Какие есть былины?

Былины

  • > О сайте
  • > Сказки и рассказы
    • > Вороны Ут-Рёста
    • > Барышня-крестьянка
    • > Станционный смотритель
    • > Гробовщик
    • > Метель
    • > Выстрел
    • > Злоумышленник
    • > Размазня
    • > Хамелеон
    • > Куст сирени
    • > Чудесный доктор
    • > Девушка и месяц
    • > Охотник и тигр
    • > Храбрый Мэргэн
    • > Отважный сын
    • > Золотая чаша
    • > Девушка-хвощинка
    • > Смелая старуха и трусливый старик
    • > Маленький Уняны
    • > Побежденный кит
    • > Хозяин ветров
    • > Дочь с веретёнце
    • > Дочь старика Олекшина
    • > Боролдой-Мерген и его храбрый сын
    • > Кто больше?
    • > Старик Канбак-шал
    • > Чей сон лучше
    • > Алдар-Косе и Шигай-бай
    • > Заяц-слуга
    • > Три арбузных семечка
    • > Догадливые братья
    • > Алчный казий
    • > Птица Кахка
    • > Глупец
    • > Гора самоцветов
    • > Стрелок и Царкин-хан
    • > Мальчик Бебеле
    • > Алтын-Сака — Золотая бабка
    • > Рогатый хан
    • > Портной, медведь и бесёнок
    • > Красавица берёза
    • > Как братья огонь добывали
    • > Мальчик-богатырь
    • > Сыре Варда
    • > Кому подарить бешмет
    • > Научись ремеслу
    • > Датуа и Петрикела
    • > Заказчик и мастер
    • > Царь и ткач
    • > Сообразительная Зарнияр
    • > Шейдулла-лентяй
    • > Злая женщина и чудовище
    • > Что дороже?
    • > Трудовые деньги
    • > Неблагодарный богач
    • > Как братья отцовский клад нашли
    • > Жёрнов Хийси
    • > Младшая сестрица
    • > Каждый свое получил
    • > Сила и смекалка
    • > Как барин конём стал
    • > Дровосекова краюшка
    • > Мужик и вельможа
    • > Вихревы подарки
    • > Мудрая девушка
    • > Как мужик со спесивым паном пообедал
    • > Про злыдней
    • > Покатигорошек
    • > Пастушья дудочка
    • > Наказанная царевна
    • > Семилетка
    • > Иван-крестьянский сын и чудо-юдо
    • > Ворон-челобитчик
    • > Богатырь
    • > Путём-дорогою
    • > Деревенский пожар
    • > Коняга
    • > Баран-непомнящий
    • > Либерал
    • > Соседи
    • > Недреманное око
    • > Верный Трезор
    • > Карась-идеалист
    • > Орел-меценат
    • > Вяленая вобла
    • > Медведь на воеводстве
    • > Самоотверженный заяц
    • > Премудрый пискарь
    • > Дикий помещик
    • > Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил
    • > Боевая сатира. Салтыков-Щедрин
    • > Как мы ездили в зоосад
    • > Гуси-лебеди
    • > Кот-серый лоб, козёл да баран
    • > Маша и медведь
    • > Лиса и медведь
    • > Кот и лиса
    • > Лисичка-сестричка и волк
    • > Лиса и дрозд
    • > Заюшкина избушка
    • > Петух и бобок
    • > Золотое яичко
    • > Чайка
    • > Баба-яга
    • > Снегурочка
    • > Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове
    • > Как поп работницу нанимал
    • > Не плюй в колодец, пригодится воды напиться
    • > Утренние лучи
    • > Девочка-печурочка
    • > Снег
    • > Ночные страхи
    • > Засуха
    • > Колокол
    • > Бык Магнит
    • > Агрономова дорога
    • > Горячий гвоздь
    • > Ягоды
    • > Секрет бабушка Бабуры
    • > Птичий пир
    • > Добрыня и Настасья
    • > Добрыня Никитич
    • > Сухман-богатырь
    • > Святогор
    • > Илья Муромец
    • > Волх Всеславьевич
    • > Сказка про трех пиратов
    • > На городском пруду
    • > Складной ножичек
    • > Капля
    • > Кленовый осенник
    • > Муравей и космонавт
    • > Почтовая бутылка
    • > Глоток воды
    • > Белая шхуна
    • > Якорь
    • > Пингвины
    • > Шесть Иванов — шесть капитанов
    • > Тупейный художник
      • > Лесков и его рассказ «Тупейный художник»
    • > Четыре желания
    • > Лягушка-путешественница
    • > Крылатые соседи
    • > Репка
    • > Дюймовочка
    • > Дружок
    • > Хитрая наука
    • > Дурак и берёза
    • > Шабарша
    • > Вещий сон
    • > Петух и жерновки
    • > Царевна-лягушка
    • > В.П. Катаев
    • > Как рубашка в поле выросла
    • > Лобо
    • > Медвежонок Джонни
    • > Уличный певец
    • > Арно
    • > Кладовая солнца
    • > Морозко
    • > Малыш и Карлсон
    • > Похождения жука-носорога
    • > Кто о чём поёт
    • > Белолобый
    • > Семь гвоздиков
    • > Снежная королева
    • > Хорёк и лиса
    • > Рассказы моей полянки
    • > Орел
    • > Алеша Попович
    • > Весна-красна
    • > Три поросёнка
    • > Крупеничка
    • > Чей нос лучше
    • > Слепая лошадь
    • > Владимир Ильич Ленин
    • > Кот в сапогах
    • > Двенадцать месяцев
    • > Лиса и журавль
    • > Самые новые приключения Лисенка. Большой приз
    • > Самые новые приключения Лисенка. Привидение.
    • > Ночная радуга
    • > Золушка
    • > Девочка и лиса
    • > Поездка в Кашино
    • > Кот-ворюга
    • > По щучьему веленью
    • > Петушок и бобовое зернышко
    • > Лисичка со скалочкой
    • > Зимовье зверей
    • > В нашем лесу
    • > Серебрянное копытце
    • > Серая шейка
    • > Бабушка Вьюга
    • > Чинк
    • > Стальное колечко
    • > Рикки-Тикки-Тави
    • > Песнь о вещем Олеге
    • > Ваня и Буян
    • > Телеграмма
    • > Л.И. Андреев
    • > О чем рассказал телескоп
    • > Рекс
    • > Первые дни Октября
    • > Старый Мороз и молодой Морозец
    • > У кого на языке молоко?
    • > Большой день Павки Полумесяцева
    • > Крабий тупик
    • > Как самовар запрягли
    • > Борис Житков. Про слона
    • > Хитрая точка
    • > Ромашки на кармашках
    • > Го-о-л!
    • > И.С. Соколов-Микитов
    • > Мишуткины открытия
    • > Варежка
    • > Далеко на севере
    • > Секрет на букву В
    • > Обыкновенные варежки
    • > Шум и шумок
    • > Лицом к солнцу
    • > В Смольном
    • > Ю. Збанацкий
    • > К.Д. Ушинский
    • > Л. Соболев. Кучук
    • > Русские народные сказки
    • > Отиа Иоселиани. Бачо, Рати и Ваче
    • > А. Линдгрен. Карлсон вернулся
    • > П.К. Асбьёрнсен. Королевские зайцы
    • > С.Я. Файнштейн. Скоро в школу
    • > В. Осеева. Волшебное слово
    • > Л. Пантелеев
    • > С. Аксаков, К. Коровин, М. Быкова
    • > Л. Воронкова. Солнечный денёк
    • > Б.В. Шергин. Одно дело делаешь, другого не порть
    • > В. Осеева
    • > Г-Х. Андерсен
    • > Удмуртские народные сказки
    • > М.М. Пришвин. Рассказы
    • > Б. Лавренёв. Большое сердце
    • > Д.Н. Мамин-Сибиряк. Сказка про храброго зайца
    • > А. Толстой. Хаврошечка
    • > Л.Н. Толстой. Истории
    • > Л. Воронкова. Грушевое яблочко
    • > К. Ушинский. Рассказы
    • > М. Пришвин. Рассказы
    • > Л.Н. Толстой, А. Афанасьев, А. Смирнов. Рассказы
    • > В.И. Даль. Лиса-лапотница
    • > С. Георгиевскя. Галина мама
    • > Л.Н. Толстой. Малышам
    • > В. Бианки. Рассказы
    • > Носов. Рассказы
    • > Н. Носов. Рассказы
    • > М. Пришвин. Рассказы
    • > М. Пришвин. Рассказы
    • > К.Д. Ушинский. Русские народные сказки в перерсказе
    • > К.Д. Ушинский. Русские народные сказки
    • > К.Д. Ушинский
    • > Сестрица Аленушка и братец Иванушка
    • > К.Д. Ушинский. Приметы осени
  • > Стихи
    • > А. Сурков.
    • > Жамбын Дашдондог
    • > Жамбын Дашдондог. Папа, мама и я
    • > Э. Багрицкий. Звезда Мордвина
    • > Э. Багрицкий. Смерть пионерки
    • > Э. Багрицкий. Соболиный след
    • > Л. Кондырев. Лесная сказка
    • > Л. Кондырев. Пушистые питомцы
    • > Л. Кондырев. Дед Мороз
    • > Р.Л. Стивенсон. Вересковый мёд
    • > Дж. Родари. Чем пахнут ремёсла
    • > Наша Маша маленька
    • > Д. Блынский. Сенокос в Разливе
    • > К. Чуковский. Айболит
    • > Маршак. Английские песенки
    • > Стихи русских поэтов
    • > А.В. Кольцов
    • > А.С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
    • > К.И. Чуковский. Путаница
    • > В.А. Жуковский. Спящая царевна
    • > В.А. Жуковский. Мальчик с пальчик
    • > В.А. Жуковский. Солнце и Борей
    • > В.А. Жуковский. Котик и козлик
    • > С. Михалков. Чудесные таблетки
    • > Н.А. Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы
    • > В.А. Жуковский. Лесной царь
    • > В.А. Жуковский. Суд божий над епископом
    • > В.А. Жуковский. Кубок
    • > Из народной поэзии Кабардино-Балкарии
    • > Из народной поэзии Дагестана
    • > Из грузинской народной поэзии
    • > Из азербайджанской народной поэзии
    • > Из армянской народной поэзии
    • > Cтихи о природе
    • > С. Маршак. Первый день календаря
    • > А.С. Пушкин. Сказка о золотом петушке
    • > П.П. Ершов. Конек-горбунок
      • > О сказке Конек-горбунок (В. Аникин)
    • > А.С. Пушкин. Сказка о попе и его работнике Балде
    • > С.Я. Маршак. Пожар
    • > Р.З. Заславский. Ночное такси
    • > В. Маяковский. Кем быть
    • > К. Чуковский. Тараканище
    • > Песенки
    • > В. Маяковский. Конь-огонь
    • > Миразиз Агзам. Птица Ульмас
    • > Миразиз Агзам
    • > Б.П. Сыров. Зеленая страна
    • > И.А. Крылов. Ворона и лисица
    • > А.С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге
    • > В. Щепотев. Три кошки
    • > Лев Куклин
    • > В. Данько
    • > З. Александрова. Смешные человечки
    • > Н. Полякова. Вот он я
    • > И.Г. Винокуров. Разноцветный поясок
    • > С. Маршак. Разноцветная книга
    • > О. Дриз. Энык-Бенык рисует
    • > З.Н. Александрова. Мы приехали на БАМ
    • > Р. Гамзатов. Мой дедушка
    • > В. Аушев. Живые льдинки
    • > Е. Ховив. Веселые горошинки
    • > А. Барто. Твой праздник
    • > В. Давыдов-Анатри
    • > Е. Карганова
    • > Ю. Синицын. Лесные тропинки
    • > С. Михалков. Про мимозу
    • > Е. Авдиенко
    • > Где гнутся над омутом лозы…
    • > Агния Барто. Младший брат
    • > Едем на дачу. Г. Ладонщиков
    • > Кошкина азбука
    • > Зима недаром злится…
    • > Летний дождь
    • > Славная осень
    • > Стихи о весне и зиме
    • > Рассказ о неизвестном герое
    • > Е. Благинина
    • > А.С. Пушкин.Сказка о рыбаке и рыбке
    • > С.В. Михалков
    • > В. Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо
    • > Муса Гали
    • > Платон Воронько
    • > Павло Тычина
    • > Г. Виеру
    • > В родном краю
    • > С. Маршак. Английские песенки
    • > Я. Аким
    • > А. Блок
    • > О. Высоцкая
    • > В. Ивенин
    • > Поэма о костре
    • > Приметы осени
    • > Давайте познакомимся
    • > Энык-Бенык Колобок
    • > Вилис Плудон
  • > Былины
    • > Русские богатыри
    • > Вольга и Микула
    • > Святогор и Микула
    • > Илья Муромец
    • > Поездка Ильи Муромца во чисто поле
    • > Три поездки Ильи Муромца
    • > Илья и Соловей
    • > Илья Муромец и Идолище
    • > Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром
    • > Илья Муромец и Калин-царь
    • > Наезд на богатырскую заставу и бой Подсокольника с Ильей Муромцем
    • > Добрыня и Змей
    • > Дунай
    • > Алеша Попович
    • > Сухмантий
    • > Василий Игнатьевич и Батыга
    • > Данила Игнатьевич и Михайла Данильевич
    • > Наезд литовцев
    • > Про Ставра
    • > Данило Ловчанин с женою
    • > Дюк
    • > Садко
    • > Василий Буслаев
    • > Василий Буслаев молиться ездил
    • > Вавило и скоморохи
    • > Список устаревших и областных слов
  • > Русские пословицы и поговорки
  • > Загадки для детей
  • > Считалки
  • > Книги по дошкольному воспитанию
    • > Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада.
      • > Особенности развития речи детей третьего года жизни
      • > Обучение на занятиях
      • > Методика развития речи
      • > Воспитание звуковой культуры речи
      • > Рассказывание и чтение детям
      • > О работе с родителями
      • > Занятия 1-13
      • > Занятия 14-26
      • > Занятия 27-39
      • > Занятия 40-53
      • > Занятия 54-67
      • > Занятия 68-83
      • > Занятия 84-98
      • > Занятия 99-106
      • > Работа с детьми в летний период
      • > Приложение
    • > Изобразительное творчество дошкольников в детском саду
      • > Значение изобразительной деятельности для всестороннего воспитания детей дошкольно­го возраста
      • > Вопросы теории и практики обучения изоб­разительной деятельности в детском саду
      • > Современная зарубежная педагогика об изобразительной деятельности детей
      • > Обучение детей графическим навыкам и умениям
      • > Обучение дошкольников формообразующим движениям в рисовании
      • > Формирование регуляции рисовальных дви­жений руки у детей дошкольного возраста
      • > Система занятий по изобразительной дея­тельности в детском саду
      • > О методах и приемах проведения занятий по рисованию, лепке, аппликации
      • > Взаимосвязь обучения и творчества
      • > Заключение
    • > Занятия гимнастикой и подвижными играми в детском саду
      • > К работникам детских садов
      • > Наш опыт организации занятий гимнастикой и подвижными играми
      • > Построение, содержание и методика проведения занятий в средней и старшей группах детского сада
      • > Примерные занятия гимнастикой и подвижными играми в средней группе
      • > Примерные занятия гимнастикой и подвижными играми в старшей группе
    • > Умственное воспитание детей дошкольного возраста
      • > Глава 1. Общие вопросы умственного воспитания детей дошколь­ного возраста.
      • > Глава 2. Ознакомление с живой природой
      • > Ознакомление дошкольников с животными уголка природы детского сада
      • > Ознакомление с сезонными явлениями природы
      • > Глава 3. Ознакомление с неживой природой.
      • > Глава 4. Конструирование из строительного материала.
      • > Глава 5. Ознакомление детей с некоторыми явлениями окружающей действительности и трудом взрослых.
      • > Глава 6. Умственное развитие детей на занятиях по воспитанию зву­ковой культуры речи.
      • > Глава 7. Развитие словаря детей.
      • > Глава 8. Взаимосвязь речетворчества и умственного развития.
      • > Глава 9. Развитие связной речи.
      • > Глава 10. Ознакомление старших дошкольников со словесным соста­вом предложения.
      • > Глава 11. Формирование представлений детей о звуковой форме сло­ва.
      • > Глава 12. Психолого-педагогические основы развития речи.
    • > Руководство для воспитателя детского сада
      • > Задачи и содержание работы детского сада
      • > Задачи воспитания и особенности возраста детей
      • > Игра
      • > Родной язык и ознакомление с окружающим
      • > Счёт
      • > Рисование, лепка, аппликация
      • > Музыкальное воспитание
      • > Задачи воспитания и особенности возраста детей
      • > Игра
      • > Родной язык и ознакомление с окружающим
      • > Счёт
      • > Рисование, лепка, аппликация, конструирование
      • > Музыкальное воспитание
      • > Задачи воспитания и особенности возраста детей
      • > Игра
      • > Родной язык и ознакомление с окружающим
      • > Счёт
      • > Рисование, лепка, аппликация, конструирование
      • > Музыкальное воспитание
      • > Работа детского сада с родителями
    • > Мать и дитя
      • > ЗАБОТА О МАТЕРИ И РЕБЕНКЕ В СССР
      • > НОРМАЛЬНАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ, РОДЫ И ПОСЛЕРОДОВОЙ ПЕРИОД
      • > БОЛЕЗНИ БЕРЕМЕННЫХ
      • > ОРГАНИЗМ РЕБЕНКА
      • > ПИТАНИЕ РЕБЕНКА
      • > УХОД ЗА РЕБЕНКОМ И ЕГО ВОСПИТАНИЕ
      • > БОЛЬНОЙ РЕБЕНОК
    • > Программа воспитания в детском саду
      • > Первая группа раннего возраста
      • > Вторая группа раннего возраста
      • > Первая младшая группа
      • > Вторая младшая группа
      • > Средняя группа
      • > Старшая группа
      • > Подготовительная к школе группа
    • > Игры для дошкольников
      • > игра как средство особенности выбор игры
      • > дозировка окончание повторность
      • > 3-4 лет игры большой подвижности
      • > Игры средней подвижности
      • > Игры для детей 5-6 лет
      • > Игры средней и малой подвижности
      • > 6-7 лет игры большой подвижности
      • > Игры средней и малой подвижности
    • > Русские народные подвижные игры
      • > Раздел I. Игры с бегом
      • > Раздел II. Игры с мячом
      • > Раздел III. Игры с прыжками
      • > Раздел IV. Игры малой подвижности
      • > Приложение
  • > Советские Новогодние открытки
  • > Контакты

Былина

Былина «Богатыри» — Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович (Картина Виктора Васнецова, 1881—1898)

Былины — русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «стар́ина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

Былины, как правило написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями.

Впервые термин «былины» введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году, он предложил его исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам».

Историзм

В центре множества русских былин стоит фигура киевского князя Владимира, которого можно отождествить с Владимиром II Мономахом (княжил 1113—1125). Илья Муромец упоминается в XIII веке в норвежской «Саге о Тидреке» и немецкой поэме «Ортнит», а в 1594 году немецкий путешественник Эрих Лассота видел его гробницу в Софийском соборе в Киеве. Алеша Попович служил у ростовских князей, потом перебрался в Киев и погиб в битве на реке Калке. В Новгородской летописи рассказывается о том, как Ставр Годинович навлек на себя гнев Владимира Мономаха, и его утопили за то, что он обокрал двух граждан Новгорода; в другом варианте той же летописи говорится, что его сослали. Дунай Иванович часто упоминается в летописях XIII века в качестве одного из слуг князя Владимира Васильковича, а Сухмана Долмантьевича (Одихмантьевича) отождествляли с псковским князем Домантом (Довмонтом).

Происхождение былин

Для объяснения происхождения и состава былин существует несколько теорий:

  1. Теория мифологическая видит в былинах рассказы о стихийных явлениях, в богатырях — олицетворение этих явлений и отожествление их с богами древних славян (Орест Миллер, Афанасьев).
  2. Теория историческая объясняет былины как след исторических событий, спутанных порой в народной памяти (Леонид Майков, Квашнин-Самарин).
  3. Теория заимствований указывает на литературное происхождение былин (Теодор Бенфей, Владимир Стасов, Веселовский, Игнатий Ягич), причём одни склонны видеть заимствования через влияние Востока (Стасов, Всеволод Миллер), другие — Запада (Веселовский, Созонович).

В итоге — односторонние теории уступили место смешанной, допускающей в былинах присутствие элементов народного быта, истории, литературы, заимствований восточных и западных. Первоначально предполагали, что былины, которые группируются по месту действия на циклы киевские и новгородские, главным образом, южнорусского происхождения и только позже перенесены на север; по другим былины явление местное (Халанский). В течение веков былины претерпевали различные изменения, причём постоянно подвергались влиянию книжному и заимствовали многое из средневековой русской литературы и устных сказаний Запада и Востока. Приверженцы мифологической теории делили богатырей русского эпоса на старших и младших; позже было предложено (Халанским) деление на дотатарскую, времён татарщины и послетатарскую эпохи.

Чтение былин

Былины написаны тоническим стихом, в котором может быть разное количество слогов, но приблизительно одинаковое количество ударений. Некоторые ударные слоги произносятся со снятым ударением. При этом не обязательно чтобы во всех стихах одной былины сохранялось равное количество ударений: в одной группе их может быть по четыре, в другой по три, в третьей — по два. В былинном стихе первое ударение, как правило, попадает на третий слог от начала, а последнее — на третий слог от конца.

Как скака́л-то Илья́ да со добра́ коня,
Припада́л-то он ко ма́тушке сыро́й земле:
Как стучи́т ведь ма́тушка сыра́ земля
Да под то́й же как сторо́нушкой восто́чной.

Специфика

Былины составляют одно из самых замечательных явлений русской народной словесности; по эпическому спокойствию, богатству подробностей, живости колорита, отчётливости характеров изображаемых лиц, разнообразию мифических, исторических и бытовых элементов они не уступают немецкому богатырскому эпосу и эпическим народным произведениям всех других народов, за исключением разве «Илиады» и «Одиссеи».

Былины являются эпическими песнями о русских богатырях; именно здесь мы находим воспроизведение общих, типических их свойств и историю их жизни, их подвиги и стремления, чувства и мысли. Каждая из этих песен говорит, главным образом, об одном эпизоде жизни одного богатыря и таким образом получается ряд песен отрывочного характера, группирующихся около главных представителей русского богатырства. Число песен увеличивается ещё вследствие того, что имеется по несколько вариантов, более или менее различных, одной и той же былины. Все былины, кроме единства описываемого предмета, характеризуются ещё единством изложения: они проникнуты элементом чудесного, чувством свободы и (по мнению Ореста Миллера) духом общины. Миллер не сомневается в том, что независимый дух былевого русского эпоса является отражением старой вечевой свободы, сохранённой вольными казаками и свободными олонецкими крестьянами, не захваченными крепостным правом. По взгляду этого же учёного, дух общины, воплощённый в былинах, является внутренней связью, соединяющей русский эпос и историю русского народа.

Стилистика

Кроме внутреннего, замечается ещё и внешнее единство былин, в стихе, слоге и языке: стих былины состоит или из трохеев с дактилическим окончанием, или из смешанных трохеев с дактилями, или, наконец, из анапестов; созвучий нет совсем и всё основано на музыкальности стиха; тем, что былины писаны стихами, они отличаются от «побывальщин», в которых уже давно стих разложился в прозаический рассказ. Слог в былинах отличается богатством поэтических оборотов; он изобилует эпитетами, параллелизмами, сравнениями, примерами и другими поэтическими фигурами, не теряя вместе с тем своей ясности и естественности изложения. Былины с сохрают довольно большого количество архаизмов, особенно в типических частях. Гильфердинг каждую былину делил на две части: одну — изменяющуюся сообразно воле «сказателя»; другую — типическую, которую рассказчик должен передавать всегда с возможной точностью, не изменяя ни одного слова. Типическая часть заключает все существенное, что говорится про богатыря; остальное представляется только фоном для главного рисунка.

Формулы

Былины сложены на основе формул, построенных либо с применением устойчивого эпитета, либо как нарративные клише из нескольких строк. Последние используются почти в любой ситуации. Некоторые формулы:

Он скорешенько скочил как на резвы ножки,
Кунью шубоньку накинул на одно плечо,
Шапочку соболью на одно ушко.

Стрелял-то он гусей, лебедей,
Стрелял малых перелетных серых утушек.

Стал он силушку конем топтать,
Стал конем топтать, копьем колоть,
Стал он бить ту силушку великую.
А он силу бьет — будто траву косит.

Ай же ты, волчья сыть, травяной мешок!
Ты идти не хошь аль нести не мошь?

Приезжает он на широкий двор,
Ставит коня да середп двора
Да идет в палаты белокаменны.

Еще день за день ведь, как и дождь дождит,
А неделя за неделей, как трава растет,
А год за годом, как река бежит.

Все за столом призамолкнули:
Меньший хоронится за большего.
Больший хоронится за меньшаго,
А от меньшаго мал ответ живет.

Количество былин

Чтобы дать понятие о количестве былин, отметим статистику их, приведённую в «Истории Русской Словесности» Галахова. Одних былин киевского цикла собрано: в Московской губернии — 3, в Нижегородской 6, в Саратовской 10, в Симбирской 22, в Сибири 29, в Архангельской 34, в Олонецкой до 300 — всех вместе около 400, не считая здесь былин новгородских, позднейших московских и других. Все известные нам былины по месту своего происхождении делятся на: киевские, новгородские и общерусские, более поздние.

Хронологически на первом месте, по Оресту Миллеру, следуют былины, рассказывающие о богатырях сватах (см. статью Богатыри); потом те, которые вообще называются киевскими и новгородскими: по-видимому, они возникли до XIV века; затем идут былины вполне исторические, относящиеся к московскому периоду Русского государства, и наконец былины, относящиеся к событиям последних времён.

Последние два разряда былин не представляют особенного интереса и не требуют обширных объяснений; поэтому до сих пор, вообще, мало занимались ими. Но огромное значение имеют былины так называемого новгородского и в особенности киевского цикла, хотя нельзя смотреть на эти былины как на рассказы о событиях, действительно имевших когда-то место в таком виде, в каком они представляются в песнях: элемент чудесного вполне противоречит этому. Если же былины не представляются достоверной историей лиц, действительно живших когда-то на Русской земле, то их содержание надо непременно объяснять иначе.

Изучение былин

Учёные исследователи народного эпоса прибегали в этих объяснениях к двум методам: историческому и сравнительному. Собственно говоря, оба эти метода в большинстве исследований сводятся к одному сравнительному, и едва ли правильно ссылаться здесь на метод исторический. В самом деле, исторический метод состоит в том, что мы для известного, например языкового, явления путём архивных поисков или теоретического выделения позднейших элементов отыскиваем все более и более древнюю форму и таким образом приходим к первоначальной — простейшей форме. Совсем не так применялся «исторический» метод к изучению былин. Здесь нельзя было сопоставлять новых редакций с более древними, так как мы этих последних вовсе не имеем; с другой стороны, литературная критика отметила в самых общих чертах только характер изменений, каким подверглись с течением времени Б., не касаясь совсем отдельных частностей. Так называемый исторический метод в изучении былин, собственно говоря, состоял в сравнении сюжетов былинных с летописными; а так как сравнительным методом назывался тот, при котором сравнивались сюжеты былин с сюжетами других народных (в основном мифических) или же чужестранных произведений, то и выходит, что здесь разница ничуть не в самом методе, а просто в материале сравнений. Итак, в сущности, только на сравнительном методе и обоснованы четыре главные теории происхождения былин: исторически-бытовая, мифологическая, теория заимствований и, наконец, смешанная теория, пользующаяся теперь самым большим кредитом.

Былинные сюжеты

Прежде чем перейти к изложению в общих чертах самих теорий, следует сказать несколько слов о значении былинных сюжетов. Всякое литературное произведение можно разложить на несколько главнейших моментов описываемого действия; совокупность этих моментов составляет сюжет данного произведения. Таким образом, сюжеты бывают более или менее сложны. На одном и том же сюжете может основываться несколько литературных произведений, которые даже, благодаря разнообразию второстепенных изменяющихся черт, например мотивов действия, фона, сопутствующих обстоятельств и т. п., могут показаться на первый взгляд совсем несходными. Можно даже пойти дальше и сказать, что всякий сюжет без исключения всегда составляет основу большего или меньшего количества литературных произведений, и что очень часто бывают модные сюжеты, которые почти в одно время обрабатываются на всех концах земного шара. Если теперь в двух или нескольких литературных произведениях мы найдем общий сюжет, то допускаются тут три объяснения: либо в этих нескольких местностях сюжеты выработались самостоятельно, независимо друг от друга и составляют таким образом отражение действительной жизни или явлений природы; либо сюжеты эти обоими народами унаследованы от общих предков; либо, наконец, один народ заимствовал сюжет у другого. Уже а priori можно сказать, что случаи самостоятельного совпадения сюжетов должны быть очень редки, и чем сюжет сложнее, тем он должен быть самостоятельнее. На этом главным образом основывается исторически-бытовая теория, упускающая совершенно из виду сходство сюжетов русских былин с произведениями других народов или считающая его явлением случайным. По этой теории богатыри являются представителями разных сословий русского народа, былины же — поэтически-символическими рассказами исторических происшествий или картинами явлений народного быта. На первом же и втором предположениях основана теория мифологическая, по которой сходные сюжеты в произведениях индоевропейских народов унаследованы от общих праарийских предков; сходство же между сюжетами несродных народов объясняется тем, что в различных странах на одно и то же явление природы, послужившее материалом для сходных сюжетов, смотрели люди одинаково и одинаково его толковали. Наконец, на 3-м объяснении основана теория заимствования, по которой сюжеты русских былин перенесены в Россию с Востока и Запада.

Все вышеизложенные теории отличались своей крайностью; так, например, с одной стороны Орест Миллер в своем «Опыте» утверждал, что сравнительный метод служит для того, чтобы в сопоставляемых произведениях, принадлежащих различным народам, тем резче, тем определённее выказались различия; с другой же стороны, Стасов прямо высказал мнение, что былины заимствованы с Востока. В конце концов, однако, учёные исследователи пришли к тому убеждению, что былины составляют весьма сложное явление, в котором перемешаны разнородные элементы: исторически-бытовые, мифические и заимствованные. А. Н. Веселовский дал некоторые указания, которые могут руководить исследователем и обезопасить его от произвола теории заимствований; а именно в CCXXIII номере «Журнала Министерства Народного Просвещения» учёный профессор пишет: «Для того, чтобы поднять вопрос о перенесении повествовательных сюжетов, необходимо запастись достаточными критериями. Необходимо принять в расчет фактическую возможность влияния и его внешние следы в собственных именах и в остатках чуждого быта и в совокупности подобных признаков, потому что каждый в отдельности может быть обманчив». К этому мнению примкнул Халанский, и теперь исследование былин поставлено на правильную точку зрения. В настоящее время главное стремление учёных исследователей былин направлено к тому, чтобы подвергнуть эти произведения самому тщательному, по возможности, анализу, который окончательно должен указать на то, что именно в былинах составляет неоспоримую собственность русского народа, как символическая картина явления естественного, исторического или бытового, и что занято у других народов.

Время складывания былин

Относительно времени происхождения былин определённее всех выразился Леонид Майков, пишущий: «Хотя между сюжетами былин есть и такие, которые можно возвести к эпохе доисторического сродства индоевропейских преданий, тем не менее всё содержание былин, а в том числе и эти древнейшие предания представляется в такой редакции, которая может быть приурочена только к положительно историческому периоду. Содержание былин вырабатывалось в течение X, XI и XII веков, а установилось во вторую половину удельно-вечевого периода в XIII и XIV веках». К этому можно прибавить слова Халанского: «В XIV веке устраиваются пограничные крепости, острожки, устанавливается пограничная стража и в это время сложился образ богатырей, стоящих на заставе, оберегающих границы Святорусской земли». Наконец, по замечанию Ореста Миллера, большая древность былин доказывается тем обстоятельством, что изображается в них политика ещё оборонительная, а не наступательная.

Место возникновения былин

Что касается места, где возникли былины, то мнения разделяются: самая распространённая теория предполагает, что былины — южнорусского происхождения, что их первоначальная основа южнорусская. Только со временем, вследствие массового переселения народа из Южной Руси на Север, перенесены туда былины, а затем на первоначальной своей родине они были забыты, вследствие влияния других обстоятельств, вызвавших казацкие думы. Против этой теории выступил Халанский, осуждая вместе с тем и теорию первоначального общерусского эпоса. Он говорит: «Общерусский древний эпос — такая же фикция, как и древний общерусский язык. У каждого племени был свой эпос — новгородский, словенский, киевский, полянский, ростовский (ср. указания Тверской летописи), черниговский (сказания в Никоновской летописи)». Все знали о Владимире, как о реформаторе всей древнерусской жизни, и все пели о нём, причём происходил обмен поэтическим материалом между отдельными племенами. В XIV и XV веках Москва стала собирательницей русского эпоса, который в это же время всё более и более сосредоточивался в киевский цикл, так как киевские былины произвели на остальные ассимилирующее влияние, вследствие песенной традиции, религиозных отношений и т. п.; таким образом в конце XVI века закончено было объединение былин в киевский круг (хотя, впрочем, не все былины к нему примкнули: к таким принадлежит весь новгородский цикл и некоторые отдельные былины, например о Суровце Суздальце и о Сауле Леванидовиче). Потом из Московского царства распространились былины во все стороны России путём обыкновенной передачи, а не эмиграции на север, которой не было. Таковы в общих чертах взгляды Халанского на этот предмет. Майков говорит, что деятельность дружины, выраженная в подвигах её представителей-богатырей, и есть предмет былин. Как дружина примыкала к князю, так и действия богатырей всегда стоят в связи с одним главным лицом. По мнению этого же автора, былины пели скоморохи и гудошники, приигрывая на звончатых яровчатых гуслях или гудке, слушали же их в основном бояре, дружина.

Насколько изучение былин ещё до сих пор несовершенно и к каким противоречивым результатам оно привело некоторых учёных — можно судить хотя бы только по одному следующему факту: Орест Миллер, враг теории заимствований, старавшийся везде в былинах найти чисто народный русский характер, говорит: «Если отразилось какое-нибудь восточное влияние на русских былинах, так только на тех, которые и всем своим бытовым складом отличаются от склада старославянского; к таким относятся былины о Соловье Будимировиче и Чуриле». А другой русский учёный, Халанский, доказывает, что былина о Соловье Будимировиче стоит в самой тесной связи с великорусскими свадебными пенями. То, что Орест Миллер считал совсем чуждым русскому народу — то есть самосватание девушки, — по Халанскому существует ещё теперь в некоторых местах Южной России.

Приведём здесь, однако, хоть в общих чертах, более или менее достоверные результаты исследований, полученные русскими учёными. Что былины претерпели многие и притом сильные перемены, сомневаться нельзя; но точно указать, каковы именно были эти перемены, в настоящее время крайне трудно. На основании того, что богатырская или героическая природа сама по себе везде отличается одними и те ми же качествами — избытком физических сил и неразлучной с подобным избытком грубостью, Орест Миллер доказывал, что русский эпос на первых порах своего существования должен был отличаться такой же грубостью; но так как, вместе со смягчением народных нравов, такое же смягчение сказывается и в народном эпосе, поэтому, по его мнению, этот смягчительный процесс надо непременно допустить в истории русских былин. По мнению того же учёного, былины и сказки выработались из одной и той же основы. Если существенное свойство былин — историческое приурочение, то чем оно меньше заметно в былине, тем она ближе подходит к сказке. Таким образом выясняется второй процесс в развитии былин: приурочение. Но, по Миллеру, есть и такие былины, в которых ещё вовсе нет исторического приурочения, причём, однако, он не объясняет нам, почему он такие произведения не считает сказками («Опыт»). Затем, по Миллеру, разница между сказкой и былиной заключается в том, что в первой мифический смысл забыт раньше и она приурочена к земле вообще; во второй же мифический смысл подвергся изменениям, но не забвению.

С другой стороны, Майков замечает в былинах стремление сглаживать чудесное. Чудесный элемент в сказках играет другую роль, чем в былинах: там чудесные представления составляют главную завязку сюжета, а в былинах они только дополняют содержание, взятое из действительного быта; их назначение — придать более идеальный характер богатырям. По Вольнеру, содержание былин теперь мифическое, а форма — историческая, в особенности же все типические места: имена, названия местностей и т. д.; эпитеты соответствуют историческому, а не былинному характеру лиц, к которым они относятся. Но первоначально содержание былин было совсем другое, а именно действительно историческое. Это произошло путём перенесения былин с Юга на Север русскими колонистами: постепенно колонисты эти стали забывать древнее содержание; они увлекались новыми рассказами, которые более приходились им по вкусу. Остались неприкосновенными типические места, а все остальное со временем изменилось.

По Ягичу, весь русский народный эпос насквозь проникнут христианско-мифологическими сказаниями, апокрифического и неапокрифического характера; из этого источника заимствовано многое в содержании и мотивах. Новые заимствования отодвинули на второй план древний материал, и былины можно разделить поэтому на три разряда:

  1. на песни с очевидно заимствованным библейским содержанием;
  2. на песни с заимствованным первоначально содержанием, которое, однако, обработано более самостоятельно
  3. на песни вполне народные, но заключающие в себе эпизоды, обращения, фразы, имена, заимствованные из христианского мира.

Орест Миллер не совсем с этим согласен, доказывая, что христианский элемент в былине касается только внешности. Вообще, однако, можно согласиться с Майковым, что былины подвергались постоянной переработке, соответственно новым обстоятельствам, а также влиянию личных взглядов певца.

То же самое говорит Веселовский, утверждающий, что былины представляются материалом, подвергавшимся не только историческому и бытовому применению, но и всем случайностям устного пересказа («Южнорусские былины»).

Вольнер в былине о Сухмане усматривает даже влияние новейшей сантиментальной литературы XVIII в., а Веселовский о былине «Как перевелись богатыри» говорит вот что: «Две половины былины связаны общим местом весьма подозрительного характера, показывающим, как будто, что внешней стороны былины коснулась эстетически исправляющая рука». Наконец, в содержании отдельных былин нетрудно заметить разновременные наслоения (тип Алёши Поповича), смешение нескольких первоначально самостоятельных былин в одну (Вольга Святославич или Волх Всеславич), то есть объединение двух сюжетов, заимствования одной былины у другой (по Вольнеру, начало былин о Добрыне взято из былин о Вольге, а конец из былин о Иване Годиновиче), наращения (былина о Соловье Будимировиче у Кирши), большая или меньшая порча былины (рыбниковская распространённая былина о Берином сыне, по Веселовскому) и т. п.

Остаётся ещё сказать об одной стороне былин, а именно об их теперешней эпизодичности, отрывочности. Об этом обстоятельнее других говорит Орест Миллер, который считал, что первоначально былины составляли целый ряд самостоятельных песен, но со временем народные певцы стали сцеплять эти песни в большие циклы: происходил, словом, тот же процесс, который в Греции, Индии, Иране и Германии привёл к созданию цельных эпопей, для которых отдельные народные песни служили только материалом. Миллер признает существование объединённого, цельного Владимирова круга, державшегося в памяти певцов, в своё время образовавших, по всей вероятности, тесно сплочённые братчины. Теперь таких братчин нет, певцы разъединены, а при отсутствии взаимности никто между ними не оказывается способным хранить в своей памяти все без исключения звенья эпической цепи. Все это очень сомнительно и не основано на исторических данных; благодаря тщательному анализу, можно только допустить, вместе с Веселовским, что «некоторые былины, например Гильфердинга 27 и 127, являются, во-первых, продуктом выделения былин из киевской связи и вторичной попытки привести их в эту связь после развития на стороне» («Южнорусские былины»).

Сборники

Главные сборники былин:

  • Кирши Данилова, «Древние русские стихотворения» (изданы в 1804, 1818 и 1878);
  • Киреевского, Х выпусков, изданы в Москве 1860 г. и сл.; Рыбникова, четыре части (1861—1867);
  • Гильфердинга, изд. Гильтебрантом под заглавием: «Онежские былины» (СПб., 1873);
  • Авенариуса, «Книга о киевских богатырях» (СПб., 1875);
  • Халанского (1885).
  • Полный свод киевских былин. Литературная обработка А. Лельчука. http://byliny.narod.ru Былины выстроены хронологически и по смыслу в цельную героическую повесть. Язык современный, но максимально сохранен ритм и стиль оригинала. Персонажи и сюжеты отсортированы, убраны дубли и повторения. Составлена условная карта Былинной Руси.

Кроме того, варианты былин встречаются:

  • у Шейна в сборниках великорусских песен («Чтения Московского Общества Истории и Древностей» 1876 и 1877 и отд.);
  • Костомарова и Мордовцевой (в IV части «Летописи древней русской литературы Н. С. Тихонравова»);
  • былины, печатанные Е. В. Барсовым в «Олонецких Губернских Ведомостях» после Рыбникова,
  • и наконец у Ефименко в 5 кн. «Трудов Этнографического отдела Московского Общества любителей естествознания», 1878.

Исследования

Ряд сочинений, посвящённых изучению былин:

  • статья Константина Аксакова: «О богатырях Владимировых» («Сочинения», т. I).
  • Фёдора Буслаева, «Русский богатырский эпос» («Русский Вестник», 1862);
  • Леонид Майкова, «О Былинах Владимирова цикла» (СПб., 1863);
  • Владимира Стасова, «Происхождение русских былин» («Вестник Европы», 1868; причём ср. критику Гильфердинга, Буслаева, В. Миллера в «Беседах Общества любителей российской словесности», кн. 3; Веселовского, Котляревского и Розова в «Трудах Киевской духовной академии», 1871 г.; наконец, ответ Стасова: «Критика моих критиков»);
  • Ореста Миллера, «Опыт исторического обозрения русской народной словесности» (СПб., 1865) и «Илья Муромец и богатырство киевское» (СПб., 1869 г., критика Буслаева в «XIV присуждении Уваровских наград» и «Журнале Министерства Народного Просвещения», 1871);
  • К. Д. Квашнина-Самарина, «О русских былинах в историко-географическом отношении» («Беседа», 1872);
  • его же, «Новые источники для изучения русского эпоса» («Русский Вестник», 1874);
  • Ягича, статья в «Archiv für Slav. Phil.»;
  • М. Каррьера, «Die Kunst im Zusammenhange der Culturentwickelung und die Ideale der Menschheit» (вторая часть, перев. Е. Коршем);
  • Рамбо, «La Russie épique» (1876);
  • Вольнера, «Untersuchungen über die Volksepik der Grossrussen» (Лейпциг, 1879);
  • Веселовского в «Archiv für Slav. Phil.» т. III, VI, IX и в «Журнале Мин. Народного Просвещения» (1885 декабрь, 1886 декабрь, 1888 май, 1889 май), и отдельно «Южнорусские былины» (часть I и II, 1884 г.);
  • Жданова, «К литературной истории русской былевой поэзии» (Киев, 1881);
  • Халанского, «Великорусские былины киевского цикла» (Варшава, 1885).

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Ссылки

  • Полный свод киевских былин. Литературная обработка А. Лельчука. http://byliny.narod.ru Былины выстроены хронологически и по смыслу в цельную героическую повесть. Язык современный, но максимально сохранен ритм и стиль оригинала. Персонажи и сюжеты отсортированы, убраны дубли и повторения. Составлена условная карта Былинной Руси.
  • Былины на сайте Фундаментальной электронной библиотеки «Русская литература и фольклор» Тексты былин, энциклопедические сведения о былинах, литература о былинах, библиография
  • научные работы по былинам
  • Константин Васильев — былинный эпос в живописи.
  • Русские былины

  • Видеокниги для детей
  • Народные сказки
    • Русские сказки
    • Украинские сказки
    • Белорусские сказки
    • Латышские сказки
    • Сказки народов севера
    • Сказки народов востока
    • Былины
    • Сборник народных сказок
  • Писатели-сказочники
    • Александр Сергеевич Пушкин
    • Ганс Христиан Андерсен
    • Братья Гримм
    • Шарль Перро
    • Вильгельм Гауф
    • Павел Петрович Бажов
    • Михаил Малышев, Антон Лукин
    • Сборник сказок
    • Сказки читателей
    • Сказки для взрослых
  • Стихи для детей
    • Агния Барто
    • Корней Чуковский
    • Сергей Михалков
    • Самуил Яковлевич Маршак
    • Елена Благинина
    • Ольга Алёнкина
    • Владимир Орлов
    • Виктор Полянских
    • Олег Бундур
    • Марина Халеева
    • Стихи о маме
    • Стихи про Новый год
    • Сборник стихов
  • Книжки о детишках
    • Николай Носов
    • Сборник рассказов
  • Ребятам о зверятах
    • Михаил Пришвин
    • Лев Толстой
    • Иван Соколов-Микитов
    • Сергей Артюшенко
    • Сборник рассказов
  • Детские песенки
    • Песни из мультиков
  • Словарь
  • Детские рисунки
    • Конкурс нарисуй сказку
    • Конкурс нарисуй сказку 2
    • Конкурс нарисуй сказку 3
    • Конкурс нарисуй сказку 4
    • Wallpaper

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *