Как назвать ребенка по святцам?

Сложно выбрать имя? Святцы в помощь!

У наших предков не было такой проблемы, как выбор имени для новорожденного. Это сегодня в некоторых семьях доходит до скандала, так как папа хочет назвать сына Джордан, мама – Аполлон, а бабушки и дедушки мечтают о Ванечке. А вот в прежние времена все решала церковная православная книга, которая называлась «Святцы». Приходили родители в церковь, и батюшка предлагал на выбор несколько имен христианских святых, память которых чтили в день рождения малыша. А если сейчас родители хотят сделать выбор именно этим способом — как выбрать имя ребенку по святцам?

Как правильно выбирать имя по святцам?

День рождения, день Ангела, именины… Многие путают эти понятия и поздравляют в день рождения с именинами. На самом деле день рождения – это тот день в который родился человек, а именины – это день памяти того святого, в честь которого его назвали. Второе название именин – это день Ангела или день тезоименитства. Ранее эти дни почти у всех совпадали, а сейчас – практически нет. Несмотря на это, некоторые люди стали отмечать день Ангела наравне с днем рождения.

В Святцах содержится около 1700 различных имен. Большинство из них – для мужчин, к тому же, они в основном вышли из употребления. Это не мудрено, ведь многие имена для современных людей кажутся смешными, к примеру, Попий, Мнасен, Курдува или Яздундокта.

Если вы решили назвать новорожденного по святцам, запомните следующее:

  1. Лучше всего подобрать имя для малыша того святого, которого чтят в день рождения. К примеру, ваш ребенок родился 1 февраля. Вам поистине повезло, так как согласно святцам, новорожденного можно назвать следующими именами: Арсений, Григорий, Генрих, Луиза, Евфрасия, Марк, Макар, Мелетий, Савва, Феодосия, Федор или Януарий.
  2. Если же у вас мальчик, а в этот день нет имен для представителя мужского пола, то современная церковь обычно советует посмотреть на несколько дней вперед. Точно также можно поступить, если предложенное имя (или имена) вам вообще не понравились.
  3. Имя при крещении дается один раз в жизни и больше не меняется (исключение – меняется имя при пострижении в монашество и при смене веры).
  4. В последнее время некоторые родители дают детям двойные имена: одно – мирское, а второе – церковное. Кто-то так делает специально, а кто-то случайно – просто при рождении малышу дают не православное имя, а в церкви родители узнают, что под именем, к примеру, Стэлла или Камилла ребенка крестить нельзя. В таком случае батюшка предлагает родителям выбрать православное имя малышу – близкое или созвучное с «паспортным».
  5. Если святой, в честь которого вы назвали малыша, почитается за год несколько раз, то днем Ангела является ближайшие именины после дня рождения.

С древности до наших времен

Православная книга «Святцы» – это не что иное, как полный перечень всех имен святых, которых чтит Православная Церковь. Второе название этой книги «Месяцеслов», так как в ней расписан весь год день за днем по месяцам.

Давать имя ребенку по святцам – это древняя традиция многих народов. Славяне не стали в этом исключением. Люди верили, что когда малыш получает имя святого, которого почитают в день его рождения или крещения, то у него будет счастливая и долгая жизнь. В то же время было не желательно нарекать ребенка именем великомученика – тогда ему уготована тяжелая жизнь, полная лишений и страданий.

Если в день рождения ребенка поминали нескольких святых, то родители могли выбрать имя из нескольких, предложенных батюшкой. Если же имя было одно, то выбора у родителей, увы, не оставалось. Перечить церкви люди не смели. Позже, если в день рождения нового человечка не поминали никакого святого, или имя очень уж не нравилось, то родителям стали «увеличивать» список имен: можно было рассматривать имена святых, память которых празднуется на восьмой или сороковой день после рождения ребенка. Дело в том, что наши предки считали, что имя новорожденному нужно давать не ранее восьмого дня, а таинство Крещения необходимо было провести именно на сороковой день.

«Месяцеслов» использовали вплоть до революции 1917 года. С приходом советской власти, когда церкви стали массово истреблять, а религию – запрещать, от традиции называть детей по святцам отказались. В настоящее время родители стали намного чаще обращаться к православному календарю, чтобы выбрать имя ребенку. Многие верят, что оно осчастливит малыша, а святой, в честь которого его назвали, станет заступником и ангелом-хранителем для ребенка. А некоторые родители просто следуют современной моде, ведь сегодня старинное или необычное имя является «последним писком». Вот и встречаются в садиках и школах дети с именами Лука и Акулина, Спиридон и Евдокия, Илларион и Пелагия.

Календарь имен по святцам на каждый месяц

Влияет ли имя на жизнь человека?

Этот вопрос задают себе многие родители, давая имя малышу. Дашь имя мученика – будет всю жизнь мучиться, наречешь именем преподобного (монаха) – упаси Бог, станет монахом. Может быть, дать имя царя, полководца, мыслителя?

И каждый раз священники терпеливо объясняют: имя, данное ребенку, никаким образом на жизнь человека не влияет. И многие распространенные имена – в этом легко убедиться, раскрыв святцы, – носили одновременно и цари, и монахи, и мученики.

Вот пример: Иоанн.

Имя древнееврейское, которое в переводе значит – Благодать Божия.

В современном церковном календаре святых Иоаннов 188 человек.

Тут и апостол Христов Иоанн Богослов, и поэт-песнописец и богослов Иоанн Дамаскин.

И один из отцов-основателей сурового монашеского подвига Иоанн Лествичник, игумен монастыря на Синайской горе.

Иоанн Власатый – Христа ради юродивый, подвизавшийся в Ростове.

Иоанн Дамасский – отшельник, оставивший город и затворившийся в пещере.

Иоанн Кронштадтский – великий русский пастырь и общественный деятель.

Иоанн Палестинский – выдающийся постник.

Иоанн Константинопольский – патриарх и выдающаяся личность своего времени.

Иоанн Креститель, первый из мучеников, и за ним еще множество мучеников Иоаннов, пострадавших и в древние времена, и в новейшее советское время.

То же наблюдаем относительно других известных имен.

Вывод очевиден: имя святого никаким образом не отражается на судьбе ребенка.

А теперь скажем несколько слов об истории наречения имени.

Как нарекалось имя ребенку в дохристианские времена?

В Библии имя совсем не было неким случайным условным обозначением; имя – определяло место, которое должен занимать в мире его носитель. Бог завершает творение, нарекая имена его элементам: дню, ночи, небу земле, морю (Быт. 1:2-10), называя каждое светило его именем (Ис. 40:26), и этим определяет местоположение во вселенной этих элементов мироздания. Или же, Бог предоставляет Адаму наречь имена всем животным (Быт. 2:20) и этим самым определить их место и роль в мире Адама.

Так же и с человеком: первоначально имя, данное ребенку при рождении, обозначало его судьбу или будущий род деятельности. Это несложно увидеть, вспомнив имена древних ветхозаветных героев: Иаков значит занимающий место другого (Быт. 27:36); Навал – безумец (1 Цар. 25:25) и проч. Иногда имя указывало на особенность рождения: Моисей – вынутый из воды, иногда – на предназначение человека: Исаия – да спасет Бог. Имя считалось как бы отпечатком личности человека!

В Древней Руси ребенку давали народное имя. Русские не были так изобретательны, как греки или римляне. Часто малыша нарекали именем, производным от количества детей в семье – Перва, Первой, Первак, Вторак, Четвертуня; от цвета его волос и кожи – Черныш, Черняй, Беляй, Белуха. Имена придумывались и по другим внешним признакам – росту, особенностям телосложения – Сухой, Толстой, Долгой, Мал, Малыш, Малой, Малюта, Заяц, Беспалой, Головач и проч.

Имена освященные

С возникновением христианства ситуация начала меняться, однако не сразу. Примерно до III века все принимающие Крещение оставляли те имена, которыми их нарекали родители-язычники. Многие имена, даже такие, как Вера, Надежда, Любовь… – это имена языческие: римские, греческие или еврейские.

Имена могли указывать на добродетели, какой-то род занятий, особенности характера, на многое-многое другое. Например, имя Роман – происходило от названия города Рим; имя Виктор (по-латински победитель) на добродетель доблести и т.п. Родители желали, чтобы их чадо походило на древних героев, богов, желали через имя привлечь на ребенка благословение неведомых высших сил.

Однако с распространением христианства рождаются иные принципы наречения имени. Уже в III веке становится принятым давать ребенку имя подвижника христианской веры. Этот святой, мыслили христиане, станет другом нашему сыну или дочери, будет молиться за него на небесах, перед троном Отца Небесного.

Получить свое имя, причем имя освященное, которое носил до тебя подвижник Церкви, значит вступить в таинственную связь и со Христом – Абсолютной Личностью, и с личностью прежде жившего подвижника Христовой веры.

Современный богослов отец Александр Шмеман пишет: «Человеческая природа не существует вне личностей, каждая из которых представляет собой поистине единственный и вполне личностный тип воплощения и реализации этой природы. Поэтому обряд наречения имени есть признание Церковью единственности этого конкретного ребенка, наличия у него божественного дара «личности»… Имя человека, отличая его от всех других людей, идентифицирует его личность и утверждает его неповторимость. Воплотившийся Сын Божий имеет человеческое имя, потому что Он есть совершенная личность, а не человек вообще, абстрактный и безличный носитель абстрактной человеческой природы».

Люди, ведущие подлинную христианскую жизнь, нередко рассказывают, что они чувствуют связь с тем человеком, имя которого носят, со своим святым небесным покровителем.

День, в который церковно празднуется память нашего святого, называется именинами.

Свт. Иоанн Златоуст настойчиво учил прихожан:
«Христиане должны всячески стараться давать детям такие имена, которые бы не только возбуждали к добродетели самих получающих эти имена, но и для всех других и для последующих родов служили наставлением во всяком любомудрии».

Чаще всего христиане нарекали своих детей именами Апостолов Христовых, так что и в V веке, как и сегодня, больше всего было Иоаннов, Петров, Павлов…

Как правильно дать имя ребенку

Ныне принято давать ребенку имя прославленного святого, причем святого Православной Церкви. Однако если родители настойчиво хотят назвать малыша каким-нибудь экстравагантным именем или именем неправославным – это возможно. В таком случае по паспорту человек будет иметь имя Олеся, Алёна, Руслан, Санчес и проч., при Крещении же ему дадут имя святого.

Некоторые святые имеют по два имени – имя, которое они имели до Крещения, и имя христианское. Киевский князь Владимир в Крещении получил имя Василия, Ольга – Елены и т. д. В честь этих святых можно давать любое из двух их имен.

Сегодня называют детей именем любимой бабушки или деда, именем книжного героя, или просто понравившимся звучным и красивым именем. В этом нет ничего плохого, но можно вспомнить и иную, древнюю традицию: младенцу давали имя того святого, память которого пришлась на день наречения имени (8-й день по рождении).

Я еще раз повторю то, чего, бывает, не знают и некоторые батюшки: если мы хотим наречь имя ребенку по церковному, или, как говорят, по святцам, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка.

Можно дать имя (как сегодня распространено) в честь святого, в день памяти которого родился малыш. Говорят: «моя девочка родилась в день святой Ксении Петербургской. Разве я могу назвать ее иначе?..» Некоторая логика в этих словах есть, но это уже современная практика, а не церковная традиция.

С древности установлено, что крещаемые не могут принимать Имена Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери – Марии. (Можно принять имя Иисус в честь ветхозаветного святого Иисуса Навина, а имя Мария – в честь святых Марий, которых множество.)

Выбирая для своего ребенка имя, следует помнить, что это имя – на всю жизнь, поэтому не следует стараться выделиться, называя младенца. Такие имена, как Аристоклий или Анемподист, безусловно, красивы и оригинальны, но не слишком ли ко многому они обязывают?.. Посмотрите, чтобы имя ровно и легко произносилось, не вызывало смешных или двусмысленных ассоциаций (автору известен такой анекдотический, но, к сожалению, реальный пример, когда родители, носившие фамилию «Дураковы», дали своей дочери имя… Идея).

В то же время заметим, что в последние десятилетия выбор имени для детей ограничился десятком-другим имен. Среди них – обязательно: Наталья, Татьяна, Мария, Екатерина, Елена и проч. (можно выявить даже некую моду на имена).

Родители забывают, что есть масса интересных и замечательных имен, сегодня почти не употребляющихся. И эти имена не менее благозвучны или интересны, чем популярные сегодня, а их носительницы-святые в своем христианском подвиге совсем не менее известны, чем те, чьи имена на слуху.

Чтобы показать, как, к сожалению, мало знаем мы о наших именах, приведем примеры мужских и женских имен, редко или вообще не встречающихся на практике. Из обширного списка я выбрал лишь малую часть благозвучных и древних имен и указал, что данное имя значит на языке народа, в среде которого оно появилось.

Имена мужские

Аввакум любовь Божия (евр.); имя, к сожалению, дискредитированное предводителем старообрядческого раскола протопопом Аввакумом, но, тем не менее, древнее и выразительное; происходит от имени библейского пророка.

Августин из города Августа (лат.)

Аверкий удерживающий, удаляющий (лат.)

Агапий любовь (греч.)

Агафангел добрый вестник (греч.)

Агафон добрый (греч.)

Адриан из Адрии (небольшой италийский городок) (лат.)

Адам человек (евр); этимологически имя произведено от «адама» – «красная земля».

Алипий беспечальный (лат.)

Алфей перемена (евр.)

Амвросий бессмертный, божественный (лат.)

Анастасий воскресение, воскрешенный (греч.)

Андроник победитель мужей (греч.)

Аристарх лучший начальник, отличный ( греч.)

Арсений мужественный, мужчина (греч.)

Валериан из города Валерии (лат.)

Варлаам сын Божий (халд.)

Варфоломей сын Фоломея (Толомея) (евр.)

Виссарион лесной (греч.)

Вонифатий благотворец (лат.)

Гавриил крепость Божия (евр.)

Галактион молочный (греч.)

Герман воин (древневерхненем.)

Григорий бодрствующий (греч.)

Гурий львенок (евр.)

Давид возлюбленный (евр.)

Дамиан покоритель, укротитель (греч.)

Даниил Бог – мой судья (евр.)

Дидим близнец (греч.)

Диодор Божий дар (греч.)

Дионисий божественный из Нисы (греч.)

Евлогий благословение (греч.)

Евсевий благочестивый (греч.)

Едесий радость (сирийск.)

Елисей его спасение – Бог (евр.)

Ераст любящий (греч.)

Ефрем плодовитый (евр.)

Зосима жизненный (греч.)

Иаков заклинатель (евр.)

Ианнуарий привратник (лат.)

Игнатий огненный, раскаленный (лат.)

Иероним священноименный (греч.)

Иларион тихий, радостный (греч.)

Илия крепость Господня (евр.)

Ириней мирный (греч.)

Иустин сын Иуста (лат.)

Кассиан порожний, пустой (лат.)

Киприан с острова Кипр (греч.)

Кирилл солнце (перс.)

Климент милостивый (лат.)

Корнилий сильный (лат.)

Лаврентий лавровый (лат.)

Лазарь Бог-помощник (евр.)

Лев лев (греч.)

Ливерий свободный (лат.)

Лонгин долгий (лат.)

Лука родом из Лукании (греч.)

Макарий блаженный (греч.)

Мануил определение Божие (евр.)

Марк сухой, увядающий (лат.)

Меркурий торговец (лат.)

Мефодий упорядоченный (греч.)

Назарий посвященный Богу (евр.)

Нестор возвратившийся домой (греч.)

Никандр муж победы (греч.)

Никита победитель (греч.)

Никон побеждающий (греч.)

Нифонт трезвый (греч.)

Паисий детский (греч.)

Палладий из Паллады (греч.)

Панкратий вседержавный, всесильный (греч.)

Пантелеимон всемилостивый (греч.)

Парфений девственник (греч.)

Пимен пастырь (греч.)

Платон широкий (греч.)

Поликарп многоплодный (греч.)

Порфирий багряный (греч.)

Прокл далекий (лат.)

Родион геройский, розовый (греч.)

Рустик деревенский (лат.)

Савватий субботний (евр.)

Севастиан досточтимый (греч.)

Серафим пламенный (евр.)

Сила молчание, покой (евр., лат.)

Силуан лесной (лат.)

Сильвестр лесной (лат.)

Симеон услышание (евр.)

Симон услышание (евр.)

Софроний здравомыслящий (греч.)

Стефан венец (греч.)

Терентий полирующий, растирающий (греч.)

Тимофей почитающий Бога (греч.)

Тихон счастье (греч.)

Трофим питомец (греч.)

Фаддей хвала (евр.)

Феодор Божий дар (греч.)

Феодосий Богом данный (греч.)

Феоктист Богом созданный (греч.)

Феофан Богоявление (греч.)

Феофил друг Божий (греч.)

Феофилакт богохранимый (греч.)

Ферапонт слуга (греч.)

Филадельф братолюбец (греч.)

Филарет любитель добродетели (греч.)

Филипп любящий коней (греч.)

Флорентий цветущий (лат.)

Фома близнец (евр.)

Харитон благодатный (греч.)

Христофор Христоносец (греч.)

Имена женские

Агапия добрая (греч.)

Агнесса Агния непорочная (греч.)

Ада благородная (древневерхненем.)

Акилина орлиная (греч.); в простонародье это благозвучное имя было превращено в Акулину. Можно предложить родителям требовать от знакомых и родственников именно такого, греческого, а не простонародного русского (Акулина) варианта произнесения имени

Алевтина сильная (лат.)

Ангелина вестница (греч.)

Аполлинария Аполлонова (греч.)

Ариадна строго сохраняющая супружескую верность (греч.)

Афанасия бессмертная (греч.)

Варвара иноземка (греч.)

Василисса царственная (греч.)

Вероника образ верности (греч., лат.)

Гликерия сладкая (греч.)

Диодора Божий дар (греч.)

Ева жизнь (евр.)

Евдокия благоволение (греч.)

Евсевия благочестивая (греч.)

Евфросиния радость (греч.)

Женевьева (по-церковнославянски – Геновефа)

Зинаида божественная (греч.)

Илария тихая, радостная, ясная

Иоанна благодать Божия (евр.); обычно это имя передают на западный манер: Жанна или Яна;

Исидора дар Исиды (египетской богини) (греч.)

Иулиана, Иулиания, Иулитта и др. дочь Иулиева, или Юлиева (лат.). Это имя древнего римского рода. Один из представителей этого рода – Гай Юлий Цезарь.

Иустина дочь Иуста.

Касиния служанка (лат.)

Кирия Господня (греч.)

Клеопатра славная по отцу (греч.)

Констанция постоянная (греч.)

Лия утомленная (евр.)

Лукия светлая (лат.)

Мариам их восстание, звезда моря (евр.)

Мелания черная (греч.)

Павла маленькая (лат.)

Павлина, Паулина принадлежащая Павлу (лат.)

Параскева пятница, приготовление (греч.)

Пелагия морская (греч.)

Руфина рыжеватая (греч.)

София премудрость (греч.)

Сусанна белая лилия (евр.)

Феодора Божий дар (греч.)

Феодосия Богом данная (греч.)

Феофания Богоявление (греч.)

Харита любезная (греч.)

Харитина благодатная (греч.)

Христина Христова (греч.)

Юния молодая, юная (лат.)

Священник может советовать при выборе имени следовать современным справочным изданиям, особенно церковным календарям, так как в светских изданиях часто даются имена советские или искаженные западные и таких святых нет в помине.

Напомним, что ежегодно выходит Церковный календарь Московской Патриархии, где дается перечень наиболее известных святых, он продается в церковных лавках и магазинах.

Помните: имя, данное ребенку, будет пронесено им до самой смерти и может послужить в детстве и юности поводом к насмешкам и издевательствам со стороны сверстников. Многие из древних имен, которые носили подвижники благочестия, вряд ли уместны сегодня. Из числа таких имен упомянем: Алгабдил, Амавс, Аод, Араб, Атом, Евпл, Евпроб, Квадрат, Мудий.

Женские: Аксуя, Голиндуха, Дракона, Каздоя и проч.

А еще недавно…

Еще несколько десятилетий назад новорожденным давались «новые» имена, порожденные идеями социализма, индустриализации и проч.

В календарях советского времени можно встретить и совсем экстравагантные: Даздрасперма (расшифровывается как «Да здравствует Первое мая»), Владлен (расшифровывается как «Владимир Ленин»), Воля, Интерна, Искра, Идея, Перкосрак (первая космическая ракета).

В 60-х – 70-х годах интерес к новым «оригинальным» именам угасает. Если детей и нарекают по-новому, то это уже не «коммунистические» имена, но «индустриальные», «космические».

Так, относительно популярными становятся: Ион, Аполлон, Венера, Меркурий, Феб, Гелий. Можно встретить и Икара, Одиссея, Титана, Селену. В начале 70-х годов Ленинградском Дворце торжественной регистрации рождений «Малютка» двум девочкам были присвоены имена Весна и Тайна.

Начиная же с 70-х годов пробуждается интерес к старым русским именам (особенно для девочек). К 90-м годам особо популярными среди них становятся: Ксения, Варвара, Иулиания, Елизавета, Евдокия и проч.

На 90-е годы особо популярными среди них становятся: Ксения, Варвара, Иулиания, Елизавета, Евдокия…

Что делать, если христианское имя забылось?

Нередко в храм приходят люди, имеющие неправославное имя, но когда-то, в детстве крещеные. Своего христианского имени они не помнят, а родители, которые их крестили, умерли. Что делать? Так и приходить в храм с именем Лениана, Марксина, Октябрина?.. Ничего страшного в этой ситуации нет. Нужно просто прийти к священнику и сказать об этом. Священник прочитает специальную молитву На наречение имени и даст вам новое имя православного святого.

Как назвать ребенка по церковному календарю? Имена девочек по церковному календарю. Имена мальчиков по церковному календарю

Современные родители все чаще и чаще подходят к подбору имени для ребенка ответственно. Вопрос, как подобрать имя ребенку наиболее удачно, занимает умы молодых мам и пап. Ведь имя — наш важнейший спутник на жизненном пути. Ни для кого уже не секрет, что оно влияет на формирование личности и выбор жизненного предназначения.

Выбираем имя — выбираем судьбу

Правильный подбор имени малышу — процесс непростой. Выбрав странное или неблагозвучное имя, родители обрекают дочку или сына на насмешки ровесников. Важно и смысловое значение будущего имени, которое всегда имеет особую энергетику, тем самым целенаправленно влияя на формирование характера.

Считается, что, подарив родителям ребенка в определенный день, Господь уже говорит, как его назвать. Имя является главной и самой первой собственностью человека, его духовной составляющей.

Как назвать ребенка? Имена варьируются от широко распространенных до самых необычных. Утверждают, что чем более уникально имя, тем больше шансов у его обладателя выделиться из толпы. Такие люди часто ломают принятые в обществе стереотипы, становятся лидерами, возглавляют команду.

В наши дни мамы и папы нередко дают имя ребенку по именам родителей, называют сына или дочку в честь родственника, близкого друга или умершего любимого. Но прежде чем так поступить, задумайтесь. Ребенок вырастет и узнает, что его назвали в честь папиного друга детства. Малыш может посчитать, что его собственная личность не так уж и важна. К тому же есть поверье, что тем самым можно передать ребенку карму умершего.

А не заглянуть ли нам в святцы?

Среди множества вариантов выбора все более популярной становится стародавняя традиция, принятая на Руси, — выбрать имя по церковному календарю. Принято считать, что вместе с именем новорожденный обретает собственного ангела-хранителя, который станет заботиться и охранять подопечного на протяжении жизненного пути.

Сторонники выбора имени по святцам обычно люди верующие. Они полагают, что святой, именем которого наречен малыш, становится его личным защитником на небесах. Именно поэтому принятый в древности обычай выбирать имя ребенка по церковному календарю, где каждый из дней имеет своего святого покровителя, имеет глубокий смысл.

В текущем 2014 году по гороскопу велика вероятность рождения большого количества творческих неординарных людей. Обратимся к святцам. На первый взгляд, большинство предлагаемых церковный календарем вариантов мало пригодны для современных детей. Такие имена, как Емельян, Савва, Прохор, Герасим вряд ли вызовут энтузиазм родителей.

Но если внимательно оглядеться по сторонам и припомнить всех знакомых, которые в последние годы обзавелись детьми, вы удивитесь, насколько часто малышей стали называть русскими именами. Это поистине мода XXI столетия.

Зачастую непонятно, что движет родителями больше — возвращение к православным истокам или попытка соригинальничать и выделиться на фоне ровесников. Иногда родители идут на компромисс, ведь пожилые родственники часто настаивают на выборе имени по церковному календарю.

Как поступали наши предки

Традиция выбора имени по святцам зародилась много веков назад. В те времена самостоятельно называть ребенка родители не имели права. Церковный календарь регламентировал, каким именем можно назвать малыша, рожденного в определенный день. Причем имя выбирали только после рождения. Родители новорожденного не задумывались, как назвать ребенка — по церковному календарю или как-то иначе. Они приходили в церковь, и батюшка предлагал выбрать одно из имен христианских святых.

Идти наперекор церкви в прежние времена люди не смели. Если выходило, что в день появления на свет ребенка почитался только один святой, выбора у родителей не было. Позже эти ограничения перестали быть настолько строгими. Если на указанный день не приходилось никакого святого или имена совершенно не нравились, стало разрешаться брать имя святого, «приходящегося» на ближайшие дни.

Если же ничего подходящего, по мнению родителей, в эти дни в календаре не было, можно было выбрать имя в последующие 8-40 дней. Тем самым список приемлемых имен значительно расширялся, и проблемы, как подобрать имя ребенку, не возникало.

В старину все родители желали, чтобы малыши получили защиту святых. Каждый хотел дать сыну или дочери небесного покровителя, который будет вести его на протяжении жизненного пути, защищать от нечистой силы и помогать во всем.

Даже при советской власти детей умудрялись крестить и давать им церковные имена. Часто таинство крещения совершалось вдалеке от дома, например, в селе у родственников.

Что такое святцы

Святцами называется список имен святых, почитаемых в православном мире. Как правило, к каждому дню церковного календаря было привязано несколько женских и мужских имен. Родители могли выбрать из них понравившееся.

Православный календарь содержит имена славянского, греческого, латинского, древнееврейского происхождения. По-настоящему церковные имена давались раньше лишь при крещении, со временем они приобрели более удобное для русского уха звучание. Многие из них имеют старославянский вариант произношения (например, Юрий — «светский» вариант имени Георгий).

Согласно словарю В. И. Даля, месяцеслов — это календарь, в котором указано церковное, а также гражданское значение каждого месяца и дня в течение всего года.

Месяцеслов официально использовался до революции 1917 года. При советской власти, с началом гонений на церковь, от этой традиции отказались. Появились новые имена для детей, часто образованные из нескольких слов — современных понятий. Многие из них были искусственными и труднопроизносимыми, например, Даздрасен (или Да здравствует седьмое ноября).

Но в последние годы родители все чаще обращаются к православному календарю, хотя для многих из них это всего лишь дань современной моде, согласно которой старинное имя — последний писк. Поэтому среди современных младенцев часто можно встретить Лавра, Варвару, Пелагею, Ефима и т. д.

Большинство из имен, содержащихся в святцах, — мужские. То есть имена мальчиков по церковному календарю выбирать намного легче, чем имена девочек. А всего их около 1700. Многие имена уже вышли из употребления и кажутся современным людям смешными и неблагозвучными.

Святые — кто они?

Кто же такие эти святые, имена которых навсегда вошли в православный календарь?

Согласно преданиям, они были особо почитаемы различными религиями за благочестие, праведность и мудрость. Словосочетание «святые мученики» говорит нам о том, что святые подвергались бесконечным гонениям, преследованиям и мукам. Именно стойкостью, несокрушимой верой, способностью выдержать любое испытание эти люди заслужили вечную славу святых мучеников и были канонизированы.

Так, один из самых почитаемых святых — Николай Чудотворец, покровитель моряков. День его смерти — 19 декабря — стал днем Святого Николая. Традиция праздновать день святого в день его смерти нашла широкое распространение в христианстве, хотя есть и исключения.

Называть детей по святцам — традиция не только православных христиан, но и других народов, и славяне тут — не исключение. Люди всегда верили, что, получив имя святого, малыш проживет долгую счастливую жизнь. В то же время старались не называть детей именами великомучеников, чтобы не обрекать на подобную судьбу.

Согласно другим традициям, ребенка могли называть именем того святого, который в семье особо почитался, или же именем особенно чтимого родственника. Чаще всего предлагались имена святых, взятые из трех последующих дней от рождения младенца, согласно завету Феофана Затворника, который провозгласил возможность называть ребенка именем того святого, который почитался в промежутке между телесным рождением малыша и его крещением.

Как назвать ребенка по церковному календарю?

Есть определенные правила, согласно которым следует выбирать имя по святцам. Правильнее будет рассматривать не сам день появления малыша на свет, а восьмой по счету день с момента рождения. Раньше на православной Руси именно в этот день крестили ребенка, нарекая именем определенного святого.

Если же ни на один из этих дней не пришлось подходящего имени, не пытайтесь жестко соблюдать формальности. Бывает так, что родители всем сердцем тянутся к определенному имени. Случается, что имя приходит к матери во сне. Православие отнюдь не отвергает такого способа выбора, так что вы вполне можете прислушаться к себе и собственным чувствам.

Если вы все же никак не можете определиться, найдите специальную книгу — месяцеслов, где все православные имена расписаны по числам и месяцам.

Как назвать ребенка по церковному календарю или по святцам правильно? Нужно заранее приобрести церковный календарь, где по порядку перечислены имена всех святых. Такой календарь насчитывает больше 1100 имен, то есть на каждый день приходится несколько разных имен, что упрощает задачу родителям.

Выберите от даты рождения ребенка или восьмой, или сороковой день (так как на сороковой день крещение на Руси тоже допускалось). Из предлагаемого списка имеет смысл выбирать имена, наиболее созвучные с отчеством и фамилией малыша.

Что нужно учитывать при выборе имени

Перед тем как назвать ребенка по церковному календарю, подумайте хорошенько. Выбирая имя, помните, что оно наложит огромный след на его судьбу и характер. Прежде чем окончательно определиться с выбором имени, изучите его значение по всем имеющимся словарям, выберите подходящее имя ребенка по дате рождения. Также не забудьте проверить его на сочетаемость с фамилией и отчеством, религией и другими важными обстоятельствами.

Выбирая имена девочек по церковному календарю, следует отбросить мужские варианты. Издавна такой выбор считается неудачным, якобы налагающим на характер и судьбу новорожденной мужской отпечаток. Принято верить, будто «мужские» имена для ребенка женского пола (Виктория, Александра, Евгения, Валерия) несут его обладательнице сложную судьбу, много трудностей и препятствий. Также не рекомендуется выбирать имя из предыдущих дней.

Немаловажно в таком вопросе одобрение родственников, поэтому с ними заранее стоит посоветоваться. Конечно, всем угодить невозможно, но лучше, если имена для детей, выбранные родителями, будут одобрены большинством родни. Это благотворно скажется на их отношении к малышам в целом.

Если родители не испытывают особенного восторга от перспективы именовать ребенка старинным и не всегда удобным именем, но хотят пойти на уступки старшему поколению, они могут выбрать сыну или дочке имя по собственному желанию, но во время крестин подобрать другое, по святцам.

День именин

В дальнейшем тот календарный день, на который пришелся выбор имени новорожденного, считается днем его ангела или днем именин. В этот день принято посещать храм и молиться за здравие выбранному святому. Многие путают такие понятия, как день ангела, день рождения и именины. Часто в день рождения поздравляют с именинами и наоборот. На самом же деле под именинами подразумевается день памяти святого, чье имя носит малыш. Другое их название — день ангела (или день тезоименитства). Раньше эти дни чаще всего совпадали, сейчас это бывает редко, тем не менее многие отмечают день ангела наряду с обычным днем рождения.

Именины в древности праздновались всем миром, а вот фактическому дню рождения ребенка большого значения не придавалось. Таким образом, более важным праздником считалось крещение ребенка. Имена, присвоенные при крещении, на протяжении жизни уже не меняются за исключением случаев пострижения в монашество или смены религии.

Святой становится небесным покровителем младенца после обряда крещения. Считается, что ангел-хранитель молит Бога за своего подопечного и защищает от бед. Его молитвы угоднее Богу, чем молитвы нас, грешных.

Имя, данное при крещении, сопровождает человека в течение всей жизни и даже после смерти. Этим именем поминают умершего в молитвах об упокоении души.

Другие дни памяти святого называются малыми именинами. Если ребенка называют не православным именем, при проведении обряда крещения чаще всего выбирают созвучный православный вариант.

Имя и знак Зодиака

Выбираете ли вы имя ребенка по дате рождения или нет, стоит проверить его на сочетаемость со знаком Зодиака, а еще лучше — чтобы оно немного корректировало действие этого знака. Например, для мальчика, родившегося под знаком огня (Овен, Стрелец, Лев), лучше выбрать имя с преобладанием гласных, смягчающих жесткий характер (например, Илья или Павел).

Представителям водных стихий (Скорпион, Рыбы, Рак) требуется имя, побуждающее к решительным действиям, так как эти дети часто инертны и медлительны.

Земным знакам (Козерог, Дева, Телец) порой не хватает креатива. В этом случае лучше выбрать имя, стимулирующее творческое начало.

Воздушным знакам (Весы, Водолей, Близнецы) показаны имена, несущие решительность и твердую жизненную позицию.

Ни слишком редкие, ни слишком популярные варианты имен не выбирайте. Лучший выбор — умеренно распространенное имя. Если требуется внести коррективы в характер ребенка уже в процессе жизни и воспитания, можно употреблять сокращенный вариант имени, имеющий более твердое или, наоборот, смягченное звучание (например, Дмитрий — Митя).

Ошибки современных родителей

Так как в православном календаре множество святых с одинаковыми именами, некоторые родители по ошибке празднуют именины малыша несколько раз в году. На самом деле это неправильно. Именины у каждого человека одни, как и день рождения, и празднуют их только в день «своего» святого.

К тому же многие путают понятие ангела-хранителя и святого, чьим именем ребенок крещен. По церковным канонам ангел-хранитель дается Богом новорожденному в день крещения.

Церковный календарь и современность

Святцы продолжают пополняться и по сей день. На первый взгляд выбор имен из месяцеслова очень однообразен, но это не так. Хотя многие из имен имеют устаревшую форму и не подходят для современной жизни, родители иногда нарекают малыша самыми странными и неблагозвучными именами, чтобы выделиться из толпы. Тем самым они идут наперекор традициям предков, которые пытались избежать странных и невостребованных имен.

И имена девочек по церковному календарю, и имена мальчиков достаточно разнообразны и всегда есть возможность подобрать классическое красивое и благозвучное имя.

В наши дни современные родители часто дают детям двойное имя — как светское, так и церковное. Иногда так поступают намеренно, иногда получается случайно. Если при рождении малышу дали имя, которое не является православным, пришедшие крестить ребенка в церкви родители обычно узнают, что имя, данное малышу, имеет созвучный паспортному православный вариант.

Считается, что православный христианин обязан иметь два имени — светское и церковное.

В любом случае выбор имени для новорожденного — сугубо личное дело родителей. Главное в этом деле — любовь к малышу и забота о его будущем. Мы лишь пытаемся объяснить, как можно сочетать личные предпочтения с имеющими глубокий смысл истинно православными ценностями. Успехов вам, дорогие родители, счастья и здоровья вашему малышу!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *