Как не делать уроки?

Содержание

Как делать домашнее задание быстрее и эффективнее

Как должно быть

Министерство образования (сейчас — Министерство просвещения) установило правила, сколько времени школьники разных возрастов должны тратить на домашние задания.

  • 1 класс — домашки отсутствуют.
  • 2–3 классы — не более 1,5 часов.
  • 4–5 классы — 2 часа в день.
  • 6–8 классы — не более 2,5 часов.
  • 9–11 классы — максимум 3,5 часа в день.

Эти правила содержатся в СанПиНе 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и письме Министерства образования РФ от 22 февраля 1999 г. №220/11-12.

Рекомендуется выполнять задания с 15–16 часов — это время считается наиболее работоспособным. Начинать лучше с предмета средней трудности и устраивать небольшие перерывы после каждой достигнутой цели. Запрещено давать задания на выходные.

Как на самом деле

Школьные реалии таковы, что дети тратят на домашние задания гораздо больше времени, чем положено, и вот почему.

  • На дом задают всё, что не успели пройти на занятиях. Урок длится всего 45 минут, 30 процентов из которых занимают организационные вопросы.
  • Учителя не всегда хорошо объясняют материал. Разбираться с непонятными моментами приходится дома вместе с родителями.

Согласно исследованиям международной Организации экономического сотрудничества и развития говорят, Россия занимает первое место в мире по объёму и сложности школьных домашних заданий.

Чтобы снизить нагрузку и делать домашние задания быстро, родители вынуждены делать уроки вместе с ребёнком или отдать его в группу продлённого дня. Но продлёнки действуют не во всех школах и, как правило, платные.

<<Форма с консультацией>>

Как снизить нагрузку

Главная причина многочасовых «посиделок» с уроками — отсутствие индивидуализации. Слишком много дисциплин, и каждый педагог задаёт по максимуму.

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» учебная нагрузка гораздо меньше. Объём домашних заданий не заставляет учеников часами сидеть за уроками. Как правило, наша домашка состоит из 5–10 тестовых заданий или нескольких творческих. Если ребёнок был внимателен на уроке, то домашнюю работу он сделает быстро, в среднем, уходит не больше 30-60 минут.

Цель домашнего задания — научиться чему-то новому, а не заработать оценку

В зависимости от класса, в расписании «Домашней школы Фоксфорда» от одного до четырёх базовых уроков. Выполнение домашних заданий в 5–8 классах занимает в среднем 1,5 часа в день, в старшем звене — до трёх часов. Это полностью соответствует нормативам и высвобождает у ребят время для занятий спортом и творчеством.

Если в домашнем задании попалась сложная задачка, которую никак не удаётся быстро решить самому, можно попросить помощи у куратора. Он не скажет решение, но направит рассуждение ребёнка в нужное русло.

Чтобы получить подробную консультацию о расписании, программе и нагрузке в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда», заполните следующую форму.

Как‌ ‌правильно‌ ‌делать‌ ‌уроки:‌ ‌9‌ ‌правил,‌ ‌которые‌ ‌ сберегут‌ ‌нервы‌ ‌детей‌ ‌и‌ ‌родителей‌

Согласно исследованию компании Office Deport, 25% американских семей считают, что школьникам задают на дом больше, чем они способны выполнить. Почти 50% мам и пап хотели бы отменить домашние задания, хотя бы по одному предмету.

Четверо из пятерых родителей заявили, что с трудом понимают школьные задания, а каждый третий признался, что доделывает домашку за своего ребёнка. Мамы и папы помогают детям с уроками, чтобы понизить их физическую нагрузку и снять эмоциональное напряжение в семье. 40% опрошенных признались, что как минимум раз в неделю ругаются со своими детьми из-за уроков.

В России ситуация с домашними заданиями тоже напряжённая. Уже не первый год обсуждается их отмена. Ведь согласно исследованию «Научного центра здоровья детей», ежедневный объём суммарной образовательной нагрузки учеников 5–9 классов составляет 10–13 часов. Это от 50 до 78 часов в неделю. Для сравнения рабочая неделя взрослого человека составляет 40 часов.

Существуют правила, сколько времени школьники разных возрастов должны тратить на домашние задания в день: 4-5 классы — 2 часа, 6-8 классы — 2,5 часа, 9-11 — не более 3,5 часов. Однако на практике эти нормы не соблюдаются, россиянам тоже приходится ежедневно помогать детям с домашками.

Прошлой осенью стендап-комик Алексей Щербаков пошутил про школьные домашние задания, и это выступление взорвало Рунет. «Мне 30 лет, и я каждый день делаю уроки» — комик настолько точно попал в боль родителей, что об отмене домашек заговорили даже губернаторы.

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» каждое занятие сопровождается заданиями. Иногда даже устанавливается дедлайн на их выполнение. Но это не классические домашки на оценку.

Фоксфордские задания — это возможность отработать получаемые знания на практике. Их выполнение добровольно: чем лучше что-то решил, тем больше «очков опыта» получил. Чтобы не испортить мотивацию, оценки не выставляются. Возможность безопасно ошибиться при выполнении задания развивает в детях самостоятельность, они всё реже призывают маму с папой на помощь. Родителям успешность освоения тех или иных тем помогают отслеживать отчёты кураторов.

Эксперты «Домашней школы Фоксфорда» составили правила выполнения домашних заданий. Надеемся, наши рекомендации помогут вашему ребёнку делать домашку быстро, эффективно и без стресса.

Правило 1. Выполнение домашних заданий должно войти в привычку

Делать уроки дома должно быть так же естественно, как чистить зубы или заправлять постель. Формировать этот паттерн необходимо с первого класса. Желательно, чтобы ребёнок занимался в одно и то же время и этому предшествовал какой-нибудь ритуал. Например, включение настольной лампы или раскладывание тетрадей на столе. Мозг привыкнет к этой рутине и будет настраиваться на учёбу, как только начался ритуал.

Когда домашнее задание становится не выбором, а привычкой ребёнка, вероятность того, что он отложит его на потом становится меньше.

Правило 2. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего

Окружающее пространство влияет на продуктивность человека. Важно обеспечить в комнате ребёнка нормальную температуру, освещение и тишину.

Письменный стол школьника всегда должен быть убран. Там должно быть достаточно места для ноутбука, учебников, тетрадей и других учебных принадлежностей. Не стоит захламлять рабочее место мягкими игрушками, рамками для фотографий и прочими вещами, которые могут отвлечь ребёнка.

Мы написали подробную статью об организации рабочего места школьника. Обязательно прочтите.

Правило 3. У ребёнка должно быть не только расписание занятий, но и график выполнения домашних заданий

Планирование избавляет от чувства беспокойства. Школьнику важно наглядно увидеть, что ему необходимо сделать. Сядьте и вместе с ним составьте график домашних работ. Задайте периодичность решения регулярных задач, расставьте приоритеты для заданий, имеющих срок сдачи. Контроль над ситуацией предаст ребёнку уверенность в том, что он в состоянии со всем этим справиться.

Позвольте ученику самому написать план, и лучше на бумаге, а не в гаджете. По мнению многих психологов, записанные целей и задач от руки повышает вероятность того, что человек будет им следовать.

Правило 4. Большие задания необходимо разбивать на части

Эссе, презентация, научный эксперимент — всё это требует серьёзной, вдумчивой и поэтапной работы.

Помогите ребёнку разбить объёмную задачу на части и включите каждую из них в расписание. Распределение нагрузки избавит от ощущения, будто большие задания — это долго, трудно и нудно.

Правило 5. Начинать лучше с самого сложного предмета

Желание откладывать дела, которые нам не нравятся, лежит в основе человеческой натуры. Но ресурсы времени, внимания и энергии ограничены. Поэтому выполнение домашней работы стоит начинать с предмета, который хуже всех даётся или меньше всего нравится ребёнку.

Чем больше сил школьник израсходует на простых задачах, тем сложнее будет перейти к сложным. А выполнив трудное задание сразу, ребёнок получит заряд положительных эмоций и легко доделает остальную домашку.

Правило 6. Каждые 30-50 минут необходимо делать короткий перерыв

Интенсивную мыслительную деятельность необходимо чередовать с физической активностью или простым коротким ничегонеделанием. Установите правило: каждые 30-50 минут решения домашки устраивать десятиминутные перерывы. Работа отрезками называется методом «Помидора», мы рассказывали о нём в статье с приёмами тайм-менеджмента.

Ребёнок будет рад отвлечься, только заранее договоритесь, что «переменка» пройдет без социальных сетей и сериалов. Объясните школьнику, что новый поток информации не даст мозгу расслабиться. Лучше погулять с собакой или съесть что-нибудь питательное. Например, орехи активизируют мозговую деятельность.

Правило 7. Родители должны подталкивать к правильному ответу, а не решать задания за детей

Любая мать и каждый отец стремится помочь своему ребёнку. Но будем откровенны, если школьник приходит с вопросами по урокам, а взрослый просто решает за него задачи, он ему не помогает. Он стремится поскорее покончить с этим, сэкономить своё время и нервы.

Не отмахивайтесь от ребёнка, когда он просит помочь ему с домашкой, но и не делайте её сами. Направляйте его к решению, почитайте вместе учебник, посмотрите видео, покажите, как решаются подобные задачи. Если вы не можете включиться в работу сразу, договоритесь об удобном для вас времени.

Важно установить чёткие границы: домашние задания — это обязанности ребёнка, а не взрослого. Именно поэтому кураторы «Домашней школы Фоксфорда» никогда не решают домашку за учеников, даже если об этом просят сами родители. Следующий шаг — постепенное, от класса к классу, ослабление контроля за правильностью и своевременностью выполнение домашек. Подросток должен учиться распоряжаться своим временем и нести ответственность за свои действия.

<<Форма с консультацией>>

Правило 8. Если что-то не получается, необходимо подключать дополнительные ресурсы

Задания, которые раз от раза вызывают сложности и приносят плохой результат, не повод ругаться. Это сигнал, чтобы задуматься. Быть может, у ученика нарушены способности к чтению и письму, и поэтому каждое сочинение для него — когнитивный ад. А может, ему просто не хватает знаний, и нужен дополнительный ресурс, чтобы устранить пробелы. В библиотеке «Фоксфорда» можно найти курсы по базовым школьным предметам с 5 по 11 класс и повторить нужный материал. Например, если у восьмиклассника проблемы с физикой, можно приобрести курс за 7 класс и освежить в памяти азы этой науки.

Вот несколько вопросов, которые помогут выявить проблемы с домашними заданиями.

  • Расскажи, что вы делали на занятии по этой теме? Как решали подобные задачи?
  • Тебе нравится такой тип заданий? Если нет, то какое задание тебе по душе?
  • Иногда, когда мне приходится сталкиваться с чем-то новым, я опасаюсь, что не справлюсь. Это то, что ты чувствуешь сейчас?
  • Как следует выполнить это задание? Что ты можешь сделать, чтобы убедиться, что правильно его понял?
  • Могу я как-то помочь тебе в выполнении этого задания?
  • Сделай столько, насколько понял тему. Затем давай составим вопросы, которые возникли у тебя по ходу выполнения задания, чтобы ты смог их завтра задать преподавателю. Какие вопросы у тебя есть?

Правило 9. Родители должны всегда поддерживать своего ребёнка

Определить плотность вещества, построить график функции, запомнить годы правления Ивана Грозного — всё это действительно сложно. Особенно для подростка, переживающего гормональный взрыв.

Вспомните себя в школьные годы. Разве вам всё давалось сразу? Наверняка кто-то скажет да. Здорово, но ваш ребёнок самостоятельная личность, у него может быть по-другому.

Не корите себя, если не успеваете или не хотите делать уроки с ребёнком. Это его обязанности, а не ваши. А главное — не упрекайте детей, которые не делают домашние задания вовремя или хорошо. Лучше попробуйте разобраться, в чём причина, поддержите и помогите организовать процесс, следуя советам выше.

Timetable

Перестала вести дневник ещё в прошлом классе? На самом деле в наше время он вообще не нужен. Timetable для платформы Android помогает держать под рукой всё нужное в школьной жизни: расписание уроков, домашние задания, время экзаменов и контрольных. Приложение синхронизируется с другими программами в смартфоне и даже само переводится в беззвучный режим во время занятий.

Книга формул

Уроки физики – это всегда боль, но грамотное приложение может сделать простым даже самый ненавистный предмет. Здесь собраны сотни формул по физике, алгебре и геометрии. Можно делать подборки и пользоваться ими, даже не имея доступа в интернет!

UC Browser

Ну и как же школьник может обойтись без быстрого и надёжного браузера. Который не зависнет в самый ответственный момент контрольной и не станет «тупить» на экзамене. Благодаря облачным технологиям UC Browser действительно работает быстро. А ещё он блокирует рекламу и предлагает тебе персонализированный контент. В том числе и прикольные мобильные игры (ведь отдыхать на переменах тоже надо!)

Как быстро сделать уроки — скорость или качество?

Вопрос:

«Мы учимся во 2-м классе. Но этот ребенок — испытание для моих нервов. Нормальные дети уже и все уроки сделали, и на улице погуляли, а это чудо сидит, буковки выводит, аж язык высунул от усердия. Нет сил терпеть такое безобразие! Научите, как быстро сделать уроки, если ребенок тормозит? Я уже все нервы с ним измотала».

Отвечает Виктория Винникова, педагог:

Когда родители спрашивают, как можно сделать уроки быстрее, возникает встречный вопрос: а что вы хотите получить на выходе? Формально сделанные уроки, а дальше трава не расти? Или все-таки вас интересует, что останется у ребенка в голове, как разовьется его мозг благодаря учебе? Уроки дома — это часть общей образовательной программы. Это не просто какое-то наказание, специально придуманное для родителей, это очередной тренажер для детского мозга. А вот понять, какие подходы нужны к ребенку — задача взрослых.

Любой человек, прошедший даже бесплатный тренинг Юрия Бурлана, увидит в вашем вопросе конфликт разных свойств. Ребенок несколько медлителен от природы. А мама — другая, она хочет, чтобы все было сделано быстро буквально за 5 минут. На самом деле вам достался лучший ученик на свете — просто делать уроки с ним нужно особым образом.

Что же делать? Можно ли научить этакого черепашку бегать как заяц, извините, то есть научить делать уроки быстрее? Системно-векторная психология дает точный ответ на этот вопрос.

Сделать уроки быстро — разным детям разные рекомендации

Все дети разные от природы. Но мы почему-то их сравниваем между собой и требуем иногда то, что ребенок не может сделать в силу природных свойств. Например, шустрый, подвижный, энергичный школьник с кожным вектором может за 5 минут быстро и легко сделать уроки. Когда он прибежал домой, ему хочется сделать все быстро-быстро, чтобы помчатся дальше за удовольствиями, которые предлагает жизнь: играть во дворе, сбегать на тренировку, а может, покорить новый уровень в компьютерной игре.

В его психическую природу заложено огромное бессознательное удовольствие от скорости, ритмичности, экономии времени и сил.

Такие дети с удовольствием принимают вызов — сделать уроки быстро.

В противоположность им медлительные дети подсознательно получают удовольствие совершенно от другого. Когда они приходят домой, им хочется бессознательно сделать выдох: «Ух… пришел из школы». Переодеться, затем разложить все по полочкам и не спеша, обстоятельно приступить к выполнению уроков.

В природе таких детей есть стремление все систематизировать, анализировать. Как бы мысленно раскладывая все по полочкам. Хватать по верхам — не их стиль. Они делают все досконально и качественно. Именно поэтому из них в перспективе получаются самые внимательные врачи, учителя и даже ученые. Поэтому родителям важно понимать, что понятие быстро у каждого свое. Так что налицо конфликт интересов: лучше медленно да верно или быстро и тяп-ляп?

Мастер делать уроки

На самом деле медлительные (как кажется кожнику) от природы дети — это золотые ученики. Их психика устроена особым образом. Они сортируют, анализируют и систематизируют информацию прямо в момент ее получения. Именно поэтому им и нужно чуть больше времени. Зато если им дали эту возможность, они запоминают информацию навсегда. Так устроена их память: разложено на соответствующую полочку — запомнил, разбросал хаотично — стресс и провалы в памяти.

Со временем они обгоняют в учебе шустрых и подвижных торопыжек с кожным вектором, которые часто хватают информацию по верхам. И для них сделать уроки быстро вовсе не значит сделать их качественно.

Сделать быстро любое дело — вот это достижение! А то, что «в одно ухо влетело в другое вылетело» — неважно. Тяп-ляп и готово! Цели достиг — побежал дальше, а мозг наполнился эндорфинами.

Почему так происходит? Потому что ценностные ряды совершенно разные. У неторопливых детей во главе угла стоит качество, а у ребят с кожным вектором — скорость.

Делать уроки быстро? Нет — шаг за шагом, не спеша

А если пытаться каким-то образом стимулировать делать быстро уроки основательного школьника. То получается сбой природной программы. Подгоняя его, сбивая с его природного ритма, мы нарушаем тот самый важный принцип удовольствия. Его мозг омывается эндорфинами наслаждения именно от обстоятельности и последовательности выполнения действий. Шаг за шагом, не спеша — вот их стиль.

Когда этот механизм нарушен, ребенок может начать обижаться, упрямиться и даже разводить грязь в тетрадях. Как можно так вредничать? — подумает взрослый. На самом деле просто его бессознательная природа входит в противоречие с теми требованиями, которые предъявляют ему родители или учителя.

Ведь его поторапливают повсюду, в том числе и в школе. Когда мы так делаем, мы как будто запускаем вирус в его природную программу. И вот он уже упрямится и не хочет учиться. Хотя по природе своей это лучший ученик.

Но даже такого «медлительного» ребенка со временем можно научить делать уроки быстро. Как можно помочь такому ребенку сделать уроки быстро?

Используем его природные свойства и обязательно действуем через принцип наслаждения.

Как сделать уроки: создаем ритуал

Золотые ученики — дети с анальным вектором — получают огромное удовольствие от ритуалов, от повторяемости и предсказуемости действий. Используем этот момент, чтобы постепенно увеличить темп выполнения уроков, но ни в коем случае не нарушаем принцип удовольствия. Итак, вместе с ребенком создайте ритуал.

  • Вот он пришел домой из школы, дайте ему время на то, чтобы отдышаться. Переодеться и надеть домашние тапочки. Да, да, это тоже очень важный момент для такого ребенка.
  • Затем позвольте ребенку приготовить рабочее место, то есть пусть он сам разложит учебники и тетрадки ровной стопочкой. Вы будете удивляться, но именно ровные стопочки книг доставляют такому ребенку бессознательное удовольствие.
  • Отключите все гаджеты, и пусть ребенок в своем темпе делает уроки. Обеспечьте рядом с ним наличие воды, чтобы попить, и ничего другого, что может его отвлечь.
  • Когда школьник сделает одно задание, пусть он переложит эти учебники на другую половину стола. Когда такие дети делают уроки, особое удовольствие они получают от последовательности своих действий.
  • Обязательно похвалите ребенка за сделанные уроки дома. Ребенок с анальным вектором всегда прислушивается к мнению мамы. Поэтому для него важна адекватная похвала.
  • Ну а далее уже совместно с ребенком понаблюдайте, какие уроки лучше делать вначале — сложные или простые, письменные или устные. Пусть ребенок действует через принцип удовольствия. Заодно вы увидите, какие предметы он откладывает на потом. Для вас это может быть сигналом, что, возможно, тут ему нужна будет помощь.
  • Для начала, вероятнее всего, вам нужно будет взять себя в руки и помочь ребенку действовать по этому плану. Затем, когда ритуал будет создан, он сам будет его выполнять.

Нам в суете и спешке только кажется, что уроки нужно сделать быстро. На самом деле все гораздо серьезнее. Формируется механизм и через принцип удовольствия правильные маршруты нейронных связей. Вот что мы делаем, когда учим ребенка делать дома уроки, и скорость — вопрос вторичный.

Есть еще особенные дети, гениальные по своей природе. Для них упреки родителей и все разговоры про уроки звучат как заезженная пластинка. Как делать уроки с такими детьми, поговорим в следующей статье.

«…Понимаешь, Маруся,— начала я ,— мне кажется, что в тебе пытаются ужиться маленькая шустрая (кожная) обезьянка и неповоротливый, медлительный обидчивый бегемотик. Обезьянке важно, чтоб ты была успешна, но она непоседливая, и у нее в одно ухо влетело, а в другое вылетело. А бегемотик, наоборот, основательный, неторопливый, ему важно пусть медленно, но довести дело до конца — у него хорошая память, но ему все время мешает обезьянка…

«Мам, ну надо же, как ты точно подметила — я абсолютно точно вижу в себе то бегемотика, то обезьянку» (образы!) Так вот, — продолжаю я, — надо нам с тобой придумать, как себя вести и бегемотику и обезьянке, чтоб они не только не мешали, а наоборот, помогали друг другу. Мне кажется, что во время урока надо выключать обезьянку и включать бегемота — замедляться, чтобы накопить знания, которые даются на уроке, чтоб потом ты могла спокойно выдать их на контрольной. А шуструю обезьянку включай на переменке и на физкультуре — она же любит побегать и порезвиться…»

Татьяна У., врач-дерматолог, Санкт-Петербург

Когда нарушается принцип удовольствия, то естественным образом образуется неестественный механизм ЛЕНИ и даже прокрастинация. Очевидно, что любому человеку бессознательно захочется ОТЛОЖИТЬ то дело, которое вместо радости приносит страдания.

Пока ваш ребенок еще маленький и только начинает учиться, все еще можно исправить. Точнее понять, как лучше сделать уроки с такими школьниками, можно уже на бесплатном онлайн-тренинге Юрия Бурлана.

Записывайтесь .

Автор Виктория Винникова, педагог

Ответ написан с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел: Ответы на вопросы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *