Как надо петь?

Продолжаю тему, начатую в Когда душа хочет петь — НЕначинающим вокалистам посвящается

Но сначала небольшое лирическое отступление.

В этот раз я решил построить повествование в форме вопросов и ответов. К сожалению, начав писать, я понял, что вопросов может быть достаточно много и коротко ответить не получается, поэтому пост будет разбит на несколько (как минимум – две) частей.

Естественно, если будут какие-то еще вопросы – задавайте в коментах, постараюсь ответить сразу или, если вопросов наберется много, включу в очередной пост.

Итак, поехали.

Вопрос: Ну хорошо, допустим, действительно, петь можно научиться. Что делать дальше?

Ответ: Ответ, как водится, поражает своей глубиной – нужно начать учиться. И, в первую очередь, решить для себя – готовы ли вы тратить на это определенное количество времени, усилий и, к сожалению, денег в течение достаточно длинного срока. Потому что, к несчастью, человек пока не умеет, как Нео в Матрице, загрузить в себя программу кунг-фу за 20 секунд и немедленно побежать спасть мир. А если вы внимательно читали предыдущий пост, то должны были понять, что пение в значительной своей части – это вопрос правильной техники, наличие определенного психическо-мышечного навыка (весьма непростого, к тому же, это вам не тройной тулуп крутить) и обучение этому навыку придется вести по старинке – путём многократных тренировок и повторений. И наиболее эффективно процесс обучения будет идти, если «тренировка» будет проводиться под руководством и присмотром вменяемого педагога.

Хотя, конечно, бывают и исключения. Многие научились петь сами, но это, как правило, не благодаря, а вопреки.

Вопрос: Я правда хочу научиться петь, но мне все-таки кажется, что слуха у меня нет совсем, и обучение будет пустой (и демотивирующей) тратой времени и сил

Ответ: Ну так давайте проверим – это очень просто. Всегда есть вероятность, что вы попали в тот небольшой процент людей без музыкального слуха вообще. Итак, включите динамики или наушники погромче. Зайдите в гугл и вбейте в поиск Пианино онлайн. В качестве альтернативы может поставить любое виртуальное пианино на свой смартфон/планшет. Открыли? Выберите любую клавишу (например, ноту До – C4 – она прямо посередине). Нажмите её и сразу после — нажмите на соседнюю черную клавишу справа (это будет до диез – C4 #) – пум-бум. Слышите, что звуки разные? Теперь нажмите два раза одну и ту же клавишу. Слышите, что звук один и тот же? Если ответ «да» на оба эти вопроса – поздравляю, слух у вас есть.

Возможно, неразвитый, возможно, кривой, скорее всего – несинхронизированный с голосом, но, определенно, есть.

Вопрос: Кустарщина какая-то. Вот в музыкальной школе меня проверяли – играли две ноты и спрашивали, какая выше – какая ниже, а еще играли ноту и просили её спеть, а еще хлопали в ладоши и просили повторить в ритм. Вердикт: слуха нет.

Ответ: Сначала мини-флэшбек – в пять лет меня так «зарезал» папа. Но я точно помню, что я просто не понимал, что такое «выше», а то такое «ниже». К счастью, он ошибся.

Теперь, собственно, ответ. В музыкальной школе задача преподавателей на вступительном экзамене не стоит в том, чтобы определить, есть ли у вас слух или нет. Их задача – набрать группу из определенного количества детей с примерно одинаковым начальным уровнем подготовки. Как и в обычной, не музыкальной, школе, преподавателям нужно, чтобы ребенок уже что-то умел на базовом уровне. Вы знаете хотя бы одного психически здорового ребенка, который, не умея читать до школы, не научился хоть как-то читать к третьем классу? Я таких не знаю. Когда говорят, «у ребенка нет слуха» или «у ребенка нет чувства ритма» это в большинстве случаев означает «у ребенка недостаточный для нашего класса уровень начального развития слуха/ритма», а вовсе не «у ребенка отсутствует музыкальный слух и путь в музыку ему закрыт».

Вопрос: А что, без преподавателя совсем никак нельзя? Я стесняюсь/сильно занят/финансово ограничен/хочу сначала попробовать свои силы.

Ответ: Ну, вообще говоря, начать можно и без преподавателя. Просто занятия с преподавателем гораздо более эффективны («ученик поёт ушами своего учителя»), но даже занимаясь с педагогом, вам придется достаточно много практиковаться самостоятельно, поэтому, почему бы не начать с простого самостоятельного занятия по интонированию?

Итак, первая задача, которую вам предстоит решить – она самая сложная, но, к счастью, самая «саморешаемая». Это – умение петь «в ноты» («интонировать») в принципе. Помните, я писал, что музыка – это определенные звуки в определенной последовательности? Вот вам и надо, сначала научиться петь только определенные звуки, а конкретнее – только звуки определенной высоты, а еще конкретнее – те звуки, которые входят в наиболее распространенную сегодня музыкальную систему (ну, которая до-ре-ми-фа-соля-ли-си) в пределах вашего вокального диапазона (т.е. того диапазона высот, который вы, в принципе, способны петь) — и их всего 12-18.

Хорошая новость состоит в том, что задача анализа высоты издаваемого вами звука уже давно алгоритмизирована, и сегодня существует огромное количество программ, которые покажут вам, какую ноту вы поёте на самом деле. Другими словами, «ушами учителя» в данном случае будет микрофон вашего смартфона/компьютера + программа.

Какими конкретно программами пользоваться – без разницы, по большому счету. Я пользовался – для компьютера – SingingTutorApp (поищите в гугле), для андроида – Voice Training Learn to Sing. Обе программы очень простые, но на английском языке, если с этим проблемы – поищите аналоги, ну или спросите у пикабу.

Как заниматься (на примере SingingTutorApp):

Сначала определите комфортный для вас вокальный диапазон. Для этого запускаем программу и поём слог «ма» сначала низко, т.е. толсто, а потом высоко, т.е. тонко. Не нужно надрываться – ширина диапазона, в данном случае, роли не играет, петь нужно комфортно и избегать напряжения и в низах, и в верхах. Запомните буковки и циферки, которые программа показывает – это названия нот (в английской нотации ноты пишутся латинскими буквам – A, B, C, D, E, F, G – для ли, си, до, ре, ми, фа, соль соответственно) и их октава.

Многие сейчас предпочитают отдыхать в караоке — ресторанах, петь от души, снимая тем самым стресс. Но, увы, не у многих есть способность к грамотному исполнению песен и этому есть причины. Существует мнение, что если нет, как кажется никакого таланта, то и петь явно уже не научиться. Но есть много живых примеров, когда при огромном несгибаемом желании научиться красиво, петь, люди добивались высоких результатов, при этом, не имея специального образования, блестящего прошлого певцом и тому подобное. В современном мире с этим спросом появляются различные школы, методов по развитию голосовых связок.

Упражнения по развитию голоса

Да, бесспорно, есть счастливчики, у которых голос от природы звонкий и необходимо лишь немного коррекции. Ну а что делать, при не выразительных данных, спросите Вы. Конечно, работать над собой, выполнять упражнения, развиваться. Для начала разберём уроки пения в домашних условиях. Есть ряд упражнений, которые выполняют все вокалисты не зависимо от уровня.


• Вот одно из них, и это физкультура! Да, при отсутствии каких-либо ограничений, примите стойку ноги на ширине плеч, набирая носом воздух, с прямыми руками, делаем наклон к полу, слегка дотрагиваемся его кончиками пальцев. Поднимаясь, выдыхайте медленно воздух ртом. Повторять нужно двенадцать раз, желательно не меньше шести подходом.
• Другое упражнение на развитие гортани, исходное положение аналогично предыдущему, примите позу обнимания себя руками, держа руки параллельно. Делайте резкими движениями сжимание себя руками, также резко вдыхая носом, разжимая, аналогично – выдох через рот.
• Простые действия проделываются в следующем, необходимо десять раз вслух считать до восьми, на задержанном дыхании.
• Найдите какой-нибудь монотонный звук, к примеру, гудок телефона, звук клавиши на пианино, да всё что угодно, главное, повторите его, подстройте голос так, чтобы он звучал гармонично с данным звуком.

Распеваем голосовые связки

После разогрева себя и голосовых связок, приступаем к распевкам. Она, как и в физической тренировке, подобна разминки, это святое. Перед начало её, сделайте вышеуказанные упражнения, для того, чтобы кровь разбежалась по телу, но не переусердствуйте.


• Первое, что следует сделать, это хорошо помычать. Представьте, что Вы съели что-то вкусное, главные нюанс, это прямая осанка и расслабленная поза. Издавайте звуки м-м-м на протяжении двух минут.
• И тут приходят воспоминания из детства, у многих в начальных классах на уроках музыки делали такие упражнения – напевая гласные буквы, гармонируя с согласными. Приведём пример, чтобы стало наиболее понятно: — ри – ру – рэ — ро; ги – гу – гэ — го; ши – шу – шэ — шо; ли – лу – лэ — ло и тому подобное. При его выполнении, меняйте тембр голоса, высоту, повышайте голос и понижайте.
• Другая разминка с согласными буквами, нечто среднее между В и Ф, то есть вф – вф — вф. Это превосходный массаж для Вашего горла. Только не делайте его отрывистым, старайтесь достичь мягкости звука.
• Последняя разминочна, это сочетание звуков ой-ой-ой, только пойте резко, отрывисто и по три звуку. Если у Вас совершенно нет возможности распеться этими путями, почитайте вслух минут тридцать, хорошо проговаривая слова.

Дыхание при пении

Кроме разминки голосовых связок, прежде чем приступать к пению, Вы должна знать, как правильно нужно при этом дышать. Ведь многие, не имея навыков, сбивают дыхание, из-за этого теряется время в песни, и уходит момент.

Режим дыхания не совсем привычный, потом конечно станет легче, и Вы автоматически начнёте дышать по правильному.

Итак, набор воздуха происходит диафрагмой живота, обязательно следите за неподвижностью грудной клетки, и отсутствием напряжения мышц шеи. Дыхание должно быть спокойное, почти незаметное окружающим. Вспомните оперных исполнителей, которые поют сложные произведения с невероятно длинными звуками на одном дыхании, после которых, не приседая на корточки, задыхаясь. Вы можете после распеки, проделать следующее упражнение, чтобы подготовить себя. Вытолкните мышцами живот, набирая воздух и медленно, выдыхая через нос, сокращайте его. Повторите пару раз.

Советы новичкам

Как и со всеми целями, первый совет, следовать ей. Не сдавайтесь на полпути и поддавайтесь отчаянию, если вдруг что-то не выходит, или Вы попали под критику. Полюбите свой голос, привыкнете к его разным диапазонам, расширяйте их. На самом деле, люди от рождения обладают сильными голосовыми связками, вспомните младенцев, которые весьма громко издают звуки, не контролируя их. За частую, с возрастом мы подавляем голос, и способность им пользоваться.
Конечно, если Вы в музыке новичок, Вам будет не просто и всё же, советуется постичь первичные азы музыкальной грамотности. Ведь пение, это её часть, необходимо разбираться в нотах и звуках. Хорошо, если у Вас есть дома музыкальный инструмент, это повысит результативность, ускорит процесс обучения.

Разминка и правильное дыхание, запомните раз и навсегда, это неотъемлемая часть пения и развития вокала.

Не разогревшись, можно сорвать голос, а забыв о дыхании, сбить ритм и вообще начать задыхаться. Очень полезно начать своё знакомство с музыкой с народного фольклора. В музыкальной школе начальных классах, именно с народных песен начинают обучения по классу хора. Они простые, мелодичные и обладают таким ритмом, который позволяет прочувствовать свой голос. Попробуйте исполнить парочку народных песен в караоке. Существует рекомендация, на чей счёт идёт много споров, это пить или не пить сырые яйца. И скажу, да, совершенно не лишне будет выпить одной яйцо комнатной температуры, перед занятием. Они смягчают оболочку горла, и повышает эластичность связок, но конечно пробудить их с помощью яиц не возможно. Не старайтесь петь громче, чем это Вы можете себе позволить. Не все обладают природным талантом и невероятно сильным диапазоном голоса, как, к примеру, Уитни Хьюстон, в противном случаи, Вам грозит срыв голоса.

Как понять, получается ли петь

Спустя несколько недель регулярных тренировок, выполняя все предписания, Вы можете показать уже неплохие результаты. Попробуйте записать на диктофон, он есть на всех современных телефонах, отрывок любимой песни. При этом, отключитесь, что Вас записывают, не напрягайтесь и исполняйте, получая удовольствие.

Затем прослушайте диктофон, голос в живую отличается от записи и звучит немного по иному. Но зато, Вы как бы взглянув на себя со стороны, оцените результат, возможно, найдёте места допущения фальши, сбоя дыхания. Проводите тренировки с одной песней, записывая её и сравнивая с предыдущими записями. Когда станете довольны итогами, продемонстрируйте своё талант друзьям, устроив соревнования в караоке.

Почти во всех любительских или начинающих группах на позицию орущего ртом становятся либо основатель, либо обладатель самой мощной энергетики для заведения толпы, либо тот, кто просто не умеет играть на инструментах. Если ты хочешь правильно научиться петь, и чтобы твой вокал не путали со звуками испражнения, то тебе нужно усвоить хотя бы азы правильной постановки голоса.

Эти правила применяются в академическом вокале, после которого, в принципе, можно петь все, что душе угодно. Даже если от природы у тебя все складывается и звучит неплохо, а все мышцы спроектированы самим Орфеем, занятия с профессионалом все равно будут очень полезны.

Как научиться петь: дыхание

Важная часть, одна из основ. Дыхание в вокале берется не грудью, а всей нижней частью живота, и это аксиома. Воздух вдыхается только через нос, можешь забыть о быстрых и громких вдохах через рот. Дыхание держится с помощью диафрагмы, и тут есть два тонких момента. Во-первых, ее нельзя держать расслаблено, так как звук просто не будет соединятся с воздухом. Во-вторых, ее нельзя перенапрягать, так как в данном случае звук тоже будет не соединяться, а «отрываться» от дыхания, которое зажимается диафрагмой и не дает голосу выйти наружу.

При правильно поставленной дыхательной опоре, когда воздух соединяется со звуком, ты будешь чувствовать своеобразный столб, который будет идти от горла до паховой области во время очередного завывания. Также немаловажным является расход воздуха при пении. Для правильного понимая принципа советую сделать полный вдох и постепенно, как можно медленнее, выдыхать воздух. Словно на занятиях йогой. При неправильном расходе ты просто не сможешь до конца допеть даже две-три строчки текста, судорожно вдыхая кислород, как будто тебя топили в тазике. В целом, понять, как правильно брать и держать дыхание — одна из самых простых, но в тоже время главных задач в вокале, и этим занимаются в первую очередь.

Избавить тело от зажимов и правильно открывать рот

Следующая важная задача, без которой невозможно научиться нормально петь — это снятие зажимов твоего тела, в частности, начиная от шеи до макушки. Признаться, нередко бывают исключения и человек изначально поет хорошо, при этом не чувствуя и не понимая, как именно ему удается петь свободно. Но таких людей очень немного.

Мышц, участвующих в пении, несколько десятков, и каждая должна работать в правильном режиме. Если слышишь, что твое пение оставляет желать лучшего, и на первом занятии сказали, что есть зажатости, то готовься: в ближайшие несколько месяцев тебе придется усердно их устранять. Чуть прижал глотку — звук паршивый, не открыл до конца рот — звук паршивый, дрожат губы и поджимается подбородок — звук все еще паршивый!

Чтобы правильно звучать, ты должен запомнить одну вещь: нижняя челюсть и вся нижняя часть головы, включая шею, должны быть максимально расслаблены, как у спящей красавицы. Ты не должен чувствовать ни малейшего напряжения в этих зонах, так как в противном случае звук будет держаться этими мышцами, не давая выйти ему в полном объеме. Даже когда напрягается задняя часть шеи, это отражается на звуке, поскольку сказывается на всех остальных мышцах.

Нижняя челюсть при пении должна просто падать вниз, так как открываем рот мы верхней челюстью. Как только ты снимешь все зажатости и полностью расслабишь нижнюю часть головы и шею, то сразу почувствуешь разницу. Звук будет лететь наружу спокойно, без каких-либо преград. Некоторые люди даже представить не могли, что у них может быть такой голос и были искренне удивлены своим новым звучанием. Вообще, когда звук не держится и не остается внутри тела, он способен лететь очень далеко, да так, что ранним утром на безлюдной улице тебя можно будет услышать почти с другого конца города.

Но это еще не все. Когда все зажатости сняты, наступает следующий и важнейший момент.

Открывать и держать открытой глотку

У всех нас есть второй рот. Нет, не как у Чужого. Я имею в виду ту часть тела, куда в первую очередь валится вся еда и льется весь алкоголь, и ее нужно научиться чувствовать и контролировать. Лишь правильно открывать свой обычный рот не поможет тебе разрывать толпы юных поклонниц.

Глотка, или второй рот, должен работать синхронно с твоим обычным ртом. И если для последнего тебе нужно лишь подобрать оптимальные параметры, то глотку ты должен хорошо раскрывать и держать все время, вплоть до конца твоей музыкальной карьеры. На самых верхних нотах делать это надо так, чтобы язычок, который висит у тебя на верхнем небе, уходил вверх полностью, когда звук с воздухом начнет вылетать из твоего рта.

Говоря проще, ты должен подтягивать верхнее небо вверх, при этом опуская еще и гортань. Самый простой пример для понимания — зевок. Когда будешь зевать, обрати внимание, как свободно и широко раскрывается твоя глотка. Теперь ты должен научится делать это без природных механизмов твоего тела. Конечно, тебе не нужно раскрывать так рот на всем диапазоне, но на самых верхних нотах ты должен ощущать так называемый пред-зевок.

Есть еще один пример, чтобы понять ощущения. Если ты глотал какой-нибудь большой кусок еды, который не до конца разжевал, то вспомни как медленно он проходил вниз по глотке. Примерно так ты и должен открывать ее. Главное — научиться не напрягать при этом корень языка и сам язык. Так он будет закрывать проход твоего второго рта. Если во время пения твоя глотка не будет достаточно раскрыта, звук будет слабым и тусклым, неоднородным.

Кроме того, открывать глотку и петь нужно стараться в вертикальном положении, а не в горизонтальном, для более собранного и звонкого звука, поднимая вверх небную занавеску. Для того, чтобы научиться все это делать, а так же помочь мышцам быстрее адаптироваться к новой работе, можно начать с самого простого и одновременно очень действенного способа. Постарайся каждый день читать все статьи или книги в слух, при этом проговаривая все на открытой глотке. Еще одним отличным тренингом будет все то же самое проделывать со скороговорками.

Направление звука вперед, работа с резонаторами

Следующий шаг: направление звука вперед и к резонаторам. В зависимости от типа голоса, у тебя будут разные преимущества в музыкальных диапазонах. Если твой тип — тенор, то у тебя будут сильные верха, но слабый грудной резонатор. Если бас, то грудь будет отвечать на ура, но головной регистр будет хромать. Позанимавшись несколько лет, ты, конечно, выровняешь голос на всем своем диапазоне. Однако это тяжелая и рутинная работа, которой нужно посвящать время.

Оставив резонаторы, так как работа с ними должна происходить в последнюю очередь, обратим внимание на важную вещь — направление звука. Как часто бывает в мире вокала, лучший метод — ощущать, визуализировать и представлять. Весь звук должен выходить наружу, вперед, а не оставаться в тебе. Одна из точек для его направления — место между корнями зубов и верхним твердым небом.

Направление звука и набивание резонаторов — очень долгое и непростое занятие, если ты достигнешь в нем мастерства, то можешь с гордостью называть себя эталонным вокалистом. После освоения этих умений остаются упражнения на технику. Так как совершенству нет предела, можно и нужно делать их постоянно и бесконечно.

Все могут научится правильно петь. Важно понимать, что у каждого человека есть свой диапазон и потенциал голоса, поэтому ты не обязательно будешь звучать как Лучано Паваротти, но, скорее всего, сможешь научиться петь как Стинг. Однако без помощи наставника все это сделать будет трудно, так как оценить самого себя непросто.

Мы всего лишь изложили основные принципы правильной постановки вокала, но если хочется круто и правильно звучать, а главное, быть профессионалом, то стоит идти к преподавателю. Желательно начиная с академического вокала. Помните, что голос — это тоже инструмент, и фальшивить на нем еще хуже, чем на всем остальном.

КАК НАУЧИТЬСЯ ПЕТЬ В ХОРЕ (АНСАМБЛЕ) И РАЗВИТЬ ГАРМОНИЧЕСКИЙ СЛУХ

Один из прекрасных способов развить гармонический слух и научиться петь в хоре является прослушивание сильных джазовых вокальных ансамблей. Очень быстро появляется привычка к сложным зашумленным аккордам, пропадает испуг перед диссонансами. И главное — появляется привычка к правильному звукоизвлечению. Вот небольшая подборка того, что ТОЧНО надо слушать.
Можно добавить эту страницу в избранное и регулярно слушать размещенные тут материалы (концерты и отдельные выступления). А можно, узнав имена исполнителей, копнуть глубже. И послушать весь их доступный репертуар. Итак, вот наши сегодняшние герои.
The Manhatten Transfer | The Singers Unlimited | Pentatonix | Accent Vocal | Take 6 | Sam Robson

Pentatonix

Группа образована в 2011 году в штате Техас (США). Состоит из пяти вокалистов. Поют самую разную музыку (не ограничиваются одним направлением). Ценны своим пониманием правильного хорового вокала. Обратите внимание, как ровно и без вибрации они извлекают звук. При этом оригинальный красивый тембр каждого отнюдь не потерян. Обратите внимание на изумительную чистоту пения. Совершенно без напряжения, но — абсолютно чисто.

Accent Vocal

Это виртуальная группа, состоящая из нескольких канадцев, француза и англичанина. Они редко собираются вместе, сводя свои аранжировки через интернет. Возникает вопрос «а могут ли они петь чисто вне студии»? Да еще как могут. Даже сидя на дереве…И снова мы видим ту же самую манеру — непринужденный, но очень чистый звук. А как классно они презентовали свой новый альбом, сидя за столом и в джазовой манере озвучили, что альбом выходит сегодня…Эх, мечта сидеть за таким столом и так петь!
Слушать Accent Vocal (показать)Слушать Accent Vocal (скрыть)

Больше Accent —

The Manhatten Transfer

О, это просто легендарный американский коллектив из 4 человек, просто пронизанный духом какой-то американской мечты. Вся их музыка светла и позитивна, как будто ветер оптимизма врывается в твой комнату, взметая воздушные занавески. Созданный в 1972 году, он существует до сих пор! Участники коллектива уже в весьма преклонных годах, но все еще поют и радуют превосходными аранжировками и неплохой техникой. Когда-то же эта техника просто поражала!
Эта запись 2009 года. Послушайте, в какой певцы превосходной форме, а ведь они уже практически старики! Когда же они были молодые, их техника прошибала потолок!

Take 6

Эти ребятки собирают стадионы. Группа полностью, что называется, чернокожая, и очень мощная. Такие голоса и возможности. Они просто рвут зал на части.

The Singers Unlimited

Студийная группа, одна из первых создавшая сложнейшие джазовые аранжировки известных произведений. Мягкие, прекрасные и столь разнообразные гармонии этой группы удивляют своим богатством и неожиданностью. В каком-то смысле, мое знакомство с миром джазового ансамблевого пения началось именно с прослушивания ВСЕХ дисков этой группы. Я их знал просто наизусть.
Представляю вам 6-й диск этой группы (всего их 7).

Sam Robson

Этот молодой парнишка с фантастическим диапазоном очень понравился и теперь занимается свое место в моей коллекции талантливых исполнителей. Посмотрите, как гениально он аранжировал известную песню из мультика «Король Лев» Circle of Life. Да и в других аранжировках не отстал! Обратите внимание, в первом видео используются только литавры. Все остальные звуки (в том числе животных) Сэм изобразил сам. Он озвучил всю партитуру!
Певчий будет петь на небесном клиросе…
Репост — это соучастие в добре

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *