Как научиться хорошо разговаривать?

Учимся говорить красиво: 6 ошибок в разговоре

1. Слова-паразиты и тавтология

На днях, знаете, ээээ… было такое, когда я говорил, пытался сказать что-то и просто не мог ничего сказать, потому что нууу… я не знаю, просто ничего не приходит на ум.

Сравните с таким вариантом:

На днях я не мог говорить, потому что ничего не приходило в голову.

И с этим:

На прошлой неделе во время разговора с потенциальным клиентом я не мог сказать и слова, потому что в голове было пусто.

Какой пример, по-вашему, более удачный и с большей вероятностью может привлечь внимание людей? Конечно, последний.

В первом случае — обилие ненужных слов, которые только навевают скуку на слушателей. Во втором удалён весь словесный мусор, однако явно хромает смысловая составляющая: предложение сухое, ни о чём. Третий же вариант дополнен нужными подробностями, которые открывают для слушателя картину происходящего. Живые, «наглядные» фразы без слов-паразитов и неоправданных повторов воспринимаются и запоминаются гораздо лучше.

Если бы в 1987 году президент США Рональд Рейган в своей речи Речь Р. Рейгана перед Бранденбургскими воротами в Берлине о Берлинской стене сказал что-то вроде:

Эта стена — это что-то ммм… что не должно быть там, так что, в общем, давайте её поскорее уберём.

Такое сообщение попросту затерялось бы в информационном потоке. Вместо этого был брошен лаконичный и ёмкий вызов:

Снесите эту стену!

Наиболее частые слова-паразиты: вот, как бы, просто, в общем, это самое, будем говорить, как говорится, короче, типа, ну не знаю, прямо, значит так, угу. При желании не так уж сложно избавиться от этих и прочих ненужных «наполнителей». Вот три действенных метода:

  1. Запишите свой разговор на диктофон, а потом послушайте и проанализируйте. Оцените, можно ли было сказать что-то более коротко, есть ли у вас слова-паразиты. Скорее всего, придёте к выводу, что лучше вообще не заполнять паузы, чем вставлять в них невнятное мычание или лишние повторы.
  2. Попросите друга записать для вас какой-нибудь раздражающий звук. Это может быть громкий гудок или скрежет. И пусть он его включает каждый раз, когда вы снова употребите в беседе запретное слово.
  3. Многие лучше воспринимают информацию в письменном или печатном виде. Попробуйте составлять короткие заметки (речи, диалоги). Затем перечитывайте их и спрашивайте себя, можно ли сделать каждое предложение более коротким, образным и мощным. Конечно, все мы пишем и говорим по-разному, у каждого свой стиль, но общие принципы всё же есть.

2. Проблемы с ритмом речи

Наверняка вы замечали (если не за собой, то за кем-то из окружающих) дефекты речи ритмического характера. Когда слова произносятся отрывисто, со слишком большими паузами, или наоборот, человек тараторит так, что слушатель не успевает понять его мысли.

Чтобы ощутить разницу в восприятии, попробуйте произнести представленную ниже фразу. Чётко проговаривайте каждый слог и делайте короткие паузы между словами. Слушайте звучание вашей речи:

Сегодня я пойду в спортзал. Возможно, с подругой.

У вас получится так называемая «ступенчатая» речь, в которой слишком много акцента делается на отдельные слоги, и это — ошибка.

А теперь попробуйте смешать каждое слово со следующим, чтобы получился как бы один цельный пассаж. Прочтите без заминок, но и не слишком торопясь:

Сегодняя-пойдув-спортзал-возможнос-подругой.

Может показаться, что этот вариант звучит несколько небрежно. На самом деле речь с такими плавными переходами-связками становится более лёгкой для восприятия на слух.

Что касается слишком быстрого темпа, есть риск не только остаться недопонятым, но и сболтнуть чего-то лишнего (например, в порыве эмоций). Отследить скорость речи поможет, опять же, запись на диктофон.

Попробуйте глубже вдыхать перед каждым предложением и думать о том, что вас слушают с большим интересом и спешить вам некуда.

3. Неумение использовать язык тела

Многие люди знают разницу между закрытым и открытым вариантами в языке тела, но продолжают использовать закрытые жесты, когда надо бы, наоборот, открыться.

Движения и мимика характеризуются как открытые, если они выражают дружественный настрой и готовность к взаимодействию: когда не прячутся ладони, взгляд направлен в глаза собеседника, стопы обращены в его сторону и тому подобное. Закрытые жесты включают в себя скрещенные руки или ноги, поглядывания в сторону или на телефон, сжатые кулаки — всё, что показывает напряжение или даже агрессию.

У всех нас есть естественные склонности вести себя тем или иным образом в зависимости от ситуации. Если вы не согласны с кем-то, тело автоматически реагирует: вы сужаете зрачки, отворачиваете голову, скрещиваете руки. И наоборот, когда вас понимают, слушают и поддерживают, вы неосознанно открываетесь.

Однако не всегда стоит подавать собеседнику невербальные сигналы, зачастую ситуация требует обратного. Попробуйте контролировать движения своего тела и выражение лица при разговоре. Обращайте внимание на положение рук, на то, какие мышцы лица напрягаются. Потренировавшись, вы сможете этим управлять.

4. Привычка спорить

Само по себе выражение несогласия — это не плохо. Как говорят, в споре рождается истина. Так появляются творческие идеи, стимул учиться и что-то улучшать. Всё это бывает полезно и необходимо для социального взаимодействия, даже если вы выступаете против многих людей.

Несогласие можно считать ошибкой только тогда, когда от согласия или несогласия собеседников ничего не зависит и не меняется. То есть если это пустой спор, который не приносит никаких результатов, кроме раздражения оппонентов. Суть подобных дискуссий не в том, чтобы узнать что-то новое. Когда вы утверждаете, что кто-то неправ, вы вступаете с ним в словесную битву за статус. И именно поэтому большинство спорщиков остаётся при своём мнении — чтобы сохранить достоинство.

В следующий раз, когда вы услышите нелепую или неверную, на ваш взгляд, точку зрения, сначала выясните, почему человек так считает, а не спешите опровергнуть его.

Если, даже выслушав аргументы, вы не согласны с чьим-то мнением, не вступайте в бесполезный спор. Вместо этого переведите разговор на другую тему, где вы сможете прийти к взаимопониманию. Такой области нет? Тогда просто избегайте общения с этим человеком.

5. Отсутствие тем для разговора

В малознакомой компании или в беседе с новыми для вас людьми слова могут очень быстро иссякнуть из-за сложностей в выборе общей темы. Наверное, каждому из нас хотя бы раз в жизни приходилось вытягивать из себя какие-то фразы, пытаясь заполнить неловкие паузы. Чтобы не попадать в некомфортные ситуации, можно заранее придумать список дежурных тем и пользоваться ими при случае.

Представьте обстоятельства, когда вы хотите начать разговор с незнакомым или малознакомым собеседником: около кулера на работе, при встрече в кафе, на остановке.

Подготовьте 10 тем, которые подойдут для разговора с любым человеком в любой ситуации.

Это проще, чем кажется. К примеру, всегда можно расспросить о жизни или работе (конечно, ненавязчиво и деликатно), обсудить последние новости (но желательно избегать политики), спросить совета по какому-нибудь вопросу. Беспроигрышный, хоть и не слишком интересный вариант — беседы о погоде.

6. Безграмотная речь

Не стоит забывать и о том, что разговор с грамотным, образованным человеком воспринимается лучше, чем с тем, кто путается в падежах и словарных ударениях. Повышайте культуру своей речи, больше читайте, пользуйтесь словарями. Но при этом важно помнить о чувстве меры: не превращайтесь в занудного умника и не грузите собеседника слишком сложными для него фразами и терминами.

Приветствую всех страждущих до знаний. В этой статье разберемся, как правильно поставленная, красивая речь помогает найти общий язык с любым собеседником. Умение излагать мысли и доносить смысл – полезный навык. Однако чтобы достичь мастерства, нужно упорно трудиться. Красивая речь – плод качественной работы над собой. Как научиться красиво говорить и излагать свои мысли – животрепещущий вопрос, и сегодня мы с вами его подробно разберем.

Что значит говорить красиво и уверенно

Слушая речь собеседника, человек сразу может определить: красивая это речь или же нет. Этот вывод основывается на субъективных суждениях и общепринятых “негласных” правилах. Слова неосязаемы. Их невозможно определить взглядом, и поэтому собеседники полагаются исключительно на слух.

Давайте разберемся, что значит “говорить красиво”.

  1. Говорящий чувствует себя уверенно. Он разбирается в теме разговора и может ответить на вопросы. Следовательно, ему не требуется время, чтобы выудить нужную информацию из своей памяти. Отсутствуют паузы, долгое молчание, скомканные ответы. Мысли выражаются четко и грамотно.
  2. Речь поставлена правильно. Убраны все отвлекающие моменты: паузы, слова-паразиты, перескакивание с темы на тему. Чистая речь помогает доносить информацию и выражать свои мысли так, чтобы быть правильно понятым.
  3. Нейтральный или дружелюбный тон. Умение завоевать доверие одной только интонацией – настоящее искусство. Оно дается сложно, но придает колоссальную уверенность. Говорить красивым голосом приятно, а собеседнику не хочется прекращать разговор.

Сложно изменить уже сформировавшееся мнение о себе. Поэтому стоит формировать позитивные связи сразу. Для этого работают харизма и правильная речь.

Можно ли научиться изящно изъясняться и нужно ли это

Не существует навыка, которым невозможно овладеть. Главное, проявить заинтересованность и упорство. Но нельзя освоить навык, если он неинтересен. Заниматься нелюбимым делом – утомительная и сложная задача.

Поэтому научиться говорить красиво можно. Но вот зачем? Красивая речь не только помогает налаживать контакт с другими людьми. Осознание того, что человек сам принял свой недостаток и исправил его, дает ему прилив мотивации и одухотворенности.

Совершенствуя себя шаг за шагом, невозможно разочароваться. Достижение целей – ключевой повод развиваться еще сильнее.

Также красивая речь помогает чувствовать себя уверенно в любой сфере. Больше не возникнет проблем, например, сказать красивые комплименты девушке или хорошо пошутить. О том, как быть обаятельным и научиться быстро шутить, мы недавно рассказывали.

3 совета, как развить речь

Поняв необходимость улучшения качества речи, нужно переходить к действиям. Важен правильный и комплексный подход.

Улучшить дикцию

Первый пункт в преображении – начать говорить понятнее. Неважно, насколько умен человек, если собеседнику непонятна речь. Чтобы разговор проходил без запинок и переспросов, без улучшения дикции никуда.

Шаг 1. Перед тем как приступить к скороговоркам, разработайте полость рта. Для этого подходят следующие упражнения:

  • откройте рот и начните активно двигать челюстью по всем 4 сторонам;
  • разминайте язык, двигая им от щеки к щеке;
  • громко проговаривайте гласные и согласные, делайте упор на те, которые вызывают трудности и проблемы;
  • разрабатывайте мышцы губ, складывая их в трубочку.

Шаг 2. Когда мускулатура разогрета, можно переходить к активной работе. Скороговорки для развития речи и дикции взрослых многими недооцениваются. Не стоит переживать, если с первого раза не получится. Здесь важна регулярность. Первые скороговорки должны быть короткими и понятными. Постепенно темп увеличивается, и один заход может длиться до 5–10 минут.

Примеры скороговорок:

  • “Везет Сеня Саню с Соней в санках. Санки скок! Сеню – с ног, Саню – в бок, Соню – в лоб. Все в сугроб – хлоп!”
  • “Я — вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.”
  • “Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.”

Смогли выговорить и не сломать язык? Теперь тосты и поздравления поддадутся с легкостью!

Читайте полное руководство, как улучшить дикцию и четкость речи.

Шаг 3. В дополнение к скороговоркам идут стихотворения. Они помогают разрабатывать дикцию. Также читая стихотворение вслух и стоя перед зеркалом, человек видит свою мимику. Это помогает улучшить вид лица при разговоре. Убрать боязнь сцены и общения с окружающими.

Правильная постановка дикции помогает не тараторить. Избежать проблемы, когда мысли убежали вперед, а рот еще не смог озвучить предыдущее предложение.

Увеличить словарный запас

Чтобы хорошо и красноречиво говорить, нужно пополнять словарный запас. Бытует мнение, что количество слов, которое знает человек, влияет на красоту речи. Это действительно так, но с оговоркой. Нужно не просто знать слова, но и понимать их значение. Нет ничего хуже, чем сказать слово в неправильном контексте. Особенно среди знающих людей. Чтобы говорить связно, потребуется насытить мозг правильными словами.

Еще одно заблуждение, что классика – лучший источник словарного запаса. Однако это не так. В классических книгах используются слова, которые современные люди часто не используют по причине их устаревания.

Главное правило, которое помогает пополнить словарный запас:

Читайте книги, которые вызывают интерес.

А какие книги читать, уже должна выбирать душа. Нет смысла насильно заставлять себя читать скучные, неинтересные произведения. Они не вызывают желания возвращаться к чтению. Следовательно, пользы и эффекта не будет.

Но вот книга выбрана, начата и вызывает интерес. Как получить максимум пользы?

  1. Обращайте внимание не на отдельные слова, а на словосочетания. Ученые доказали, что запоминаемость слов в паре выше, чем при одиночном заучивании.
  2. Подчеркивайте или выписывайте интересующие слова, фразы. Чтобы не отрываться в процессе чтения, выделите после 5–10 минут и найдите значения всех незнакомых слов.

Чтобы результат был налицо, нужно постоянно читать. О том, как выработать привычку к ежедневному чтению, подробно рассказывается в статье “Как заставить себя читать книги каждый день”.

Убрать из речи слова-паразиты

Чтобы ничего не прерывало речь, и она оставалась однородной, нужно убрать лишний мусор. В хорошо поставленной речи отсутствует ненормативная лексика и слова-паразиты.

Особенность избавления от таких проблем в том, что человек живет с ними долгое время. Он срастается с ними и уже не замечает. Поэтому чтобы убрать слова-паразиты, их требуется вычислить.

Как определить слова-паразиты

  1. Выбирается свободная тема, в которой человек неплохо разбирается. Далее, на диктофон записывается небольшое рассуждение. Это должен быть спонтанный поток мыслей, не стоит заранее продумывать. Запись должна получиться на 3–5 минут.
  2. Полученный монолог включается и прослушивается. Обычно человек не придает значения тому, как звучит его речь. В этом же случае он осознанно начинает оценивать свои слова. Очень быстро приходит понимание, какие слова употребляются часто, ни к месту или чтобы заполнить тишину. Это и есть слова-паразиты.

Такой способ помогает быстро определить проблемные места и приступить к решению проблемы.

Почему используются слова паразиты? Чаще всего они появляются из-за неуверенности и скудного словарного запаса. Следовательно, нужно наполнять мозг знаниями.

Также требуется работа над самооценкой и уверенностью. Постарайтесь абстрагироваться от того, что могут подумать люди и собеседники. Уменьшите темп речи и продумывайте каждое предложение. Изначально будет казаться, что собеседнику неприятно слушать. Однако со временем станет ясно, что подобная речь звучит привлекательнее, чем та, что наполнена лишними словами.

Как избавиться от слов-паразитов

Использование простых домашних методов помогает улучшить качество речи.

  1. Проговаривайте слова медленно, четко и ясно. Избавьтесь от привычки насыщать разговор лишними словами лишь бы казаться приветливым.
  2. Чтобы правильно строить предложения вслух, научитесь это делать на бумаге. Пишите небольшие рассказы, очерки или продумывайте диалоги. Этот способ помогает формулировать предложения в устной форме быстрее и четче.
  3. Читайте вслух. Подобный метод способствует запоминанию правильного построения предложений. Также он развивает голосовые связки, скорость речи и темп.
  4. Попросите друзей, близких обращать внимание на слова-паразиты и делать замечания. Это будет вызывать небольшое раздражение и поможет быстрее отказаться от употребления подобных выражений.

Постоянные упражнения, самоконтроль положительно сказываются на речи. Соблюдая все правила, используя различные методики, будет заметно, как диалоги становятся чище. Для отслеживания результатов стоит периодически записывать свою речь на диктофон и анализировать ее на наличие слов-паразитов.

Также читайте, как отучиться от мата.

Список книг для красивой речи

Ученые-лингвисты разрабатывают множество способов для работы с речью. Некоторые достижения перерастают в научную литературу. Что-то берут на вооружение писатели и пишут пособия, которые помогают многим людям.

  • “Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно” – Ларри Кинг;
  • “Русский язык на грани нервного срыва” – Максим Кронгауз;
  • “Слово о словах” – Лев Успенский;
  • “Хочу говорить красиво! Техники речи” – Наталья Ром;
  • “Русский со словарем” – Ирина Левонтина.

Еще способ научиться правильно говорить с людьми

Альтернативой домашним занятиям служат специальные курсы. На них высококвалифицированные специалисты занимаются всем спектром речевых проблем.

На тренинге решаются индивидуальные проблемы. Помимо красивой речи, после тренинга ученики повышают такие навыки:

  1. Контроль собственных эмоций.
  2. Установка эмоционального контакта с собеседником.
  3. Проявление искреннего сопереживания.
  4. Избежание и управление конфликтами.

Прохождение подобных тренингов помогает формировать цели и достигать желаемого. Также участники преодолевают страх общения и взаимодействия. Это необходимо людям всех профессий, даже тем, кто не общается с людьми напрямую. Правильная подача информации с подходящей интонацией обеспечивает лучший результат во всех сферах жизни.

Школа по технике речи и постановке голоса @LABVoice включает 6 основных блоков:

  1. Постановка речевого дыхания.
  2. Работа с дикцией, артикуляторами, резонаторами.
  3. Манипуляция, интонация и выразительность речи.
  4. Самопрезентация, импровизация и логика речи.
  5. Логопедические упражнения.
  6. Публичные выступления, страх выступлений, дискомфорт в общении.

Обучение разработано экспертом по технике речи и постановке голоса Марией Савичевой (стаж более 20 лет).

Подойдет людям, у которых:

  • тихий невыразительный неубедительный голос;
  • возникает непонимание со стороны коллег и родных;
  • трудности с произношением, вялая нечёткая дикция, першит в горле, пропадает голос;
  • не складываются отношения с противоположным полом;
  • нет роста по карьерной лестнице;
  • не слушают, перебивают, не дают слова в компании.

После занятий опросили 1273 ученика. Из них:

  1. 100% стали уверенней в себе.
  2. 84% стали больше зарабатывать.
  3. 100% усилили лидерские качества.
  4. 94% почувствовали себя намного сексуальнее и привлекательнее.
  5. 88% перестали бояться сцены.

Это на 100% онлайн-обучение. Его прошли уже более 7 000 участников.

Как проходит обучение:

  1. Сначала вы проведете анализ Голоса и Речи. Получите персональные рекомендации и дополнения к программе курса.
  2. Занимаетесь по видеоурокам и строго выполняете наставления эксперта.
  3. Промежуточный анализ голоса и речи с корректировками программы.
  4. Итоговый анализ голоса с заключением эксперта и составлением дальнейших рекомендаций.

За 249 руб. вы можете прямо сейчас пройти диагностику голоса. Дальше вам составят индивидуальную программу в зависимости от ваших результатов. От этого будет зависеть цена обучения (3 500–26 900 руб.). Оплатить можно сразу или в рассрочку на 4 месяца.

Время прохождения тренинга – примерно 1,5–2 месяца.

Если не понравится обучение, вы сможете вернуть деньги в течение 14 дней.

Также вы можете получить доступ на 5 дней к бесплатному пробному уроку.

Онлайн-интенсив “Эффективное общение” подойдет:

  1. Предпринимателям, руководителям, топ-менеджерам.
  2. Тем, кто работает с клиентами, менеджерам среднего звена, фрилансерам.
  3. Всем, кто занимается воспитанием детей.
  4. Любому, кто хочет усовершенствовать свое общение с окружающими.

Автор курса – Олег Калиничев – эксперт по невербальному поведению, эмоциональному интеллекту и распознаванию лжи. Аккредитованный тренер Paul Ekman International. Управляющий директор Paul Ekman International в России (PEI Russia).

Вы научитесь:

  1. Общаться с замкнутыми людьми.
  2. Справляться с ежедневными проблемами с участием других людей.
  3. Влиять на свое окружение и многому другому.

Курс идет 1 месяц и содержит 33 видеолекции, 26 упражнений, 6 тестов + вебинары с экспертами эмоционального интеллекта.

Обучение состоит из 4 блоков:

  1. Эмоции. Основы.
  2. Эмоциональная устойчивость и эмоциональная гибкость.
  3. Социальная эффективность.
  4. Построение гармоничных отношений.

Как проходит:

  1. Вы смотрите видеолекции.
  2. Потом выполняете самостоятельные задания для закрепления материала.
  3. Участвуете в вебинарах и обсуждаете сложные моменты.
  4. Проходите тесты по изученному материалу.
  5. Завершаете интенсив и получаете сертификат.

Стоимость самостоятельного прохождения – 1 040 руб., с куратором – 2 370 руб.

Вернут деньги, если в течение 7 дней решите, что курс вам не подходит.

Улучшая свою речь, помните, что это помогает повысить качество жизни. Умение излагать мысли неминуемо повышает самооценку, включает критическое мышление, расширяет круг знакомств. Невозможно вступить на новый уровень развития как личность, не обладая ясным умом, правильной речью и четким желанием перемен.

Новый взгляд на речь и общение поможет по-новому оценить свое место в этом мире. Представление о природе своего характера может сильно измениться в зависимости от постановки своей значимости. К примеру, человек всегда считал себя интровертом. Но убрав речевые барьеры, он смог осознать свою экстравертную натуру. Существуют еще признаки, которые описывают экстравертов.

8 способов рассказать историю интересно (с примерами и советами)

Когда-то нас всех учили в школе, как надо писать сочинение. Вступление, основная мысль, заключение. Более «взрослый» вариант: вступление, история вопроса, основная мысль, развивающие тезисы, заключительная часть.

Но вспомните, как мы рассказываем друзьям что-то интересное.

«Ты себе не представляешь! На меня только что упал диван! Представь, иду я спокойно по улице, и вдруг – ба-бах! – передо мной падает диван! Ну да, не на меня. И упал не очень-то высоко, его грузчики снимали с машины и случайно упустили. Но как же я испугалась!»

Эта история – сочетание приемов «Фальстарт» и «Начать с середины».

Хорошая история – путешествие, которое приносит вдохновение. Прочтите рассказ Хемингуэя про рыбалку на реке – и вам захочется купить удочку, собрать пару сэндвичей в карман куртки и поехать на глухую речку, ловить эту форель. Посмотрите хорошую рекламу, выстроенную не просто по законам жанра, но с душой – вы не купите этот Ролекс, но настроение победы останется с вами еще на несколько часов.

Сочинить историю, которая донесет до читателя нужные идеи и будет с увлечением дочитана до конца, сложно. Но это возможно. Просто задумайтесь, что и как вы хотите рассказать, какую эмоцию сделать ведущей в вашем рассказе – и начинайте.

Запуск и продвижение интернет-магазина с нуля

Запустите свой интернет-магазин с нуля до работающего сервиса и первых заказов.

Практический онлайн-курс для начинающих предпринимателей и предпринимателей, желающих перейти в онлайн-торговлю.

Записывайтесь прямо сейчас!>>> Реклама

Не стоит превращать вашу статью или презентацию в шаблонную последовательность от начала к концу. Используйте разные сюжетные приемы, чтобы сделать по-настоящему запоминающуюся историю. Задумайтесь: события происходят в хронологическом порядке, но рассказывать о них можно по-разному.

Мономиф

Мономиф (его также можно назвать «путешествие героя») – это история, которая встречается во многих сказках, мифах и религиозных писаниях по всему миру.

В мономифе герой призван оставить свой дом и отправиться в сложное путешествие. Он переезжает из места, которое знает, в пугающую неизвестность. После преодоления серьезных испытаний он возвращается домой с наградой или обретенной мудростью. Многие из современных историй до сих пор следуют этой структуре – от «Короля Льва» до «Звездных войн».

Это традиционное последовательное изложение событий, но оно подчинено законам драматического жанра – в мономифе есть предыстория, завязка, развитие, кульминация и развязка.

Мономиф поможет вам объяснить, как вы пришли к тем выводам, которыми хотите поделиться, и добавит вашей истории убедительности. Эта техника хорошо подходит для демонстрации преимуществ риска, а также для объяснения, как вы открыли для себя новые знания.

Сила этого приема – не в последовательности изложения, а в контрасте отдельных шагов и драматическом эффекте: на пути героя непременно встречаются неразрешимые загадки и таинственные незнакомцы. Или бабушки, которых нужно перевести через дорогу.

Примеры

Пример не новый, но показательный. Популярный рекламный ролик «Coca-cola. Пей легенду!» рассказывает современный вариант сказки об Иване-царевиче и Сером Волке.

Или история со счастливым концом: рассказ в инфографике о том, как маленький стартап сделал 10 миллиардов долларов, начав с надувных матрасов.

Anna Vital

Гора

Это история, полная напряжения и драматизма. «Гора» похожа на мономиф, потому что показывает события в хронологической последовательности. Но это все-таки две разных техники, потому что «гора» не всегда предполагает счастливый конец.

Первая часть рассказа служит предпосылкой всей истории, затем идет повествование о решении проблем, а действие возрастает до кульминационного завершения. История немного похожа на ТВ-сериал – каждый эпизод имеет свои точки взлета и падения, которые постепенно приводят к главному финалу в конце сезона.

Эта техника сторителлинга хорошо подходит для рассказа о том, как вы преодолели серию проблем, для медленного нарастания напряжения и получения вывода, который вас удовлетворяет – либо подтверждает, что вы ошиблись, но научились на этих ошибках.

Пример

Основатель интернет-магазина MadRobots Николай Белоусов рассказывает историю без хеппи-энда на «Хабрахабре» – о том, как можно почти разориться на продаже айфонов.

http://goo.gl/YohE67

Как закрылся джинсовый сервис Getwear – это история взлета и падения с полезным выводом в финале.

http://goo.gl/2GrBR7

Вложенные циклы

Вы «складываете» несколько рассказов слоями друг в друга. Помещаете свою самую важную историю – ядро вашего сообщения – в центр, а остальные истории используете для объяснения главного принципа.

Например, так написан «Декамерон» Боккаччо – история начинается с чумы во Флоренции, но это лишь служит обрамлением другим новеллам, которые рассказывают друг другу сбежавшие от чумы благородные господа и дамы. Рамочную композицию использовали многие писатели. Откройте «Маленькие трагедии» Пушкина – обрамляет трагедии история об итальянском импровизаторе, приехавшем в Петербург.

Как это сделать, если вы не Пушкин? Легко. Например, написать об очередном выезде вашей компании на природу. Подготовка к мероприятию, соревнования, забавные случаи, а между тем — это рассказ о сплоченном коллективе, о ценностях компании. И если вы готовы «раскрывать карты», то в разговорах у костра можно пересказать истории об обслуживании клиентов или случаях на производстве, которые покажут компанию с лучшей стороны.

Еще одна история из блога Madrobots на «Хабрахабре» (он нам очень понравился). Николай Белоусов через историю рождения компании Madrobots и своего развития как бизнесмена рассказывает о том, как избавиться от прокрастинации.

http://goo.gl/AEYjcM

Sparklines (Как было, как могло бы быть)

Графический дизайнер Нэнси Дуарте использует «линии вспышек», чтобы проанализировать известные выступления в своей книге «Resonate».

Она утверждает, что самые лучшие выступления были успешными, потому что показывали контраст нашего мира с идеальным, совершенным миром. Они сравнивают «то, что есть» с «тем, что может быть». В подобных историях автор обращает внимание на проблемы, которые есть в нашем обществе, нашей личной жизни и бизнесе. Автор вызывает у аудитории жажду перемен. Это эмоциональная техника, которая очень хорошо мотивирует слушателей.

Такая техника отлично подходит для побуждения к действию, пробуждения надежд, азарта и поиска приверженцев своих идей. Кроме того, она активно используется в рекламе. Пока в Вилларибо празднуют… помните?

Подобной технологией пользуются при создании рекламных роликов, когда стараются показать разницу между тем, что есть у вас сейчас, и тем, что может вам дать продукт.

Например, в этом ролике обратите внимание на финальные кадры: как умело использован повтор.

In medias res (начать с середины)

Дословно с латинского это выражение переводится как «в середине дела». Начните повествование с центрального эпизода – перед тем, как начать объяснять, как вы сюда попали.

Вы сразу же «бросаете» аудиторию в самую захватывающую часть истории – люди будут заинтригованы и будут очень внимательны, чтобы понять, что же на самом деле происходит.

Но будьте осторожны – не раскрывайте все факты сразу. Старайтесь намекать на что-то странное или неожиданное – что-то, что требует больше пояснений. Давайте вашей аудитории ровно столько информации, чтобы постоянно держать ее на крючке, а потом вернуться назад и восстановить полную картину истории.

Это подходит только для коротких историй, потому что если вы растянете ее надолго, ваша аудитория быстро разочаруется и потеряет интерес.

Техника хороша тем, что захватывает внимание с самого начала и держит в напряжении, а также позволяет сфокусировать внимание людей на поворотном моменте истории.

История компании «Харлей-Дэвидсон», которую ее автор начал с весьма необычного факта.

http://goo.gl/1aQgBZ

Или остросюжетный боевик от «Билайн» о тарифе «Интернет навсегда».

Сходящиеся идеи

Эта техника показывает, как разные мысли сходятся воедино и формируют продукт или идею. Она может быть использована для объяснения, как рождалась идея, или как одна идея стала кульминационным моментом работы нескольких умов.

Техника сходящихся идей похожа на «вложенные циклы», но вместо погружения в основную историю через вспомогательные здесь показывается, как несколько одинаково важных историй дали единственный вывод. Может быть использована для рассказа историй о союзах, имевших мировое значение, – например, партнерстве веб-разработчиков Ларри Пейджа и Сергея Брина.

Ларри и Сергей встретились в Стенфордском университете в 1995 году, но сначала друг другу не понравились. У обоих были отличные идеи, но сотрудничать им было трудно. В конце концов они начали работать вместе над исследовательским проектом. Проектом, который стал известен как Google.

Эта техника хорошо показывает, как формируются партнерские отношения и как люди объединяются для совместной работы. Она также подходит для объяснения того, как пошло развитие в определенный момент истории.

История бренда Ernst & Young – о том, как два талантливых человека достигли успеха, каждый – в своем деле. И как по прошествии долгих лет работы, уже после смерти основателей, их компании объединились в одну, которая и по сей день успешно работает на рынке.

http://goo.gl/z5oEXl

А вспомните рекламную историю про двух братьев, которые делали Твикс: один делал левую палочку, второй – правую.

Фальстарт

Фальстарт – техника, при которой вы начинаете рассказывать, казалось бы, предсказуемую историю, а потом неожиданно прерываете ее и начинаете снова. Вы увлекаете свою аудиторию ложным чувством безопасности, а затем переворачиваете все с ног на голову.

Этот формат отлично подходит для рассказа о тех моментах, когда вы в чем-то провалились и были вынуждены вернуться к началу и все пересмотреть. «Фальстарт» идеально подходит для разговора о том, какой урок вы извлекли из своего опыта, или о необычном решении проблемы, которое вы придумали. Эта техника отлично помогает захватить внимание: ожидания аудитории разрушаются, это удивляет и заставляет обратить пристальное внимание на ваше сообщение. «Фальстарт» хорошо подходит для демонстрации преимуществ гибкого подхода.

Отличный ролик Axe с гнетущим началом и неожиданной развязкой.

Лепестки

Это объединение большого количества историй вокруг одной центральной концепции. Это полезно, если у вас есть несколько рассказов, не связанных между собой, которые все-таки имеют отношение к одной ситуации.

Вы рассказываете ваши истории одну за другой, прежде чем вернуться к центральному сюжету. Лепестки могут переплетаться, когда одна история переплетается с другой, но каждая из них сама по себе должна быть полным повествованием. Это дает вам возможность сплести богатую палитру доказательств вокруг вашей главной идеи.

Показывая аудитории, как все эти ключевые истории связаны друг с другом, вы позволяете людям почувствовать важность и вес вашего послания. Эта техника позволяет объединять разные сюжеты вокруг центральной идеи и демонстрирует, как взаимосвязаны разные ниточки в одной ситуации.

Пример

Этот премилый ролик от «Билайна» показывает нам своеобразный мини-сериал о знакомстве нового и весьма необычного сотрудника с офисом. Главная идея скрыта в концовке.

Еще один пример «лепестковой» истории – статья, которую вы сейчас читаете, каждый прием ведет вас к одной мысли: истории можно рассказывать по-разному.

Начните с истории

Что ж, теперь они у вас есть – 8 классических техник сторителлинга, которые сделают ваш рассказ более доходчивым и привлекут внимание аудитории. Конечно, кроме них есть и другие приемы, которые можно использовать.

Помните, что вы сможете оживить даже самые сухие факты, если найдете историю, связанную с ними.

Адаптация и подбор примеров: компания «Протекст».

Оригинал статьи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *