Как правильно держать ручку?

Содержание

Как научить ребенка держать ручку

5 простых трюков

Для быстрого перехода нажмите на название раздела

  • Трюк 1 — Прищепка
  • Трюк 2 — Резинка
  • Трюк 3 — Салфетка, вата или ластик
  • Трюк 4 — Носок или варежка
  • Трюк 5 — Канцелярская скрепка

Казалось бы, что писать может каждый и держать ручку или карандаш это привычное дело. Но не так все просто для наших деток. Научиться правильно, держать карандаш, это не простая вещь, как может показаться на первый взгляд!

Если этого не сделать во время, то будет страдать почерк, он будет не разборчивый и неаккуратный. А рука ребенка будет быстро уставать. Чем старше будет становиться ребенок, тем больше ему потребуется писать, и скорость письма будет увеличиваться. Если не правильно держать ручку, то скорость письма будет ограничена, из — за недостаточного контроля.

Поэтому на это стоит обратить внимание, и помочь ребенку. Научить его держать ручку. Ниже представлены несколько хитрых, но простых трюков, которые помогут вашему малышу функционально держать ручку или карандаш.

Подойдем к этому процессу творчески с фантазией!

Нам помогут обычные вещи, но их применение не обычное!

Как научить ребенка держать ручку весело и увлекательно.

Первый трюк — Легкий трюк с прищепкой.

Потребуется обычная бельевая прищепка, деревянная или пластиковая, не имеет значения.

Когда дети держат ручку с прищепкой, то обеспечивается физическая подсказка, которая позволяет им сгибать или закрывать свой мизинец и безымянный палец вокруг прищепки. Это в свою очередь позволяет обеспечить поддержку в письменной форме.

Это значит что средний палец, указательный палец, и большой палец свободны, и могут с точностью двигать карандаш. Большой и указательный палец — держат карандаш и двигают им, а средний палец поддерживает карандаш.

Второй трюк — Трюк с резинкой.

Здесь есть пара вариантов с резинкой.

1) Если проблемы с наклоном карандаша. ТО … Зацепите резинку вокруг карандаша, оставьте хвостик резинки

Попросите ребенка, что бы он просунул руку в резинку, так чтобы резинка оказалась на запястье.

В этом случае карандаш ребенок всегда будет держать под наклоном, как надо, так как, по- другому, резинка не даст поставить карандаш.

2) Если ручку держат более трех пальцев. В этом случае…

К концу резинки надо добавить, какой- либо элемент (брелок, бусина, пуговица и т.п), чтобы в процессе письма его зажимать мизинцем и безымянным пальцем.

Например: можно сделать такой тренажер из черной резинки для волос + синяя резинка + бусинка в виде звездочки.

Попросите ребенка, чтобы он просунул руку в черную резинку в большую дырочку, а в маленькую дырочку черной резинки вставьте карандаш.

Далее скажите ребенку, что надо зажать звездочку безымянным пальцем и мизинцем.

  • А большой и указательный пальцы будут управлять карандашом, а средний пальчик будет поддерживать карандаш.

    Третий трюк — Трюк с салфеткой, или ватным шариком, или маленьким ластиком.

    Этот вариант отлично подходит для тех деток, кто держит ручку более чем 3 пальцами.

    Рассмотрим пример с салфеткой.

    • Возьмите салфетку, сложите ее 4 раза, положите на ладонь и зажмите ее безымянным пальцем и мизинцем. А большим, указательным и средним пальцем держите ручку.

      Трюк четвертый — Трюк с носком или варежкой.

      В этом варианте нам понадобится носок.

      • В носке делаем три маленькие прорези для пальчиков: большого, указательного и среднего. Если это варежка то, надо отрезать «большой пальчик», и сделать еще две небольшие дырочки.

        Далее просим малыша засунуть руку в носок и вытащить три пальчика, которыми он и будет держать ручку. А безымянный палец и мизинец останутся в носке, чтобы не мешались. Носок по желанию можно украсить глазками и ушками.

        Трюк пятый — Трюк с канцелярской скрепкой.

        Прикрепите скрепку на ручку или карандаш. Перед тем как ребенок начнет пользоваться таким тренажером, скажите ему, что указательный пальчик должен лежать между железными «ушками».

        Тренажеры для обучения технике письма «Рыбки»

        Кто позаботится о том, чтобы ребенок писал красиво, быстро и грамотно? Правильная постановка руки при письме

        Научить писáть — это посложнее, чем научить читать.
        Сразу оговорюсь: под умением писать я подразумеваю отнюдь не складывание отдельных слов из кубиков Зайцева. Речь идет, во-первых, о выработке быстрого, красивого, разборчивого и грамотного почерка, а во-вторых, о компьютерном наборе слепым десятипальцевым методом. Я нарочно употребил тут не совсем обычное словосочетание — «грамотный почерк», — для того чтобы подчеркнуть, что грамотность — это не теоретические знания, а моторный навык, который должен быть привит не голове, а руке. Но о грамотности у нас еще будет возможность поговорить поподробнее, а сейчас на повестке дня другой вопрос: «Кто, вообще, должен обучать наших детей письму?»
        Посмотрим для начала: что нам могут предложить модные ныне методики раннего развития?
        Оказывается, ровным счетом ничего. Лена Данилова, один из ведущих экспертов в области раннего развития, пишет по этому поводу следующее.
        Замечено, что дети, рано научившиеся писать, попав в школу, пишут отвратительно. Учителя начальных классов из года в год твердят родителям, чтобы они не занимались со своими детьми письмом в дошкольном возрасте. И в этом они, к сожалению, правы.
        Дети, обучившись в раннем возрасте письму, быстро портят почерк за счет того, что рука еще не устоялась. Даже если с самого начала буквы получаются красивые, закрепить хороший почерк как навык невозможно из-за нереальности ежедневных интенсивных занятий с малышом.
        Научить ребенка писать очень легко. Научить писать можно и в три, и в четыре, и в пять. Но заставить трех-четырехлетнюю кроху писать по часу в день, внимательно следя за правильным изображением каждого элемента букв, не только бессмысленно, но и жестоко. А по-другому добиться установки хорошего почерка невозможно. Ребенок, выучив письменный алфавит, начинает им пользоваться по собственному усмотрению. Остановить или проконтролировать этот процесс уже невозможно. Пишет что попало и, естественно, как попало. Почерк, даже если он был вполне сносным в момент обучения, быстро портится и именно в таком виде закрепляется как навык.
        Честно говоря, я не ожидал от Лены Даниловой такого откровенно саморазоблачающего признания. Ведь здесь почти прямым текстом заявлено: «В сферу раннего развития входит только то, чему ребенок может научиться играючи, без усилий. А всё, что требует от него настойчивого, систематического труда, находится в исключительной компетенции школы».
        Что ж, ладно: заглянем в школу. Как обучают письму там?
        Следует отметить, что школьные методики по обучению письму за последние полвека кардинально изменились. В былые времена писали пером или перьевой ручкой, причем младшие школьники пользовались, как правило, самыми дешевыми письменными принадлежностями весьма скверного качества. Если плохую перьевую ручку держать неправильно, то она просто-напросто не пишет и, к тому же, быстро ломается.
        Поэтому школьные учителя волей-неволей должны были следить за правильной постановкой руки каждого из учеников. Процесс обучения письму был долгим. Он занимал весь период начальной школы (три года), и, пока дети не выучивались мало-мальски сносно писать, им не слишком забивали голову правилами орфографии.
        Заглавные буквы из школьных прописей писались тогда красивее, но гораздо сложнее. Да и сами прописи были устроены не так. Предполагалось, что одна книжка прописей должна прослужить несколько лет разным ученикам, поэтому там приводились только образцы для переписывания, а упражняться письму следовало не в ней, а в отдельной тетради. Тетради для первого класса тоже были другими — в частую косую линейку, которая очень облегчала написание букв, служа им дополнительной «опорой».
        С тех пор качество письменных принадлежностей и качество школьного преподавания существенно изменились. Первое — в лучшую сторону, второе — в худшую. Теперь в ходу неприхотливые шариковые ручки, и учителям нет надобности правильно ставить руку ученикам. После перехода к упрощенному написанию букв стало возможным значительно сократить время на освоение каллиграфии. Нынче уже первоклашки начинают писать диктанты и зубрить орфографические правила.
        Что же касается современных прописей, то они заслуживают более пространного комментария. Вся абсурдность школьной системы получила в них свое законченное воплощение. Вот что я имею в виду.
        Как известно, в школе всем балом правит учебный план. Например, в учебном плане по математике на тему «умножение на однозначное число» отведено какое-то количество академических часов. Ученик, который за положенное время освоил данную тему, получает пятерку. Ученик, который не уложился в отпущенный срок, получает двойку. Но и тот, и другой переходят затем к новой теме — «умножение на многозначное число».
        Этот же педагогический принцип лежит теперь в основе прописей для первоклашек. Вот, например, образец написания буквы «а», и тут же — три пустые разлинованные строчки, чтобы ребенок тренировался писать свою собственную букву «а». Независимо от того, научился ли ребенок писать букву «а» или нет, — как только три строчки кончаются, он переходит затем к букве «б».
        Вероятно, нынешние школьные методисты полагают, что дети — это какая-то особенно сознательная разновидность людей. Когда ребенок заметит, что ему отпущено всего лишь три строчки, он уж, конечно, будет выписывать буковку «а» с усиленным прилежанием — чтобы успеть наработать соответствующий моторный навык, пока еще остается свободное место.
        Плохо, в таком случае, школьные методисты знают детскую психологию. Нормальный, психически здоровый ребенок поступит в точности наоборот. Если уж он получил задание исписать буквой «а» три строчки, то он будет это делать не с максимальным прилежанием, а с максимальной скоростью. Как бы жутко ни выглядели его каракули, переделывать халтурно выполненную работу его уже не заставят — на это в его прописях просто физически нет места. Ну, подумаешь, назавтра учительница скажет «ай-ай-ай» и покачает головой. Зато теперь можно подольше посмотреть телевизор.
        Любопытно отметить, что в первом классе школы оценок теперь не ставят. Плохие оценки за плохой почерк ученики начинают получать только во втором классе, когда все занятия по прописям уже далеко позади.
        Итак, быстренько заполнив пустые строчки в прописях, дети переходят к изучению орфограмм.
        Гм… гм… Читатель благородный! Знаете ли Вы, что такое орфограмма? Я впервые столкнулся с этим словом, когда отвел старшего сына в первый класс и заглянул в его учебники, чтобы поинтересоваться, чем же он там занимается. Оказывается, это центральное понятие, вокруг которого вертится изучение русского языка в современной школе на протяжении многих лет. Я тогда принялся расспрашивать всех своих знакомых, не знают ли они, что такое орфограмма. Нет, никто не знал. Тогда я обратился к словарям. Иногда значение какого-то незнакомого русского слова проще всего уяснить, если взглянуть на его перевод на какой-нибудь иностранный язык. Так вот, если обратиться, например, к словарю Яндекса, то в его английской, немецкой, французской, итальянской и испанской частях комбинация букв «орфограмма» воспринимается как опечатка. А в русской части это слово встречается лишь в единственном источнике — в Большой Советской энциклопедии. Здесь написано следующее.
        Орфограмма (от греч. orthós — правильный и grámma — письмо)
        1) последовательно воспроизводимый способ передачи на письме фономорфологического явления в том или ином языке (…);
        2) Написание, соответствующее правилам орфографии.
        Надо отдать справедливость школьным методистам: они прививают первоклашкам всё же не первое из указанных определений, а второе. Так, в учебнике А.В.Поляковой для 1 класса начальной школы читаем:
        Орфограммы — это написание слов по определенным правилам. большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей — это орфограмма.
        Кто понял, что такое орфограмма, — поднимите руку! Я уж точно руки не подниму. Наверно, всё дело в моем математическом образовании. Я машинально делаю подстановку и получаю:
        Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей — это написание слова по определенным правилам.
        В этой фразе не больше логики, чем, например, в такой:
        Лестница между двумя этажами — это строительство дома по определенным правилам.
        Конечно, некоторый смысл тут интуитивно угадывается, но какое неряшество мысли! какое неуважение к русскому языку! В разговорной речи подобные ляпсусы, пожалуй, еще допустимы, однако учебник для первого класса можно было бы написать и покорректнее.
        Итак, лишь только пустые строчки в прописях заканчиваются, каллиграфия считается пройденным этапом, и первоклашки принимаются осваивать правописание. Их обучают отыскивать в словах орфограммы. Например, ребенок пишет под диктовку: «У Маши тетрадь». По замыслу школьных методистов, он должен про себя проговаривать: «Маша — это имя человека. Значит, оно пишется с большой буквы, потому что большая буква в именах людей — это орфограмма. На конце у Маши должна стоять буква и, потому что буква и в буквосочетаниях жи, ши — это орфограмма. Буква е в слове тетрадь — это безударная гласная. Значит, это тоже орфограмма. Проверочного слова тут подобрать нельзя. Такие случаи следует проверять по словарю и запоминать. На конце слова тетрадь слышится ть, а надо писать дь, потому что можно подобрать проверочное слово — тетради, — и это опять-таки орфограмма».
        Где уж тут уследить за красивостью почерка!
        Короче говоря, тот мрачный сценарий, которым Лена Данилова пугает родителей дошкольников, как раз в школе-то и реализуется в полной мере. Есть, правда, два несущественных отличия. Во-первых, Лена Данилова предполагает, что хотя бы попервоначалу буквы у дошкольников получаются всё же красивыми, а про школьников мы такого утверждать не можем. Во-вторых, согласно Лене Даниловой, дошкольники принимаются писать что попало и как попало, реализуя свои собственные необузданные фантазии, в то время как школьникам приходится писать под строгим надзором учителей, воплощая в жизнь убогие фантазии методистов.
        Нет, я не хочу огульно хаять все подряд школы и всех подряд учителей. Наверняка, в наших необъятных просторах найдется такой учитель, который действительно учит писать красиво и грамотно. Однако всерьез рассчитывать на то, что мой ребенок попадет именно к нему, увы, не приходится.
        Леонид Некин
        http://nekin.info/e21.htm
        (если ребенок — правша)?
        Н. Н. Ге. Портрет писателя Льва Николаевича Толстого
        Я начинаю обучать своих детей письму примерно за год до их поступления в школу. Я хочу, чтобы к тому времени, когда они впервые услышат слово «орфограмма», они уже умели выводить буквы достаточно уверенно.
        Я сажаю ребенка за стол, вручаю ему ручку и… Вот тут-то и начинаются первые трудности. Как, собственно, эту ручку правильно держать?
        Я принадлежу к первому поколению тех людей, которым в школе разрешили пользоваться шариковыми ручками, и моей постановкой руки никто не занимался. Родители, глядя на то, как я вывожу каракули, лишь качали головой и недоумевали: «До чего же по-дурацки ты держишь ручку! Обратный конец ручки должен смотреть в правое плечо, а он у тебя смотрит не пойми куда! Неужели учительница разрешает вам так писать?»
        Я пробовал пару раз развернуть ручку так, чтобы ее обратный конец смотрел в правое плечо, но это показалось мне так неудобно, что я моментально отказывался от этой затеи.
        Много лет спустя, когда я принялся за обучение своего старшего сына Дениса, недоуменные возгласы моих родителей как-то выветрились у меня из головы. Я считал себя большим экспертом по части письма. Я исписал в своей жизни не один килограмм бумаги, а мой почерк представляет предмет моей особой гордости. Я показал Денису, как я сам держу ручку, и дал ему инструкцию, чтобы он держал ручку точно так же.
        Не тут-то было!
        Пропорции детской руки не такие, как у взрослого, и Денис, в принципе, не мог держать ручку так же, как я. С грехом пополам мы добились чего-то приемлемого, и это положение руки было принято за обязательный стандарт. В первых классах Денис поражал всех красотой выводимых им букв, а потом… потом мы на несколько лет переехали в Германию. Немецкие школы не даром считаются самыми худшими в Европе.
        В немецких школах строго регламентировано, какими письменными принадлежностями должны пользоваться ученики. Первые два года школьники пишут карандашом, а все остальные одиннадцать лет учебы — в обязательном порядке перьевой ручкой. По окончании школы перьевой ручкой никто никогда не пользуется.
        Немецкая учительница фрау Шмидт, подивившись на красоту Денисиного почерка, заставила меня приобрести для него перьевую ручку (по-немецки — фюллер), и с тех пор его почерк стал стремительно портиться. Со свойственной мне дотошностью я принялся разбираться, в чем дело.
        Я предпринял тогда первую в своей жизни попытку писать перьевой ручкой. Я купил для своих экспериментов самый дешевый фюллер, и он в моих руках просто отказывался писать. Я позаимствовал ручку у Дениса — и дело пошло не лучше. Хотя Денисин фюллер и был не из дешевых, однако ж ребенок успел за месяц привести его почти в полную негодность: перо было свернуто на сторону и кончик его раздваивался.
        Тут и настало время припомнить старое правило: обратный конец ручки должен смотреть в правое плечо. Если я держал мой дешевый фюллер именно так, то он действительно начинал писать. В этом положении ручка сильно наклонена к бумаге, и основные (вертикальные) линии букв проводятся параллельно прорези на пере. Я надавливаю на шарообразный набалдашник на кончике, от этого две половинки пера слегка расходятся в стороны, прорезь становится шире, и по ней чернила благополучно стекают на бумагу.
        Если же фюллер держать на манер шариковой ручки — торчком, так что обратный конец слегка наклонен в правую сторону, — то основные линии букв приходится проводить перпендикулярно прорези на пере. От этого прорезь зажимается, и чернила на бумагу не стекают.
        — Разве вам фрау Шмидт не объяснила, как правильно держать фюллер? — поинтересовался я у Дениса.
        — Нет.
        — Не может быть! Ведь если его не так держать, так он же совсем не пишет!
        — Если надавить посильнее, то пишет.
        Я отобрал у Дениса фюллер и дал вместо него то, чем он писал раньше — капиллярную ручку (тонкий фломастер, по-немецки — фильц). Фрау Шмидт вызвала меня в школу.
        — Это правда, что вы не разрешаете Денису писать фюллером? Так не пойдет. У нас нельзя писать фильцем. У нас все дети пишут фюллером! — заявила она угрожающе.
        — А это правда, что вы им не показали, как надо держать фюллер? — отвечал я.
        — А что тут показывать: фюллер надо держать точно так же, как и карандаш.
        Я попросил ее продемонстрировать, чтo, на ее взгляд, является правильной постановкой руки. Разумеется, фюллера в ее сумочке не оказалось. Она достала фильц и накарябала им пару неразборчивых слов. Она держала его торчком, с небольшим наклоном вправо — точь-в-точь как я привык держать шариковую ручку.
        — И вы считаете, что и фюллер держат точно так же?
        — Конечно.
        — Тогда у меня больше нет вопросов. Только фюллер я Денису не отдам. Пусть пишет фильцем.
        — Но так нельзя! Вы будете разговаривать с ректором! Если он разрешит, тогда можете писать чем хотите. Я должна исполнить свой учительский долг.
        В скором времени меня вызвали к ректору школы, херру Эзелю. К этой встрече я хотел подготовиться со всей ответственностью. Я принялся разыскивать информацию о правильной постановке руки при письме. Я основательно порылся в немецко- и русскоязычном интернете, но ничего не нашел. Огромное количество веб-страниц посвящено тому, как надлежит держать ручку левшам, но о правшах даже не упоминается. Я пошел в библиотеку и просмотрел множество книг по каллиграфии и стенографии. И снова: о постановке руки — ни гу-гу. Пришлось мне свою аргументацию основывать не на авторитетных источниках, а на логике и здравом смысле.
        — Мы опытные педагоги, — заявил херр ректор Эзель, вертя в руках фильц. — Мы лучше знаем, как лучше. Было проведено множество исследований, и все они показали, что красивый почерк можно выработать только с помощью фюллера.
        — Как замечательно! — ответил я. — Я как раз в последнее время очень интересуюсь этой темой. Дайте мне, пожалуйста, ссылку хотя бы на одно такое исследование.
        — Мы опытные педагоги. Вы должны нам доверять. Раз мы так говорим, значит, так оно и есть. Вам не нужно спрашивать у нас никаких ссылок.
        Тут меня посетило вдохновение и я произнес целую речь:
        — Вы знаете, херр ректор, я тоже на днях провел одно любопытное исследование. Я научился писать фюллером в стиле «классика» — так, как наставляли меня когда-то папа с мамой: чтобы обратный конец ручки смотрел в правое плечо. До сих пор я всю жизнь писал стилем «модерн» — так, как это делаете Вы и фрау Шмит и как пишет теперь большинство человечества. «Модерн» хорош для современных письменных принадлежностей — шариковых ручек, роллеров, фильцев, маркеров. Эти ручки пишут лучше всего, когда расположены торчком к бумаге. На практике, их приходится слегка наклонять вправо, чтобы видеть кончик, которым пишешь.
        «Модерн»
        Но у стиля «модерн» есть один очень серьезный недостаток. Дело в том, что рука опирается на внешнее ребро ладони и согнутый мизинец. Вот из-за мизинца и возникают проблемы. Во время письма мизинец не стоит на месте, а рефлекторно повторяет движения остальных пальцев. При этом он трется о стол, и на это трение расходуется огромное количество энергии. Рука быстро устает. Стоит исписать страницу — и такое ощущение, что рука вот-вот отвалится.
        Вам, херр ректор, приходится подписывать множество бумаг. Вы, наверняка, знаете такой эффект. Если Вы ставите подпись внизу какого-либо документа и не подкладываете под руку дополнительного листа бумаги, то рука просто липнет к столу. Оказывается, что поставить подпись не так-то просто, — особенно в жаркую погоду, когда руки потные.
        И еще одна маленькая деталь. Вы, херр ректор, сами были когда-то студентом. Не было ли у Вас в ту пору на среднем пальце вмятины от ручки из-за долгого писания? Наверняка же была!
        И вот пару дней назад я попробовал писать «классикой». Вы знаете, ощущение такое, будто я долго-долго ехал на велосипеде по песчаной дорожке и выехал наконец на асфальт. Я почувствовал настоящее облегчение. Рука опирается на запястье и на саму ручку, обратный конец ручки смотрит в плечо, мизинец висит в воздухе и ни обо что не трется. Ну разве что самый его кончик слегка касается бумаги. Такая манера письма не требует почти никаких механических усилий. Так можно писать сколь угодно долго — рука не устает. Да и вмятины на среднем пальце не образуется, потому что ручка давит не на палец, а на бумагу.
        «Классика»
        «Классика» идеально подходит для фюллера, но плоха для фильца, потому что ручка сильно наклонена к бумаге. Как ни странно, «классика» вполне годится для шариковых ручек и для всех их современных разновидностей. В наклонном положении эти ручки пишут лишь ненамного хуже, чем торчком. Разумеется, если с наклоном перестараться, то шариковая ручка вообще перестает писать, но такого супер-наклона в «классике» и не требуется.
        Я думаю, херр ректор, что ваша немецкая система школьного преподавания была изначально очень разумна. Малышам-первоклашкам трудно дается «классика». Руку с детскими пропорциями очень неудобно держать так, чтобы она опиралась только на запястье. Поэтому детям давали карандаш и разрешали на первых порах писать «модерном». Когда они подрастали, карандаш заменяли на фюллер и переучивали на «классику». Собственно, и переучивать тут особо нечему: просто руку надо несколько развернуть в предплечье, а всё остальное становится на свои места автоматически.
        Так у вас, наверное, и было записано в древней инструкции: начиная с такого-то возраста школьники должны писать фюллером. Тут, конечно, важен был не фюллер сам по себе. Подразумевалось, что дети переходят на «классику». «Классика» — исключительно полезная вещь для всех, кому приходится много писать, и, в первую очередь, для старшеклассников и студентов.
        Но вот что интересно. Мне недавно попалась на глаза реклама фирмы «Пеликан». Они выпускают фюллер, который предназначен специально для школьников. В своей рекламе они с гордостью подчеркивают, что их фюллер прекрасно пишет в любом положении. Но если так, то зачем переучивать ребенка на «классику»? Вручим ему пеликановский фюллер — и пусть пишет как попало! Неудивительно, что весь смысл древней инструкции нынче совершенно забылся, осталась только одна проформа.
        — Так чем же Вы возмущаетесь? — вступила в разговор фрау Шмидт, которая тоже присутствовала на этой встрече. — Ради бога, пусть Денис пишет этой самой «классикой». Мне лично всё равно, как он будет держать ручку. Главное, чтобы он писал фюллером. Во всем должен быть порядок.
        — А кто его научит писать «классикой»?
        — Вот Вы и наýчите. Вы же так прекрасно во всем разбираетесь.
        — Я только и делаю, что учу своих детей тому, чему их не учат в школе. Я, безусловно, научу Дениса «классике». Но только я сделаю это тогда, когда сам посчитаю нужным. Например, во время летних каникул, а не сейчас, посреди учебного года. Вы же не освободите его от всех письменных работ на время нашей учебы. Так что пусть пока попишет фильцем.
        — Мы опытные педагоги, — сказал херр Эзель. — И во всем должен быть порядок.
        — Правильно ли я Вас понимаю, херр ректор, — спросил я, — что Вы будете вынуждены исключить Дениса из школы, если я не дам ему фюллер?
        Этот вопрос как будто испугал херра Эзеля. Он отчаянно замахал руками:
        — Нет, нет, конечно, нет! Речь идет совсем не об этом!
        И после паузы:
        — Так Вы говорите, что вы живете здесь, в Германии, только временно.
        — Именно так.
        — И когда вы уезжаете обратно в Россию?
        — На следующий год.
        — Ну, ладно. Фрау Шмидт, в виде исключения, пусть он пишет фильцем.
        — Но херр Эзель! А учительский долг! А порядок! Во всём…
        — Ш-ш-ш! Фрау Шмидт, Вы так всем и объясните: он уезжает в Россию, и только поэтому, в виде исключения…
        Я очень благодарен фрау Шмидт и херру Эзелю. Если бы не их любовь к порядку, я бы так никогда и не разобрался во всех тонкостях письма разными стилями.
        Я взял теперь за основу «древнюю немецкую инструкцию». Поначалу мои дети учатся писать «модерном». Только я даю им не карандаш, а фильц — то есть, пардон, капиллярную ручку. Карандаш оставляет на бумаге слишком бледные следы и к тому же быстро тупится. Его надо постоянно подтачивать, и если доверить этот процесс ребенку, то отходы — стружка и графитовая пыль — будут потом равномерно распределены по всему полу. Шариковых ручек я тоже не люблю. Они тоже пишут слишком бледно, с отвратительными прожилками, и провоцируют на то, чтобы давить на них изо всех сил. Из капиллярных ручек я, не отличаясь оригинальностью, предпочитаю «Stabilo point 88». Эта ручка нравится мне тем, что она тоненькая, легкая и оставляет на бумаге яркий след почти без нажима.
        Капиллярная ручка хороша еще и потому, что позволяет легко выявить чрезмерное напряжение руки. Дети склонны к тому, чтобы вцепляться в ручку мертвой хваткой. Иногда потрогаешь у них кисть руки — и она кажется твердой, как сталь. На глаз этого может быть и не заметно. Но если ребенок пишет капиллярной ручкой, то при слишком сильном нажиме линии получаются очень толстыми, и кончик ручки быстро измочаливается. Имея такую великолепную обратную связь, ребенок начинает следить за тем, чтобы рука постоянно оставалась расслабленной.
        Следует заметить, что школьные тетради отечественного производства, как правило, не предназначены для письма капиллярной ручкой. Они изготовляются из такой плохой бумаги, что «капиллярные» чернила расплываются на ней, как на промокашке. К счастью, при домашнем обучении школьные тетради не обязательны.
        Капиллярная ручка и «модерн» остаются у нас «закреплены» за кириллицей. Когда же приходит время осваивать латиницу, я вручаю ребенку перьевую ручку и приобщаю к «классике». При этом весь процесс учебы осуществляется как бы заново, так что даже переучиваться не надо.
        Дополнение. Подробности о классической постановке руки можно прочитать в ходящем по интернету дореволюционном учебнике по каллиграфии, который можно скачать, например, .

        • Прописи для начинающих: отдельные буквы
        • Шрифт «Primo» для прописей-текстов
        • Работа со шрифтом в редакторе Microsoft Word
        • Работа в редакторах OpenOffice.org и LibreOffice
        • Шрифт «Tempo» для выработки (и исправления) почерка
        • Компьютерный набор: клавиатурный тренажер «Tiptop»

        Леонид Некин

        Как научить ребёнка держать ручку правильно

        В начальных классах дети часто неправильно держат пишущие принадлежности во время выполнения заданий на уроках. А это чревато многими проблемами в будущем. Сформировать у ребёнка правильный захват ручки и карандаша лучше ещё в дошкольном возрасте. Наиболее благоприятный период для этого — 3–4 года.

        Правильный захват — залог красивого почерка и свободного письма

        Очень важно начать учить кроху верно захватывать письменные принадлежности ещё на стадии знакомства с ними, чтобы избежать такого неблагодарного дела, как переучивание. Если малыш неправильно берёт карандаш, это часто приводит к множеству проблем:

        • быстрой утомляемости во время выполнения письменных заданий;
        • снижению быстроты письма;
        • ухудшению зрения и осанки (поскольку часто, чтобы увидеть написанное при неправильном захвате, приходится сгибаться в неестественной позе и приближать глаза к бумаге).

        Чтобы научить, как правильно держать ручку при письме, первоклассника или дошкольника, родитель должен быть сам осведомлён, как располагать пальцы на этих принадлежностях при письме. У праворуких детей пишущий предмет при должном расположении лежит на левой стороне среднего пальца; придерживает его наверху указательный палец, а слева — большой; оставшиеся пальчики прижимаются к ладони.

        У леворуких детей расположение пальцев зеркально праворуким: карандаш лежит на правой части среднего пальца, справа её удерживает большой палец, а наверху — указательный.

        Ручка должна держаться тремя пальцами

        Как понять, что ребёнок неправильно держит ручку

        Признаками неправильного захвата является следующее:

        • конец письменной принадлежности расположен не в направлении к плечу, а в противоположном;
        • малыш берёт пишущий предмет двумя, четырьмя пальцами или всей ладонью;
        • при письме ручка удерживается очень близко к пишущему кончику или очень далеко;
        • рука сильно напряжена.

        Проверить должный захват можно и следующим образом: если оторвать от пишущего предмета указательный палец, то предмет не упадёт.

        Галерея: неправильный захват ручки и карандаша

        Неправильным является и захват четырьмя пальцами Если ручка удерживается средним и большим пальцем — это неправильный захват При неправильном захвате ребёнку не видно за рукой, что он пишет

        Как подготовить руку к захвату пишущих принадлежностей

        Существует несколько способов подготовки руки к должному захвату письменных принадлежностей:

        1. Начинать знакомство малыша с инструментами изобразительной деятельности лучше с восковых мелков, разломленных на несколько маленьких частей. Поскольку малюсенькие кусочки нельзя взять в ладонь, то крохе приходится брать их тремя пальцами.
        2. Важно стимулировать ребёнка брать маленькие предметы.
        3. Обязательно нужно развивать мелкую моторику рук с помощью шнуровок, застёгивания/расстёгивания пуговиц, пальчиковой гимнастики, лепки и т. д.

        Способы обучения верному захвату (простые лайфхаки, помощь резинки и других приспособлений)

        Чтобы малыш быстро запомнил корректное расположение пальчиков при письме, можно использовать следующие способы:

        1. Можно вообразить, что ручка «ложится спать» на подушку, которой является верхняя часть среднего пальца, и «укрывается» покрывалом из указательного и большого пальчиков.
        2. Предложите малышу поиграть в игру «Птичка». Указательный палец — это птица, клюющая зёрнышки. Пусть малыш постучит по корпусу карандаша указательным пальцем и приговаривает: «тук-тук-тук». Впоследствии, когда он забудется и возьмёт карандаш неправильно, задайте вопрос: «А где птичка?». И он сразу вспомнит, как брать предмет.
        3. Следите, чтобы во время выполнения письменных заданий пальчики не напрягались.
        4. Напоминайте, что пальцы нужно располагать от кончика пишущего предмета на расстоянии около 2 см. Чтобы быстрее запомнить, на каком расстоянии держать ручку, можно сделать пометку на среднем пальце и пишущем предмете.
        5. Научите сына или дочь играть в дартс. При метании дротиков снаряд берётся с помощью трёх пальцев. Их расположение соответствует правильному захвату при письме. Когда малыш берёт в руки карандаш, напомните ему, что его нужно взять так же, как дротик.
        6. Расположение безымянного пальца и мизинца быстро запоминается, если между ними и ладонью вложить смятую салфетку, разрезанную на 2 части. А затем попросите обучаемого взять ручку, не уронив салфетки.
        7. Можно прикрепить ручку к запястью руки с помощью банковской резинки. Неправильное положение приведёт к дискомфорту.
        8. Можно купить тренажёр в виде насадки на письменные принадлежности или трёхгранные ручки и карандаши, которые тренируют руку малыша.
        9. Некоторые фирмы, занимающиеся изготовлением пишущих принадлежностей, выпускают специальную продукцию для обучения детей правильному захвату. Пример — серия LeftRight от Stabilo.
        10. Можно использовать «пинцетный захват». Поставить ручку вертикально кончиком на бумагу, затем ухватить его за верхушку тремя пальцами. Потом постепенно опустить пальчики вниз, сохраняя захват.

        По опыту работы с детьми разных возрастов могу сказать, что при выборе принадлежностей для письма нужно ориентироваться на их возраст. Детям 3–4 лет подойдут толстые трёхгранные пишущие принадлежности. А в 4–5 лет уже можно переходить на обычные карандаши.

        Галерея: способы формирования правильного захвата ручки и карандаша

        Резинка помогает удерживать карандаш в правильном положении В продаже имеется множество насадок на карандаж для формирования правильного захвата Способ захвата дротика и карандаша аналогичен Зажатая между безымянным пальцем и мизинцем салфетка помогает взять ручку правильно

        Видео: как научить правильно сидеть за столом и держать ручку

        Видео: учимся держать ручку правильно — советы даёт нейропсихолог Светлана Циновская

        Отзывы родителей

        Нам советовали и коротенькие карандаши, и специальные держатели. Но дочь была упряма и не хотела менять захват. И вот на развивалке её любимая учительница ей ставит руку, и дочь послушалась! Почему-то не меня, а учительницу. В 2,10 лет. Может я ей надоела со своим «держи правильно»? С тех пор держит правильно.

        Проще сразу учиться правильно, чем потом переучиваться. У нас на развивалках очень хороший преподаватель. Она советует сразу ставить правильный захват, говорит потом ребёнку сложнее переучиться, чем сразу приучиться. Мой сын (ему два) держит щепоткой, сейчас корректирую пальчики (немного не так держит). Начинали с толстых коротких трёхгранных. И потом, если не нервничает, то, конечно, стоит подождать. Моему например, глубоко по барабану — переставила пальцы, дальше рисует, я не заостряю на этом внимание.

        Я купила тренажёр для ручек и моя дочь, сразу же (за несколько дней) с помощью него стала брать ручки и карандаши правильно! Короче, нам помог!!!

        Я покупала специальные карандаши треугольные. Это помогло держать правильно. Говорила держать двумя пальчиками, а третий снизу будет. Вроде научились. Попробуйте занятия фортепьяно и лепку, это помогает. Если уж совсем плохо, то мелки и восковые карандаши в форме яйца для укрепления кисти и пальцев.

        Треугольные карандаши, насадки, разные смешные истории (на японском такая была: карандаш — это ракета, чтобы он летел, надо его держать пальцами на раз-два-три, каждый палец под счёт захватывает нужную сторону). Младшему сыну помогло писать на вертикальной доске — там сложнее держать неправильным захватом.

        Я в США переехала в 11 лет. И в России учили как «правильно» держать карандаш или ручку. Здесь пошла в школу — все держали кто как хотел в 6 классе. Я была поражена. И при этом нормально писали. Более того — в университете на это тоже обратила внимание — что многие «неправильно держат» и ничего при этом на магистра учились в Berkeley (престижный вуз). Поэтому я пришла к выводу, что своим детям покажу, как я держу — если им так будет удобнее. Но настаивать не буду. Пусть держат, как им нравится и удобнее

        Успешность в учёбе зачастую зависит от того, насколько ребёнку легко удаётся красиво и разборчиво писать. В большинстве случаев причиной плохого почерка является неправильный захват ручки. Поэтому очень важно научить малыша как можно раньше правильно держать пишущие принадлежности.

        Как правильно держать ручку?

        Шариковая ручка — предмет первой необходимости для школьника, а умение правильно ей пользоваться — залог красивого почерка, хорошей осанки, достаточной скорости письма. Половина современных первоклашек не получает дома или в саду достаточных навыков письма — они зажимают письменные принадлежности всей кистью, как делают малыши. Хорошо, если родители заранее объяснят и покажут ребенку, как правильно держать ручку при письме.

        Чем грозит неправильное положение ручки?

        Недаром в советских школах до 1968-го года разрешены были исключительно перьевые ручки — они вырабатывали у детей привычку писать вдумчиво и аккуратно. Но прогресс не стоит на месте: ручки с шариковым наконечником позволяют записывать больший объем материала, ведь их не надо поминутно обмакивать в чернильницу. Не опасаясь поставить кляксу, школьники невольно торопятся выполнить задание, снижая разборчивость почерка. Если умение правильно держать ручку сразу довести до автоматизма, в дальнейшем почерк останется ровным и красивым.

        Но гораздо важнее эстетической стороны вопрос здоровья. Привычка держать ручку неправильно становится причиной быстрой утомляемости на диктантах, плохого выполнения чертежей. Эти нюансы затрудняют психологическую адаптацию к школе, вызывают комплексы, нежелание учиться.

        Вслед за почерком ухудшается осанка: строчки при ошибочном захвате ручки не видно, поэтому школьник сидит не прямо, а приподняв плечо рабочей руки. Искривление позвоночника и ухудшение зрения — последствия такой позы при письме.

        Хорошо, если родители вовремя заметят, что малыш неправильно держит карандаш. Насторожить должны следующие особенности:

        • Верхний кончик карандаша направлен к лицу ребенка;
        • Пальчики при захвате расположены вплотную к бумаге или наоборот очень высоко, что создает дискомфорт;
        • Указательный палец при письме расположен выше большого;
        • Создавая рисунок, юный художник передвигает альбомный листок, а не карандаш;
        • Сила нажима чересчур слабая или сильная — грифель едва касается бумаги или рвет ее.

        Ошибки при захвате письменных принадлежностей быстро входят в привычку, поэтому исправлять их нужно сразу. Правильные навыки не формируются за один день, придется запастись терпением.

        Подготовка руки к письму

        Взрослые не заостряют внимание на положении пальцев при письме, машинально держа руку так, как привыкли с детства. Дошкольнику придется много раз объяснять, как правильно держать ручку при письме: пишущую принадлежность кладут третью фалангу среднего пальца, фиксируя указательным и большим. Оставшиеся два пальчика дети обычно поджимают.

        Если при письме держать ручку правильно, кисть будет расслаблена, спина прямая. Попросите ученика поднять указательный палец: если ручка не изменила положения, все правильно.

        Тренировать положение руки нужно с младшего дошкольного возраста, когда малыш знакомится с мягкими карандашами, кисточками, пластилином. Правильно отщипывать пластичную массу тремя пальцами, это отрабатывает будущий зажим. Для формирования моторных навыков будут полезны такие занятия:

        • Изготовление бус и гирлянд из мелких шариков, бисера, стекляруса, а также просто перекатывание их пальцами;
        • Шнуровка ботинок;
        • Штриховка и дорисовывание картинок, узоров;
        • Сборка различных моделей из деталей конструктора;
        • Вырезание снежинок и фигур из бумаги;
        • Застегивание и расстегивание пуговиц на одежде;
        • Пальчиковая гимнастика.

        Примерно к 4-м годам дети окончательно определяются, какая рука — рабочая. Одновременно запоминается ее положение при письме. В 6 лет ребенок должен уметь писать печатные буквы.

        Выбираем ручку

        Во многом положение руки при письме определяется самой ручкой: если она неудобная, малыш вынужден корректировать захват. На ранней стадии обучения лучше использовать граненый карандаш — его проще держать правильно. Потом можно переходить на ручку, выбранную по следующим параметрам:

        • Оптимальная длина пишущего предмета 13-15 см;
        • Толщина ручки максимум 8 мм;
        • Корпус трехгранный, обтекаемой формы;
        • На месте предполагаемого захвата расположен прорезиненный участок, предотвращающий соскальзывание пальцев;
        • Стержень пишет мягко, легко скользит по бумаге;
        • Материалы всех частей пишущего предмета безопасны.

        Обычная шариковая ручка предпочтительнее автоматической, где при сильном нажиме стержень может «провалиться», а кнопка будет отвлекать. Цвет чернил темно-синий или глубокий фиолетовый: бледные оттенки вынуждают ребенка прижимать ручку, добиваясь более четкого следа.

        В общем, дизайн ручки должен быть максимально удобным, простым и неброским. Ведь предмет приобретается для письма, а вовсе не для развлечения. Не стоит покупать первокласснику ароматизированные модели с яркими рисунками — слишком велик соблазн поиграть с пишущим предметом во время урока.

        Обучающие хитрости

        Чтобы наглядно объяснить, как правильно держать ручку при письме, можно попробовать один из 4-х интересных методов:

        Салфетка в ладошке

        Если малышу мешают писать «лишние» пальчики, не участвующие в захвате, попросите прижать ими к ладони бумажный квадратик из салфетки, сложенной 4 раза. В «рабочие» пальцы вложите карандаш.

        Рисование мелом

        Многие дети обожают создавать на асфальте рисунки цветными мелками. Усложните ребенку задачу, разломив каждый мелок на 2-3 части. Малыш будет вынужден держать мел тремя пальцами, как ручку при письме;

        Дротики

        Игра в дартс весьма популярна у дошкольников, она развивает меткость и необходимые навыки: прицеливаясь, дротик нужно зажимать в руке примерно как карандаш. Регулярные занятия станут хорошей подготовкой к письму.

        Точка на пальце

        Простейший и невероятно действенный метод передавался из поколения в поколение, не теряя актуальности. Чтобы наглядно показать, как правильно держать ручку при письме, на среднем пальчике ученика обозначьте маркером точку, где должна лежать письменная принадлежность. На самом предмете также ставится метка — при письме точки должны совпасть;

        Обучающая насадка

        Резиновые фигурки-насадки для ручек и карандашей имеют углубления для пальчиков — их удобно держать только в правильном положении. Насадку можно купить в магазине канцелярии отдельно или в комплекте с трехгранной ручкой.
        Сохранить нужный угол наклона и правильно держать ручку при письме поможет обычная канцелярская резиночка — подробности популярного метода в видео ролике под статьей.

        Успех-центр

        Начинается новый учебный год, кто-то впервые сядет за парту и возьмёт ручку, чтобы написать первые слова, так пусть же это будет с первого движения правильным, чтобы не пришлось потом переучиваться. Сегодня этот вопрос волнует не только бабушек, физиологов, но и самих учащихся-старшеклассников.
        У меня в руках книга доктора биологических наук, профессора, академика РАО, директора Института возрастной физиологии РАО Марьяны Михайловны Безруких «Трудности обучения в начальной школе», М., «Эксмо», 2009. Автор пишет: «Существует заблуждение, что хорошо бегающий, прыгающий, подвижный ребёнок не будет испытывать затруднений при обучении письму. Это совсем не так. Тонко координированные движения рук и пальцев развиваются независимо от общей мышечной координации. Очень ловкий ребёнок, хорошо танцующий или катающийся на коньках, может испытывать затруднения при работе кс конструктором или при элементарном копировании карандашом графических фигур на листе бумаги. Формирование графических умений требует и специального времени (эти занятия нельзя проводить между прочим), и специальных условий.»
        Этой теме посвящен наш подбор статей разных сайтов. В связи с устареванием ссылок, некоторые статьи представлены в полном объёме: http://schoolng.narod.ru/Roditelyam/o_pose_pri_pisme.htm
        Успешность формирования навыка письма, и особенно почерк, во многом зависят от того, соблюдаются ли при письме основные гигиенические правила. Они не сложны, но чаще всего им уделяется внимание лишь на первых порах, а потом все сидят “как сидят” и ручку держат “как держится”. Конечно, научить ребенка правильно сидеть и правильно держать ручку — задача не из легких, тем более, что к 5—б годам уже складывается определенная поза при рисовании и письме, часто неправильная, и неправильный способ держания ручки.
        Выделяя последовательность того, чему надо научить ребенка перед тем, как начинать писать, следует подчеркнуть три основных момента:

        • научить ребенка соблюдать правильную позу при рисовании и письме;
        • научить ребенка правильно держать карандаш (ручку);
        • научить ребенка правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, плеча при рисовании и письме.

        Почему это так важно? Главное потому, что правильная поза, правильное положение ручки и правильная координация движений позволяют сформировать правильную технику письма, правильный графический навык, а значит, сделать письмо удобным, четким, быстрым.
        Безусловно, писать можно и в не очень удобной позе, выворачивая постоянно немеющую руку и затекшее плечо, но тогда трудно говорить о качестве и скорости письма. Да и вряд ли можно надеяться, что при такой технике удастся не думать о том, как это делается.
        Очень часто ребенок видит, что плохо пишет, и нередко это бывает связано с неправильной техникой письма, но сам не осознает этого, не знает и не понимает, какие именно движения более эффективны, просты и доступны. Не следует забывать, что исправить неправильную позу или неверную технику письма, к которой привык ребенок, не просто трудно, но чаще всего невозможно.
        Все эти правила несложны, но освоить правильную посадку, способ держания ручки и технику письма возможно только при постоянном и направленном внимании взрослых (педагога, воспитателя, родителей). К сожалению, на практике постоянного и целенаправленного внимания к этим “мелочам” не получается. Сказывается и то, что нередко дети сидят за чересчур маленькими или не по росту большими столами, а ручку держат “как удобно”.
        Следует подчеркнуть, что замечания взрослых, типа — “опять сидишь неправильно” или “неправильно держишь ручку”, а чаще — “плохо сидишь” и “плохо держишь ручку”, ничего не меняют, а главное — не могут изменить. Ребенок должен понимать и четко представлять себе, что значит хорошо, правильно и что именно неправильно, плохо. При этом нужно не только объяснить, как правильно, но и показать, найти вместе с ребенком наиболее удобный для него вариант правильной позы или правильного положения ручки. Важно также, чтобы ребенок понял и почувствовал удобство правильной позы и правильного положения ручки. Довольно часто при жалобах на плохой почерк ни учитель, ни родители не принимают во внимание лишь один элемент положения кисти: на какую часть кисти опирается рука при письме. Если не на мизинец, а на тыльную часть, то письмо становится неудобным, затруднено продвижение руки по строке, невозможно правильное положение ручки и т. п. Четкий (не говоря уже о красивом) почерк в этом случае просто невозможен.

        Как надо сидеть при письме?

        Менялись времена и люди, изменялись требования к письму, менялась мода на почерк (да, да, у каждого времени свой характерный почерк). Конечно, изменялась и поза при письме, и орудия письма. Еще в 1879 году французское гигиеническое общество опубликовало ряд правил по гигиене письма, которые не потеряли своего значения и сейчас. Вот эти правила:

        • 1. Сидеть при письме прямо, не сгибаясь.
        • 2. Держать оба локтя таким образом, чтобы они не опирались на стол или, в крайнем случае, опирались на него равномерно.
        • 3. Придерживать тетрадь (бумагу) левой рукой (для праворуких).
        • 4. Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради (бумаги).

        Парта, стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Стул можно поставить так, чтобы передняя правая ножка находилась на одной линии с краем стола, левая же должна отстоять на 7—10 см от линии края стола. Туловище следует держать прямо, не сгибая ни вперед, ни в стороны, не опуская плечи, оба плеча должны быть на одной высоте. Грудь не должна касаться стола (расстояние от стола до груди равно примерно ширине ладони). Ноги согнуты под прямым углом в бедрах и в коленях, опираются всей стопой на подставку для ног или на пол (рис. 6 А, Б).

        Рис. 6. Правильная поза при письме праворукого ребенка
        Голова должна быть слегка наклонена вперед, чтобы глаза находились на расстоянии 20— 30 см от тетради (бумаги). Для ребенка маленького роста это расстояние может быть чуть меньше. Впрочем, не обязательно измерять это расстояние линейкой, попросите ребенка сесть прямо, пусть он положит руки на стол (не опираясь локтями) и вытянет пальцы. У кончиков его пальцев должна лежать тетрадь при письме (и книга при чтении). Локти пишущего ребенка должны немного выступать за край стола и находиться на расстоянии около 10 см от туловища. Такая поза не только делает письмо удобным, но и позволяет сохранить работоспособность, предотвращает нарушения зрения и осанки.
        Крышка парты (стола) во время письма должна быть наклонной. Это очень важно для охраны зрения и снижения утомления мышц шеи и спины. Наклонное положение позволяет видеть книгу, тетрадь под наибольшим углом зрения и наименьшем наклоне головы, а также значительно облегчает аккомодацию глаз при письме.
        Итак, правильная поза при письме:

        • сидеть прямо;
        • опираться спиной на спинку стула;
        • не опираться грудью на стол;
        • ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;
        • туловище, голову, плечи держать ровно;
        • обе руки на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола (рис. б).

        Однако правильная поза при письме это еще не все. Не менее важно, как лежит бумага, тетрадь. От ее положения зависит не только четкость почерка, но и возможность сидеть правильно. Попробуйте сами и вместе с ребенком положить тетрадь прямо перед собой, затем чуть сдвиньте ее вправо, чтобы нижний левый край тетради (листа бумаги) находился на середине груди, и вы легко убедитесь, что в первом положении (тетрадь лежит прямо) писать очень сложно. Второй вариант (наклонное положение тетради) позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу (рис. 7).
        Рис. 7. Положение тетради при письме:
        А – у праворукого ребенка
        Б – у леворукого ребенка
        По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху.
        Особое внимание следует уделить тому, как помочь научиться писать леворукому ребенку.
        1. Леворукий ребенок нуждается в специальной помощи на начальных этапах обучения:

        • нужно особо зафиксировать внимание на право-левосторонней ориентации штрихов, иначе возможно зеркальное письмо;
        • особое внимание следует уделить направлению письма: слева — направо;
        • необходимо очень подробно и внимательно разобрать траекторию движений при письме каждого элемента (буквы);
        • очень подробно разобрать инструкцию вместе с ребенком;
        • несколько раз выполнить движение в замедленном темпе;
        • попросить ребенка “продиктовать” инструкцию взрослому, чтобы малыш еще раз осознал, что и как делать;
        • выполнить все задания в медленном темпе.

        2. Поза леворукого ребенка должна обеспечивать достаточно свободное и удобное письмо (рис. 8):
        Рис. 8 Правильная поза при письме леворукого ребенка

        • ручка должна составлять одну линию с рукой;
        • рука при этом должна располагаться под линией письма;
        • особое значение для леворукого ребенка имеет положение ручки при письме. Леворукий ребенок должен держать ручку выше, чем праворукий,— на расстоянии примерно 4 см от кончика пера (стержня). При неправильных способах держания ручки четкое и правильное письмо затруднено; и руки бумага (тетрадь) располагается под наклоном (вправо) примерно в 20° и сдвинута влево от центра тела;
        • правая рука придерживает бумагу (тетрадь) в нужном положении и передвигает ее по мере необходимости;
        • свет при письме падает справа.

        Одно из главных правил письма — свободное движение пишущей руки, и обеспечивается оно, прежде всего, тем, как человек держит ручку. Нужно, чтобы при письме сгибались и разгибались пальцы, производились вращательные и некоторые другие движения, одновременно, рука должна передвигаться слева направо от начала к концу строки. Все эти движения будут затруднены, если ручка зажимается чересчур сильно, прогнув указательный палец, держится вертикально или инвертирование (свободный конец ручки направлен от пишущего). Невозможны свободные движения при письме и в том случае, если рука опирается о стол тыльной стороной.
        Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца, (рис. 9).
        Рис. 9 Правильное (А) и неправильное (Б) положение ручки при письме
        Итак, ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается.
        Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см. Цвет пасты должен быть темно-синим, темно-фиолетовым. Взрослые редко уделяют внимание качеству ручки: ее форме, длине, толщине, твердости стержня, а это все немаловажные условия успешности и легкости формирования навыка. Оптимальная длина ручки — 15 см, очень короткие и очень длинные ручки лучше не использовать. Не годятся для письма детей разного рода подарочные и рекламные варианты ручек, особенно плоские четырехгранные, диаметром более 7 мм и т. п. Слишком твердый стержень, толщина “не по руке”, ребристые грани не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, затрудняют процесс формирования навыка письма.
        Уже редко, но все еще встречаются сторонники обучения письму перьевой ручкой, приводящие в качестве аргументов представления наших бабушек и дедушек. Вряд ли это целесообразно в наше время, тем более, что научиться писать красиво можно и гусиным пером, и перьевой ручкой, и “шариком”, нужно только не создавать дополнительные трудности, не торопиться, стремясь перешагнуть через ступеньку, и терпеливо преодолевать совсем не простую науку обучения письму.

        (Глава из книги М.Безруких «Как научить ребенка писать красиво»)
        Как держать ручку при письме. Шариковая и перьевая ручка

        Как научить ребёнка правильно держать ручку? Все мы пишем, почти не задумываясь над тем, как мы её держим. Я покажу это с помощью картинок на примере перьевой ручки. В Российских школах сейчас детей учат писать шариковыми ручками. Для перьевой ручки можно использовать тот же способ.
        1. Представим, что на среднем пальце правой руки (см. рис. 1) есть «подушечка»:
        2. На эту «подушечку» укладываем ручку (рис. 2):
        3. Указательный и большой пальцы захватывают ручку сверху (рис. 3):
        Расстояние от самого кончика ручки до кончика указательного пальца (расстояние X на рисунке) должно быть примерно 15 мм. Если расстояние слишком маленькое или слишком большое, рука при письме будет напряжена.
        Когда пишем, соблюдаем следующие правила:

        • Сидим прямо.
        • Ноги вместе.
        • Между грудью и столом расстояние 1,5 — 2 см.
        • Тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по-другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову.
        • Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди.
        • Оба локтя лежат на столе.

        В моём классе мы заучили маленький стишок, который повторяли каждый раз перед началом письма. Возможно, он на слух немного неказистый, но зато помогает вспомнить правила посадки и уберегает от искривления позвоночника:
        Сели прямо, ноги вместе,
        Под наклон возьмём тетрадь.
        Левая рука на месте,
        Правая рука на месте,
        Можно начинать писать.
        Ну что ж, начинаем писать. Рука при письме опирается на основание запястья и на внешнее ребро ладони и мизинец. По мере письма потихоньку передвигаем ребро ладони, мягко скользя по бумаге, оставляя главной точкой опоры основание запястья. Через какое-то время, когда «проделали» достаточно большое расстояние (примерно длину слова в 6-10 букв), передвигаем запястье.
        Если это перьевая ручка, то её «чёрная» часть смотрит строго вниз. Иначе письмо будет царапающим, а то и вовсе ничего не получится написать.

        Шариковая или перьевая?

        Какой ручкой лучше учиться писать? И перьевая и шариковая ручка имеют свои плюсы и минусы.
        Самый главный плюс перьевой ручки — чувствительность к нажатию. Нажали больше — линия получилась толще. Чуть отпустили — линия получилась тоненькая. Даже небольшое нажатие перьевая ручка чувствует (тогда как шариковой ручкой при таком слабом нажатии писать просто бы не получилось). Что это значит? Это значит, что при письме перьевой ручкой можно менять силу нажатия. Ведём линию вниз — нажатие больше. Ведём линию вверх — нажатие меньше. При этом и рука наша то напрягается, то расслабляется. При расслаблении снимается напряжение.
        Линии, буквы, цифры, написанные пером, получаются ровнее, чем если бы мы писали шариковой ручкой. При медленном письме шариковой ручкой (а все дети начинают с медленного письма) появляются какие-то неровности, бугорки, линии «дрожат».
        К недостаткам перьевой ручки можно отнести трудности в обращении. Например, чернила могут подсохнуть и требуется время, чтобы ручку расписать. Также письмо может быть неаккуратным из-жа того, что ручка подтекает. Можно нечаянно «смазать» только что выведенную линию, или же чернила могут растекаться из-за некачественной бумаги.
        А здесь http://nekin.narod.ru/e22.htm обязательно прочтите замечательную статью Леонида Некина «Постановка руки: «классика» или «модерн»?» Живой язык изложения истории поисков вариантов помощи отца своему сыну, а так же отстаивания в интересах своего ребёнка классической постановки руки и держания ручки в условиях школы другой страны доставит вам удовольствие и желание также помочь своему ребёнку. Небезынтересным будет и обсуждение этой статьи читателями разного возраста.
        На этом сайте http://www.magazinht.ru/item.php?id=297 вы можете познакомиться и приобрести насадку на обычную шариковую ручку для выработки правильного положения пальцев во время письма.

        Ручка-самоучка

        для правшей (стандартная) для переучивания и детей с ДЦП для левшей

        А здесь специальные ручки: http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=5170
        В любом канцтоварном магазине можно купить трёхгранную резиновую насадку на ручку или карандаш, которая проще, но тоже может помочь:
        В нашем Центре занятия по коррекции почерка «Ритмический теппинг» ведёт учитель-дефектолог В.В. Мухина.
        В заключение остаётся пожелать взрослым терпения,
        а школьникам — успеха!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *