Как говорить внятно и четко?

Учимся говорить четко и внятно

Развитие речи человека начинается с возраста младенца. Но формирование правильного произношения звуков приходится на период 2-3 лет, когда активно пополняется словарный запас. Речь обогащается словами-названиями, глаголами. Ребенок учится формулировать предложения и высказывать свои мысли по поводу простых явлений. Это возраст понимания произношения звуков.

Родителям важно уделять внимание проговариванию гласных и простых согласных звуков. Ребенок должен уметь их говорить в разном темпе громкости.

Причины невнятного и нечеткого произношения

В возрасте 2-5 лет родители часто жалуются на плохое произношение ребенка. Это связано с физиологическими особенностями, когда имеется недостаточное развитие:

  • языка;
  • мягкого неба;
  • губ;
  • нижней челюсти.

В норме возрастные неправильные звуки исчезают к 5 годам. Если до этого возраста в речи отсутствует четкость и внятность, следует приложить усилия, чтобы сформировать правильное произношение. Этот процесс требует помощи специалиста и специальных упражнений.

Простые правила для родителей дошкольников

Родителям следует быть максимально вовлеченными в процесс выработки четкости речи. В противном случае ребенок так и не научится внятно говорить.

  • Нужно избегать лепета, сюсюканья.
  • Нельзя говорить с ребенком его сокращениями: «бо-бо», «ам-ам», «пи-пи».
  • Нужно учить стихи, но правильно подобранные по возрасту. В стихе не должно быть сложных слов. Если ими перегрузить дошкольника, его артикуляционный аппарат будет быстро уставать, что приведет к закреплению ошибок в словах.
  • Следует следить за речью, просить повторить несколько раз слова до правильного их произношения.
  • Когда малыш смотрит на губы и движение языка взрослого, − это способствует закреплению правильной артикуляции.
  • Нужно использовать соответствующие упражнения, игры со специалистом или самостоятельно дома.

Игры-упражнения для формирования внятной, четкой речи дошкольников

Играть с малышами можно уже с года, когда приходит время подражания. Для обучения используют разные методы, самые распространенные из них представлены ниже.

Упражнения для раннего детства

С года – двух лет начинается изучение имеющихся в речи звуков:

Здесь можно повторять за звуками животных, природы, музыкальных инструментов и предметов, которые издают шум.

Гимнастика для артикуляции

Малыши еще не могут выполнять сложные задания, поэтому для гимнастики используют самые легкие движения:

  • Лопатка. Малыш открывает рот, язычок отдыхает на нижней губе, удержать до 10 с.
  • Часики. Ребенок в улыбке открывает рот, язычком нужно дотронуться до одного уголка, затем до второго.
  • Слоник. Имитация хобота слона: нужно сомкнуть губки в трубочку и вытянуть, держать вытянутыми до 10 с.
  • Усики. Нужно зафиксировать палочку (соломинку, карандаш) между носом и верхней губкой. Удерживать до 10 с.

После проведения упражнений стоит уделить внимание тому, как ребенок выговаривает основные звуки.

Тренировка дикции в старшем дошкольном возрасте

Этот период характеризуется тем, что дошкольник быстро усваивает новый материал, активно пополняет словарный запас, перестает шепелявить и начинает правильно проговаривать звуки. Чтобы не было «каши во рту», нужно постоянно разговаривать с ребенком и тренировать дикцию.

Нарушение дикции происходит из-за того, что нужно быстро изменять положение языка. А если его мускулатура слабая, это будет выражаться «кашей во рту» во время разговора.

  • Разминка губ. При широко раскрытом рте произнести звук «А», при вытянутых губах «У». При максимально растянутых губах сказать «О».
  • Разминка языка. Поцокать: дотянуться языком до верхнего неба, резко опустить язык. При закрытом рте упереться языком в щеки поочередно. Дотянуться язычком до верхнего неба, уздечка должна быть натянута.
  • Тренировка тембра. Нужно глубоко вдохнуть, на выдохе медленно произносить «бом», «бим», «бон». Слоги тянуть на последнюю согласную.
  • Тренировка мышц лица. Игра с родителями в пантомиму: ребенок должен в игровой форме при помощи мимики показать разные эмоции.

Правильная речь школьников

Формирование четкого произношения звуков имеет свой срок. Первые 5-6 лет жизни этот процесс происходит легко (если нет логопедических и неврологических проблем). После 6 лет поставить звуки гораздо сложнее.

Внятное произношение правильных звуков тренируется и гораздо позже − в 6 лет. Школьникам иногда сложно высказывать свои мысли, отвечать перед всеми, громко произносить речь, так как нет навыков риторики и не сформирована дикция. Как можно помочь ребенку?

Тренировка дикции скороговорками

В младшем и среднем школьном возрасте дети хорошо запоминают стишки и скороговорки. Это нужно использовать для работы. Правила занятий со скороговорками:

  • Учить их нужно не более трех, чтобы они были направлены на отработку определенных звуков.
  • Текст произносится четко и медленно, разъясняются непонятные слова.
  • Ребенку лучше заниматься, видя себя в зеркале – он лучше понимает, как работает его артикуляция.
  • Следует стимулировать ребенка проговаривать скороговорку нараспев, с эмоциями. Особенно это эффективно для школьников с заиканием.

После таких занятий с правильно подобранными скороговорками дети общаются ясно, их можно понять.

Факторы, мешающие красиво говорить

Дети сегодня часто допускают стилистические и другие ошибки в общении. Это косвенно сказывается и на их успеваемости.

Врагами красивой детско-юношеской речи являются:

  • Слова-паразиты – это речевой мусор, засоряющий общение. При этом сложно слушать и воспринимать информацию. Причиной слов-паразитов является неумение формировать мысли, маленький словарный запас. Для решения проблемы требуется максимум общения на разные темы, акцентирование внимания на исключении таких слов из речи, чтобы грамотно изъясняться.
  • Нецензурные слова – школьники особенно часто их используют. Причина: копирование родителей, значимых взрослых и одногодок. Профилактика: следует исключить подобные слова из семейного общения, при использовании важно объяснить ребенку их ненужность в разговоре воспитанных людей.
  • Сленг – слова, не несущие для школьников пользы. В этом возрасте от них сложно избавиться, так как они подчеркивают статус подростка. Но здесь также необходимо доверительное общение с родителями для их полного искоренения.

Дикция у взрослых

Как взрослым научиться говорить четко и внятно? Во взрослом возрасте тренировка дикции также эффективна. Есть профессии, где без грамотной и четкой речи не обойтись: радиоведущий, диктор, политик, учитель, менеджер и другие. Учиться красиво говорить никогда не поздно.

Укрепление мышц и речевое дыхание

Полезны следующие упражнения:

  • Посчитать на выдохе до 5, 10.
  • Читать скороговорки на одном дыхании.
  • Быстро вдохнуть через нос, задержать дыхание на 5 с, долго выдохнуть через рот.
  • На звуке «р» нужно менять интонацию, громкость.

Разработка артикуляции

Все занятия лучше проводить перед зеркалом. Некоторые из них будут забавными, но они эффективны в выработке дикции.

  • Перед зеркалом высовывать язык как можно ниже, затем прятать и смыкать губы.
  • При сомкнутых губах почистить зубы языком по часовой стрелке и против нее. Повторить «чистку» 15 раз в одну сторону, затем столько же в другую.
  • Накачать мышцы лица поможет надувание щек. Затем нужно погонять воздух по ротовой полости, можно использовать воду.

Основные скороговорки

Уверенно выступать на публике помогут вышеописанные упражнения, но также важно научиться не «глотать» окончания. Достичь этого можно, отрабатывая быстрый темп произношения скороговорок:

  • Я – вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, а могу вывертикультяпнуться.
  • Во дворе – трава, на траве – дрова.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Выдра в ведро от выдры нырнула, выдра в ведре с водой утонула.
  • Чешуя у щучки, а щетинка у чушки.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Тренировка дикции важна для грамотного и понятного выражения мыслей. Четкая речь – это труд родителей с самого детства. Если есть проблемы с речью, их лучше решать до 6 лет, в этом возрасте они относительно легко корректируются.

Красивая речь — это не природный дар, а результат упорной работы над собой. Помешать красивой речи могут многие факторы: физиология, психика, особенности языка, на котором вы говорите, ваше отношение к слушателям, цель, с которой вы к ним обращаетесь, и многое другое. Очень часто от того, как вы говорите, зависит очень многое, особенно, если необходимо убедить собеседника, выиграть спор или донести важную информацию. Мы решили разобраться с тем, от чего же зависит красота речи и как ее добиться.

1. Скорость произношения слов

Говорить быстро — плохая привычка, а для слушателей быстрая речь может стать сложной для восприятия, — значит, коммуникация с вами будет непродуктивной. Если слушать собеседника сложно, а то, что он говорит, — не понятно, то самая естественная реакция — перестать слушать.

Необходимо снизить темп речи, если вы хотите, чтобы вас слушали внимательнее, а также не забывать про паузы между словами и фразами. Также пауза дает возможность сделать вздох и продолжить речь. Но тем не менее, не стоит говорить слишком медленно, иначе слушать вас снова станет тяжело, так как речь станет слишком монотонной. Убавляйте темп, когда необходимо выделить какую-то часть речи, и ускоряйтесь, когда необходимо сделать речь эмоциональной и передать энтузиазм.

2. Развитие четкости речи

Самая важная черта красивой речи — это четкость. Чтобы добиться ее, необходимо уделять внимание каждому слову и произносить звуки правильно. Используйте свою артикуляцию максимально. Подобное внимание к фонетике может сыграть вам в плюс, если в речи имеются дефекты. Поначалу такая речь будет казаться вам странной и непривычной, но вскоре это войдет в привычку.

3. Постановка дыхания

Дыхание — это основа речи, без воздуха вы не сможете произносить звуки, и от того, как вы дышите, зависит то, какой ваша речь становится при воспроизведении. Большинство людей дышат слишком быстро, что приводит к заглатыванию слов, одышке и перебоям с громкостью звука.

Основное правило дыхания заключается в том, что воздухом должна наполняться диафрагма, а не грудь. Чтобы пронаблюдать, насколько правильно вы дышите, положите руку на нижнюю часть ребер. Во время вдоха и выдоха вы должны почувствовать, как расширяется ваш живот и поднимаются плечи. В качестве дыхательных упражнений практикуйте глубокий вдох, позволяя воздуху медленно выходить. Данное упражнение поможет вам сделать правильное дыхание частью вашей привычной жизни. Говоря длинные предложения, делайте глубокий вдох, чтобы воздуха хватило до тех пор, пока вы не сделаете паузу для следующего вдоха. Эта пауза также позволит вашим слушателям вникнуть в то, что вы сказали.

4. Работа над высотой голоса

Высота голоса может произвести сильное впечатление на тех, кто вас слушает. Если ваш голос звучит высоко или прерывисто, то может создаться впечатление, что вы нервничаете. Умеренный тембр звучит более убедительно и располагает слушателей. Низкий голос склонен к убеждению и доминированию.

Не меняйте высоту своего голоса специально, чтобы избежать неестественности, но тем не менее, контролировать ее всё же стоит, чтобы добиться более сбалансированной и мягкой речи.

Повысить высоту своего голоса без страха выглядеть глупо можно в том случае, если вы хотите выделить какую-то мысль или сфокусировать внимание слушателя на чем-то конкретном.

Упражнения для улучшения речи:

Делая вокальные упражнения, можно отлично развить свой естественный голос. Смотрите в зеркало в то время, как будете упражняться, — так вы сможете отследить погрешности в артикуляции и дыхании и исправить их.

Начните зевать, чтобы расслабить горло и связки, двигая нижней челюстью из стороны в сторону, параллельно массируя горло пальцами и пытаясь пропеть звук.

Сделайте глубокий вдох и медленно выпускайте воздух, произнося звук, до тех пор, пока живот полностью не сожмется. Затем снова сделайте глубокий вдох и не дышите в течение 15 секунд.

Пропойте звук «а» сначала на естественной громкости, затем всё тише и тише. Такое упражнение можно сделать с любым звуком или буквой алфавита. Используйте скороговорки, чтобы практиковаться с правильным произношением звуков и скоростью речи.

2. Чтение вслух

Помимо работы с громкостью, произношением и высотой голоса, для красивой речи очень полезно чтение вслух. Найдите текст, интересный вам, и читайте его для себя. Помните о том, что ваша поза важна не меньше, чем дыхание. Стойте прямо, раскройте плечи, не сутультесь. Следите за артикуляцией и за скоростью произношения фраз. Практикуйтесь до тех пор, пока спонтанное чтение не станет звучать удовлетворительно для вас. Подобные навыки пригодятся вам в повседневной речи.

3. Запишите свой голос

Многие люди не любят слышать свой голос на записи, но это единственный способ услышать себя со стороны и обратить внимание на то, что вы делаете не так, а что, наоборот, делает вашу речь особенной. Чтобы усилить эффект от тренировок, можете использовать также и видеозапись, чтобы отредактировать не только голос, но и мимику, артикуляцию, позу и эмоциональную подачу вашей речи.

4. Улыбайтесь

Речь становится более приятной, открытой и вызывающей доверие, если вы говорите в дружелюбном настроении. Подобный тон ваш голос приобретает, когда вы улыбаетесь или смеетесь. Поэтому не стоит игнорировать такое простое правило красивой речи, как искренние эмоции. Разумеется, не всякая речь требует улыбки или смеха, но в большинстве случаев ваша расположенность к собеседнику и зрительный контакт с ним — это уже половина успеха.

Добавить в избранное Поделиться

8 простых правил, как научиться говорить красиво и уверенно в любой ситуации

Говори красиво и уверенно

Общаясь с людьми, нетрудно заметить, что далеко не все из них могут своим разговором надолго удержать внимание. А все потому, что они не умеют говорить красиво.

Что значит «говорить красиво»

Говорить красиво – это значит говорить понятно, доходчиво, с правильными интонациями, в меру эмоционально, так, чтобы убедить собеседника или собеседников в правильности своих рассуждений и выводов. О человеке, который говорит красиво, говорят, что он обладает даром красноречия или ораторскими способностями.

Красноречие может быть естественное и приобретенное. С естественным все понятно – некоторые люди обладают им от природы. Приобретенное же красноречие – это ораторское искусство, или искусство красноречия, которому нужно учиться. В наше время ему обучают на всевозможных тренингах. А возникло оно еще в далекие времена в античной Греции, где появились первые школы по обучению искусству красноречия, и постепенно переросло в науку – риторику. На занятиях по ораторскому мастерству, как раньше, так и сейчас, учат, как обычную речь превратить в ораторскую.

Цель ораторской речи – не только донести до слушателей определенную информацию, но и убедить их в своей правоте, чтобы побудить к дальнейшим действиям. Оратор своей речью должен вызвать у слушателей эмоциональный отклик, особый психологический настрой, поэтому она не должна быть монотонной, неуверенной, с нечеткой артикуляцией. Его мысли должны быть живыми и яркими, а сам он должен быть готов поделиться ими со слушателями, – только тогда его речь можно будет назвать красивой.

Как говорил французский писатель-философ Вольтер:

«Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена».

Зачем нужно говорить красиво

Речь во все времена играла для человечества огромную роль, ведь она является средством общения и благодаря ей мысли одного человека передаются другому.

Существует пословица:

«Встречают по одежке, а провожают по уму».

А свой ум (или его отсутствие) человек демонстрирует как раз с помощью речи. Именно поэтому ее можно назвать визитной карточкой человека: хочет он этого или нет, его речь отражает его суть.

Как сказал древнегреческий философ Сократ одному постоянно молчавшему молодому человеку:

«Заговори, чтобы я увидел тебя».

А персидский поэт Саади писал:

«Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал».

Люди, которые умеют красиво говорить и доходчиво излагать свои мысли, ценились всегда. На это указывает существование школ ораторского искусства еще в античные времена. А древнегреческий мудрец Скилеф заметил, что «Красноречие дороже денег, славы и власти, ибо последние очень часто достигаются благодаря красноречию». Ему вторил и американский политический деятель Дэниэл Уэбстер, живший много веков позднее: «Заберите у меня все, чем я обладаю, но оставьте мне мою речь, и скоро я обрету все, что имел».

Французский император и полководец Наполеон считал, что человек, не умеющий красиво говорить, никогда не сделает карьеру.

Ничего не изменилось и в наши дни. Сотрудники, владеющие искусством красноречия, гораздо быстрее делают карьеру, нежели те, кто не умеет правильно выражать свои мысли. Причем часто случается так, что косноязычием страдают толковые и знающие сотрудники, которые не понимают, что именно оно делает маловероятным их дальнейший карьерный рост. Разумеется, профессионализм, знания, умения и опыт очень важны, так как непрофессионалы не нужны никому.

Но и те, кто обладает опытом и знаниями, однако не способен донести их до слушателя, разъяснить, доказать, убедить и переубедить, когда-нибудь обязательно будут иметь большие проблемы. Ведь чем выше служебное положение сотрудника, тем чаще и больше ему приходится общаться с коллегами, подчиненными, клиентами и др. Поэтому он однозначно должен уметь логично и доходчиво излагать свои мысли, оказывать влияние на собеседника и убеждать его.

Что мешает людям красиво говорить

Важность владения искусством красноречия не требует доказательств. Тем не менее, многие люди испытывают страх, когда им приходится выступать на публике или говорить с незнакомыми людьми. Такой страх в психологии называется «логофобия» (или «вербофобия»). Любопытно, что, по исследованиям психологов, страх публичных выступлений занимает у людей 2-е место после страха смерти.

Люди, страдающие такой фобией, панически боятся говорить не только перед полной аудиторией, но и перед небольшой группой людей. Их бросает то в жар, то в холод, они начинают дрожать, запинаться, не могут сосредоточиться. Эта фобия имеет психологические и физиологические причины.

Психологические причины связаны с тем, что человек не верит в себя, в свои способности, знания, опыт, в то, что его речь будет представлять интерес и он сможет удержать внимание слушателей.

Что же касается физиологического фактора, то, как мы знаем, в опасных ситуациях надпочечники человека начинают выделять в кровь гормон стресса адреналин, действие которого направлено на консолидацию всех защитных сил. То же самое происходит, когда человек волнуется перед выступлением или каким-то разговором.

Однако адреналин побуждает человека к физическим действиям, например к бегству, во время которых он расходуется. При выступлении же или волнующем разговоре таких физических нагрузок нет, поэтому адреналин не используется полностью, а его излишек приносит только вред. В результате сильного волнения вместо блестящего выступления может получиться неуверенное и скомканное.

Как научиться говорить красиво

  1. Невозможно научиться плавать, кататься на велосипеде, водить машину и т. п., освоив одну только теорию без практики. Точно так же нельзя научиться красиво говорить, если как можно чаще не практиковаться в разговоре. Тем, кто хочет овладеть искусством красноречия, полезно будет записаться на тренинги по обучению ораторскому мастерству, в программу которых входит большое количество индивидуальных выступлений.
  2. Те, кто не имеет возможности посещать тренинги, может практиковаться в умении вести беседу самостоятельно. В разговорах с друзьями и близкими мы обычно расслабляемся и не следим за своей речью, поэтому нередко используем слова-паразиты, которые засоряют ее и мешают уловить смысл. Мы не замечаем этих слов в своей речи, но они раздражают нас, когда мы слышим их от других, например с экранов телевизоров. Бесполезные «нууу», «эээ» некоторые люди умудряются повторять едва ли не через каждое слово. Любопытно записать свою речь, а затем прослушать ее и определить, не относимся ли мы к числу таких любителей «эканья-мэканья». Если да, то можно попросить кого-то из близких некоторое время контролировать нашу речь и заострять внимание на таких моментах. Например, каждый раз, как только мы произносим слово-паразит, включать неприятный звук.
  3. Некоторые люди имеют привычку говорить слишком быстро. Возможно, они это делают под влиянием эмоций или же подсознательно опасаются, что их речь неинтересна и ее не дослушают до конца. Избавиться от такой привычки можно, если перед каждым предложением незаметно делать глубокий вдох. Также следует убедить себя в том, что наша речь интересна и никто не собирается нас перебивать.
  4. Наш голос не должен быть тихим и неуверенным, в противном случае нас не услышат и нам не поверят.
  5. Чтобы чувствовать себя уверенно, нужно разбираться в теме вопроса и обладать соответствующими знаниями, поэтому необходимо постоянно развиваться и углублять свои знания. Говорят, что кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Если у человека в мыслях неразбериха, то и его речь не будет представлять интерес.
  6. Наша уверенность не должна перерастать в самоуверенность. Тон разговора должен быть спокойный и дружелюбный, а не высокомерный, даже если собеседник не прав. В любом споре стоит мысленно себя просить: «Ты хочешь быть прав или счастлив?».
  7. Во время любого выступления или разговора важен зрительный контакт с аудиторией или собеседником. Бегающий взгляд или рассматривание окружающих предметов отвлекают внимание и не дают сосредоточиться на теме разговора.
  8. Каждый человек должен уметь поддержать беседу, даже оказавшись среди малознакомых или незнакомых людей. Для этого не помешает иметь в запасе несколько готовых тем, не чуждых интересам любого человека, чтобы не попасть в неловкое положение и не заниматься мучительным поиском слов, стараясь заполнить неловкую паузу.

Успехов в обучении. И главное помните: чтобы чему-то научиться, нужно это делать, даже несмотря на то, что это тяжело.

Будучи школьником, каждый мечтал отвечать урок так, чтобы от зубов отскакивало, но не всегда мечта сбывалась. И даже сейчас в самый ответственный момент не хватает слов, вы краснеете от смущения, а язык еле ворочается во рту. Все поправимо при вашем большом желании.
1
Для того, чтобы научиться быстро говорить, каждое утро делайте артикуляционную гимнастику. Она состоит из напряженных движений языком и губами. Например,
— высуньте язык как можно дальше изо рта, постарайтесь достать им кончик носа и подбородок;
— сверните язык в трубочку;
— сделайте губами хоботок как при поцелуе; поводите хоботком вверх-вниз, вправо-влево, по кругу;
— широко улыбнитесь, постарайтесь достать кончиками рта уши;
— погримасничайте, вспомните, как вы в детстве дразнились.
2
Вспомните несколько скороговорок. Произносите из сначала медленно, тщательно выговаривая все звуки, а потом быстрее, доводя темп до максимально возможного.
Особенно важны для четкой дикции скороговорки на твердые согласные (например, «На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора») и на сонорные звуки (например, «На мели мы лениво налима ловили, и меняли налима вы мне на линя, о любви не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня»).
3
Произнесите быстро следующую скороговорку: «Истерически разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли совершенно акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе и изобретавшим усовершенствованные пылепневмомешковыколачиватели». Это скороговорка для студентов ГИТИСа. Если вам удалось ее произнести быстро, то вы прекрасно справились с предыдущими заданиями. Если нет — продолжайте работать над дикцией.
4
Для того, чтобы свободно владеть речью, необходимо преодолеть смущение и неуверенность в себе. Для этого чаще говорите себе, что вы все можете, вам все по силам. Выполняйте ежедневно следующее упражнение:
— закройте глаза и представьте себя победителем. Может быть, это победа на спортивных состязаниях или на школьной олимпиаде. Кому что ближе. Посидите с закрытыми глазами минут 10, чтобы рассмотреть во всех подробностях свою победу.
———————————————
удачи ,Пикабушники 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *