Как танцевать танго?

Мы в Бресте на международный день аргентинского танго учимся танцевать ТАНГО в школе танца Олега и Ларисы Папазовых! Базовые движения! Tango! Танго – один из самых загадочных танцев в мире. Ведь в нем уживаются сдержанность характеров, строгость линий и безудержная неприкрытая страсть одновременно. Современное танго имеет множество разновидностей. Среди них и строгое бальное направление, и страстное аргентинское и необычное финское. Но все они отличаются от других видов танцев своим особенным неповторимым характером. Ведь только в танго можно совместить такие черты как выдержанность и страсть, строгость и фривольность, нежность и агрессию. Может именно поэтому, несмотря на свою сложность, как в исполнении, так и в понимании, этот танец имеет огромное количество поклонников по всему миру. Принято считать, что прототипом все направлений танго стал парный аргентинский танец, который впервые был станцован в Южной Америке. Однако, некоторые источники, в частности французские ученые, утверждают, что впервые танго появилось в Испании, и танцевали его испанские аборигены (испанские мавры, арабы). Произошло это в начале ХV века. И лишь в ХVІ столетии, во время колонизации Южной Америки Испанией, танец попал в Аргентину. Также следует отметить, что в Испании танго в своем первоначальном виде было лишь одной из многочисленных вариаций парных народных танцев. А огромную популярность направление получило уже в Аргентине и других странах Южной Америки. Там же танго развивалось и постепенно выделилось в отдельное танцевальное направление. Изначально танго танцевалось под ритмы барабанов и выглядело как достаточно примитивный танец, но со временем аргентинское танго превратилось в достаточно сложный танец, который представлял собой абсолютно уникальное музыкально-танцевальное направление, основанное на ритмах и мелодиях «одолженных» в Европе, Африке и Америке (милонга, хабанера и др.). Долгое время танго считали танцем простых людей. Лишь в конце XIX – начале XX столетий танго было представлено в Европе как еще одно официальное направление в танцах. Наиболее популярна версия, что первым хореографом, показавшим танго лондонским экспертам, хореографам и импресарио стал Камиль де Риналь. Однако есть и другие источники, которые утверждают, что танго в Европе увидели раньше. И представили его публике танцевальные трупы из Буэнос-Айреса и Монтевидео выступавшие в Европе. Согласно этой версии первый показ состоялся в Париже, а лишь потом танец «отправился» покорять Лондон, Берлин и другие европейские столицы. Как бы там ни было, но в начале ХХ столетия танго начало набирать стремительно свою популярность, как модный и «высокосветский» танец в Европе. А в 1913-1915 годах увлечение танго захватило и США. С ростом популярности в светских кругах, танго становится все менее аутентичным. Хореографы «очищают» его от откровенно аргентинских черт и значительно упрощают с целью облегчения обучения. Появляются новые разновидности танго (французское, английское и др.), а США вообще практически все танцы в ритме 2/4 или 4/4 «на один шаг» начинают именовать модным словом «танго». На сегодняшний день, танго – популярный танец, который танцуют не только любители, но и профессионалы. Бальное танго участвует в программах международных конкурсов наряду с фокстротом, вальсом и другими танцами. В мире существует множество разновидностей танго, которые имеют свои особенности и черты. Но какое бы направление танго не обсуждалось, только к этому танцу можно применить цитату «история любви в одном танце» или «любовь за несколько шагов». Ведь более «полный» и насыщенный эмоциями танец трудно найти. В каждой маленькой постановке, танцоры проживают историю любви, которая полна чувствами и их выражением – страстью, нежностью, злостью, любовью и т.д., которая будучи выставленной на всеобщее обозрение, тем не менее, поражает своей интимностью. Танго считается одним из самых сложных бальных танцев. И дело даже не в особенностях хореографии, которая является далеко не простой, …

Видео для самостоятельных тренировок. Рекомендации.

Правила защиты информации о пользователях сайта bachata-salsa.ru
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила являются официальным документом И П Собирай Павел Евгеньевич (далее — Администрация Сайта), и определяют порядок обработки и защиты информации о физических лицах, пользующихся услугами интернет-сайта bachata-salsa.ru/ (далее — Сайт) и его сервисов (далее — Пользователи).
1.2. Целью настоящих Правил является обеспечение надлежащей защиты информации о пользователях, в том числе их персональных данных, от несанкционированного доступа и разглашения.
1.3. Отношения, связанные со сбором, хранением, распространением и защитой информации о пользователях Сайта, регулируются настоящими Правилами, иными официальными документами Администрации Сайта и действующим законодательством Российской Федерации.
1.4. Действующая редакция Правил, являющихся публичным документом, доступна любому пользователю сети Интернет при переходе по ссылке bachata-salsa.ru/. Администрация Сайта вправе вносить изменения в настоящие Правила. При внесении изменений в Правила Администрация Сайта уведомляет об этом пользователей путем размещения новой редакции Правил на Сайте по постоянному адресу не позднее, чем за 10 дней до вступления в силу соответствующих изменений.
1.7. Используя Сайт, Пользователь выражает свое согласие с условиями настоящих Правил.
1.8. В случае несогласия Пользователя с условиями настоящих Правил использование Сайта и его сервисов должно быть немедленно прекращено.
2. Условия пользования Сайтом
2.1. Оказывая услуги по использованию Сайта и его сервисов (далее — Услуги Сайта), Администрация Сайта, действуя разумно и добросовестно, считает, что Пользователь:
обладает всеми необходимыми правами, позволяющими ему осуществлять регистрацию и использовать настоящий Сайт; указывает достоверную информацию о себе в объемах, необходимых для пользования Услугами Сайта; ознакомлен с настоящими Правилами, выражает свое согласие с ними и принимает на себя указанные в них права и обязанности.
2.2. Администрация Сайта не проверяет достоверность получаемой (собираемой) информации о пользователях, за исключением случаев, когда такая проверка необходима в целях исполнения Администрацией Сайта обязательств перед пользователем.
3. Цели обработки информации
Администрация Сайта осуществляет обработку информации о Пользователях, в том числе их персональных данных, в целях выполнения обязательств Администрации Сайта перед Пользователями в отношении использования Сайта и его сервисов.
4. Состав информации о пользователях
4.1. Персональные данные Пользователей Персональные данные Пользователей включают в себя:
4.1.1. предоставляемые Пользователями и минимально необходимые для регистрации на Сайте: имя, фамилия, номер мобильного телефона и/или адрес электронной почты;
5. Обработка информации о пользователях
5.1. Обработка персональных данных осуществляется на основе принципов:
а) законности целей и способов обработки персональных данных;
б) добросовестности;
в) соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Администрации Сайта;
г) соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;
5.1.1. Сбор персональных данных
Сбор персональных данных Пользователя осуществляется на Сайте при оплате услуги.
Персональные данные, предусмотренные п. 4.1.1. настоящих Правил, предоставляются Пользователем и являются минимально необходимыми при идентификации.
5.1.2. Хранение и использование персональных данных
Персональные данные пользователей хранятся исключительно на электронных носителях и обрабатываются с использованием автоматизированных систем, за исключением случаев, когда неавтоматизированная обработка персональных данных необходима в связи с исполнением требований законодательства.
5.1.3. Передача персональных данных
Персональные данные Пользователей не передаются каким-либо третьим лицам, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящими Правилами.
При указании пользователя или при наличии согласия пользователя возможна передача персональных данных пользователя третьим лицам-контрагентам Администрации Сайта с условием принятия такими контрагентами обязательств по обеспечению конфиденциальности полученной информации, в частности, при использовании приложений.
6. Меры по защите информации о Пользователях
6.1. Администрация Сайта принимает технические и организационно-правовые меры в целях обеспечения защиты персональных данных Пользователя от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий.
7. Ограничение действия Правил
Действие настоящих Правил не распространяется на действия и интернет-ресурсы третьих лиц.

A bailar!

Объяснения и фото основных элементов аргентинского танго, а также видео маэстрос, исполняющих танго-фигуры «в живой природе» (ссылки на Youtube). Наведя курсор на ссылку, во всплывающей подсказке вы увидите, на какие секунды обратить внимание.

Шаг (исп. paso) – квинтэссенция танца и танцора танго. Выделяют шаг с проекцией (нога опережает корпус), шаг переносом веса (нога движется под корпусом), шаг-падение (нога подставляется под корпус). Всем им находится свое применение. В милонге, например, передавая привет негритянским прародителям, можно шутливо качнуть бедрами в сторону от оси. В прерванном шаге нога, на которую вес перенесен не полностью, отпружинивает от пола в обратном направлении либо с проворотом. Большинство маэстрос называют его траспье (исп. traspié – спотыкание), у других траспье – это подчеркнутое падение в шаг, а шаг-пружинка именуется реботе (исп. rebote – рикошет).

Мы обещаем не злоупотреблять испанскими словами, но если вам доведется попасть на семинар к аргентинцам или читать иноязычный блог, вспомните эту страничку. Так, английским словом step обычно переводится другое значение термина paso – связка, фигура.

«It doesn’t matter how many steps you know. What matters is the quality of each step.» – Неважно, сколько элементов ты знаешь. Важно качество каждого шага.

По общему правилу, в танго таз, колени и стопы смотрят в одном направлении, что весьма удобно с точки зрения анатомии, объятия и ведения. Поэтому шагать можно вперед (исп. paso adelante), назад (исп. paso atràs) и в сторону (исп. apertura – дословно, «открытие»). Куда-то по диагонали можно пойти двумя способами так, чтобы объятие не развалилось: либо довернуться на опорной стопе, и тогда это будет шаг в сторону, либо развернуть всю нижнюю половину тела по вектору будущего движения, оставив грудь обращенной внутрь пары. Шаг вперед или назад в скрученном положении (наружной стороной бедра к партнеру) называют закрытым или скрестным (исп. cruce adelante, cruce atràs; англ. cross forwards, cross backwards) или, для гладкости, обозначают как «очо вперед / назад», поскольку фигура очо строится по тому же принципу: скручивание, шаг, раскручивание.

Прогулка (исп. caminada, англ. walk) – шаги, не прерываемые фигурами, в обычном объятии: партнер идет вперед, партнерша – спиной вперед, по линии танца. Для свободы маневра нам пригодятся «пружинки» со сменой направления, чтобы избегать столкновений на танцполе.

Прогулки бывают в параллельной системе (партнер ступает практически по следам партнерши, с поправкой на смещение в объятии), в перекрестной системе (правая стопа партнера преследует правую стопу партнерши), и в обход партнерши справа или слева без ущерба для постуры и объятия (просто добавьте скрутки). Прогулку в «теневой позиции» (исп. doble frente – двойной перед, al revés – наизнанку), как на фото, оставим для сцены или для баловства на афтепати.

Уже на уровне прогулок и пружинок, владея тремя темпами: 1) шаги в сильную долю – исп. tiempo, англ. beat, 2) удвоение – исп. doble tiempo, англ. double beat, 3) один долгий шаг за два бита, то есть раз в такт, – и чувствуя акценты (затакт – contratiempo / off-beat, синкопа – síncopa / syncope), можно погрузиться в полноценный танец: слитный, музыкальный, с характером.

Американа (исп. salida americana, «выход по-американски»): повернув лица и открытую сторону объятия по линии танца, пара ступает в этом направлении зеркально, чередуя скрестные шаги вперед с боковыми. Также есть вариант с шагами вперед бок о бок. Позиция берет начало от канженге, а названием обязана любви Голливуда, усмотревшего в ней особо знойную экзотику.

Пробежка (исп. corrida, corridita) – хитрая цепочка из быстрых шагов.

Бальдоса (исп. baldosa – плитка), «милонговый квадрат», «салида без креста» – учебная связка шагов: с правой ноги назад (для партнерши – с левой вперед), влево, вперед, вперед, вправо, смена веса.

Очо милонгеро (исп. ocho milonguero – милонгерская восьмерка) – скрестный шаг вперед или назад без поворота бедер. Партнер получает новую возможность управлять то одной, то второй свободной ногой партнерши, забрасывая ее в сторону-наперекрест с опорной ногою. Элемент обильно используется в танго апиладо и частенько – в милонге. Из очо милонгеро вперед и назад, перемежаемых шагом в сторону или сменой веса, составляется хиро милонгеро (giro milonguero – милонгерский поворот пары).

Очо кортадо (исп. ocho cortado – урезанная восьмерка) – шаг-пружинка ногой партнерши, которая на обратном пути заводится в крест или в скрестный шаг. Выручает на тех милонгах, где мало свободного пространства.

Крест (исп. cruz, англ. cross) – элемент, в котором свободная нога партнерши по траектории, заданной корпусом партнера, аккуратно перекрещивается с опорной ногой, впереди или позади: стопа к стопе, колено в колено. Иногда партнер может отсрочить перенос веса и даже вывести дамину ножку обратно. Еще ему вольно «креститься» самому, особенно для устойчивости, а партнерша может тайком украшаться быстрыми фальш-крестиками saludos (с исп. приветы), не касаясь пола. Впрочем, о розочках на торте поговорим после выпечки торта. Первейшая польза от крестов – переключение между параллельной и перекрестной системами.

Салида крусада, или «8 базовых шагов» (исп. salida cruzada, salida basica; англ. basic eight) – учебная связка, в которой партнер шагает 1) с правой ноги назад (соответственно, партнерша – с левой вперед), 2) влево, 3) вперед, 4) вперед и 5) приставляет правую ногу, вводя партнершу в крест, 6) вперед, 7) вправо, 8) приставляет левую ногу, не забыв перенести вес себе и партнерше. Бессмертное, как гаммы, задание для наработки техники, контакта и музыкальности. В сухом остатке для практического применения остается собственно крест, и уж во всяком случае на милонге исключается шаг 1. А! Еще так называется прелестный спектакль о танго и жизни.

Крест «на весу» называется энганчада (от enganchar – зацеплять), так как из-за манипуляций с осью свободная нога влетает в крест, передний или задний, по петлеобразной траектории, как бы захлестывая опорную. Энганчады имеют отношение к волькадам (фото 1) и кольгадам. Не путать с энганчес (фото 2), когда захлестывается чужая нога.

Пивот (от англ. pivot или фр. pivot – ось вращения, вращаться) – проворот на одной ноге. После шага, второй основополагающий элемент в танго. По-русски говорят «поворот», «доверни партнершу», «недовернулась». Пивот требует сбалансировать вес на передней части опорной стопы и как бы ввинтиться ею в пол, пропустив вращательный момент по всему телу.

Очо (исп. ocho – 8) получило название от следа юбки, поспевающей за движением дамы: полвосьмерки туда, полвосьмерки сюда. В награду за все мытарства скрутки, правильного шага, баланса и диссоциации, «салонное» очо открывает главу круговых динамик в танго и дарит паре (особенно в близком объятии) ощущение несравненной чувственности во всем ее спектре, от бойко-дразнящего до хищно-томного. При том, что сноровистая пара без труда выполняет синхронные очос, – хоть зеркально, хоть встречно, – так повелось, что чаще мужчина смакует и являет миру то, как вьется тело женщины, сопровождая ведение шагами попроще или посложнее. Например, сакадами, в основе которых тоже очо).

Очо вперед (исп. осhо adelante, англ. forward ocho) – это скрестный шаг вперед, обрамленный пивотом до и пивотом после. Чтобы «8» не выглядело как «11», грудь партнерши смотрится в грудь партнера, в то время как носки, коленки и крылья таза (для краткости – бедра) отворачиваются в сторону будущего шага. Аналогично, на очо назад (исп. осhо atràs, англ. back ocho) в противоход с грудной клеткой отправляются пятки и ягодицы. После того, того, как шаг сделан и все богатства пришли в равновесие на новой точке опоры, скрученные и растянутые косые мышцы, словно отпущенная резинка, возвращают бедра вместе с освободившейся ногой в положение покоя, либо закручивают их в другую сторону, создавая задел нового движения. Быстрые мелкие очос, в которых шаг партнерши сокращен до приставки, называются очитос.

Градус поворота до или после шага партнер регулирует разными способами открывать и закрывать пространство, занимаемое женщиной. 1) Скрутка в корпусе партнера поворачивает грудь партнерши, вслед за которой с плавным запозданием «долетают» ее бедра, – общий принцип для всех стилей танго. 2) Добавляется инерция переноса веса, что удобно и в компактном танго милонгеро, и в размашистом танго нуэво. 3) Бедра партнерши поворачивает еле ощутимая встречная равномерная компрессия во всем контуре объятия от лопаток до ладоней, обеспечивая предельную точность тайминга и амплитуды в танго-салоне.

Партнеры любят завершить связку из очос изящной безделицей. Парада (исп. parada – остановка): оставив партнершу в равновесии посреди шага, преградить ей путь носком свободной ноги. Пасада (исп. pasada – прохождение, подвох, фортель): перевести-таки даму через препятствие. В то время как она может сделать партнеру люстраду – погладить его по штанине тем местечком, где подъем ноги переходит в пальцы (исп. lustrada, англ. shoeshine – полировка обуви). Некогда очень смелый жест «не для всех», ставший почти банальным.

Мордида (арг. mordida – местный вид эклера, от morder – кусать), бесито (исп. besito – поцелуйчик): на видео партнер приставляет стопу к ножке партнерши, остановленной в шаге, и обходит ее, прихватывая второю стопой. Он может разыграть и обратную комбинацию, обставив свою стопу партнершиными. Для грингос было придумано описание «сэндвич» или «sanguichito», но как назовешь, то и получишь. Вам нежное пирожное с кремом, который выжимают губами, или небрежный бутер из хлеба и колбасы?.. С другой стороны, так сразу понятно, что речь идет о хватательстве нижними лапами, а не о «высокой мордиде» (mordida alta) коленками за коленку.

Кто был умницей, получит новые игрушки.
Баррида (арг. жарг. barrida – метелка), аррастре (исп. arrastrar – тащить) – перемещение стопы партнерши по полу стопой партнера (или наоборот); тем не менее, ведется корпусом.

Бисиклета (исп. bicicleta – велосипед): еще одна забава для двух свободных ног, хорошего баланса и неразрывного контакта. Подцепив стопой стопу партнерши, партнер изображает в воздухе траекторию велосипедной педали.

Кунита (исп. cunita – колыбель) – соприкоснувшись бедрами посреди шага-в-обход, пара совместно перекатывается с ноги на ногу.

Калесита (исп. calesita – карусель) – партнер, прогуливаясь вокруг партнерши, вращает ее на одной ножке, что для обоих является отличной тренировкой по сохранению оси вращения в целости и балансе.

Сакада (исп. sacar – отнимать, спорт. подавать): визуально мужчина выбивает с места уходящую ногу женщины своей приходящей ногой, которая пересекает траекторию шага партнерши чуть раньше, чем этот шаг завершен. На самом деле, синяков нам тут не надо. Ножка вымещается в процессе совместного переноса веса, и партнер ловко занимает освободившееся пространство. На вымещающий шаг можно повести и партнершу. Всевозможные сакады, мужские и женские, сакады-ловушки, из которых получаются проходящие ганчос, а также вторжения ноги в просвет чужого шага без полного переноса веса на нее – энтрады (исп. entrada – вход) относятся к фигурам высокого пилотажа, но для новичков найдется пара прогулочных вариантов.

Молинете (исп. molinete – мельница) называется цикл «очо вперед – апертура – очо назад – апертура – очо вперед…» по окружности, начать и окончить который, в принципе, можно любым из этих шагов. Очень-очень важная штука, из которой делаются другие полезные штуки. Поэтому активно используется как самостоятельное упражнение. В глобальном процессе преподавания танго уже много лет вместо «молинете» обычно говорят «хиро», подчеркивая не так саму схему шагов, как непрерывную круговую динамику в теле и паре, необходимую для фигуры хиро.

Хиро (исп. с арг. акц. giro – верчение, кружение, напр., мяча на пальце или планеты по орбите): партнерша наматывает молинете вокруг оси партнера, который скручиванием-раскручиванием собственного корпуса задает темп и амплитуду ее шагов с поворотами. Ногами он при этом компактно переступает, поддерживая новичково-продолжающий баланс. Или выписывает хитрые кренделя – вроде бы украшения, а на самом деле продвинутые изобретения для динамического равновесия пары. Или с дерзостью, простительной для аса, втыкает в просвет партнершиных шагов сакады да патады (исп. patada, англ. kick – пинок, короткий мах ногой вперед; дамам применять без ведения не рекомендуется, разве что в ответ на мужское заднее ганчо, порвавшее юбку )). Простите, увлеклись.

Начинающая пара может с успехом молинетить синхронно вокруг общего центра, – этакий хиро-хоровод на двоих. Эффект центрифуги, возникающий в хиро, незаменим для головокружительного танго-вальса.

Медиохиро (исп. с арг. акц. medio giro или media vuelta – полоборота) – партнер проводит партнершу по дуге вокруг себя несколькими шагами молинете, не образующими полного круга.

Виноградная лоза (англ. grapevine) – зигзаг из скрестных шагов и приставок, в которых можно опознать сильно упрощенное молинете одного или обоих танцоров, разложенное вдоль линии танца или по дуге.

Кадена (исп. cadena – цепь) – последовательность «пружинок», шагов вперед в обход друг друга и апертур вокруг друг друга, которую партнеры совершают поочередно, как будто сплетают косу вдоль линии танца.

Сольтадами называют две фигуры с разрывом объятия (исп. soltar – отпускать, не путать с сАльтадой от saltar – прыгать): 1) пивот партнерши на 360 градусов, ведется за руку над головой, почти как в сальсе; 2) любимые нуэвщиками обходы друг друга шагами хиро с продолжением ведения «из спины» через перенос веса. Но магия близкого объятия такова, что далеко не всем его охота размыкать ради спецэффектов. 😉

Прогулка, крест, очо, хиро составляют базу танго. Когда она уже прочна, можно надстраивать фигуры посложнее.

Реботе – рикошет, отскок мяча, сгибание ножа. Так называют эффект пружинки не только в прерванном шаге, но и в прерванном очо: только привел партнершу на ось, и сразу отправил на очо в обратную сторону. По инерции, у нее получается смачный круть попой. Чуть сильней, и выйдет болео.

Болео – от названия охотничьего оружия bolas. Иногда аргентинцы с их небрежной дикцией произносят , и в этом слышится что-то от volar – летать. Управляя переносом веса и/или диссоциацией, партнер запускает в полет свободную ногу дамы, как метательный шар на веревке. Болеос бывают вперед и назад, линейные (на игре с осью или уровнем) и круговые (на энергии поворота), на соведении, возврате, противоходе, замороженные и со сменой направления.

На снимке – сценическое болео от бедра, перекочевавшее в танго нуэво. В условиях милонги, во избежание жертв, практикуется классическое болео от колена (коленки у партнерши собраны), или низкое «напольное» болео. Если нога чертит над полом широкую дугу, это планео (исп. planeo – парение, medialuna – полумесяц). Болео вперед, охлестывающее опорную ногу, называется кастиго (исп. castigo от лат. сastigatio – наказание, бичевание).

Болео, планео и ганчо, выполненные неаккуратно, без оглядки на окружающих, способны произвести немало жертв и разрушений. Поэтому, дамы, без ведения ногами не машем!

Ганчо (исп. gancho – крючок) – шаг или болео, на пути которого встретилась нога партнера (женское ганчо) или партнерши (мужское ганчо), отчего свободная нога на миг обхватила опорную над согнутой коленкой, либо две свободных ноги схлестнулись в воздухе. Вначале ганчо было только мужским. Затем, по легенде, приглашение дамы на ганчо стало интимным намеком, который она могла отвергнуть, сделав кастиго. Смыслы потерялись (качественное ведение так просто не отвергнешь), а заднее ганчо стало предпочтительно женским. Ну так, сравните вес мужской и женской пятки…

Энганче – ганчо, обнимающее партнера с внешней стороны бедра, из положения лицом к нему. Если развернуть партнершу от себя, чтобы обвиться ее ногою, это будет пьернасо (исп. piernazo – ножища). Ганчо, энганче и пьернасо традиционно выполняются на возврате движения. Но в последнее время предпочтение отдается проходящим ганчо – по принципу сакады, только с более глубоким заходом в пространство партнерши.

Бывает даже ганчо «с подковыркой» под опорную ногу в процессе переноса веса, как на фото. Такое заплетание по-испански называется enlace или enlazada – энласе, энласада. Развив сакады и барриды в эту сторону, Норберто Эсбрес по прозвищу El Pulpo (Осьминог) изобрел свой фирменный стиль – «пульпеадас».

Волькада (исп. volcar – валить) – партнер укладывает партнершу на себя. Ось ее становится джойстиком к свободной ноге, которая рисует некую кривую на полу или над полом, приводится в крест или выводится из креста, или ловится в ганчо… Во избежание травм, мужчине нужно провести наклон и возврат партнершиной оси непрерывным петлеобразным движением, не зажимая и не проваливая объятие, а женщине – не поддаваться искушению прогнуться, иначе вес таза усилит нагрузку на поясницу, но вытягивать позвоночник, держа в тонусе руки, пресс и упираясь стопой в пол.

Инклинада (исп. inclinada – наклон, apile – сгребание, carpa – палатка, puente – мост) была популярна в старом танго. Партнер плотно подпирает даму всей грудью и поддерживает под лопатки всей ладонью, чтобы обезопасить прогиб в спине, а угол наклона ее скрещенных ног плавно регулирует шагами по дуге. Нынче в ходу волькады «через бок», в более ресурсном для позвоночника положении, поддерживаемом широчайшей мышцей спины и косыми – живота; партнерша может опираться как подмышкой на плечо, так и ребрами о грудь партнера.

На фото показаны экстремальные амплитуды. Социальные волькады исполняются в границах зоны комфорта. Тем не менее, изучение волькад и инклинад без тренера строго запрещается обществом охраны тангер.

Кольгада (исп. colgar – висеть, вывесить) – партнер отвешивает от себя таз партнерши и все, что над ним находится, уравновешивая пару смещением собственного туловища по такому же принципу. А нужно это для совместного вращения c холодком внутри, как когда в детстве кружились, взявшись за руки. Вращение обеспечивает партнер, переступая вокруг опорной ноги партнерши. Как и многая другая круть, кольгады имеют мини-версию для милонг, но в полной амплитуде не приветствуются, так как окружающим резко становится негде танцевать.

Корте (исп. cortar – рассекать, прекращать) – остановка в понижении на опорной ноге, тогда как свободная выдвинута в проекцию шага или оставлена вытянутой в конце шага. Используется для перехода от прогулки к фигуре (параде, мордиде, барриде, медиалуне) или для финальной позы.

Кебрада (исп. quebrar – ломать) – самый тиражируемый образ аргентинского танго. Это корте, в котором мужчина привлекает женщину к себе, усаживая в глубокий выпад и прогибая назад. На пути от кабаков к салонам, cortes y quebradas подверглись цензуре, так как занимали много места и сопровождались вызывающим соприкосновением бедер. По нынешним временам кебрада в завершении танца подобна старой шутке: «применять редко, умеючи». Позвоночник у партнерши один, репутация у партнера тоже. Мини-кебрады используются в канженге.

Сентада (исп. sentar – усаживать) – тоже способ остроумно завершить танец, запрыгнув даму к себе на колено.))

Комбинировать элементы, перетекающие из одного в другой, можно до бесконечности. А если еще добавить самостоятельные украшения – адорнос (множ. от исп. adorno)… Вот самые распространенные из них.

Женские: летучее покалывание пола носочком – пике (исп. picar – клевать), рисование на полу завитка – руло (исп. rulo – локон), всяческие закрещивания и облизывания свободной ноги вокруг опорной.

Мужские: художественные способы скручиваться-раскручиваться вокруг своей оси в хиро, перенося вес с ноги на ногу – энроске (исп. enrosque – навинчивание), агуха (исп. aguja – иголка), или описывая свободной ногой широкую окружность – ляпис (исп. làpiz – карандаш).

Общие: болео, кастиго, ляпис. Маркады (исп. marcar, отмечать) – касания пола в такт ритмическим рисункам. Салюдос (исп. saludo: приветствие, расшаркивание, салют) – передние и задние фальшкрестики, вроде очень маленьких кастигос на уровне щиколоток. Карисьяс (исп. caricias, ласки) – заигрывания стопой к ноге партнера. Амаге (исп. amague – угроза, финт) – мужское шутовское энганчо или женское украшение-«четверка» (гибрид кастиго и креста). Однако также этим словом называется обманное ведение на шаг перед сменой направления.

У украшений есть свои противники.»Когда ты украшаешься, ты не со мной.» Грасиэла Гонсалес, чьи украшения на вес золота, говорит: «Я уважаю замысел мужчины, а украшаются те, кому скучно и публика важнее пары.» Себастьян Арсе протестует: «Мы же друг для друга это делаем. «Тебе нравится эта рубашка? – А тебе – мой цвет помады?» Пускай женщине с вами будет весело, пускай она смеется!»

Что же делать, если «музыкой навеяло»? Здесь, как в разговоре, необходимо чувствовать, когда уместно сострить или поддакнуть, когда молчать и только слушать, когда произнести мысль про себя (украситься незаметно для партнера), когда обыграть-скомпенсировать ошибку. Иногда украшения даже ведутся, и это своеобразный способ установить тонкий контакт. Заповедей только три: 1) не порушь текущую динамику пары; 2) не скомпрометируй собственный баланс украшениями, недостаточно отработанными в одиночку; 3) не сотвори того, чего в музыке нет.

Учебное танго-видео для развития личной техники
Ох уж эти стили танго

Увы, все известные попытки написать учебник по аргентинскому танго дали больше споров, чем пользы, ибо танго – мутирующий вирус, передаваемый контактным способом. А на уроках все равно веселее!

VI. Азы танго

Небольшой шаг вперёд

Хорошо, а теперь давайте сделаем шаг. Вернитесь на нулевую точку баланса. Перенесите вес на нее и полностью расслабьтесь, и только затем поднимите свободную ногу. Поднимите ногу не очень высоко, при этом стопа должна висеть полностью расслабленной, с большим пальцем, направленным вниз. Теперь весь ваш вес приходится на одну ногу. Сейчас мы на полпути, но нужно кое-что ещё добавить. Представьте, что когда вы стоите на одной ноге с поднятой другой, полностью сбалансированные и расслабленные, кто-то легонько толкает вас между лопаток (можете даже попросить, чтобы кто-нибудь сделал это). Вы начинаете немного подаваться вперёд, и то, что вы делаете дальше, очень важно:

  1. Не сгибайте опорную ногу.
  2. Соблюдайте постуру.
  3. Не пытайтесь сделать огромный шаг. Вполне достаточно и небольшого.

Когда вы начинаете немного наклоняться вперёд, просто слегка приподнимите свободную ногу и направьте стопу вперёд, чтобы сбалансировать себя. Постарайтесь выпрямить приходящую ногу именно в тот момент, когда стопа коснется пола. Слишком рано или слишком поздно – одинаково плохо. И если сделать всё верно, то точка баланса на передней части приходящей стопы коснется пола именно в тот момент, когда выпрямится нога:

Наш первый танго шаг: на первой картинке вы стоите в балансе, «высокие», вес на передней части стопы. А затем невидимая сила толкает (стрелочка), и вы начинаете немного подаваться вперёд, слегка приподнимая колено свободной ноги……и, наклоняясь ещё сильнее вперёд, вы начинаете выпрямлять вашу ногу. И нога полностью распрямляется как в тот момент, когда стопа касается пола (последняя картинка). Обратите внимание на желтую линию: опорная нога всегда остается выпрямленной.

Пара вещей на заметку. Первое: посмотрите на желтую линию на всех фотографиях. Моя правая нога всегда остается выпрямленной. Существуют случаи в танго, когда опорная нога сгибается в колене, но сейчас это не один из них. Не сгибайте колено. Всегда оставляйте опорную ногу прямой, когда подаетесь вперёд. Второе: обратите внимание, что когда моя левая нога касается пола, она также полностью прямая. И если вы внимательно посмотрите на видео и на 2 последние фотографии, то заметите, что она выпрямляется именно в тот момент, когда ступня касается пола.

Ещё одна вещь, над которой стоит задуматься – это центр моего веса. Посмотрите на первые три картинки (верхний ряд), на начало шага. Обратите внимание, насколько сильно я подаюсь вперёд, прежде чем «начать шаг», т.е. до того, как я выставлю свободную ногу вперёд. Это очень важно, потому что именно за счет этого шаг в танго выглядит таким энергичным, и позволяет партнерше ощутить четкое и ясное ведение грудью. Если вы научитесь этому, ваш шаг будет выглядеть и ощущаться динамичным и плавным, и понравится вашей партнерше. И, что более важно, такой шаг является основой для музыкального выражения (которое мы вскоре обсудим). А пока запомните, что вынос ноги слишком рано является плохой привычкой в танго.

На последней фотографии мы только что коснулись пола и встали на прямую ногу. Что же дальше? Целью является прийти на опорную ногу в нулевую точку баланса, естественное положение баланса, в которое мы возвращаемся после каждого шага. Вот как это должно выглядеть:

Держите свою ногу совершенно прямой и приходите четко на нулевую точку

На протяжении всех кадров моя опорная нога остается прямой. Начиная с момента, когда я стою на нулевой точке, ноги вместе, и заканчивая, когда я прихожу на новую опорную ногу. После этого довожу освободившуюся ногу до новой точки баланса. Мы поговорим об этом позже, а сперва давайте взглянем на ещё один момент:

Ваш вес должен переместиться вперёд, как только нога коснулась пола

Вертикальная желтая линия представляет мой центр. Моя правая нога только что коснулась пола, и тело тут же прошло вперёд так, что вес моментально сместился на правую ногу. Вы можете увидеть, как вес перемещается с левой ноги (первый рисунок), а задняя свободная нога отрывается от пола, и вес полностью приходится теперь на правую ногу. Это и называют «шаг в пол», и вы должны заметить это на видео. Это дает эффект четкого шага. Не переносите вес, пока нога не коснулась пола – это признак плохой техники и приводит ко множеству проблем.

Все три элемента, которые мы тут обсудили (шаг с прямой ноги на прямую ногу, подача корпуса вперёд вначале шага и моментальный перенос веса, как только нога коснулась пола), очень важны в танго. Не делать их – это плохая привычка. В Аргентине её называют «шаг на коленях», «проверка воды» или «шаг на яйцах». Мы покажем вам это позже.

Взгляните ещё разок на видео и посмотрите, можете ли вы выделить те вещи, которые тут обсуждались:

Таким образом, сюрприз в том, что в танго нет необходимости сгибать опорную ногу, когда делаете шаг вперёд! Множество людей не понимают этого, а когда я пытаюсь объяснить им, они отвечают немного свысока. Обычно их ответы варьируются от «ну да, но всё же…» до «возможно, если хотите ходить, как робот». Бесполезно объяснять что-либо важное про танго людям, которые делают на нем деньги, и эти объяснения заставляют их смотреть на вас, будто вы с другой планеты.

Но есть, конечно, и другие случаи. Когда я только разместил это видео у себя на сайте, к нам домой пришел сантехник. Я оставил свой компьютер включенным, и поскольку никто, кроме меня и Alej, этот клип не видели, я решил показать его этому парню. Я сказал ему только, что у меня есть кое-что, скачанное из интернета, и мне интересно, что он об этом думает. Парень не имел никакого отношения к танго. Он лишь чинил водопровод, но он посмотрел этот клип какое-то время, всего пару секунд видео без комментариев, демонстрирующего мужчину в уличной одежде, делающего три шага. Подумав секунду, парень сказал: «Lindo. Es tango, no?». Здорово! Наконец-то хоть до кого-то дошло.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *