Как проверить ремень?

Как проверить ремень ГРМ: визуальные и другие способы проверки

15.07.2019

(Голосов: 1, 5)

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Зачем нужен ремень ГРМ
  • Как визуально проверить ремень ГРМ
  • Какими ещё способами можно проверить ремень ГРМ
  • Почему так важно проверять ремень ГРМ

К наиболее важным узлам автомобиля относится система газораспределения. Ее основным элементом является ремень, обеспечивающий синхронную работу распределительного и коленчатого валов двигателя. Сегодня многие производители выпускают такие изделия для широкого перечня марок автомобилей. К сожалению, достаточно часто в продаже встречаются низкокачественные детали. Чтобы избежать неприятностей и больших расходов на ремонт мотора, рекомендуем разобраться, как проверить ремень ГРМ и подобрать качественное изделие для его замены. Об этом мы расскажем в нашей статье.

Зачем нужен ремень ГРМ

Для начала стоит разобраться, что такое ремень ГРМ и какую роль играет эта деталь в системах газораспределительных механизмов ДВС.

Аббревиатура ГРМ расшифровывается, как газораспределительный механизм. Этот узел справедливо считается одним из наиболее сложных механизмов автомобильных двигателей. Роль системы газораспределения состоит в обеспечении своевременного наполнения цилиндров мотора воздушно-топливной смесью и отведения отработанных газов.

Чтобы решить такую задачу механизм ГРМ должен точно в определенные моменты времени синхронно открывать/закрывать впускные и выпускные клапаны цилиндров ДВС. Управляются такие клапаны с помощью распределительного вала, являющегося основным элементом современных моторов разного типа.

Для обеспечения своих функций распредвал должен получать вращательный момент, который передается от коленчатого вала при помощи специального приводного механизма, включающего шкивы коленвала и ремень газораспределения.

Синхронизацию распредвала и коленвала обеспечивает ремень ГРМ. Кроме того, в конструкции большинства современных ДВС, устанавливаемых на автомобили, предусмотрено, что эта деталь управляет работой помпы (насоса системы охлаждения).

Чаще всего ремень газораспределения расположен в передней части моторного отсека между радиаторами и блоком цилиндров мотора. На некоторых модификациях двигателей этот элемент можно увидеть при поднятии капота, но, как правило, он закрыт защитными кожухами, которые демонтируются без особой сложности.

Внешне ремень ГРМ выглядит, как замкнутый обод с зубьями на внутренней стороне. Нужно отметить, что не существует универсальных ремней газораспределения – они уникальны для каждой модификации двигателя. Первые изделия этого типа были резиновыми с текстильным кордом. В настоящее время для производства ремней ГРМ используют высокопрочное стекловолокно или полимеры, отличающиеся износоустойчивостью и стойкостью к скачкам температуры.

Автопроизводители и бренды, выпускающие комплектующие к современным автомобилям, отмечают, что ремни газораспределительных систем уступают по прочности и долговечности цепям ГРМ, но, при этом имеют достаточно большой ресурс. В большинстве моделей ДВС газораспределительный ремень рассчитан примерно на 60 тыс. км. пробега. В тоже время, на практике не редки случаи, когда этот элемент выходит из строя раньше времени, поэтому автовладельцам будет полезно знать, как проверить износ ремня ГРМ.

Рекомендуем

«YOS 235/50R18 97W V552»

Как визуально проверить состояние ремня ГРМ

Чтобы предупредить серьезные поломки диагностика состояния газораспределительного ремня автомобильного двигателя должна проводиться ежемесячно.

Во время осмотра могут быть выявлены мелкие трещины материала, из которого изготовлен ремень ГРМ, но это далеко не всегда значит, что необходимо срочно покупать новую запчасть. Благодаря армированию, внутренняя зубчатая часть ремня может оставаться целой, и замена детали может не выполняться. В тоже время, при повреждениях армирующего компонента ремень признается непригодным для использования. Подтверждением такого состояния ремня ГРМ могут служить посторонние шумы при работе мотора и затрудненный запуск двигателя.

Признаком неисправности системы газораспределения может служить черный выхлоп или вибрация работающего силового агрегата. При появлении вышеописанных признаков ненадлежащего состояния ремня ГРМ следует обратиться в автосервис. При необходимости, провести диагностику этого элемента можно и своими силами.

Чаще всего, перед тем, как проверить натяжку ремня ГРМ необходимо демонтировать защитный кожух. Порядок проведения этой операции отличается для каждой марки авто и модификации двигателя. Когда защитный кожух будет снят, необходимо провернуть коленвал, что позволит прокрутить ремень ГРМ и оценить его состояние.

Следует удостовериться, что не повреждены зубья ремня (на их поверхности нет трещин или разрывов). Затем проверяется натяжение ремня ГРМ. Если на этой детали обнаружены масляные пятна или следы охлаждающей жидкости, нужно найти место протекания технических жидкостей и устранить причину этой неисправности.

Приведем разные признаки, указывающие на необходимость замены газораспределительного ремня:

  • Изношенность материала. Износ ремня ГРМ происходит примерно так же, как и в случае с шинами. При сильной изношенности материала ремня он может соскользнуть со шкивов или оборваться. Такие ситуации возникают при высоких нагрузках двигателя (к примеру, во время буксировки прицепа или трейлера), а также при высокой влажности воздуха.
  • Истирание зубьев ремня ГРМ происходит при смещении от нужного положения натяжного ролика или шкива, при высоких температурах или из-за подклинивания подшипника. Выявить такую изношенность зубьев при осмотре можно по проявляющемуся тканевому основанию ремня (ворсистые тканевые волокна, неравномерная текстура и т.д.).
  • Наличие заметных невооруженным взглядом трещин и отслоений. При осмотре ремня ГРМ нужно обратить внимание на его переднюю и заднюю поверхность.
  • Затвердение материала с обратной стороны ремня ГРМ. Он становится блестящим, твердым и теряет эластичность. Потеря эластичности приводит к плохому контакту со шкивом газораспределительного механизма. Как проверить ремень ГРМ на затвердение материала с помощью отвертки было описано в предыдущих разделах.
  • Растяжение ремня ГРМ. В результате износа материала может произойти существенное увеличение рабочей длины ремня. В результате натяжной ролик может перемещаться за пределы допустимых границ. Такие изменения способствуют снижению степени натяжения и жесткости ремня ГРМ.
  • Отклонение ремня ГРМ от требуемого положения. Причиной этого может быть неисправность подшипника или натяжного ролика. Дальнейшая работа механизма газораспределения приведет к повышенной шумности, вибрациям и перегреву механизма.

Какими ещё способами можно проверить ремень ГРМ

Проверить ремень газораспределения и предотвратить его обрыв – более сложная задача в сравнении с серво-ремнем (управляет работой генератора, гидроусилителя и т.д.). Это обусловлено затрудненным доступом к этому узлу, который, как правило, закрыт специальными кожухами. Чтобы проверить ремень ГРМ необходимо провести работы по частичной разборке мотора, а для этого необходимы профессиональные навыки и специальный инструмент. Но, стоит отметить, что о состоянии зубчатого ремня можно судить не только по результатам визуального осмотра, но и по некоторым признакам его неисправности:

  1. Превышение срока эксплуатации.

    Ресурс службы ремня газораспределения определяется пробегом авто или длительностью его эксплуатации. К примеру, некоторые автопроизводители указывают, что на их моделях ремень ГРМ следует менять через 60 тыс. км. Но не менее важно учитывать и временной срок службы этого элемента. Материал, из которого он изготовлен, теряет свои характеристик, в среднем, через 4 — 5 лет. После этого ремень ГРМ становится менее эластичным, растрескивается и может оборваться. Об этом моменте часто забывают владельцы автомобилей, которые ездят очень редко и на небольшие расстояния.

    Для производства ремней ГРМ используются материалы, которые подвержены воздействию временем, поэтому стоит учитывать возраст этого изделия. Именно поэтому, эксперты рекомендуют проверить или даже заменить ремень ГРМ при приобретении авто с пробегом (нет гарантии, что предыдущий владелец строго соблюдал регламентные требования или покупал качественные запчасти).

  2. Двигатель авто плохо заводится и его мощность заметно снизилась.

    Растянувшийся, изношенный или слабо натянутый ремень механизма газораспределения может перескочить на один или несколько зубцов. В результате будет нарушена работа системы зажигания, так как топливно-воздушная смесь будет возгораться до или после нужно момента. При такой неисправности двигатель будет плохо заводиться, а после его запуска могут наблюдаться вибрации и провалы в работе. В таких случаях будет полезно узнать, как проверить натяжение ремня ГРМ, поскольку длительная работа мотора в таком режиме приведет к более серьезным поломкам.

  3. Увеличение дымности при работе ДВС.

    Изношенный ремень ГРМ может стать причиной разрушения катализатора, так как топливо не полностью сгорает в камерах двигателя и попадает в выхлопную систему. В результате катализатор будет работать при более высоких температурах, а его соты начинают спекаться. Проверить наличие такой неисправности можно визуально. Нужно понаблюдать за выхлопной системой. Если во время работы двигателя появляются хлопки, а из трубы идет дым черного цвета, то это может указывать на переобогащение топливной смеси, вызванное неисправностью ремня ГРМ.

  4. Тикающий звук при работе двигателя.

    Если материал ремня ГРМ потерял свои характеристики из-за сильного износа или от времени, то он начинает растрескиваться или разлохмачиваться. В таком случае во время работы мотора в районе защитного кожуха газораспределительного механизма могут появляться тикающие или шаркающие звуки. При этом, периодичность такого шума зависит от количества оборотов двигателя. Похожие звуки могут появиться в результате подклинивания подшипника в натяжном ролике. Не стоит затягивать с обращением в автосервис при появлении таких шумов. Чтобы проверить работу узла ГРМ и устранить проблему, нужно будет снять защитный кожух.

  5. Наличие подтеканий из-под защитного кожуха.

    Показателем потенциальной неисправности узла ГРМ могут являться подтеки технических жидкостей в районе крышки газораспределительного механизма. Антифриз из-под шкива водяного насоса или масло из-под изношенного сальника коленвала, попадая на ремень ГРМ, способствуют его растрескиванию и ускоренному износу. Чтобы проверить состояние механизма и заменить комплект ГРМ, нужно выполнить разборку узла.

  6. Стартер работает хорошо, но мотор не заводится.

    Такой признак может свидетельствовать о серьезных неприятностях. Если стартер крутится даже лучше, чем обычно, но двигатель даже не пытается запуститься, то это может указывать на отсутствие компрессии в результате обрыва ремня ГРМ и деформации клапанов после контакта с поршнями. Достаточно часто после обрыва ремня автовладельцам приходит выполнять капитальный ремонт или замену двигателя. В обоих случаях предстоят существенные финансовые затраты.

4 основные причины обрыва ремня ГРМ

К чему приведет обрыв ремня ГРМ? Ответ на этот вопрос зависит от нескольких факторов: величины оборотов мотора, конструкции двигателя и т.д. Прежде всего, нужно проверить, что стало причиной обрыва ремня ГРМ.

Чаще всего к такой поломке приводит:

  • Нарушение регламента замены ремня ГРМ, предусмотренного производителем. Для автомобилей отечественного производства срок службы этого элемента составляет 60-70 тыс. км. пробега или 2 года (какое событие наступит раньше).
  • Несоблюдение правил регулировки и эксплуатации узла ГРМ. Зубчатый ремень может порваться в результате подклинивания помпы, роликов или натяжителя. Если коленчатый вал двигателя работает в режиме нескольких тыс. оборотов в минуту, то в момент подклинивания одного из вышеперечисленных элементов возникает импульс, который обеспечивает нарушение целостности даже высокопрочного ремня. Кроме того, чтобы избежать неприятностей стоит проверить степень натяжения ремня. Слишком сильная натяжка также приведет к обрыву, а если ремень натянут слабо, то он соскользнет со шкивов. В ходе диагностики нужно проверить не только состояние ремня, но и других сопряженных с ним деталей (к примеру, соскальзывание ремня может произойти из-за люфта шкива).
  • Воздействие на материал ремня ГРМ технической жидкостью. Если на ремень попало масло или антифриз, его нужно срочно заменить. Вытирание масла не решает проблему, поскольку его материал впитывает жидкость и теряет свои характеристики.
  • Низкокачественный ремень. Достаточно часто запчасти, купленные по заниженным ценам, оказываются низкокачественными. Экономия на ремне ГРМ может обернуться во много раз большими затратами на ремонт двигателя и других агрегатов.

В процессе работы двигателя внутреннего сгорания происходит непрерывное движение клапанов между верхней и нижней мертвой точкой. Если ремень ГРМ обрывается, происходит остановка распределительного вала, в результате чего клапана фиксируются в одном положении. Коленчатый вал, вращаясь по инерции, толкает поршни к открытым клапанам. В результате удара клапана деформируются. Если, обрыв ремня происходит на холостом ходу двигателя, то может понадобиться замена нескольких клапанов, а если это происходит на высоких оборотах, то придется менять весь комплект.

Последствием обрыва зубчатого ремня может быть также деформация направляющих втулок, разрушение поршней, поэтому иногда возникает необходимость ремонта/замены всего блока двигателя. Такие работы требуют больших временных и финансовых затрат, поэтому, не забывайте своевременно проверить состояние ремня ГРМ.

Еще более тяжелыми могут быть последствия в случае обрыва зубчатого ремня на дизельном двигателе. Такие моторы отличаются тем, что их клапана почти не имеют запаса свободного хода, если поршень находится в верхней точке. В результате разрыва ремня ГРМ на дизеле происходит целая цепочка поломок:

  • деформируется распредвал с подшипниками;
  • разрушается ГБЦ;
  • деформируется шатунная группа.

При высоких оборотах мотора возможно также разрушение поршней и цилиндров.

Как проверить, загнет ли клапаны при обрыве ремня ГРМ

Учитывая серьезность проблем, возникающих после обрыва ремня ГРМ, многих автовладельцев волнует вопрос, как проверить, гнутся ли в этом случае клапана на конкретной модификации двигателя.

Для начала, стоит подробнее ознакомиться с технической документацией производителя силового агрегата. Проверить, достают ли поршня до клапанов при визуальном осмотре, или получить нужные сведения из доступных таблиц не получится. Не стоит также доверять информации, представленной на различных форумах автолюбителей. Любые сведения по этому вопросу стоит проверить на достоверность.

Существует один действенный метод, позволяющий точно определить, гнуться ли клапана двигателя при обрыве или соскакивании ремня ГРМ. Для этого нужно проверить наличие контакта клапана с поршнем.

Чтобы выполнить такую диагностику необходимо снять зубчатый ремень. После этого поршень первого цилиндра устанавливается в верхней мертвой точке, а распредвал на 720 градусов. Если при выполнении последней операции поршень не упирается в клапан, нужно по такому принципу проверить остальные поршни всех цилиндров двигателя.

Исходя из практического опыта автомехаников, водителей и технической информации, можно сделать несколько выводов:

  • чаще всего клапана при обрыве ремня ГРМ не гнутся на простых 8-клапанных бензиновых двигателях;
  • почти всегда гнутся клапана на 16- клапанных и 20-клапанных силовых агрегатах;
  • почти всегда гнутся клапана на дизельных моторах;
  • достаточно часто гнутся клапана на моторах с цепным приводом ГРМ;
  • загибание клапанов в большинстве случаев происходит на малолитражных моторах с рабочим объемом 1.1 — 1.4 литра.

«Замена салонного фильтра автомобиля своими руками»

Какой ремень ГРМ выбрать на замену

По статистике, отечественные автовладельцы, выбирая автозапчасти для своих машин, предпочитают такие бренды, как Лимфордер, Контитех, Gates, Dayco, Балаково или Бош.

Чтобы избежать обмана, покупать ремень ГРМ стоит у сертифицированного продавца или в официальном автосервисе. В этих случаях запчасть может обойтись немного дороже, но зато появится гарантия качества и надежности изделия.

  • Gates

Гейтс – наиболее популярный бренд по производству ремней ГРМ для ДВС. Производственные мощности компании расположены в Бельгии. Здесь выпускается продукция не только для автомобилей, но и для другого оборудования, используемого в других сферах.

Справедливости ради, стоит отметить, что на вторичном рынке комплектующих для авто редко встречаются изделия этой торговой марки. Это объясняется тем, что компания Gates является партнером ведущих автомобилестроительных концернов. Купить детали этого бренда можно только в официальных сервисных центрах или заказав их с завода. Продукция бельгийского производителя стоит дорого, но это с лихвой компенсируется гарантированным качеством и надежностью.

  • Lemforder

Этот бренд является наиболее крупным производителем комплектующих для автотранспорта в Германии. Продукция Лимфордер встречается в различных ценовых категориях. Ремни ГРМ этого бренда отличаются высокой надежностью, но в последнее время с таким логотипом можно купить немецкие или корейские запасные части.

  • Bosch

Наиболее известная компания Германии по производству запчастей для автомобилей была основана еще в 19 веке.

Ремни ГРМ с логотипом Bosch идеально сочетают стоимость и качество. Примечательно, что под этим брендом выпускаются ремни для широкого спектра моделей авто. На российском рынке подделки запчастей Бош встречаются достаточно редко. Есть у немецких ремней ГРМ и свой недостаток – после их установки необходимо некоторое время на притирку изделия к профилю шкивов.

  • Балаково

Российская компания кроме ремней для газораспределительных механизмов производит широкий ассортимент химических средств и резиново-технической продукции.

Специалисты считают, что по качеству изделия отечественного производителя не уступают импортным аналогам. Покупателей привлекает доступная стоимость комплектующих, выпускаемых под брендом Балаково.

  • Dayco

На российском рынке часто встречаются подделки продукции американского производителя комплектующих для автомобилей. Именно поэтому в интернете встречаются многочисленные негативные отзывы о бренде Dayco. Привлекательность ремней ГРМ американского производства заключается в средней цене и хорошем качестве. В каталоге торговой марки представлен широкий выбор запчастей для разных моделей автомобилей.

  • Contitech

Немецкая компания выпускает комплектующие для новых моделей ведущих автопроизводителей. С этим брендом сотрудничают многие концерны, выпускающие автомобили и стоимость его продукции достаточно высокая. Ремни ГРМ Contitech характеризуются надежностью и длительным сроком службы. К недостаткам некоторых изделий стоит отнести необходимость притирки к профилю канавок.

«Проверка компрессии двигателя: почему она так важна? «

Как проверить ремень ГРМ на подлинность

С июля 2015 года торговая марка Gates наладила выпуск новых этикеток с тройной защитной маркировкой (14-значный буквенно-цифровой код, QR код и голограмма PrioSpot®). Чтобы проверить подлинность изделия покупатели могут использовать один из 3-х доступных способов.

1-й способ: проверка 14-значного буквенно-цифровой кода на упаковке ремня ГРМ/

Чтобы проверить оригинальность запчасти торговой марки Gates, необходимо ввести 14-значный код, указанный на упаковке изделия на интернет ресурсе.

2-й способ: проверка с помощью смартфон или сканера штрих-кода.

Проверить подлинность продукции Gates можно с помощью смартфона. Начиная с июля 2015 года, на упаковке ремней ГРМ присутствует QR-код.

Для проверки необходимо скачать приложения TecIdentify или Neoreader и просканировать QR-код.

3-й способ: проверка по голографической наклейке PrioSpot®.

На упаковке ремней ГРМ Gates присутствует голограмма PrioSpot® с защитными элементами, которые затрудняют подделку. Чтобы проверить, является ли изделие оригинальным, нужно выполнить несколько простых действий.

Если сравнить коды, нанесенные на голограмме упаковок двух ремней ГРМ, то они должны отличаться. Каждая наклейка PrioSpot® имеет уникальный защитный код.

Проверить оригинальность голограммы можно под прямыми лучами света. Нанесенные на наклейку код и логотип Gates переливаются всеми оттенками радуги. Кроме того, в солнечных лучах становится видимой перемещающаяся цифра, которая соответствует последнему символу кода безопасности. Если менять угол обзора, то эта цифра будет двигаться вверх и вниз.

Проверить голограмму можно с помощью увеличительного стекла. Непосредственно под логотипом будет виден 10-тизначный код, в котором последние 4 цифры будут соответствовать коду безопасности и последним символам буквенно-цифрового кода.

«Замена салонного фильтра автомобиля своими руками»

Как проверить состояние ремня ГРМ?

Состояние ремня ГРМ определить без снятия его с автомобиля невозможно, если Вы снимите клапанную крышку или пластмассовый кожух Вы увидите, что ремень ГРМ есть и больше ничего, дело в том чтобы определить состояние ремня нужно вывернуть его на изнанку, только так можно определить степень износа ремня. Далее очень важная составляющая ГРМ это ролики, какой бы ремень у вас не стоял, если заклинит ролик — порвется любой ремень, скажу больше, из своего личного опыта, чаще ремень рвется не из-за того, что его несвоевременно не поменяли, а из-за того, что при замене не поменяли ролики. Определить состояние подшипников роликов невозможно без снятия ремня.

Поэтому совет такой:

  • Меняйте ремень ГРМ каждые 90000км.
  • Менять желательно вместе с роликами, только в случае если ролики не вызывают подозрения их можно оставить на второй срок, но это уже на Ваш страх и риск, где гарантия что они продержаться еще 90000км, а менять сначала ремень, а потом через некоторое время ролики я считаю нецелесообразно.
  • Если Вы купили машину и достоверно точно неизвестно, когда менялся ремень ГРМ лучше его поменять.

Далее при замене ремня ГРМ нужно проверить состояние и в случае необходимости заменить:

  • прокладку клапанной крышки (ни в коем случае не надо ставить эту прокладку на герметик) если резинка прокладки твердая меняйте прокладку, рекомендую ставить только оригинальную прокладку, мне, например, так и не удалось найти достойный заменитель.
  • cальники распредвалов и коленвала, если на сальниках видны следы подтекания масла или они просто «потеют» лучше их поменять, так как этот процесс будет развиваться и не так страшно, что подтекает масло, страшно, что масло будет попадать на ремень ГРМ, а он это очень не любит. Рекомендую ставить оригинальные сальники и герметику здесь тоже не место.
  • помпу. Когда ремень ГРМ снят, открывается доступ к помпе. Помпу надо очень тщательно осмотреть на предмет подтекания и проверить состояние подшипника. Помпа может подтекать очень коварно, дело в том, что прикручена она непосредственно к блоку цилиндров и подтекающий антифриз практически сразу испаряется, поэтому с наружи следов подтекания видно не будет. Если при снятом ремне в районе контрольного отверстия на помпе видно следы высохшего антифриза, помпу лучше поменять, в противном случае рано или поздно она потечет ручьем. Думаю что последствия расписывать не нужно.
  • состояние приводных ремней, если на внутренней стороне ремней видны трещинки ремни лучше поменять.

EFC ›
Блог ›
Ременный привод ГРМ: описание, ресурс работы и как его менять

Ременный привод ГРМ обладает большим количеством достоинств и одним крупным недостатком. Основные достоинства ременного привода в бесшумности и простоте. Регулировать натяжении гибкого зубчатого ремня можно при помощи одного незамысловатого устройства, состоящего из ролика и пружины, для него не требуются многочисленные успокоители, как для стальной роликовой цепи. Еще одно неоспоримое достоинство ременного привода — отсутствие необходимости в смазке. По этой причине весь механизм привода расположен вне блока и головки цилиндров и закрыт легко снимающимся пластиковым кожухом. Благодаря этому процесс осмотра и замены ремня ГРМ упрощен до предела.

История ременного привода

Впервые ременный привод ГРМ использовали американские инженеры. Он был применен в двигателе спортивного болида Devin Sports Car, участвовавшего в соревнованиях на кубок лиги Sports Car Club of America (SCCA) в 1956 году.

Конструкция ременного привода

Ременный привод состоит из зубчатого шкива коленчатого вала, похожего по виду и конструкции зубчатого шкива распределительного вала (или двух валов), ремня ГРМ, натяжного ролика (иногда в сочетании с дополнительным паразитным роликом или роликами), шкива насоса охлаждающей жидкости. Некоторые производители предпочитают приводить в движение помпу при помощи обычного приводного ремня. В таком случае конструкция ГРМ упрощается.

Основа ремня ГРМ и его зубцы нередко делаются из разных материалов

Ремень ГРМ в обязательном порядке снабжен силовым каркасом, позволяющим почти полностью предотвратить его растяжение. Благодаря остаточной эластичности ремня и минимальному зазору в зацеплении, значительно снижается при работе механизма ГРМ. Зубцы приводного ремня имеют высокую точность отливки.

Материал и формы зубцов приводного ремня

Форма профиля зубца приводного ремня бывает 3-х видов. Трапециевидная форма зубца является стандартной. Если для передачи больших крутящих моментов требуются повышенные эксплуатационные возможности приводного ремня, то используются зубцы округлого профиля. Гораздо реже используются зубцы смешанного профиля, сочетающие в себе эксплуатационные возможности двух предыдущих видов.

Для сохранения продольной устойчивости приводного ремня, в изготовлении гибкого корда используют стекловолокно. При этом сохраняется поперечная гибкость приводного ремня. Оболочка ремня, в которой располагаются кордовые нити, изготавливается из синтетического неопренового каучука. Это служит защитой корда от грязи и масла и препятствует преждевременному износу. Зубцы приводного ремня также изготавливаются из неопрена. Они привариваются к верхнему неопреновому слою покрытия. Зубцы обеспечивают безрывковую передачу и оптимальное сцепление между ремнем и роликами натяжителей.

Характерные поломки ременных приводов ГРМ

Самая распространенная неисправность ременного привода ГРМ – обрыв ремня. Если это произошло, коленчатый вал продолжает вращение, а распределительный вал останавливается. Поршни, жестко сцепленные с коленвалом, продолжают двигаться вверх и вниз, а клапана остаются в тех же положениях, и некоторые из них могут оказаться открытыми. Доходя до верхней мертвой точки, цилиндры ударяют по тарелкам открытых клапанов, деформируя их и сгибая штоки.
Вероятность деформации штоков клапанов в 8-клапанных двигателях в разы меньше, чем в сложных системах с 16 и более клапанами

В простых конструкциях ГРМ с одним распредвалом и двумя клапанами на цилиндр при обрыве ремня кулачки вала, как правило, не ударяют по штокам клапанов, а цилиндры — по их нижней части. Причина в том, что производителю удается реализовать механическую защиту от повреждения в конструкции головки блока цилиндров. Иными словами, клапана расположены в «потолке» камеры сгорания так, что даже в открытом положении тарелки не достают до поверхности цилиндров. В системах с большим количеством клапанов на один цилиндр этот принцип удается реализовать не всегда из-за пространственных ограничениях.

Как обезопасить двигатель от обрыва ремня ГРМ?

Чтобы избежать подобных поломок, ремень привода ГРМ необходимо менять в соответствии с рекомендациями производителя. Обычный срок службы приводного ремня составляет 60-80 000 км, хотя в последнее время появились ремни, эксплуатационные характеристики которых включают гарантию на 100-150 000 км.

Замена приводного ремня ГРМ требует профессионализма, определенных навыков и знаний, включающих в себя расположение коленчатого и распределительного вала друг относительно друга, степень натяжения ремня и т.д. Замена ремня ГРМ — одна из немногих операций, которые лучше поручать специалистам, знакомым с особенностями двигателей конкретной марки и модели автомобиля. Если такой возможности нет, необходимо тщательно изучить соответствующий раздел руководства по ремонту и запастись описанными в нем специальными инструментами.

Ресурс ремня ГРМ

Ремень газораспределительного механизма (ГРМ) обеспечивает синхронное вращение распределительных и коленчатого вала для своевременного открывания и закрывания клапанов. Обрыв ремня ГРМ в некоторых случаях может привести к серьезному повреждению двигателя. Однако в любом случае автомобиль с оборванным ремнем ГРМ будет обездвижен. Чтобы этого не произошло, необходимо внимательно следить за состоянием ремня газораспределительного механизма.

Как определить износ ремня ГРМ.

1. Изношенный ремень ГРМ может начать «лохматиться».

2. На изношенном ремне ГРМ могут появляться микротрещины

Как правило, основные следы износа видны с внутренней, зубчатой стороны ремня. Поэтому определить его износ не всегда просто. Ускоряет износ ремня плохие дорожные условия и грязь. Именно поэтому важно следить за целостностью защитного кожуха ремня ГРМ.

Косвенным признаком износа ремня ГРМ может служить степень износа приводного ремня. Как правило, ремень ГРМ и приводной ремень имеют схожие ресурсы и изнашиваются примерно одинаково. Поэтому если приводной ремень сильно изношен, следует задуматься о замене ремня ГРМ. Ролики и натяжитель ремня меняются «по ситуации»: необходимо проверить их на наличие шумов и люфта.

Многие предпочитают вместе с ремнем менять также и все ролики, так как заклинивание любого из роликов неизбежно приведет к повреждению ремня и, возможно, двигателя.

Ремень ГРМ необходимо менять не реже, чем предписано сервисным регламентом автомобиля. Однако большинство сервисов рекомендуют не дожидаться максимально допустимого пробега и менять ремень заранее. Так вероятность разрыва ремня ГРМ намного ниже.

Замена ремня ГРМ
Многие автовладельцы ни разу не сталкивались с такой процедурой, как замена ремня ГРМ. Тем не менее, эксплуатация автомобиля в течение нескольких лет неизбежно приводит к этой процедуре. Дело в том, что обрыв ремня может привести к серьезным поломкам двигателя и последующему дорогостоящему ремонту. Именно по этой причине обслуживание и своевременная замена ремня ГРМ играют важную роль в эксплуатации автомобиля. В связи с этим возникает несколько важных вопросов, ответы на которые стоит знать автомобилисту. Как часто требует замены ремень ГРМ? Как происходит эта процедура и можно ли ее сделать самостоятельно? Стоит ли ждать, когда ремень выйдет из строя или менять его заблаговременно? Можно ли каким-то образом узнать, что пришло время менять ремень?

В устройстве газораспределительного механизма ремень обеспечивает гибкое соединение коленчатого и распределительного вала. Кроме того, благодаря ремню ГРМ происходит движение клапанов двигателя, синхронизированное с работой поршней.

Сам ремень изготавливается из резины и усиливается прочными шнурами из стекловолокна или кевлара. Собственно, эти шнуры и предотвращают преждевременное растягивание или обрыв ремня.

На некоторых моделях автомобилей вместо ремня используется цепь.
Как определить необходимость замены ремня

В процессе работы газораспределительного механизма ремень крутится в изогнутом состоянии и подвергается нагреванию. Эти условия эксплатации со временем и приводят к тому, что деталь растягивается, на ней образуются трещины. Параллельно ослабевает и шнур прочности. Цепь со временем вытягивается за счет того, что шарнирные соединения ее звеньев изнашиваются, в результате она может перескочить на один или сразу на несколько зубьев. Таким образом, обрыв ремня и выход из строя цепи происходят в результате так называемого амортизационного износа.

Определить, что ремень или цепь пора менять, по звуку или внешнему виду практически невозможно. К тому же, увидеть эту деталь «невооруженным глазом» не всегда возможно. Поэтому в вопросе замены ремня ГРМ стоит опираться исключительно на предполагаемый ресурс этой детали. Срок его службы может быть совершенно разным и зависит от конкретного двигателя, а также условий эксплуатации автомобиля: от 30 тысяч км пробега до 160 тысяч км на некоторых современных моторах.

Для каждого силового агрегата всегда есть рекомендации по срокам замены ГРМ от завода-изготовителя. Однако на деле цифры могут отличаться из-за того, что машина эксплуатируется в сложных дорожных условиях. Тесты, на основе которых производитель дает свои рекомендации, проводятся на полигоне, а ежедневная езда по пробкам большого города оказывает куда более негативное влияние на мотор. Кроме того, коррективы в сроки замены ремня ГРМ могут вносить и погодные условия: для России это особенно актуально.

Если говорить о цепном приводе ГРМ, то цепь служит, как правило, дольше, нежели ремень и подлежит замене примерно после 100 тыс. км пробега.
Последствия обрыва ремня

В случае обрыва ремня или разрушения роликов связь между распредвалом и коленвалом пропадает. В результате этого клапаны, находящиеся в головке блока цилиндров, прекращают двигаться и остаются в том положении, в котором находились в момент обрыва ремня. При этом поршни продолжают движение. Так как работа поршней и клапанов – процесс синхронный, то остановка клапанов приводит к тому, что поршни ударяют по ним. Это приводит к поломке как первых, так и вторых. В различных по конструкции двигателях эта проблема может решаться ремонтом поршневой группы и системы клапанов или же может привести к тому, что мотор придется менять полностью.

Как поменять ремень ГРМ

В современных двигателях внутреннего сгорания при замене ремня ГРМ необходимо менять также ролик натяжителя ремня и обводной ролик. Конструкция большинства двигателей, помимо этого, подразумевает замену водяного насоса (помпы). Необходимость замены этой детали в большинстве случаев обусловлена тем, что ее вращение происходит благодаря движению ремня ГРМ, и в случае выхода попмы из строя (иными словами – заклинивания) ремень оборвется. В некоторых же типах двигателей помпа приводится в движение за счет так называемого приводного ремня, и ее поломка не приведет к обрыву ремня ГРМ.

Специалисты и опытные автолюбители рекомендуют обслуживать механизм ГРМ в сервисе, так как желание сэкономить может закончиться неправильной установкой или недостаточным натяжением ремня, что, в свою очередь, приведет к серьезной поломке двигателя.

Таким образом, своевременная замена ремня газораспределительного механизма может уберечь от дорогостоящего ремонта двигателя или, что еще хуже, от необходимости менять мотор полностью.
Определить, что ремень или цепь пора менять, по звуку или внешнему виду практически невозможно. К тому же, увидеть эту деталь «невооруженным глазом» не всегда возможно. Поэтому в вопросе замены ремня ГРМ стоит опираться исключительно на предполагаемый ресурс этой детали. Срок его службы может быть совершенно разным и зависит от конкретного двигателя, а также условий эксплуатации автомобиля: от 30 тысяч км пробега до 160 тысяч км на некоторых современных моторах.

Для каждого силового агрегата всегда есть рекомендации по срокам замены ГРМ от завода-изготовителя. Однако на деле цифры могут отличаться из-за того, что машина эксплуатируется в сложных дорожных условиях. Тесты, на основе которых производитель дает свои рекомендации, проводятся на полигоне, а ежедневная езда по пробкам большого города оказывает куда более негативное влияние на мотор. Кроме того, коррективы в сроки замены ремня ГРМ могут вносить и погодные условия: для России это особенно актуально.

Если говорить о цепном приводе ГРМ, то цепь служит, как правило, дольше, нежели ремень и подлежит замене примерно после 100 тыс. км пробега.

Полезно? Лайкаем и делимся со своими подписчиками!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *