с религиозно-магической практикой индуизма.
Стили:
— Музыка хиндустани;
— Дхрупад (XIV—XVI вв.);
— Кхаиял (XVII—XVIII вв.);
— Дадра;
— Таппа;
— Газал;
— Тарана;
— Карнатака.
10. Арабская классическая музыка — тоже одна из древнейших комплексных музыкальных традиций мира. Её истоки традиционно связывают с Кораном.
Стили:
— Нуба;
— Каул;
— Газал;
— Тарана;
— Фурудашт;
— Мустазад.
11. Европейская классическая музыка — музыка прошлого, выдержавшая испытание временем и имеющая аудиторию в современном обществе. Уже сегодня в качестве классических воспринимаются не только вершины высокого музыкального искусства, но и лучшие образцы развлекательных жанров прошлого: например, вершины французской, венской и венгерской оперетты XIX — начала XX вв., вальсы Иоганна Штрауса и т.п. Музыка второй половины XVIII века — начала XIX века. (этот период традиционно соотносят с классицизмом). Понятие классицизма не слишком широко применимо к музыке, так что в устойчивой характеристике Гайдна, Моцарта и Бетховена как венских классиков присутствует и немалая доля качественной оценки их творчества как фундамента для дальнейшего развития музыкальной композиции.
Стили:
— Средневековья;
— Возрождения;
— Барокко;
— Романтизм;
— Классицизм;
— Модерн;
— Электронная европейская классическая музыка.
12. Зажигательное латино, или, латиноамериканская музыка. Традиционно под этим определением понимается музыкальный стиль, который до того, как стать всемирно известным представлял собой некую смесь испанских, африканских и индейских мотивов. Родом эта музыкальная традиция конечно же из Латинской Америки. Именно переселенцы из этой части континента и сделали это музыкальное направление всемирно известным.
Стили:
— Румба;
— Меренге;
— Самба;
— Танго;
— Сон;
— Мамбо;
— Ча-ча-ча;
— Пачанга;
— Босса-нова;
— Сальса;
— Зук;
— Бачата;
— Ламбада.
13. Блюз (англ. blues от blue devils) — жанр музыки, получивший широкое распространение в 20-х годах XX века. Является одним из достижений афроамериканской культуры. Сложился из таких этнических музыкальных направлений афроамериканского общества как «рабочая песня» (англ. work song), «спиричуэлс» (англ. spirituals) и холер (англ. Holler).
Стили:
— Сельский блюз;
— Харп-блюз;
— Техасский блюз;
— Электро-блюз;
— Вест Сайд блюз;
— Вест Кост блюз;
— Дельта-блюз;
— Чикагский блюз;
— Британский блюз;
— Ритм-энд-блюз.
14. Кантри (англ. Country от country music — сельская музыка) — наиболее распространённая разновидность североамериканской народной музыки, по популярности в США не уступающая поп-музыке.
Стили:
— Вестерн-свинг;
— Блюграсс;
— Хиллбилли;
— Кантри-н-вестерн;
— Каджун;
— Техана;
— Хонки-тонк;
— Альт-кантри.
15. Электро́нная му́зыка (от англ. Electronic music, в просторечии также «электроника») — широкий музыкальный жанр, обозначающий музыку, созданную с использованием электронных музыкальных инструментов. Хотя первые электронные инструменты появились ещё в начале XX века, электронная музыка как жанр развилась во второй половине XX века и на начало XXI века включает десятки разновидностей.
Стили:
— House;
— Techno;
— Jungle.
16. Ска (англ. Ska) — музыкальный стиль, появившийся на Ямайке в конце 1950-х гг. Возникновение стиля связано с появлением звуковых установок (англ. «sound systems»), позволявших танцевать прямо на улице.
Стили:
— Ска-джаз;
— Ска-панк ;
— Ска-кор;
— Менто;
— Калипсо;
— Регги;
— Рокстеди;
— 2 Tone.
Итак, для многих людей музыка довольно важна! Мы часто слушаем музыку, чтобы прибавить эмоций или поменять их. Или же просто для удовольствия) Вот для меня, как усилитель моих эмоций, потому, что я как будто не чувствую толком без музыки. Но часто бывает, что музыка меняет самых нас… например жесткий рок или метал делает нас более жестокими, если очень часто слушать! Или другие джаз или подобную легкую музыку, если очень часто слушать, то можно разленится или быть равнодушным к многим вещам. Естественно, что есть и позитивные моменты, которые влияют на наше мировоззрение и сам характер.Например, что в роке ты больше начинаешь понимать, жестокость этого мира, а под блюз или джаз — отдохнуть и просто расслабится от всего. Каждый любитель своего стиля, конечно же будет защищать свой стиль и говорить, что он самый лучший и т.д. Сейчас много споров из-за таких вещей!… Например я обожая рок и метал, но я совсем не осуждаю другие жанры музыки, потому, что они тоже достойны на свое сосуществования и тоже по своему хороши. Понятно дело, что все мы разные и у нас разные вкусы!… Но когда мы начинаем открыто и нагло проявлять свое недовольство на счет других жанров и позорить их — это уже безумие… У каждого есть свои любимые группы, например одни из моих любимых групп, это — Ария и Люмен… Ария мне нравиться, за своего рода стиль, из-за прекрасные медляки и отличную музыку, как и у каждой группы есть и песни , которые бы мне не понравились. А в Люмене мне понравилось ихняя открытость, то, что они так открыто борются с несправедливостью, как и в государстве, так и в личной жизни каждого!… У них отличная музыка , и почти все песни с отличным смыслом… У них много песен, над которыми стоит задуматься каждому!!!… По этому , я так люблю свою музыка, которую слушаю… И часто я заметил, что люди любят слушать иностранные группы, хотя совсем не знаю перевода!!! И они их начинают подпевать постоянно, даже не догадываясь, о том , что возможно они говорят молитву сатане или какое то проклятие, таких довольно много групп есть! так, что постарайтесь узнать хоть о чем поет вашу любимая группа и будьте осторожны с выбором) Любите свою музыку и не оскорбляйте другую, даже если она вам искренне не нравится!…

Музыкальные жанры

Блюз (англ. blues, от blue devils — меланхолия, грусть) — первоначально — сольная лирическая песня афроамериканцев, впоследствии — направление в музыке. Блюз появился во второй половине XIX в. в США. Для мелодики блюза характерны вопросно-ответная структура и использование блюзового лада. В лирических текстах множества блюзов нашла отражение тема социального и расового угнетения.

Вокальная музыка — это музыка, в которой голос главенствует или равноправен с инструментами, с сопровождением или a cappella. Крупные жанры — музыкально-драматическое произведение, оратория, средние жанры — кантата, вокальный цикл, литургия, хоровой концерт, малые — вокальная миниатюра (песня, романс).

Госпел (англ. gospel music) — жанр духовной христианской музыки, развившийся в первой трети XX в. в США. Обычно различают негритянский госпел и белый госпел. Общим является то, что и тот и другой родились в среде методистских церквей американского Юга.

Джаз (англ. jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в начале XX в. в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах и уникальный комплекс приемов исполнения ритмической фактуры — свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счет освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей.

Кантри (англ. country, второе название — кантри энд вестерн, англ. country and western) — наиболее распространенная разновидность американской фолк-музыки белых жителей (ковбоев) Юга и Юго-Запада США.

Классическая музыка — свободное от терминологической строгости понятие, употребляющееся, в зависимости от контекста, в трех значениях.

1. В значении качественной оценки: музыка прошлого, выдержавшая испытание временем и имеющая аудиторию в современном обществе. Уже сегодня в качестве классических воспринимаются не только вершины высокого музыкального искусства, но и лучшие образцы развлекательных жанров прошлого: например, вершины французской, венской и венгерской оперетты XIX — начала XX в., вальсы Иоганна Штрауса и т. п.

2. В узкоисторическом смысле: музыка второй половины XVII — начала XIX в. (этот период традиционно соотносят с классицизмом). Понятие классицизма по отношению к музыке не слишком широко применимо, так что в устойчивой характеристике Гайдна, Моцарта и Бетховена как венских классиков присутствует и немалая доля качественной оценки их творчества как фундамента для дальнейшего развития музыкальной композиции.

3. В типологическом смысле: так называемая академическая музыка, находящаяся в отношении преемственности прежде всего к сформировавшимся в Европе в XVII–XIX вв. музыкальным жанрам и формам (опера, симфония, соната и т. п.), мелодическим и гармоническим принципам и инструментальному составу.

Мюзикл (иногда называется музыкальной комедией) — музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, танцы, при этом сюжет, как правило, незамысловат. Большое влияние на мюзикл оказали многие жанры: оперетта, комическая опера, водевиль, бурлеск. Как отдельный жанр театрального искусства долгое время не признавался и до сих пор признается не всеми.

Народная песня — наиболее распространенный вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества. Отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события, отличается своеобразием жанрового содержания, музыкального языка, структуры. Народная песня существует во множестве местных вариантов, постепенно видоизменяясь.

Опера (итал. opera, буквально — сочинение, от лат. opera — труд, изделие, произведение) — художественно-драматическая форма театральных представлений, в которой речь, соединенная с музыкой (пение и аккомпанемент), и сценическое действие имеют преобладающее значение. Первый оперный театр для публичных представлений был открыт в 1637 году в Венеции; ранее опера служила только для придворных развлечений. Первой большой оперой можно считать «Дафну» Пери, исполненную в 1597 году. Опера скоро распространилась по Италии, а затем и по остальным странам Европы.

Панк-рок (англ. punk rock) — жанр рок-музыки, возникший в середине 1970-х годов в США и Великобритании, в котором сочетались социальный протест и музыкальное неприятие тогдашних форм рока: культивировались нарочито примитивная игра и задорность раннего рок-н-ролла.

Поп-музыка (англ. pop music, от popular music) — вид современной развлекательной музыки. В целом этим термином, особенно в западных странах, определяют весь спектр эстрадной развлекательной музыки, исключая, как правило, джаз, блюз и кантри. Несмотря на то что, таким образом, составной частью этого термина оказывается рок-музыка, ее зачастую противопоставляют поп-музыке, видя в последней олицетворение сугубо легкой музыки, рассчитанной на массового слушателя.

Рок-н-ролл (англ. rock’n’roll, от rock and roll) — стиль популярной музыки, родившийся в 1950-х годах в США и явившийся ранней стадией развития рок-музыки. Также танец, исполняемый под музыку рок-н-ролла и музыкальная композиция в стиле рок-н-ролла. В англоязычных странах термин «рок-н-ролл» нередко применяют при общем обозначении рок-музыки. Считается, что термин «рок-н-ролл» в его современном понимании был введен в обиход Аланом Фридом, энергичным диск-жокеем из Кливленда, штат Огайо. Классическое звучание рок-н-ролла было сформировано в 1954–1955 годах, когда Билл Хейли, Элвис Пресли, Чак Берри, Литл Ричард и Фэтс Домино записывали песни, заложившие основу рок-н-ролла.

Романс — вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного.

Ска (англ. ska) — музыкальный стиль, появившийся на Ямайке в конце 1950-х годов. Возникновение стиля связано с появлением звуковых установок (англ. sound systems), позволявших танцевать прямо на улице.

Спиричуэле (англ. spirituals, spiritual music) — один из самых ранних жанров афро-американской музыки. Традиционно песни спиричуэлс связаны с христианской религиозной тематикой. Как жанр спиричуэлс оформился в последней трети XIX в. в США в качестве модифицированных невольничих песен среди негров американского Юга.

Хип-хоп (англ. hip-hop) — молодежная субкультура, появившаяся в США в конце 1970-х в среде афроамериканцев. Для нее характерны своя музыка (также называемая «хип-хоп»), свой жаргон, своя мода, танцевальные стили (брейк-данс и др.), графическое искусство (граффити) и свой кинематограф. Музыка хип-хопа состоит из двух основных элементов: рэпа (ритмичного речитатива с четко обозначенными рифмами) и ритма, задаваемого ди-джеем; в то же время нередки композиции без вокала. В такой комбинации исполнители рэпа называют себя «эм-си» (англ. МС — Microphone Controller или Master of Ceremony).

Шансон (франц. chanson) — французские эстрадные песни конца XIX—

XX вв., исполненные в стилистике кабаре. Из кабаре данная модификация шансонов перешла во французскую эстрадную музыку XX в. (самыми известными шансонье были Морис Шевалье, Эдит Пиаф и др.). За пределами Франции к числу шансонье принято относить почти всех эстрадных исполнителей франкоязычных песен. Благодаря такому расширенному толкованию термина в эту категорию попадают П. Дюпон, Ив Монтан, Ж. Брассенс, Ш. Азнавур, М. Матье, Джо Дассен, П. Каас.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *