Как определить причастие?

Действительные и страдательные причастия

Тема: Причастие

Урок: Действительные и страдательные причастия

1. Залог причастия

Причастия бывают страдательные и действительные.

Чтобы лучше понять, в чём разница между такими причастиями, обратимся к предложению: « прочитали «.

Возьмём существительные из этого предложения в качестве определяемых слов и

преобразуем глагол «прочитали» в причастие.

(какие?) книгу.

(какая?) детьми.

Причастие обозначает признак того предмета, который сам произвёл действие. Именно поэтому такие причастия называются действительными.

А вот причастие обозначает признак того предмета, над которым произвёл действие кто-то другой. Такие причастия называют страдательными.

от страдательного причастия всегда можно задать вопрос или . Например: «книга, прочитанная детьми», «небо, освещённое луной».

А от действительных причастий такого вопроса задать нельзя.

Действительные причастия бывают прошедшего и настоящего времени.

2. Образование действительных причастий настоящего времени

Действительные причастия настоящего времени образуются:

от глаголов І спряжения с помощью суффиксов –ущ / -ющ-;

от глаголов ІІ спряжения с помощью суффиксов -ащ/-ящ-.

Например: читать (І спр.) – читающий, писать (І спр.) – пишущий,

слышать (ІІ спр.) – слышащий, дышать (ІІ спр.) – дышащий.

Действительные причастия настоящего времени могут образовываться только от глаголов несовершенного вида.

3. Образование действительных причастий прошедшего времени

Действительные причастия прошедшего времени могут образовываться от переходных и непереходных глаголов как совершенного, так и несовершенного вида.

Действительные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов

-вш- и -ш-.

Например: продать – продавший, прибыть – прибывший, привести – приведший.

Если основа глагола, от которого образовано действительное причастие прошедшего времени, оканчивается на согласный, тогда мы используем суффикс -ш-.

Например: – .

Если основа глагола оканчивается на гласный, тогда мы используем суффикс -вш-. Например: – , – .

При написании действительных причастий прошедшего времени важно помнить, что перед суффиксом таких причастий сохраняется так же гласная, что и в неопределённой форме глагола перед -ть.

Например: увидеть – , заклеить – , посеять – .

4. Образование страдательных причастий настоящего времени

Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида:

от глаголов І спряжения с помощью суффиксов -ем- / -ом-

ведут – ведомый, управляют – управляемый;

от глаголов ІІ спряжения с помощью суффикса -им-

видят – видимый.

5. Образование страдательных причастий прошедшего времени

При образовании страдательных причастий прошедшего времени вид глагола не имеет значения. Такие причастия можно образовывать от переходных глаголов как совершенного, так и несовершенного вида.

Образуются страдательные причастия прошедшего времени с помощью суффиксов -нн-,

-енн-, -ённ-, -т-.

Например: понять – понятый, скосить – скошенный,

решить – решённый, продать – проданный.

Суффикс ‑нн‑ может присоединяться только к основе глаголов на –ать / -ять.

Например: засеять – , обещать – .

При использовании суффикса ‑енн- и -ённ- отсекается конечная гласная глагольной основы.

Например: – скошенный, – лишённый.

6. Вывод

Итак, действительные и страдательные причастия имеют свои особенности. И важно помнить, что при образовании действительных и страдательных причастий настоящего времени выбор гласных в суффиксе зависит от спряжения глаголов.

Рис. 1. Образование причастий (Источник)

Рис. 2. Спряжение глаголов

Домашнее задание

Упражнения № 83 – 84. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. — М.: Просвещение, 2012.

Задание: выпишите словосочетания с причастиями, обозначьте суффиксы причастий, определите залог причастий.

1. Замечательный памятник. 2. Виднеющийся издалека 3. Возвышающаяся постройка 4. Охраняемый собор 5. Охраняемый законом 6. Остающийся в памяти 7. Устрашающий вид 8. Заставляющий трепетать 9. Вызывающий уважение 10. Увлеченные туристы 11. Архитектурный стиль 12. Застывшая музыка

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Биометрика (Источник).

Русский язык в схемах и таблицах. Склонение причастий.

2. Русский язык (Источник).

Дидактические материалы. Раздел «Причастие»

3. Интернет-магазин издательства «Лицей» (Источник).

Правописание причастий.

4. Интернет-магазин издательства «Лицей» (Источник).

Образование причастий.

Чтобы правильно определять части речи, нужно обладать элементарными знаниями об их отличительных чертах. О том, какими признаками обладает причастие и как найти его в контексте, пойдет речь ниже.

Морфологические признаки

Вопрос о морфологии причастия до сих пор рождает споры среди лингвистов. Их мнение едино в том, что оно соединило признаки глагола и прилагательного.

Школьная программа определяет его как самостоятельную часть речи, обладающую следующими характеристиками:

  1. Признак по действию;
  2. Вопросы: какой? каков? что делающий? что делавший? что сделавший?
  3. Синтаксическая роль – определение или сказуемое.

В тексте они согласуются с существительными и личными местоимениями.

Морфологические признаки

Примеры

  • Переполненный людьми автобус то и дело останавливался. – Автобус (какой?) переполненный – определение.
  • Все ярусы были переполнены, и внизу не было ни одного свободного места. – В этом случае «переполнены» – сказуемое.

Способ образования

Причастия делятся на действительные и страдательные. Они образуются от глаголов суффиксальным способом:

Примеры суффиксов

Способы определения причастий

Существует несколько способов нахождения причастий. Нужно выбрать для себя наиболее понятный, выучить порядок действий и отработать алгоритм.

Способ 1

Первый способ предполагает следующий порядок действий:

  1. Найти слова, отвечающие на вопросы: какой? каков?
  2. Определить, от какой части речи они образованы. Если от глагола, то это причастие или отглагольное прилагательное.
  3. На правильность выбора укажут причастные суффиксы и наличие приставок. Отглагольные прилагательные приставок обычно не имеют.

Маленький клоун присел в кресло, придвинутое к зажженной керосинке. – В предложении три слова отвечают на вопрос «какой?»: маленький, придвинутое, зажженной. Слово «маленький» образовано от прилагательного «малый» с помощью суффикса -еньк-. Значит, это прилагательное. «Покрытый» – от глагола «покрыть» с помощью приставки по- и суфф. -т-, «зажженной» – от глагола «зажечь» с помощью приставки за- и суфф. -енн-, значит это причастия.

Способ 2

Отличие от отглагольного прилагательного заключается в том, что причастную конструкцию можно заменить сложноподчиненным предложением без изменения смысла. Прилагательные заменяются синонимами. В первом больше действия, а во втором – признака.

Как отличить причастие от отглагольного прилагательного

Как определить, причастием или прилагательным являются слова, поможет порядок действий:

  1. Найти слова, отвечающие на вопросы: какой? каков?
  2. Определить, от какой части речи образованы.
  3. Определить, характер признака: временной или постоянный.
  4. Найти определяемое слово.
  5. Попробовать заменить словосочетание сложноподчиненной конструкцией.
  6. Если не получилось, подобрать синоним.

Кровать с медными шишечками, покрытая стеганым одеялом, занимала почти всю комнату. – Здесь два слова отвечают на вопрос «какой?»: покрытая, стеганым.

Кровать (какая?) покрытая (от глагола «покрыть» с помощью суффикса -т-). Сложноподчиненное предложение: Кровать, которую покрыли стеганым одеялом, занимала почти всю комнату. Признак, выраженный данным словом, носит временной характер: покрыли когда-то. Значит, это причастие.

Одеялом (каким?) стеганым (от глагола «стегать» с помощью суффикса -н-). Здесь следует подумать, чего больше в этом слове действия или признака. Нужно попробовать подключить воображение: что представляется, когда слышишь выражение «стеганое одеяло». Это одеяло со строчками в виде сетки, кружков, какого-то узора, то есть представляется внешний вид, признаки, а не то, что его кто-то простегивал. Нельзя заменить сложноподчиненной конструкцией, так как изменится смысл. Можно подобрать синоним: прошитая. Признак носит постоянный характер. Значит это отглагольное прилагательное.

Приведенные примеры достаточно ясно показывают, как найти причастия в предложении и отличить их от прилагательных.

Действительные причастия прошедшего времени

Урок: Действительные причастия прошедшего времени

Цели: ознакомить учеников со способами образования дей­ствительных причастий прошедшего времени; научить выбирать гласную в суффиксах этих причастий; развивать пунктуационные навыки.

Методические приемы: эвристическая беседа, объяснения учи­теля, лингвистический разбор, конструирование словосочетаний
и предложений.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Осень.
Правит городом осенний вернисаж,
Зазывая листопадной красотой.
И желтеющий, краснеющий пейзаж
Каждый день меняет яркий образ свой.
За ночь лужицы покрылись коркой льда.
В парке ветра уносящийся порыв
Закружил, и вся упавшая листва
Подхватили ранней осени мотив

1. Вопросы для закрепления материала.

  • Как образуются действительные причастия настоящего вре­мени?

  • Образуются ли действительные причастия настоящего вре­мени от глаголов совершенного вида?

  • От чего зависит выбор гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени?

II. Определение темы: «Действительные причастия прошедшего времени»

Эвристическая беседа.

Мы уже знаем, что причастия тесно связаны с глаголом, и ор­фография причастий тоже зависит от глагола.

— Как вы думаете, какая форма глагола подскажет, как обра­зуются действительные причастия прошедшего времени?
(Форма прошедшего времени.)

Попробуем проверить.

-Как образуются формы прошедшего времени у глагола? (Записываем на доске в столбик.)

(От основы инфинитива, чаще всего с помощью суффикса -л-:

читать — читал

таять — таял

узнать — узнал

превратить — превратил.

Некоторые глаголы прошедшего времени образуются бессуфиксным способом, тоже от основы инфинитива:

нести — нес

расти — рос.)

Образуем от этих глаголов формы действительных причастий настоящего времени, а потом попробуем образовать формы дейст­вительных причастий прошедшего времени.

Заполним сначала первую и вторую колонки, а затем третью.

читать

читающий

читавший

таять

тающий

таявший

узнать

(не образуется)

узнавший

превратить

(не образуется)

превративший

нести

несущий

несший

расти

растущий

росший

  • Почему не образуются действительные причастия настоящего времени от глаголов узнать, превратить! (Это глаголы со­вершенного вида.)

  • Образуются ли действительные причастия прошедшего вре­мени от глаголов совершенного вида? (Да.)

  • От каких глаголов мы образовывали причастия — переходных или непереходных? (От тех и других.)

Выделим суффиксы действительных причастий прошедшего времени: -вш-, -ш-.

Какая гласная пишется перед суффиксом причастия?

Скакать Скакавший

Надеть Надевший

Строить Строивший

Посеять Посеявший

Нырнуть Нырнувший

Пробыть Пробывший

Нести Нёсший

Сделайте вывод!

Вывод: действительные причастия прошедшего времени обра­зуются от основы инфинитива (неопределенной формы) переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов –вш- и –ш-.

Лежать ВШ Лежавший

Лить Ливший

Сеять Сеявший

Увидеть Увидевший

Везти Ш Вёзший

Попробуем свои силы?

Завидовать Завидовавший

Наладить Наладивший

Прибыть Прибывший

Хмуриться Хмурившийся

Ненавидеть Ненавидевший

Пригореть Пригоревший

Веять Веявший

Улыбаться Улыбавшийся

Смеяться Смеявшийся

Усложним задание…

Река разлилась от дождей и затопила окрестные луга.

Лебеди прилетели с юга и опустились на наше озеро.

Увидел волка мальчик и сильно испугался.

Вёз стройматериалы шофёр и радовался, что скоро в селе построят новую школу.

Солдаты совершили на войне подвиги и не должны быть забыты.

(От выделенных глаголов образуйте действительные причастия прошедшего времени. Не забывайте, если надо, выделять причастный оборот запятыми.)

Проверь себя!

Река, разлившаяся от дождей, затопила окрестные луга.

Лебеди, прилетевшие с юга, опустились на наше озеро.

Увидевший волка мальчик сильно испугался.

Вёзший стройматериалы шофёр радовался, что скоро в селе построят новую школу.

Солдаты, совершившие на войне подвиги, не должны быть забыты.

Физкультминутка:

Молодцы! Вы замечательно справились с задачей. Похлопаем друг друга, погладим себя по головке. А наш сосед хорошо работал? Так погладим и его.

Встали дружно на зарядку

Все в шеренгу по порядку.

Для начала головой

Повернули раз, другой.

Три-четыре повернулись

И соседу улыбнулись

Упражнение для рук:

Правой, левой сделай круг.

Повторим мы все два раза –

Ведь зарядка не проказа.

Приседаем раз, два, три.

Эй, в окошко не смотри.

Руки поднимаем в небо,

На носочки привстаем –

Шаг вперед – назад идем.

Повторим четыре раза

И начнем учиться сразу

I11. Выполнение упражнений

  1. Упражнение 111: комментированное письмо.

  2. Упражнение 112: самостоятельная работа по вариантам с по­следующей взаимопроверкой. 1 -й вариант записывает действитель­ные причастия настоящего времени, 2-й — действительные причас­тия прошедшего времени.

1V. Лингвистический разбор

Задание: сделать разбор слов по составу.

Обидевший, заросший

V. Словарная и орфоэпическая работа

Записать слова, помещенные в рамках (с. 50), в словарики, сде­лать их словообразовательный разбор. Придумать с этими словами предложения, включающие причастные обороты.

Прибывший, повлёкший, увядший.

Прибывший *— прибыть <— быть.

Повлёкший <— повлечь *— влечь

Увядший *— увядать *— вянуть

Причастие совершенного вида увядший образовано от основы глагола увядать (несовершенного вида), а не от увянуть (совер­шенного вида).

Подведение итогов урока

— Об образовании каких причастий мы говорили сегодня?

-Как образуются действительные причастия прошедшего времени?

Рефлексия.

Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке?

Вам было комфортно?

— Вы испытывали затруднения во время урока? Если да, то на каком этапе?

— Оцените свою работу: кто на «5»?

кто на «4»?

кто на «3»?

-У вас на столах лежат смайлики, возьмите их, пожалуйста, покажите (если вам было комфортно сегодня на уроке – веселую, если тяжело – грустную).

Домашнее задание

  1. § 19.

  2. Упражнение 113.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *